Информационная перегрузка. Неэффективное мышление. Скорая помощь. Информационный взрыв

В последнее время много говорят об "информационной революции", "информационном взрыве", о переходе земной цивилизации к "информационному обществу". Что же вкладывают специалисты в эти и многие подобные понятия и термины, своей необычностью, непривычностью звучания и яркостью в буквальном смысле слова захлестнувшие страницы газет и журналов, а также электронные средства массовой информации? Всё дело в том, что они теснейшим образом взаимосвязаны с проблемами обеспечения информационно-психологической безопасности России и русского народа, являющегося базовым компонентом государства. Сегодня уже никто не удивляется обилию разнообразной техники, заполонившей многочисленные офисы фирм и компаний, органов власти и управления. Компьютеры, принтеры, сканеры, мобильные телефоны, пейджеры и другие средства получения и обработки информации используются во многих областях человеческой деятельности, и количество сфер применения будет постоянно расти. Кроме того, уже и в системе среднего образования вводятся новые специальности для учителей, например, так называемые "тьюторы" будут готовить учеников школ для работы в глобальных компьютерных сетях, в том числе и в Интернете. Научно-технический прогресс нельзя остановить. Надо реагировать на происходящие в мире (в том числе и в информационной сфере) изменения адекватно. Если рассматривать данную проблему именно под таким углом зрения, то для русской глубинки государственными структурами должны быть разработаны и введены в практическое использование соответствующие программы государственной поддержки тех регионов, которые нуждаются в дотационных вливаниях. Кроме этого, наконец-то, должен быть ликвидирован дисбаланс в правомочиях субъектов Российской Федерации. Нормативные акты всех регионов России в законодательном плане не должны расходиться с норма-ми Федерального центра, с Конституцией России. Имеется масса отличных документов, принятых и утверждённых высшими должностными лицами России. Среди них и Доктрина информационной безопасности России, утверждённая Президентом страны В.В. Путиным в сентябре 2000 года. Данный документ смело можно назвать программным актом государственных структур в информационной сфере. России предстоит искать и находить ответы на постоянно возникающие вызовы времени, давать возможность роста молодому поколению, способному служить на пользу своей Родине. В самом термине "информационно-психологическая безопасность" видно тесное переплетение различных сфер - информационной, психологической и других. На самом деле проблема, скрываемая за названием, ещё более глубокая и важная: защита национальных интересов от вредоносных, несанкционированных, враждебных информационно-психологических воздействий. Что можно отнести к таким воздействиям? Их спектр охватывает не только названные в разделе сферы. Рассмотрим простейший пример - рекламное воздействие на массовое сознание. Здесь мы сталкиваемся с так называемым "25-ым кадром", когда влиянию самой тематикой рекламных роликов подвергается подсознание человека. Одна из задач торговой сферы - сбыт продукции. Одна из важных задач государства - защита собственного населения от недобросовестной или ложной рекламы. Здесь надо приходить к взаимовыгодному решению накопившихся вопросов. Именно сегодня очень мощному внешнему воздействию подвергается и духовная сфера российского общества, или, говоря языком официальных документов, "сфера духовной жизни". Нет ли в ней сегодня проблем? - можно задать такой вопрос и сразу же на него ответить - конечно, есть. И эти проблемы надо решать. Детская беспризорность, наркомания, пьянство, безработица, выталкивающая за ворота предприятий многих, заставляя их менять сферы деятельности, насаждаемые в некоторых СМИ чуждые для жителей России ценностные ориентиры заставляют предположить, что не всё благополучно в нашем общем доме. Одна из задач органов власти и управления - решение названных проблем. Возвращаясь к проблематике статьи, надо отметить следующее. Для того, чтобы научить подавляющее большинство населения грамотной работе с информацией, надо создавать специальные подготовительные центры. Иначе прогрессивно нарастающая лавина разноплановой информации может захлестнуть своими потоками неподготовленных людей. Поэтому и психологическую сферу (психосферу) человека следует готовить к работе в условиях информационных перегрузок постепенно. Одна из особенностей человеческой психики как таковой - медлительность изменений. И это, на самом деле, очень хорошо. Человек, пропуская через свой внутренний мир определённые внешние перемены, успевает к ним адаптироваться. Но всё равно это связано с возникновением разнообразных перегрузок. А то, что такие перегрузки будут увеличиваться и разрастаться, скоро заметят (если ещё не заметили) многие. В связи с этим и в школьные программы, и в курсы подготовки специалистов с высшим образованием сегодня вводятся новые дисциплины.

Одна из проблем многообразия профессий - количество затрачиваемого на подготовку специалиста времени и качество подготовленного специалиста. Вопрос: можно ли научить человека работе на компьютере за несколько занятий? Ответ: да, вполне возможно. Вопрос: будет ли такой специалист разбираться в премудростях структуры персонального компьютера, сможет ли он заниматься, как говорят специалисты, "железом" (начинкой)? Ответ на данный вопрос также лежит на поверхности: нет, не сможет. Поэтому наряду с краткосрочными курсами повышения квалификации должны существовать базовые образовательные системы, в ходе освоения которых люди получат фундаментальную подготовку по широчайшему кругу вопросов. Такие специалисты всегда высоко котируются на профессиональных рынках. Они окажутся тем "золотым фондом" русского народа, который и будет вести Россию в XXI веке. Что касается предотвращения перегрузок по информации, то одна из задач центров, которые можно было бы создать в данной области, должна быть адаптация и обучение людей поиску объективной, достоверной и своевременной информации. Если частично рассмотреть зарубежный опыт, то очень любопытные примеры дает нам Япония. Безусловно, это очень информатизированная и компьютеризированная страна.

На некоторых предприятиях там сталкиваются с проблемой информационных перегрузок. Симптомы тесно связаны с общей стрессовой усталостью. Называют сами японцы данное заболевание "кароши". Последствия его достаточно трагичны, вплоть до смертельных исходов. Как свидетельствуют сухие цифры статистической отчётности, в середине девяностых годов от таких перегрузок на японских предприятиях и в учреждениях ежегодно погибало на рабочих местах до десяти тысяч человек(!). Данная статистика свидетельствует о серьёзности возникающей проблемы. Ещё не так давно шёл извечный спор между "физиками" и "лириками" о приоритетах образования. Предметом дискуссий была проблема так называемого гуманитарного и технического образования. Сегодня на повестке дня оказывается универсальность образовательных систем и переплетение образовательных программ. А это всё напрямую связано с вопросами получения, обработки и использования информации.

Если русский народ сможет адекватно среагировать на быстро происходящие изменения мирового уровня (в том числе и на так называемую "глобализацию"), сохранив при этом свою душу и самобытность, значит, уже в скором времени все почувствуют и увидят позитивные тенденции. Но для этого нужно много и кропотливо работать, налаживать системы поиска и отбора талантливой молодёжи, допуска их к ресурсным базам, обучения и использования на передовых рубежах для защиты национальных интересов нашего народа. Завершая данную статью, хотелось бы выделить следующее.

Для решения многочисленных проблем, поднятых в материале, предстоит очень много трудиться, не покладая рук. Задача общественности, средств массовой информации - поднимать вопросы, если они существуют, предлагать свои (возможно, и авторские) варианты решения накопившихся проблем, а задача властных структур - находить мостки для реализации на практике принимаемых решений, чтобы они работали на благо личности, общества и государства, защищая жизненно-важные интересы триединого целого в самых разных сферах жизнедеятельности, в том числе и в информационной как одной из важнейших составляющих современного общества.

Что же несет человеку воспринимаемая им из внешнего мира информация в наше время? На первый взгляд - комфорт. Информация - это и газетные полосы, и экраны телевизоров, и прогноз погоды, и объявление в аэропорту - ощутимые элементы жизни современного человека, несущие ему неисчислимые удобства и позволяющие сделать вывод о том, что чем больше информации, тем увереннее чувствует себя человек, тем больше его возможности и тем выше степень комфорта, который он ощущает.

Однако, приглядевшись повнимательнее, мы увидим, что информация несет нам не только комфорт, но и подвергает серьезному испытанию наш организм, все больше «переключая» его с физической деятельности, которая так естественна для него, на деятельность умственного, информационного характера, в которой наши мышцы не участвуют. Мы все являемся свидетелями все большей замены физического труда трудом умственным, т.е. трудом, связанным с обработкой информации. Вместе с тем обработка информации требует от нас большого напряжения, и перегрузки информационные не менее страшны для организма, чем перегрузки физические. Если учесть, что профессий, связанных с тяжелым физическим трудом, осталось уже не так много, а профессий, требующих от человека напряженного умственного труда, становится все больше и, кроме того, тенденция увеличения «информационной нагрузки» на человека сохраняется, то, пожалуй, настало время серьезно задуматься над тем, что же несет человечеству его удивительная способность обрабатывать информацию. Добро или зло? С одной стороны, мы, благодаря ей, пользуемся комфортом даже в безбрежном океане и космосе, а с другой - она становится причиной огромных нервных перегрузок.

Как видим, влияние информации на жизнь нашего современника велико и противоречиво. Чтобы представить, каким будет это влияние в будущем, надо понять, почему оно стало таким, каким мы наблюдаем его сегодня. Желание глубже понять роль информации в жизни человеческого общества, видимо, приведет нас к самым ранним стадиям его развития.

Развитие общественных сетей доступа идет высокими темпами, и без всякого преувеличения в настоящее время можно говорить об «информационном взрыве». Сети перестали быть уделом специалистов, в Интернет хлынул поток новых пользователей, зачастую не представляющих принципов работы сети - поток Потребителей. Как и всякое явление, наличие потребителей в сети имеет свои плюсы и минусы. В любом случае наличие потребителей превращает Интернет в общественную сеть, меняет представление о жизни, как уже было неоднократно сказано, строится новое информационное общество - цифровое общество.

В настоящий момент можно смело говорить об информационном взрыве. Что мы понимаем под эти понятием?

Информационный взрыв характеризуется следующими признаками:

  • - ускоряющимся ростом количества информации;
  • - убыстряющимся темпом появления новинок и изменений;
  • - быстрым обесцениванием, устареванием имеющейся информации и знаний;
  • - интенсивным ростом индустрии информации.

Хозяйство впитывает все больше и больше знаний и информации. Электронизация хозяйственной деятельности становиться реальностью:

  • - информация трансформируется в цифровую, становится обрабатываемой на компьютере;
  • - инструменты и приборы содержат все больше электроники, приобретают свойство интеллекта, в центре всего становится компьютер;
  • - в любой сфере деятельности становится невозможным обойтись без использования электронных приборов - компьютеров;

Мобилизация и развитие сетей происходит сверхбыстрыми темпами:

  • - каждый пользователь становится доступен когда угодно и где угодно даже без провода;
  • - все большая часть услуг, данных, коммуникаций проводится через сети;
  • - расстояния упраздняются, радикально уменьшается необходимость в поездках;

Свобода коммуникаций - осуществление древнейшей мечты человечества:

  • - обмен информацией становиться глобальным и распространяется на всю планету;
  • - в процессе коммуникации возможно использовать любой элемент передачи информации (звук, фотография, фильм и другое);
  • - человек может одновременно обратиться к целой группе людей;
  • - каждый может сделать себя доступным для массы других людей;
  • - человек становиться, способен эффективно общаться с группами самых разных размеров.

Свободное перемещение информации - основа объединения и демократии. Появляющиеся в самых разнообразных формах данные, знания, идеи и мысли становятся свободно и быстро доступны для широких масс. Свободное перемещение денег, работы (например, программирование), товаров (все, что появляется в виде информации). Знания также подвержены глобализации. Границы становятся прозрачными.

Информатизированная сетевая экономика - основа нового мира. В производстве и экономике критическим ресурсом становится знания и информация. информатизация компьютерный массовый общество

Если частично рассмотреть зарубежный опыт, то очень любопытные примеры дает нам Япония. Безусловно, это очень информатизированная и компьютеризированная страна.

На некоторых предприятиях там сталкиваются с проблемой информационных перегрузок. Симптомы тесно связаны с общей стрессовой усталостью. Называют сами японцы данное заболевание "кароши". Последствия его достаточно трагичны, вплоть до смертельных исходов. Как свидетельствуют сухие цифры статистической отчётности, в середине девяностых годов от таких перегрузок на японских предприятиях и в учреждениях ежегодно погибало на рабочих местах до десяти тысяч человек.

Основную опасность таят в себе не потоки информации сами по себе, а их соотношение с возможностями человека по их обработке. И так как информационный взрыв изменил это соотношение не в пользу человека, то наступил информационный кризис.

Лавина информации столь сокрушительна, что человек просто капитулирует, не в силах ее переработать Его интерес к информации ослабевает, а та информация, которую ему предлагают, рассматривается им не как жизненно важная помощь, а как дополнительное затруднение.

Хотя дальнейший прогресс человечества немыслим без возрастания объемов информации, тот же рост ее становится и помехой прогрессу! В этом суть информационного кризиса. Быстро увеличивающиеся потоки информации все труднее обрабатывать, а следовательно, и использовать.

Существенные трансформации происходят в массовом сознании. Наибольшее воздействие на этот процесс оказывают электронные СМИ, к которым примкнула глобальная компьютерная сеть "Интернет". С одной стороны, выбор информационных продуктов и услуг сегодня богат как никогда. Каждый может формировать собственное информационное "окружение" по своему вкусу и запросам. Этому способствует рост числа телевизионных каналов, альтернативных источников информации, экономическая доступность продуктов развлекательной индустрии для больших масс людей.

С другой стороны, происходит заметная унификация массового сознания, поскольку люди "потребляют" практически одновременно одни и те же новости, особенно глобального характера, идет массированная пропаганда образа жизни, присущего западной, техногенной цивилизации, в различных странах рекламируются одни и те же группы товаров. Особенно сильно этот механизм "глобализации массового сознания" воздействует на молодежь. Соответственно через пару десятилетий вырастет поколение людей, разделяющих гораздо больше стереотипов сознания, чем их предшественники.

Проблема выбора информационных продуктов и услуг для большинства людей обременительна. Они привыкли быть потребителями. Поэтому технические возможности, допустим, 50-ти канального телевещания, натолкнутся на спросовые ограничения. Кроме того, в мировом медиабизнесе идут серьезные процессы концентрации капиталов и организационных слияний, что приведет к доминированию на глобальных рынках медиапродукции нескольких информационных империй, определяющих, что смотреть и слушать человечеству.

Последствия перехода к информационному обществу оказываются далеко не столь радужными, как они виделись еще несколько десятилетий назад, когда впервые заговорили о нем, как более высокой ступени развития человечества. Информационная перегруженность стала обратной стороной прогресса. В этих условиях приобретают особую значимость навыки информационной защиты, способность фильтровать поступающие сведения, отсеивая ненужные информационные потоки. Возрастает потребность в «искусственном интеллекте» - мощных компьютерных системах, автоматически распределяющих и обрабатывающих данные и снижающих нагрузку на работников информационной сферы.

(Урсул А. Д.). Станислав Лем описал эту проблему и вызываемую ей инфляцию культуры в «Summa Technologiae » (1964) , повторяя позже неоднократно (например, сатирически - в «Перикалипсисе» из сборника «Абсолютная пустота », 1971).

Цивилизационные тренды развития информационного общества характеризуются тем, что в г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт). За пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объем информации в мире возрастает ежегодно на 30 %. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт .

По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. По большей части (до 95 %) этот поток состоит из неструктурированных данных (лишь 5 % составляют различные базы данных - тем или иным образом структурированная информация).

Исследования вопроса

Развиваются: методология и статистика измерений в обществе информации и информационных нагрузок , регламентация федеральным законодательством безопасного содержания информации.

Информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический . По Мальтусу , человечество как производитель отстает от себя же как потребителя, то есть речь идет о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества все же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества - не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстает от его же материальных потребностей, то еще более отстает информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселенности, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить - но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?

- М. Н. Эпштейн , "Информационный взрыв и травма постмодерна"

См. также

  • Информационная перегрузка /Информационный шум

Напишите отзыв о статье "Информационный взрыв"

Примечания

Отрывок, характеризующий Информационный взрыв

Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?

Информационный взрыв - это процесс при котором идет постоянное увеличение скорости и объёмов информации в мировом масштабе.

Так же стоит рассказать о информационных барьерах. Эта концепция была разработана академиком В. М. Глушковым. Представляет она расхождение между информационными запросами общества и техническими возможностями их осуществления. По Глушкову существует три информационных барьера:

1) Связан с открытием письменности, дающая возможность сохранять и передавать знания. До этого момента человеческий мозг являлся единственным местом, где хранилась информация. Этот барьер был преодолен приблизительно в 5 тысячелетии до н. э.

2) Связан с появление книгопечатания, это событие резко увеличило число информационных носителей. Преодолен этот барьер приблизительно в 15 веке. Позднее возникли новые методы распространения и хранения информации, такие как: телеграф, телефон, фотография, телевидение, кино, магнитные записи. Но пропускал информацию человек по прежнему через свой мозг, человеческий мозг обрабатывал эту информацию.

3) Связан с появлением Электронно-Вычислительными Машинами (ЭВМ), позволившие на порядок увеличить скорость обработки информации. Этот барьер был пройден в середине 20 в., вместе с появлением первого компьютера. В тот момент объёмы информации оказались настолько большими, что мозга человека и его способностей для этой обработки стало просто не хватать.

И соответственно видно, что рост информации стал особо значителен после НТР. Если сейчас проанализировать прирост информации, то можно увидеть простую экспоненциальную зависимость роста количества информации от времени, которая показана на рисунке ниже.

Михаил Наумович Эпштейн в своей книге "Информационный взрыв и травма постмодерна" пишет, что: " Два века назад, в 1798 году, Томас Р. Мальтус выпустил свой знаменитый "Опыт о законе народонаселения и его воздействии на будущее усовершенствование общества"", где определил закон диспропорции между ростом количества населения и количеством природных ресурсов, нужных для жизни человечества. Оказывается, что человечество увеличивается в геометрической прогрессии, а природные ресурсы возобновляются со скоростью, описываемой арифметической прогрессией. И Мальтус предсказал, что с такими темпами роста людей, на Земле, просто не останется ресурсов, чтобы прокормить человечество и наступит голод. Но к концу 20 века эту проблему удалось отчасти миновать за счет развития технологий, и за счет "...успехам просвещения, резко сократившего рождаемость в цивилизованных странах."

И спустя две сотни лет после Мальтуса, появляется новая проблема, но на этот раз уже не демографическая, а информационная.

Информационный взрыв проявляется в следующем:

  • Появление противоречий между ограниченными способностями человека по обработке информации и существующими мощными потоками и размерами хранящейся информации.
  • Существование огромного количества ненужной(избыточной) информации, затрудняемая восприятие полезной для потребителя информации.
  • Возникновении всевозможных экономических, политических и других социальных барьеров, препятствующие распространению информации. Например, секретная информация нужная для определенного производства.

Последствий у информационного взрыва много, хотел бы рассказать о проблеме, человеческого интеллекта после информационного взрыва.

§2. Интеллект человека после информационного взрыва.

Что такое интеллект? В Большой Советской Энциклопедии сказано, что "интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п."

Чтобы человек чувствовал себя нормально, нужно чтобы он развал в себе 3 составляющие: физическую, духовную и интеллектуальную. Если отнять хоть одну из составляющих, то человек не сможет существовать.

Чтобы тренировать интеллект, нужно чтобы работал мозг, т.е. читать, думать, и т.д., но делать это постепенно и полностью, а не скачками и везде по чуть-чуть.

Вот в том-то и проблема информационного взрыва. Происходит отставание человека от человечества. Возрастает дисбаланс между "развитием человеческой индивидуальности, ограниченной биологическим возрастом, и социально-технологическим развитием человечества, для которого пока не видно предела во времени." С всяким новым поколением на личность человека накладывается все более тяжкий груз знаний и впечатлений, накопленные в предыдущих веках и с которыми человек не в состоянии усвоить.

Вся это сумма знаний и то обширное количество информации, накапливающееся в промежутке допустим 16-17 веков, теперь доставляется в нашу голову, в течение одной недели, то есть скорость создания информации увеличивается в тысячи раз, при том, что и информация, накопленная всеми предыдущими временами, также непрерывно суммируется и обновляется в составе новых информационных ресурсов.



Выходит, что человек современного рубежа (20-21) столетий должен за свою жизнь понять в колоссальное количество раз больше информации, чем его соотечественник живший где-то 300-400 лет назад.

Можно привести некоторые статистические данные связанные с информационным взрывом, основными пострадавшими которого являются последние два-три поколения 20 века.

Лучшие мировые библиотеки увеличивают свое количество книг и сокровищ в 2 раза каждые 14 лет. В начале XIII века библиотека Сорбонны в Париже считалась самой большой в Европе: она содержала 1338 книг.

Ежедневный выпуск газеты "Нью-Йорк Таймс" имеет больше информации, чем средний англичанин 17 века изучал за свою жизнь.

За последние 30 лет произведено больше новой информации, чем за предыдущие пять тысяч лет.

Следовательно, человек возможно чувствует себя ущемленным в развитии, калекой, неспособным полновесно сопоставляться с окружающей его информационной средой.

Вольтер говорил: "Многочисленность фактов и сочинений растет так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям"

Это и подтверждается в 21 веке, все меньше и меньше людей читают классические романы 17-19 веков, а некоторые вообще знают о их существовании только из энциклопедий, и кратких пересказов, кинофильмах, статьях в журналах и Интернете. Это вполне ожидаемо, т.к. появилось большое количество информации, которое невозможно изучить человеку за его жизнь. И Эпштейн М.Н. в своей книге говорит, о том, что если бы увеличить среднюю продолжительность жизни человека до тысячи лет, то культура пришла бы в свое нормальное русло, и человеку бы хватило и времени и сил на то, чтобы прочитать никуда не спеша все великие произведения классиков, и изучению различных аспектов отводилось бы больше времени, чем при обычной человеческой жизни.

Если раньше нужно было ездить по миру, чтобы достать определенную книгу, то сейчас даже можно почти не ходить в библиотеку, т.к. все книги умещаются в компьютерной памяти. К примеру по исследованиям проведенным Университетом в Карнеги-Мэллон за все время жизни книгопечатания люди создали более 100 миллионов книг. Почти 28 миллионов из них можно найти в Библиотеке Конгресса.
Обычно, книга в формате DOC в среднем весит до мегабайта. Следовательно, объем всех книг в электронном виде в Библиотеке Конгресса получается близко к 28-терабайт.

Еще подсчитано, что прирост информации, находящийся в Интернете по небольшим подсчетам, составляет по 20 терабайт данных в месяц.

Впечатляющие цифры неправда ли?

И что же будет, если в человеческий мозг за такое короткое время затолкать столько информации, а ведь надо её еще проверить на истинность, ведь если почитать различные сообщения в Интернете по поводу одной проблемы, то почти каждый автор говорит об этой проблеме по разному, или даже противоречит иногда сам себе. Так что же будет с мозгом при такой ситуации, мне кажется он "взорвется", или человек просто "сойдет с ума" от этой всей быстроразвивающейся информации.

Человечество как производитель отстает от себя же как потребителя, то есть речь идет о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества все же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества - не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстает от его же материальных потребностей, то еще более отстает информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселенности, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить - но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?

По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. По большей части (до 95 %) этот поток состоит из неструктурированных данных (лишь 5 % составляют различные базы данных - тем или иным образом структурированная информация).

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационный взрыв" в других словарях:

    Информационный взрыв - резкое увеличение объема информации, к рую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности; является следствием НТР … Педагогический словарь

    Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? взрыва, чему? взрыву, (вижу) что? взрыв, чем? взрывом, о чём? о взрыве; мн. что? взрывы, (нет) чего? взрывов, чему? взрывам, (вижу) что? взрывы, чем? взрывами, о чём? о взрывах 1. Взрыв какого либо… … Толковый словарь Дмитриева

    Информационный бюллетень 5/2010: Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве - Терминология Информационный бюллетень 5/2010: Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве: Взрывоопасный предмет (ВОП) боеприпас или устройство, в том числе самодельное, содержащее взрывчатое вещество или пиротехнический состав и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Добавить иллюстрации. Добавить информацию для других стран и реги … Википедия

    Менеджмент - (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

    Географическая энциклопедия

    Россия Российская Федерация РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

    Совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Книга (значения). Книга термин, имеющий несколько значений: Давид Т … Википедия

Книги

  • Вирусное видео: секреты и технологии , Богатов, Валерий. "Вирусный маркетинг" и "вирусное видео" - эти словосочетания прочно вошли в нашу жизнь. Вирусное видео сегодня используют производители товаров и известные бренды, атак же политические силы.…