Метод сжатия звука Ogg Vorbis. Форматы сжатия звуковой информации на примере mp3 и FLAC

3.2. Mp3 - технология сжатия звуковой информации

Само название МрЗ появилось в результате сокращения аббревиатуры MPEG-1 Layer3.

MPEG (Motion Pictures Expert Group) - это группа при Международной организации по стандартизации и Международном электрическом комитете, которая занимается разработкой стандартов для цифрового сжатия видео и аудио информации. А зачем сжимать эту информацию? Во-первых, для экономии экономических и материальных ресурсов при передаче информации на расстояние по каналам связи (в том числе и спутниковым), а во-вторых, для ее хранения.

Официальное одобрение стандарт MPEG-1 получил в 1992 году, однако до недавнего времени открытие не было востребовано в полной мере. Лишь с появлением достаточно мощных процессоров Pentium (с тактовыми частотами от 300 МГц и выше, позволяющих резко снизить время на кодирование/декодирование сигнала) и высокоскоростных модемов стандарт получил широкое признание.

Стандарт MPEG-1 является потоковым форматом и состоит из аудио, видео и системной частей. Последняя часть содержит информацию об объединении и синхронизации двух первых.

Передача данных происходит потоком независимых отдельных блоков данных - фреймов, получаемых при "нарезке" на равные по продолжительности участки, которые кодируются независимо друг от друга.

Всего в настоящее время существует пять видов (номеров) стандартов MPEG:

1) MPEG1 - сжатие аудио и видео с общей скоростью до 150 Кбайт/сек (аудио 38, 44.1, 48 килогерц);

2) MPEG2 - сжатие аудио и видео с общей скоростью до 300 Кбайт/сек (аудио 38, 44.1, 48 килогерц), сжатие аудио ИДЕНТИЧНО MPEG1;

3) MPEG2.5 - сжатие аудио с пониженным разрешением (аудио 16,22.05,24 килогерц). Интересно заметить, что стандарт MPEG2.5 (еще известный как MPEG2 LSF - LOW SAMPLE FREQUENCY - низкая частота сканирования аудио) введен фирмой IIS Fraunhofer (институт информационных технологий имени Фраунхофера из Германии). Этот стандарт является расширением "чистого" аудио MPEG2 (то есть MPEG1!) для частоты сканирования аудио в два раза меньшей, чем обычно;

4) MPEG3 - многоканальный MPEG1+MPEG2. Этот стандарт практически не используется;

5) MPEG4 - новомодный за рубежом стандарт. Его особенность: может держать до 8-и каналов аудио (то есть AC-3 - цифровое расширение системы Surround.

Чем выше индекс уровня тем выше сложность и производительность алгоритма кодирования, соответственно и увеличиваются требования к системным ресурсам.

Здесь под термином "кодирование" понимается процесс, позволяющий получать файл в сжатом виде, который занимает меньше места на диске и соответственно быстрее передается по каналам связи. В сжатой форме файл использоваться не может, соответственно, перед использованием его необходимо декодировать. Сжатие файла происходит не всегда с положительным результатом. Результат напрямую зависит от метода компрессии и от содержимого самого файла.

Принцип кодирования сигнала в MPEG Audio основан на использовании психоакустической модели (Psycho-acoustics), суть которой в следующем.

Существует ряд звуковых частот, которые человеческое ухо не воспринимает. Происходит маскирование одних звуков другими, как с большей амплитудой, так и с близкой частотой. Так, например, если излучается сильный звук частотой 1000 Гц (маскирующий), то более слабый звук частотой 1100 Гц (маскируемый) человеческое ухо не зафиксирует из-за особенностей порога слышимости человеческого уха. Порог слышимости на краях частотного диапазона (16-20 Гц и 16-20 кГц) значительно повышается, т.к. на этих частотах слух имеет значительно меньшую чувствительность по сравнению с областью наибольшей чувствительности слуха (диапазон 1-5 кГц). Также известно, что время восстановления чувствительности слуха после громкого сигнала составляет порядка 100 мс, а время задержки восприятия этого же сигнала составляет порядка 5 мс.

Таким образом, происходит передача только той звуковой информации, которая может быть адекватно воспринята подавляющим большинством слушателей, а вся остальная, увы, безвозвратно теряется.

Как уже упоминалось, все уровни имеют одинаковую базовую структуру, при которой кодер анализирует исходный сигнал, вычисляет для него гребенку фильтров (32 полосы) и применяет психоакустическую модель. С заранее выбранной частотой квантования, величиной потока и маскирования кодер производит квантование и кодирование сигнала.

Сравнительные характеристики способов кодирования для одного канала при частоте квантования в 32 кГц представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Способ кодирования Скорость передачи (кбит/с) Коэффициент сжатия
Layer 1 192 1:4
Layer 2 128-96 1:6...8
Layer 3 64-56 1:10...12

Перед кодированием исходный сигнал разбивается на фреймы, каждый из которых кодируется отдельно с разными параметрами и помещается в конечном файле независимо от других. Последовательность воспроизведения определяется порядком расположения фреймов. Вся информация о фрейме содержится в его заголовке, а информация о фреймах содержится в заголовке файла. Для информации об артисте, альбоме, названии композиции, жанре и пр. предусмотрен ID3/ID2 tag - заголовок. Подавляющее большинство существующих проигрывателей используют данный заголовок для прокрутки этой информации во время проигрывания музыкального фрагмента.

Между фреймами может содержаться произвольная информация, допустим, авторские права, расположенные ровным слоем по всему файлу. Основное требование к последовательно расположенным фреймам заключается в том, чтобы отсутствовали совпадения с сигнатурой начала фрейма.

Частота следования фреймов называется битрейтом (BIT RATE - битовая скорость, чем она выше, тем ближе будет конечный результат к оригиналу).

Каждый битрейт имеет свою область применения. Для создания качественной копии, соответствующей качеству оригиналу применяются только высокие битрейты порядка 256 кбит/с. При битрейте 128 кбит/с качество конечного продукта кажется вполне нормальным, но заметить разницу между копией и оригиналом способны уже многие. В Интернете чаще всего содержатся как раз МРЗ файлы, закодированные битрейтом 128 кбит/с. Но для создания действительно качественной копии необходимо использовать скорость кодирования в 320 кбит/с, хотя конечный файл получается меньше лишь в 4,3 раза по сравнению с 10,8 раз на 128 кбит/с и 5,4 раза на 256 кбит/с. Поэтому выбирать битрейт необходимо самому, исходя из потребностей.

После фреймовой разметки исходный сигнал с помощью гребенчатых фильтров разделяется на составляющие, представляющие отдельные частотные диапазоны, в сумме дающие обрабатываемый сигнал. Для каждого такого диапазона определяется своя психоакустическая модель и участки фрейма, которые "выпадают" из процесса кодирования. Для оставшихся данных определяется максимально допустимая частота квантования, которая должна обеспечивать потери ниже величины маскирующего эффекта.

После обработки всех фреймов формируется итоговый поток, который дополнительно кодируется по методу Хаффмана. Этот алгоритм также используется в архиваторе ARJ, только с динамической, постоянно изменяющейся таблицей Хаффмана, что требует двух проходов по данным; при фиксированной же таблице Layer 3, сжатие происходит за один проход. Указанный метод позволяет "сжать" до 20 процентов от общего объема. В результате получаем конечный поток кодированных аудиоданных.


При мне" с простым безыскусным напевом Глинки, услышанным от Грибоедова, и более сложное драматическое решение в романсе - восточной поэме Рахманинова, полной элегической тоски и одиночества. Музыкальная пушкиниана ХХ века также весьма обширна и интересна. В числе наиболее значительных произведений - балеты "Медный всадник" Глиэра, одна из главных тем которого поистине стала "гимном великому...

Песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нориолизации просодической стороны речи при импровизации мелодичных и ритмических подпевок. В работе с учащимися начальных классов в коррекционно-развивающем обучении могут быть использованы лишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие определенной высотой...

Нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. II. Педагогические условия реализации видов деятельности детей в детском саду 2.1 Методы музыкального обучения в детском саду Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие...

Работы над музыкальным произведением, уровнем эмоционально-поведенческих расстройств. 2. Специфика музыкальной работы в детском доме для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями (см. схему). ...

Общие сведения

При первичном кодировании в студийном тракте используется

обычно равномерное квантование отсчетов звукового сигнала (ЗС) с

разрешением ∆А= 16–24 бит/отсчет при частоте дискретизации f = 44,1–96

кГц. В каналах студийного качества обычно ∆А =16 бит/отсчет, f = 48 кГц,

полоса частот кодируемого звукового сигнала ∆F = 20–20000 Гц.

Динамический диапазон такого цифрового канала составляет около 54 дБ.

Если f = 48 кГц и ∆А = 16 бит/отсчет, то скорость цифрового потока при

передаче одного такого сигнала равна V = 48x16 = 768 кбит/с. Это требует

суммарной пропускной способности канала связи при передаче звукового

сигнала форматов 5.1 (Dolby Digital) или 3/2 плюс канал сверхнизких

частот (Dolby Surround, Dolby-Pro-Logic, Dolby THX) более 3,840 Мбит/с.

Но человек способен своими органами чувств сознательно обрабатывать

лишь около 100 бит/с информации. Поэтому можно говорить о присущей

первичным цифровым звуковым сигналам значительной избыточности.

Статистическая избыточность обусловлена наличием

корреляционной связи между соседними отсчетами временной функции звукового сигнала при его дискретизации. Для ее уменьшения применяют достаточно сложные алгоритмы обработки. При их использовании потери информации нет, однако исходный сигнал оказывается представленным в более компактной форме, что требует меньшего количества бит при его кодировании. Важно, чтобы все эти алгоритмы позволяли бы при обратном преобразовании восстанавливать исходные сигналы без искажений.

Однако даже при использовании достаточно сложных процедур обработки устранение статистической избыточности звуковых сигналов позволяет в конечном итоге уменьшить требуемую пропускную способность канала связи лишь на 15–25% по сравнению с ее исходной величиной, что никак нельзя считать революционным достижением.

После устранения статистической избыточности скорость цифрового потока при передаче высококачественных ЗС и возможности человека по их обработке отличаются, по крайней мере, на несколько порядков. Это свидетельствует также о существенной психоакустической избыточности первичных цифровых ЗС и, следовательно, о возможности ее уменьшения. Наиболее перспективными с этой точки зрения оказались методы, учитывающие такие свойства слуха, как маскировка, предмаскировка и послемаскировка. Если известно, какие доли (части) звукового сигнала ухо воспринимает, а какие нет вследствие маскировки, то можно вычленить и затем передать по каналу связи лишь те части сигнала,



которые ухо способно воспринять, а неслышимые доли (составляющие исходного сигнала) можно отбросить (не передавать по каналу связи).

Кроме того, сигналы можно квантовать с возможно меньшим разрешением по уровню так, чтобы искажения квантования, изменяясь по величине с изменением уровня самого сигнала, еще оставались бы неслышимыми, т.е. маскировались бы исходным сигналом. Однако после устранения психоакустической избыточности точное восстановление формы временной функции ЗС при декодировании оказывается уже невозможным.

К настоящему времени достаточное распространение в радиовещании получили также еще нескольких стандартов MPEG, таких, как MPEG-2 ISO/IEC 13818-3, 13818-7 и MPEG-4 ISO/IEC 14496-3. В отличие от этого в США был разработан стандарт Dolby AC-3 (А/52) в качестве альтернативны стандартам MPEG. Несмотря на значительное разнообразие алгоритмов компрессии цифровых аудиоданных, структура кодера, реализующего такой алгоритм обработки сигналов, может быть представлена в виде обобщенной схемы, показанной на рис. 5.1.

Семейство стандартов MPEG

MPEG расшифровывается как «Moving Picture Coding Experts Group», дословно – группа экспертов по кодированию подвижных изображений. MPEG ведет свою историю с января 1988 года. Начиная с первого собрания в мае 1988 года, группа начала расти, и выросла до очень большого коллектива специалистов. Обычно, в собрании MPEG

принимают участие около 350 специалистов из более чем 200 компаний.

Большая часть участников MPEG – это специалисты, занятые в тех или

иных научных и академических учреждениях.

Стандарт MPEG-1

Стандарт MPEG-1 (ISO/IEC 11172-3) включает в себя три алгоритма различных уровней сложности: Layer (уровень) I, Layer II и Layer III. Общая структура процесса кодирования одинакова для всех уровней. Однако, несмотря на схожесть уровней в общем подходе к кодированию, уровни различаются по целевому использованию и внутренним механизмам. Для каждого уровня определен свой цифровой поток (общая ширина потока) и свой алгоритм декодирования.

MPEG-1 предназначен для кодирования сигналов, оцифрованных с частотой дискретизации 32, 44.1 и 48 КГц. Как было указано выше, MPEG-1 имеет три уровня (Layer I, II и III). Эти уровни имеют различия в обеспечиваемом коэффициенте сжатия и качестве звучания получаемых потоков.

MPEG-1 нормирует для всех трех уровней следующие номиналы скоростей цифрового потока: 32, 48, 56, 64, 96, 112, 192, 256, 384 и 448 кбит/с, число уровней квантования входного сигнала – от 16 до 24. Стандартным входным сигналом для кодера MPEG-1 принят цифровой сигнал AES/EBU (двухканальный цифровой звуковой сигнал с разрядностью квантования 20–24 бита на отсчет). Предусматриваются следующие режимы работы звукового кодера:

− одиночный канал (моно);

− двойной канал (стерео иди два моноканала);

− joint stereo (сигнал с частичным разделением правого и левого каналов).

Важнейшим свойством MPEG-1 является полная обратная совместимость всех трех уровней. Это означает, что каждый декодер может декодировать сигналы не только своего, но и нижележащих уровней. MPEG-1 оказался первым международным стандартом цифрового сжатия звуковых сигналов и это обусловило его широкое применение во многих областях: вещании, звукозаписи, связи и мультимедийных приложениях. Наиболее широко используется Уровень II, он вошел составной частью в европейские стандарты спутникового, кабельного и наземного цифрового ТВ вещания, в стандарты звукового вещания, записи на DVD, Рекомендации МСЭ BS.1115 и J.52. Уровень III (его еще называют МР3) нашел широкое применение в цифровых сетях с интегральным обслуживанием (ISDN) и в сети Интернет. Подавляющее большинство музыкальных файлов в сети записаны именно в этом стандарте.

Стандарт MPEG-2

MPEG-2 это расширение MPEG-1 в сторону многоканального звука. Следствием совместимости MPEG-2 с MPEG-1 в части кодирования звука стало полное использование трехуровневой системы, разработанной в MPEG-1 для обработки звуковых данных кодерами стандарта MPEG-2. Различия между стандартами начинаются при переходе от двухканалъного звука, принятого за основу в MPEG-1, к многоканальному звуку, поддерживаемому в MPEG-2.

MPEG-2 специфицирует различия режима передачи многоканального звука, в том числе пятиканальный формат, семиканальный звук с двумя дополнительными громкоговорителями, применяемыми в кинотеатрах с очень широким экраном, расширения этих форматов с низкочастотным каналом. Соответствующее расположение громкоговорителей показано в таблице 4. 1. В данном случае в числителе дроби указывается число фронтальных каналов, в знаменателе – число каналов, излучаемых сзади.

Одной из разновидностей многоканального звука является многоязычное звуковое сопровождение. Оно может осуществляться либо передачей отдельного цифрового потока для каждого языка, либо

добавлением нескольких (до 7) языковых каналов со скоростью 64 кбит/с к многоканальному потоку 384 кбит/с. Возможна передача

дополнительных звуковых каналов для людей с ухудшением зрения и слуха.

Система улучшенного кодирования звука ААС. Одной из лучших

современных систем сжатия звука признана система ААС (Advanced Audio Coding – усовершенствованная система кодирования звука),

специфицированная в седьмой части стандарта ISO/IEC 13818. В отличие от других методов сжатия звуковых данных, принятых в MPEG-2, она не обладает свойством обратной совместимости – декодеры MPEG-1 не могут декодировать сигнал ААС.

На данный момент существуют пять разновидностей формата ААС:

2. AT&T а2b ААС;

3. LiquifierPROAAC;

4. Astrid/Quartex ААС;

Все эти модификации несовместимы между собой, имеют собственные кодеры/ декодеры и неодинаковы по качеству.


Стандарт MPEG-4

В качестве средств компрессии звука в MPEG-4 (ISO/IEC 14496-3) используется комплекс нескольких стандартов кодирования звука: улучшенный алгоритм MPEG-2 ААС, алгоритм TwinVQ, а также алгоритмы кодирования речи HVXC и CELP. Кроме того, MPEG-4 предусматривает множество механизмов обеспечения масштабируемости и предсказания. Однако в целом, стандарт MPEG-4 ААС, предусматривающий правила и алгоритмы кодирования звука, является, в общем, продолжением MPEG-2 AAC.

MPEG-4 – аудио предлагает широкий перечень приложений, которые

покрывают область от простой речи до высококачественного многоканального звука, и от естественных до синтетических звуков.

Метод кодирования MPEG-4 CELP. Метод кодирования MPEG-4

CELP предназначен для обработки речевых сигналов. На практике

применяются в основном три основных класса кодеров: кодеры формы,

вокодеры и гибридные кодеры.

Кодеры формы характеризуются способностью сохранять основную

форму речевого сигнала. К кодерам формы относятся кодеры с импульсно

кодовой модуляцией (ИКМ), кодеры с дифференциальной ИКМ (ДИКМ),

адаптивной дифференциальной ИКМ (АДИКМ) и др. Системы передачи с

подобным типом кодеров обеспечивают хорошее качество воспроизведения речевых сигналов (стандартная полоса частот которых составляет 300–3400 Гц) и более широкополосных звуковых сигналов. Однако, эти кодеры малоэффективны с точки зрения снижения скоростей передачи цифровых сигналов.

Вокодеры (от английских слов «voice» – голос и «coder» – кодирующее устройство) обеспечивают значительно большее снижение скоростей передачи речевых сигналов. Сжатие на передающей стороне производится в анализаторе, выделяющем из речевого сигнала медленно меняющиеся составляющие, которые передаются по каналу связи в виде кодовых комбинаций. На приемной стороне с помощью местных источников сигналов, управляемых с использованием принятой информации, синтезируется речевой сигнал.

Стандарт MPEG-7

Аудио MPEG-7 FCD имеет пять технологий: структура описания звука, которая включает в себя масштабируемые последовательности, дескрипторы нижнего уровня и униформные сегменты тишины; средства описания тембра музыкального инструмента; средства распознавания звука; средства описания голосового материала и средства описания мелодии.

Описание системы аудио MPEG-7. Аудиоструктура содержит

средства нижнего уровня, которые обеспечивают основы для формирования звуковых приложений высокого уровня. Предоставляя общую платформу структуры описаний, MPEG-7 Audio устанавливает базис для совместимости всех приложений, которые могут быть созданы в рамках данной системы.

Метод сжатия звука Ogg Vorbis

Сразу после своего появления формат MP3 приобрел огромную

популярность у пользователей персонального компьютера, на аудиодиск

размером 650 Мб можно поместить в 10 раз больше звуковой информации, при этом сохранив приемлемое качество. Созданные таким образом файлы можно без проблем пересылать через Интернет, использовать в переносных устройствах, собирать музыкальные коллекции.

OggVorbis принадлежит к тому же типу форматов аудиосжатия, что и МР3, AAC, VQF, РАС, QDesign AIFF и WMA, т.е. к форматам сжатия с потерями. Психоакустическая модель, используемая в OggVorbis по

принципам действия близка к МР3 и иже с ними, но и только – математическая обработка и практическая реализация этой модели в корне

независимым от всех предшественников.

Главное неоспоримое преимущество формата OggVorbis – это его

полная открытость и бесплатность. WMA и Astrid/Quartex тоже бесплатны, но авторы этих форматов не опубликовали исходные коды своих разработок, a Xiphophorus именно это и сделала. OggVorbis создается в рамках проекта GNU и полностью подчиняется GNU GPL (генеральная публичная лицензия). А это означает, что формат совершенно открыт для коммерческого и некоммерческого использования, его коды можно модифицировать безо всяких ограничений, группа разработчиков оставляет за собой лишь право утверждать новые спецификации формата.

OggVorbis использует математическую психоакустическую модель отличную от МР3, и это сказывается на звучании. MP3 и OggVorbis трудно сравнивать, но в целом звучание OggVorbis гораздо лучше.

При кодировании кодеки OggVorbis используют VBR (variable bitrate), подобно некоторым МР3 кодекам, что позволяет существенно уменьшить размер композиции, при незначительной потере качества.

Что же касается скорости кодирования, то тут пока нет никаких выдающихся результатов. Скорость кодека OggVorbis не быстрее кодека МР3. Разработчики признают, что код кодека совершенно не оптимизирован, так как эта программа была выпущена как можно быстрее для демонстрации спецификации, чтобы не быть голословными. Т.е., в будущем можно ожидать существенного улучшения скоростных характеристик, особенно, когда подключатся сторонние производители.

OggVorbis, как и МР3, изначально разрабатывался как сетевой

потоковый формат. Это свойство является очень важным, особенно учитывая мультиплатформенную направленность формата OggVorbis. Интернет-радиостанция использующая низкоскоростные версии OggVorbis сможет вещать сразу на всех платформах, тогда как такая же радиостанция, использующая для передачи WMA (в виде ASF) будет ограничена только пользователями Windows.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра «Прикладная информатика»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

КОНТРОЛИРУЕМАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мультимедиа»

Тема «Сжатие звуковой информации»

Выполнил:

студент группы 2ПО

Проверил:

доцент кафедры ПИ,

к. т.н., доцент

Ставрополь, 2011

СЖАТИЕ ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Общие сведения

При первичном кодировании в студийном тракте используется об равномерное квантование отсчетов звукового сигнала (ЗС) с разрешением ∆А=16...24 бит/отсчет при частоте дискретизации f = 44,1...96 кГц. В каналах студийного качества обычно

∆А =16 бит/отсчет, f = 48 кГц, полоса частот кодируемого звукового сигнала

∆F = 20...20000 Гц. Динамический диапазон так цифрового канала составляет около 54 дБ. Если f = 48 кГц и ∆А =16 бит/отсчет, то скорость цифрового потока при передаче одного такого сигнала равна V= 48x16 = 768 кбит/с. Это требует суммарной пропускной способности канал связи при передаче звукового сигнала форматов 5.1 (Dolby Digital) или 3/2 плюс канал сверхнизких частот (Dolby Surround, Dolby-Pro-Logic, Dolby THX) более 3,840 Мбит/с. Но человек способен своими органами чувств сознательно обрабатывать лишь около 100 бит/с информации. Поэтому можно говорить о присущей сущей первичным цифровым звуковым сигналам значительной избыточности

Различают статистическую и психоакустическую избыточность первичных цифровых сигналов. Сокращение статистической избыточности базируется на учете свойств самих звуковых сигналов, а психоакустичсской - на учете свойств слухового восприятия.

Статистическая избыточность обусловлена наличием корреляционной связи между соседними отсчетами временной функции звукового сигнала при его дискретизации. Для ее уменьшения применяют достаточно сложные алгоритмы обработки. При их использовании потери информации нет, однако исходный сигнал оказывается представленным в более компактной форме, что требует меньшего количества бит при его кодировании. Важно, чтобы все эта алгоритмы позволяли бы при обратном преобразовании восстанавливать исходные сигналы без искажений. Наиболее часто для этой цели используют ортогональные преобразования. Оптимальным с этой точки зрения является преобразование Карунена - Лоэва. Но его реализация требует существенных вычислительных затрат. Незначительно по эффективности ему уступает модифицированное дискретное косинусное преобразование (МДКП). Важно также, что для реализации МДКП разработаны быстрые вычислительные алгоритмы. Кроме того, между коэффициентами преобразования Фурье (к которому мы все привыкли) и коэффициентами МДКП существует простая связь, что позволяет представлять результаты вычислений в форме, достаточно хорошо согласующейся с работой механизмов слуха. Дополнительно уменьшить скорость цифрового потока позволяют также методы кодирования, учитывающие стати звуковых сигналов (например, вероятности появления уровней звукового нала разной величины). Примером такого учета являются коды Хаффмана где наиболее вероятным значениям сигнала приписываются более короткие кодовые слова, а значения отсчетов, вероятность появления которых мала кодируются кодовыми словами большей длины. Именно в силу этих двух причин в наиболее эффективных алгоритмах компрессии цифровых аудиоданных кодирование подвергаются не сами отсчеты ЗС, а коэффициенты МДКП, и для их кодирования используются кодовые таблицы Хаффмана. Заметим, что число таких таблиц достаточно велико и каждая из них адаптирована к звуковому сигналу определенного жанра.

Однако даже при использовании достаточно сложных процедур обработки устранение статистической избыточности звуковых сигналов позволяет в конечном итоге уменьшить требуемую пропускную способность канала связи лишь 15...25% по сравнению с ее исходной величиной, что никак нельзя считать революционным достижением.

После устранения статистической избыточности скорость цифрового пока при передаче высококачественных ЗС и возможности человека по их обработке отличаются, по крайней мере, на несколько порядков. Это свидетельствует также о существенной психоакустической избыточности первичных цифровых ЗС и, следовательно, о возможности ее уменьшения. Наиболее перспективными с этой точки зрения оказались методы, учитывающие такие свойства слуха, как маскировка, предмаскировка и послемаскировка. Если известно, какие доли (части) звукового сигнала ухо воспринимает, а какие нет вследствие маскировки, то можно вычленить и затем передать по каналу связи лишь те части сигнала, которые ухо способно воспринять, а неслышимые доли (составляющие исходного сигнала) можно отбросить (не передавать по каналу связи). Кроме того, сигналы можно квантовать с возможно меньшим разрешением по уровню, так, чтобы искажения квантования, изменясь по величине с изменением уровня самого сигнала, еще оставались бы неслышимыми, т. е. маскировались бы ис­ходным сигналом. Однако, после устранения психоакустической избыточности точное восстановление формы временной функции ЗС при декодировании оказывается уже невозможным.

В этой связи следует обратить внимание на две очень важные для практики особенности. Если компрессия цифровых аудиоданных уже использовалась ранее в канале связи при доставке программы, то ее повторное применение часто ведет к появлению существенных искажений, хотя исходный сигнал кажется нам на слух вполне качественным перед повторным кодированием. Поэтому очень важно знать «историю» цифрового сигнала, и какие методы кодирования при его передаче уже использовались ранее. Если измерять традиционными методами параметры качества таких кодеков на тональных сигналах (как это часто и делается), то мы будем для них получать при разных, даже самых малых установленных значениях скорости цифрового потока, практически идеальные величины измеряемых параметров. Результаты же тестовых прослушиваний для них, выполненные на реальных звуковых сигналах, будут принципиально отличаться Иными словами, традиционные методы оценки качества для кодеков с компрессией цифровых аудиоданных не пригодны.

Работы по анализу качества и оценке эффективности алгоритмов компрессии цифровых аудиоданных с целью их последующей стандартизации начались в 1988 году, когда была образована международная экспертная группа MPEG (Moving Pictures Experts Group). Итогом работы этой группы на первом этапе явилось принятие в ноябре 1992 года международного, стандарта MPEG 1 ISO/IEC 11172-3 (здесь и далее цифра 3 после номера стандарта относится к той его части, где речь идет о кодировании звуковых сигналов).

К настоящему времени достаточное распространение в радиовещании получили также еще нескольких стандартов MPEG, таких, как MPEG-2 ISO/IEC 13818-3, 13818-7 и MPEG-4 ISO/IEC 14496-3.

В отличие от этого в США был разработан стандарт Dolby АС-3 (ад/52) качестве альтернативны стандартам MPEG. Несколько позже четко сформировались две разные платформы цифровых технологий для радиовещания и телевидения - это DAB (Digital Audi o Broadcasting), DRM (Digital Radio Mondiale), DVB (с наземной DVB-T, кабельной DVB-C, спутниковой DVB-S разновидностями) и ATSC (Dolby АС-3). Первая из них (DAB, DRM) продвигается Европой, ATSC - США. Отличаются эти платформы, прежде всего, выбранным алгоритмом компрессии цифровых аудиоданных, видом цифровой модуляции и процедурой помехоустойчивого кодирования ЗС.

Несмотря на значительное разнообразие алгоритмов компрессии цифровых аудиоданных, структура кодера, реализующего такой алгоритм обработки сигналов, может быть представлена в виде обобщенной схемы, показанной на рис. 4.1. В блоке временной и частотной сегментации исходный звуковой сигнал разделяется на субполосные составляющие и сегментируется по времени, Длина кодируемой выборки зависит от формы временной функции звукового сигнала. При отсутствии резких выбросов по амплитуде используется так назы­ваемая длинная выборка, обеспечивающая высокое разрешение по частоте. В случае же резких изменений амплитуды сигнала длина кодируемой выборки резко уменьшается, что дает более высокое разрешение по времени. Решение об изменении длины кодируемой выборки принимает блок психоакустического анализа, вычисляя значение психоакустической энтропии сигнала. После сегментации субполосные сигналы нормируются, квантуются и кодируются. В наиболее эффективных алгоритмах компрессии кодированию подвергаются не сами отсчеты выборки ЗС, а соответствующие им коэффициенты МДКП.

Обычно при компрессии цифровых аудиоданных используется энтропийное кодирование, при котором одновременно учитываются как свойства слуха человека, так и статистические характеристики звукового сигнала. Однако основную роль при этом играют процедуры устранения психоакустической избыточности. Учет закономерностей слухового восприятия звукового сигнала выполняется в блоке психоакустического анализа. Здесь по специальной процедуре для каждого субполосного сигнала рассчитывается максимально допустимый уровень искажений (шумов) квантования, при котором они еще маскируются полезным сигналом данной субполосы. Блок динамического распределения бит в соответствии с требованиями психоакустической модели для каждой субполосы кодирования выделяет такое минимально возможное их количество при котором уровень искажений, вызванных квантованием, не превышал порога их слышимости, рассчитанного психоакустической моделью. В современных алгоритмах компрессии используются также специальные процедуры форме итерационных циклов, позволяющие управлять величиной энергии искажений квантования в субполосах при недостаточном числе доступных для кодирования бит.

Алгоритмы сжатия звука MPEG основаны на описанных в первой главе свойствах восприятия звуковых сигналов слуховым аппаратом человека. Использование эффекта маскировки позволяет существенно сократить объем звуковых данных, сохраняя приемлемое качество звучания. Принцип здесь достаточно простой: «Если какая-то составляющая не слышна, то и передавать ее не следу». На практике это означает, что в области маскирования можно снизить число битов на отсчет до такой степени, чтобы шум квантования все еще оставался ниже порога маскирования. Таким образом, для работы звукового кодера необходимо знать пороги маскирования при различных комбинациях воздействующих сигналов. Вычислением этих порогов занимается важный узел в кодере психоакустическая модель слуха (ПАМ). Она анализирует входной сигнал в последовательные отрезки времени и определяет для каждого блока отсчетов спектральные компоненты и соответствующие им области маскирования. Входной сигнал анализируется в частотной области, для этого блок отсчетов, взятых во времени, с помощью дискретного преобразования Фурье преобразуется в набор коэффициентов при компонентах частотного спектра сигнала. Разработчики кодеров компрессии имеют значительную свободу в построении модели, точность ее функционирования зависит от требуемой степени сжатия

Полосное кодирование и блок фильтров. Наилучшим методом к кодирования звука, учитывающим эффект маскирования, оказывается полосное кодирование. Сущность его заключается в следующем. Группа отсчетов входного звукового сигнала, называемая кадром, поступает на блок фильтров (БФ) который содержит, как правило, 32 полосовых фильтра. Учитывая сказанное pan критических полосах и маскировании, хорошо бы иметь в блоке фильтров полосы пропускания, по возможности совпадающие с критическими. Однако практическая реализация цифрового блока фильтров с неравными полосами достаточно сложна и оправдана только в устройствах самого высокого класса Обычно используется блок фильтров на основе квадратурно-зеркальных (W. ров с равными полосами пропускания, охватывающих с небольшим взаимным, перекрытием всю полосу слышимых частот (рис. 4.2). В этом случае полоса пропускания фильтра равна π/32T, а центральные частоты полос равны (2к + 1) π /64Т, где Т - период дискретизации;

к = 0,1,..., 31. При частоте дискретизации 48 кГц полоса пропускания секции фильтра составляет 750 Гц.

На выходе каждого фильтра оказывается та часть входного сигнала, которая попадает в полосу пропускания данного фильтра. Далее, в каждой полосе с помощью ПАМ, анализируется спектральный состав сигнала и оценивается, какую часть сигнала следует передавать без сокращений, а какая лежит ниже порога маскирования и может быть переквантована на меньшее число бит. Поскольку, в реальных звуковых сигналах максимальная энергия обычно сосредоточена точена в нескольких частотных полосах, может оказаться, что сигналы в других полосах не содержат различимых звуков и могут вообще не передаваться, личие, например, сильного сигнала в одной полосе означает, что несколько вышележащих полос будут маскироваться и могут кодироваться меньшим лом бит.

Для сокращения максимального динамического диапазона определяется максимальный отсчет в кадре и вычисляется масштабирующий множитель, который приводит этот отсчет к верхнему уровню квантования. Эта операция аналогична компандированию в аналоговом вещании . На этот же множитель умножаются и все остальные отсчеты. Масштабирующий множитель передается к декодеру вместе с кодированными данными для коррекции коэффициента передачи последнего. После масштабирования производится оценка порога маскирования и осуществляется перераспределение общего числа битов между всеми полосами.

Квантование и распределение битов. Все вышеописанные операции не сокращали заметно объем данных, они были как бы подготовительным этапом к собственно сжатию звука. Как и при компрессии цифровых видеосигналов, основное сжатие происходит в квантователе. Исходя из принятых ПАМ решений о переквантовании отсчетов в отдельных частотных полосах, квантователь меняет шаг квантования таким образом, чтобы приблизить шум квантования данной полосе к вычисленному порогу маскирования. При этом на отсчет может понадобиться вместовсего 4 или 5 битов.

Принятие решения о передаваемых компонентах сигнала в каждой частотной полосе происходит независимо от других, и требуется некий «диспетчер», который выделил бы каждому из 32 полосных сигналов часть из общего ресурса битов, соответствующую значимости этого сигнала в общем ансамбле. Роль такого диспетчера выполняет устройство динамического распределения битов.

Возможны три стратегии распределения битов.

В системе с прямой адаптацией кодер производит все расчеты и посылает результаты декодеру. Преимущество данного способа в том, что алгоритм распределения битов может обновляться и изменяться, не затрагивая работы декодера. Однако для пересылки дополнительных данных декодеру расходуется заметная часть общего запаса битов.

Система с обратной адаптацией осуществляет одинаковые расчеты и в кодере, и в декодере, поэтому нет необходимости пересылать декодеру дополнительные данные. Однако сложность и стоимость декодера значительно выше, чем в предыдущем варианте, и любое изменение алгоритма требует обновления или переделки декодера.

Компромиссная система с прямой и обратной адаптацией разделяет функции расчета распределения битов между кодером и декодером таким образом, что кодер производит наиболее сложные вычисления и посылает декодеру только ключевые параметры, затрачивая на это относительно немного битов, Декодер проводит лишь несложные вычисления. В такой системе кодер не может быть существенно изменен, но настройка некоторых параметров допустим.

Обобщенная схема звукового кодера и декодера, выполняющих цифровое сжатие согласно описанному алгоритму с прямой адаптацией, приведена на рисунки 4.3,а. Сигналы на выходе частотных полос объединяются в единый цифровой поток с помощью мультиплексора.

В декодере процессы происходят в обратном порядке. Сигнал демультиплексируется, делением на масштабирующий множитель восстанавливаются исходные значения цифровых отсчетов в частотных полосах и поступают на объединяющий блок фильтров, который формирует на выходе поток звуковых данных, адекватный входному с точки зрения психофизиологического восприятия звукового сигнала человеческим ухом.

Семейство стандартов MPEG

MPEG расшифровывается как «Moving Picture Coding Experts Group», дословно - группа экспертов по кодированию подвижных изображений. MPEG ведет свою историю с января 1988 года. Начиная с первого собрания в мае 1988 года, группа начала расти, и выросла до очень большого коллектива специалистов. Обычно, в собрании MPEG принимают участие около 350 специалистов из более чем 200 компаний. Большая часть участников MPEG - это специалисты, занятые в тех или иных научных и академических учреждениях.

Стандарт MPEG-1

Стандарт MPEG-1 (ISO/IEC 11172-3) включает в себя три алгоритма различных уровней сложности: Layer (уровень) I, Layer II и Layer III. Общая структура процесса кодирования одинакова для всех уровней. Однако, несмотря схожесть уровней в общем подходе к кодированию, уровни различаются п левому использованию и внутренним механизмам. Для каждого уровня определен цифровой поток (общая ширина потока) и свой алгоритм декодирования MPEG-1 предназначен для кодирования сигналов, оцифрованных с частотой дискретизации 32, 44.1 и 48 КГц. Как было указано выше, MPEG-1 имеет три уровня (Layer I, II и Ш). Эти уровни имеют различия в обеспечиваемом коэффициенте сжатия и качестве звучания получаемых потоков. MPEG-1 нормирует для всех трех уровней следующие номиналы скоростей цифрового потока: 32, 48, 56, 64, 96, 112, 192, 256, 384 и 448 кбит/с, число уровней квантования входного сигнала - от 16 до 24. Стандартным входным ^гналом для кодера MPEG-1 принят цифровой сигнал AES/EBU (двухканальный цифровой звуковой сигнал с разрядностью квантованиябита на отчет) Предусматриваются следующие режимы работы звукового кодера:

■ одиночный канал (моно);

■ двойной канал (стерео или два моноканала);

■ joint stereo (сигнал с частичным разделением правого и левого каналов). Важнейшим свойством MPEG-1 является полная обратная совместимость всех трех уровней. Это означает, что каждый декодер может декодировать сигналы не только своего, но и нижележащих уровней.

В основу алгоритма Уровня I положен, разработанный компанией Philips для записи на компакт-кассеты, формат DCC (Digital Compact Cassette). Кодирование первого уровня применяется там, где не очень важна степень компрессии и решающими факторами являются сложность и стоимость кодера и декодера. Кодер Уровня I обеспечивает высококачественный звук при скорости цифрового потока 384 кбит/с на стереопрограмму.

Уровень II требует более сложного кодера и несколько более сложного декодера, но обеспечивает лучшее сжатие - «прозрачность» канала достигается уже при скорости 256 кбит/с. Он допускает до 8 кодирований/декодирований без заметного ухудшения качества звука. В основу алгоритма Уровня П положен популярный в Европе формат MUSICAM.

Самый сложный Уровень III включает все основные инструменты сжатия: полосное кодирование, дополнительное ДКП, энтропийное кодирование, усовершенствованную ПАМ. За счет усложнения кодера и декодера он обеспечивает высокую степень компрессии - считается, что «прозрачный» канал формируется на скорости 128 кбит/с, хотя высококачественная передача возможна и на более низких скоростях. В стандарте рекомендованы две психоакустические модели: более простая Модель 1 и более сложная, но и более высококачественная Модель 2. Они отличаются алгоритмом обработки отсчетов. Обе модели могут использоваться всех трех уровней, но Модель 2 имеет специальную модификацию для Уровня III.

MPEG -1 оказался первым международным стандартом цифрового сжатия звуковых сигналов и это обусловило его широкое применение во многих областях: вещании, звукозаписи, связи и мультимедийных приложениях. Наиболее широко используется Уровень II, он вошел составной частью в европейские спутникового, кабельного и наземного цифрового ТВ вещания, в стандарты звукового вещания, записи на DVD, Рекомендации МСЭ BS.1115 и J.52. Уровень III (его еще называют МР-3) нашел широкое применение в цифровых сетях с интегральным обслуживанием (ISDN) и в сети Интернет Подавляющее большинство музыкальных файлов в сети записаны именно в этом стандарте.

Кодер первого уровня. Рассмотрим более подробно работу кодера первого уровня (рис 4.4). Блок фильтров (БФ) обрабатывает одновременно 384 о счета звуковых данных и распределяет их с соответствующей субдискретизацией в 32 полосы, по 12 отсчетов в каждой полосе с частотой дискретизации 48/32 =1,5 кГц. Длительность кадра при частоте дискретизации 48 кГц составляет 8 мс. Упрощенная психоакустическая модель оценивает только частотное маскирование по наличию и «мгновенному» уровню компонентов сигнала в каждой полосе. По результатам оценки для каждой полосы назначается как можно более грубое квантование, но так, чтобы шум квантования не превышал порога маскирования. Масштабирующие множители имеют разрядность 6 бит и перекрывают динамический диапазон 120 дБ с шагом 2 дБ. В цифровом потоке передаются также 32 кода распределения битов. Они имеют разрядность 4 бита и указывают на длину кодового слова отсчета в данной полосе после переквантования.

В декодере отсчеты каждой частотной полосы выделяются демультиплексором и поступают на перемножитель, который восстанавливает их первоначальный динамический диапазон. Перед этим восстанавливается исходная разрядность отсчетов - отброшенные в квантователе младшие разряды заменяются нулями. Коды распределения битов помогают демультиплексору разделить в последовательном потоке кодовые слова, принадлежащие разным отсчетам и передаваемые кодом с переменной длиной слова. Затем отсчеты всех 32 каналов подаются на синтезирующий БФ, который проводит повышающую дискретизацию и расставляет отсчеты должным образом во времени, восстанавливая исходную форму сигнала.

Кодер второго уровня. В кодере второго уровня устранены основные недостатки базовой модели полосного кодирования, связанные с несоответствием критических полос слуха и реальных полос БФ, из-за чего в низкочастотных участках диапазона эффект маскирования практически не использовался. Величина кадра увеличена втрое, до 24 мс при дискретизации 48 кГц, одновременно обрабатываются уже 1152 отсчета (3 субкадра по 384 отсчета). В качестве входного сигнала для ПАМ используются не полосные сигналы с выхода БФ, а спектральные коэффициенты, полученные в результате 512-точечного преобразования Фурье входного сигнала кодера. Благодаря увеличению и временной длительности кадра и точности спектрального анализа эффективность работы ПАМ возрастает.

На втором уровне применен более сложный алгоритм распределения битов. Полосы с номерами от 0 до 10 обрабатываются с четырехразрядным кодом распределения (выбор любой из 15 шкал квантования), для полос с номерами от 11 до 22 выбор сокращается до 3 разрядов (выбор одной из 7 шкал), полосы с номерами от 23 до 26 предоставляют выбор одной из 3 шкал (двухбитовый код), а полосы с номерами от 27 до 31 (выше 20 кГц) не передаются. Если шкалы квантования, выбранные для всех блоков кадра, оказываются одинаковыми, то номер шкалы передается только один раз.

Еще одно существенное отличие алгоритма второго уровня в том, что не все масштабирующие множители передаются по каналу связи. Если различие множителей трех последовательных субкадров превышает 2 дБ не более чем в течение 10% времени, передается только один набор множителей и это дает экономию расходуемых битов. Если в данной полосе происходят быстрые изменения уровня звука, передаются два или все три набора масштабирующих множителей. Соответственно декодер должен запоминать номера выбранных писал квантования и масштабирующие множители и применять их при необходимости к последующему субкадру. Кодер третьего уровня. Кодер Уровня III использует усовершенствованный алгоритм кодирования с дополнительным ДКП.

Основной недостаток кодеров второго уровня - неэффективная обработка быстро изменяющихся переходов и скачков уровня звука – устраняется благодаря введению двух видов блоков ДКП - «длинного» с 18 отсчетами и «короткого» с 6 отсчетами. Выбор режима осуществляется адаптивно путем переключения оконных функций в каждой из 32 частотных полос. Длинные блоки обеспечивают лучшее частотное разрешение сигнала со стандартными характеристиками, в то время как короткие блоки улучшают обработку быстрых переходов. В одном кадре могут быть как длинные, так и короткие блоки, однако общее число коэффициентов ДКП не изменяется, так как вместо одного длинною передаются три коротких блока. Для улучшения кодирования применяются также следующие усовершенствования.

■ Неравномерное квантование (квантователь возводит отсчеты в степень 3/4 перед квантованием для улучшения отношения сигнал-шум; соответственно, декодер возводит их в степень 4/3 для обратной линеаризации).

■ В отличие от кодеров первого и второго уровней, на третьем уровне масштабирующие множители присваиваются не каждой из 32 частотных полос БФ, а полосам масштабирования - участкам спектра, не связанным с этими полосами и примерно соответствующим критическим полосам.

■ Энтропийное кодирование квантованных коэффициентов кодом Хаффмана.

■ Наличие «резервуара битов» - запаса, который кодер создает в периоды стационарного входного сигнала.

Кодер третьего уровня более полно обрабатывает стереосигнал в формате joint stereo (MS Stereo). Если кодеры нижележащих уровней работают только в режиме кодирования по интенсивности, когда левый и правый каналы в полосах выше 2 кГц кодируются как один сигнал (но с независимыми масштабирующими множителями), кодер третьего уровня может работать и в режиме «сумма-разность», обеспечивая более высокую степень сжатия разностного канала. Стереосигнал раскладывается на средний между каналами и разностный. При этом второй кодируется с меньшей скоростью. Это позволяет несколько увеличить качество кодирования в обычной ситуации, когда каналы по фазе совпадают. Но это приводит и к резкому его ухудшению, если кодируются сигналы, по фазе не совпадающие, в частности, фазовый сдвиг практически всегда присутствует в записях, оцифрованных с аудиокассет, но встречается и на CD, особенно если сам CD был записан в свое время с аудиоленты.

В рамках третьего уровня кодирование стереосигнала допустимо еще тремя различными методами.

■ Joint Stereo (MS/IS Stereo) вводит еще один метод упрощения стереосигнала, повышающий качество кодирования на особо низких скоростях. Состоит в том, что для некоторых частотных диапазонов оставляется уже даже не разностный сигнал, а только отношение мощностей сигнала в разных каналах. Понятно, что для кодирования этой информации употребляется еще меньшая скорость. В отличие от всех остальных, этот метод приводит к потере фазовой информации, но выгоды от экономии места в пользу среднего сигнала оказы­ваются выше, если речь идет об очень низких скоростях. Этот режим по умолчанию используется для высоких частот на скоростях от 96 кбит/с и ниже (другими качественными кодерами этот режим практически не используется). Но, как уже говорилось, при применении данного режима происходит потеря фазовой информации. Кроме того, теряется также любой противофазный сигнал.

■ Dual Channel - каждый канал получает ровно половину потока и кодируется отдельно как монофонический сигнал. Метод рекомендуется главным образом в случаях, когда разные каналы содержат принципиально разные сигналы, например, текст на разных языках. Данный режим устанавливается в некоторых кодерах по требованию.

■ Stereo - каждый канал кодируется отдельно, но кодер может принять решение отдать одному каналу больше места, чем другому. Это может быть полезно в том случае, когда после отброса части сигнала, лежащей ниже порога слышимости или полностью маскируемой код не полностью заполняет выделенный для данного канала объем, и кодер имеет возможность использовать это место для кодирования другого канала. Этим, например, избегается кодирование «тишины» в одном канале, когда в другом есть сигнал. Данный режим используется на скоростях выше 192 кбит/с. Он применим и на более низких скоростях порядка кбит/с.

Основные используемые кодеры III Уровня - кодеры от фирмы XingTech, кодеры от фирмы FhG IIS, и кодеры, основанные на исходном коде ISO.

Кодеры от XingTech не отличаются высоким качеством кодирования, но вполне подойдут для кодирования электронной музыки. Благодаря своей скорости они остаются идеальными кодерами для музыки, не требующей высокого качества кодирования.

Кодеры от FhG IIS известны наивысшим качеством кодирования на низких и средних скоростях, благодаря наиболее подходящей для таких скоростей психоакустичекой модели. Из консольных кодеров данной группы наиболее предпочтителен 13епс 2.61. Пока также используется кодер mр3епс 3.1, но последний никто всерьез не тестировал. Другие кодеры, такие, как Audio Active или МРЗ Producer, обладают значительными недостатками в основном из-за ограничения возможностей настройки и неразвитости интерфейса.

Остальные кодеры ведут свое происхождение от исходных кодов ISO. Существует два основных направления развития - оптимизация кода по скорости и оптимизация алгоритма по качеству. Первое направление наилучшим образом представлял кодер BladeEnc, в котором используется первоначальная модель ISO, но проведено много оптимизаций кода, а вторую модель представляет mpegEnc.

Кодер МР3Рго анонсирован в июле 2001 года компанией Coding Technologies вместе с Tomson Multimedia и институтом Fraunhofer. Формат МР3Рго является развитием III уровня (МРЗ). МР3Рго является совместимым с МРЗ назад (полностью) и вперед (частично), т. е. файлы, закодированные с помощью МР3Рго, можно воспроизводить в обычных проигрывателях. Однако качество звучания при этом заметно хуже, чем при воспроизведении в специальном проигрывателе. Это связано с тем, что файлы МР3Рго имеют два потока аудио, в то время как обычные проигрыватели распознают в них только один поток, т. е. обычный MPEG-1 Layer 3.

В МР3Рго использована новая технология - SBR (Spectral Band Replication). Она предназначена для передачи верхнего частотного диапазона. Дело в том, что предыдущие технологии использования психоакустических моделей имеют один общий недостаток: все они работают качественно, начиная со скорости 128 кбит/с. На более низких скоростях начинаются различные проблемы: либо для передачи звука необходимо обрезать частотный диапазон, либо кодирование приводит к появлению различных артефактов. Новая технология SBR дополняет использование психоакустических моделей. Передается (кодируется) чуть более узкий диапазон частот чем обычно (т. е. с обрезанными «верхами»), а верхние частоты воссоздаются (восстанавливаются) уже самим декодером на основе информации о более низких частотных составляющих. Таким образом, технология SBR применяется фактически не столько на стадии сжатия, сколько на стадии декодирования. Второй поток данных, о котором говорилось выше, как раз и есть та минимальная необходимая информация, которая используется при воспроизведении для восстановления верхних частот. Пока достоверно не известно, какую точно информацию несет этот поток, однако проведенные исследования показывают, что эта информация о средней мощности в нескольких полосах частот верхнего диапазона.

Цифровой звук, если это не музыка, которую можно закодировать в виде MIDI, столь же неудобен для сжатия, как и картинка. Звуковой сигнал редко обладает избыточностью, т.е. имеет повторяющиеся участки (в основном из-за шумов). А значит, плохо сжимается с использованием алгоритмов компрессии без потерь, аналогичных LZW или методу Хаффмана.

В 1940 г. Харви Флетчер, выдающийся американский физик, отец стереозвука, привлёк для исследований человеческого слуха большое число испытуемых. Он проанализировал зависимость абсолютного порога слышимости от частоты сигнала, т.е. при какой амплитуде звук определённой частоты не слышен для человека. В построенной на основе опытов кривой максимальные значения находятся, как и ожидалось, на границах диапазона слышимости (около 20 Гц и ближе к 20 кГц), а минимум - приблизительно 5 кГц. Но главное, на что он обратил внимание, - это способность слуха адаптироваться к появлению новых звуков, что выражается в повышении порога слышимости. Иначе говоря, одни звуки способны делать неслышимыми другие, что называют маскированием одного звука другим.

Последнее свойство слуха при компрессии позволяет после громкого звукового сигнала некоторое непродолжительное время вообще не воспроизводить, а значит и не сохранять никакого звука. Например, громкий щелчок продолжительностью в 0,1 с может замаскировать последующие за ним звуки на 0,5 с, которые не надо сохранять. Говорят, что коэффициент компрессии в этом примере достигает , а описанную процедуру сжатия обычно называют маскированием во временной области .

При маскировании в частотной области синусоидальный сигнал маскирует более тихие, близкие по частоте сигналы, в том числе и синусоидальные сигналы много меньшей амплитуды. Удобно использовать разбиение спектра на полосы различной ширины, основываясь на особенностях слуха человека. Обычно выделяют 27 так называемых критических полос (critical band): 0-я от 50 до 95 Гц, 1-я от 95 до 140 Гц, …, 26-я от 20250 Гц и выше.

Для выполнения алгоритма сжатия исходный сигнал разбивается на кадры, которые подвергаются частотному анализу. Алгоритм сжатия выглядит примерно так:

1. При помощи специальных алгоритмов (ими могут быть быстрое преобразование Фурье или аналогичные), сигналы разделяются на 32 равные полосы спектра, при этом в одну получившуюся полосу могут попасть сразу несколько критических полос.

2. Используя так называемую психоакустическую модель (в которую, как правило, и входит частотное маскирование), определяют уровень маскирования полосы соседними.

3. Уровень в полосе, не превышающий вычисленный порог, считается равным нулю и не сохраняется. Наоборот, немаскированный уровень записывается в выходные данные.


В дальнейшем на каждый ненулевой уровень выделяется некоторое число битов, достаточное для его примерного представления. Так, в той части спектра, где человеческое ухо имеет наименьший порог слышимости, информация кодируется шестнадцатью битами, а на краях, там, где ухо менее чувствительно к искажениям, шестью и менее битами. К полученному потоку битов можно, например, применить алгоритм сжатия Хаффмана.

Различаются три версии алгоритма описанного MPEG-сжатием звука. В каждой версии данные разделяются на кадры, т.е. отдельный кадр состоит из 32 полос по 12 значений в каждой.

В MPEG layer1 (дословно "слой 1") в частотном фильтре используются один кадр и алгоритмы, основанные на дискретном косинусе - преобразовании (DCT). Психоакустическая модель задействует только частотное маскирование. Алгоритм позволяет упаковывать при соотношении 1:4 с потоком 384 Кбит/с.

MPEG layer2 использует три кадра в частотном фильтре(предыдущий, текущий и последующий) общий объём 32 полосы по 12 значений в 3 кадрах. Модель использует и временное маскирование. Упаковывает с соотношением от 1:6 до 1:8.

Лекции 15 – 16. Сжатие звуковой информации План лекции 1. Общие сведения. 2. Структура кодера с компрессией цифровых аудиоданных. 3. Психоакустические модели (ПАМ). 4. Базовые системы кодирования.

1. Методы сжатия звука основаны на устранении его избыточности. Различают статистическую и психоакустическую избыточность натуральных звуковых сигналов. Сокращение статистической избыточности базируется на учете свойств самих звуковых сигналов, а психоакустической – на учете свойств слухового восприятия. 2

Статистическая избыточность обусловлена наличием корреляционной связи между соседними отсчетами временной функции звукового сигнала (ЗС) при его дискретизации. Для ее уменьшения применяют достаточно обработки. При информации нет, их сложные алгоритмы использовании однако исходный потери сигнал оказывается представленным в более компактной 3

форме, что требует меньшего количества бит при его кодировании. Однако даже при использовании достаточно сложных процедур обработки устранение статистической избыточности звуковых сигналов позволяет увеличить требуемую пропускную способность канала связи лишь на 15… 25% по сравнению с ее исходной величиной, что нельзя считать революционным достижением. 4

После устранения статистической избыточности скорость цифрового потока при передаче высококачественных ЗС и возможности человека по их обработке отличаются, по крайней мере, на несколько порядков. 5

Это свидетельствует также о существенной психоакустической избыточности первичных цифровых ЗС и, следовательно, о возможности ее уменьшения. Наиболее перспективными с этой точки зрения оказались методы, учитывающие такие свойства слуха, как маскировка. Если известно, какие части звукового сигнала ухо воспринимает, а какие нет вследствие маскировки, то можно 6

выделить и затем передать по каналу связи лишь те части сигнала, которые ухо способно воспринять, а неслышимые – можно просто отбросить. Кроме того, сигналы можно квантовать с возможно меньшим разрешением по уровню так, чтобы искажения квантования, изменяясь по величине с изменением уровня самого сигнала, еще оставались 7

бы неслышимыми - маскировались бы исходным сигналом. Однако после устранения психоакустической избыточности точное восстановление формы временной функции ЗС при декодировании оказывается уже невозможным. 8

Две важные для практики особенности: Если компрессия цифровых аудиосигналов уже использовалась в канале связи, то ее повторное применение ведет к появлению существенных искажений, т. е. важно знать «историю» цифрового сигнала и какие методы кодирования уже использовались. 9

Традиционные методы оценки качества (например, на тональных сигналах) для кодеков с компрессией аудиоданных не пригодны, тестирование проводится на цифровых поскольку реальных звуковых сигналах. 10

Работы по анализу качества и оценке эффективности цифровых алгоритмов аудиоданных с компрессии целью их последующей стандартизации начались в 1988 году, когда была образована международная экспертная группа MPEG (Moving Pictures Experts Group). 11

Итогом работы этой группы на первом этапе явилось принятие в ноябре 1992 года международного, стандарта MPEG-1 ISO/IEC 11172 -3 (цифра 3 после номера стандарта относится к кодированию звуковых сигналов). 12

К настоящему времени достаточное распространение получили еще нескольких стандартов MPEG, таких, как MPEG-2 ISO/IEC 13818 -3, 13818 -7 и MPEG-4 ISO/IEC 14496 -3. В отличие от этого в США, в качестве альтернативны стандартам MPEG, был разработан стандарт Dolby AC-3. 13

Несколько позже четко сформировались две разные платформы цифровых технологий для радиовещания и телевидения – это DAB (Digital Audio Broadcasting), DRM (Digital Radio Mondiale), DVB (с наземной DVB-T, кабельной DVB-C, спутниковой DVB-S разновидностями) и ATSC (Dolby AC-3). 14

Первая из них (DAB, DRM) продвигается Европой, ATSC – США. Отличаются эти платформы, алгоритмом прежде всего, компрессии выбранным цифровых аудиоданных, видом цифровой модуляции и процедурой помехоустойчивого кодирования ЗС. 15

2. Несмотря на значительное разнообразие алгоритмов компрессии цифровых аудиоданных, структура кодера, реализующего такой алгоритм обработки сигналов, может быть представлена в виде обобщенной схемы: 16

В блоке временной и частотной сегментации исходный звуковой сигнал разделяется на субполосные составляющие и сегментируется по времени. Длина кодируемой выборки зависит от временных характеристик звукового сигнала. 18

При отсутствии резких выбросов по амплитуде используется так называемая длинная выборка. изменений кодируемой уменьшается, В случае же резких амплитуды выборки что дает сигнала длина существенно более высокое разрешение по времени. 19

20

21

22

Модель NMR использует следующие свойства слуха: Абсолютный порог слышимости. Критические полоски слуха (частотные группы, на которые человек разделяет звуковой сигнал при его восприятии), у которых даже есть своя единица измерения для высоты тона – барк. 23

Относительный маскировка в порог слышимости частотной области. и При одновременно воздействии на слух двух сигналов один на фоне другого может быть не слышен – это маскировка, а относительный порог слышимости – это порог слышимости одного сигнала в присутствии другого с учетом маскировки по частоте 24

Маскировка во временной области – характеризует динамические свойства слуха, показывая изменение во времени относительного порога слышимости, когда маскирующий и маскируемый сигналы звучат не одновременно. 25

При этом различают послемаскировку (изменение порога слышимости после сигнала высокого уровня) и предмаскировку (изменение порога слышимости перед приходом сигнала высокого уровня). Такой вид маскировки, когда звуки не перекрываются во времени, называется временной маскировкой. 26

Послемаскировка проявляется на интервале времени 100… 200 мс после окончания маскирующего сигнала, а предмаскировка – около 10 мс, что определяется особенностями конкретного человека. По этой причине временная маскировка при цифровом кодировании практически не используется. 27

Основные процедуры которые вычислений, выполняются на базе психоакустического анализа, реализованного на основе NMR – модели по принципу аддитивного (взаимонезависимого) действия на орган слуха спектральных компонент, если они воздействуют одновременно. На вход блока психоакустического анализа кодера (слайд 17) подается первичный ИКМ сигнал 28

со скоростью 48*16 = 768 Кбит/с. Выполняются следующие процедуры: Процедура 1. Расчет энергетического спектра выборки входного ЗС и его нормирование. Пример: пусть длина выборки БПФ N=512 (Layer 1) или 1024 отсчета (Layer 2). Обозначим n - номер отсчета сигнала в выборке; k – индекс коэффициента БПФ. 29

На выходе блока БПФ имеем линейчатый спектр X(k) в д. Б, с разрешением по частоте ΔF = fд/N. При fд = 48 к. Гц и N = 1024 получим ΔF = 46, 875 Гц. БПФ выполняется с оконной функцией Hanna для подавления эффекта Гиббса. 30

Вычисленный спектр нормируется, максимальной спектральной компоненте присваивается уровень 92 д. Б. Процедура 2. Вычисление энергии сигнала выборки в субполосах кодирования. Процедура 3. Вычисление локальных максимумов энергетического спектра сигнала выборки. Алгоритм здесь простой: спектральная компонента X(k) будет локальным максимумом, 32

Если она больше предшествующей X(k-1), но не менее следующей X(k+1). Процедура 4. Формирование списка тональных компонент. В этом случае исследуется область частот максимума и около каждого соответствующая локального спектральная составляющая включается в список тональных компонент {X(k)} , если в этой области она 33

превышает любую компоненту (кроме двух соседних, чтобы учесть при расчете уровня их энергии) не менее чем на 7 д. Б. Процедура 5. Формирование списка нетональных (шумоподобных) осуществляется после компонент формирования списка тональных компонент. Для этого из исходного спектра сигнала выборки исключаются тональные и 34

соседние компоненты, учтенные ранее. Данная процедура необходима, чтобы учесть соответствующие коэффициенты маскировки. Процедура 6. Прореживание спектра тональных и нетональных компонент осуществляется с целью маскировки вне критической полоски слуха, которая одинакова и для тональных и для нетональных компонент. 35

После прореживания формируется новая сетка спектральных компонент: в первых трех субполосах (0… 2250 Гц) компоненты, учитываются в все следующих спектральные трех субполосах (2250… 4500 Гц) – каждая вторая, в последующих трех субполосах (4500… 6750 Гц) – каждая четвертая и в оставшихся 20 субполосах – лишь каждая восьмая спектральная компонента. 36

Таким образом, если верхняя частота ЗС 22500 Гц, то после такого прореживания получается спектр из 126 спектральных компонент (исходный спектр имел 512 составляющих). Процедура 7. Расчет коэффициентов маскировки. Процедура 8. Расчет порогов маскировки. 37

Процедура 9. Вычисление кривой глобального порога маскировки. Здесь формируется глобальный порог маскировки для каждой субполосы и определяется допустимое значение уровня шумов для каждого квантования, в частности, строится гистограмма распределения бит при кодировании субполосных отсчетов. 38

4. 1. Звуковая часть стандарта MPEG-1 (ISO/IEC 11172 -3) включает в себя три алгоритма различных уровней сложности: Layer (уровень) I, Layer II и Layer III. Общая структура процесса кодирования одинакова для всех уровней, но они различаются по целевому использованию и внутренним механизмам. Для каждого уровня определен свой цифровой поток, то есть общая 39

ширина потока и свой алгоритм декодирования. Уровни имеют коэффициенте различия сжатия и в обеспечиваемом качестве звучания получаемых потоков. MPEG-1 предназначен для кодирования сигналов, оцифрованных с частотой дискретизации 32, 44. 1 и 48 к. Гц. 40

Стандарт MPEG-1 нормирует для всех трех уровней следующие номиналы скоростей цифрового потока: 32, 48, 56, 64, 96, 112, 192, 256, 384 и 448 кбит/с, число уровней квантования входного сигнала – от 16 до 24. 41

Стандартным входным сигналом для кодера MPEG-1 принят цифровой сигнал AES/EBU (двухканальный цифровой звуковой сигнал с разрядностью квантования 20. . . 24 бита на отсчет). Предусматриваются следующие режимы работы звукового кодера: одиночный канал (моно), двойной канал (стерео или два моноканала) и 42

joint stereo (сигнал с частичным разделением правого и левого каналов). Важнейшим свойством MPEG-1 является полная обратная совместимость всех трех уровней. Это означает, что каждый декодер может декодировать сигналы не только своего, но и нижележащих уровней. 43

В основу алгоритма Уровня I положен формат DCC (Digital Compact Cassette), разработанный компанией Philips для записи на компакт-кассеты. Кодирование первого уровня применяется там, где не очень важна степень компрессии и решающими факторами являются сложность и стоимость кодера и декодера. 44

Кодер Уровня I обеспечивает высококачественный цифрового потока звук 384 при скорости кбит/с на стереопрограмму. Уровень II требует более сложного кодера и несколько более сложного декодера, но обеспечивает лучшее сжатие – 45

«прозрачность» канала достигается уже при скорости 256 кбит/с. Он допускает до 8 кодирований/декодирований без заметного ухудшения качества звука. В основу алгоритма Уровня II положен популярный в Европе формат MUSICAM. 46

Самый сложный Уровень III включает все основные инструменты сжатия: полосное кодирование, дополнительное ДКП, энтропийное кодирование, усовершенствованную ПАМ. За счет усложнения кодера и декодера он обеспечивает высокую степень компрессии – считается, что «прозрачный» канал формируется уже на скорости 47

128 кбит/с, хотя высококачественная передача возможна и на более низких скоростях. В стандарте рекомендованы две психоакустические модели: более простая Модель 1 и более сложная, но и более высококачественная Модель 2. Они отличаются алгоритмом обработки отсчетов. Обе модели могут использоваться для всех трех уровней, 48

но Модель 2 имеет специальную модификацию для Уровня III. MPEG-1 оказался первым международным стандартом цифрового сжатия звуковых сигналов и это обусловило его широкое применение во многих областях: 49

вещании, звукозаписи, мультимедийных связи приложениях. и Наиболее широко используется Уровень II, он вошел составной частью в европейские стандарты спутникового, кабельного и наземного цифрового ТВ вещания, в стандарты звукового вещания, записи на DVD, 50

Рекомендации МСЭ BS. 1115 и J. 52. Уровень III (его еще называют МР-3) нашел широкое применение в цифровых сетях с интегральным обслуживанием (ISDN) и в сети Интернет. Подавляющее большинство музыкальных файлов в сети записаны именно в этом стандарте. 51

4. 2. MPEG-2 это расширение MPEG-1 в сторону многоканального звука. MPEG-2 учитывает различия режима передачи многоканального звука, в том числе пятиканальный формат, семиканальный звук 52

с двумя дополнительными громкоговорителями, применяемыми в кинотеатрах с очень широким экраном, расширения этих форматов с низкочастотным каналом. 53

4. 3. При всем множестве новаторских подходов MPEG-4 звуковые разделы стандарта – возможно, наиболее интересная и революционная его часть. Объектный подход к изображениям – новое для телевидения, но в ряде систем анимации он применялся и ранее. 54

По поводу звуковых качество стандарта (т. н. объектного звука), то системы, сопоставимой с MPEG-4 по комплексности подхода, спектру примененных технологий и диапазону применений, просто нет. 55

Принципиальным отличием MPEG-7 является то, что он разрабатывался совсем не для установления каких-либо правил сжатия аудио- и видеоданных или типизацию и характеристику данных какого-то конкретно рода. 56

4. 4. Стандарт MPEG-7 предусмотрен как описательный, предназначенный регламентации характеристик мультимедиа любого типа, для данных вплоть до аналоговых, и записанных в разных форматах (например, с разным пространственным и временным разрешением кадра). 57