Бэкапы виртуальных машин Hyper-V и обычных компьютеров. Как гарантировать согласованность данных резервной копии

Переустановка операционной системы или смена компьютерного устройства не означает конец работы с установленными гостевыми ОС в программе . Правда, исключением может быть случай, когда файлы жёстких дисков виртуальных машин находятся на системном диске компьютера, а саму систему невозможно восстановить после критического сбоя. Чтобы продолжить работу с имеющимися гостевыми ОС с сохранением их состояния, но уже на переустановленной Windows или на другом компьютере, в арсенале программы VirtualBox имеется инструмент экспорта конфигурации существующих виртуальных машин для его импорта в дальнейшем. Другая возможность продолжить работу с существующими гостевыми ОС — добавление новых виртуальных машин на базе имеющихся файлов их жёстких дисков. Все эти процессы и рассмотрим ниже.

1. Универсальный формат файла экспорта виртуальных машин

Конфигурация существующей виртуальной машины VirtualBox экспортируется в файл «.ova ». Файл «.ova» (Open Virtual Appliance) – это универсальный файл хранения данных виртуальной машины, который можно использовать в различных программах для виртуализации операционных систем. Это , . Экспортированная в этот файл виртуальная машина может быть затем импортирована как программой VirtualBox, так и VMware Workstation или Microsoft Hyper-V в рамках поддерживаемых этими программами гостевых систем.

Рассмотрим детальнее процесс экспорта и импорта конфигурации виртуальной машины VirtualBox в основной системе Windows.

2. Экспорт виртуальной машины

В окне VirtualBox выбираем конкретную виртуальную машину для экспорта, жмём меню «Файл » и выбираем «Экспорт конфигураций ».

В следующем окне жмём «Next ».

Экспорт конфигурации возможен только при выключенном состоянии виртуальной машины, и, если она приостановлена, VirtualBox предложит сбросить сохранённое состояние для продолжения процесса.

Далее появится окно параметров экспорта. Формат оставляем предустановленный, а вот папку файла экспорта «.ova», по умолчанию располагающуюся на системном диске, меняем на папку, например, как в нашем случае, специально созданную на несистемном диске D.

В следующем окне жмём «Экспорт ».

Дожидаемся завершения процесса экспорта.

Экспортированная виртуальная машина в файле «.ova» будет находиться в указанной папке, откуда её можно переместить на другой компьютер, съёмный носитель, в облачный сервис. Или можно оставить, как в нашем случае, на месте — на несистемном диске, где этот файл будет храниться во время переустановки Windows.

3. Импорт виртуальной машины

После инсталляции VirtualBox на новой Windows или на другом компьютере открываем программу и в меню «Файл » выбираем «Импорт конфигураций ».

В следующем окне указываем путь к файлу «.ova» с экспортированной виртуальной машиной. Жмём «Next ».

В самом конце окна будет указан путь, куда после импорта будет помещён файл жёсткого диска «.vdi». По умолчанию это системный диск, и чтобы не захламлять его и предотвратить потерю файла «.vdi» в случае сбоя системы, можно сменить путь, указав папку хранения на несистемном диске. Жмём «Импорт ».

Дожидаемся завершения процесса импорта.

После чего увидим импортированную виртуальную машину в списке машин VirtualBox. Что и осталось теперь, так это запустить машину.

Гостевая ОС запустится точно в том состоянии, в котором она была на момент экспорта виртуальной машины.

4. Добавление новой машины из существующего файла жёсткого диска VirtualBox

Альтернатива экспорту и импорту виртуальной машины – добавление новой машины из существующего файла жёсткого диска VirtualBox «.vdi ». Этот способ ничем не уступает процедуре экспорта и импорта виртуальной машины. Более того, если файл «.vdi» расположен на несистемном диске, при переустановке Windows на физическом компьютере можно даже и не тратить время на экспорт конфигурации. Хранящийся же на системном диске файл «.vdi» можем просто перенести на несистемный диск. По большому счёту, процесс экспорта и импорта виртуальной машины выигрывает только экономией занимаемого места файлом «.ova». Например, в нашем случае проводился экспорт виртуальной машины с установленной гостевой ОС Windows ХР, и вес файла «.ova» на выходе составил 4,11 Гб. В то время как размер файла жёсткого диска «.vdi» этой же системы составляет 10 Гб .

Такая выгода в экономии места может быть актуальной в случае переноса виртуальной машины на другой компьютер с помощью облачных хранилищ или съёмного носителя с ограниченным размером. В нашем случае, когда речь идёт именно о переустановке Windows, вполне подойдёт способ добавления новой машины из существующего файла жёсткого диска VirtualBox.

Запускаем VirtualBox и жмём «Создать ».

Задаём показатель оперативной памяти. Жмём «Next ».

В окне выбора жёсткого диска выбираем параметр «Использовать существующий жёсткий диск », с помощью кнопки обзора указываем путь хранения файла «.vdi». Жмём «Создать ».

Виртуальная машина появится в списке VirtualBox, можем её запускать.

Гостевая ОС запустится ровно в том состоянии, в котором была сохранена в последний раз работы с ней.

Добавление новой виртуальной машины из существующего файла «.vdi» – это также способ перенести файл жёсткого диска гостевой ОС на несистемный диск компьютера, если изначально таковой был создан на системном диске, и со временем занимаемое им место стало снижать производительность системы. Для этого необходимо удалить виртуальную машину из списка в главном окне VirtualBox. На выбранной машине вызываем контекстное меню и выбираем «Удалить ».

Затем в появившемся окошке жмём «Убрать из списка ».

После этого можно искать файл жёсткого диска «.vdi» на системном диске (как правило, по умолчанию это путь C:\Users\Имя_пользователя\VirtualBox VMs ), переносить его на несистемный диск и добавлять виртуальную машину заново.

Помогла ли Вам данная статья?

Windows Server 2008 Hyper-V не имеет опции для создания клона существующей виртуальной машины. Однако, это не ознаечает что это невозможно или что это сложно сделать. В действительности такая возможность есть и она довольно проста в применении.

Существуют два способа клонировать виртуальную машину в Hyper-V.

1. Использовать функцию эскпорта/импорта виртуальных машин
2. Скопировать виртуальный жесткий диск и создать новую виртуальную машину с этим диском.

1. Используем функцию эспорта/импорта в Hyper-V

Данный способ наиболее простой и доступный путь клонировать виртуальную машину.

Экспорт виртуальной машины

Находясь Hyper-V Manager, нажмите правой кнопкой на нужную виртуальную машину и выберите Export. Укажите куда будет импортирована виртуальная машина. При этом важно знать, что когда вы будете импортировать виртуальную машину обратно, само местоположение виртуальной машины и её виртуального диска будут указывать на данное место.

Во время экпорта вы можете выбрать что экспортировать: целиком виртуальную машину или только конфигурацию виртуальной машины.

Импорт виртуальной машины

Для импорта виртуальной машины нажмите “Import Virtual Machine” из меню Action . Укажите директорию с экспортированной виртуальной машиной и нажмите Import.

Вадно указать именно директорию экспортированной машины, а не одну из её поддиректорий.

После того как виртуальная машина импортирована, вы можете изменить её настройки, к примеру IP адрес, имя хоста и т.д.

2. Копируем VHD и создаем новую виртуальную машину

Просто скопируйте VHD файл оригинальной виртуальной машины и потом создайте новую виртуальную машину, но в качестве жесткого диска укажите скопированный файл. В меню, когды вы дойдете до окна “Connect Virtual Hard Disk” , выберите опцию “Use an existing virtual Hard Disk” и укажите его местоположение.

Постовой

Китайское - не всегда значит плохое. Здесь продаются китайские фронтальные погрузчики по ценам завода-производителя.

Нужен забор для дачи, коттеджа, дома? Обращайтесь в "Профзабор" - изготовление заборов на заказ из любых материалов.

Использование групп VM

Группы VM позволяют пользователю создавать специальные группы виртуальных машин, для коллективного управления ими.

Создайте группу, используя GUI

1) Перетащите одну виртуальную машину поверх другой виртуальной машины.

2) Выберите несколько виртуальных машин и выберите «Сгруппировать » в меню правой кнопки мыши, как показано ниже:

Можно создавать вложенные группы.

Групповые операции позволяют делать обычные для виртуальных машин действия сразу для всех членов группы.

Снимки

Со снимками вы можете сохранить определенное состояние виртуальной машины для последующего использования. В любое последующее время вы можете вернуться к этому состоянию, даже если вы, возможно, с тех пор значительно изменили VM. Таким образом, снимок виртуальной машины аналогичен машине в «сохраненном» состоянии, как описано выше, но их может быть много, и эти сохраненные состояния хранятся на постоянной основе.

Вы можете увидеть снимки виртуальной машины, сначала выбрав машину в VirtualBox Менеджер, а затем щелкнув по кнопке «Снимки » в правом верхнем углу. Пока вы не сделаете снимок машины, список снимков будет пустым, за исключением пункта «Текущее состояние », которое представляет точку «Сейчас » в жизни виртуальной машины.

Создание, восстановление и удаление снимков

Существует три операции, связанные со снимками:

  1. Вы можете сделать снимок . Это делает копию текущего состояния машины, к которой вы можете позже вернуться в любой момент.
  • Если ваша виртуальная машина в данный момент запущена, выберите «Сделать снимок состояния… » в раскрывающемся меню «Машина » окна VM.
  • Если ваша виртуальная машина в настоящее время находится в состоянии «сохранено » или «выключена » (как показано рядом с виртуальной машиной в главном окне VirtualBox), щелкните вкладку «Снимки » в правом верхнем углу главного окна, а затем
    • либо на значке маленькой камеры (для «Сделать снимок »), либо
    • щелкните правой кнопкой мыши элемент «Текущее состояние » в списке и выберите в меню «Сделать снимок ».

В любом случае появится окно с запросом имени снимка. Это имя предназначено исключительно для справочных целей, чтобы помочь вам запомнить состояние снимка. Например, полезным именем будет «Свежая инсталляция с нуля, без гостевых дополнени й» или «Только пакет обновления 3». Вы также можете добавить более длинный текст в поле «Описание », если хотите.

Затем ваш новый снимок появится в списке моментальных снимков. Под новым снимком вы увидите элемент под названием «Текущее состояние », означающий, что текущее состояние вашей виртуальной машины - это вариант, основанный на снимке, который вы использовали ранее. Если вы позже сделаете еще один снимок, вы увидите, что они будут отображаться последовательно, и каждый последующий снимок будет получен из более раннего:

VirtualBox не налагает никаких ограничений на количество снимков, которые вы можете сделать. Единственным практическим ограничением является дисковое пространство на вашем хосте: каждый снимок сохраняет состояние виртуальной машины и, таким образом, занимает некоторое дисковое пространство.

  1. Вы можете восстановить снимок , щелкнув правой кнопкой мыши на любом снимке, который вы сделали в списке снимков. Восстановив моментальный снимок, вы будто возвращаетесь в момент его создания: текущее состояние машины теряется, и машина возвращается в точное состояние, в котором машина была, когда делался снимок.

Примечание : Восстановление моментального снимка повлияет на виртуальные жесткие диски, подключенные к вашей виртуальной машине. Это также означает что все файлы, созданные с момента создания снимка и все другие изменения файлов, будут потеряны. Чтобы предотвратить потерю данных при использовании функции снимков, можно добавить второй жесткий диск в режиме «сквозной записи » с помощью интерфейса VBoxManage и использовать его для хранения ваших данных. Поскольку записываемые жесткие диски не включены в моментальные снимки, они остаются неизменными, когда машина возвращается.

Чтобы избежать потери текущего состояния при восстановлении снимка, вы можете создать новый снимок перед восстановлением.

Восстановив более ранний снимок и сделав больше снимков, можно создать нечто вроде альтернативной реальности и переключиться между этими разными историями виртуальной машины. Это может привести к созданию дерева снимков виртуальной машины, как показано на скриншоте выше.

  1. Вы также можете удалить снимок, который не повлияет на состояние виртуальной машины, но только отпустите файлы на диске, которые VirtualBox использовал для хранения данных моментальных снимков, тем самым освободив место на диске. Чтобы удалить снимок, щелкните его правой кнопкой мыши в дереве снимков и выберите «Удалить ». Начиная с VirtualBox 3.2, снимки могут быть удалены даже во время работы машины.

Примечание : В то время как создание и восстановление снимков являются достаточно быстрыми операциями, удаление моментального снимка может занять значительное количество времени, так как может потребоваться копирование большого количества данных между несколькими файлами образов дисков. Временным дисковым файлам также может потребоваться большое количество дискового пространства во время выполнения операции.

Есть некоторые ситуации, которые невозможно обработать во время работы виртуальной машины, и вы получите соответствующее сообщение, что удаление этого снимка нужно делать когда виртуальная машина выключена.

Подумайте о снимке как о времени, которое вы сохранили. Более формально снимок состоит из трех вещей:

  1. Он содержит полную копию настроек виртуальной машины, включая конфигурацию оборудования, так что при восстановлении снимка параметры VM также восстанавливаются. (Например, если вы изменили конфигурацию жесткого диска или системные настройки виртуальной машины, это изменение отменяется при восстановлении снимка.)
  2. Копия настроек сохраняется в конфигурации устройства, текстовом файле XML и, следовательно, занимает очень мало места.
  3. Сохраняется полное состояние всех виртуальных дисков, прикрепленных к машине. Возврат к снимку означает, что все изменения, внесенные на диски компьютера - по файлу, побитно - также будут отменены. Файлы, созданные с момента создания, исчезнут, файлы, которые были удалены, будут восстановлены, изменения в файлах будут отменены.

(Строго говоря, это справедливо только для виртуальных жестких дисков в «нормальном» режиме. Как уже упоминалось выше, вы можете настроить диски на поведение по-разному с моментальными снимками. Еще более формально и технически корректно, при восстановлении снимка не восстанавливается сам виртуальный диск. Вместо этого, когда делается снимок, VirtualBox создает разностные образы, которые содержат только изменения с момента создания снимка, и когда снимок восстанавливается, VirtualBox отбрасывает этот образ разности, таким образом возвращаясь к предыдущему состоянию. Это происходит быстрее и использует меньше места на диске.

Создание разностного образа как такового изначально не занимает много места на диске хоста, так как разностное изображение изначально будет пустым (и позже динамически расти с каждой операцией записи на диск). Тем не менее, чем дольше вы используете машину после создания снимка, тем больше будет увеличиваться размер разного образа.

Наконец, если вы сделали снимок во время работы машины, состояние памяти устройства также сохраняется в снимке (так же, как память может быть сохранена при закрытии окна VM). Когда вы восстанавливаете такой снимок, выполнение возобновляется точно в тот момент, когда был сделан снимок.

Файл состояния памяти может быть таким же размером, как память виртуальной машины и, следовательно, занимать довольно много дискового пространства.

Удаление виртуальных машин

Чтобы удалить виртуальную машину, которая вам больше не нужна, щелкните ее правой кнопкой мыши в списке менеджера VM, выберите из появившегося контекстного меню «Удалить ».

Появится окно с подтверждением, позволяющее выбрать, следует ли удалить машину только из списка машин или следует также удалить связанные с ней файлы.

Пункт меню «Удалить

Клонирование виртуальных машин

Чтобы поэкспериментировать с конфигурацией виртуальной машины, протестировать разные уровни гостевой ОС или просто создать резервную копию виртуальной машины, VirtualBox может создать полную или связанную копию существующей виртуальной машины.

Мастер проведет вас через процесс клонирования:

Этот мастер можно вызвать из контекстного меню списка менеджера VM (выберите «Клонировать ») для выбранной виртуальной машины. Сначала выберите новое имя для клона. Можно выбрать опцию генерации MAC-адресов всех сетевых карт, тогда каждая сетевая карта в клоне получит новый MAC-адрес. Это полезно когда и исходная VM, и клонированная виртуальная машина должны работать в одной и той же сети. Если вы оставите это без изменений, все сетевые карты будут иметь тот же MAC-адрес, что и тот, который находится в исходной VM. В зависимости от того, как вы вызываете мастера, у вас есть разные варианты для операции клонирования. Сначала вам нужно решить, должен ли клон быть связан с исходной ВМ или полностью независимым клоном:

Полное клонирование : в этом режиме все зависимости образов дисков копируются в новую папку VM. Клон может полностью работать без исходной виртуальной машины.

Связанное клонирование : в этом режиме создаются новые отличительные образы дисков, где образы родительского диска являются образами исходного диска. Если вы выбрали текущее состояние исходной VM в качестве точки клонирования, новый снимок будет создан неявно.

После выбора режима клонирования вам нужно решить, что именно нужно клонировать. Вы всегда можете создать клон только текущего состояния или всего. Когда вы выбираете все, текущее состояние и, кроме того, все снимки клонируются. Если вы начали с моментального снимка с дополнительными детьми, вы также можете клонировать текущее состояние и всех детей. Это создает клон, начинающийся с этого снимка, и включающий все дочерние снимки.

Сама операция клонирования может быть длительной в зависимости от размера и количества прикрепленных образов дисков. Также имейте в виду, что в каждом снимке есть разные образы дисков, которые также нужно клонировать.

Пункт меню «Клонировать » отключается во время работы машины.

Импорт и экспорт виртуальных машин

VirtualBox может импортировать и экспортировать виртуальные машины в стандартном формате Open Virtualization Format (OVF).

OVF - это межплатформенный стандарт, поддерживаемый многими продуктами виртуализации, который позволяет создавать готовые виртуальные машины, которые затем могут быть импортированы в виртуализатор, такой как VirtualBox. Импорт и экспорт в VirtualBox в формат OVF очень прост и осуществляется из окна Менеджера, а также интерфейса командной строки. Это позволяет упаковывать так называемые виртуальные устройства: образы дисков вместе с настройками конфигурации, которые могут быть легко развёрнуты. Таким образом, вы можете предложить законченные, готовые к использованию пакеты программного обеспечения (операционные системы с приложениями), которые не нуждаются в настройке или установке, кроме импорта в VirtualBox.

Примечание : Стандарт OVF является сложным, и его поддержка в VirtualBox является непрерывным процессом. В частности, не гарантируется, что VirtualBox поддерживает все устройства, созданные другим программным обеспечением для виртуализации.

Устройства в формате OVF могут отображаться в двух вариантах:

  1. Они могут поставляться в нескольких файлах в виде одного или нескольких образов дисков, обычно в широко используемом формате VMDK и текстовом файле с описания на языке XML с расширением .ovf . Чтобы иметь возможность их импорта, файлы должны находиться в одном каталоге.
  2. В качестве альтернативы, вышеупомянутые файлы могут быть упакованы вместе в один файл архива, как правило, с расширением .ova . (Такие архивные файлы используют вариант формата архива TAR и поэтому могут быть распакованы вне VirtualBox с любой утилитой, которая может распаковать стандартные файлы TAR.)

Чтобы импортировать устройство в один из вышеуказанных форматов, просто дважды щелкните файл OVF/OVA. Или выберите «Файл » → «Импорт конфигураций » в окне Менеджера. В появившемся диалоговом окне файла перейдите к файлу с расширением.ovf или.ova.

Если VirtualBox может обработать этот файл, появится диалоговое окно, подобное следующему:

Оно представляет виртуальные машины, описанные в OVF-файле, и позволяет вам изменить настройки виртуальной машины, дважды щелкнув элементы описания. Как только вы нажмете «Импорт », VirtualBox скопирует образы дисков и создаст локальные виртуальные машины с настройками, описанными в диалоговом окне. Затем они появятся в списке виртуальных машин Менеджера.

Обратите внимание: поскольку образы на диске имеют тенденцию быть большими, а образы VMDK, которые поставляются с виртуальными устройствами, обычно отправляются в специальном сжатом формате, который непригоден для непосредственного использования виртуальными машинами, образы сначала нужно будет распаковать и скопировать, что может занять несколько минут.

И наоборот, для экспорта виртуальных машин, которые у вас уже есть в VirtualBox, выберите «Файл » → «Экспорт конфигураций ». Появится другое диалоговое окно, которое позволяет объединить несколько виртуальных машин в устройство OVF. Затем выберите местоположение, где должны быть сохранены целевые файлы, и начнется процесс преобразования. Это может занять некоторое время.

Примечание : OVF не может описать снимки, которые были сделаны для виртуальной машины. В результате при экспорте виртуальной машины со снимками будет экспортировано только текущее состояние машины, а образы дисков в экспорте будут иметь «сплющенное» состояние, идентичное текущему состоянию виртуальной машины.

Глобальные настройки

Диалог глобальных настроек можно найти в меню «Файл », выбрав пункт «Настройки…. » Он предлагает набор настроек, которые применяются ко всем виртуальным машинам текущего пользователя или, в случае расширений, для всей системы:

  • Общие . Позволяет пользователю указать папку/каталог по умолчанию для файлов VM и библиотеку аутентификации VRDP.
  • Ввод . Позволяет пользователю указать Хост-клавишу. Он используется для переключения курсора из фокуса виртуальной машины или окон операционной системы хоста, а также используется для запуска определенных действий виртуальной машины.
  • Обновления . Позволяет пользователю указывать различные параметры автоматического обновления.
  • Язык . Позволяет пользователю указать язык графического пользовательского интерфейса.
  • Дисплей . Позволяет пользователю указывать разрешение экрана, а также его ширину и высоту.
  • Сеть . Позволяет пользователю настраивать сведения о сетях только для хоста.
  • Плагины . Позволяет пользователю просматривать и управлять установленными пакетами расширений.
  • Прокси . Позволяет пользователю настраивать HTTP-прокси-сервер.

Представьте ситуацию: компьютер бухгалтера глючит (а иначе с компьютером бухгалтера быть не может!). На нем (на этом компьютере) установлена кучища программ, восстанавливать которые можно дня три, а то и больше. А работать бухгалтеру надо без перерывов, и ему лучше ничего не трогать еще года три, ждать тотального краха. Что делать? Старый бекап системы не подойдет - ежеквартально программы обновляются, добавляются и поэтому старый образ системы, сделанный на свежеустановленную систему, не подойдет.

Неплохо было бы сделать так, чтобы оставить все старое и одновременно сделать все новым. Как раз в такой ситуации можно сделать виртуальную копию пока еще работающего компьютера, проверить ее работоспособность. (например, на компьютере администратора). Потом снести все на компе бухгалтера, поставить свежую систему и запускать на этой свежей системе виртуальную машину до тех пор, пока работа плавно не перетечет на хостовую машину. При этом гостевую можно и оставить (это по сути работающий бекап бухгалтерии!) в архиве - ведь это просто файл, правда, размером гигов в 20, но кого это сейчас волнует.

Итак, идея ясна. Реализация ее тоже не сложна. Для этого будем использовать две бесплатно распространяемые программы: Oracle VirtualBox и Paragon Go Virtual .

Шаг 1: создаем виртуальную копию работающего компьютера

Для создания виртуальной копии компьютера используем программу Paragon Go Virtual. Эта программа доступна для скачивания с сайта http://www.paragon-software.com/home/go-virtual/ бесплатно. Требуется только сообщить имя и email - на этот email придет письмо с серийным номером. После установки программы потребуется перезагрузить компьютер.

Интерфейс программы предельно прост - всего две кнопки на основном окне. Выбираем "P2V" (physical to virtual). Необходимо будет выбрать тип будущей виртуальной машины - мы выбираем Oracle VirtualBox.

Процесс копирования займет некоторое время, можно попить чайку. В конце программа создаст как минимум два файла: диск C и файл настроек с расширением OVF. Если вы создаете копию компьютера с несколькими дисками, файлов будет больше. Созданные образы дисков будут в формате VMDK (VMWare). Но VirtualBox с ними прекрасно работает.

Шаг 2: импортируем созданную копию в Virtual Box

Для чистоты эксперимента скопируем получившиеся файлы на другой компьютер (условно назовем его компьютером админа). Если на компьютере админа еще нет VirtualBox (!!! ахтунг!!!) ставим его немедленно.

В главном окне программы VirtualBox выбираем меню "файл" - "Импорт конфигурации" и выбираем файл с расширением OVF, созданный Paragon Go Virtual в шаге 1. VirtualBox сам поймет, что делать дальше.

Примечание: перед тем, как проделывать эту операцию, посмотрите в настройках VirtualBox, куда он будет складывать файлы дисков и настроек виртуальных машин - файлы будут немалые по размеру, а по умолчанию, путь будет на системный диск, что не всегда удобно.

В процессе создания виртуальной машины VirtualBox скопирует файлы жестких дисков, созданных Paragon Go Virtual. После того, как VirtualBox закончит процесс импорта, файлы созданные Go Virtual можно удалить (сначала проверьте, что виртуальная машина запускается!).

Шаг 3: финиш

Скорее всего, все это вы проделываете на работе, поэтому будьте внимательны при запуске виртуальной машины - ведь если сетевой адаптер VirtualBox стоит в режиме моста, ваша копия реально работающего компьютера в сети может вызвать конфликты. Я обычно делаю так: до запуска виртуальной машины вообще отключаю сеть в настройках этой машины в консоли главного окна VirtualBox. От греха. Подключаю в качестве CD VBoxGuestAdditions.iso и после загрузки виртуальной машины устанавливаю дополнения (для интеграции мыши, подстройке размера экрана и др.). Обратите внимание, что Windows нужно дать некоторое время на то, чтобы он обновил список оборудования и установил новые драйверы экрана и пр. Потребуется перезагрузка гостевой виртуальной машины.

Все. Вы создали реально работающую копию компьютера и можете делать на ней все, что пожелаете.

Обратите внимание на то, что такой способ можно рассматривать как продвинутый вариант создания резервных копий. Например, можно считать, что мы создаем резервную копию не данных, а уже настроенных и готовых к работе приложений.

Уменьшение объема диска виртуальной машины формата VMDK (VMWare)

Как правило, на постоянно использующемся компьютере установлено больше программ, чем это необходимо для хранения в виртуальной машине. Ну в самом деле, зачем вам нужны Gimp, ICQ, Skype, ImageViewer или медиа проигрыватель а также "Мои документы" и "Моя музыка"? Долой все лишнее. Диск виртуальной машины и так будет, скорее всего не менее 10 Гб, а тут еще и хлам.

Хорошо, запустили вы виртуальную машину, удалили ненужные программы, а файл-то vdisk.vmdk (например) размер свой не уменьшил. Хорошо, если не увеличил. Вы удалили 3 Гб хлама, а размер меньше не стал?

Файл диска создается в формате VMware. Компания VMware вместе с продуктами VMware Server и VMware Workstation поставляет консольную утилиту для работы с виртуальными дисками vmware-vdiskmanager . Эта утилита является мощным средством преобразования виртуальных дисков. Найти утилиту vdiskmanager можно в папке, куда установлены продукты VMware Server или VMware Workstation. Т.е. достаточно установить триальную версию WMware Workstation и найти в ее папке файл vmware-vdiskmanager .

Использование этой утилиты в нашем случае простое: vmware-vdiskmanager.exe -k <путь до вашего файла vdisk.vmdk> .

В моем случае это позволило уменьшить размер с 22 Гб до 14 Гб!

Если устанавливать VMware нет желания, можете попробовать скачать архив с этой утилитой отсюда (856 кб, MD5: CF48CF9B69EA712E7B7B8C94EFA7AB49). В архиве сама утилита и две библиотеки, необходимые для ее работы. По крайней мере, с ключом "-k". Надеюсь, что этого хватит и не потребуется установка полного дистрибутива VMware.

Пожалуй, начну с того, что если вы хотите бэкапы на VMWare, то готовьтесь платить. Бесплатный VMWare - это бесплатно до тех, пока речь не идет о миграциях, бэкапах и тому подобное. На этом месте можно начать бесконечный холивар, но без моего участия. Мои повествования будут только о Hyper-V на Windows Server 2012R2. Хотя часть статьи можно применить и к VMWare, но, вероятно, будут подводные камни.

Бэкапить на Hyper-V мы можем бесплатно, а точнее, теми средствами Windows, за которые мы уже заплатили, приобретая лицензии Windows Server. Для удобства работы с нашими бэкапами (к тому же за это мы тоже заплатили) будем использовать WDS и дедупликацию (может и групповые политики).

1. Бэкап изнутри виртуальных машин

1.1. Бэкап сегодняшнего дня

Насколько мы знаем, любой Windows умеет делать бэкап. Причем, любые настройки бэкапа Windows через интерфейс сводятся, в конечном счете, к фоновому использованию утилиты wbadmin. А что, собственно, умеет wbadmin? А умеет она делать как бэкап образа с системным разделом, так и бэкап отдельных папок. В данной части статьи нас интересует только бэкап образ (системного раздела). Остальное - это специфичные данные виртуальных машин и бэкапить нужно отдельно. Отсюда вывод: Не храните на системном разделе виртуальных машин (и на обычных компьютерах тоже) никакой ценной информации и баз данных, отдельных приложений. MS SQL Server / MS Exchange / «Сервер приложений 1С» и другое ставим только на не системные разделы или на отдельные диски.

Итак, что же нужно, чтобы бэкап отработал? А нужна всего лишь одна команда:

Wbadmin.exe start backup -backupTarget:\\СерверБэкапа\ПапкаДляБэкапаВнутреннего -allCritical -quiet
На самом деле, для этой команды нужны особые права, но о них позже. Сейчас важно понять одну вещь. Данная команда делает не просто бэкап. Она делает инкрементальный бэкап. Причем, для серверных и настольных (клиентских) Windows бэкапы формируются разные. И разница заключается в том, что для серверных ОС у нас получатся снимки каждого бэкапа, а вот для настольных - снимок останется всегда только последний. Спросите, а что это за такой инкрементальный бэкап? А «инкрементальный» он остается, потому что бэкапим мы не весь образ, а только изменившуюся часть со времени последнего бэкапа (а значит и меньше трафика и быстрее создается бэкап).

Те, кто сталкивался с аналогичной ситуацией заметят, что бэкап всегда будет «инкрементальный» (полный). Так как бэкап происходит в нашем случае на сетевой диск. То есть для серверной Windows снимки остаются тоже только последние.

Позже, выявил, что нет никакой разницы в работе wbadmin на серверной и клиентской ОС. Разве, что разница есть в интерфейсе. wbadmin производит инкрементальный бэкап (кроме первого бэкапа), если указан жесткий диск в ключе -backupTarget (команда использует ключ по умолчанию -vssСopy). Или производит полный бэкап, если добавить ключ -vssFull.

1.2. Бэкап с историей предыдущих снимков

На данный момент, мы сделали бэкап образов виртуальных машин. Но это же у нас бэкап снимков только сегодняшнего дня. Завтра он будет совершенно другой… Но что будет, если бэкапить бэкапы? Да и ещё по-настоящему инкрементально. Так и поступим.

Wbadmin.exe start backup -backupTarget:e: -allCritical -include:d: -quiet #где диск D - бэкапы на сегодня, а диск E - бэкапы с историей
Но мне было этого недостаточно и я сделал так:

(echo select vdisk file="\\СерверБэкапа2\ПапкаДляБэкапа2\ИмяБэкапаДляЭтогоСервера2.vhdx" echo attach vdisk) | diskpart
Скрипт подключает виртуальный диск из сети. После бэкапа подобный же скрипт отключает диск. ОС помнит, что у диска определена буква E. Но не дай бог подсунуть чужой диск с той же буквой E, бэкап отработает уже по полной (не инкрементально и на чужой диск). Имейте это в виду и используйте, букву, ближе к концу алфавита (X, Y, Z)…

Замечу сразу, если бэкап сегодняшний будет производиться параллельно с бэкапом с историей, то получим в итоге бэкап, который невозможно поднять.

Чтобы достать бэкап предыдущих дней можно воспользоваться интерфейсом (GUI) сервера, на котором производятся бэкапы с историей. Более того, все запуски команды wbadmin в консоли Windows знает и помнит. Служба восстановления даст возможность вам выбрать нужный архив в бэкапах с историей.

2. Бэкап файлов vhdx виртуальных машин

Производится легко и непринужденно:

Wbadmin start backup -backupTarget:$BackupPath -hyperv:$VMList -Quiet
Но с некоторыми особенностями. Эта команда должна выполняться в PowerShell и с предварительным получением списка виртуальных машин в переменную. За подробным примером обращаемся в Google.

Бэкап виртуальных машин в Windows Server 2012 R2 идет с помощью моментальных снимков Hyper-V. Также замечу, что происходят приостановка работы виртуальных машин, если на них ядро Linux или отсутствуют Hyper-V драйвера. Я лично отказался бэкапить виртуальные машины таким способом. Причина в том, что на Windows Server 2012 (не R2) требовалось останавливать виртуальные машины до бекапа. Да и сейчас на Windows Server 2012 R2 приостановки Linux меня не устраивают, когда есть первый неплохой способ бэкапа. (в комментариях к данной статье есть замечание). После очередного обновления в Windows Server 2012 R2 бэкап любых виртуальных машин проходит без приостановок. ОС Linux также можно бэкапить «изнутри» с помощь Dump (CentOS, Ubuntu), но это отдельная тема с puppet"ами и другим ПО в моем случае.

3. Восстановление бэкапа и WDS

А теперь, по-моему мнению, самая полезная часть этой статьи про бэкапы.

WDS - это Windows Deployment Services (службы развертывания Windows) и часть функционала Windows Server 2012R2. Раньше эта служба называлась RIS, но я с ней не сталкивался. Вообщем, суть WDS проста. Прописались в DHCP (автоматически для DHCP Windows Server) в виде отдельных параметров и далее загружаем на компьютер по сети (такая настройка BIOS компьютера для загрузки по сети) через TFTP загрузчик WDS. Далее загрузчик WDS позволяет выбрать из доступных на ней образов «загрузчиков» Windows. Загрузчики бывают разные - это и образы загрузчиков установщика, и PE, и RE образы. Для загрузчика установщика ещё нужны образы самих Windows в WDS, но это в случае, если нужно установить Windows по сети. Нас интересуют RE образы, которые позволяют поднять машину из бэкапа.

Как и что работает в WDS подробно объяснять не буду. Но вот важные заметки:

  1. Если у вас загрузчик RE загружается на Hyper-V виртуальной машине по сети, но не работает клавиатура в ней. Поздравляю, ваш RE образ для WinXP или древнее и не знает о существовании Hyper-V драйверов.
  2. Если у вас система начинает восстанавливать бэкап, но останавливается. Удалите все разделы на жестком (на котором восстанавливается бэкап) и попробуйте заново. Только не забывайте, что бэкап может быть битый и после удаления всех разделов на жестком у вас может ничего не остаться от старой информации.
  3. Если бэкап с загрузкой UEFI, а вы хотите восстановить на комп без UEFI, то не стоит тратить время. Скорее всего развернуть бэкап не получится.
  4. Бэкап с загрузкой UEFI и разделами GPT можно восстанавливать на машины с другим процессором / материнкой, а вот с разделами MBR формата и с загрузкой обычного BIOS на другой машине развернуть вряд ли получится. Ну у меня точно не получалось.
  5. Если бэкап пытаться развернуть на диск с меньшим объемом, то сделать это не получится. Даже если диск в бэкапе был почти пуст. В этом случае помогает восстановление на виртуальную машину с динамическим диском. Далее уменьшение этого диска и создание нового бэкапа. Но такое можно только с загрузчиком UEFI в бэкапе (почему, читаем предыдущий пункт).
  6. Стоит перед восстановлением бэкапа отключить лишние диски, чтобы не затереть информацию на них.

4. Особенности дедупликации

Можно дедуплицировать работающие виртуальные машины. Можно дедуплицировать бэкапы сегодняшнего дня и можно дедуплицировать бэкапы с историей. Все это дает большой положительный плюс к объему жестких дисков (как для HDD, так и SSD). Но не стоит забывать о некоторых вещах:
  1. Если дедупликация будет работать с дисками с объемом более чем 1 ТБ, то оптимизатор дедупликации будет использовать очень много памяти.
  2. Если дедупликация будет работать с сжатыми данными, но с объемом сжатого более чем 10 ТБ, то длительность работы оптимизатора дедупликации будет слишком большим. Такое может получиться, если просто копировать данные ежедневно на дедуплицированный диск в разные папки.
  3. Бэкапы на HDD хранить можно и даже нужно, а вот рабочие виртуальные машины хранить на HDD в количестве больше 5-10 не стоит. К дедупликации это относиться с той лишь стороны, что дедупликация таких рабочих виртуальных машин сведет производительность HDD в ноль.

5. Групповые политики

Вот тут можно долго и по-разному реализовывать установку скрипта бэкапа с помощью GPO. Но хотелось бы обратить внимание на важные моменты:
  1. Бэкап проводить только от имени отдельной учетной записи пользователя.
  2. Не хранить скрипты с паролям в групповых политиках.
  3. Запускать скрипт с особыми правами на чтение всей информации системы.
Ну и, собственно, вывод : Бекап с помощью средств wbadmin возможен, вполне реализуем и главное жизнеспособен. Но только, если у вас есть время и много терпения на всякие мелочи. Так, например, в статье ничего не сказано, как проводить мониторинг успешно созданных бэкапов. Мне удалось сделать мониторинг на Zabbix, но об этом можно написать ещё пару статей… Надеюсь, статья будет вам полезна и сэкономит море бесценного времени.