Деловая графика в задачах планирования и управления — Гипермаркет знаний. Методическая разработка практического занятия "«Средства графического представления статистических данных в MS Excel»" Для наглядного представления данных журнала продаж

Тема: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

Количество часов : 2

Цель

Отчет должен содержать:

1.Название работы

2.Цель работы

4.Вывод по работе (

Просмотр содержимого документа
«ПР16 Средства графического представления статистических данных (деловая графика).»

Методические указания к практическому занятию № 16

Тема: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

Количество часов : 2

Цель : закрепление практических навыков и умений в работе c технологиями работы в MS EXCEL:

Сформировать представления о возможностях деловой графики и ее использовании;

Изучить системы деловой графики;

Рассмотреть возможности Excel для создания деловой графики

Задание: Ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме, выполнить задания практического занятия, сформулировать вывод.

Отчет должен содержать:

1.Название работы

2.Цель работы

3.Результаты выполнения задания 1, 2, 3

4.Вывод по работе (необходимо указать виды выполняемых работ, достигнутые цели, какие умения и навыки приобретены в ходе ее выполнения)

Методические указания к выполнению:

1 . Краткие теоретические сведения

Под термином деловая графика понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные

Объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы: плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

Возможности деловой графики преследуют единую цель: улучшить восприятие информации человеком, сделать ее более наглядной и выразительной.

Основной целью деловой графики, является оперативная выдача информации в графической форме в процессе анализа задачи при ее решении средствами электронной таблицы. Главным критерием является быстрота подготовки и отображения графических образов, соответствующих оперативно изменяющейся числовой информации.

В современном мире существует большое количество информации, которую трудно сразу усвоить обычному человеку. А если нужно обработать, проанализировать какие-то данные, то задача становится сложной вдвойне. В настоящее время, с помощью компьютерных технологий, можно хранить и обрабатывать любую информацию.

Деловая графика – это область компьютерной графики. Она предназначена для построения гистограмм, графиков, диаграмм, схем на основе отчетов, различной документации. Обеспечивает возможностью более лаконичного и выразительного представления данных, выполнения более сложных задач, улучшенное восприятие данных, повышение эффективности работы.

Для отображения графической информации используется специальное программное обеспечение, которое называют графическими программами или графическими пакетами.

Применение деловой графики различно и многообразно. Для каждого вида задач используются разные программы. Одни нужны для оперативной обработки цифровых данных, другие для построения чертежей высокого качества. С помощью специальных прикладных средств составляются годовые отчеты фирм, статистические справочники, обрабатываются аналитические данные.

Правильно составленные схемы или графики превращают скучные цифры в наглядные изображения и помогают пользователям сориентироваться в «море» информации и принять нужное решение. Деловая графика позволяет в удобной форме сравнивать различные данные, выявлять закономерности и тенденции развития. Можно также с помощью различных графических программ решать задачи в области информационных технологий, архитектуры и инженерии. В настоящее время деловая графика прочно вошла в нашу жизнь, сейчас невозможно представить никаких сводных документов или презентаций без таблиц, схем, диаграмм, различных изображений.

Компьютерной графикой пользуются административные и технические сотрудники, студенты, а также обычные пользователи персональных компьютеров.

С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.

2.Задание

Задание №1. Создать таблицу продажи акций брокерской фирмы. Произвести расчеты по заданию.

ЗАДАНИЕ 2. Создание и обработка БД в Excel. Связывание листов рабочей книги

1.Создать в новом файле таблицу по образцу (см. рис.1). Знаки?, указанные в некоторых ячейках, означают, что данные показатели необходимо вычислить.

3 .Отформатировать таблицу.

4 .Выполнить указанные ниже действия:

3.На листе 4 создать таблицу изображенную на рис4.

3.1.Для добавления Листа необходимо щёлкнуть правой кнопкой мыши на ярлыке Листа и из контекстного меню выбрать команду Вставить . Во вкладке Общие выбрать Лист и нажать Ok .

3.2.В ячейку B2 ввести формулу для суммарного подсчёта проданной продукции за январь, февраль и март месяцы, а именно

ЛИСТ1!G4+ЛИСТ2!G4+ЛИСТ3!G4, где знак! означает связь между листами.

Для оптимизации ввода формулы необходимо проделать следующее:

1.Поместить курсор в ячейку B2 и ввести знак =.

2.Щёлкнуть на ярлыке Лист1, щёлкнуть по ячейке G4.

3.Нажать клавишу +

4.Щёлкнуть на ярлыке Лист 2, ячейке G4, нажать +.

5.Щёлкнуть на ярлыке Лист 3, ячейке G4 и нажать Enter

6.Скопировать введённую формулу на остальные ячейки.

3.3.В ячейку С2 ввести формулу для подсчёта суммарной выручки за 1 квартал (т.е. месяцы январь, февраль, март)

ЛИСТ1!H4 + ЛИСТ2!H4+ЛИСТ3!H4

3.4.Лист 4 переименовать в Итоги продаж (товары).

4.На Листе5 создать таблицу, изображенную на рис5.

.

4.1.Самостоятельно ввести формулы для подсчёта итоговой продажи и итоговой выручки за январь, февраль и март.

4.2.Переименовать Лист5 в Итоги продаж (месяцы).

4.3. Построить диаграммы:

Наименование продукции и Продано

Наименование продукции и выручка

3. Контрольные вопросы

1.Что понимается под термином деловая графика?

2.Для чего предназначена деловая графика?

3.Кто пользуется деловой графикой?

4. Литература

1. https://superbotanik.net/referati/referaty-po-informatike/referat-delovaya-grafika

Критерий оценивания выполненных практических заданий

Первое задание оценивается в 2 баллов (максимально), а второе - в 3 балла (максимально)

В общей сумме, выполненная практическая работа может быть оценена от 0 до 100% , и тогда оценка знаний студента будет такова:

«отлично» - 86 – 100%,

«хорошо» - 66 – 85%,

«удовлетворительно» - 45 – 65%,

«неудовлетворительно» - менее 45%.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

Методическая разработка

практического занятия

по дисциплине ОУД.07 Информатика

«Средства графического представления статистических данных в

MS Excel »

по теме « Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов»

для студентов 1 курса

специальности:

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Ачинск, 2016 год

Рассмотрено на заседании

Цикловой методической комиссии

_____________________________

Протокол №_______

Председатель цикловой комиссии

_______________ /Ф.И.О./

«____»__________ 20__ г.

Утверждаю

Заместитель директора по УМР

Г.В. Часовских

«____»__________20____г.

Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.

Составитель: Минхаирова А.М. – преподаватель информатики Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса

Методическая разработка предназначена для студентов 1 курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Пособие составлено по программе курса «Информатика» в соответствии с ФГОС специальности и направлено на освоение общих и профессиональных компетенций.

В работе приведены теоретические сведения, методические указания к ее выполнению, примеры выполнения, а также контрольные вопросы в соответствии с рабочей программой.

ПЛАН УРОКА

Тема раздела: Технология создания и преобразования информационных объектов.

Тема урока: Средства графического представления статистических данных в MS Excel .

Цели урока:

образовательные :

    закрепление теоретических знаний о понятии, компонентах и способах построения диаграмм и графиков;

    изучение построения диаграмм и графиков с помощью графических средств табличного процессора Microsoft Excel 2010.

    приобретение практических навыков работы с формулами, функциями и диаграммами в Microsoft Excel 2010.

развивающие :

    формирование умений оперировать ранее полученными знаниями и применять их на практике;

    развитие умения планировать свою деятельность;

    развитие приемов познавательной деятельности и умений анализировать.

воспитательные :

    воспитание профессионально важных личных качеств, наблюдательности, умения слушать, выявлять закономерности, делать выводы и обобщения.

Формируемые компетенции :

    П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах.

Тип занятия : урок закрепления знаний.

Вид занятия : практическое занятие.

Методические приемы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический.

Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов, оборудование кабинета : экран, мультимедийный проектор, персональные компьютеры, комплект учебно-наглядных пособий, презентация по теме занятия, методические указания по выполнению практических работ по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel ».

Формы работы студентов: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Междисциплинарные связи : математика.

Перечень литературы:

Основная:

Дополнительная:

План урока с указанием примерных временных рамок на выполнение каждого пункта плана:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап:

1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин): представление темы и плана занятия, общее описание практической работы, ее особенностей и методов в рамках междисциплинарных связей; актуальность темы занятия и опорных знаний обучающихся, мотивация обучающихся к успешному проведению занятия.

    Операционно-исполнительский этап :

    1. Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:

      1. Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы (12 мин)

    2. Усвоение новых знаний:

      1. MS Excel 2010» (5 мин).

        Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20 мин).

        Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)

    1. Проверка выполненного задания (5 мин)

    Рефлексивно-оценочный этап :

    1. Подведение итогов занятия (3 мин):

3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия;

3.1.2 Выставление оценок;

3.1.3Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии.

    1. Формулировка домашнего задания (1 мин).

Описание занятия:

1. Ориентировочно-мотивационный этап:

1.1 Организационный момент (1 мин):

Здравствуйте! Прежде чем начнем работать, отметим отсутствующих. (Перекличка по журналу, отмечаются отсутствующие).

1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин):

На прошлом занятии мы уже рассмотрели теоретические аспекты, относящиеся к понятию и функционалу программы MS Excel . Как вы думаете, чем мы на уроке сегодня займемся, и какое влияние это имеет на вашу профессиональную деятельность? Все верно, сегодня мы повторим, что такое деловая графика, основные виды диаграмм, их особенности и научимся создавать и редактировать диаграммы с помощью табличного процессора. Итак, тема занятия: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). (Слайд 1) Цель занятия - выработать практические навыки при выполнении подбора и структурирования данных для построения диаграмм в MS Excel. (Слайд 2)

2. Операционно-исполнительский этап:

2.1 Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:

2.1.1 Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы(12 мин)

Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшую проверочную работу, для того чтобы вспомнить основные понятия деловой графики в табличном процессоре. Для этого вы поработаете в группах. У каждой группы будет свое индивидуальное задание, на выполнение которого вам дается 5 минут. После выполнения каждая группа должна представить и защитить свою работу.

(Слайд 3-5 – работа группы 1, слайд 6-7 – работа группы 2, слайд 8-10 – работа группы 3)

1 группа: Найти в тексте понятие диаграммы, выписать его в тетрадь. Выделить типы диаграмм. Соотнести изображения диаграмм с их названиями.

Текст. Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств и называют диаграммой . Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, круговые, точечные и т.д. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представления числовых данных. Тип диаграммы можно подобрать уже после создания определенной диаграммы.

    Линейчатая

    Гистограмма

    Круговая диаграмма

    График

    Точечная

2 группа: Найти в тексте ответы на поставленные вопросы (ответы должны быть полными).

Текст. Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию построения диаграммы, либо командой Вставка/Диаграмма,

Для построения диаграмм используется мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату. Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности.

Вопрос

Ответ

1. При каком условии осуществляется построение диаграммы?

Построение диаграммы осуществляется только при условии наличия числовых данных

2. Какими способами мы можем задать функцию построения диаграммы?

Задать функцию построения диаграммы мы можем либо командой Вставка/Диаграмма, либо с помощью пиктограммы: .

3. Какой редактор используется для построении диаграмм?

Для построения диаграмм используется мастер диаграмм.

4. Что мы можем делать с диаграммой после окончательного её построения?

Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности.

5. Какие элементы диаграммы являются основными?

Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.

3 группа: Найти в тексте определение понятия «легенда» и определить на рисунке, где изображена легенда.

Текст. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.

Каждый из элементов, кроме ряда данных, может отсутствовать на диаграмме, что существенно влияет на восприятие полученных данных. Для нас является новым понятие «легенда». Легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием различных узоров или цвета.

Выступление групп (по 2 минуты выступление каждой группы) – 8 мин.

Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!

    1. Усвоение новых знаний:

      1. Закрепление усвоенных знаний по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel » (5 мин).

Из теоретического материала, мы помним, что с помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов (Слайд 11): гистограммы – столбчатые (Слайд 12), для сравнения величин, (Слайд 13) круговые диаграммы – для отображения частей целого, (Слайд 14) графики - для отображения изменения величин в зависимости от времени . Их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа. (Слайд 15).

Технология построения диаграмм и графиков одна и та же: необходимо выделить диапазон ячеек данной таблицы, далее перейти в Главное меню, выбрать вкладку Вставка и выбрать нужный тип диаграммы, затем по средствам вкладки формат произвести необходимое форматирование диаграммы: добавить заголовок диаграммы, легенду, можно задавать цвет и вид штриховки, подписи данных и т.д. (Слайд 16-17)

      1. Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20мин).

Сейчас переходим непосредственно к выполнению практической работы. Пользуясь методическими указаниями по выполнению практических работ, оформляем отчет и делаем выводы по проделанной работе.

Обратите внимание, в заданиях 1-3 вам даны таблицы. И по данным этих таблиц, вам необходимо будет произвести расчеты и построить диаграмму по образцу. (Слайд 18-23)

В задании 4 вам необходимо будет построить график функций. А в задании 5 произвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы (Слайд 24-29).

      1. Оформление отчета по практической работе (8 мин)

Время, отведенное на выполнение задания, истекло. Сейчас необходимо перейти в свою рабочую тетрадь и оформить отчет по проделанной работе.

2.2.4 Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)

Формулируя вывод, опирайтесь на поставленные в работе цели.

2.3 Проверка выполненного задания (5 мин)

Отчет оформлен, задания выполнены, вывод сформулирован. Остается проверить правильность выполнения задания. Желающие могут, используя ключ, самостоятельно проверить правильность решения и, при необходимости, найти свои ошибки или прокомментировать свои работы для всей подгруппы. Желающего приглашаю к экрану для защиты своей работы. (Проектируется работа студента, он комментирует)

3. Рефлексивно-оценочный этап:

3.1 Подведение итогов занятия (3 мин):

3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия:

Сегодняшняя работа на занятии показала, что вами освоена не только теоретическая, но и практическая часть темы «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)», несмотря на то, что у некоторых обучающихся возникли трудности при выполнении расчетов. При формировании оценки, учитывалась работа на этапе актуализации, обобщения и систематизация ЗУНов, а именно, работа в группе, проделанная практическая работа, с выполненным отчетом. В итоге получили оценку...

В целом, считаю, поставленные цели практической работы достигнуты. Вы все поработали продуктивно.

3.1.2 Выставление оценок:

Все полученные сегодня вами оценки выставляются в журнал, как итоговые оценки материала «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)».

3.1.3 Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии:

Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном занятии. Что узнали нового? Что было полезным? В чем затруднялись? (Заслушиваются мнения обучающихся).

3.2 Формулировка домашнего задания (1 мин):

Для того, чтобы сегодняшний материал вами был успешно освоен и закреплен, предлагаю, в форме домашнего задания построить графики функций по вариантам. Это аналогичное задание 4 задания практической работы.

Спасибо за занятие! До свидания!

Приложение 1

Практическая работа

Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Цель работы: изучить технологию построения диаграмм в ЭТ, научиться правильно указывать все необходимые параметры при построении графиков функций и диаграмм, использовать графические объекты для анализа данных.

Формируемые компетенции :

    Л4. умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

    М 2. использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания(наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

    М 5. умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

    П 3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

    П 4. владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

    П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: экран, проектор, персональные компьютеры, локальная компьютерная сеть, прикладное программное обеспечение MS Excel , презентация по теме занятия, электронный тест.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Диаграмма – удобное средство графического представления данных. Позволяет оценить имеющиеся величины. Для наглядного представления данных необходимо определить Тип и Вид диаграммы.

Гистограмма – иллюстрирует соотношение отдельных значений данных. Категории располагаются по горизонтали, а значения по вертикали. 1 столбец – позволяет сравнивать показатели величин друг с другом. 2 столбец – показывает численную долю отдельного показателя в суммарном объеме. 3 столбец – позволяет сравнивать процентное соотношение долей каждого показателя в общем объеме.

Круговая диаграмма – показывает вклад элемента в общую сумму. Всегда строится по одному ряду данных.

График – показывает зависимость одной величины от другой.

Лепестковая диаграмма – позволяет сравнивать общие значения из нескольких наборов данных. Каждая категория имеет собственную ось координат, исходящую из начала координат.

Конусная, пирамидальная, поверхностная диаграммы - позволяют разнообразить типы диаграмм.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

Задание 1. Заполнить и настроить таблицу для расчета времени, затраченного разными животными при движении на заданное расстояние. Построить гистограмму по образцу.

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Столбец B - значение скорости животного (в км/ч).

    Столбец C – расстояние, которое надо преодолеть (в км).

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Столбец D – время.

    Ячейка С11 – максимальная скорость (функция МАКС).

    Ячейка С12 – минимальная скорость (функция МИН).

Задание 2. Заполнить и настроить таблицу для расчета основных характеристик Мирового океана . Построить круговую диаграмму по образцу.

Технология выполнения задания

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Диапазон А1:Е5.

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Ячейка В6 – общая площадь Мирового океана (функция СУММ).

    Ячейка С6 – общий объем Мирового океана (функция СУММ).

    Ячейка D6 – средняя глубина Мирового океана (функция СРЗНАЧ).

    Ячейка E6 – самая глубокая впадина Мирового океана (функция МАКС).

Задание 3 . Заполнить и настроить таблицу Рейтинг самых высоких гор по континентам . Построить график по образцу.

Технология выполнения задания

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Диапазон А1:С8.

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Ячейка В11 – средняя высота заданных вершин (функция СРЗНАЧ).

    Ячейка В12 – самая высокая гора в мире (функция МАКС).

    Ячейка В13 – самая низкая из самых высоких гор (функция МИН).

Задание 4 . Построить графики функций у=sin(x) и y=sin(2x) на интервале [- 180; 160] с шагом 20.

Технология выполнения задания


1. Заполнить таблицу значений:

2. Выделить таблицу и указать тип диаграммы График.
3. Выбрать формат графика с гладкими кривыми.
4. В Макете указать название диаграммы по образцу, разместить легенду справа, применить формат графика по образцу.

Задание 5 . Произвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы.

Технология выполнения задания

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Диапазон А3:А10, В3:В10.

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Ячейка D 5 – посчитать районный коэф. в размере 15% от оклада по формуле = B5*$D$4 и произвести автозаполнение до ячейки D 11.

    Сравнить результаты с исходной таблицей.

    Построить диаграммы для диапазона данных столбцов ФИО и К выплате по образцу.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

    сформировать файл отчета в MSWord 2010;

    название и цель работы;

    задание;

    результаты выполнения задания;

    вывод по работе.

Контрольные вопросы

    Что называется деловой графикой?

    Перечислить основные типы диаграмм?

    В чем разница между круговой диаграммой и гистограммой?

    Как построить диаграммы по числовым данным?

Список использованных источников

    Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.

    Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. - М., 2014

    Цветкова М.С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Приложение 2

Самостоятельная внеаудиторная работа

Варианты

ВАРИАНТ 1
Построить графики функций
y1= x 2 -1, y2= x 2 +1 иy=К·(y1/ y2) на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,3.

ВАРИАНТ 2
Построить графики функций
y1= и y2= 2 х на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 3
Построить графики функций
y1= , y2= на интервале [- 0,5 ; 9] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 4
Построить графики функций
y1=, y2= на интервале [- 5 ; -0,5] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 5
Построить графики функций
y1= , y2= на интервале с шагом 0,5.

Приложение 3

Дополнительное задание на закрепление

Модель знаний

Основные типы диаграмм:

Соответствия

Типы сравнения:

Элементы диаграммы

    Область диаграммы

    Заголовок

    Область построения

    Подписи данных

    Ряд данных

    Легенда

    Ось категорий

    Ось значений

Работа с диаграммами в MSExcel

Набор средств Работа с диаграммами :

1)

2)

3)

Модель знаний

(модельный ответ)

Основные типы диаграмм:

1 Круговая

2 Линейчатая

3 Гистограмма

4 График

5 Точечная

Соответствия

Типы сравнения:

1 Покомпонентное

2 Позиционное

3 Временное

4 Частотное

5 Корреляционное

Алгоритм выбора типа диаграммы:

1) Сформулировать идею диаграммы

2) Выбрать тип сравнения

3) Выбрать тип диаграммы

Элементы диаграммы

    Область диаграммы

    Заголовок

    Область построения

    Подписи данных

    Ряд данных

    Легенда

    Ось категорий

    Ось значений

Работа с диаграммами в MSExcel

Набор средств Работа с диаграммами :

1) Конструктор

2) Макет

3) Формат

Важное место в современном статистическом анализе социально-экономических явлений и процессов занимает графический метод. Без графиков не обходится ни одно статистическое исследование - они позволяют с наименьшими временными затратами выявить закономерности в развитии явления и его структуру, а также наглядно представить взаимосвязи показателей. Графический образ часто более нагляден и понятен, чем многие страницы текста. Арсенал используемых в статистике графиков обширен. Более того, с появлением новых программных средств он непрерывно увеличивается: на замену плоскостным графикам приходят объемные, матричные, категоризованные графики и пиктографики.

График - это схематичное изображение статистической информации с помощью различных геометрических образов, которыми могут быть линии, точки, плоскостные либо объемные фигуры (круги, прямоугольники и т.д.), символы со многими элементами (звезды, лучи, многоугольники, "лица Чернова", "японские свечи", "ящики с усами" и т.д.).

Любой статистический график содержит графический образ и вспомогательные элементы. Под графическим образом понимают совокупность выбранных для изображения конкретной статистической информации линий, фигур, точек или символов, имеющих определенный формат изображения. Вспомогательные элементы графика - это, во-первых, поле графика ( пространство , на котором располагается геометрический образ, при этом длина и ширина поля графика , как правило, имеют между собой определенное соотношение), во-вторых, система координат и масштабные ориентиры (декартовы, полярные координаты , контурные линии или сетки с нанесенной на них масштабной шкалой), и, в-третьих, экспликация графика , которая представляет собой необходимый разъяснительный текст, прилагаемый к графику: его название, подписи масштабных шкал, смысловое содержание применяемых символов и знаков (легенда графика ).

Статистические графики можно классифицировать по следующим признакам:

  1. аналитическое предназначение;
  2. способ построения;
  3. символы геометрического образа.

По аналитическому предназначению различают графики сравнения, структуры, динамики, изображения вариационных рядов, графики взаимосвязи показателей.

По способу построения графики делятся на диаграммы и статистические карты.

Согласно используемым символам геометрического образа графики бывают точечные, линейные, фигурные (плоскостные или объемные) и пиктографики.

Для сравнения одноименных показателей, относящихся к различным временным периодам, объектам или территориям, применяют линейные графики и различные виды диаграмм: столбиковую, ленточную, фигурную; а также пиктографики.

У линейного графика по оси абсцисс отмечаются временные периоды, объекты или территории, а по оси ординат - соответствующие им значения рассматриваемого показателя. Например, по данным табл. 4.10 построим линейный график изменения удельного веса убыточных организаций за период 2002-2006 гг. для экономики в целом (рис. 4.1).

Таблица 4.10. Удельный вес убыточных организаций по отраслям экономики от общего числа организаций, % (данные условные)
Отрасль экономики Год
2002 2003 2004 2005 2006
Всего в экономике, в том числе: 53,2 40,8 39,8 37,9 43,5
промышленность 48,8 39,1 39,7 39,3 45,1
сельское хозяйство 84,4 52,7 50,7 46,3 55,6
строительство 40,6 37,7 37,2 35,4 38,6
транспорт 53,4 47,9 44,1 40,9 45,6
связь 44,3 28,4 26,1 25,4 35,1
торговля и общественное питание 45,3 32,7 31,4 27,7 31,2


Рис. 4.1.

Столбиковая диаграмма несет тот же аналитический смысл, что и линейный график . При ее построении на оси X располагаются элементы, подлежащие сравнению, которыми могут быть временные периоды, территории, либо объекты. Они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Затем рисуются прямоугольники (столбики): сторона, являющаяся шириной, одинакова для всех сравниваемых элементов и располагается на оси X, высота прямоугольников откладывается по оси Y пропорционально значению сравниваемого показателя. Таким образом, ось Y должна иметь определенную масштабную шкалу, обязательно начинающуюся с нуля. Так, используя данные табл. 4.10, построим столбиковую диаграмму изменения удельного веса убыточных предприятий и организаций по всей экономике в целом (рис. 4.2).

Прямоугольники столбиковой диаграммы могут располагаться и вплотную друг к другу - расстояние между ними определяется произвольно, масштаб имеет лишь высота прямоугольников.


Рис. 4.2.

Столбиковые диаграммы могут одновременно демонстрировать изменение нескольких показателей. Для примера изобразим динамику удельного веса убыточных предприятий и организаций по отраслям экономики за несколько временных периодов (рис. 4.3).


Рис. 4.3.

Для четырех отраслей построим линейный график (рис. 4.4).


Рис. 4.4.

Ленточная (полосовая) диаграмма строится по тем же правилам, что и столбиковая, но прямоугольники, изображающие размеры показателя, располагаются не вертикально, а горизонтально. Данный вид диаграммы удобно применять в тех случаях, когда сравниваемые показатели могут принимать отрицательные значения. Например, магазин детской одежды "Сашенька" в течение года имел не только прибыль (+), но и нес убытки (рис. 4.5).


Рис. 4.5.

Для получения диаграмм сравнения могут использоваться и различные геометрические фигуры. Предположим, что количество заключенных договоров личного страхования, заключенных страховой компанией, составляло в 2003 г. 23 тыс., в 2004 г. - 64 тыс. Изобразим эти данные графически, для чего выберем в качестве фигурного знака квадрат. Чтобы найти стороны квадратов нужно извлечь квадратные корни из значений показателей: Выберем масштаб изображения, например, примем 1 см равным 3 тыс. Тогда сторона первого квадрата будет равна (4,8: 3) 1,6 см; второго (8: 3) 2,7 см. Итак, получим следующую диаграмму сравнения (рис. 4.6).


Рис. 4.6.

Вместо квадратов часто используются круги. Тогда изображаемые величины должны быть пропорциональны площади круга. Наглядность данного вида диаграмм тем больше, чем сильнее различаются между собой сравниваемые показатели. Действительно, если различия небольшие, то подобный график теряет свой смысл.

В динамических сравнениях, особенно если приводятся данные по месяцам года и в них присутствуют так называемые сезонные колебания, используются радиальные диаграммы. Для этого вычерчивается круг такого радиуса, чтобы при нанесении на него масштабной шкалы верхнее значение шкалы соответствовало наибольшему значению показателя. Затем весь круг делится на 12 частей (если мы рассматриваем помесячные данные) и проставляются номера либо названия месяцев около каждого радиуса. После этого на них откладываются в принятом масштабе значения показателей соответствующих месяцев, и полученные точки соединяются отрезками - образуется замкнутая ломаная линия. Пример построения радиальной диаграммы приведен на рис. 4.7.


Рис. 4.7.

Для изображения структуры явления используются прямоугольные или секторные диаграммы.

Продемонстрируем построение круговой секторной диаграммы на данных табл. 4.11.

Для того чтобы построить секторную диаграмму, необходимо определить величину углов секторов: 100% соответствует 360°, тогда 1% равен 3,6°. Пересчитаем наши данные:

  • жилища: 12,8 * 3,6 = 46°;
  • здания (кроме жилых) и сооружения: 41,9 * 3,6 = 151°;
  • машины, оборудование, транспортные средства: 38,9 * 3,6 = 140°;
  • прочие виды основных фондов: 6,4 * 3,6 = 23°.

Начертим круг произвольного радиуса и разделим его на четыре соответствующих сектора (рис. 4.8).


Рис. 4.8.

Изобразить графически структуру явления можно также с помощью ленточных (полосовых) диаграмм. В этом случае вычерчивается прямоугольник произвольной длины и ширины. Значение его длины принимается за 100%. Затем прямоугольник делится на части, соответствующие значениям долей тех компонент , из которых состоит явление. Так, по данным табл. 4.10 получим полосовую диаграмму, представленную на рис. 4.9.


Рис. 4.9.

Для одновременного изображения трех величин, одна из которых является произведением двух других, применяется особый график , называемый знаком Варзара. Поясним процедуру его построения на условном примере.

Знак Варзара имеет вид прямоугольника, длина и ширина которого соответствуют двум множителям произведения, а площадь - значению произведения, т.д. третьей величине. Так, в табл. 4.12 показатель "Капитализация" рассчитан как произведение рыночной стоимости акции на количество акций данного вида:

Основание прямоугольников примем за показатель количества, а высоту - за цену. Тогда площадь полученных прямоугольников будет изображать капитализацию. При построении знаков Варзара следует помнить, что основание и высота прямоугольников откладываются в своем масштабе независимо друг от друга (рис. 4.10).


Рис. 4.10.

Особое место в графическом анализе финансовой информации занимают биржевые статистические графики.

Для анализа данных фондовых, товарных и фьючерсных рынков чаще всего используют столбиковые биржевые графики (табл. 4.13).

Таблица 4.13. Котировки и объемы торгов акциями компании А в апреле 2006 г., дол.
Дата торгов Цена открытия Максимальная цена дня Минимальная цена дня Цена закрытия Объем торгов
26 14,3 14,9 14,3 14,7 102 548
27 14,7 15,2 14,6 14,9 112 054
28 14,9 15,5 14,5 15,3 136 250
29 15,3 16,1 14,9 15,1 108 914
30 15,1 15,8 14,7 15,6 103 145

По данным табл. 4.13 построим столбиковый биржевой график (рис. 4.11).

На столбиковом биржевом графике для каждого дня строится вертикальная черта (столбик): начало столбика соответствует значению минимальной в течение дня цены на акцию, вершина - максимальной цене, горизонтальная черта на столбике - цена в момент закрытия торгов.


Рис. 4.11.

Для одновременного изображения цен открытия и закрытия торгов, а также минимального и максимального значений цены служит график , часто называемый в литературе "ящики с усами". Для данных табл. 4.13 он выглядит так, как показано на рис. 4.12.


Рис. 4.12. "Ящики с усами"

Здесь, в отличие от графика , приведенного на рис. 4.11, у каждого столбика имеется еще и "ящик" (отсюда и название - "ящики с усами"). Основание белого "ящика" соответствует цене открытия торгов, высота - цене закрытия; черный цвет "ящика" означает, что цена закрытия была ниже цены открытия торгов - в этом случае на графике они меняются местами.

Столбиковый график можно дополнить диаграммами показателя объема торгов. Для данных табл. 4.13 получим графический образ, представленный на рис. 4.13.


Рис. 4.13.

Поскольку график дополняется диаграммами, показывающими объемы торгов, то он имеет две вертикальные масштабные шкалы: слева находится шкала для показателя объема торгов, справа - для котировок акций.

График "ящики с усами" также можно дополнить диаграммами показателя объема торгов (рис. 4.14).


Рис. 4.14. Биржевой график "ящики с усами" с диаграммой объемов торгов

В современных статистических пакетах прикладных программ для графического представления статистической информации предлагается особый вид графиков - пиктографики.

Пиктографики составляются для каждого наблюдения, они имеют вид графических объектов (определенных символов) со многими элементами. Значения показателей соответствуют свойствам или размерам элементов пиктографика. С изменением значений показателей при переходе от одной единицы наблюдения к другой внешний вид пиктограммы меняется. Таким образом возникает возможность визуально классифицировать наблюдения по однородным группам.

Предположим, что имеется совокупность 10 промышленных предприятий, характеризующихся следующими показателями (табл. 4.14).

Таблица 4.14. Экономические показатели деятельности промышленных предприятий (данные условные)
Номер предприятия Рентабельность, % Удельный вес рабочих в составе промышленного производственного персонала, % Коэффициент сменности оборудования Удельный вес потерь от брака, % Фондоотдача на 1 руб. фондов Среднегодовая численность промышленного производственного персонала, чел. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. Оборачиваемость нормируемых оборотных средств, дн. Оборачиваемость ненормируемых оборотных средств, дн. Непроизводственные расходы, млн. руб.
1 13,28 0,80 1,14 0,27 1,07 1 257 50,79 80,12 22,46 18,20
2 22,31 0,80 1,85 0,38 2,45 1 687 58,12 80,12 22,37 38,45
3 15,27 0,78 1,14 0,26 1,14 1 588 44,20 80,45 21,74 22,13
4 12,99 0,79 1,33 0,28 1,05 1 696 44,57 68,17 20,11 24,56
5 25,78 0,78 1,74 0,29 2,12 1 804 51,43 70,82 20,37 46,75
6 28,47 0,79 1,90 0,30 2,09 1 512 53,96 73,47 21,38 38,16
7 12,97 0,80 1,16 0,35 1,03 1 499 57,58 76,12 21,52 24,58
8 23,47 0,81 1,86 0,32 2,11 1 403 65,34 78,77 23,58 41,78
9 10,47 0,81 1,17 0,33 0,87 1 451 59,34 81,42 22,47 22,79
10 13,58 0,82 1,23 0,32 0,97 1 327 57,83 84,07 23,17 22,47

Проанализируем имеющуюся информацию графически с помощью пиктографиков.

Как построить диаграмму Ганта в Excel, автоматически проверять заявки на платеж, залатать дыры в таблицах, выгруженных из «1С»? Такие вопросы задали финансовые директора в ходе опроса, проведенного редакцией журнала. Некоторые из этих задач решаются с помощью встроенных инструментов программы, другие – за счет несложных комбинаций типовых функций.

По итогам опроса, проведенного редакцией журнала, был составлен перечень самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются финансовые директора при работе в Excel, и для них подобраны наиболее оптимальные решения. Освоение предлагаемых приемов и техник потребует не более пяти минут, а экономия времени при составлении отчетов в Excel в дальнейшем будет существенной.

Выгрузка данных из учетной системы

Нередко источником данных для разно­образных управленческих отчетов служит информация, выгруженная из учетной сис­темы. Распространенный недостаток таких импортированных таблиц – пустые ячейки там, где должен быть указан какой-либо аналитический признак. Если в нескольких строках значение аналитики одинаково, зачастую оно указывается только в верхней строке. Подобное мешает построению сводных таблиц на основе выгруженных данных, не позволяет использовать фильтры и формулы по аналитике – одним словом, возникает целый ворох проблем.

Безусловно, при небольшом количестве таких незаполненных ячеек аналитические признаки можно копировать вручную. Если же число строк в таблице превышает несколько сотен, такой способ не годится. Да и когда данных немного, монотонные ручные операции – источник большинства ошибок. Поэтому лучше отказаться от ручного ввода и действовать по следующей схеме:

  • выделяем столбец с незаполненными ячейками (диапазон A1:A12);
  • оставляем в выделении только ячейки без значений. Для этого нужно нажать клавишу F5, в открывшемся диалоговом окне нажать кнопку «Выделить», далее выбрать условие «Пустые ячейки» и нажать «ОК»;
  • в первую ячейку из этого диапазона (А2) вводим знак «равно» и нажимаем на клавиатуре кнопку «Вверх». В итоге получится формула, ссылающаяся на предыдущую ячейку. Но после ее появления надо нажать не Enter, а сочетание клавиш CTRL + Enter. Так формула скопируется во все выделенные ячейки;
  • избавляемся от формул и оставляем только значения аналитики в столбце. Снова выделяем диапазон (A1:A12), копируем его и вставляем на то же самое место, но уже одни значения (щелкнуть правой кнопкой мыши по выделению – «Специальная вставка» – выбрать опцию «Вставить значения»).

Защита от ошибок ручного ввода

Те финансовые директора, кому постоянно приходится готовить планы или отчеты в разрезе контрагентов, не понаслышке знают, сколько хлопот доставляет отсутствие единообразия данных, введенных в разных таблицах. Например, бывает так. В ре­естре покупателей компания отражена как ООО «Ромашка», в отчете по дебиторам – «Ромашка», в платежном календаре – Romashka Ltd. Казалось бы, мелочь, и так понятно, о какой организации идет речь, но при попытке сделать сортировку по компаниям, построить сводную таблицу ничего хорошего не получится. У Excel на этот случай есть простой и удобный инструмент – проверка вводимых данных с раскрывающимся списком.

Итак, предположим, что нам крайне важно проверять правильность ввода на­именований товаров в отчете о продажах.

Начинаем с создания на любом листе списка правильных наименований товаров – образца, который Excel будет использовать для проверки вводимых данных. Дальше созданному диапазону надо дать имя для использования в дальнейшем в качестве источника данных для выпадающего списка. Для этого выделяем наш список (все ячейки, содержащие корректные наименования товаров), нажимаем сочетание клавиш CTRL + F3 и кнопку «Создать» и вводим имя диапазона без пробелов, к примеру, «Товары».

Теперь возвращаемся в отчет о продажах и выделяем ту область ячеек, куда будут вноситься названия товаров. Открываем вкладку «Данные» – «Проверка данных». В появившемся окне «Проверка вводимых значений» на вкладке «Параметры» задаем тип данных. В нашем случае – «Список» .

Пос­ле этого в появившейся строке «Источник» достаточно ввести ссылку на образцовый список наименований – «=Товары». После этого останется нажать кнопку «ОК».

Перейдя на одну из ячеек в отчете, куда будут заноситься наименования товаров, вы увидите, что рядом с ней появится стрелка. Теперь можно вводить номенклатуру вручную (Excel выдаст предупреждение, если была допущена ошибка) или выбирать из раскрывающегося списка.

Кстати, при помощи «Проверки» можно ограничивать размеры вводимых чисел («Целое» и «Действительное») и длину строки («Длина текста»), устанавливать диапазоны дат («Дата») или создать свое собственное ограничение, введя необходимую формулу («Другой»).

Наглядный отчет о движении денежных средств

Хорошей иллюстрацией к отчету о ДДС может стать каскадная диаграмма отклонений (см. рис. 1). Она характеризует динамику чистого денежного потока. Входящий остаток на январь у компании был в размере 100 млн рублей. За месяц чистый денежный поток оказался отрицательным – 10 млн рублей, а в феврале – еще –30 млн рублей.

рисунок 1. Построение каскадной диаграммы отклонений

Разобрались? Такие диаграммы очень удобны, но не входят в число стандартных. Вот как можно восполнить этот пробел:

  • сначала готовим исходные данные – дополнительную таблицу, содержащую четыре столбца (см. рис. 1): дата (месяц), положительный и отрицательный чистые денежные потоки, а также вспомогательный столбец – остаток денежных средств на конец месяца (первое значение в нем – входящий остаток);
  • выделяем таблицу (диапазон A1:D13) и строим на ее основе гистограмму с накоплением (на вкладке «Вставка» выбрать пункт «Гистограмма», далее – «Гистограмма с накоплением»);
  • кликаем правой клавишей мышки по нижнему ряду данных диаграммы и делаем его невидимым. Для этого нужно выбрать в контекстном меню команду «Формат ряда данных» (на рис. 2). В открывшемся окне в категории «Заливка» указать «Нет заливки», в категории «Цвет линий» – «Нет линий». Остается нажать «ОК» – диаграмма готова.

рисунок 2. Выбор невидимой границы и прозрачной заливки

Актуальный курс валют в Excel

Очень часто в расчетах, выполненных с помощью Excel, нужно использовать актуальные курсы различных валют. Приведем пример из практики. Компания специализируется на торговле импортными товарами. Прайс-лист включает цену в долларах и рублях. Отпускная цена в рублях рассчитывается в Excel ежедневно по курсу Центробанка, увеличенному на 2 процента. Сам расчет не представляет труда при условии, что в таблицу ежедневно специалистом «руками» вносится актуальный курс доллара. Увы, но в компании, о которой идет речь, однажды курс не был изменен на актуальный вовремя. В результате клиенту выставили счет с неправильной ценой и этот счет был оплачен. Компания потеряла деньги. Этого не произошло бы, если бы обновление курса доверили Excel. Сделать это просто:

  • нажимаем на вкладке «Данные» в группе «Получить внешние данные» кнопку «Из Веба»;
  • в появившемся окне запроса (оно напоминает обычный интернет-браузер) вводим адрес сайта, с которого планируем брать информацию (например, yandex.ru или любой другой портал, публикующий актуальную информацию о курсе валют) и нажимаем «Пуск». Обратите внимание, что в Excel и на сайте должны быть одинаковыми знаки-разделители целой и дробной части числа (точка или запятая);
  • как только страница загрузится, на ней появятся черно-желтые стрелки. Ими помечены области данных, пригодные для импорта в Excel (см. рис. 3). Остается кликнуть по стрелке рядом с интересующими данными и нажать кнопку «Импорт» в правом нижнем углу окна. Программа запросит, куда поместить новые данные, и загрузит их в нужные ячейки через несколько секунд;
  • для настройки частоты обновления валютного курса нужно кликнуть правой кнопкой мыши по любой ячейке из вставленного диапазона. Далее в контекстном меню выбрать команду «Свойства диапазона данных» и указать наиболее приемлемый вариант – обновлять каждый раз при открытии файла или с периодичностью в несколько минут (количество минут указывается).

рисунок 3. Настройка автоматического обновления курса валют

Диаграмма Ганта в Excel

Самый популярный инструмент планирования и контроля сроков работ по тем или иным проектам – диаграмма Ганта. Но использовать специализированные решения, например MS Project, не всегда удобно. Лучше построить диаграмму Ганта в Excel. Самый простой способ – рисовать ее с помощью условного форматирования.

Сначала потребуется создать таблицу-заготовку с названиями работ, сроками их исполнения (даты начала, окончания, длительность), величиной задержек по этапам в днях и процентах (см. рис. 4).

рисунок 4. Диаграмма Ганта

На что стоит обратить внимание при подготовке этой таблицы:

  • даты по горизонтали (на рис. 4 от ячейки G1 вправо по строке) зависят от сроков самого проекта. Для краткосрочных проектов, например, это один-два дня, для долгосрочных – неделя, месяц или более. Для универсальности можно указать шаг временной шкалы в отдельной ячейке, а потом ссылаться на нее при разметке дат;
  • начало первого этапа (на рис. 4 ячейка B2) задается вручную;
  • значение задержки по этапу определяет, через какое время пос­ле завершения предыдущего этапа начинается следующий. Она может быть как положительной (пауза между этапами), так и отрицательной (следующий этап выполняется одновременно с предыдущим). Технически это реализовано с помощью таких формул, как указано на рисунке 5.

рисунок 5. Исходная таблица для диаграммы Ганта

Теперь нужно настроить правила условного форматирования. Эта функция поможет разметить ячейки цветом, тем самым изобразить этапы проекта и их выполнение. Первое, что нужно сделать, – выделить диапазон таблицы, непосредственно предназначенный для отображения диаграммы Ганта (в примере его верхний левый угол – ячейка G2). Затем выбрать на вкладке «Главная» команду «Условное форматирование», кликнуть по пункту «Создать правило», затем «Использовать формулу для определения форматируемых ячеек». Понадобится сформулировать всего два правила – заливать, например, синим цветом интервал, где работы уже завершены, голубым – еще выполняются. Эти условия задаются с помощью формул типа:

И(G$1>=$B2;G$1

И(G$1>=$B2;G$1

где И – это логическая функция, проверяющая все заданные в аргументах (перечисленных в скобках через точку с запятой) критерии и требующая обязательного выполнения каждого из них. Например, условие G$1>=$B2 – не что иное, как проверка того, позже ли дата текущей ячейки (G1), чем дата начала работ (B2), а G$1

Стоит обратить внимание на последовательность ввода условий, поскольку Excel проверяет их и применяет выбранное форматирование именно в том порядке, в котором они внесены.

Группировка данных в Excel

Предположим, у вас на руках сводная ведомость заказов, полученных от покупателей за предыдущий год. В таблице – более 5,5 тысячи записей (строк), основные колонки: «Номер заказа», «Дата», «Наименование товара», «Артикул», «Количество», «Сумма заказа в рублях без учета НДС». Задача – срочно сгруппировать все заказы по месяцам и кварталам, подсчитать по ним промежуточные итоги.

Самое простое и в то же время самое неэффективное решение – отсортировать все операции по дате, затем добавить после последнего числа каждого месяца пустую строку, в которой рассчитать итог автосуммой.

На выполнение всех этих действий уйдет уйма времени. А можно справиться за две минуты, если воспользоваться «Сводными таблицами».

Порядок действий будет таким:

  • выделяем все ячейки исходной таблицы. После этого на вкладке «Вставка» нажимаем кнопку «Сводная таблица». В появившемся диалоговом окне нажимаем кнопку «ОК». Сразу же на новом листе появится макет сводной таблицы, а также список ее полей (колонок ведомости заказов в нашем случае);
  • мышкой перетаскиваем поле «Дата» из списка полей в область «Названия строк», поле «Сумма заказа в рублях без учета НДС» – в область «Значения»;
  • задаем «правильные» имена двум колонкам сводной таблицы – «Дата» и «Сумма заказа в рублях без учета НДС» соответственно. Макет уже приобрел вид нормальной, привычной таблицы, осталось немного;
  • ставим курсор на первое значение колонки «Дата», переходим на вкладку меню «Данные» и кликаем кнопку «Группировать». В появившемся диалоговом окне выбираем условие группировки «Месяцы» и «Кварталы», нажимаем кнопку «ОК». Программа автоматически создаст структуру данных в разрезе кварталов и месяцев, а также посчитает итоги (см. рис. 6).

рисунок 6. Группировка данных по месяцам и кварталам

Проверка заявки на платеж на соответствие бюджету

Стандартная функция «СУММЕСЛИ» может творить чудеса. К примеру, с ее помощью, прежде чем согласовать очередную заявку на платеж, можно легко и быстро проверить, приведет ли это к перерасходу по той или иной статье бюджета движения денежных средств.

Предположим, что есть бюджет движения денежных средств, составленный на месяц. В нем отдельным блоком выделены статьи, платежи по которым осуществляются на основе поступающих заявок от подразделений (оплата товаров поставщикам, аренда, транспортные расходы). А также предусмотрены графы, названия которых говорят сами за себя: «План на месяц», «Факт на текущую дату», «Сумма заявленных, но не исполненных на текущую дату платежей», «Ожидаемые отклонения от бюджета при выполнении всех заявок».

Кроме того, есть реестр платежей, формируемый из заявок на оплату, поступающих от руководителей функциональных подразделений. У ре­естра аналитика такая: дата подачи заявки, реквизиты счета, подразделение, инициировавшее платеж, а также сумма. Самое главное – для каждой заявки на платеж указывается бюджетная статья, в рамках которой будет осуществлена выплата и статус заявки – «Оплачено» или нет (в последнем случае графа не заполняется).

А теперь о том, как организовать автоматическую проверку платежных заявок на базе этих таблиц:

  • добавляем в реестр платежей еще одну колонку. Она предназначена исключительно для служебных целей – для решения технических задач. В ее ячейки вводим следующую формулу:

    =F14&" "&H14,

    Где F14 – ссылка на ячейку, в которой указывается, по какой статье бюджета запланирована выплата, Н14 – ссылка на ячейку со статусом заявки (оплачено или нет), а знак & – функция, объединяющая текстовые значения. Пробел в кавычках (" ") введен в формулу для того, чтобы текст не слипался. Если в ячейке F14 указано «Оплата товаров», Н14 – «Оплачено», то выше описанная формула выдаст вот такой результат: «Оплата товаров оплачено»;

  • проверяем, совпадают ли наименования бюджетных статей в реестре заявок и в бюджете движения денежных средств. Они должны быть полностью идентичны;
  • в бюджете денежных средств по каждой статье расходов рассчитываем фактический расход денежных средств на текущую дату. Например, чтобы определить, сколько средств потратила компания на оплату товаров, в ячейку на пересечении строки «Оплата товаров» и графы «Факт на текущую дату» вводится формула:

    =СУММЕСЛИ("Реестр заявок на платеж"!I14:I57;"Оплата товаров оплачено";"Реестр заявок на платеж"!G14:G39),

    Где "Реестр заявок на платеж"!I14:I57 – ссылка на все ячейки технического столбца в реестре заявок. Перебирая данные из этого столбца, функция будет либо складывать суммы заявок, либо игнорировать их. «Оплата товаров оплачено» – это и есть критерий, которым будет руководствоваться программа, решая, учитывать тот или иной платеж или нет. Совпадает значение в ячейках технического столбца с этой фразой – складывать, нет – пропускать. "Реестр заявок на платеж"!G14:G39 – ссылка на все ячейки, содержащие суммы по заявкам на платеж. Аналогично вводятся формулы для всех статей, оплата по которым осуществляется на основании заявок от руководителей подразделений (см. рис. 7);

  • добавляем в бюджет движения денежных средств данные о тех заявках, которые еще не были оплачены. Иначе говоря, нужно заполнить графу «Сумма заявленных, но не исполненных на текущую дату платежей». Логика будет той же, что и в предыдущем случае. Разница в том, что вместо оплаченных заявок надо будет заставить Excel отобрать те, по которым деньги еще не ушли. Формула выглядит так:

    =СУММЕСЛИ("Реестр заявок на платеж"!I14:I57;"Оплата товаров";"Реестр заявок на платеж"!G14:G39).

Обратите внимание, что в критерии отбора заявок («Оплата товаров») после названия статьи бюджета должен стоять пробел. Помните, создавая технический столбец в реестре заявок, мы добавили знак пробела? Его и надо учесть. Иначе ничего работать не будет.

Теперь все готово. В бюджете есть данные о запланированных выплатах на месяц, фактически осуществленных (оплаченные заявки) и предстоящих (заявленные, но не исполненные платежи). Этих сведений более чем достаточно, чтобы заранее предвидеть перерасход бюджета. Кстати, по мере добавления заявок в реестр (или изменения их статуса), благодаря функции «СУММЕСЛИ» данные будут мгновенно меняться.

Автоматически форматируемые таблицы и отчеты

Когда необходимо добавить строки и столбцы в таблицу (ввести дополнительные статьи доходов и расходов, новые наименования продукции и т. д.), каждый раз приходится повторять ввод формул, следить, чтобы не поплыли ссылки на ячейки, исправлять выпадающие спис­ки, заново определять диапазоны исходных данных для сводных таблиц. Элегантным решением может стать создание динамического именованного диапазона, который будет автоматически подстраи­ваться под вновь добавляемые строки и столбцы.

>>Информатика: Деловая графика в задачах планирования и управления

Деловая графика в задачах планирования и управления

При решении задач планирования и управления очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение нагляднее, тем легче воспринимаются результаты человеком. Самой наглядной формой представления информации являются рисунки, графики и диаграммы.

Это породило в информатике целое направление, называемое компьютерной графикой. Компьютерная графика подразделяется на несколько видов: иллюстративная, деловая, инженерная я научная. Деловая графика состоит в визуализации, то есть представлении в наглядной форме больших массивов числовой информации.

Представьте себе огромный годовой отчет о работе предприятия , состоящий из множества числовых таблиц, содержание которых воспринять человеку в целом очень трудно. Но если эту же информацию представить в виде диаграмм, как она становится обозримой, лучше понимается характер изменения величин, легче производится их сравнение. Табличные процессоры содержат развитые средства деловой графики. Познакомимся с основными понятиями деловой графики.

Это средство графического представления количественной информации, предназначенное для сравнения значений величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменением их значений и так далее.

Как правило, строятся в прямоугольной системе координат, где по горизонтальной оси ОХ откладываются значения независимой переменной (аргумента), а по вертикальной оси ОY - значения зависимой переменной (функции). На один рисунок может быть выведено одновременно несколько диаграмм.

При графической обработке числовой информации с помощью табличного процессора следует:

1) указать область данных (блок ячеек), по которым будет строиться диаграмма;

2) определить последовательность выбора данных (по строкам или по столбцам) из выбранного блока.

При выборе по столбцам х-координаты берутся из крайнего левого столбца выделенного блока. Остальные столбцы содержат у-координаты диаграмм. По количеству столбцов определяется количество строящихся диаграмм. При выборе по строкам самая верхняя строка выделенного блока является строкой х-координат, остальные строки содержат у-координаты. Типы диаграмм и способы их построения рассмотрим на конкретном примере.

Пример . Три друга Андрей, Илья и Сергей решили во время школьных каникул поработать распространителями популярной газеты « Садовод-огородник». Друзья работали в течение недели. Число газет, проданных каждым из ребят за каждый день, залесено в электронную таблицу в виде, представленном в табл. 2.1.


Гистограмма (столбчатая диаграмма) применяется для отражения дискретного изменения одной или нескольких величин. На рис. 2.5 представлена гистограмма, отражающая результаты торговли Андрея в каждый день недели.


Рис. 2.5. Гистограмма в Excel

Вторая диаграмма (рис. 2.6) представляет собой множественную гистограмму. Она дает возможность наглядно сравнить три величины: результаты торговли Андрея, Ильи и Сергея.


На рис. 2.7 представлена ярусная диаграмма. Другое название - гистограмма с накоплением. Здесь каждый столбик - это сумма трех величин. Диаграмма дает представление о вкладе каждой величины в общую сумму.


"
Рис, 2.7. Ярусная диаграмма (гистограмма с накоплением)


График позволяет отразить изменение одной или нескольких величин в виде непрерывных линий. На рис. 2.8 в виде графика отражена та же информация, что приведена на рис. 2.5 в виде гистограммы. Аналогично рис. 2.9 отображает ту же информацию, что и рис. 2.6


Рис. 2.8 График в Excel Рис. 2.9 Отображение нескольких
графиков в Excel


Круговая диаграмма служит для сравнения значении нескольких величин в одной точке. Применение круговой диаграммы бывает особенно наглядным, если величины в сумме составляет некоторое единое целое (100%).



MS Excel содержит еще целый ряд других типов и видов диаграмм, с которыми вы можете познакомиться экспериментально.

Коротко о главном

Деловая графика - средство визуализации, то есть представления в наглядной форме, массивов числовых данных.

Данные для диаграммы выбираются из выделенного блока таблицы. Возможен выбор данных по столбцам и по строкам.

Столбчатые диаграммы называются гистограммами и отражают дискретное распределение величин. Можно построить как одиночную так и множественную гистограмму.

График рассматривается как разновидность диаграммы. На графике отражается непрерывный процесс изменения величины.

Круговая диаграмма используется для представления вклада нескольких величин в единое целое.

Вопросы и задания

1. В чем состоит назначение диаграмм?

2. Как определяется область выбора данных из таблицы для построения диаграммы и порядок выбора? Какие величины откладываются по горизонтальной (ОХ) оси и вертикальной (ОУ) оси?

3. В каких ситуациях предпочтительнее использовать: гистограммы; графики; круговые диаграммы?

4. Постройте таблицу, отражающую число уроков в вашем классе и в двух-трех других классах каждый день недели. На основании этих данных представьте эскизы различных видов диаграмм, рассмотренных в данном параграфе.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информатика и ИКТ, 11

Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки