Каналы социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальная мобильность. Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности

Вертикальная мобильность в той или иной степени присутствует в любых обществах, поэтому в мембранах расположенных между его слоями, должны присутствовать отверстия, какой-нибудь подъемник или лифт. Функцию таких подъемников, обеспечивающих социальную циркуляцию, выполняют различные социальные институты. Важнейшими среди этих институтов являются армия, церковь, школа, политические, профессиональные и экономические организации.

Армия играет особенно важную роль во время межгосударственных и гражданских войн, зависимость общества от армии в этот период особенно велика, ведь от её успеха зачастую зависит дальнейшая судьба конкретного общества. В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции, но в такие периоды, значение её гораздо ниже, чем во время войны. История знает немало примеров, когда представители низших слоёв восходили на вершину стратификационной лестницы благодаря армии: «сицилианец Агофокл сделался царём Сиракуз, выйдя не только из людей, но из самого низкого и презренного состояния. Он был сын горшечника и на всех ступенях своего жизненного пути вёл себя злодеем… поступив в войско и пройдя все служебные степени, он сделался претором Сиракуз. Получив эту должность, он задумал стать князем и, не обязываясь перед другими, удерживать одним насилием власть»…, он перебил с помощью своего войска всю правящую элиту, и захватил власть…,»не чьей-либо милостью, а повышением по на военной службе, добытыми с бесконечными трудностями и опасностями, достиг Агофокл власти и затем удержал её…»(Никколо Макиавелли «Государь» 1997г)

Вторым основным каналом вертикальной мобильности является церковь. Но она выполняет эту функцию только тогда, когда наиболее выражена её социальная значимость. В период наибольшей её экспансии, эта роль уменьшается, вследствие закрытия высших слоев, из-за резкого наплыва в эти слои представителей знати. Будучи каналом восходящей мобильности, церковь одновременно являлась средством, обеспечивающим и её нисходящий поток: тысячи униженных, сосланных и просто убитых «еретиков» и прочих «инакомыслящих».

Школа, как институт воспитания и образования, всегда являл собой канал вертикальной социальной мобильности. Общества, где школы доступны всем её членам, школьная система представляет собой социальный лифт, передвигающийся с самых нижних этажей общества на самые высокие. В обществе, где школы доступны лишь высшим слоям, система представляет собой лифт, двигающийся только в пределах верхних этажей социального здания, перемещая вверх и вниз лишь обитателей этих этажей.

Человек, который иногда попадает в разряд мелких чиновников или поступает на службу к влиятельному представителю правящего класса, автоматически начинает подниматься, оказавшись на этом подъемнике, так как во многих странах существует правило автоматического продвижения официальных лиц по службе. Кроме того, чиновник всегда имеет шанс более быстрого продвижения по службе, если его работа окажется особо ценной.

Поскольку в настоящее время немаловажную роль в назначение правителей и лидеров играет институт выборов, роль каналов вертикальной циркуляции выполняют и политические организации. Для того чтобы быть избранным человек, должен каким - то образом проявить свою личность, устремленность и способность выполнять функцию правителя. Поэтому именно политические организации играют сейчас особо важную роль в качестве каналов вертикальной циркуляции. Функции, которые ранее выполняли церковь, армия и другие социальные институты взяли на себя политические партии.

Профессиональные организации как канал вертикальной циркуляции являются наиболее доступными для представителей большинства слоёв - научные, творческие, литературные институты и организации. Поскольку вход в эти организации всегда был относительно свободным, многие учёные, актёры, музыканты, врачи, рождённые в семьях простых людей, возвысились благодаря этому каналу.

Пресса это тоже особого рода социальный институт, играющий важную роль в качестве канала вертикальной циркуляции. Она успешно может создать великолепную карьеру ничтожеству (пусть и на короткое время) и разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Именно поэтому те общественные группы, которые контролируют прессу, играют наибольшую роль в социальной циркуляции.

«Один из самых крикливых, эффективных и скоростных потоков социальной циркуляции…». (П. А Сорокин» Социальная мобильность»2005г)

Организации по созданию материальных благ являются не менее важными каналами вертикальной циркуляции, чем армия и церковь и. т.д. Лица, входящие в эти организации всегда обладали высоким социальным статусом. Так в средние века представители еврейского народа имели статус гораздо более низкий, чем у простолюдинов. Однако те из них кто зарабатывал капитал, посредством ростовщичества, несмотря на то, что занятие это почётом не пользовалось, обладали статусом высоким и были приближенны ко двору правителей, которых финансировали. Даже в первобытные времена действовал принцип - «кто богат, тот и прав».

Семья - один из наиболее древнейших социальных институтов, она возникла в недрах первобытного общества. И сейчас в большинстве примитивных обществ, семья-это единственный реально функционирующий институт. Среди племен центральной Африки, многих народов севера мы не увидим даже намёка на другие формы социальных институтов. И сегодня общественная ценность семьи обусловлена тем, что именно она является основным носителем культурных образцов наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье индивид облучается социальным ролям, получает основы образования и навыки поведения. Функция семьи - удовлетворять потребности общества и личности.

Семья, позволяет достаточно быстро подняться по социальной лестнице, за счёт вступления в брак с представителем другого, более высокого класса. В настоящее время семья как социальный институт утратила своё значение, и уступила место школе. Хотя даёт несомненные преимущества: человеку, рождённому в семье людей изначально принадлежащих к элите, нужно преодолеть гораздо меньше препятствий для повышения своего статуса, чем рожденному в семье простых людей.

Каким же образом в рамках отличающейся стабильностью социальной структуры общества происходит социальная мобильность , то есть перемещение индивидов по этой самой социальной структуре? Очевидно, что такое перемещение в рамках сложно организованной системы не может происходить спонтанно, неорганизованно, хаотично. Неорганизованные, спонтанные перемещения возможны только в периоды социальной нестабильности, когда социальная структура расшатывается, теряет стабильность, разрушается. В стабильной социальной структуре значимые перемещения индивидов происходят в строгом соответствии с развитой системой правил таких перемещений (стратификационная система). Чтобы изменить свой статус, индивид чаще всего должен не только иметь на то желание, но и получить одобрение со стороны социального окружения. Только в этом случае возможно действительное изменение статуса, что будет обозначать изменение индивидом своей позиции в рамках социальной структуры общества. Так, если юноша или девушка решат стать студентами определенного ВУЗа (приобрести статус студента), то их желание будет лишь первым шагом на пути к статусу студента этого ВУЗа. Очевидно, что кроме личного стремления важно и соответствие абитуриента тем требованиям, которые предъявляются ко всем, кто изъявил желание проходить обучение по данной специальности. Только после подтверждения такого соответствия (например, во время вступительных экзаменов) соискатель добивается присвоения ему желаемого статуса - абитуриент становится студентом.
В современном обществе, социальная структура которого весьма сложна и институциализирована , большинство социальных перемещений связано с определенными социальными институтами. То есть большинство статусов существуют и имеют значение только в рамках конкретных социальных институтов. Статусы студента или преподавателя не могут существовать в отрыве от института образования; статусы врача или пациента - в отрыве от института здравоохранения; статусы кандидата или доктора наук - вне института науки. Отсюда возникает представление о социальных институтах как своеобразных социальных пространствах, в пределах которых происходит большая часть изменений статусов. Такие пространства и получили название каналов социальной мобильности.
В строгом смысле под каналом социальной мобильности понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности. Как было сказано выше, в современном обществе чаще всего в качестве таких каналов выступают социальные институты. Основное значение имеют органы политической власти, политические партии, общественные организации, экономические структуры, профессионально-трудовые организации и союзы, армия, церковь, система образования, семейно-клановые связи. Большое значение сегодня имеют и структуры организованной преступности, которые обладают собственной системой мобильности, но часто оказывают сильное влияние на «официальные» каналы мобильности (например, коррупция).

В своей совокупности каналы социальной мобильности действуют как целостная система, дополняя, ограничивая, стабилизируя деятельность друг друга. В результате можно говорить об универсальной системе институционально- правовых процедур перемещения индивидов по стратификационной структуре, которая представляет собой сложный механизм социального отбора. В случае любой попытки индивида улучшить свое социальное положение, то есть повысить свой социальный статус, он будет в той или иной степени «протестирован» на соответствие предъявляемым к носителю данного статуса требованиям. В качестве такого «испытания» могут выступать формальные (экзамен, тестирование), полуформальные (испытательный срок, собеседование) и неформальные (решение принимается исключительно в силу личных склонностей тестирующих, но на основе их представлений о желательных качествах испытуемого) процедуры.
Например, для поступления в ВУЗ необходимо сдать вступительные экзамены. Но для того, чтобы быть принятым в новую семью, нужно пройти длительный процесс знакомства с существующими правилами, традициями, подтвердить свою лояльность по отношению к ним, получить одобрение главенствующих членов этой семьи. Очевидно, что в каждом конкретном случае присутствует как формальная необходимость соответствовать определенным требованиям (уровень знаний, специальная подготовка, физические данные), так и субъективная оценка усилий индивида со стороны испытующих. В зависимости от ситуации большее значение имеет либо первая, либо вторая компонента.

Социальные связи: понятие, структура, виды.

Индивиды, осуществляя свои действия, вступают в связи (взаимосвязи) и отношения (взаимоотношения) между собой. Социальная связь - это действия людей, учитывающие возможные действия других людей. По-другому она называется интеракцией. Социальная связь обусловлена коллективностью человеческой жизни, зависимостью людей друг от друга. Ее можно выразить так: «Я завишу от других, когда предметы, блага, условия, которые требуются мне, находятся в распоряжении других. И наоборот». Например, я сажусь в автобус, оплачиваю проезд, а водитель везет меня по обозначенному маршруту.

Основными элементамисоциальной связи являются: 1) разные люди (например, пассажиры и водители) с их мотивационными механизмами (потребности, ценности, нормы, убеждения, роли); 2) ситуации социальной связи (предметы, деньги, власть, право, статусы людей и т. п.); 3) согласованные действия, исполнение ролей (например, пассажиров и водителей), результат (полученное благо и связанная с ним удовлетворенность или неудовлетворенность) людей.Таким образом, социальная связь - это связь между действиями людей в определенной ситуации, побуждаемая какими-то потребностями, мотивами, стимулами (схема 1).

В зависимости от времени и частоты социальная связь делится на (1)случайную и (2)необходимую (устойчивую). Это сказывается на характере регулировании социальной степени обязательности и ответственности ее участников. С соседом по автобусу вы ведете себя иначе, чем с соседом по дому. С последним вы ведете себя более обязательно, т. с. с учетом всей разнообразной мотивации взаимоотношений, так как отношение соседа к вам во многом определяется вашим отношением к нему.

Социальная связь может быть формальной или неформальной.Неформальная связь характеризуется отсутствием субординации, естественным разделением ее участников по статусам и ролям, выражающим их потребности, ценности, нормы, убеждения, воплощенные в традициях. Такая социальная связь характерна для традиционного (аграрного) общества, семейно-родственных связей. В ее рамках участники не регламентированы правовыми и административными нормами, в ней отсутствует управляющий орган или лидер. Таковой является также дружеская беседа, научная дискуссия, артельная работа и т. п.

Формальная связь предполагает для ее регламентации правовые и административные нормы; она разделяет участвующих в ней на статусы и роли, субординирующие их. В такой социальной связи имеется управляющий орган, который разрабатывает нормы, организует людей, контролирует выполнение указаний и т. п. Таким органом могут быть, например, церковь или государство. Формально-безличная связь - основа индустриального общества (в частности, капиталистического и советского).

Обмен (по Д. Хоумансу) - форма социальной связи, при которой люди взаимодействуют на основе своего опыта, взвешивают возможную прибыль и затраты. Обмен возникает во время купли-продажи, оказания услуг друг другу и т. п.

Конфликт - форма социальной связи, представляющая собой борьбу противоположных мотивов (внутриличностная), людей (межличностная), социальных образований - социальных институтов, организаций, общностей (социальная).

Конкуренция - форма социальной связи, в которой люди вступают в борьбу за выгодные условия работы и сбыта товаров, за политические программы и власть, за новые идеи и организации. Как правило, она ведется в рамках моральных и юридических правил, является источником богатства (по А. Смиту), представляет собой процесс познания, обучения и открытия новых знаний, а также новых товаров, рынков, технологий (по Ф. Хайеку).

Кооперация - форма социальной связи, когда статусы, роли, действия людей четко скоординированы: например, в семье, на заводе, в магазине и т. п. В кооперации социальная связь приобретает форму социального института и организации, т. е. представляет собой систему устойчивых, непосредственных и опосредованных, формальныхи неформальных социальных связей. Кооперация может быть принудительной (административной) и добровольной (демократической). Социальная кооперация характеризуется социальным капиталом ее участников, представляющим набор таких неформальных ценностей и норм, как правдивость, честность (выполнение обязательств), сотрудничество.

Социальная связь (обмен, конкуренция, конфликт, кооперация) можетбыть демографической, экономической, политической, духовной и т. п. в зависимости от предмета, характера и субъекта связи. Например: предметом экономического взаимодействия является экономическое благо (деньги, прибыль, богатство, себестоимость, акции и т. п.); взаимодействие носит финансово-экономический характер, предполагает определенные знания, действия, опыт; экономический субъект обладает экономической потребностью, мотивом, ценностной ориентацией, которая побуждает его к экономическому взаимодействию.

Социальное взаимодействие: социальные контакты и социальное действие. Основные теории социального взаимодействия: М.Вебера о типах и видах социального действия, Т.Парсонса о системе социального действия.

Сущность социального действия. Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"

Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличие от них социальное действие - достаточно сложное явление. Любое социальное действие должно включать в себя: 1. действующее лицо; 2. потребность в активизации поведения; 3. цель действия; 4. метод действия; 5. другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6. результат действия.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов . Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия - это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами по работе, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще разнообразнее по формам проявления, чем социальные действия.

Парсонс продолжил разработку теории социального действия Вебера. Предметом социологии он считаетсистему (социального) действия , которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции: 1) социальная подсистема (группа людей) - функцию интеграции людей; 2) культурная подсистема - воспроизводства образца поведения, используемого группой людей; 3) личностная подсистема - целедостижения; 4) поведенческий организм - функцию адаптации к внешней среде.

Подсистемы системы социального действия различаются функционально, имея одинаковую структуру.Социальная подсистема занимается интеграцией поведения людей и социальных групп. Разновидностями социальных подсистем выступают общества (семья, деревня, город, страна и т. п.).Культурная (религиозная, художественная, научная) подсистема занята производством духовных (культурных) ценностей - символических значений, которые люди, организованные в социальные подсистемы, реализуют в своем поведении. Культурные (религиозные, моральные, научные и т. п.) смыслы ориентируют человеческую деятельность (придают ей смысл). Например, человек поднимается в атаку, рискуя жизнью, ради зашиты родины.Личностная подсистема реализует свои потребности, интересы, цели в процессе какой-то деятельности ради удовлетворения этих потребностей, интересов, достижения целей. Личность - главный исполнитель и регулятор процессов действия (последовательности каких-то операций).Поведенческий организм представляет собой подсистему социального действия, включающую человеческий мозг, органы движения человека, способные физически воздействовать на природную среду, приспосабливая ее к потребностям людей. Парсонс подчеркивает, что все перечисленные подсистемы социального действия являются «идеальными типами», абстрактными понятиями, не существующими в действительности. Отсюда известная сложность в толковании и понимании Т. Парсонса.

Идеальные типы социальных действий по Веберу

Тип Цель Средства Общая характеристика
Целерациональ-ное Осознается ясно и отчетливо. Предвидятся и оцениваются последствия Адекватные (целесообразные) Полностью рациональное. Предполагает рациональный расчет на реакцию окружения
Ценностно- рациональное Само действие (как самостоятельная ценность) Адекватные заданной цели Рациональность может оказаться ограниченной - иррациональностью заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс)
Традиционное Минимальное целеполагание (осознание цели) Привычные Автоматическая реакция на привычные раздражители
Аффективное Не осознается Подручные Стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмоционального напряжения

Термин социальная мобильность указывает на совокупность пе­ремещений внутри социальной структуры общества.

Социальная мобильность – это любой переход индивида или группы от одной социальной позиции к другой.

Впервые к анализу социальной мобильности обратился Питирим Сорокин.

Выделяют множество форм социальной мобильности:

v Вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность − изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. К примеру, продвижение по служебной лестнице. Горизонтальная мобильность − изменение со­циального положения, которое не приводит к повышению или пони­жению социального статуса. Например, смена семейного статуса, места жительства.

v Межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенная мобиль­ность определяется сравнением социального статуса родите­лей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (напри­мер, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Внутрипоколенная мобильность предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени.

v Индивидуальная и групповая. С выделением данных форм мо­бильности связана следующая закономерность: в обществе, где глав­ное значение придается приписанному статусу, проявляется тенден­ция к групповой мобильности, в открытом обществе, характеризуе­мом преобладанием достигнутых статусов, – к индивидуальной мо­бильности.

Для количественного исследования социальной мобильности используют такие показатели как:

Скорость – вертикальная социальная дистанция или количество слоев – экономических, политических, профессиональных, – прохо­димых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный промежуток времени.

Объем – число индивидов, которые изменили свое со­циальное положение в вертикальном или горизонтальном направле­ниях за определенный промежуток времени.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются на­верх, называются каналами вертикальной мобильности . Самыми из­вестными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собствен­ность.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в воен­ное время. Крупные потери среди командного состава приводят к за­полнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в зва­нии, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Институты образования и воспитания, какую бы конкрет­ную форму они ни приобретали, во все века служили мощным кана­лом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом верти­кальной мобильности. Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титу­лованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба про­двигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.



Интенсификация процессов социальной мобильности в совре­менных обществах порождает явление маргинальности.

Социальная стратификация и мобильность всегда были одной из главных тем сорокинских научных изысканий. Из-под его пера вышло много трудов, посвященных этим проблемам. На сегодняшний день проблема социальной мобильности очень актуальна, так как мы имеем возможность каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой, изменениями социального пространства индивида, мы каждый день сталкиваемся с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем свое социальное положение.

На мой взгляд, сегодня важнейшим, главенствующим каналом социальной мобильности, к сожалению, являются деньги и материальные ценности. Мы живем по принципу «у кого собственность, у того и власть», то есть с помощью денег человек может добиться почти любого социального положения. Главной целью людей стало накопление богатства, впрочем, так было всегда. В идеале, у Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям. Но, к сожалению, все совершенно иначе. Главенствующую роль заняли деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции.

Заключение

сорокин социальный мобильность

Я считаю работы Питирима Сорокина о социальной мобильности и социальной стратификации наиболее важными за всю историю русской социологии. Он затронул самые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал. Я со всей уверенностью могу заявить, что Питирим Сорокин является самым главным русским социологом, чьи труды продолжают иметь огромное значение в современной не только русской, но и зарубежной социологии.

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования - простейший и достаточно верный канал, перемещаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься

квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности - повысить свой статус через брак. Служба в отдаленных или опасных местах является каналом мобильности для военных, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких званий.

В закрытых системах тоже существуют свои - очень тесные - каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро или крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорит о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера. Например, великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России получение высшего образования автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Принадлежность к доминирующему классу во многом определяется наличием семейного капитала в различных формах, таких как крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических, политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Члены доминирующего класса чаще всего заключают браки между собой, учатся в одних школах и престижных университетах, входят в одни и те же административные советы на предприятиях и т.д. Именно эти три основных элемента - значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка - обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, Д. Берто отмечает присутствие финансовой олигархии во Франции - ограниченного числа семей, которые владеют фантастическими богатствами и имеют огромную власть во французском обществе. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение более 200 лет (с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта и финансировавшегося основоположниками государства) во Франции деньги, а значит реальная политическая власть, находятся в руках одних и тех же семейств.

В современной ситуации бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и малообеспеченные лишь в редких случаях могут отдать детей в платные кружки или посещать платные курсы для взрослых. Основными потребителями платных образовательных услуг являются благополучные слои населения.

Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных, которые просто не стремятся сделать все возможное, чтобы получить качественное образование. Однако данные последних социологических исследований опровергают подобные утверждения: основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование, но шансов на это у них гораздо меньше, чем у благополучных.

Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (обстановка кризиса или экономического роста) и структура общества.

Сегодня в России при декларируемом равенстве всех перед всеми каналы вертикальной мобильности для значительной части населения ограниченны, что соответствует сильной социальной дифференциации российского общества по экономическому и социальному признакам и росту социального неравенства. Внимание исследователей часто привлекает молодежь как наиболее мобильная социальная группа и будущее любого государства и общества. Мобильность и эффективность реализации жизненного потенциала молодежи зависит от того, насколько эффективна в обществе система мобильности и действенность каналов социальной мобильности.

Данные, полученные в ходе исследования «Молодежь России: социологический портрет», позволили ученым составить типологию российской молодежи:

  • инициативные - та часть молодежи, которая склонна участвовать в бизнесе, брать на себя предпринимательский риск, участвовать в гражданских и политических инициативах, становиться лидерами;
  • исполнительные - законопослушные «ведомые», предпочитающие участвовать в жизни общества как квалифицированные специалисты-исполнители;
  • спекулятивные - ориентированы на трудовую жизнь, но не за счет профессиональной конкуренции, а за счет «доходной» должности или вида деятельности;
  • социально зависимые - склонные исполнять посильную работу или функцию, не проявляя при этом индивидуальной инициативы и рассчитывая на социальную защиту и гарантии государства;
  • оппозиционные - те, кто пока не находит собственного места в общественных отношениях нынешней России и склонен к активному или пассивному социальному протесту;
  • анархические - настроенные индивидуалистично, скептически относящиеся к принципу законопослушания, склонные к маргинальному поведению (рокеры, скинхеды, фанаты);
  • пассивные - законопослушная, но пока окончательно не определившая своей жизненной траектории молодежь, которая свой жизненный выбор в итоге сделает под влиянием какого-то лидера общественного мнения (родные, друзья, средства массовой информации (СМИ), кумиры).

Эта типология отражает трансформационный характер развития российского общества, где молодежь вырабатывает собственные жизненные стратегии, которые определяются жесткой системой ограничения каналов социальной мобильности для большей части молодежи. В этих условиях повышается значимость таких индивидуальных факторов, как воля, энергия, талант, целеустремленность, предприимчивость, оптимизм, семейная среда и, конечно, удача.