Кто является платежным агентом пример. Агент интернет-магазина по доставке и приему наличных. Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков

Новости JD.ru рекламируется за счет Дня знаний 09 Августа, в 13:00

Многие компании, ведущие онлайн-бизнес, принимают платежи от физических лиц (в том числе в пользу третьих лиц). Многие проекты проводят через себя суммы, являясь своего рода посредниками. Такая схема выглядит для предпринимателя логично, и некоторые бизнес-модели просто не подразумевают других вариантов работы. Например, сама суть работы платежной системы Qiwi состоит в том, чтобы принимать платежи от граждан наличными в автоматах и переводить их в последствии на счета своих контрагентов. Сама по себе такая модель законна, но работает только при условии строгого соблюдения законодательства.

И самым сложным моментом на пути его соблюдения является отчет на вопрос «Кого считать платежным агентом?». Юрист компании "Зарцын и партнеры" Иван Носков рассказал нам, что означает этот статус и какие требования предъявляются к таким агентам.

Что это все значит ?

Официальное определение термина «платежный агент» таково: это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц.

При этом под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается:

– прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;

– проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Из этого мы можем вывести два основных признака платежного агента:

  1. Платежный агент всегда принимает деньги в пользу третьего лица .

Прием денег от контрагента по договору (пусть контрагент и будет физическим лицом) не образует деятельности платежного агента.

  1. Деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денег в пользу третьего лица .

Соответственно, если вы, помимо приема денег, оказываете плательщику иные услуги, то вы не являетесь платежным агентом.

Например, курьерские компании, доставляя товар интернет-магазинов, часто принимают деньги за товар (в пользу интернет-магазинов), но помимо этого они еще и доставляют товар. Это подтверждает, что курьерские компании не являются платежными агентами.

Аналогичная ситуация складывается в случае, когда деньги принимаются агентом при бронировании билетов. Cуд, рассматривая подобное дело, отметил «…Поскольку общество как агент (субагент) оказывает иные услуги, результатом которых является заключение договора перевозки пассажиров и багажа и последующие расчеты, суды ошибочно сочли его платежным агентом». (cм. Постановление по делу № А05-12527/2014 от 16.12.2015. ВС РФ)

Требования к деятельности платежных агентов

Так как деятельность платежных агентов заключается в приеме денежных средств, то закон предъявляет к таким организациям особые требования.

  • Необходимо открыть специальные счета. Нужно запомнить, что со спецсчета агента деньги поставщику можно перечислить только на спецсчет. За нарушение указанного правила предусмотрена ответственность.
  • Агент обязан проводить идентификацию плательщиков.
  • Кассовый чек платежного агента должен соответствовать предъявляемым требованиям.
  • Платежные агенты обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным ими в рамках деятельности платежного агента и формировать отдельные приходные кассовые ордера на них. Эти деньги не учитываются при расчете лимита кассы и должны полностью сдаваться в банк. Деньги с момента их поступления в кассу платежного агента принадлежат третьим лицам.

Отдельные требования есть и для платежных агентов, применяющих в своей работе платежные терминалы или банкоматы:

  • использовать ККТ в составе платежного терминала, банкомата;
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее .

Между поставщиком и платежным агентом заключается, как не трудно догадаться, агентский договор. Вознаграждение, по общему правилу, удерживается непосредственно агентом.

Но важно понимать, что если агент получает наличные от физических лиц, то всю сумму необходимо перечислить на свой специальный банковский счет (до этого момента вычесть свое вознаграждение нельзя). И уже со спецсчета можно будет перечислять средства на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). При этом 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Это значит, что платежный агент должен сдать в банк все полученные от потребителей платежи для зачисления на спецсчет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Ответственность

Если платежный агент перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ), он может быть привлечен к административной ответственности.

За такое нарушение грозит штраф:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Заметим, что индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05 , Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 , Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005 (12792-А03-32)).

Таким образом, если вы планируете принимать деньги от физических лиц, тщательно проверьте свою бизнес-модель и определите, являетесь ли вы платежным агентом (чтобы потом вас не привлекли к ответственности).

В свою очередь, если платежный агент принимает наличные деньги в вашу пользу, обязательно используйте специальный банковский cчет.

Вовлечение в процесс расчетов финансовых посредников - платежных агентов позволяет поставщикам делегировать им право на сбор денег со своих клиентов за вознаграждение. К деятельности платежных агентов предъявляется ряд требований, среди которых - наличие спецсчета в банке. Однако следует иметь в виду, что далеко не каждый сборщик платежей является платежным агентом.

Сборщики платежей

С принятием Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" было положено начало деятельности финансовых посредников, которые на основании поручения, данного им поставщиками товаров, работ и услуг, в соответствии с заключенным между ними договором стали оказывать услуги, связанные со сбором платежей от физических лиц (клиентов поставщика) и с перечислением их за вычетом своего вознаграждения.
В сферу деятельности платежных агентов и привлекаемых ими платежных субагентов входит размещение в торговых центрах, магазинах и иных местах массового скопления людей платежных терминалов, при помощи которых можно отправить платежи за телефон и Интернет, уплачивать пошлины и штрафы, вносить коммунальные и иные необходимые платежи. Помимо поставщика услуг платежные агенты также взимают вознаграждение непосредственно с плательщиков при переводе денежных средств.
Размер такого вознаграждения платежный агент обязан доводить до сведения потребителей, размещая его непосредственно на платежных терминалах или в установленных в них программных комплексах, а также в иных доступных местах, обеспечивая тем самым сообщение потребителю информации в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Размер вознаграждения платежного агента, взимаемого с потребителей, при этом не может быть предметом договора между платежным агентом и поставщиком услуг, поскольку их соглашение регулирует отношения только между ними и в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ не создает обязанностей для потребителей, которые в нем не участвуют (Постановление ФАС УО от 14.02.2014 N Ф09-14673/13).
Также платежных агентов задействуют управляющие многоквартирными домами компании для выполнения операций, связанных с выставлением платежных документов жителям жилых домов, со сбором с них платежей за обслуживание дома и с перечислением их в пользу управляющей компании.
В качестве платежных агентов могут выступать также ресурсоснабжающие организации, которые привлекает управляющая компания для оказания тех или иных услуг по обслуживанию многоквартирного жилого дома, поскольку запрета на совмещение таких функций (поставка коммунального ресурса и оказание услуг по приему денег от жителей дома) Закон N 103-ФЗ не содержит (Постановление ФАС ДО от 07.02.2014 N Ф03-6576/2013). Помимо этого, услуги платежных агентов используются и в других сферах хозяйственной деятельности, где в связи с объемом поступающих платежей требуется финансовый посредник.
Расходную часть бюджета платежных агентов формируют затраты по обслуживанию платежных терминалов, плата за их размещение, вносимая собственнику торгового центра или иного объекта, где он монтирован, расходы по обслуживанию специального банковского счета, который обязаны использовать все платежные агенты в своей деятельности, и иные необходимые затраты.
Закон N 103-ФЗ не обязывает поставщиков услуг заключать в обязательном порядке договоры с платежными агентами, поскольку они вправе по своему усмотрению принимать плату от своих клиентов любыми удобными способами, реализуя тем самым свободу выбора способа оплаты своих услуг (ст. 421 ГК РФ). Соответственно, в тех случаях, когда договор с платежным агентом на прием платежей от своих клиентов поставщик не заключал, он не обязан открывать в кредитной организации специальный банковский счет для зачисления на него денежных средств. Он вправе принимать оплату на свой обычный расчетный счет, через кассу или любым иным доступным для него способом (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 03.12.2014 по делу N 33-9995/2014).
Взаимодействие поставщика услуг и платежного агента выстраивается на основании заключенного между ними агентского договора, в котором стороны оговаривают предмет поручения - обязательство платежного агента собирать платежи с клиентов поставщика услуг (принципала) и перечислять их в его пользу, размер вознаграждения платежного агента, срок и порядок его выплаты, срок действия договора, ответственность за нарушение обязательств и иные условия по усмотрению сторон.
Поставщик услуг должен при этом иметь в виду, что в зависимости от того, каким будет условие о сроке действия агентского договора, будет ясно, сможет ли он от него отказаться. Статья 1010 ГК РФ устанавливает, что агентский договор прекращается вследствие отказа одной стороны от его исполнения в случае, если договор заключен без определения срока окончания его действия. Из смысла указанной нормы права следует, что заявить об одностороннем отказе от агентского договора можно только в случае, если договор заключен без указания на срок его действия.
В связи с этим, если агентский договор предусматривает конкретный срок его действия, поставщик услуг не сможет в одностороннем порядке отказаться от него в любой момент, и платежный агент будет вправе собирать деньги с его клиентов и удерживать свое вознаграждение (Постановление АС ЦО от 07.11.2014 по делу N А68-8428/2013).

Требования к платежным агентам

Используемые платежными агентами платежные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой, которую необходимо зарегистрировать в налоговом органе по месту постановки на учет платежного агента. Она должна быть исправна, опломбирована, иметь фискальную память с накопителями, контрольную ленту и часы реального времени, обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также представлять информацию для печати, иметь паспорт установленного образца и соответствовать иным требованиям, предусмотренным в ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт".
При этом выдаваемые платежным терминалом чеки должны иметь обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 5 Закона N 103-ФЗ, в частности наименование документа "кассовый чек", наименование оплаченного товара, общую сумму принятых денег, размер вознаграждения платежного агента, дату и время приема денег, номер кассового чека и контрольно-кассовой техники, адрес места приема денег и др. В противном случае платежный агент может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Постановления ВС РФ от 20.01.2015 по делу N 303-АД14-4174, ФАС ЗСО от 04.04.2011 по делу N А03-11941/2010).
При обращении к услугам платежного агента гарантией защиты прав поставщика является использование специальных банковских счетов (счет N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика"), которые имеют особый правовой режим (ст. 4 Закона N 103-ФЗ, п. 4.44 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утв. ЦБ РФ 16.07.2012 N 385-П, п. п. 2.8, 4.14 и 11.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов").
По специальному банковскому счету платежного агента могут выполняться следующие операции: 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; 4) списание денежных средств на банковские счета.
По специальному банковскому счету поставщика услуг могут осуществляться следующие операции: 1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; 2) списание денежных средств на банковские счета. Осуществление по специальным банковским счетам платежного агента и поставщика услуг каких-либо иных операций не допускается.
Поскольку аккумулируемые на специальном банковском счете платежного агента денежные средства подлежат перечислению в пользу поставщика услуг, они не являются собственностью самого платежного агента, и на них поэтому не может быть обращено взыскание по его обязательствам. До распределения денежных сумм на специальном счете и их перечисления в пользу поставщиков услуг на денежный остаток не может быть обращено взыскание по обязательствам самого платежного агента, даже несмотря на то что в составе общей денежной суммы имеется причитающееся ему с поставщиков услуг вознаграждение.
В связи с этим обращение взыскания на денежные средства платежного агента, находящиеся на специальном банковском счете, возможно только в том случае, если можно определить, в каком точно размере они принадлежат платежному агенту как должнику (Постановление ФАС ДО от 07.07.2014 N Ф03-2464/2014).
Если банк в нарушение данного требования все-таки списал со специального счета платежного агента находящиеся на нем денежные средства, то они могут быть с него взысканы как убытки по правилам, предусмотренным в ст. ст. 15 и 393 ГК РФ, поскольку допущенное им нарушение затрагивает интересы потребителей, с которых взимаются платежи для их последующего перечисления в пользу поставщика услуг, и может иметь социально значимые негативные последствия, такие как неперечисление денег ресурсоснабжающим организациям, отсутствие у последних достаточных денежных средств для проведения капитального ремонта, ликвидации аварий, катастроф и т.п.
Защита интересов взыскателя, который имеет подтвержденные вступившим в законную силу судебным решением требования к платежному агенту как к должнику, не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и законных интересов добросовестных потребителей (Постановление АС УО от 22.12.2014 N Ф09-8256/14).
Помимо использования спецсчета платежные агенты также должны встать на учет в Росфинмониторинге в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28.

Когда статус платежного агента не требуется

Поскольку деятельность платежных агентов напрямую сопряжена с приемом денежных средств от физических лиц через платежные терминалы, на специальный банковский счет и иным способом, требования Закона N 103-ФЗ в силу его ст. 1 не распространяются на деятельность по проведению расчетов:
- осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом N 103-ФЗ;
- между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой, и не ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
- в пользу иностранных юридических лиц;
- осуществляемых в безналичном порядке;
- осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Если все из перечисленных случаев не вызывают никаких затруднений при их применении на практике, то достаточно спорной является такая ситуация, как осуществление расчетов между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов.
Если денежные средства собираются по цепочке и попадают к поставщику через посредников от конечного потребителя, который в оплату товаров, работ или услуг вносит наличные денежные средства, возникает вопрос: является ли задействованный в цепочке предприниматель, собирающий платежи, платежным агентом?
Уполномоченные государственные органы на этот счет отмечают, что статус платежного агента предприниматель получает только в случае осуществления им деятельности по приему платежей (письмо ФНС России от 19.04.2012 N АС-4-2/6601@), притом что такая деятельность для него является исключительной, и помимо нее он никаких хозяйственных операций не осуществляет (письмо Росфинмониторинга от 20.10.2010 N 07-02-34/3744).
Данная позиция также подтверждается сложившейся в настоящее время судебной практикой, где отмечается, что действие Закона N 103-ФЗ распространяется только на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - прием платежей. Деятельность платежного агента состоит исключительно в приеме денег, и никаких иных самостоятельных услуг он не оказывает (Постановление ВС РФ от 29.05.2015 N 306-АД14-76). Выступая в качестве платежного агента, он не принимает никакого участия в оказании каких-либо услуг (Постановление ВС РФ от 10.06.2015 N 304-АД14-3005).
Если предприниматель не собирает платежей с конечных потребителей, а самостоятельно реализует услуги за плату (продажа авиабилетов, билетов на театральные и иные культурно-развлекательные мероприятия), то считается, что он не принимает платежи в пользу поставщика, а осуществляет посредническую деятельность по реализации услуг (Постановления Седьмого ААС от 17.02.2014 по делу N А02-1823/2013, 13 ААС от 16.10.2013 по делу N А56-26450/2013), тем более если наряду с ней он осуществляет иные виды хозяйственных операций, например продажу автовокзалом билетов на рейсы и предоставление комплекса услуг, составляющих инфраструктуру автовокзала (Постановление 3 ААС от 10.12.2012 по делу N А33-12927/2012).

Коммерческая организация, вид деятельности -розничная торговля, кроме того, принимаем платежи от физических лиц в пользу операторов связи - МТС, Билайн, Мегафон. Денежные средства, полученные от физлиц, перечисляем организации, через систему которой мы проводи эти платежи. Есть две организации, являющиеся кредитными (например, Банк Платина, платежная система называется ООО Киберплат), одна - просто ООО. Кем являются данные организации по отношению к нам? И кем являемся мы, просто платежными агентами, или банковскими платежными агентами, или банковскими платежными субагентами? В чем разница между просто платежным агентом и банковским платежным агентом (субагентом)?

Платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»).

С позиций Закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признаются:

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;

Проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Платежный агент может осуществлять свою деятельность либо в статусе оператора по приему платежей, либо в качестве платежного субагента.

Оператор по приему платежей - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Платежный субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, основным отличием между данными двумя категориями платежных агентов является способ заключения договора: либо непосредственно с поставщиком, реализующим товары (работы, услуги), либо с оператором.

Помимо понятия платежный агент в гражданский оборот Законом № 121-ФЗ дополнительно введен термин - банковский платежный агент . Статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предусмотрено, что кредитные организации также вправе привлекать для принятия от физических лиц денежных средств организации, не являющиеся кредитными, а также индивидуальных предпринимателей. Такие лица признаются банковскими платежными агентами. При этом банковские платежные агенты могут направлять получаемые от физических лиц денежные средства не только на цели аналогичные тем, которые предусмотрены для платежных агентов, но и зачислять их на банковские счета физических лиц.

Для осуществления своей деятельности банковский платежный агент обязан заключить с кредитной организацией соответствующий кредитный договор. При этом передоверие другим лицам осуществления приема платежей физических лиц не допускается.

Таким образом, банковскими платежными агентами и операторами по приему платежей будут являться юридические лица - организаторы платежных систем, а их агенты, как организации, так и многочисленные индивидуальные предприниматели, будут выполнять роли платежных субагентов.

Представляется, что ООО «Киберплат» (организатор платежной системы) является банковским платежным агентом, соответственно по отношению к нему Ваша организация является банковским платежным субагентом.

Если вторая организация (просто ООО) является кредитной, по отношению к ней Ваша организация также является банковским платежным субагентом, если просто ООО – не кредитная организация, Ваша организация по отношению к ней - платежный субагент (она, соответственно, оператор по приему платежей).

За получением исчерпывающих разъяснений по данному вопросу организации следует обратиться к контролирующему органу (налоговой инспекции).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Главбух» версии для коммерческих организаций

Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1 , п. , ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Платежный агент: применение ККТ

Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы , обязаны:

  • использовать ККТ в составе платежного терминала, банкомата;
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее .

Все принятые платежи платежный агент обязан сдавать в банк для зачисления на специальный счет (ч. 14 , 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Средства, поступившие на специальный банковский счет, можно, в частности, перечислять на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ ). При этом Закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Таким образом, платежный агент должен сдать в банк все полученные от населения платежи для зачисления на специальный банковский счет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Внимание: платежный агент может быть привлечен к административной ответственности, если перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ ).

За такое нарушение платежному агенту грозит штраф:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждаетсяписьмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05 , Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 ,Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32) ).

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

ЗАКОН ОТ 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

«Статья 14. Требования к деятельности оператора по переводу денежных средств при привлечении банковского платежного агента (субагента)

1. Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента:

1) для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;

2) для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;

3) для проведения идентификации клиента - физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Банковский платежный агент, являющийся юридическим лицом, в случаях, предусмотренных договором с оператором по переводу денежных средств, вправе привлекать банковского платежного субагента на основании заключаемого с ним договора для осуществления деятельности (ее части), указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи . При таком привлечении соответствующие полномочия банковского платежного субагента не требуют нотариального удостоверения.

3. Привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента может осуществляться при одновременном соблюдении следующих требований:

1) осуществлении указанной в части 1 настоящей статьи деятельности (ее части) (далее - операции банковского платежного агента) от имени оператора по переводу денежных средств;

2) проведении банковским платежным агентом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации клиента - физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета;

3) использовании банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи ;

4) подтверждении банковским платежным агентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи кассового чека, соответствующего требованиям частей 10 -13 настоящей статьи ;

5) предоставлении банковским платежным агентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 15 настоящей статьи ;

6) применении банковским платежным агентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

4. Привлечение банковским платежным агентом банковского платежного субагента может осуществляться при одновременном соблюдении следующих требований:

1) осуществлении указанной в части 1 настоящей статьи деятельности (ее части) (далее - операции банковского платежного субагента) от имени оператора по переводу денежных средств;

2) осуществлении операций банковского платежного субагента, не требующих идентификации физического лица в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

3) запрете для платежного банковского субагента на привлечение других лиц к осуществлению операций банковского платежного субагента;

4) использовании банковским платежным субагентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи ;

5) подтверждении банковским платежным субагентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи кассового чека, соответствующего требованиям частей 10 -13 настоящей статьи ;

6) предоставлении банковским платежным субагентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 15 настоящей статьи ;

7) применении банковским платежным субагентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

5. По специальному банковскому счету банковского платежного агента (субагента) могут осуществляться следующие операции:

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);

3) списание денежных средств на банковские счета.

6. Осуществление иных операций, помимо предусмотренных частью 5 настоящей статьи , по специальному банковскому счету не допускается».

Закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

«Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Статья 4. Условия осуществления приема платежей

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи , если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" , запрещена.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

18. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей».

Статья: Требования к платежным агентам

По собственным операциям такие посредники ведут вторую кассовую книгу (п. 5.1 Положения № 373-П).

Приход и расход собственных денег также оформляются отдельно.

Чтобы разделить приходные ордера по собственным и несобственным средствам, следует продумать их раздельную нумерацию.

Платежная система занимает особое место в банковской системе РФ. Она регулирует деятельность организаций по вопросам переводов средств. Сегодня предприятия принимают оплату за свои товары и услуги через электронные системы, а некоторые - даже без открытия счета. Это и не удивительно. Сегодня многие компании ведут онлайн-бизнес. Например, платежная система Qiwi принимает платежи от граждан через автоматы и за вознаграждение переводит их на счета контрагентов. Означает ли это развитие квазибанковской системы в России?

Сущность понятия

Платежные агенты - это посредники между населением и поставщиками услуг. Их деятельность заключается в приеме платежей от плательщиков для погашения задолженности по оплате ЖКХ, осуществления прочих транзакций и зачисления их на свой транзитный счет.

Поставщик - это юридическое лицо, ИП, получающие средства за реализуемые товары (работы). Поставщиками также могут быть организации, которые оплачивают коммунальные услуги, госорганы, которые получают денежные средства для выполнения своих функций.

Платежные агенты - это организации, ИП, которые принимают платежи от физических лиц. Их также называют операторами или субагентами.

Законодательное регулирование

В 2010 году были внесены изменения в ФЗ №103 «О деятельности по приему платежей». В арсенале кредитных организаций появился новый термин - «платежные агенты». Также был введен одноименный счет №40821 для учета операций с данными субъектами.

Требования

Посредники в полном объеме перечисляют на счет платежного агента полученные от плательщиков средства. Затем банк перечисляет на счет поставщика стоимость реализованных товаров, а агенту - комиссионное вознаграждение. Соответственно, поставщик не имеет права принимать средства от агентов на свой обычный банковский счет. Такие требования прописаны в ст. 8 ФЗ №103.

Если специальный счет платежного агента не используется в процессе его деятельности, то участники операции будут нести ответственность по ст. 15 КоАП. Агентам грозит административный штраф в размере 4,5-5 тысяч рублей, а юридическим лицам - 40-50 тысяч рублей.

Прием платежей физических лиц платежными агентами может осуществляться через терминалы или кассовую технику. Оборудование должно быть оснащено фискальной памятью и контрольной лентой. Используемое ККТ должно быть зарегистрировано в ФНС. У посредника должна сохраняться вся документация по операциям.

Учет операций

Расчетные операции между банком и агентами проводятся в сроки, установленные договором. Рассмотрим алгоритм операций. Банк со дня получения реестра платежей через терминал на специальный счет посредника до момента перечисления средств от агента выполняет следующие действия:

  • Все операции учитывает на специальном счете 30233 «Незавершенные операции по платежным картам».
  • Обязательства перед платежными агентами отражает на лицевых счетах, открытых к балансовому счету 30233. Данное условие возможно, если в договоре с агентом прописана пролонгация выплаты комиссии или накопление вознаграждения за определенный период.

После получения средств от агента банк перечисляет выручку поставщику услуг и комиссию посреднику.

Условия обслуживания

По условиям работы банков прием платежей от платежных агентов осуществляется по таким схемам:

  • Депозитная . Агент предоставляет банку средства для предварительного финансирования или в качестве обеспечения, на покрытие риска ликвидности, риска по незавершенным операциям.
  • Кредитная. Агент использует активы банка на покрытие ликвидности и риска по незавершенным операциям.

Чеки

Прием средств должен подтверждаться выдачей чека. Вся информация, размещенная на нем, должна быть легко читаемой в течение минимум полугода. Чек должен соответствовать требованиям нормативных актов РФ и содержать такие реквизиты:

  • наименование документа;
  • сумму принятых средств;
  • название платежа;
  • вознаграждение посредников;
  • дата, время и место приема средств;
  • номер чека;
  • местонахождение банковского агента, его ИНН;
  • номера телефонов агента.

При определении лимита средств в кассе посредники не должны учитывать те деньги, которые предназначены для перечисления третьим лицам. С этой целью платежные агенты ведут две кассовые книги. В первой фиксируются собственные средства, а в другой - «чужие».

При поступлении средств кассир оформляет два приходных ордера:

  • на общую сумму принятых средств;
  • на сумму "чужих" средств.

Аналогичным способом оформляются расходные ордера.

Алгоритм работы

В полномочия агента ходят:

  • принятие платежей от плательщиков;
  • выдача средств физическим лицам через терминалы и банкоматы;
  • предоставление и реализация механизма использования электронных средств оплаты.

Деятельность платежного агента по принятию средств осуществляется в таком алгоритме:

  • заключается договор между агентом и оператором системы;
  • для проведения расчетов в банке открывается специальный счет;
  • поступившие средства первым делом проходят инкассацию, только после этого они попадают на счет;
  • банк перечисляет средства поставщику услуг и комиссионное вознаграждение агенту.

То есть, платежные, как и банковские агенты, являются посредниками между поставщиками услуг и покупателями. Единственная разница между ними заключается в том, что функционал у агентов кредитного учреждения гораздо шире.

Ответственность

За такие нарушения, как:

  • неприменение кассовой техники;
  • использование оборудования, которое не соответствует требованиям;
  • отказ в выдаче товарного чека;
  • перечисление средств в обход специального счета,

предусмотрен административный штраф в размере 3 тыс. руб. на ответственных сотрудников и 30-40 тыс. руб. - на предприятия. ИП может быть привлечено к ответственности только как должностное лицо.

Прочие направления деятельности

Агенты всегда принимают платежи в пользу третьих лиц и не могут предоставлять им какие-то другие услуги. Если они занимаются еще чем-то дополнительно, то к платежным агентам уже не относятся. Работа агента не приносит большой доход. Поэтому посредники регистрируют несколько юридических лиц и через них сдают в аренду терминалы.

По этой же причине к агентам не относятся курьерские компании. Они доставляют товар и принимают деньги от клиентов в счет оплаты. То же самое можно сказать о туристических фирмах. Хотя еще пару лет назад ФНС выставляла штрафы турфирмам за нарушение закона о платежных агентах. Причиной являлось то, что турагенты перечисляют оператору средства за оказание услуг. Операторам приходилось через суд оспаривать решения ФНС, ссылаясь на такие факты:

  • Турфирмы подбирают и бронируют туры клиентам. Часть денег они получают как раз за эти услуги.
  • Работать они могут только по официальным договорам с операторами. В этих документах отсутствуют реквизиты специального счета, через который агенты проводят все операции.

Эти условия противоречат требованиям ФЗ №103.

Международный опыт

Стоит отметить различия с зарубежной практикой. В РФ банковские посредники участвуют в переводе средств, а платежные посредники принимают платежи. За рубежом услуги по переводу средств, которые предоставило физическое лицо, платежный агент оказывает только под руководством легального участника системы. Выполнение функций посредников связано с отмыванием средств. Поэтому ФАТФ рекомендует на законодательном уровне прописать ограничения функций агентов.

Действующее законодательство лишь частично удовлетворяет требования ФАТФ. В законодательстве нивелируется роль агентов в банковской системе. В законе «О НПС» отсутствует четкая формулировка обязанностей платежных агентов. Это вызывает массу вопросов у всех участников банковской системы. Следует отрегулировать отечественное законодательство, а также:

  • создать уполномоченный орган надзора за деятельностью агентов;
  • разработать систему регистрации и лицензирования посредников;
  • указать минимальные критерии пригодности агентов;
  • регулярно осуществлять проверку биографии руководителей агентов;
  • разработать систему мониторинга деятельности посредников и систему санкций за несоблюдение законодательства.

Внедрение данных предложений даст возможность госорганам получить информацию для построения системы переводов средств, повысит прозрачность деятельности, будет способствовать увеличению конкурентоспособности операторов на рынке.

Вывод

Прежде чем становиться платежным агентом, нужно тщательно настроить бизнес-модель. Она должна четко соответствовать требованиям законодательства. Организациям, которые уже сотрудничают с посредниками, нужно открыть специальный счет. И принимать средства от агента только через этот транзитный счет.

С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"*, который будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежными терминалами денежных средств, направленных на исполнение обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг. Комментирует и анализирует новшества И.А. Баймакова, эксперт по вопросам налогообложения.

Платежные агенты

Многие жители нашей страны уже привыкли использовать платежные терминалы, а в ряде случаев и банкоматы для оплаты услуг сотовой связи, телевидения, коммунальных и некоторых других услуг. Причем если 3-4 года назад через терминалы мы оплачивали в основном услуги сотовых операторов, то за последние год-два перечень оплачиваемых услуг серьезно расширился. В зависимости от региона и используемой платежной системы через платежный терминал можно оплатить, например, кредит в банке, штрафы в ГИБДД, охрану помещений, питьевую воду, положить деньги в "электронный кошелек" и т. п. В ряде случаев прием денежных средств от населения в оплату услуг сторонних организаций может осуществляться и в несколько иной форме, например, в некоторых крупных универсамах можно оплатить услуги сотовой связи на кассе. Динамика рынка таких услуг свидетельствует о существовании устойчивого спроса на данную услугу и постоянное расширение видов работ, услуг, которые могут быть оплачены через организации-посредники.

Вместе с тем в настоящее время данная сфера деятельности недостаточно урегулирована законодательно. Практически единственным нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления расчетов при приеме денежных средств от физических лиц является Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями". Определенный указанием порядок предусматривает в качестве обязательного условия для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц наличие договора между коммерческой и кредитной организациями, а также необходимость заключения коммерческой организацией договоров с организациями-получателями средств о переводе денежных средств в их пользу.

С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ). Данный закон будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг, а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Деятельность платежных агентов по приему денежных средств можно рассматривать как "усеченный" вариант посреднической деятельности. Ведь обязанностью платежного агента является исключительно прием денежных средств, их зачисление на расчетный счет и перечисление поставщику.

Учитывая, что принятый закон связан как с регулированием гражданско-правовых отношений в сфере наличного денежного оборота, так и с осуществлением безналичных расчетов, закономерно, что изменения затронули Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности") и Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).

Помимо данных двух законов принятие Федерального закона № 103-ФЗ повлекло за собой необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей", а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях. А изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ, предусмотрена возможность внесения платы за жилое помещение и осуществление расчетов по коммунальным услугам через платежных агентов и банковских платежных агентов.

Данные изменения в законодательство внесены Федеральным законом от 03.06.2009 № 121-ФЗ (далее - Федеральный закон № 121-ФЗ) и вступают в силу с 01.01.2010 (за исключением изменений в части Федерального закона № 115-ФЗ). Изменения, внесенные Федеральным законом № 121-ФЗ в Федеральный закон № 115-ФЗ, вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 08.06.2009, в "Парламентской газете" - 09.06.2009).

Изучаем новые термины

В первую очередь хочется отметить, что рассматриваемым федеральным законом впервые введены в гражданско-правовой оборот понятия платежного агента, оператора по приему платежей и платежного субагента.

Разберемся, чем характеризуются данные понятия.

Платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Исходя из приведенного определения, можно говорить о том, что платежным агентом может являться любой субъект предпринимательской деятельности. Однако деятельность платежных агентов не распространяется на следующие виды расчетов*:
1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Федеральным законом № 103-ФЗ;
2) между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и занимающимися частной практикой и, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
3) в пользу иностранных юридических лиц;
4) осуществляемых в безналичном порядке;
5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Примечание:
* Подпункт 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 103-ФЗ.

Платежный агент может осуществлять свою деятельность либо в статусе оператора по приему платежей, либо в качестве платежного субагента.

Оператор по приему платежей - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Осуществление деятельности оператора по приему платежей индивидуальными предпринимателями действующим законодательством не предусмотрено.

Платежный субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, основным отличием между данными двумя категориями платежных агентов является способ заключения договора: либо непосредственно с поставщиком, реализующим товары (работы, услуги), либо с оператором.

Стоит отметить, что в отношении деятельности платежных субагентов предусмотрено дополнительное ограничение, предусматривающее запрет на осуществление приема платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Помимо понятия платежный агент в гражданский оборот Федеральным законом № 121-ФЗ дополнительно введен термин - банковский платежный агент . Статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", изложенной в новой редакции, предусмотрено, что кредитные организации также вправе привлекать для принятия от физических лиц денежных средств организации, не являющиеся кредитными, а также индивидуальных предпринимателей. Такие лица признаются банковскими платежными агентами. При этом банковские платежные агенты могут направлять получаемые от физических лиц денежные средства не только на цели аналогичные тем, которые предусмотрены для платежных агентов, но и зачислять их на банковские счета физических лиц. Кроме того банковские платежные агенты могут быть привлечены "для осуществления операций с использованием платежных карт, а также для передачи кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики" .

Для осуществления своей деятельности банковский платежный агент обязан заключить с кредитной организацией соответствующий кредитный договор. При этом передоверие другим лицам осуществления приема платежей физических лиц не допускается.

Специально для банковских платежных агентов внесены изменения в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предусматривающие соблюдение данными лицами тайны об операциях по счетам и о счетах физических лиц, чьи платежи принимаются ими в соответствии со статьей 13.1 данного закона.

Дополнительные обязанности возлагаются и на кредитную организацию, которая должна вести перечень банковских платежных агентов, с которыми у кредитной организации заключены договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, с указанием адресов всех мест приема платежей физических лиц по каждому банковскому платежному агенту.

Нетрудно предположить, что банковскими платежными агентами и операторами по приему платежей будут являться юридические лица - организаторы платежных систем, а их агенты, как организации, так и многочисленные индивидуальные предприниматели, будут выполнять роли платежных субагентов.

Кроме того, статьей 2 Федерального закона № 103-ФЗ даны определения поставщика и плательщика. Данные определения, по мнению автора, не требуют подробных комментариев, так как из смысла данного закона ясно, что поставщиком является субъект предпринимательской деятельности, реализующий товары (выполняющий работы, оказывающие услуги), а плательщиком - физическое лицо, исполняющее обязанность по оплате соответствующих товаров, работ, услуг. Заслуживает дополнительного внимания то обстоятельство, что к категории поставщиков отнесены юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Порядок осуществления деятельности по приему платежей физических лиц

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Особо важным представляется то обстоятельство, что обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту/банковскому платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. Таким образом, от физического лица не требуется какого-либо дополнительного подтверждения поступления/зачисления средств на счет поставщика. Указанный порядок определен пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ и статьей 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей".

Для начала осуществления деятельности по приему платежей физических лиц обязательным является заключение соответствующего договора либо с поставщиком, либо с кредитной организацией. В договоре необходимо зафиксировать, в том числе:

  1. От чьего имени - своего или поставщика - осуществляется деятельность.
  2. Распространяется ли действие договора на весь ассортимент товаров (работ, услуг) или только на часть реализуемой продукции.
  3. Способ обеспечения исполнения обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов.
  4. Возможность привлечения платежных субагентов.

Аналогичный порядок с учетом ограничений, определенных статьей 1009 ГК РФ "Субагентский договор", предусмотрен и в части заключения договоров между оператором по приему денежных средств и платежными субагентами. При этом платежный агент вправе действовать исходя из условий договора от своего имени, от имени оператора по приему платежей либо от имени поставщика.

Также в статье 11 Федерального закона № 103-ФЗ отмечено, что запрещена деятельность платежных агентов без заключения договора, соответствующего требованиям рассматриваемого закона, либо договора, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Дополнительно необходимо отметить, что для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, на который и будут зачисляться полученные от плательщиков средства.

При этом рассматриваемым законом не установлен конкретный срок передачи наличных средств, полученных от плательщиков, в кредитную организацию. Соответственно, такой срок необходимо будет установить в договоре между поставщиком и оператором или в договоре между оператором и платежным субагентом.

В отношении банковских платежных агентов следует обратить внимание, что перечень товаров, работ, услуг, в оплату которых банковский платежный агент не вправе принимать платежи физически лиц, подлежит определению Правительством РФ, а не поставщиком.

Особенности формирования доходов платежных агентов

Доход организаций и индивидуальных предпринимателей - платежных агентов/банковских платежных агентов может формироваться как за счет плательщиков-физических лиц, так и за счет поставщиков/кредитной организации.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Такая практика применяется и в настоящее время, когда платежным агентом устанавливается некий размер вознаграждения за оказываемую им услугу, а физическому лицу остается либо согласиться с предлагаемой платой и воспользоваться услугой платежного агента, либо нет.

В случае если платежный агент взимает с плательщика вознаграждение, то денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Необходимо учитывать, что в получении средств больше всего заинтересован сам поставщик/кредитная организация, так как несвоевременное поступление средств даже в течение непродолжительного времени может повлечь негативные последствия. Таким образом, хочется надеяться, что именно поставщики в большинстве случаев будут выплачивать вознаграждения платежным агентам за осуществляемую в их интересах деятельность. Примечательно, что в законе ничего не сказано о возмездном или безвозмездном характере взаимоотношений между поставщиком и платежным агентом.

Применение контрольно-кассовой техники

Пунктом 12 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что "платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов" .

Особое внимание в данном определении стоит обратить на необходимость использования ККТ с фискальной памятью, что, несомненно, потребует от платежных агентов дополнительных затрат на переоборудование платежного терминала, а также на обязанность по регистрации ККТ в составе платежного терминала и банкомата в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием места ее установки. В форме заявления о регистрации контрольно-кассовой техники указывается адрес и место установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе регистрируемую ККТ. Этот же адрес установки указывается в карточке регистрации ККТ. Данный порядок разъяснен в письме Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-409. Кроме того, в случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки ККТ, входящей в состав платежного терминала. При этом Минфин России в приведенном выше письме разъясняет, что уведомление составляется в произвольной форме, но с обязательным указанием некоторых сведений, в том числе наименования организации, адреса, телефона, данных о руководителе и главном бухгалтере, модели ККТ, организации, осуществляющей техническую поддержку ККТ, а также старого и нового адресов установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе ККТ.

Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, определены статьей 5 Федерального закона № 103-ФЗ, а банковским платежным агентом - статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Помимо "привычных" реквизитов чека ККМ, предусмотренных Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 № 745, можно увидеть и дополнительные обязательные реквизиты, среди которых:

  • наименование оплаченного товара (работы, услуги);
  • адрес места приема денежных средств;
  • размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
  • наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
  • номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Кроме того, законом предусмотрен перечень обязательной информации, предоставление которой должен обеспечить платежный агент в каждом месте приема платежей.

Подобные требования предусмотрены и в отношении банковских платежных агентов.

При приеме денежных средств платежный агент вправе использовать платежные терминалы, а банковский платежный агент - платежные терминалы и банкоматы.

Стоит отметить, что ранее, несмотря на широкое распространение платежных терминалов и банкоматов, в законодательстве отсутствовали их определения. Данный пробел был устранен Федеральным законом № 103-ФЗ.

В Федеральном законе № 103-Ф3 дано следующее определение Платежного терминала - это устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Требования, предъявляемые к платежным терминалам, определены статьей 6 Федерального закона № 103-ФЗ. В частности, предусмотрено, что платежные терминалы должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

  • представление плательщикам определенной информации, предусмотренной статьей 4 Федерального закона № 103-ФЗ;
  • прием от плательщиков сведений о поставщике и приобретаемых товарах (работах, услугах);
  • прием денежных средств, вносимых плательщиками;
  • печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема денежных средств.

Банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.

Аналогично, в составе банкомата, используемого банковским платежным агентом, также должна быть контрольно-кассовая техника. Особо предусмотрено, что "применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами или банкоматами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица банковского платежного агента не допускается" .

Стоит напомнить, что статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что субъекты предпринимательской деятельности вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности, а также при осуществлении некоторых видов деятельности. Однако данный порядок не распространяется на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Кроме того, изменениями, внесенными в статьи 4-6 Федерального закона № 54-ФЗ, определены специальные требования к контрольно-кассовой технике в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами, а также обязанности лиц, их применяющих (за исключением кредитных организаций).

Соблюдение законодательства РФ о противодействии "отмыванию" доходов и финансированию терроризма

Напомним, что законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма состоит из Федерального закона № 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

Стоит отметить, что согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после постановки его на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В настоящее время таким органом является Росфинмониторинг. Кроме того, оператором должны быть в установленном порядке согласованы правила внутреннего контроля, а также проводиться идентификация физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за деятельностью банковских платежных агентов возложен на кредитную организацию, с которой заключен договор. Несоблюдение банковским платежным агентом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является основанием для расторжения кредитной организацией соответствующего договора.

Дополнительно заслуживают внимания следующие изменения, внесенные в Федеральный закон № 115-ФЗ:

  1. Понижен с 30 000 до 15 000 рублей порог, при котором обязательно проведение идентификации клиента-физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя (статья 7 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом существовавшие ранее "послабления" в части необязательности проверки клиента исключены из закона. Так, например, в настоящее время идентификация не требуется по операциям, связанным с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ, связанным с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, связанным с осуществлением платы за жилое помещение, коммунальные услуги, уплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных и т. п. некоммерческих объединений, а также связанным с уплатой алиментов. Начиная с 5 декабря 2009 года, при осуществлении таких платежей у клиента - физического лица будут требовать паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность.
  2. Отдельной статьей определены права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств. Сняты ограничения в отношении контроля за осуществлением операций с денежными средствами или иным имуществом в отношении иностранных публичных должностных лиц (статья 7.2 Федерального закона № 115-ФЗ).
  3. Выделены в отдельную статью обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании иностранных публичных лиц (статья 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ).

Меры ответственности

В завершение необходимо напомнить, что статья 14.5 КоАП РФ дополнена новым положением, предусматривающим ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения.

Размеры административных штрафов такие же, как и в случае неприменения ККТ или отсутствия установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ:

  • на граждан - от 1 500 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.

Таким образом, с 2010 года вступят в действие обновленные правила осуществления деятельности платежных агентов. Насколько изменится порядок приема денежных средств от населения, а также размер вознаграждения платежных агентов, покажет время.

Таким образом, рассмотренные федеральные законы определяют "законодательные рамки" осуществления деятельности платежных агентов. Можно предположить, что физические лица не почувствуют существенных изменений, оплачивая коммунальные платежи или услуги сотовой связи, в то же время для платежных агентов наступает "жаркий период". Ведь им следует провести тщательную "ревизию" осуществляемой ими деятельности и в случае выявления несоответствия новому закону внести требуемые изменения в договорные отношения, переоборудовать используемые терминалы и банкоматы, а также в необходимых случаях встать на учет в Росфинмониторинге, разработать и согласовать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.