Кто изобрел первый телевизор? Как появились первые в мире телевизоры: эволюция от механики к электронным лучам

Ответить на вопрос о том, кто изобрёл телевизор, с первого взгляда достаточно сложно, так как история телевизора, как технологии, имела две ветви развития, имеющих в основе себя разные принципы – электромеханический телевизор (механический) и электронный. Зачастую в ответ на подобные вопросы всегда втискиваются экономические, политические и идеологические интересы, от чего всё становится ещё более запутанным. Но всё-таки попробуем более детально разобраться в личностях и персоналиях, которые внесли вклад в развитие телевидения и изобретения телевизора.

Как правило, вы можете встретить следующие фамилии, которым приписывают изобретение телевизора: Бэрд, Розинг, Зворыкин, Катаев, Перский, Нипков, Такаянаги, Фарнсворт. Попробуем разобраться в этих фамилиях и какой вклад каждый из них внёс в изобретение телевизора.

Нипков Пауль Юлиус Готлиб

Техник и изобретатель из Германии. Известен прежде всего тем, что 1884 году изобрёл диск, получивший название «диск Нипкова». Диск позволял механически сканировать объекты, чтобы информацию о них можно было в дальнейшем передать на приёмник. Диск представлял из себя обычный вращающийся круг с отверстиями по спирали. Вращаясь, он позволял считывать объект построчно. Нипков не изобрёл телевизора, но изобрёл важную составляющую для механического телевидения.

Схематическое изображение диска Нипкова

Перский Константин Дмитриевич

Был преподавателем в кадетском корпусе Санкт-Петербурга, имел звание гвардейского капитана артиллерии. В 1900 году выступил на IV Международном электротехническом конгрессе с докладом «Телевидение посредством электричества», где впервые употребил термин «телевидение» («television»). Так как доклад читался на французском, то многие даже не задумываются над тем, что термин по сути придуман русским. Но Перский не имеет никакого отношения непосредственно к разработке телевизора.

Бэрд Джон Лоуги

К 1920-м годам, когда усиление сигнала сделало телевидение более практичным, шотландский изобретатель Джон Лоуги Бэрд использовал диск Нипкова в своих прототипных видеосистемах. 25 марта 1925 года Бэрд дал первую публичную демонстрацию телевизионных изображений силуэта в движении в универмаге Selfridge в Лондоне. Поскольку человеческие лица не имели достаточного контраста, чтобы проявить себя в его примитивной системе, он транслировал изображение головы говорящей куклы чревовещателя, названного «Stooky Bill», чьё окрашенное лицо было более контрастным. К 26 января 1926 года он впервые презентовал передачу изображения человеческого лица в движении, посредством радио, что считается первой телевизионный передачей в мире. В 1927 году осуществляет первую широковещательную передачу в мире, передавая сигнал между Лондоном и Глазго на расстояние 705 км.

Розинг Борис Львович

Розинг был русским учёным-физиком, педагогом и изобретателем. Он понял тупиковость пути развития механического телевидения, поэтому начал свои исследования с того, что ввёл в систему телевидения безынерционный электронный луч, тем самым открыв альтернативный путь для развития телевизионной связи. Его главная заслуга состояла даже не в том, что он предложил новый способ передачи изображений на расстоянии, который был ещё очень несовершенный, а в том, что этот способ передачи задал вектор развития для всех телевизионных систем будущего, в том числе современных. В системе Розинга не было механических частей. Именно из-за этого факта Розинга следует считать главным изобретателем электронного телевизора. Этот приоритет также закреплён патентом в 1907 году, которые были признаны в ряде ведущих европейских держав, таких как Германия, США, Англия. А в 1911 году Розинг создал прототип кинескопа, который принимал простейшие изображения, что стало первой в мире телевизионной передачей электронного телевидения.

Схема телевизионной системы Б. Л. Розинга, разработанной в 1907 г. Вверху — передающее устройство, внизу — приемная электронно-лучевая трубка.

Кэмпбелл-Суинтон Алан Арчибальд

Алан Кэмпбелл-Суинтон был шотландским инженером-электриком, который являлся основным конкурентом Розинга в области разработки теоретических основ для электрического телевидения. Кэмпбелл-Суинтон, как и Розинг, понимал, что механическое телевидение ограничено в своём развитии из-за ограниченного количества линий сканирования, приводящее к плохому качеству изображения и мерцанию картинки. В 1908 году он написал статью для журнала «Nature», где изложил своё взгляд на «электрическое видение». В том же году он пишет ещё одну статью «Дистанционное электрическое зрение», где излагает принципы, по которым предлагает создавать электрическое телевидение. В 1911 году он выступает со речью в Лондоне, где теоретически описывает систему дистанционного электрического зрения при помощи электронно-лучевых трубок, как на приёмном, так и на передающих концах, которая принципиально ничем не отличалась от схемы Розинга. Правда ему так и не удалось провести успешные эксперименты по созданию такой системы в дальнейшем. В 1914 году он провёл ряд не очень успешных экспериментов в сотрудничестве с Г.М. Минчиным и Дж. К. М. Стэнтоном.

Такаянаги Кэндзиро

25 декабря 1925 года японец Кенджиро Такаянаги продемонстрировал телевизионную систему с разрешением в 40 строк, в которой использовался дисковый сканер Нипкова и электронно-лучевая трубка. Этот прототип все ещё демонстрируется в Мемориальном музее Такаянаги в Университете Сидзуока, в кампусе Хамамацу в Японии. К 1927 году Такаянаги улучшил разрешение до 100 линий, что было непревзойдённым до 1931 года. К 1928 году он первым передал человеческие лица в полутонах. Его работа оказала влияние на более позднюю работу Зворыкина Владимира Кузьмича.

Фарнсуорт Фило Тэйлор

Фарнсуорт является американским изобретателем в области телевидения. Его вклад в заключается в том, что он изобрёл специальное передающее устройство под названием «диссектор изображения», которое делало то же, что и диск Нипкова в механической системе, оно позволяло разбивать изображение на электрические сигналы. Также ему удалось впервые в мире построить полностью электронную телевизионную систему, которую он продемонстрировал в 1928 году в прессе, а в 1934 году он продемонстрировал эту систему общественности.

Диссектор изображения Фарнсуорта

Катаев Семён Исидорович

Катаев был советским изобретателем и учёным, который занимался развитием идей Розинга в практической части. Он был конкурентом другому изобретателю русского происхождения, о котором будет сказано ниже, Зворыкину. Оба изобретателя старались развить идею Розинга о применении ЭЛТ в телевидении. Но трубки бывают разные. Немцы в это время усиленно пытались развивать ЭЛТ с газовой фокусировкой, то есть использовали газ в трубке, чтобы фокусировать катодные лучи. Катаев же пошёл по другому пути и стал разрабатывать ЭЛТ с магнитной фокусировкой. Результатом его работы стал т. н. «радиоглаз» – аналог иконоскопа Зворыкина. Своё изобретение Катаев С.И. протестировал в 1931 году, а в 1933 году получил на него патент в СССР. Позже, когда Зворыкин и Катаев показывали друг другу свои изобретения, Зворыкин отмечал, что радиоглаз по некоторым параметрам превосходит его иконоскоп.

Зворыкин Владимир Козьмич

Зворыкин также был русским изобретателем и учеником Бориса Розинга, правда после революции у него не заладились отношения с новой советской властью, и он эмигрировал в США, где продолжил развивать идеи своего учителя. Зворыкина на Западе считают изобретателем телевизора, но так, конечно, считать нельзя по тем многим причинам, которые мы уже отметили выше, хотя его вклад в развитие телевидения также сложно переоценить. В отличие от Катаева Зворыкин пошёл по пути создания ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Мышление Катаева и Зворыкина было диаметрально противоположным, что и породило такое различие в подходах и изобретениях. Если Катаев, как настоящий теоретик, сначала решил изобрести передающую трубку, а только потом приёмную, то Зворыкин сделал всё наоборот, так как вместо передающей можно было использовать передатчик, построенный по типу диска Нипкова. В 1935 году В.К. Зворыкин получил патент в США на своё изобретение, хотя демонстрации своего изобретения он устраивал ещё в 1926 году. Телевизоры с магнитной фокусировкой до 70-х годов 20-го века были больше распространены, так как долго не удавалось получить не уступающую по качеству ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Но именно с появлением иконоскопа электронное телевидение в полной мере стало реальностью.

ИТОГИ

Как уже писалось выше, следует различать электромеханический и электронный телевизоры. Механический телевизор появился параллельно электронному, поэтому его нельзя считать предшественником, скорее тупиковой ветвью развития. Он был сильно ограничен в увеличении качества и разрешения картинки, в отличие от телевизора с электронно-лучевой трубкой. Поэтому все фамилии, связанные с механическим телевизором, можно исключить из претендентов на изобретение телевизора в том виде, в котором мы его знаем. Таким образом Нипков, Бэрд и остальные не изобретали электронный телевизор.

В интернете часто можно встретить тезис о том, что Катаев подал свою заявку на патент раньше Зворыкина и формально его правильнее считать изобретателем телевизора, однако фактически Зворыкин изобрёл свой иконоскоп раньше, но из-за бюрократической волокиты его патент долго рассматривался. На самом деле это в общем-то неважно, так как оба они были учениками Розинга, а Зворыкин не раз подтверждал приоритет Розинга в изобретении телевидения, поэтому именно Розинг Борис Львович, очевидно, и должен быть назван изобретателем телевизора. Он задолго до всех предвидел будущее электронного телевидения, был активным популяризатором этой идеи.

Около 100 лет назад телевидение из лабораторных экспериментов превратилось в общественную забаву: начали устраивать публичные просмотры, появляются первые промышленные телевизоры. Эти гаджеты прошли огромный путь от простых ящиков с вращающимися дисками до сложнейших электронных систем с плазмой, жидкими кристаллами и лазерами.

Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В новом цикле статей «110 лет телевидения» сайт вспоминает яркую историю устройств, передающих движущуюся картинку.

«Пантелеграф» и диск Нипкова

Первые работы в области передачи изображения на расстоянии появились эдак полтораста лет назад: в 1862 году итальянец Джованни Казелли разработал «Пантелеграф», который позволял передавать изображения по проводам. Правда, картинка была статичной, а оригинал при этом должен был находиться на медной пластине.

До тех пор пока не открыли фотопроводимость селена и внешний фотоэффект, изображение без специальной подготовки передавать не получалось. А в 1884 году немец Пауль Нипков делает важное изобретение: диск с отверстиями, расположенными по спирали. Диск так и называется: диск Нипкова.

Если за диском поместить какой-нибудь хорошо освещенный объект и этот самый диск раскрутить, то из-за быстрого вращения дырочек на его поверхности мы будем хорошо видеть объект. Можно построить такую аналогию: если быстро бежать вдоль забора с множеством щелей, то на большой скорости щели сольются и мы увидим то, что находится за забором.

А если вместо человека за диском будет наблюдать фотоэлемент, то вот мы уже получили систему, сканирующую изображение. Теперь соединяем ее с таким же устройством с диском Нипкова, только вместо фотоэлемента используем источник света (лампу), — и тогда, находясь с другой стороны диска, мы будем видеть, как то же самое изображение восстанавливается.


Изображение из книги «Самодельный телевизор» (1937)

Чтобы изображение было четким, а путь дырочек диска не напоминал дугу, сам диск нужно было делать как можно большего размера и покрывать его большим числом крохотных отверстий, а размер кадра — как можно меньшим.

Тогда уже и сам кадр выглядит не как сегмент круга, а как прямоугольник, а траектория отверстий — почти прямая. Одно отверстие — одна строка «развертки». Известны системы, в которых было более чем по 400 отверстий. Но чаще всего использовался стандарт в 30 строк, а размер изображения едва превышал почтовую марку.

Интересно, что Пауль Нипков практически не интересовался внедрением своего изобретения и телевидением вообще, а выданный патент был отозван через 15 лет из-за отсутствия интереса к новинке.

На рубеже XIX и XX веков начинают появляться первые телеприемники. Творческий поиск изобретателей шел по непроторенным тропинкам, и их системы разительно отличались одна от другой. Еще в 1900 году русский изобретатель Александр Полумордвинов разрабатывает «телефот» — первую в мире систему цветного телевидения с диском Нипкова. С цветом работает в Германии и русский эмигрант Ованес Адамян.

В 1923 году американец Чарльз Дженкинс передает движущееся силуэтное изображение, почти одновременно с ним шотландец Джон Бэрд также транслирует силуэты, а два года спустя, в 1925-м, впервые демонстрирует телепередачу полутоновых движущихся объектов.


Джон Бэрд с куклами для чревовещания Джеймсом и Стуки Биллом перед своей телевизионной установкой, 1926 год. Фото: Wikipedia

Забавно, что когда Бэрд пришел в редакцию газеты Daily Express, редактор отправил сотрудников вниз избавиться от лунатика, который утверждает, что умеет видеть по радио, и что тот лунатик может быть вооружен.

В своей конструкции Бэрд использует диск Нипкова. В течение нескольких лет он разрабатывает цветной телевизор, устраивает трансляцию между городами и даже через океан, проводит прямую телетрансляцию скачек. Число строк вырастает с 5 до 30, а впоследствии Бэрд разработает даже 1000-строчное телевидение (которое, впрочем, останется экспериментом).

Так выглядело изображение на первом телевизоре Бэрда. Фото с сайта BairdTelevision.com

Самые первые в мире серийные телевизоры

Начинается яркая, но короткая эпоха механического телевидения. Появляются телевизионные компании во Франции, США, Германии.

В 1929-м американская компания Western Television выпускает первый в мире серийный телевизор — Visionette с диском Нипкова диаметром 17 дюймов (43 см). Всего было выпущено около 300 телевизоров этой модели.

Само устройство стоило 88,25 доллара, отдельно надо было покупать корпус (еще 20 долларов), приемник для звукового сопровождения (85 долларов) и неоновую лампу.

В пересчете на теперешние деньги (с учетом инфляции) такой комплект стоил бы около 3000 долларов. Да, поначалу телевидение было развлечением для богатых.


Телевизор Visionette. Фото с сайта EarlyTelevision.org

Телевизор Бэрда (он так и назывался — Televisor) — выпускался в Великобритании в 1930—1933 годах, всего изготовили около тысячи штук.


Фото с сайта TVHistory.tv

Первые телевизоры в СССР

В Советском Союзе первые экспериментальные телепередачи состоялись в 1931 году, а регулярные — лишь в конце 1934-го. Применялся немецкий телевизионный стандарт: 30 строк, частота 12,5 кадра в секунду (диск Нипкова должен при этом вращаться со скоростью 750 оборотов в минуту), соотношение сторон кадра 4:3. Передачи велись по полчаса в ночь с четного на нечетное число.


Расписание из журнала «Радиофронт».

Поначалу в нашей стране телелюбительство тоже было дорогим удовольствием: телеприемник марки «Б-2» (1933−1936) стоил 235 рублей. При этом телевизор надо было подключать к одному радиоприемнику, чтобы просто смотреть передачи, и еще к одному — чтобы попутно слушать звук.


Телевизор «Б-2». Фото: Википедия

Журнал «Радиофронт» популяризировал теледвижение в стране и публиковал схемы телевизоров для самостоятельной сборки; редколлегия журнала разработала несколько моделей простых телеприемников. Набор деталей для сборки телевизора модели «ТРФ-1» стоил всего 13 рублей — за эту сумму можно было подписаться на журнал на год.

Одним из первых в СССР минчанин Генрих Бортновский: уже в канун 1933 года он принимал из Москвы новогоднюю передачу. Это был первый телевизор на территории современной Беларуси.

Интересно, что в 1936-м журнал «Радиофронт» опубликовал несколько критических статей, где клеймил позором Белорусский радиокомитет за бездействие, волокиту и междоусобную войну с городским отделом радиовещания.

В результате многие телерадиолюбители не могли получить консультацию и строить свои приемники. Быть может, именно эта бездеятельность Белорусского радиокомитета способствовала развитию таланта самоучек вроде Бортновского.


Фото из журнала «Радиофронт», 1936 год

Телевизоры с зеркальным винтом

К концу тридцатых годов «телелюбительство» в СССР потихоньку становится все более массовым увлечением: ленинградский завод выпустил три тысячи телевизоров «Б-2», по журнальным схемам любители всей страны собирают сотни и сотни самодельных приемников разных конструкций.

В 1937 году книга Б. Шефера «Самодельный телевизор» тиражом в 50 тысяч экземпляров выходит в издательстве «Детиздат». Передачи в то время велись в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Томске, Саратове, Одессе, также можно было словить иностранные трансляции.

Параллельно с дисковой развивается еще одна система механического телевидения: с зеркальным винтом.

На стержень насаживаются отполированные до зеркального блеска пластины, каждая из которых немного смещена относительно предыдущей. В результате получается этакий большой блестящий винт, похожий на спираль от мясорубки. Вращаясь с большой скоростью, винт отражал свет от неоновой лампы, и прямо на его поверхности выстраивалось изображение.

Если телевизоры с диском Нипкова зрители могли смотреть по очереди, то передачу по винтовому телевизору видели одновременно 10−15 человек. Правда, постройка такого аппарата требовала значительно больших затрат времени, а набор деталей обходился уже в 150 рублей.


Фото с сайта Television Experiments.com


Телевизор ТЗС с зеркальным винтом. Фото с сайта rw6ase.narod.ru

Использовались также механические системы с «блуждающим лучом»: диктор сидел в темной комнате, по нему бегал световой луч, проходящий через диск Нипкова, а отраженный свет попадал на фотоэлементы. Такая технология не позволяла делать передачи вне студий, но, на удивление, просуществовала довольно долго: в Великобритании до 1935-го и в Германии — до 1938 года.

Появление полностью электронных систем

Системы механического телевидения начали сворачиваться во второй половине 30-х годов. Основная причина — массовое внедрение полностью электронных систем, которое произошло в начале — середине 30-х.

В США последние механические телесети существовали при университетах и были закрыты в 1939 году. В СССР еще с 1938 года велись электронные телепередачи, но механическое телевидение просуществовало у нас до апреля 1940 года, ведь у населения было очень много промышленных и самодельных телевизоров.

Помимо уже упомянутого серийного «Б-2», мелкими сериями выпускались модели «Т-1» (Ленинградский завод имени Коминтерна), «Пионер ТМ-3» (Ленинградский радиозавод имени Козицкого) и некоторые другие — всего около полудюжины моделей.

Работы над электронным телевидением велись с начала ХХ века параллельно с изучением телевидения механического: еще в 1906 году Макс Дикманн, ученик знаменитого ученого Карла Брауна, патентует использование трубки Брауна для передачи изображений.

Годом позже русский профессор Борис Розинг регистрирует свое изобретение, доказывая техническую возможность использования катодно-лучевой трубки. В 1911 году он продемонстрирует передачу простых статичных фигур и ее прием на электронной трубке.

В 20-х годах строят и патентуют свои электронные телеустановки англичанин Алан Кэмпбелл-Суинтон, венгр Калман Тиханьи («радиоскоп»), японец Кэндзиро Такаянаги, американец Фило Фарнсуорт («диссектор»). В 1928 году ученые из Ташкента Борис Грабовский и Иван Белянский передают в эфир движущееся изображение, и на сконструированном ими электронном «телефоте» можно было разглядеть самого Белянского.

Но все же изобретателем электронного телевидения считают другого русского — Владимира Зворыкина, ученика Розинга. Зворыкин после революции эмигрировал в Америку и в конце 20-х годов разработал и запатентовал на фирме RCA приемную телевизионную трубку — кинескоп, и трубку передающую — иконоскоп.

Кинескоп позволил повысить качество принимаемой картинки: от 30—120 строк в механических системах с диском Нипкова до 400 строк и впоследствии даже до 1000 строк.


Владимир Зворыкин с иконоскопом. Фото с сайта EngineeringHistory.Tumblr.com

В 1934 году фирма Telefunken начинает регулярное электронное телевещание в Германии (два года спустя церемонию открытия Олимпийских игр в Берлине будут транслировать в прямом эфире), в 1936-м подключаются Италия, Франция, Великобритания. У истоков британского электронного телевидения стоит Исаак Шоэнберг — выходец из Пинска.

Из-за патентных разногласий в США телевидение появляется лишь в 1938-м, причем компания RCA использует в разных городах различные стандарты: скажем, в Нью-Йорке применяется иконоскоп Зворыкина, а в Филадельфии и Сан-Франциско — диссектор Фарнсуорта. Кроме того, на рынке присутствуют и другие компании со своими стандартами. К единому стандарту в США придут в 1941-м.


Владимир Зворыкин демонстрирует свой электронный телевизор, 1929. Фото: Wikipedia

Зворыкин неоднократно ездил в Европу и в СССР и консультировал компании при запуске телевидения. В результате в Советском Союзе с фирмой RCA заключили договор, и в 1938 году на Шаболовке запустили станцию электронного телевидения; регулярное вещание началось 10 марта 1939-го. Станция передавала телевизионный сигнал на частоте 49,75 МГц с разрешением 343 строки (25 кадров в секунду).

Для приема телепередач Ленинградский завод имени Козицкого по документации RCA выпустил телевизор модели «ТК-1» на 33 лампах. Это была сложная конструкция, для сборки и наладки которой требовались специалисты высокой квалификации. К концу 1938-го завод выпустил двести экземпляров, а к началу войны — около 6 тысяч телевизоров этой модели. На базе этой модели Александровский радиозавод изготовил опытную партию телевизора «АТП-1».

Телевизор «ТК-1». Фото с сайта DVostok.com

В самом Ленинграде опытный телерадиоцентр еще с 1937 года вел передачи в другом стандарте на частоте 37,5 МГц (240 строк, 25 кадров в секунду); а с сентября 1938-го начались регулярные передачи по два раза в неделю. Для приема этих программ выпустили телевизор ВРК на 24 лампах. Изготовили всего 20 экземпляров, которые использовались в качестве тестовых.

Телевизор «ВРК».

Незадолго до войны ленинградский завод «Радист» освоил выпуск телевизора модели «17ТН-1»/«17ТН-3», который позволял смотреть и московские, и ленинградские передачи, — до войны их выпустили более 2 тысяч штук.

Гигантский скачок популярности ТВ

После Второй мировой популярность телевидения сделала гигантский скачок.

В Великобритании до войны было выпущено около 19 тысяч телевизоров, в 1947 году их число оценивалось в 17 тысяч, а в 52-м — уже 1,4 млн. В США до войны выпустили около 7−8 тысяч телевизоров, в 1947-м их было уже 180 тысяч, а к 1951-му году — 10 миллионов.

В СССР незадолго до начала войны было по нескольку тысяч механических и электронных телевизоров разных стандартов. В 1944 году у нас разработали стандарт электронного телевидения в 625 строк, который утвердили через два года (также его внедрят в Европе); а еще два года спустя, в 1948-м, в Москве начались первые регулярные телепередачи в новом стандарте.

Появились телевизоры нового поколения «Москвич Т-1» и «Ленинград Т-1», а также первый массовый советский телевизор «КВН-49», который выпускался с 1948 по 1967 годы минимум на восьми заводах и разошелся тиражом в 2,5 млн экземпляров. В 1957 году число советских телезрителей превысило 1 миллион человек.


Телевизор «КВН-49». Фото с сайта Dvostok.com

Постепенно рынок стал насыщаться, и в борьбе за зрителя телекомпании по всему миру начали внедрять цветное телевидение. Но об этом мы расскажем в следующем материале проекта.!

Новое поколение телевизоров Samsung SUHD передают изображение максимально точно и реалистично. Благодаря передовой технологии квантовых точек даже мельчайшие детали и темные области в изображении разлиичимы при любом освещении.

Телеви́зор (телевизионный приёмник ) (от новолатинского televisorium - дальновидец) — электронное устройство для приёма и отображения изображения и звука, передаваемых по беспроводным каналам (в т. ч. телевизионных программ, также сигналов от устройств воспроизведения видеосигнала).

Идея передачи изображения на расстоянии существовала с глубокой древности, находя отображение в мифах и сказаниях (например, «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»), однако, техническая и теоретическая база для создания подобного устройства появились лишь в конце XIX века, после создания радио.

В 1884 году немецкий изобретатель Пауль Нипков изобрёл диск Нипкова — устройство, лёгшее в основу механического телевидения.

10 октября 1906 года изобретатели Макс Дикманн, ученик Карла Фердинанда Брауна, и Г. Глаге зарегистрировали патент на использование трубки Брауна для передачи изображений. Браун был против исследований в этой области, считая идею ненаучной.

В 1907 году Дикманном был продемонстрирован телевизионный приёмник, с двадцатистрочным экраном размером 3х3 см и частотой развёртки 10 кадр/с.

25 июля 1907 года профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг подал заявку на изобретение «Способ электрической передачи изображений на расстояния», доказав возможность применения катодно-лучевой трубки для преобразования электрического сигнала в точки видимого изображения. Развёртка луча в трубке производилась магнитными полями, а модуляция сигнала (изменение яркости) — с помощью конденсатора, который мог отклонять луч по вертикали, изменяя тем самым число электронов, проходящих на экран через диафрагму.
9 мая 1911 года на заседании Русского технического общества Розинг продемонстрировал передачу телевизионных изображений простых геометрических фигур и приём их с воспроизведением на экране ЭЛТ. Передаваемое изображение было статичным (то есть движущиеся объекты отсутствовали).

В 1908 году армянский изобретатель Ованес Адамян запатентовал двуцветный аппарат для передачи сигналов («Приспособление для превращения местных колебаний светового пучка, отражённого от зеркала осциллографа, в колебания яркости трубки Гейслера », заявка подана в 1907 году). Позже он получил аналогичные патенты в Великобритании, Франции и России (1910, «Приёмник для изображений, электрически передаваемых с расстояний»). В 1918 году Адамян собрал первую в России установку, способную демонстрировать чёрно-белое изображение (статичные фигуры), что было большим шагом в развитии телевидения. В 1925 году он получил патент на трёхцветную электромеханическую систему телевидения, то есть для устройства по передаче цветных изображений на расстояние при помощи диска с тремя сериями отверстий. При вращении диска три цвета сливались в единое изображение. Опытные передачи были продемонстрированы в том же году в Ереване.
Существует много публикаций и о создании в 1928 году системы электронного телевидения изобретателем из Ташкента Б.П. Грабовским. Первый в истории телевизионный приёмник, на котором был произведён ташкентский опыт, назывался «телефотом».

В 1925 году шотландский изобретатель Джон Лоджи Берд впервые продемонстрировал телевизионную передачу движущихся объектов используя диск Нипкова. В конце 1920-х основанная им компания Baird Corporation была единственным производителем телевизоров в мире.

Настоящий прорыв в технике электронном телевидения произвёл ученик Б. Розинга В. К. Зворыкин (эмигрировавший после революции в Америку и работавший на RCA) — в 1923 году он подал заявку на телевидение, основанное полностью на электронном принципе, а в 1931 году создавший первую в мире передающую электронную трубку с мозаичным фотокатодом, названную «иконоскопом», положившую начало развитию электронного телевидения. Иконоскоп — первая электронная передающая телевизионная трубка, позволившая начать массовое производство телевизионных приёмников. Далее Зворыкин занялся созданием полностью электронной телевизионной системы. Для полного успеха требовалось провести большую работу по совершенствованию иконоскопа и кинескопа (приёмной трубки), систем преобразования и передачи электрических сигналов, решению технологических проблем, связанных с получением требуемой фоточувствительной структуры, и т. п.
Регулярное телевизионное вещание по системе с оптико-механической развёрткой изображения началось в США в 1927 году, в Великобритании в 1928 году, в Германии в 1929 г.
Первое регулярное телевещание на электронном принципе в УКВ-диапазоне началось в 1935 году в Германии (441 строка), в 1936 году — в Англии (405 строк), Италии (441 строка) и Франции (455 строк). Регулярное вещание с анонсированием передач началось в Великобритании в 1936 году.

После Второй мировой войны в США население не потеряло покупательную способность а её радиоэлектронная промышленность, нарастившая огромные мощности во время войны, и лишившаяся оборонных заказов, нашла себе поле деятельности в виде телефикации страны и быстро решила эту задачу. Если в 1947 году в США было около 180 тыс. телевизоров, то к 1953-му их число возросло до 28 миллионов! (то еесть телевизор имела практически каждая вторая семья). Рынок за шесть лет был практически насыщен чёрно-белыми телевизорами, а чтобы создать новый массовый товар, американская радиопромышленность занялась всерьез цветным телевидением.
После разработки и создания этой системы, в 1953 году в США началось регулярное цветное телевизионное вещание. Тогда же появились и цветные телевизоры. Тогда он стоил в среднем около тысячи долларов (половина стоимости среднего автомобиля), а его обслуживание в год обходилось примерно в такую же сумму. Требовалась, например, почти еженедельная настройка специалистом (ручек управления у первых телевизоров было больше ста). Поэтому цветное телевидение в США стало массовым только через 12-15 лет (первые 10 млн. телевизоров были проданы только к 1966 году).
Японская радиопромышленность довольно быстро наладила производство относительно дешевых цветных телевизоров для рынка США, и поэтому в 1960 году американскую систему приняла и сама Япония (то есть выбор был вынужденный).

Регулярное телевещание в России (СССР) началось 10 марта 1939 года.
Первый советский телевизор (приставка — собственного громкоговорителя телевизор не имел и подключался к радиовещательному приемнику) по системе с диском Нипкова был создан на ленинградском заводе «Коминтерн» (ныне завод им. Козицкого) в апреле 1932 года. Это была марка Б-2 , с размером экрана 3x4 см. В 1933-1936 гг. завод выпустил около 3 тыс. этих телевизоров. В 1938 году завод «Коминтерн» выпустил телевизоры ТК-1 , это была сложная модель на 33 радиолампах и изготавливался он по американской лицензии и с использованием их документации. К концу года было выпущено около 200 телевизоров. К началу Великой Отечественной войны их парк составлял до 2000 шт. Примерно столько же было изготовлено телевизоров модели ВРК (Всесоюзный радиокомитет) .
Работы же по созданию упрощенного телеприёмника, рассчитанного на массового потребителя, велась на другом ленинградском предприятии - заводе "Радист" (именно на него пришли ведущие специалисты из ВНИИТа и с завода им. Козицкого). И в 1940 году в лабораториях "Радиста" был создан серийный настольный телевизор 17ТН-1 с экраном диаметром 17 см. До войны завод успел выпустить не более 2 тыс. телевизоров этой марки. Перед войной Александровский завод выпустил первый советский телевизор, который по качеству превосходил американские RCA — АТП-1 . Но по-настоящему первым советским телевизором считается КВН-49 , его смотрел даже Сталин. Стоили первые телевизоры более 900 рублей.
Московский телевизионный завод (ныне «Рубин»), был создан в 1951 году, а выпустил первые телевизоры Север в 1953 г. Александровский радиозавод («Рекорд», ныне VESTEL) начал производить телевизоры с 1957 года. Поскольку послевоенный парк телевизоров в СССР был невелик, то в 1951-55 гг. была предпринята попытка создания системы последовательного цветного телевидения (имеющей некоторые преимущества, но несовместимой с чёрно-белой, а потому ранее отвергнутой в Америке). Был выбран стандарт 525 строк при 50 кадрах (25 полей) в секунду, в передающей камере перед трубкой вращался диск с цветными светофильтрами, такой же диск синхронно вращался перед экраном кинескопа в телевизоре (при красных светофильтрах передавались красные детали изображения, при зеленом — зеленые, при синем — синие). Велось опытное вещание с Опытной станции цветного телевидения , ОСЦТ-1. На ленинградском заводе им. Козицкого было выпущено несколько сот цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см (с повышенной яркостью — чтобы компенсировать потери света в светофильтрах).
Но в феврале 1957 года вышло постановление Совета Министров по вопросам цветного телевидения с поручением начать в следующем, 1958 году, опытное вещание уже по одновременной (совместимой) системе. К ноябрю 1959 года на Шаболовке была смонтирована ОСЦТ-2, которая в январе 1960 г. начала регулярное вещание по системе NTSC. Телевизоры выпускали два завода: в Ленинграде завод им. Козицкого (новую «Радугу»), а Московский радиозавод — «Темп-22». Всего их было выпущено около 4000 штук, но в открытую продажу они не поступали.
В итоге в марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения и был осуществлён переход на французскую систему SÉCAM. Первая широковещательная цветная телепередача в СССР состоялась 7 ноября 1967 года. Первые цветные телевизоры тоже были французские — было закуплено несколько сот телевизоров марки КFТ. В 70-х - 80-х годах происходила постепенная замена парка чёрно-белых телевизоров на цветные отечественного производства. Парк цветных телевизоров формировался трудно, хотя их долгое время продавали даже ниже себестоимости. В первые годы цветного вещания возник даже настоящий кризис сбыта: население почти перестало покупать чёрно-белые телевизоры по случаю «наступления эры цветного телевидения», но еще не решалось покупать довольно дорогие цветные, не будучи уверено в их качестве и надёжности (да и объём цветных телепрограмм рос тогда очень медленно).
В конце 1980-х годов в СССР у населения имелось уже более 50 млн. цветных телевизоров.

Примерно до 1990-х годов использовались телевизоры исключительно на основе кинескопа (электронно-лучевой трубки). В конце XX века начали получать распространение проекционные телевизоры (как на основе ЭЛТ, так и ЖКИ, а также на основе микромеханического оптического модулятора). Появились телевизоры на основе практически плоского , а затем и совершенно плоского , кинескопов, появились тёмные кинескопы с улучшенной передачей чёрного цвета, кинескопы с укороченной трубкой (по толщине корпуса конкурирующие с жидкокристаллическими). Внедрялись системы передачи текстовой информации в телесигнале — телетекст и фасттекст. Стали выпускаться телевизоры с функцией картинка-в-картинке (PIP) (первый выпущен в 1978 г. компанией Sharp), широко внедряться цифровая обработка видеосигнала, улучшающая итоговое качество изображения. Поступили в продажу карманные телевизоры с ЖКИ-экраном, мини-телевизоры встроили в часы и в очки. Совершенствовалась и удешевлялась технология производства телевизионных приёмников, телевизор стал одним из самым распространённых бытовых приборов, он стал основным инструментом мировой масс-медиа, потеснив радио.

В начале XXI века стали массово производится телевизоры с жидкокристаллическими и плазменными экранами (панелями), благодаря стремительному удешевлению неуклонно вытесняющие традиционные кинескопные. Размер экрана современных бытовых телевизоров может доходить до нескольких метров. Телевизоры с очень большим форматом изображения (предназначенные для общественных мест) могут изготавливаться и на основе матриц из дискретных светодиодов или на основе матрицы плазменных панелей.

Дальнейшее развитие телевизионных приёмников осуществляется в направлении поддержки телевидения высокой чёткости (ТВЧ) и цифрового телевидения.






Современные модели стали прекрасным дополнением к интерьеру, в них воплощены самые передовые технические идеи — только по способу получения изображения различаются несколько типов телевизоров: кинескопные (с электронно-лучевой трубкой), жидкокристаллические (LCD), плазменные и проекционные. Не за горами переход на телевидение высокой четкости. Все дальше уходим мы от «дотелевизионной» эры. А когда началась эпоха телевидения, и какими они были — первые телевизоры? Для того чтобы это ответить на эти вопросы, нам понадобится вернуться на целый век назад.

22 мая 1911 года профессор Петербургского технологического университета Борис Львович Розинг в своей лаборатории получил изображение геометрической фигуры на экране сконструированного им кинескопа. Это была первая в мире телевизионная передача, хотя запатентован новый «способ электрической передачи изображений» был Розенбергом еще в 1907 году. К 1911 году российским ученым были получены патенты на телевизионное приспособление в Англии, Германии и США. Но понадобились годы, чтобы телевидение вышло из стен лабораторий. Лишь 3 июля 1928 года в США был продан первый в мире телевизор с механической разверткой, изобретенный учеником Б. Л. Розинга Владимиром Кузьмичом Зворыкиным, уехавшим из России в США. Качество картинки оставляло желать лучшего — лишь силуэты да игра теней, но, тем не менее, различить, что именно показывают, было возможно.

В конце 1936 года в США был продемонстрирован первый электронный телевизор. И только в 1937 году (через 26 лет после опыта Розинга!) в Великобритании (в США — в 1939 году), наконец, началось производство телевизоров с электронно-лучевой трубкой — кинескопом.

В СССР первый опытный сеанс телевещания был проведен 29 апреля 1931 года, а 15 ноября 1934 года впервые состоялась телевизионная трансляция со звуком. Промышленный же выпуск телевизионных приемников начался в 1932 году на Ленинградском заводе «Коминтерн». В производство был запущен «телевизор для индивидуального пользователя», разработанный ленинградским инженером А. Я. Брейтбартом. Это был даже не телевизор, а малогабаритная ТВ-приставка к радиоприемнику. В 1933—1936 годах было выпущено более 3 тысяч оптико-механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3×4 см. В 30-е годы небольшими партиями выпускалось еще несколько моделей телевизоров, но они не нашли широкого применения.

Многие советские радиолюбители сами собирали механические модели телевизоров. Наконец, в 1938 году на Александровском радиозаводе началось производство электронных телевизоров «АТП-1» (название так и расшифровывалось: «абонентский телевизионный приемник № 1»). В нем использовалось всего 9 ламп, но качество изображения превосходило импортные аналоги! Уже в 1940 году планировался массовый выпуск телевизионных приемников «АТП-2», но началась война, и

«Телевидение делает нас образованнее. При виде включенного телевизора я ухожу в соседнюю комнату и принимаюсь за чтение» , - говорил известный американский комик Граучо Маркс. Еще на заре телевидения, в 30-х годах XX века, многие эксперты высказывали сомнения о таком виде досуга: мол , современные люди не будут сидеть и смотреть в «ящик». Как же они ошибались, ведь просмотр телевизора стал главным время пре провождением для миллионов жителей Земли. Узнайте, кто изобрел телевизор и когда первые модели появились в СССР.

Кто изобрел первый механический телевизор

Попытки создания телевизора начались еще в середине XIX века. Старания многих ученых того времени не увенчались успехом, однако многочисленные эксперименты приводили к важным открытиям. На начало XX века для создания телевизора имелось все необходимое:

  • была открыта фотопроводимость селена;
  • доказана идея поэлементного способа передачи изображения;
  • создан фотоэлемент и светораспределитель;
  • изобретен диск Нипкова - устройство, сканирующее изображение.

Шотландский инженер Джон Бэрд первым среди многочисленных изобретателей достиг успеха. В 1925 году он изобрел первый в мире механический телевизор. Достижение не далось легко: в ходе экспериментов Бэрда чуть не убило высоким напряжением.

Поначалу к изобретению относились настороженно и даже с иронией. Однако все изменилось после официального признания устройства на высшем уровне в 1926 году. К 1930-му было выпущено тысячи устройств. А регулярное телевещание появилось годом раньше.

Электронный телевизор: кто придумал

Разработкой электронных телевизоров занимались все ведущие страны мира вскоре после изобретения механического телевидения. Пионеры в этой области - немцы. Уже в 1928 году немецкая компания Telefunken представила на выставке в Берлине прототип, работающий по методу проекции.

В 1934-м сотрудники Telefunken выпустили первый в мире электронный телевизор. Продажи стартовали с невиданной цены - 445 долларов, что эквивалентно сегодняшним 7,5 тысячам долларов.

Вскоре за немецкими производителями подтянулась промышленность Франции, США и СССР. Советская промышленность к началу Второй мировой успела даже перегнать немцев, выпустив более двух тысяч электронных телевизоров.

Первый телевизор в СССР

Советская промышленность не стояла на месте и вскоре предложила свой аналог телевизора. В апреле 1932 года на ленинградском заводе был завершен первый телевизор «Б-2» механического типа.

Быстрой разработке способствовали амбициозные планы коммунистической партии, а также тот факт, что многие наработки сделали именно русские ученые. Телевизор «Б-2» не был самостоятельным аппаратом: это приставка для радиоприемника с миниатюрным экраном размером 3 на 4 см.

Чтобы что-нибудь увидеть, перед телевизором ставили огромную лупу, что, конечно же, сказывалось на качестве изображения. В 1933 году модель «Б-2» начали выпускать для массового потребителя. Всего ленинградский завод выпустил 3 тыс. экземпляров.

В СССР регулярное телевещание началось в 1938 году. В довоенное время советские граждане могли просматривать программы трех каналов. Первый по-настоящему массовый телевизор КВН-49, начали производить в 1949 году. Его продавали по сумме, эквивалентной двум средним зарплатам. Телевизор не отличался надежностью, поэтому граждане расшифровывали аббревиатуру КВН фразой: «Купил - Включил - Не работает».

Сделав ставку на механические телевизоры, советские инженеры сначала отставали от западных производителей. Со временем ситуация изменилась: в 1990 году СССР занимал четвертое место в мире по количеству производимых телевизоров.

Интересный факт: на 70-летний юбилей Сталину подарили телевизор модели «Москвич-Т1». И это была первая модель, поддерживающая разрешение в 625 строк. Не известно, любил ли вождь народов смотреть телевизор, но показывать себя запрещал точно.

Существовало специальное распоряжение, указывающее операторам выключать камеру или направлять объектив на зал, когда на трибуне появлялся Сталин. Все существующие видеозаписи проводились с разрешения КГБ и никогда не транслировались в прямом эфире: спецслужбы полагали, что никто не должен знать, где сейчас находится глава государства.