Рекомендации как правильно записать диск для магнитолы. FAQ по записываемым компакт-дискам и приводам CD-R

Что такое записываемый компакт-диск?

Записываемые компакт-диски или CD-R - это оптические диски, производимые по технологии, позволяющей пользователю самостоятельно создать собственный компакт-диск в одном из электронных форматов. По внутренней структуре CD-R представляет собой обычный компакт-диск, в котором отражающий слой выполнен преимущественно из золотой или серебряной пленки, а между ним и поликарбонатной основой расположен регистрирующий слой (dye-слой) из органического материала, изменяющего степень отражения при нагревании. В процессе записи лазерный луч нагревает выбранные точки слоя, которые темнеют и перестают пропускать свет к отражающему слою, образуя участки, аналогичные питам. В основе производства лежит технология изготовления дисков для однократной записи (WORM - Write Once, Read Many), стандартизованные компаниями Philips и Sony и описанные в соответствующей документации (стандарт Orange Book, Part II).

В чём отличие CD-R от перезаписываемого диска CD-RW?

В перезаписываемых дисках используется промежуточный слой из органической пленки, изменяющей под воздействием луча свое фазовое состояние с аморфного на кристаллическое, и обратно - в результате чего меняется прозрачность слоя. Фиксация изменений состояния происходит благодаря тому, что материал регистрирующего слоя при нагреве свыше критической температуры переходит в аморфное состояние и остается в нем после остывания, а при нагреве до температуры значительно ниже критической восстанавливает кристаллическое состояние. CD-RW диски выдерживают от тысяч до десятков тысяч циклов перезаписи. Однако их отражающая способность существенно ниже штампованных и однократных CD, что затрудняет их считывание в обычных приводах. Для чтения CD-RW формально необходим привод с автоматической регулировкой усиления фотоприемника (Auto Gain Control), хотя некоторые обычные приводы CD-ROM и бытовые проигрыватели способны читать их наравне с обычными дисками.

Для чего применяются CD-R диски?

На CD-R организуется та же информационная структура, что и на штампованных дисках - TOC и набор дорожек различных типов. Это позволяет пользователю создавать компакт-диски всех индустриальных стандартов, включая звуковые диски (CD-DA), видео диски (Video CD), диски с данными (CD-ROM), фотографиями (Photo CD). CD-R диски позволяют хранить довольно солидный объем информации: до 700 Мб данных, что соответствует 80 минутам высококачественного стереофонического звучания.

Чем объясняется различный цвет рабочей поверхности дисков?

Различным материалом регистрирующего и отражающего слоев. В качестве регистрирующего слоя для дисков CD-R наиболее распространены органические соединения, известные под условными названиями "цианин" (Cyanine) и "фталоцианин" (Phtalocyanine). Цианин имеет голубой (cyan) цвет (от которого и происходит название материала, не имеющее отношения к цианидам - химическим производным циановодорода) и характеризуется средней стойкостью к облучению светом и перепадам температуры. Фталоцианин имеет светло-зелёный цвет и является более стойким к внешним воздействиям.

В качестве отражающих материалов используют золото и серебро, реже - алюминий и сплавы. Соответственно, и рабочая поверхность диска с отражающим слоем из бесцветного металла имеет цвет своего регистрирующего слоя - светло-зелённый для сочетания "фталоцианин-серебро".

Что надо для того, что бы создать свой диск самому?

Для того чтобы самостоятельно записать диск, необходимо иметь чистый CD-R диск, оснащённый устройством записи - CD рекордером (CD Recorder), и соответствующее программное обеспечение.

Что такое скорость записи CD-R?

Термин "скорость записи" определяет, насколько быстро данные могут быть записаны на CD-R диск. Маркировка 2х, 4x, 6x, 8x, 12x, 16x, 20x, 24x,32х, 40х, 48х показывает, во сколько раз быстрее устройство записывает данные по сравнению с односкоростным эталоном. Под одной скоростью понимается скорость передачи данных, равная 150 Кб/сек. Таким образом, маркировка "2х" означает, что данные могут записываться со скоростью 300 Кб/сек, соответственно "8х" - 1.2 Мб/сек, а "16x" - 2.4 Мб/сек. Необходимо принять во внимание, что реальная скорость может различаться в зависимости от выбранного формата записи, так как данные записываются в режиме 2"048 байт на блок, а звуковая информация - в режиме 2"352 байта на блок. Поэтому реальное время записи одного полного диска в зависимости от формата может несколько отличаться. Обычно маркировка приводов CD-ROM состоит из одной цифры, отражающей, с какой максимальной скоростью данные могут быть считаны. При этом указывается самый быстрый для чтения формат - CD-ROM Mode 1, да еще, к тому же, при измерении на внешнем периметре диска. Маркировка CD рекордеров содержит три цифры: первая - скорость записи CD-R дисков, вторая - скорость перезаписи (CD-RW диски), третья - скорость чтения. Соответственно, маркировка 16x10x40 для CD рекордера означает, что он способен записывать CD-R диски со скоростью 2.4 Мб/сек, CD-RW диски со скоростью 1.5 Мб/сек, читать диски со скоростью 6 Мб/сек. Если же маркировка состоит из двух цифр, то это значит, что такой привод не может работать с CD-RW дисками.

Что такое запись диска в режиме disc-at-once (DAO) - диск сразу?

Это такой режим записи, когда диск записывается сразу от начала до конца, без перерывов. Т.е. луч лазера включается в начале записи диска, а отключается только по окончании записи. Вначале на диск записывается специальная информация, отмечающая начало записи (lead-in), затем непосредственно данные, а в конце финальная информация (lead-out). Как правило, метод DAO предпочтителен в том случае, если в дальнейшем диск будет передан для тиражирования на завод, а записываемый CD-R является мастер-диском. Запись в режиме DAO позволяет избежать связок входных (run-in) и выходных (run-out) блоков, которые ассоциируются оборудованием мастеринга с мультисессионной (multisession) записью и делают диск непригодным для изготовления матрицы, с которой будет производиться тираж.

Что такое запись диска в режиме track-at-once (TAO) - дорожка сразу?

Режим записи TAO позволяет записывать диск не сразу от начала до конца, а в несколько заходов: первоначально на диск можно записать одну звуковую дорожку (track), затем другую и так далее. Соответственно, сколько дорожек записано на диске, столько раз при записи лазерный луч будет включаться и выключаться. Включение-выключение лазера воспринимается звуковыми проигрывателями, как пауза между дорожками длительностью в 2 сек. Следует отметить, что звуковой диск, записанный таким образом, сможет считываться на обычном CD плеере только после того, как будет записана таблица содержания (TOC - table of content). После записи TOC добавление дорожек на диск становится невозможным.

Что такое запись диска в режиме session-at-once (SAO) - сессия сразу?

Режим записи SAO обычно применяется при записи формата CD-Extra - формата, сочетающего на диске звуковую часть (формат CD-DA) и программную часть (формат CD-ROM). При записи в режиме SAO луч лазера включается в начале записи звуковой части, выключается по окончанию записи треков, затем включается в начале записи части данных и выключается по окончании записи. Для подготовки дисков в формате CD-Extra также применим режим TAO. В этом случае во время записи звуковой части лазер будет включаться/выключаться такое количество раз, сколько на диске размещается треков.

Что такое режим записи multisession (мультисессия)?

Мультисессией называется режим записи, позволяющий дописывать компакт-диск, то есть добавлять новую информацию к ранее записанной. Каждая сессия содержит запись начала сессии (lead-in), затем сами данные и финальную информацию о сессии (lead-out). В отличие от режима записи в одну сессию (disc-at-once) или компакт-диска, выпущенного методом литья под давлением, таких сессий на одном диске может быть до 99.

При записи в режиме мультисессии, информация о структуре предыдущих записей копируется в новую сессию и может быть исправлена. Таким образом, при записи в режиме мультисессии пользователь может уничтожить информацию о структуре уже ненужных или устаревших записей, не включив ее в новую таблицу содержания (TOC - table of content). Это означает, что появляется возможность "стирать" ненужную ему информацию с компакт-диска, хотя на самом деле физически она продолжает оставаться на диске и может быть восстановлена с помощью специального программного обеспечения.

Недостатком режима мультисессии является то, что непроизводительно расходуется объем диска, так как отделяет одну сессию от другой. Каждый раз теряется около 13.5 Мб (6"750 блоков). Чем больше сессий записано на диске, тем больше теряется места под разделители сессий. Кроме того, некоторые старые модели CD-ROM (обычно выпуска до 1994 года) не могут считывать мультисессионные диски.

Что такое финализация (finalization) и фиксация (fixation) CD-R диска?

Финализация - это процесс, завершающий запись сессии, т.е. в случае, если на диск записывается сессия, то она должна завершаться финализационной записью, представляющей таблицу содержания сессии TOC (table of content). В случае если на тот же диск записываются последующие сессии, то каждая из них должна завершиться финализационной записью. Финализация требуется для того, чтобы привод CD-ROM мог считать запись с компакт-диска. Если компакт-диск финализирован целиком или правильнее будет сказать фиксирован, то на него невозможно произвести дописывание сессий, хотя бы на диске и имелось свободное пространство.

Как делается запись звуковых компакт-дисков?

Звуковые диски (CD-DA) записываются из набора звуковых файлов формата RIFF WAVE (расширение.WAV), формат файлов - стерео, 16 разрядов, 44.1 кГц. Каждый файл может быть записан на собственную дорожку (режим TAO), либо все файлы записываются на одну дорожку (режим DAO). В режиме TAO за счет записи зон pre-gap между дорожками возникают физические промежутки, слышимые как двухсекундные паузы в звуке; в режиме DAO файлы пишутся встык и дают непрерывное звучание. Независимо от режима записи каждый файл оформляется в виде отдельной "звуковой дорожки", смена которых отмечается субкодом Q, а адреса записываются в TOC.

Поскольку объем дорожки всегда кратен размеру кадра (2352 байта), то звуковые файлы округляются до целого числа кадров путем дописывания нулей (тишины) в конце. В случае непрерывной звуковой программы, полученной разрезанием большого звукового файла не несколько частей и записи их в режиме DAO, такое округление может привести к заметным на слух помехам.

Почему привод выбросил диск, не закончив запись?

Наиболее надежный режим записи - с предварительным построением образа диска (image), который формируется во временном файле до включения записи, а затем максимально равномерно и последовательно переносится на диск. В этом режиме, если нет других снижающих быстродействие причин, практически не требуется запаса по быстродействию.

Если же самопроизвольное прерывание записи, осуществляемое с использованием данного режима, всё-таки произошло, то вероятной причиной скорей всего могло быть следующее:

На компьютере запущено слишком много процессов, использующих шину передачи данных. Чаще всего это резидентные антивирусные программы, отслеживающие любые обращения к дисковым накопителям. До начала записи CD-R диска рекомендуется деактивировать подобные программы.

Слишком низкая производительность компьютера. Рекомендуется использовать утилиты для определения максимально возможной скорости записи. Такие утилиты обычно входят в состав программного обеспечения для записи CD-R дисков.

Неисправность рекодера: все устройства для записи дисков имеют ограниченный срок службы и со временем перестают работать должным образом.

Дефекты диска: часто встречаются на дисках без этикетки от неизвестного производителя, либо образовались на поверхности, как следствие небрежного обращения и хранения без упаковки.

Почему "тормозит" компьютер при записи?
Снижать быстродействие системы могут:

Параллельно работающие приложения, в том числе системные процессы - например, оптимизаторы памяти или диска, серверы файлов, принтеров, баз данных или электронной почты, размещенные на записывающей машине, когда к ним происходит обращение по сети;

Наличие пассивного подключения к сети, при котором принимаемые пакеты могут вызывать срабатывание системных процессов;

Или программы защиты экрана (screen savers), автоматически активизируемые в паузах работы пользователя;

Чрезмерная фрагментация исходных дисков, повышающая накладные расходы на позиционирование по диску;

Недостаток оперативной памяти, вызывающий откачку (свопинг) на диск;

Динамическое изменение системой объема файлового кэша; при наличии критичных к скорости приложений рекомендуется задавать постоянный объем (файл System.ini, секция , ключи MinFileCache/MaxFileCache, значения в килобайтах);

Частое поступление системных прерываний - от модема, мыши, принтера и других устройств;

Работа других приводов CD-ROM (в Windows 95 это - одна из наиболее неоптимальных подсистем) или флоппи-дисководов;

Нахождение записывающего привода на одном кабеле с устройством, с которого в процессе записи поступают данные (файлы или образ);

Неподходящий режим параллельного порта (SPP/Normal вместо EPP) для внешнего CD-R с соответствующим адаптером;

Частая и долгая рекалибровка некоторых моделей винчестеров.

Если все перечисленные причины устранены, но быстродействия все равно не хватает - остается только снижать скорость записи. Если статическое быстродействие системы достаточно для выбранной скорости записи, процесс все же может быть нарушен кратковременными задержками данных в результате "просадки" системы при запуске программ, опознании вставленных дискет и компакт-дисков, перечитывании сбойных участков на исходных носителях, при аварийном завершении параллельных программ и т.п. Запас надежности в этом случае можно приблизительно оценить по объему буфера CD-R, поделив его на скорость записи и получив время, на которое поток данных может изредка безболезненно прерываться.

Если записать 1-16x CD-R диск на 2x и 16x скоростях, то какая из копий будет лучше?

В общем-то, зависимости скорости записи от скорости чтения нет. Поэтому если диск предназначен для записи в диапазоне скоростей от 1x до 16x, то вы можете выбирать любую удобную скорость. Однако если вдаваться в этот вопрос глубоко, то чем выше скорость записи диска, тем потенциально выше его качество. Вернее, при повышении скорости записи есть шанс улучшить несколько показателей диска, в том числе один из основных - BLER.

Аббревиатура BLER раскрывается как "Block Error Rate" и обозначает частоту появления блоков информации, которые имеют ошибочные символы (байты), обнаруженные на первом уровне обнаружения и коррекции ошибок C1. Показатель BLER - параметр, который хорошо отражает качество диска в целом, так как зависит от множества факторов, проявляющихся в процессе изготовления дисков.

Стандарт "Красная книга" (Red Book) определяет максимальный BLER <= 220 блоков в секунду. При этом вычисляется среднее значение при измерении на интервалах по 10 секунд. В зависимости от BLER диски делятся на несколько классов (grade) качества:

Grade A (BLER < 6) - диски высокого качества;
Grade B (BLER < 50) - диски хорошего качества;
Grade C (BLER < 100) - диски удовлетворительного качества;
Grade D (BLER < 220) - диски, которые можно использовать, но чтение информации с которых затруднено или велика опасность выхода диска из строя (потеря информации).

Потенциально, диски формата CD-DA могут быть с более высоким BLER, нежели диски CD-ROM (не случайно Red Book допускает довольно высокий BLER - до 220). Однако время жизни аудио диска обычно несравненно большее, нежели диска с программами - музыкальные программы значительно менее подвержены (или вообще не подвержены) моральному старению по сравнению с современным ПО. А высокий BLER говорит не только об опасности потери данных, что не совместимо с долгой жизнью диска, но и о возможных проблемах чтения в некоторых приводах. Поэтому на практике ведущие производители компакт-дисков стараются изготавливать свою продукцию с BLER < 50 (Grade B). CD-R технология позволяет легко наладить производство тиражей с BLER < 20 без дополнительных затрат. А если применять только диски известных производителей, то 100% выход дисков высшего класса качества (Grade A) практически обеспечен.

Записал диск на 2x и он у меня везде читается, а диск, записанный на 16x, не читается нигде, даже на "родном" рекордере. В чём тут дело?

Сказанное про некоторое улучшение качества при записи на большей скорости справедливо лишь в случае, когда используется исправное оборудование и CD-R диск действительно предназначен для записи на высокой скорости.

Производители высокоскоростных (12x и более) устройств записи дают рекомендации по типу компьютера, а также типу применяемых CD-R для того, чтобы диск мог быть успешно записан. Если вы будете следовать данным рекомендациям, то все диски, записанные на различных скоростях, будут практически идентичными вне зависимости от скорости записи. Но часто поставщики заявляют, что их диски сертифицированы на скорость 16x, хотя на самом деле это не так. Кроме того, если у вас поработавший рекордер (в связи с этим привод просто "разболтался") или рекордер, который установлен в корпусе компьютера, охлаждение которого не обеспечивает его нормальной работы, то результаты записи могут быть не предсказуемы. Именно поэтому при серьезном подходе в студийных условиях обязательно проверяется качество записанного диска с использованием анализатора CD/CD-R дисков (например, Clover QA-201D).

Почему-то программное обеспечение для записи распознаёт рекордер, как CD-ROM?

Скорей всего, отсутствуют драйвера для данного рекордера. Необходимо их установить.

Почему некоторые программы для записи CD-R дисков показывают заниженную максимальную скорость записи?

Причиной может быть отсутствие драйвера для привода или устаревшая версия ПО, не поддерживающая высокие скорости записи. Иногда необходима "перепрошивка" BIOS"а привода.

Будут ли диски, записанные на 4x или 8x скоростях, считываться на 20x или 40x скоростных приводах CD-ROM?

Да, будут. Скорость записи не зависит от скорости считывания и наоборот.

Какова разница между 74 и 80 минутными дисками? На каких дисках информация хранится более надежно?

Изначально, стандарт звуковых компакт-дисков "Красная книга" (Red Book) предусматривал компакт-диски, позволяющие хранить 74 минуты стереофонического звучания. Это соответствовало объему данных в 650 Мб. Поэтому после того, как компакт-диски стали применяться для хранения компьютерных данных, вопрос о максимальной емкости не возникал - было принято то же значение в 650 Мб. Затем эта же емкость перекочевала и в стандарт CD-R дисков.

Однако со временем гигантское значение в 650 Мб перестало быть не только гигантским, но и просто большим. Возникло желание увеличить емкость дисков для нужд хранения цифрового видео и данных. Но к тому времени, когда вопрос был поставлен таким образом, в мире уже насчитывались сотни миллионов различных приводов компакт-дисков (CD-ROM, аудио и видео проигрыватели), совместимостью с которыми новые, более емкие диски, должны были обладать. Разработчики пошли сравнительно простым путем: они просто "туже свернули спираль" (дорожка, по которой движется лазерный луч от центра к краю диска) литьевых матриц с которых отливаются CD-R, получив таким образом дополнительную емкость. При этом проблем совместимости не возникло, так как заложенная в читающих приводах точность позволяла отследить более "тугую" спираль. При этом, однако, все ведущие производители CD-R дисков честно предупреждали пользователей о некоторой нестандартности новинки. Но погоня за дополнительной емкостью на этом не закончилась. Появились диски емкостью 90 и даже 99 минут! В последнем случае спираль была "свернута" настолько "туго", что сделанные таким образом CD-R записывались и читались только избранными моделями приводов. Итак, стандартным значением является емкость 650 Мб на диске. Практика показала надежность использования 700 Мб дисков. Хранить же данные на дисках большей емкости, означает поставить под угрозу получение необходимой информации в нужный момент, в следствие возможной несовместимости устройства чтения и носителя.

Попробовал всё же записать 90 минутный диск. Почему-то привод рекордера его не принимает?

Далеко не все рекордеры способны записывать диски, ёмкостью свыше 700 Мб. Поэтому при записи таких дисков необходимо использовать ПО и рекодер, поддерживающие специальный режим - OverBurning.

Говорят, что со временем информация с некоторых CD-R дисков перестаёт считываться. В чём причина, и можно ли быть уверенным за читаемость моих дисков?

Самая крупная "порча", причинившая много бед, зафиксирована в начале 90х гг. Причина в основном заключалась в двух особенностях технологии производства компакт-дисков. При считывании лазерный луч отражается от поверхности специального слоя. Отражаемость лазерного луча очень важна как для приводов CD-ROM, так и для самих дисков. Первой проблемой стала заполняемость лаком краев диска. На дисках, края которых плохо покрыты лаком, окисление затрагивало отражающий слой, из-за чего начинались проблемы с чтением дисков.

Вторая неприятность была вызвана использованием краски, наносимой на внешнюю поверхность диска: она оставались химически активной даже после обработки ультрафиолетовыми лучами. Краска вступала во взаимодействие с отражающим слоем, из-за чего также возникали проблемы с чтением дисков. Производители CD-ROM приняли во внимание оба эти нюанса и внесли соответствующие изменения в процесс производства и выбора материалов.

Производители дисков также извлекли из этого хороший урок. Необходимо принять во внимание тот факт, что при производстве компакт-дисков на заводе методом литья под давлением (инжекционное литье) для светоотражающей подложки применяется алюминий, который может со временем быть подвергнут коррозии. В производстве же CD-R дисков для этих целей применяются благородные металлы, такие как золото и серебро, что значительно уменьшает риск возникновения коррозийного процесса и окисления.

На сегодняшний день многие контрафактные ("пиратские", как правило, no name) компакт-диски изготавливаются на заводах с нарушением технологии. Это зачастую приводит к тому, что диски со временем выходят из строя.

Какой софт лучше использовать для записи ваших CD-R дисков?

В самом деле, на сегодняшний день существует большое количество программного обеспечения для записи: Easy CD, CD Creator, Nero, CD Publisher, Direct CD, WinOnCD, CDRWin (Windows); UniteCD, Disk Juggler , RSJ (OS/2) и т.п., диапазон применения которого весьма широк: от примитивного копирования до профессиональной разработки мультиформатного диска. Считаем, что для большинства пользователей наиболее удачными по простоте обращения и эффективности работы будут NERO 5 (Ahead Software) и WinOnCD (версий от 3.7).

Почему файлы допустимого объема могут не вмещаться на диск?

Как и на магнитные диски, информация на CD записывается блоками - обычно по 2048 байт - и каждый файл занимает целое число таких блоков. В среднем дополнительно расходуемый объем примерно равен половине блока на каждый файл, однако точно это определяется только на этапе построения образа. Кроме этого, общее количество файлов, каталогов и структура их имен влияет на размер области оглавления. Некоторые программы, например Adaptec Easy CD Creator), вычисляют требуемый реальный объем заранее. Для этого нужно дождаться завершения оптимизации, однако общее число блоков все равно может быть не совсем точным. Другие ограничиваются только суммированием размеров файлов. И при близком к предельному объеме данных, в режиме записи "на лету", места на диске может не хватить. В результате чего диск будет испорчен. В таких случаях рекомендуется предварительно строить образ записываемого диска. Число блоков, необходимое для записи образа в формате ISO, можно получить делением размера образа на 2048 для Mode 1 (CD-ROM) или 2352 для Mode 2 (XA), плюс 300 блоков на Pregap/Postgap, плюс еще 2-5 блоков на мелкие неточности.

Как максимально точно скопировать диск?

Лучше всего это делать либо прямым покадровым копированием с диска на диск, либо предварительным снятием образа диска в файл. Первый способ быстрее, но требует наличия двух приводов и чреват сбоями записи в случае ошибок чтения и раскалибровки читающего привода. Второй - надежнее, может быть выполнен на одном приводе, однако требует значительного дискового пространства (до 650 Мб для CD-ROM и до 780 Мб для CD-DA и других форматов дисков).

Для точного копирования CD-DA подходят лишь приводы, способные к точному позиционированию и стыковке кадров.

Промежуточный образ диска в файле можно получить, например, программой SnapShot из пакета DAO. Adaptec CD Copier не позволяет "честным" путем создать образ, однако при использовании одного привода он формируется в заданном каталоге в виде.TMP-файла (формат ISO), откуда его можно переименовать после завершения фазы считывания диска.

Прямое копирование или копирование через образ позволяют копировать загрузочные диски, а также ряд дисков нестандартного формата. Однако, не следует путать покадровое считывание образа диска с его построением заново, что делает, например, Adaptec Easy CD Creator по команде "Create Disk Image" - в этом случае происходит повторное формирование TOC и размещение файлов на диске, в результате чего диск-копия будет совпадать с оригиналом лишь по содержанию, но не по структуре и формату.

Какова надежность дисков CD-R в сравнении со штампованными?

Поскольку отражающий слой дисков CD-R обычно делается из золота и серебра, менее подверженных окислению, чем алюминий в большинстве штампованных дисков, они тускнеют медленнее обычных. Однако материал регистрирующего слоя CD-R более чувствителен к свету и также подвержен окислению.

Наиболее оптимистичная оценка времени жизни дисков на основе фталоцианина - около 100 лет, однако реальные цифры для большинства современных дисков (цианин и другие материалы) могут быть ниже, в зависимости от условий хранения, частого использования и транспортировки.

В продаже появились разноцветные диски CD-R и диски с бесцветным активным слоем. Насколько они отличаются по качеству от обычных (привычных) дисков CD-R?

Оттенки поликарбоната и активного dye-слоя, обуславливающие общий цвет рабочей поверхности, при прочих равных условиях не влияют на качество записи и использования диска.

Все права в отношении данного текста принадлежат автору. При воспроизведении текста или его части сохранение Copyright обязательно. Коммерческое использование допускается только с письменного разрешения автора.

Данный документ является дополнительным по отношению к базовому описанию конструкции и формата звуковых компакт-дисков (CDDAFAQ) и описанию дисков и приводов CD-ROM (CDROMFAQ), с которыми рекомендуется ознакомиться перед его прочтением.

Что такое CD-R, CD-E и CD-RW?

Система однократной (CD-Recordable - записываемый CD) и многократной (CD-Erasable - стираемый CD, CD-ReWritable - перезаписываемый CD) записи компакт-дисков. CD-RW и CD-E обозначают одно и то же - диск с возможностью стирания и перезаписи, причем название CD-RW практически вытеснило CD-E. Терминами CD-R, CD-E и CD-RW обозначаются как устройства для записи, так и сами диски.

Для однократной записи используются так называемые "болванки", представляющие собой обычный компакт-диск, в котором отражающий слой выполнен преимущественно из золотой или серебряной пленки, а между ним и поликарбонатной основой расположен регистрирующий слой из органического материала, темнеющего при нагревании. В процессе записи лазерный луч нагревает выбранные точки слоя, которые темнеют и перестают пропускать свет к отражающему слою, образуя участки, аналогичные питам.

На CD-R организуется та же информационная структура, что и на штампованных дисках - TOC и набор дорожек различных типов. Это позволяет при помощи соответствующего программного обеспечения записывать звуковые, фото- и видеодиски, которые могут затем проигрываться в бытовых звуковых и видеопроигрывателях. Однако отражающая способность зеркального слоя и четкость питов у дисков CD-R ниже обычного, отчего некоторые устройства могут работать с ними неуверенно.

В перезаписываемых дисках используется промежуточный слой из органической пленки, изменяющей под воздействием луча свое фазовое состояние с аморфного на кристаллическое и обратно, в результате чего меняется прозрачность слоя. Фиксация изменений состояния происходит благодаря тому, что материал регистрирующего слоя при нагреве свыше критической температуры переходит в аморфное состояние и остается в нем после остывания, а при нагреве до температуры значительно ниже критической восстанавливает кристаллическое состояние. Существующие диски выдерживают от тысяч до десятков тысяч циклов перезаписи. Однако их отражающая способность существенно ниже штампованных и однократных CD, что затрудняет их считывание в обычных приводах. Для чтения CD-RW формально необходим привод с автоматической регулировкой усиления фотоприемника (Auto Gain Control), хотя некоторые обычные приводы CD-ROM и бытовые проигрыватели способны читать их наравне с обычными дисками. Способность привода читать CD-RW носит название Multiread; ранние приводы маркировались "CD-E Enabled".

Перезаписываемый диск может иметь такую же структуру дорожек и файловую систему, что и CD-R, либо на нем может быть организована специальная файловая система UDF (Universal Disk Format - универсальный дисковый формат), позволяющая динамически создавать и уничтожать отдельные файлы на диске.

Чем объясняется различный цвет рабочей поверхности дисков?

Различным материалом регистрирующего и отражающего слоев. В качестве регистрирующего слоя для дисков CD-R наиболее распространены органические соединения, известные под условными названиями "цианин" (Cyanine) и "фталоцианин" (Phtalocyanine). Цианин имеет голубой (cyan) цвет (от которого и происходит название материала, не имеющее отношения к цианидам - химическим производным циановодорода) и характеризуется средней стойкостью к облучению светом и перепадам температуры. Фталоцианин имеет золотистый цвет и значительно более стоек ко внешним воздействиям.

В качестве отражающих материалов используют золото и серебро, реже - алюминий и сплавы. Соответственно, рабочая поверхность диска с отражающим слоем из бесцветного металла имеет цвет своего регистрирующего слоя, а отражающий слой из золота изменяет цвет цианина с голубого на зеленоватый.

Органический слой дисков CD-RW обычно имеет серо-коричневый цвет.

Чем диск CD-R/CD-RW отличается от штампованного?

Прежде всего, эти диски изготовляются со вспомогательной разметкой (pregroove) в которой закодирована временнАя сетка (ATIP - Actual Time In Pregroove, действительное время по разметке), которая одновременно служит и для разбивки диска на кадры (блоки), и дополнительная информация о диске - коды, рекомендуемые значения скорости вращения и мощности записывающего лазера. Разметка используется для нахождения служебных и пользовательских областей диска и для для облегчения слежения за информационной дорожкой в процессе записи. При считывании слежение производится, как обычно, по записанной информационной дорожке.

Кроме этого, диск содержит две служебные области: PCA (Power Calibration Area - область калибровки мощности) и PMA (Program Memory Area - область памяти программы), расположенные внутри от "официального" радиуса начала записи. PCA используется для выбора оптимальной мощности лазера перед каждой записью, а PMA - для временного хранения TOC в случае записи одной сессии в несколько приемов.

PCA и PMA являются таблицами фиксированной длины емкостью по 100 элементов каждая, что ограничивает как общее количество случаев записи, так и этапов формирования незакрытых сессий.

Минимальной единицей информации, записываемой на CD-R за один прием, является дорожка (track) в формате CD-DA или CD-ROM. Минимальная длина дорожки - 300 блоков (600 кб, 4 сек). В начале каждой дорожки формируется служебный зазор (pre-gap), содержащий ее параметры, размером 150 блоков (300 кб, 2 сек) для однотипных дорожек и 225 блоков (450 кб, 3 сек) для дорожек разных типов.

Одна или несколько дорожек образуют программную область (Program Area); которая может формироваться в несколько приемов, между которыми адреса и параметры дорожек (TOC) сохраняются в PMA. На этом этапе доступ к записанным дорожкам имеют только приводы CD-R, так как обычные приводы CD-ROM не знают о PMA и требуют, чтобы программная область была обрамлена зонами Lead-In (4500 блоков - 9 Мб, 1 мин) и Lead-Out (2250 блоков - 4.5 Мб, 30 сек), а также наличия TOC в Lead-In. Структура из Lead-In, Program Area и Lead-Out называется сессией, а процесс записи Lead-In и Lead-Out вокруг области данных - закрытием сессии.

Какие обозначения делаются на записываемых дисках?

Как делается запись на CD-R и CD-RW?

Запись дисков CD-R выполняется при помощи специальных программ - Easy CD, CD Creator, CD Publisher, Direct CD и т.п. Процесс записи одной дорожки представляет собой единую операцию, которая не может быть прервана, иначе диск будет испорчен. Для обеспечения равномерности поступления записываемой информации на лазер все приводы имеют буфер, исчерпание данных в котором (Underrun) приводит к аварийному прерыванию записи. Исчерпание данных в буфере может быть вызвано запуском параллельных процессов, работой системы виртуальной памяти (swapping), захватом процессора "нечестными" драйверами устройств, зависанием программы или ОС. К сбою записи приводят также механические толчки привода.

Различается два основных режима записи CD-R: DAO (Disk At Once - весь диск за один прием) и TAO (Track At Once - одна дорожка за один прием). При записи методом TAO лазер включается в начале каждой дорожки и отключается в ее конце; в точках включения и выключения лазера формируются серии специальных блоков - run-in, run-out и link, предназначенные для связывания дорожек между собой. Стандартный промежуток содержит 150 таких блоков (2 секунды). При записи методом DAO лазер включен на протяжении записи всего диска.

Диск, записанный за один прием, является наиболее универсальным и считывается любыми CD-ROM с любым файловым диспетчером, однако после записи невозможно дописывание новых данных на диск, а режим DAO поддерживается не всеми записывающими приводами. Этот режим также желателен для записи мастер-дисков для последующего тиражирования путем штамповки - большинство типовых станков для изготовления матриц воспринимают только непрерывно записанные оригиналы.

Реализованная в приводе поддержка режима DAO может не работать при некоторых сочетаниях привода, его микропрограммы (firmware), интерфейса, драйверов интерфейса и записывающей программы. Если известно, что в других сочетаниях DAO поддерживается, нужно попытаться обновить прошивку, сменить драйверы или записывающую программу.

В режиме TAO пишутся многосессионные диски формата CD-ROM, допускающие последующую дозапись данных; это также наиболее простой способ записи CD-DA с паузами между дорожками. Сессия может быть как полностью записана за один прием - с формированием TOC, файловой системы (для CD-ROM) и зон Lead-In/Lead-Out (запись с закрытием сессии), так и в несколько приемов, с сохранением временных TOC в элементах PMA (запись с оставлением открытой сессии).

Накладные расходы на первую сессию составляют 11250 блоков (22.5 Мб), на каждую последующую - 6750 (13.5 Мб), и проявляются не в ограничении доступного пространства в очередной сессии, а в его уменьшении для последующих сессий. Это означает, что все без исключения свободные блоки пользовательской области могут быть заняты новой сессией, однако число свободных блоков после записи сессии окажется меньшим еще на 11250 или 6750. Если при этом пользовательская область не будет исчерпана - останется возможной запись дополнительных сессий.

При закрытии сессии в ее Lead-In записывается указатель на свободную область диска непосредственно за Lead-Out, что дает возможность дописывания на диск новых сессий. Однако, по наиболее универсальным стандартам CD-DA и CD-ROM, чтобы нормально считываться во всех устройствах, диск должен быть полностью закрыт - в этом случае указателя на свободную область не создается, и диск становится недоступным для последующей записи. Подавляющее большинство современных приводов не обращают внимания на закрытость диска.

Перед началом записи необходимо сформировать полный список входящих в сессию файлов; последующее добавление файлов на диск возможно лишь в виде дополнительных сессий. Приводы CD-ROM, не поддерживающие многосессионную запись, считывают с диска только первую TOC (сессию) - соответственно, с их помощью можно считывать лишь файлы первой сессии. Многосессионные CD-ROM считывают только последнюю TOC, поэтому последняя сессия на многосессионном диске должна содержать в своем оглавлении ссылки и на файлы предыдущих сессий. Для этого при записи очередной сессии применяется опция импортирования сессий (Import Track) для создания полного общего оглавления. Совпадающие по именам каталоги при этом объединяются, как при дописывании на обычный диск. Адресация файлов в любом случае ведется в пределах всего диска, поэтому объединению подвергаются только оглавления. Файлы сессий, которые не были импортированы при создании очередной, в результирующем каталоге присутствовать не будут и обычное обращение к ним будет невозможным, однако многие программы записи на CD-R позволяют выборочно считывать отдельные сессии диска. То же самое позволяет делать одна из версий MSCDEX - MDCDEX, или Adaptec Session Selector (из комплекта Easy CD Creator), при условии поддержки со стороны привода.

Перед началом собственно процесса записи привод выполняет калибровку лазера, используя область PCA. Теоретически, таких калибровок может быть не более 100, однако ряд современных приводов записывают в PCA вместе с параметрами оптимального режима записи свой номер модели, так что при последующих операциях над этим диском в приводах этого же типа калибровка выполняться не будет.

Если запись на однократный многосессионный диск по какой-либо причине была прервана, в ряде случаев имеется возможность использовать оставшееся свободным пространство диска. Для этого требуется программа записи, имеющая опцию закрытия сессии (Close Track/Session), после чего нужные данные записываются очередной сессией без импорта прерванной сессии (предшествующие ей сессии могут быть импортированы).

Поскольку конечная видимость каждого файла определяется процессом импорта оглавления, возможно исключение из каталога отдельных файлов и выборочная замена файлов с совпадающими именами. Старая копия файла продолжает оставаться на диске в одной из предшествующих сессий, однако в новый каталог помещается ссылка на новый экземпляр. Выборочное исключение файлов предыдущих сессий в каталог новой сессии дает эффект их "удаления". Видимость "удаленных" таким образом файлов впоследствии может быть "восстановлена" путем их импорта в новые сессии.

Для записи CD-RW, кроме сессионного метода, может применяться их предварительное форматирование - разбивка на секторы, подобно магнитным дискам. После форматирования диск CD-RW может использоваться, как обычный сменный диск - стандартные файловые операции копирования, удаления и переименования преобразуются драйвером привода CD-RW в серии операций перезаписи секторов диска. Благодаря этому для работы с дисками CD-RW не требуется специального программного обеспечения, кроме драйвера привода с поддержкой UDF (например, Adaptec DirectCD) и программы начальной разметки.

Некоторые версии записывающих программ (например, CDR Publisher, WinOnCD с версии 3.0 или Adaptec Easy CD Creator с версии 3.0) позволяют записывать загружаемые диски. Для загрузки с таких дисков BIOS компьютера должен поддерживать эту возможность (последние версии AWARD и Phoenix BIOS). Загружаемая часть CD-ROM записывается в виде образа загрузочной дискеты или винчестера, из которого при загрузке BIOS системной платы эмулирует диск A:.

Как делается запись звуковых компакт-дисков?

Звуковые диски (CD-DA) записываются из набора звуковых файлов формата RIFF WAVE (расширение.WAV), формат файлов - стерео, 16 разрядов, 44.1 кГц. Каждый файл может быть записан на собственную дорожку (режим TAO), либо все файлы записываются на одну дорожку (режим DAO). В режиме TAO за счет записи зон pre-gap между дорожками возникают физические промежутки, слышимые как двухсекундные паузы в звуке; в режиме DAO файлы пишутся встык и дают непрерывное звучание. Независимо от режима записи каждый файл оформляется в виде отдельной "звуковой дорожки", смена которых отмечается субкодом Q, а адреса записываются в TOC.

Поскольку объем дорожки всегда кратен размеру кадра (2352 байта), то звуковые файлы округляются до целого числа кадров путем дописывания нулей (тишины) в конце. В случае непрерывной звуковой программы, полученной разрезанием большого звукового файла не несколько частей и записи их в режиме DAO, такое округление может привести к заметным на слух помехам.

Что такое Packet Writing?

Система пакетной записи на CD-R или CD-RW, позволяющая быстро включать и отключать записывающий лазер в промежутках между блоками, записывая 7 связующих блоков (2 - run-out, 4 - run-in, 1 - link) вместо обычных 150. Эта система была введена для записи CD-RW, поскольку его "секторная" структура требует точного управления лазером для снижения накладных расходов на паузы.

Привод с пакетной записью не требует постоянного потока данных на входе - когда данные в буфере исчерпаны, лазер отключается, а при появлении данных запись продолжается с прерванного места с минимальными потерями в плотности. Такая технология исключает порчу диска в результате отставания потока данных от скорости записи. Однако этот способ записи не спасает от сбоев в результате толчков привода, зависания системы или отключения питания во время записи.

При помощи пакетной записи одна сессия обычного однократного диска может быть записана в несколько приемов; существующие программы позволяют представлять CD под их управлением в виде обычного диска, на который файлы пишутся стандартными операциями ОС. От DirectCD это отличается тем, что записанные файлы не могут быть переименованы, изменены или удалены. После завершения формирования сессии она закрывается обычным способом.

Поскольку при пакетной записи между блоками все же возникают промежутки, некоторые приводы CD-ROM могут не читать CD-R, записанные с разрывами пакетов.

Почему файлы допустимого объема могут не вмещаться на диск?

Как и на магнитные диски, информация на CD записывается блоками - обычно по 2048 байт - и каждый файл занимает целое число таких блоков. В среднем дополнительно расходуемый объем примерно равен половине блока на каждый файл, однако точно это определяется только на этапе построения образа. Кроме этого, общее количество файлов, каталогов и структура их имен влияет на размер области оглавления. Некоторые программы (например, Adaptec Easy CD Creator) вычисляют требуемый реальный объем заранее (для этого нужно дождаться завершения оптимизации, однако общее число блоков все равно может быть не совсем точным), другие ограничиваются только суммированием размеров файлов, и при близком к предельному объеме данных в режиме записи "на лету" места на диске может не хватить, в результате чего диск будет испорчен. В таких случаях рекомендуется предварительно строить образ записываемого диска. Число блоков, необходимое для записи образа в формате ISO, можно получить делением размера образа на 2048 для Mode 1 (CD-ROM) или 2352 для Mode 2 (XA), плюс 300 блоков на Pregap/Postgap, плюс еще 2-5 блоков на мелкие неточности.

Почему при записи на звуковой диск чистого WAV появляются помехи?

Одна из наиболее частых причин заключается в заголовках звуковых файлов и дополнительной информации в них. Файл формата RIFF (WAV) содержит заголовок и произвольное количество записей (chunk) разного типа, один из которых (data) представляет собственно звуковые данные. Некоторые звуковые редакторы (например, Cool Edit, Sound Forge ряд программ считывания звуковых дорожек) помещают в файл дополнительные записи со своей служебной информацией, однако ряд программ формирования звуковых CD может полагать, что звуковые данные начинаются по фиксированному смещению от начала файла, или всегда продолжаются до конца файла. В результате этого служебная информация попадает на диск в формате цифрового звука и воспроизводится, как шум или щелчки между дорожками. Для устранения этого явления необходимо либо запрещать звуковым редакторам сохранение в WAV-файле служебной информации, либо убирать ее при помощи других программ, чтобы в файле оставались только записи типов "fmt" и "data".

Имеются отзывы о программах, которые записывают WAV-файлы на диск вместе с заголовком, даже если он содержит только необходимые записи. В этом случае можно удалить из файлов заголовки, преобразовав их в "чистый" PCM-формат (RAW), когда звук полностью занимает весь файл. Однако программы, записывающие WAV-файлы вместе с заголовком, однозначно следует признать некорректными.

При звуковых дорожек в режиме TAO между ними при помощи P-субкода формируются двухсекундные паузы в начале и конце которых происходит мгновенное прекращение и возобновление звука. Если в начале и конце дорожки нет полной тишины, такое переключение воспринимается на слух, как щелчок. Некоторые комбинации записывающего привода и программы могут также оставлять звуковой мусор в междорожечных промежутках, не полностью прописывая "заглушку" из P-кода в течение паузы. Звуковые диски с непрерывными программами необходимо записывать одним сеансом (DAO), а точки стыковки соседних дорожек должны иметь нулевую амплитуду звука.

Еще одна возможная причина - округление размера звукового файла до полного кадра, порождающее мгновенное прекращение звука, если последние отсчеты файла не содержат полной тишины. Некорректные программы записи могут оставлять участок, полученный при округлении, необнуленным, в результате чего там может оказаться мусор. При записи непрерывных программ путем разрезания большого звукового файла размеры звуковых фрагментов необходимо выбирать кратными размеру кадра (2352 байта).

Кроме вышеперечисленного, помехи на записанных звуковых дисках могут возникать из-за нестабильности потока данных в CD-R (переполнение внутреннего буфера или прерывание потока), отклонений от нормы параметров записываемого сигнала, режима работы лазера или скорости вращения диска, заводских дефектов диска, а также по вине проигрывателей, неспособных уверенно считывать конкретные экземпляры дисков. В случае некачественной записи дисков с данными положение нередко спасают большие объемы корректирующих кодов, предусмотренные в форматах CD-ROM.

Как максимально точно скопировать диск?

Лучше всего это делать либо прямым покадровым копированием с диска на диск, либо предварительным снятием образа диска в файл. Первый способ быстрее, однако требует наличия двух приводов и чреват сбоями записи в случае ошибок чтения и рекалибровки читающего привода, второй надежнее, может быть выполнен на одном приводе, однако требует значительного дискового пространства (до 650 Мб для CD-ROM и до 780 Мб для CD-DA и других форматов дисков).

В случае прямого копирования (например, при помощи Adaptec CD Copier, CDRWin 3.5 или других программ) дисков формата CD-DA или CD-ROM mode 2 вступают в действие факторы точности позиционирования (для CD-DA) и надежности исправления ошибок (для обоих форматов). Для точного копирования CD-DA подходят лишь приводы, способные к точному позиционированию и стыковке кадров.

Промежуточный образ диска в файле можно получить, например, программой SnapShot из пакета DAO. Adaptec CD Copier не позволяет "честным" путем создать образ, однако при использовании одного привода он формируется в заданном каталоге в виде.TMP-файла (формат ISO), откуда его можно переименовать после завершения фазы считывания диска.

Прямое копирование или копирование через образ позволяют копировать загрузочные диски, а также ряд дисков нестандартного формата. Однако не следует путать покадровое считывание образа диска с его построением заново, что делает, например, Adaptec Easy CD Creator по команде "Create Disk Image" - в этом случае происходит повторное формирование TOC и размещение файлов на диске, в результате чего диск-копия будет совпадать с оригиналом лишь по содержанию, но не по структуре и формату.

Как обеспечить достаточный запас быстродействия при записи?

Хотя запас быстродействия реально необходим только при работе с приводами, не поддерживающими пакетную запись, однако и при пакетной записи слишком частое переключение лазера приводит к повышению накладных расходов и ускоренному износу оптической системы.

Для проверки быстродействия в большинстве записывающих программ есть режимы тестирования - имитации полного процесса записи: либо с обходом обращения к CD-R, либо с переводом CD-R в специальный тестовый режим, в котором он, как и при записи, принимает данные, но не включает лазер на запись. Первый режим доступен с любым CD-R, однако не дает полной достоверности, второй требует поддержки со стороны привода и обеспечивает динамику, полностью аналогичную процессу записи (с точностью до записи служебных зон lead in и lead out, которая в тестовом режиме не имитируется). Узнать о поддержке тестового режима в CD-R можно, запросив его свойства в записывающей программе.

При поддержке приводом тестового режима лучше всего заранее провести серию тестов, загружая систему различными видами нагрузок до тех пор, пока запись не начнет прерываться - это даст примерное представление об имеющемся запасе быстродействия. Однако при замене компонент системы - как аппаратных, так и программных, и даже в различных режимах работы (например, с регистрацией в сети или без нее), поведение может существенно изменяться.

При записи "на лету" (on-the-fly) до включения записывающего лазера формируется только оглавление диска, а сами записываемые файлы открываются и считываются непосредственно в процессе записи. В случае устройств прямого доступа с медленным позиционированием (CD-ROM, магнитооптика, медленные винчестеры) и множества мелких файлов темп их открывания может оказаться недостаточным. В режиме записи "на лету" желательно иметь значительный (до двукратного и более) запас по средней скорости поступления исходных данных.

Если какие-то исходные файлы в режиме on-the-fly берутся с CD-ROM, нужно учитывать возможность его перехода в ждущий режим (sleep mode) при отсутствии обращений, после чего для запуска требуется несколько секунд. Например, между формированием оглавления и началом записи дорожки данных на диск в течение нескольких минут записывается вводная зона, во время чего штатных обращений к CD-ROM не производится. В режиме тестирования имитация записи вводной зоны может не выполняться, поэтому даже после успешного тестирования при записи может возникнуть сбой. Easy CD Creator, начиная с версии 3.01d, в процессе записи искусственно поддерживает активность CD-ROM, чтобы исключить его самопроизвольный переход в ждущий режим, а с версии 3.5a - имитирует запись вводной и выводной зоны в тестовом режиме.

Наиболее надежный режим записи - с предварительным построением образа диска (image), который формируется во временном файле до включения записи, а затем максимально равномерно и последовательно переносится на диск. В этом режиме, если нет других снижающих быстродействие причин, практически не требуется запаса по быстродействию.

Снижать быстродействие системы могут:

  • параллельно работающие приложения, в том числе системные процессы - например, оптимизаторы памяти или диска, серверы файлов, принтеров, баз данных или электронной почты, размещенные на записывающей машине, когда к ним происходит обращение по сети;
  • наличие пассивного подключения к сети, при котором принимаемые пакеты могут вызывать срабатывание системных процессов;
  • или программы защиты экрана (screen savers), автоматически активизируемые в паузах работы пользователя;
  • чрезмерная фрагментация исходных дисков, повышающая накладные расходы на позиционирование по диску;
  • недостаток оперативной памяти, вызывающий откачку (свопинг) на диск;
  • динамическое изменение системой объема файлового кэша; при наличии критичных к скорости приложений рекомендуется задавать постоянный объем (файл System.ini, секция , ключи MinFileCache/MaxFileCache, значения в килобайтах);
  • частое поступление системных прерываний - от модема, мыши, принтера и других устройств;
  • работа других приводов CD-ROM (в Windows 95 это - одна из наиболее неоптимальных подсистем) или флоппи-дисководов;
  • нахождение записывающего привода на одном кабеле с устройством, с которого в процессе записи поступают данные (файлы или образ);
  • неподходящий режим параллельного порта (SPP/Normal вместо EPP) для внешнего CD-R с соответствующим адаптером;
  • частая и долгая рекалибровка некоторых моделей винчестеров.

Если все перечисленные причины устранены, но быстродействия все равно не хватает - остается только снижать скорость записи.

Если статическое быстродействие системы достаточно для выбранной скорости записи, процесс все же может быть нарушен кратковременными задержками данных в результате "просадки" системы при запуске программ, опознании вставленных дискет и компакт-дисков, перечитывании сбойных участков на исходных носителях, при аварийном завершении параллельных программ и т.п. Запас надежности в этом случае можно приблизительно оценить по объему буфера CD-R, поделив его на скорость записи и получив время, на которое поток данных может изредка безболезненно прерываться.

Какова надежность дисков CD-R/RW в сравнении со штампованными?

Поскольку отражающий слой дисков CD-R/RW обычно делается из золота и серебра, менее подверженных окислению, чем алюминий в большинстве штампованных дисков, они тускнеют медленнее обычных. Однако материал регистрирующего слоя CD-R/RW более чувствителен к свету и также подвержен окислению и разложению. Кроме того, регистрирующая пленка находится в полужидком состоянии и потому чувствительна к ударам и деформациям диска - например, к его перегибу при извлечении из коробки. Наиболее оптимистичная оценка времени жизни дисков на основе фталоцинанина - около 100 лет, однако реальные цифры для большинства современных дисков (цианин и другие материалы) гораздо ниже. Примерная оценка долговечности среднего CD-R на основе массовой статистики - около двух-трех и более лет при аккуратном обращении и около года - при интенсивном использовании в сочетании с неаккуратным обращением (удары, перегибы, воздействие тепла, влажности, яркого света и т.п.). Для качественно изготовленных и записанных дисков при полном соблюдении условий хранения и эксплуатации время жизни оценивается минимум в 10 лет.

Где найти программы, драйверы и информацию по CD-ROM?


| Мобильные устройства

На всех DVD-дисках написано, что объём их 4.7 Гб. Но Nero видит как 4.3 Гб (4700000000). В чём проблема? Или нужно использовать overburn? Чем чревато использование overburn? И хотелось бы узнать о "+\-" технологиях, в плане что лучше - DVD-R или DVD+R? Или хотя бы в чём разница? Подскажите ссылки по данным вопросам.

Отвечает Геннадий:
Проблема в маркетинге производителей болванок (впрочем, как и производителей жестких дисков), они считают, что в 1 Гб - 1000 Мб, а не 1024. Реальный размер диска DVD-5: 4,37 Гб - Nero говорит все правильно! Коротко о "+\-" технологиях: минус больше подходит для записи DVD-Video, он совместим с большим количеством стационарных DVD-плееров (старые плееры могут не понимать формат "плюс"), а плюс больше подходит для записи данных, т.к. по своей структуре менее подвержен ошибкам и сбоям.

Отвечает Хайлов Константин Юрьевич:
На диске все правильно написано. Не забывай, что в 1 мегабайте 1024 килобайт. Вот отсюда и выходит разница. Далее. Принципиальной разницы между "+" и "-" технологией нет. Раньше считалось, что "-" лучше воспроизводится на домашних DVD-плеерах, а у "+" более качественная запись (данные хранятся надежнее). Со временем производители улучшили эти технологии и теперь разницы нет. Так что на любителя. Overburn лучше не использовать, т.к. часто бывает, что этот диск у тебя будет читаться, а на других чуть более старых приводах не будет. Вообще смысл этой технологии в сокращении длинны насечки (простым языком говоря).

Отвечает neo:
Реальный размер диска DVD составляет 4.7, но записать можно только 4.44. Дело в том, что на запись системной дорожки, которая нужна для при опознании его в DVD-плеере, нужно место, и поэтому емкость диска от этого меньше... К вопросу о плюс или минус DVD. Плюс-минус DVD. Начнем с того, что однозначного ответа на вопрос не существует, как, собственно, не существует ответа и на многие другие вопросы, связанные с DVD. Такой это таинственный и загадочный формат. Вот, например, разработка стандарта DVD началась еще в сентябре 1995 года, и занималась ею группа из 10 весьма крупных корпораций: Hitachi, JVC, Matsushita, Mitsubishi, Philips, Pioneer, Sony, Thomson, Time Warner и Toshiba (все вместе они составили так называемый DVD Consortium, который затем, в 1997 году, преобразовался в нынешний DVD Forum). Однако, несмотря на такое количество участников, сама аббревиатура DVD точной расшифровки не имеет. Можно читать ее как Digital Video Disc (цифровой видео диск) или Digital Versatile Disc (цифровой универсальный диск). Вполне возможно, что вызвано это конкуренцией, возникшей с самого начала разработки формата. Дело в том, что первоначально существовало две группы разработчиков. Одну возглавляли Sony и Philips и работали они над MMCD (Multimedia Compact Disc). В другой числились Toshiba и Time Warner, их разработка называлась SD (Super Disc). Только под внешним давлением компании объединились в вышеупомянутый DVD Consortium и приняли общий стандарт DVD-дисков. Благо, великая битва Betamax vs. VHS еще была свежа в памяти, и никто не хотел двух конкурирующих стандартов. Кстати сказать, вышеупомянутым внешним давлением руководила IBM, за что ей отдельное спасибо. Первоначально были стандартизованы пять типов DVD-дисков: DVD-ROM, DVD-Video, DVD-Audio, DVD Recordable (DVD-R) и DVD RAM. DVD-ROM и DVD-Video появились на рынке уже в 1996 году и существуют в том же виде до сих пор. Однако больший интерес представляют записываемые диски DVD-R и DVD RAM. Первоначально диски DVD-R вышли на рынок в 1997 году и имели объем 3,95 млрд. байт (или 3,68 Гб). В 1999 году была принята спецификация DVD-R 2.0, в соответствии с которой объем записываемого диска увеличился до 4,37 Гб и таким образом сравнялся со штампованным DVD-ROM. С тех пор стандарт DVD-R практически не менялся. Что касается DVD-RAM, то он задумывался как перезаписываемый формат. В основу дисков DVD-RAM легла технология записи с изменением фазы материала (как в CD-RW) с некоторыми элементами, позаимствованными из технологии магнитооптических дисков. DVD-RAM вышли на рынок в 1998 году и некоторое время оставались единственными перезаписываемыми DVD-дисками. Первоначально их емкость составляла 2,4 Гб, но затем тоже увеличилась до стандартных 4,37 Гб. Впрочем, DVD-RAM были довольно неудобны в использовании (в частности, из-за обязательного защитного картриджа), так что очень скоро у них появилась альтернатива в виде DVD-RW. Этот формат был разработан фирмой Pioneer на основе уже существовавшего DVD-R и сперва назывался DVD-R/W или DVD-ER (то есть, стираемый). Первые устройства чтения и диски DVD-RW появились на рынке в 1999 году (сначала они продавались исключительно в Японии и на мировой рынок вышли только через два года, в 2001). Цена диска DVD-RW составляла тогда порядка $30. Объем DVD-RW с самого начала был равным стандартному DVD-диску, то есть 4,37 Гб. В основе DVD-RW лежит та же технология записи с изменением фазы вещества, что и в дисках CD-RW. Однако с появлением CD-RW в качестве альтернативы DVD-RAM развитие стандартов DVD не закончилось. Дело в том, что первоначально все вышеупомянутые форматы создавались именно для видеозаписи. Практически одновременно с появлением DVD-RAM группа компаний, в которую входили Sony, Philips, Hewlett-Packard, Ricoh и Yamaha организовала альтернативную организацию DVD+RW Compatibility Alliance, занимающуюся, соответственно, разработкой и продвижением альтернативного формата перезаписываемых DVD-дисков DVD+RW. Причем, чтобы не обострять конфликт в рамках DVD Forum, первоначально этот формат заявлялся как предназначенный исключительно для хранения компьютерных данных. Чем же было вызвано создание DVD+RW Alliance компаниями, которые уже были участниками DVD Forum? В основном, патентными разногласиями. Практически все основные участники владели собственным набором патентов на технологии оптических носителей данных. Соответственно, каждый участник старался включить в стандарт именно свои технологии и исключить технологии конкурентов. Поэтому, когда в 2001 году формат DVD+RW таки вышел на рынок, он оказался несовместим ни с DVD-RAM, ни с DVD-RW. И это притом, что базовая технология в них использовалась та же самая - изменение фазы рабочего вещества и лазер с длиной волны 650 нм. Вслед за DVD+RW в конце концов появился и основывающийся на нем формат однократно записываемых дисков DVD+R. Произошло это в 2002 году, после чего, собственно, и началось основное противостояние двух записываемых форматов + и - R/RW. Так в чем же заключается отличие этих форматов? А в общем, с точки зрения пользователя, ни в чем. Несомненно, существуют технические различия в принципе слежения за дорожкой, адресации и разметки. Эти различия делают + и - диски полностью несовместимыми между собой. Но с момента выхода DVD+RW / DVD+R прошло уже достаточно времени, так что все современные накопители понимают и тот, и другой, что обычно и указывается в спецификациях. Что касается DVD-проигрывателей, то более старые из них (и уж точно те, которые были выпущены до 2002 года) могут не понимать диски DVD+RW / DVD+R. Но вся современная техника читает и те, и другие одинаково хорошо. Можно сказать, что стандарт с "плюсом" более современный и потому лучше. Но практика показывает, что за три года сосуществования "плюс" и "минус" достигли некого паритета. К тому же на горизонте уже маячит следующее поколение оптических дисков - BluRay, которое через несколько лет начнет сменять DVD и окончательно переведет этот вопрос в разряд академических.

Отвечает Shurovik:
Не забывайте, что в десятичном ГБ 1000 МБ, а в двоичном - 1024. Поделите 4.700.000.000 Б на 1024 три раза - получите ёмкость в двоичных ГБ. Получается 3.78 ГБ. Всё верно. Для домашнего пользователя разницы между "+" и "-" дисками нет. Разве что "+" диски читаются на старых приводах. Да и скорость записи у них выше.

Отвечает Виктор:
Сходите на сайт www.cd4user.net. Кстати, у них есть неплохая рассылка по этим вопросам.

Отвечает Vladimir:
На DVD овербурн использовать невозможно. 2-3 MB дополнительных погоду на DVD не сделают, а если больше, то диск уйдет в отходы.

Отвечает Василий:
Маленькая поправка для Shurovik: 4 700 000 000 Б поделить на 1024 3 раза - получится 4.38 ГБ.