Авторские акустические системы. Aвторская акустика или традиционная. Полный контроль качества

Колонки это основное поле битв фирм производителей и наиболее широкая тема для обсуждений любителями музыки - потому что они вносят наибольший вклад в качество звучания…

… и от них в первую очередь зависит - будет ли владелец системы ежедневно наслаждаться любимой музыкой, удивлять друзей ее масштабностью и естественностью, или использует акустику в виде дорогого - но мало полезного аксессуара.

Разные колонки не все жанры музыки отыгрывают одинаково хорошо. Одни прекрасно справляются с попсой, роком и RNВ, но напрочь отказываются от джаза и классики. Другие великолепно воспроизводят вокал - а Раммштайн на них звучит отвратительно.

Всеядной акустики не существует - либо она всеядна, но стоит неприличных с позиции здравого ума денег…

Подбирать колонки нужно особо тщательно - и желательно под музыкальные пристрастия будущего владельца, а их тип и марку увязывать с вполне конкретным усилителем, кабелями и помещением.

В первую очередь нужно обращать внимание на размер…

Зачем нужны большие колонки...

(Среди аудиофилов бытует мнение - большие колонки создают большой и масштабный звук, а маленькие - маленький…)

Бас является основой любой музыки, если его нет - то и вся музыкальная композиция звучит плоско и не интересно.

Если опустить из виду внешнюю отделку и форму корпуса, то прослеживается тенденция: чем больше внутренний объем акустической системы - тем лучше бас… От физики не уйдешь - низкие частоты имеют большую длину волны, и для их правильного воспроизведения необходим большой объем.

(По аналогии с автомобилями, как бы мы не ухитрялись в обычный городской седан нагрузить три тонны - ничего не получится, для этого нужен как минимум грузовик.)…

Хотя относительное качество низа можно получить и от небольших колонок…

Для этого в них применяют динамики с тяжелой подвижной системой и большим ходом диффузора. Такие динамики имеют низкую чувствительность (КПД) и для их нормальной работы нужны мощные транзисторные усилители.

… Большие мощности - большие токи, как следствие большой нагрев и уход характеристик.

Низкие частоты в таких колонках запаздывают по отношению к вокалу и отличаются заметной на слух вязкостью. Получается эффект «разрыва звука». Такой же происходит в комплектах для домашнего кинотеатра с мощным сабвуфером и небольшими сателлитами. Вы практически всегда слышите, что сабвуфер играет как бы сам по себе - отдельно от остальных колонок…

А звук на любом материале, неважно музыка это или звуковой трек фильма должен быть цельным - слитным.

Варианты компенсации малого объема колонок - лабиринты и фазоинверторы, влияют на звук не лучшим образом. При их применении - на низких частотах возникают заметные на слух горбы и провалы.

Системы - состоящие из колонок небольшого размера и мощных транзисторных усилителей хорошо отыгрывают поп музыку, современные клубные стили, классический рок - и весьма посредственно джаз и классику.

Наиболее легкий и открытый звук дают акустические системы «бесконечного объема» - когда динамические головки встроены в стены, а их задний объем ни чем не ограничен. Или колонки - представляющие из себя щиты большого размера с встроенными в них динамиками. По звучанию щиты очень похожи на акустику бесконечного объема и сильно выигрывают у «Ящичной» акустики.

К большому сожалению, в реальных домах и квартирах эти виды оформления применяются очень редко - а жаль...

… При совместном проектировании жилья и акустики в нем - оформление типа щит или бесконечный объем, можно встроить в помещение практически без ущерба для его дизайна. Только начинать это нужно как можно раньше, когда вокруг бетон - а не обои и навеска штор.

Что внутри колонок?

Звук от внешнего вида колонок зависит очень мало - он зависит от качества динамических головок, объема и жесткости корпуса, правильного расчета частот раздела и состыковки полос, точности элементов фильтров.

Эта многополярная задача сложно выполнима для крупносерийного производства. Акустика моделируется и настраивается один раз - происходит это на этапе изготовления опытного образца.

В отличие от внешней отделки - на внутренностях фирмы производители как правило - экономят…

Катушки фильтров наматываются тонким проводом - который вносит повышенное сопротивление

Для уменьшения затрат меди при сохранении индуктивности катушек - в них вставляют железные сердечники, которые плохо влияют на импульсные характеристики динамиков

Медь и особенно серебро, применяемое в катушках и конденсаторах фильтров - для экономии намешана в непонятных пропорциях с железом.

Резисторы для фильтров применяются недорогие обычно металлокерамические - невысокой точности

Каждая динамическая головка, произведенная в условиях крупносерийного производства, по характеристикам и звучанию хоть немного - но отличается друг от друга.

Индивидуальную настройку колонок никто не производит.

Звучание серийной акустики даже дорогой можно заметно улучшить, подстроив фильтры - поменяв в них элементы на более точные и качественные. Заменить штатную внутреннюю проводку на аудиофильские кабели. Установить внутри корпусов для увеличения жесткости стенок дополнительные распорки, добавить вибродемпфирующий материал…

Есть, где развернуться на постсоветском пространстве, с его немыслимыми запасами сверхчистой меди и серебра. Чем весьма успешно пользуются отечественные энтузиасты, усовершенствуя фирменные колонки. Такой себе «кастом» или ручная работа по изготовлению уникальных экземпляров не мотоциклов Харлей Девидсон - а звука.

(Кстати - многие уважаемые в мире зарубежные производители проводов для аудио не редко закупают материалы на Урале или дальнем востоке в России, где медеплавильные комбинаты все еще придерживаются советских стандартов чистоты и качества).

Aвторская акустика сегодня пользуется большим спросом. Какую акустику выбрать в автомобиль – так сказать «солидную», или авторскую, частенько спрашивают на форумах и сайтах, посвященных тематике кар-аудио.

Это довольно обширная тема, распространенная в кругу любителей музыки. Акустика авторская бывает построена по базе и традициям фирменной, в большинстве случаев звучание у нее не хуже оригинала, а дизайн, порой, даже лучше.

Все это не может оставлять меломанов равнодушными.

Авторская акустика и сравнительный обзор компонентов

  • Тернистым , который по зубам только гуру автозвука. Здесь предусмотрено должно быть многое: самостоятельный , измерение, расчет и моделирование, а также многое другое, включая итоговую доводку и настройки;
  • Читерским или любительским . Как правило, такой вариант развития событий подходит для многих. Его можно назвать даже акустикой для самостоятельного повторения.

Колонки

Сегодня, впрочем как и всегда, основным полем битв производителей продукции для автозвука являются колонки. Именно они в ответе за качество звучания, позволяют наслаждаться музыкальными композициями, естественностью частот, масштабностью и так далее.

Примечание. Правильный, грамотный выбор динамиков позволит получить от акустической системы максимум пользы. Не секрет, что многие владельцы пользуются акустическими динамиками в автомобиле только лишь как дорогим, но малополезным аксессуаром.

Хотелось бы привести несколько важных фактов, касающихся динамиков.

Каждый автомобилист, уважающий хорошую музыку, должен знать об этом:

  • Не все музыкальные жанры одинаково хорошо отыгрываются разными колонками. Одни идеально справляются с поп-музыкой, другие – с рок- или джаз-композициями;
  • Не существует всеядной акустики. Если же все-таки она имеет место быть, цена вопроса не может рассматриваться с позиции здравого смысла;
  • Подбор акустических динамиков обязан быть соответствующим музыкальным пристрастиям будущего владельца. Тип, марка колонок должны увязываться также с конкретным усилителем, проводкой и так далее;
  • Немаловажное значение имеет размер. Как правило, большинство знатоков на стороне больших, огромных колонок.

Последний пункт заслуживает отдельного, более пристального внимания.

Польза больших колонок

Бытует мнение, что огромные динамики создают более масштабное звучание. Соответственно, маленькие – маленькое.

Всем любителям хорошего звука известно, что основой любой музыки считается бас. В его отсутствии говорить о качестве музыкального этюда просто не имеет смысла.

Примечание. От размера колонок напрямую зависит и их бас. Не обращая внимания на дизайн и форму корпуса динамиков, прослеживаем определенную тенденцию: чем больше внутреннее пространство колонки, тем лучше бывает бас. Это закон физики, от которого никуда не уйти – чем больше объем, тем вольготнее себя чувствуют низкие частоты, имеющие большую длину волн.

С другой стороны, относительно приемлемое качество баса можно получить и от небольших динамиков, если внедрить тяжеловесную подвижную систему и дать диффузору больший ход. Правда, подобные колонки будут иметь низкий КПД, но это не страшно, если интегрировать их с неслабыми транзисторными усилителями.

Кроме того, производители компенсируют мощность на небольших динамиках всяческими лабиринтами и фазоинверторами, что сказывается на звуке негативно. Так, в этом случае на НЧ появляются горбы и провалы, легко различимые на слух.

Итак, системы с небольшими динамиками и правильными усилителями неплохо справляются с классическим роком, весьма посредственно с джаз композициями и классикой, но поп-музыку отыгрывают великолепно.

Можно изготовить самодельный вариант, дающий практически идеальный звук. Это, так называемые, АС «бесконечного объема», подразумевающие встроенность излучателей в стены и неограниченность, открытость заднего объема.

Примечание. Это могут быть даже простые деревянные щиты, в которые устанавливаются колонки.

Содержимое колонок

Качество звука зависит больше всего от того, что внутри колонки. Немаловажное значение имеет правильный расчет.

Многие производители, особенно малоизвестные и не раскрученные, частенько идут шатким путем, экономя на внутреннем оснащении колонок. Внешний вид, дизайн таких динамиков, как правило, неодобрений не вызывает. Не стоит говорить, что при создании авторской акустики делать это не рекомендуется.

В частности, вот на чем экономят:

  • Основная экономия затрагивает обмотку катушки фильтра. В данном случае она бывает выполнена из тонкого провода, вносящего увеличенное сопротивление;
  • Также для снижения расходов меди вставляются сердечники железного типа, негативно влияющие на определенные характеристики;
  • Используются дешевые резисторы из металлокерамики, отличающиеся невысокой точностью;
  • Не проводится наладка под индивидуальные запросы.

Традиционная или авторская

Получается, что идя любительским путем, можно значительно улучшить показатели фирменной акустики, внеся в нее поправки и изменив настройки. Но такую акустику можно по праву назвать авторской.

Вот какие доработки можно сделать:

  • Подстроить фильтры , сменив внутренние составляющие на более производительные и точные;
  • Заменить кабели на более дорогие;
  • Установить дополнительные распорки внутри корпусов динамиков для улучшения жесткости;
  • Модернизировать традиционные колонки , воспользовавшись акустикой советского образца, в которых задействовано немыслимое количество чистой меди и даже серебра.

Примечание. К слову сказать, некоторые фирменные производители (в том числе и вполне успешные) закупают нередко материалы для создания своей акустики на медеплавильных фабриках России, где еще в силе былые каноны качества. К примеру, таких заводов много на Урале.

Понять, какую акустику лучше поставить в машину (см. ), фирменную (пусть и индивидуально доработанную) или чисто авторскую не так-то просто. Это не сравнение телефона Верту и его дешевой копии.

Но следует знать, что 90 процентов рупорных колонок, известных по сей день, именно авторские. Кроме того, лучшие акустические системы создаются на базе авторских разработок, что, так или иначе, говорит о многом.