Значит dts. DTS - что это? Режим DTS - что это? Другие отличия форматов Dolby и DTS

Q. Что такое DTS?
A. Самая точная из технологий окружающего звука. DTS Digital Surround – это система кодирования-декодирования, представлющая шесть (5.1) 20 –разрядных звуковых каналов мастер качества. В процессе кодирования алгоритм DTS записывает 6 каналов 20-битовой цифровой звуковой информации на пространстве, которое прежде занимали только 2 канала 16-битного линейного PCM (формат обычного компакт диска). В процессе воспроизведени DTS-декодер восстанавливает первоначальные 6 20-битных каналов. Каждый из этих 6 каналов по качеству звука превосходит 16-битный линейный PCM формат обычных компакт-дисков.

Q. Как формат DTS соотноситс с Dolby Digital (AC-3)?
A. Формат мастер-качества DTS для лазерных дисков (LD), компакт дисков (CD) и DVD использует степень сжатия в четыре раза меньшую, чем Dolby Digital и в результате превосходит его по качеству звука.

Q. Какая аппаратура нужна для воспроизведения DTS?
A. 5.1 канальная электроника с DTS декодером и 5.1 акустика, то есть система с 6-ю отдельными электронными каналами и акустическими системами: Фронтальные левый и правый, тыловые левый и правый, центральный канал и ".1" низкочастотный канал для спецэффектов. Электроника может состоть из любого 5.1 канального процерссора окружающего звука со встроенной схемой DTS-декодировани или внешним DTS-декодером, плюс 6 каналов усилителя (или 5 каналов и активный сабвуфер). С тех пор, как повился продвинутый чип Motorola, который может быть легко встроен в любой многоканальный аппарат, все новые модели (включая интегрированные ресиверы) могут содержать как DTS, так и Dolby Digital.

Популярная аналогия - АМ и FM радиопередачи. Вы не можете принимать АМ сигналы на FM приемнике и наоборот. Однако, для расширения возможности выбора, Ваш радиоприемник может быть снабжен обеими технологими, так что Вы можете выбрать любую движением переключателя. И в то время, как АМ вещание невысокого качества всегда находило практическое применение, успех FM вещания - явный признак существования потребности в высококачественном звуке.

Q. Что такое RF-демодулятор?
A. В тех случаях, когда звук на лазерных видео-дисках (LD) записан в формате Dolby Digital, необходимо дополнительное устройство RF-демодулятор (встраиваемое в декодер или внешнее) , чтобы декодер получал цифровой сигнал готовый для декодирования. Такая проблема возникла из-за того, что формат Dolby Digital разработчикам пришлось "втискивать" в формат звуковой дорожки LD, утвержденный задолго до Dolby Digital. Для DVD видео дисков этой проблемы не существует.

Q. SP/DIF спецификация.
A. SP/DIF -(Sony and Philips Digital Interconnect Format) Цифровой формат, утвержденный IEC958 1989-03, передает в последовательном коде звуковую информацию о левом и правом каналал со скоростья до 48 Кбит\сек с размером слов до 24 бит. SP-DIF приемники (обычно это ЦАП) автоматически настраиваются на скорость передачи и разрядность. Электрически - это сигнал 0,5 вольта, передаваемый по коаксиальному 75 омному кабелю RCA, или оптическому кабелю Toslink. Выход обычного СD плеера вписывается в стандарт SP/DIF. Подробнее (ссылки http://www.hut.fi/Misc/Electronics/docs/audio/spdif.html или http://www.cl.cam.ac.uk/Research/SRG/HAN/docs/sp-dif.txt )

Q. Правда ли, что люди действительно слышат все эти различия?
A. По крайней мере они в этом уверены.

Q. Почему мнения слушателей по поводу качества звучания расходятся?
A. Существует по меньшей мере три подхода к оценке, что такое "Совершеннй Звук" и большинство слушателей относят себя к одной из следующих трех групп:
1. "Это должно звучать как настоящая живая музыка". Эти люди знают как звучит живой голос исполнителя, как звучит тот или иной инструмент без усилителя, они помнят как звучит оркестр в оркестровой яме. Такие люди хотят абсолютно точного воспроизведения.
2. "Это должно звучать так, как это задумал звукорежиссер". Звукорежиссер прослушал на исключительно хорошем оборудовании звуки, идущий от микрофонов и смикшировал их так, как считал правильным. Это, возможно не так как в реальности, но точно, как он хотел, чтобы было лучше.
3. "Это должно доставлять мне наибольшее удовольствие". Не важно, хорошо или плохо это звучит, не важно, чего хотел звукорежиссер, но если на некотором аудио оборудовании прослушивание приносит мне удовольствие, значит это и есть лучшее.
Исходя из этого ясно, что ни одна система не удовлетворит сразу всех. Кто-то хочет слышать глубокий бас, другой чтобы мужские голоса звучали как мужские, третий, чтобы скрипки звучали как скрипки. Аудиосистемы редко делают все одинаково хорошо. Особенно это касается акустики. Будет совершенно правильным выбирать колонки на Ваш личный вкус. Огромное значение имеет привыкание к звучанию того оборудования, которое Вы уже имеете. Еще одна причина, по которой большинство людей не могут определить разницу в звучании: до тех пор, пока Вы не послушаете систему, которая в состоянии с большой точностью восстановить объемное звуковое пространство на стерео сигнале, Вы возможно никогда и не поймете, что такое возможно. Некоторые записи очень хорошего качества при воспроизведении на хорошей аппаратуре дают возможность совершенно ясно локализовать место того или иного инструмента. Однако этого можно и не расслышать на недостаточно хорошем оборудовании или записи. Наконец, некоторые просто не могут услышать разницы. Не потому, что глухи, а просто нетренированное ухо или не знают к чему именно прислушиваться, возможно имеют какие-то отклонения в слухе (напр. возрастное снижение чувствительности к высоким частотам или повреждение слуха от очень громкой музыки на рок концертах и т.д.).

Q. Правда ли, что тип колоночных кабелей влияет на звук?
A. Сначела термины: кабели- это провода с присоединенными к ним коннекторами. Провода как правило являются многожильными, заключенными в экранную оплетку и изоляционный материал. Кабели могут вносить шум в передаваемый сигнал, действовать как фильтр (и менять таким образом частотную характеристику системы), вносить щелчки из-за неправильно присоединенных коннекторов. Определенно, что разные кабели "звучат" по разному из-за различий в омическом сопротивлении, межпроводной емкости, разных коннекторов. Эффект от экзотического скручивания проводников недостаточн изучен. В общем, эти эффекты (не считая сопротивления) не должны быть заметными, хотя многие слушатели отмечают значительную разницу в звучании на разных кабелях. На каждой конкретной системе этот эффект специфичен и единственный способ добиться лучшего звучания - это метод проб. Коннекторы необходимо присоединять к колонке с большим усилием, т.к. входное сопротивление динамиков само по себе очень низкое и переходное сопротивление коннектора всего в 1 Ом существнно скажется на мощности, отдаваемой колонкой.

Q. Какие бывают колоночные кабели и чем они различаются?
A. Существует широкий диапазон колоночных проводов стоимостью от $0.2 до $300 за фут. Используемый материал- от меди до серебра. Бескислородная медь по звуку скрее всего не отличается от меди простой, и если Вы слышите разницу, то это по какой-то другой причине. Сопротивление кабелей- очень существенная его характеристика. Чем выше сопротивление, тем больший эффект кабель оказывает на звук. Проводимость меди 1,7 микроОм/см, серабра - 1,6 микроОм/см, золота - 2,4. Золото не окисляется, поэтому контакты не нужно периодически очищать, серебро окисляется, но его оксидная пленка также хорошо проводима. Медь окисляется и ее окись - изолятор, поэтому для коннекторов она не годится. Чем кабель короче и толще, тем меньше его сопротивление, емкость, индуктивность, тем меньше из-за него искажений.

Q. Какие коннекторы для колонок лучше?
A. Самые плохие коннекторы- это пружинные контакты. Зажимы под винт гораздо лучше. Позолоченные "лопатки с прорезью" или спайды по аудиофильным стандартам являются недорогими с очень стабильным меаническим контактом и минимальным сопротивлением. Позолоченные бананы также очень хороши для колонок, и хотя дороже спайдов, они обеспечивают большую площадь контакта и удобство при переконфигурации системы. Позолоченые коннекторы всегда лучше, чем коннекторы с какой-либо другой поверхностью по двум причинам: во-первых золото не корродирует даже под воздействием активных химических веществ, а во вторых - это очень мягкий металл и, будучи сильно сжатым между двумя пластинами, оно слегка заполняет имеющиеся всегда царапины и щели, увеличивая площадь контакта.

Q. Что можно сказать о межблочных соединениях, например между тюнером и усилителем?
A. Межблочные соединения передают значительно более слабый сигнал, чем колоночные кабели. Здесь диапазон по напряжению от -2В до +2В с током в несколько микроампер (для сравнения в колоночных кабелях напряжение от -70В до +70В с током в несколько ампер). Межблочные соединения могут быть обычные RCA (небалансные) и балансные. Большинство домашней аудио аппаратуры использует обычные RCA соединения. Лучше позолоченные, как у Vampire Wire. Небалансные кабели различаются по форме, материалам и цене. Дешевые имеют одну центральную жилу и экранную оплетку. Средние (по цене) имеют центральную жилу из двух проводников свитых в витую пару и затянутых в оплетку. Дорогие могут быть разнообразной формы и из разных материалов (напр. многожильный серебряный провод с резиновым заполнителем). Балансные соединения в аудиосистемах используются для избавления от низкочастотного гудения и других помех, вызываемых источниками питания. На несбалансированных линиях низкочастотное гудение вызвано незаземленностью источника и приемника или разностью между потенциалами земли у компонентов системы с разными источниками питания. Балансные соединения помогают избежать помех т.к. передают 2 сигнала, находящихся в противофазе. Развязка может выполняться на активных элементах или на трансформаторе. Тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки. Кабели имеют коннектор XLR, дающий хорошее механическое соединение. Балансные кабели имеют три проводника: два для сигнала и один для экрана. Применять их следует при длинах более 4-х метров, при монтаже профессиональной аппаратуры на судиях. Для большинства систем наиболее важным аспектом является механическая надежность между коннектором и проводом. Есть моного объективных причин, из-за которых кабели могут вносить искажения в сигнал. Это все те же сопротивление и межпроводная емкость, качество экранирования, качество витой пары в балансном кабеле.

Q. Есть ли какая-нибудь разница между цифровыми кабелями?
A. Существует три типа цифровых кабелей от транспорта до ЦАП или звукового процессора: коаксиальный, оптический пластик (Toslink) и оптоволокно (AT&T ST). Теоретически все они должны "звучать" абсолютно одинаково (бит в бит). Однако находятся люди, которые утверждают, что слышат разницу, и большинство из них отдают предпочтение оптоволокну.

Q. К чему нужно прислушиваться при покупке акустики?
A. Самое главное - послушать на ней вещи, которые Вам хорошо знакомы. Продавец пердложит Вам такие записи, которые подчеркнут хорошие стороны АС. Поэтому не поленитесь захватить с собой несколько своих СD. Не тратьте зря время, переключаясь по двум десяткам вещей каждые 3 секунды. Если бюджет позволяет Вам выбирать, попросите дилера подобрать подходящие к размерам комнаты и Вашим вкусам пару разных АС и послушайте каждую. Когда Вы остановитесь в своем выборе, потратьте еще полчаса на прослушивание, чтобы убедиться, что не зря тратите деньги. Очень хорошо послушать просто запись человеческой речи. Большинство людей сопособны различить, когда человеческий голос звучит ненатурально. При прослушивании музыкального инструмента соло или в небольшом ансамбле убедитесь, что звук от него такой, каким должен быть. Большинство людей слышало фортепиано "в живую", поэтому запись фортепиано очень показательна. Блюз, джаз или легкая музыка с простыми инструментами и женским вокалом также являются хорошим тестом для акустики. Попробуйте что-нибудь простое и тихое, чтобы услышать возможные шумы, и сложное, со множеством инструментов, вступающих одновременно, убедиться, что система правильно "отработает" на больших нагрузках. Продавцы, как правило, предлагают прослушать вещи, которые всегда звучат замечательно. Попросите поставить Вашу любимую запись, чтобы в результате сказать себе: "А вот этого инструмента я до сих пор не слышал".

Q. На что обращать внимание при сравнении акустических систем?
A. Когда Вы сравниваете звучание двух разных пар колонок, постарайтесь тщательно выставить абсолютно одинаковую громкость на обеих. Это не обязательно будет на одном положении регулятора громкости. Ухо способно различить разницу даже в 0,5 дБ. Первое и главное - звук должен быть естественным. Если вы слушаете вокал, закройте глаза и представьте, что иполнитель находится с Вами в одной комнате. Звучит натурально? То же касается и инструментов. Они должны звучать также, как в реальности. Самым первым Вашим впечатлением должно быть: "какой замечательный звук". Если Вашей реакцией станет:"Как много деталей!", то скорее всего эти колонки вскорости станут Вас раздражать. Если Вы сразу отметите про себя мощный бас, то наверняка система переутяжелена низкими. Наиболее частая ошибка начинающих - это покупка АС с очень мощным басом, потому, что их звучание "впечатляет". Спустя короткое время, Вы утомитесь от "ударов по голове". И низкие и высокие частоты очень важны, но при прослушивании ничто не должно выделяться или доминировать. Посидите и послушайте. Попобуйте расслышать каждый инструмент в отдельности и все произведение как единое целое, составленное из отдельных частей, чтобы при этом не возникало ощущения, что какой-то инструмент оттягивает Ваше внимание на себя. Проверьте, как вещь звучит на большой громкости и на низкой. Некоторые колонки хорошо "играют", если звук тихий и "захлебываются" на большой громкости. Другие наоборот "хрипят" на очень низкой громкости и хорошо работают если звук громкий. Допустимо, а иногда и желательно для оценки естественности переходить со стерео на моно. Моно - хороший тест как для комнаты, так и для колонок. Зуковой образ должен находиться стабильно в центре и не перемещаться в зависимости ни от громкости ни от частоты сигнала. Если не выдерживается моно, то и стерео вряд ли получится хорошим. Колонки больших размеров способны воспроизводить низкие частоты на большой громкости, но это не означает, что колонки небольших размеров не могут "играть" басы. Они просто не могут делать это громко. Хорошие акустические системы могут "восстановить сцену", располагая некоторые инструменты слева, другие в центре, третьи справа. На плохих колонках определить места инструментов гораздо сложнее.

Q. Зачем нужен сабвуфер? Сколько их нужно - один или два?
A. Во первых он нужен, чтобы добавить басы к системам, где их не хватает. А во-вторых перевести низкие частоты на отдельный громкоговоритель и снизить тем самым уровень интермодудяционных искажений, вызываемых нелинейным смешением сигналов разной частоты. В-третьих сабвуфер увеличит общую мощность Вашей акустической системы. Чтобы улучшить звучание хорошей системы, сабвуфер должен быть встроен в нее "мягко" без всплесков и провалов в ЧХ, расширяя уже существующий нижний диапазон. Большинство сабвуферов имеют кроссовер, который располагается между усилителем и колонками и разделяет нижние частоты на сабвуфер, а более высокие на колонку. Это разделение может улучшить систему, может не влиять на звук, а может и повредить. Большинство небольших АС имеют подъем ЧХ в области низких частот, чтобы компенсировать снижение характеристики за счет малых размеров. Добротно сделанный сабвуфер улучшит звучание небольших АС. Даже для больших акустических систем сабвуфер может принести пользу при правильной настройке. Однако, чем лучше оригинальная система, тем больше вероятность того, что дополнительный сабвуфер может повредить. Для человеческого уха низкие частоты не определяются по направлению, поэтому кто-то может сказать,что достаточно одного сабвуфера. Это правильно, но не совсем. Некоторые считают, что нужно два сабвуфера, чтобы правильно воспроизвести стерео картину, несмотря на то, что в низких частотах мало стерео информации. Другая причина - помимо очень низких, сабвуфер воспроизводит частоты до 100Гц, а это уже частота с различимым направлением, если, конечно, сабвуферы расположены минимум в метре друг от друга. Наконец, несмотря на то, что в записях музыкальных инструментов редко присутствуют частоты ниже 50Гц, почти всегда есть низкочастотный акустический шум, который может добавить ощущение пространственности, если сабвуферы расставить далеко друг от друга.

Q. Как подключить сабвуфер к стерео системе?
A. Многие сабвуферы (активные) имеют собственный усилитель и кроссовер. Такие подключаются сразу к выходу предусилителя. Пассивные сабвуферы можно подключить параллельно к основным колонкам или отдельному усилителю басов с кроссовером. Пользуйтесь руководством по подключению из комплекта поставки.

Q. Что такое ресивер?
A. Это тюнер, усилитель и предусилитель в одном корпусе. Обычно ресивер имеет входы для CD плеера, кассетной деки, виниловой вертушки и еще 1-2 дополнительных входов. У него есть коммутатор входов, регуляторы громкости и тембра, а также выходы на пару или больше колонок.

Q. Что такое тюнер?
A. Тюнер - это радиоприемник, к которому нельзя присоединить колонки непосредственно. Иногда приемник в тюнере более высокого качества, чем в ресивере. Все тюнеры принимают FM диапазон, а некоторые еще и AM. Сигнал с тюнера требуется усиливать.

Q. Что такое формат DAT?
A. На сегодняшний день это самый распространенный профессиональный цифровой формат 2-х двухдорожечной записи на магнитную ленту. На кассету DAT (Digital Audio Tape) помещается 2 часа записи с разрешением и динамическим диапазоном, такимже, как на CD. Запись может осуществляться со скоростью 32 кГц, 44.1 кГц (для CD) и 48 кГц (DAT стандарт). Кассета DAT внешне похожа на кассету VHS.

Q. Что такое Dolby B, C, S, HX Pro и DBX?
A. Dolby B, C, S и DBX - это системы, повышающие соотношение сигнал/шум магнитных записей. Все работают примерно одинаково: уменьшают динамический диапазон сигнала при записи и расширяют его при воспроизведении. Dolby B работает в основном на высоких частотах, увеличивая их амплитуду при записи и снижая амплитуду при воспроизведении, при этом высокочастотный шум собственно ленты тоже снижается. Записанную Dolby B кассету можно слушать на обычном магнитофоне без Dolby B обработки, но звук будет слишком ярким, что придется компенсировать регулятором тембра. При Dolby C обработке достигается большее (на 8-10 дБ) чем Dolby B снижение шумов из-за применения большего диапазона частот и уровня изменения громкости. Воспроизведение такой кассеты на обычном магнитофоне без Dolby С звучит достаточно неприятн для большинства людей. Некоторые считают, что ленты, записанные в Dolby С наилучшим образом звучат только на той деке, на которой были записаны. Dolby S работает на еще большем диапазоне частот, чем Dolby C и достигает еще большего снижения уровня шумов. Преимущества этой системы: 1. Многие считают, что использование Dolby S дает большую близость к оригиналу нежели Dolby C, 2. записи Dolby S звучат не так ужасно при воспроизведении на деках Dolby B, 3. Кассета с записью Dolby S не так чувствительна с смене типа деки. DBX похожа на Dolby B, C и S, но использует компрессию на всех частотах -низких и высоких. but uses the same compression on all frequencies, high and low. Однако DBX более распространена на профессиональном рынке. DBX несовместима с Dolby и воспроизведение такой кассеты на обычном магнитофоне невозможно. Все системы шумоподавления имеют два недостатка. Один из них заключается в том, что компрессор не сможет подавить сильный сигнал, пока не "услышит" хотябы его короткий фрагмент. Именно этот фрагмент и проходит на выход без компрессии. Это же касается и слабого сигнала, который некоторый промежуток времени остается невосстановленным. Эти задержки хорошо слышны при прослушивании. Второй недостадок заключается в том, что если в частотной характеристике системы есть изьяны, то компрессором они будут только усилены. Например, если в ЧХ магнитофона есть провал 2дБ на частоте 1 кГц, то при воспроизведении в сигнале провал будет 4 дБ. Поэтому многие предпочитают систему вообще без шумоподавления. Dolby HX Pro не имеет отношения ни к шумоподавлению, ни к компресии и предназначена для улучшения частотной характеристики при работе с дешевыми лентами.

Q. Может ли CrO2 лента повредить деку, расчитанную на нормальную пленку.
A. Не может. Все будет работать нормально. Такие ленты не более абразивны, чем обычные. Деки, разработанные для лент CrO2 или Metal имеют другое смещение и частотную коррекцию для того, чтобы "выжать" из ленты максимум и выровнять ЧХ.

Q. В чем разница между VHS HiFi и Beta HiFi?
A. Для звука в VHS HiFi применяется амплитудная модуляция; в Beta HiFi - частотная.

Q. Как соотносятся между собой аудио записи на HiFi видеомагнитофоне, обычном магнитофоне и DAT магнитофоне?
A. VHS HiFi и Beta HiFi - это аналоговые записи, использующие модуляцию при записи видео и аудио сигналов на видеокассету. На VHS ленте есть специальные аудио дорожки. По качеству HiFi запись на VHS лучше, чем на недорогих кассетных деках, но хуже, чем у хороших кассетных дек с системами шумоподавления, и хуже, чем записи DAT. Поэтому в случаях, когда Вам нужна качественная запись, используйте деку с ручной установкой уровня записи.

Q. Что лучше: музыкальный центр или система из отдельных компонентов?
A. Некоторые музыкальные центры звучат достаточно хорошо. Даже несколько "аудиофильных" производителей выпускают такие комбинированные системы. У муз. центров есть ряд преимуществ: они дешевле, занимают меньше места, легче в управлении и установке, нет паутины проводов. Если Вы планируете покупку музыкального центра, то делать это лучше в hi-fi магазине, где покупку можно "прослушать" и выбирать продукцию аудиофильных компанийй, например TEAC. Самое слабое место хорошего музыкального центра - его громкоговорители. Лучшие музыкальные центры вообще поставляются без громкоговорителей, оставляя покупателю возможность выбора по его вкусу. Почему же тогда так много разговоров о системах из отдельных компонентов? От многокомпонентной системы можно получить значительно лучшее звучание. Компонентную систему труднее установить, настроить, она занимает больше места и стоит дороже. В то же время такая система имеет гибкость. Можно заменить усилитель мощности или CD плеер, если они не устраивают. Можно заниматься подбором отдельных компонентов. В случае с муз. центром ничего сделать нельзя если Вас что-либо не устраивает. К большинству муз. центров нельзя подключить ни MD ни проигрыватель с "винила" ни VCR ни множество другой необходимой аппаратуры.

Q. Что такое bi-amping? bi-wiring?
A. Большинство акустических систем подключаются к усилителю одной парой проводов для каждой колонки. Внутри колонки сигнал (преобразованный предварительно) распределяется на громкоговорители кроссовером. Некоторые колонки имеют возможность подключения кабелем bi-wiring, при этом от одного выхода усилителя отводят 2 пары проводов на колонку; одна пара подключается к громкоговорителям, обслуживающим средние и высокие частоты, а вторая пара - к низкочастотным динамикам. К бай-уайрингу (так произносится) относятся по-разному. Одни утверждают, что не слышат никакой разницы, другие утверждают, что слышат ощутимую разницу. Наиболее приемлемым обяснением может быть то, что разделение кабелей разделяет и наводимый в них шум (слабые по мощности средние и высокие частоты и представляющие основную нагрузку для усилителя низкие частоты). Кабели соответстенно нужно разносить друг от друга как минимум на неск. сантиметров. Во всех случаях эффект представляется слабым. Biamping означает, что к каждой колонке, допускающей bi-wiring, подключен 1 стерео усилитель, один канал, которого подключен к ВЧ коннекторам, а второй канал - к НЧ коннекторам этой колонки. Соответственно вторая колонка подключена через свой стерео усилитель. В другой конфигурации: один стерео усилитель нагружен ВЧ динамиками обеих колонок, второй соответственно - НЧ динамиками. Смысл бай-ампинга (так произносится) заключается в том, что для "раскачки" динамиков низких частот необходима значительно большая мощность, чем для высоких. Таким образом можно низкие подключить к мощному стационарному усилителю, а для верхних выбрать усилитель покачественнее, но послабее.

Q. Что означают буквы "ADD" на моем CD диске?
A. Никакого отношения к качеству записи этот буквенный код не имеет. Он относится к оборудованию и инструментам, используемым при записи. Первая буква А означает, что исходная запись была в аналоговом виде (D- в цифровом). Вторая буква указывает, какое оборудование применялось при микшировании и редактировании записи. Третья буква указывает на оборудование, применяемое при конечной записи, для CD естественно всегда "D".

Q. Что такое усилитель класса А, класса B, класса AB. Что такое класс С и D?
A. Все эти термины относятся к характеристикам выходных каскадов усилителей. Коротко: усилители класса А звучат лучше всех, стоят дороже всех, и более других расходуют электроэнергию; усилители класса АВ соперничают с Class A по качеству звучания, доминируют на рынке, расходуют меньше энергии, дешевле, меньше и легче. Усилители класса D используются только для специального применения, напр. усилитель бас-гитары или сабвуфера. Они еще меньше, чем класс АВ, более эффективны, усиливают сигнал менее 10 кГц (меньше, чем слышимый диапазон). Класс В и С в аудио усилителях не применяется. К классу А относятся усилители с выходными транзисторами, на которые подано постоянное смещение, таким образом через них постоянно протекает ток. Самое главное их преимущество - их ЧХ наиболее линейная, т.е. вносимые искажения - минимальны. Главный недостаток - неэффективность, т.к. даже в режиме молчания усилитель продолжает нагревать атмосферу. 50-ватный усилитель класса А большой и тяжелый. Среди усилителей класса high-end лишь 10% работают в классе А. В усилителях класса В выходные транзисторы имеют нулевое смещение, поэтому при нулевом сигнале транзисторы заперты и тока не проводят, но привносят очень сильные искажения из-за нелинейности коэффициента усиления в районе нуля. Эти искажения очень хорошо слышны и делают такие усилители непригодными даже для непритязательных слушателей. Усилителях класса С подобны классу В со всеми его недостатками и также не имеют применения в hi-fi. В усилителях класса АВ в выходном каскаде стоят 2 транзистора, как в классе В, но оба с небольшим смещением, выводящим оба транзистора на линейный режим. Большинство усилителей на рынке - класса АВ. Усилители класса D используют в выходном каскаде импульсную модуляцию, т.е. транзисторы либо открыты, либо закрыты. Поэтому такие усилители самые экономичные, к.п.д. некоторых достигает 80%, но искажения, вносимые такими усилителями несколько выше, чем у класса АВ. На выходе усилителя класса D обязательно присутствует пассивный НЧ фильтр для избавления от частоты переключения. Этот фильтр вносит и фазовый сдвиг и нелинейность, а также обрезает высокие, что делает его выгодным только для сабвуферов. Сделать усилитель класса D c полным частотным диапазоном, конечно можно, но при этом придется значительно повышать частоту переключения транзисторов (>>40 кГц), строить высокодобротный неискажающий фильтр, при этом однако в остальных устройствах Вашей системы повышенная частота переключения будет успешно наводиться в виде помехи.

Q. Что такое Super Audio CD?
A. Это новый стандарт(сокращенно SACD) Продвигается: Sony, Philips. Поддерживается: Mobile Fidelity, DMP, Telarc. Разумеется, музыкальные каталоги Columbia и Sony также являются кандидатами на выпуск в этом формате. Намечается официальное введение: в Японии весной, в Америке - осенью 1999. Двухслойный CD. Внешний полупрозрачный слой (HD) содержит 2-х или многоканальную музыкальную запись с высоким разрешением, сделанную с использованием процесса Sony DSD (Direct Stream Digital) . Большая емкость этого слоя достигается за счет уменьшения и уплотнения питов. Внутренний слой (CD) является обычным CD cлоем с разрешением 16 бит/ 44.1 кГц. абсолютная совместимость с нынешними CD проигрывателями. Предполагается выпускать новые названия дисков просто с пометкой SACD, на которую покупатель может не обращать внимания. Через некоторое время у него создается коллекция записей SACD и он готов для модернизации своего проигрывателя. с технической точки зрения полная CD-совместимость под вопросом. Все ли CD-шники смогут нормально прочитать внутренний слой сквозь внешний? Далее, неизбежно удорожание производства дисков, хотя Sony не раскрывает конкретных цифр. Выходит, владелец CD-проигрывателя, довольный 16/44.1 звуком, будет вынужден платить дороже за новые диски, которые на его аппарате будут звучать хуже старых?

Q.Расскажите о DAD дисках.
A. Так называемые DAD диски, продвигаемые Classic Records, используют DVD-видео стандарт, позволяющий запись на DVD 2-канального звука 24 бит/96 кГц. Грядущий DVD-аудио формат делает эту временную меру излишней.

Q. Каковы перспективы появления для DVD чисто аудио формата?
А. Стандарт DVD-АУДИО продвигается: JVC, Matsushita, Pioneer, Toshiba. Поддерживается: Warner Music Group.Намечается официальное введение: осень 1999 г. (остались трудности с осуществлением авторских прав). Вот его основные свойства:
1. Частота квантования, длина слова (число бит в каждой выборке), число каналов и др. параметры определяются продюсером записи. Например, диск может содержать 2-канальный микс 24/96 и одновременно 6-канальную версию той же музыки с 24/96 фронтальными каналами и 16/48 тыловыми каналами. Возможны частоты квантования 44.1 кГц, 48 кГц, 88.2 кГц, 96 кГц, 176.4 кГц и 192 кГц с любым разрешением от 16 до 24 бит. Записи, кодированные на 176.4 и 192 кГц, ограничены двумя каналами. Передача многоканального сигнала в этом случае потребовала бы превышения максимальной скорости передачи данных DVD, равной 9.6 миллионов бит в секунду. Продюсер записи выбирает параметры записи в зависимости от особенностей музыки, длительности фрагмента, качества записывающего оборудования. Параметры записи прозрачны для пользователя: он просто нажимает клавишу PLAY, проигрыватель определяет их самостоятельно.
2. DVD-аудио проигрыватели будут снабжены конвертором, делающим 2-канальный микс из многоканальных записей. Продюсер записи может задать звучание этого микса, вставляя в поток данных коды, управляющие конвертором проигрывателя. Эта особенность называется SMART (System Managed Audio Resource Technique) Content . Если продюсер не вставил эти коды, смешивание происходит произвольно. Как сказано выше, продюсер может записать на диск собственный 2-канальный вариант в дополнение к многоканальному, но это требует дополнительного места на диске, а значит, приводит к уменьшению или времени звучания, или частоты квантования, или разрешения.
3. Еще один вариант использования SMART Content: продюсер может заложить туда настройки проигрывателя или декодера , которые считает нужными для оптимального звучания записи.
4. MLP (Meridian Loseless Packing)
Даже DVD-аудио диск не способен вместить 6 каналов цифрового аудио, квантованного на 96 кГц с 24-битовым разрешением. Поэтому необходима компрессия. В 1998 году MLP стал частью DVD-аудио стандарта. Все DVD-аудио проигрыватели будут содержать MLP-декодер, но для звукозаписи применение MLP не является обязательным. Если диск короткий или используются только 2 канала, продюсер записи может не применять MLP. MLP обеспечивает экономию места на диске примерно 40% по сравнению с неупакованным объемом (см. таблицу). Важно, что MLP действительно является процессом сжатия без потерь: после упаковки и распаковки данные абсолютно (побитово) тождественны первоначальным данным , и качество звука одинаковое. Это дает ему очевидное преимущество перед способами сжатия, приводящими к потерям, в частности, Dolby Digital и DTS. Поскольку DVD-ROM приводы будут также проигрывать DVD-аудио диски, каждый DVD-ROM привод будет содержать MLP декодер. То есть маленькая британская high-end компания получит авторский гонорар с каждого проданного персонального компьютера, оснащенного DVD-ROM приводом.

Q. Будут ли цифровые выходы у DVD-аудио проигрывателей
A. Наличие у DVD-аудио проигрывателей цифровых выходов с высоким разрешением вызывает понятное беспокойство компаний звукозаписи. Поэтому цифровые выходы DVD-аудио проигрывателей будут строиться не на основе обычных интерфейсов SPDIF, AES/EBU, которые мы имеем в CD-проигрывателях. Вместо этого, цифровой выход будет представлять собой мультипиновый коннектор, называемый FireWire или, по своему техническому наименованию, IEEE1394.

FireWire - это очень широкополосный интерфейс, который может нести цифровой видеосигнал, многоканальный цифровой аудиосигнал с высоким разрешением, компьютерные данные и управляющие коды. Эти коды позволяют всем компонентам hi-fi системы или домашнего театра "разговаривать" друг с другом, так что каждый компонент "знает", какие еще компоненты подключены к системе. Такая двунаправленная связь делает возможным запрет на работу цифровых выходов DVD-аудио при определенных обстоятельствах. Например, если Вы хотите проигрывать DVD-аудио диск с помощью внешнего ЦАП, контрольные коды разрешат это. Но если Вы попытаетесь записать этот поток данных, интерфейс FireWire сообщит DVD-аудио проигрывателю, что цифровой выход подключен к устройству записи и запретит работу цифрового выхода.

Похоже, что у DVD-аудио проигрывателей не будет цифровых выходов, пока повсеместно не утвердится стандарт FireWire. Вместо этого, ищите 6 аналоговых выходов RCA. High-End"овские компании будут вынуждены выпускать одноблочные DVD-аудио проигрыватели с шестью каналами ЦАП. Однако для пуристов стерео все же найдется несколько 2-канальных DVD-аудио аппаратов.

2013-11-02T13:15

2013-11-02T13:15

Audiophile"s Software

О формате

DTS расшифровывается как Digital Theater System и представляет собой систему lossy кодирования многоканального звука, разработанную одноименной компанией с подачи Стивена Спилберга. Дебют системы состоялся с выходом первой части «Парка юрского периода». DTS является прямым конкурентном во многом схожей системы Dolby Digital.

Сегодня данный формат используется не только в кинопрокате, но также и в сфере бытовой аппаратуры, например для кодирования дорожек DVD-Video.

Кроме того, DTS имеет и другие нестандартные применения. Например, используется для кодирования многоканального аудио и последующей передачи его через S/PDIF (данный интерфейс не поддерживает передачу несжатого многоканального звука).

Другим интересным применением, о котором и пойдет речь, является формат DTS-WAV. Фактически это поток DTS в контейнере WAV, причем полностью соответствующий стандарту PCM 16 bit/44.1 kHz. То есть, это PCM WAV файл, полностью соответствующий спецификации Red Book (Audio CD), который можно даже воспроизвести. Однако при воспроизведении без специального декодирования мы услышим только шум, т.к. в PCM содержатся на самом деле закодированные данные. Эта уловка была придумана затем, чтобы подобное DTS аудио можно было легко записать на обычный CD носитель в формате CD Audio. Далее этот диск можно воспроизвести на устройствах, имеющих специальный декодер DTS. Дабы отличить данные диски от обычных Audio CD, эти устройства предварительно проверяют поток на наличие в нем DTS и решают, использовать декодер DTS или нет.

Как прослушать

На компьютере формат DTS можно воспроизвести с помощью foobar2000 с плагином DTS Decoder. С недавних пор этот плагин работает как постпроцессор (раньше он было опционально включаемым обработчиком DSP), т.е. находится в тракте плеера непосредственно после декодера:

Это позволяет сохранять поток в исходном виде до поступления его на декодеры таких форматов как DTS и HDCD (практически любая обработка повредит данные и сделает их декодирование невозможным).

С вышеописанным плагином foobar2000 поддерживает воспроизведение DTS-CD, DTS-WAV (формат *.wav или *.dtswav) и Coherent Acoustics DTS файлов в собственном контейнере *.dts.

Как кодировать

Подробно процесс кодирования описан в статье Принципы настройки конвертера foobar2000 , я же опишу только основные моменты.

Параметры кодировщика устанавливаем следующие:

I - -o %d -b 1411.2 -l

Подразумевается, что кодировать мы будем из 5.1 источника. Я для примера взял DVD-Audio в формате 24 bit/96 kHz/5.1 channels. На выходе нам надо получить частоту дискретизации 44.1 кГц, потому в DSP следует добавить ресемплер:

После кодирования на выходе мы получим набор файлов формата *.dts. Теперь их необходимо инкапсулировать в PCM WAV файлы. Для этого будем использовать утилиту SoX - прямо из foobar2000, через плагин Run Service.

Распакуйте архив и поместите все файлы в папку foobar2000/tools/SoX/ (имеется ввиду папка, куда установлен foobar2000.exe). Затем добавьте новый сервис:

\tools\SoX\dts2wav_dir.bat "$directory_path(%path%)\"

Теперь важно, чтобы все наши DTS файлы находились в одной папке. Добавьте один из них в плейлист foobar2000, нажмите правой кнопкой и выберите Run Service -> dts2wav (folder) . Вы увидите консольное окно, в котором отображается процесс последовательного преобразования всех DTS файлов в папке.

После завершения преобразования в папке окажутся файлы *.dts.wav - то самое DTS-WAV аудио. Можете проиграть его в foobar2000: не смотря на то, что в свойствах файла будет указано PCM 2 channels, при воспроизведении foobar2000 отобразит в панели состояния «DTS ... 6ch».

Теперь дело за малым. Надо всего лишь аккуратно записать эти файлы на CD диск (как Audio CD, не диск с данными). Во-первых, это можно сделать через всё тот же foobar2000 с плагином Audio CD Writer. Для этого установите плагин и включите отображение соответствующего пункта в контекстном меню (пункт Convert -> Write audio CD ). При записи все обработчики должны быть выключены. Кроме того - очень важный момент - плагин записи пока далек от совершенства, и потому в нем нет опции отключения постпроцессинга. Таким образом fooba2000 декодирует DTS в 5.1 PCM и затем пытается записать это на диск (что конечно же невозможно, потому программа выдает ошибку). Исходя из этого, следует, что перед записью необходимо временно удалить плагин DTS Decoder.

К сожалению, запись Audio CD в foobar2000 на некоторых оптических приводах не работает. В таком случае можно воспользоваться еще более надежным методом - функцией записи в Exact Audio Copy . Эта программа позволяет установить коррекцию смещения записи, и таким образом избежать потери семплов в начале или конце диска. Алгоритм записи через EAC изложен мною в тесте «Страдает ли качество звука при записи/чтении Audio CD» . Подробно почитать о настройках EAC можно на этом сайте .

В общем-то, можно использовать и другие программы записи. Главное, чтобы они не выполняли декодирование DTS потока, и вообще какую-либо обработку.

Итак, мы записали наш диск- DTS-CD готов. Можем проиграть его в foobar2000 (обратно установив декодер DTS, если вы конечно его удаляли):

Кстати, тут есть одно замечание. Поначалу, когда я пытался воспроизвести записанный DTS-CD, плеер почему-то вдруг вылетал. К счастью, я додумался, что дело в проверке DTS формата, т.е. плагин не может прочитать какую-то сигнатуру и выдает критическую ошибку. Так и есть - оказалось, что плеер теряет начальные семплы из-за смещения (read offset) дисковода. После установки коррекции смещения (File -> Open Audio CD -> Drive Settings) в foobar2000 диск воспроизвелся успешно.

Впрочем, разработчик декодера обещал это неприятное падение исправить.

О компрессии DTS-WAV

Как известно, постпроцессор DTS также поддерживает декодирование потока из сжатых без потерь источников - FLAC, Wavpack и TAK. Однако, надо заметить, что сжатие DTS потока lossless аудио кодеками крайне неэффективно. Дело в том, что указанные кодеки заточены исключительно под сжатие аудио данных, относительная избыточность которых в среднем составляет около 30%, т.е. в среднем lossless кодеки уменьшают размер аудио относительно несжатого формата на 30%. Поток DTS, напротив, является вовсе не аудио данными, а кодом сжатого по lossy алгоритму аудио, избыточность которого в идеале стремится к нулю. С точки зрения аудио данный код является шумовым сигналом, предсказать который практически невозможно, т.е. предикторы lossless кодеков оказываются бесполезны. В итоге мы получаем очень низкую степень сжатия.

Таким образом, например, созданные по описанной выше методике DTS-WAV lossless сжатию не подлежат вообще. FLAC даёт на выходе идентичный битрейт (1411 кбит/с), а кодеры TAK и WavPack даже повышают (!) его. Это говорит о хорошем алгоритме сжатия DTS и отсутствии нулевых битов, неиспользованных для кодирования полезной информации.

Теперь возьмем образ реального DTS-CD диска Marvin Gaye - Forever Yours. При сжатии треков все три кодера выдали битрейт в районе 1250 кбит/с (сжатие на 12% - всё равно очень мало). А вот если сжать DTS-WAV, извлеченные с диска, тем же 7-Zip упаковщиком, мы получим сжатие уже 15%. В то же время 7-Zip проигрывает lossless кодекам по сжатию реальных аудио данных чуть ли не в два раза. Это еще раз подтверждает, что lossless аудио кодеки совершенно непригодны для сжатия DTS-WAV.

Кстати, архиватору 7-Zip таки удалось выручить 8% сжатия для закодированных с помощью DCENC DTS-WAV файлов. Это я к тому, что использовать lossless кодеки, например, для раздачи рипов DTS-CD не имеет смысла. Лучше воспользоваться тем же архиватором 7-Zip с алгоритмом LZMA2.


Также известен, как:

Стандарт DTS (Digital Theater System) был разработан Стивеном Спилбергом во время выпуска "Парка юрского периода" в 1993 году. DTS сам по себе больше подходит для широкого экрана, а не для квартир. Однако сейчас DTS приобретает все большую популярность, тем более что он может декодироваться и программно. В DTS так же, как и в Dolby Digital, звук раскладывается по шести каналам. Но, несмотря на прекрасное качество звука DTS, поскольку оно даже немножко лучше, чем у Dolby, следует помнить, что фильмы не выпускаются только лишь с одной DTS дорожкой. Dolby признан цифровым стандартом, а DTS - нет.

Главным преимуществом DTS является качество, поскольку при кодировании приоритет отдается именно качеству, а не занимаемому пространству. Поэтому DTS кодирует звук в 24 битах, а не в 18 как в Dolby. Компрессия динамическая, с плавающим коэффициентом сжатия от 1:1 до 1:40. В результате мы получаем лучший звук по сравнению с Dolby Digital при среднем потоке 1,5 Мбит/с. Главным недостатком DTS является большее занимаемое пространство (примерно в три раза больше), чем у Dolby.

DTS - алгоритм кодирования, изначально предназначенный исключительно для многоканального звука в формате 5.1. В отличие от Dolby Digital, где в потоке некоторые каналы могут отсутствовать вообще, в потоке DTS место для всех шести каналов всегда зарезервировано, и, при отсутствии реальной информации в них, это место просто пропадает. Т.е. при одинаковом битрейте в DTS запись 4.0 будет того же качества, как и 5.1.

Не так давно DTS создавался как модифицированная версия мультиканального звука в музыкальных приложениях (DVD-A, SACD). Затем DTS стал опциональным стандартом для DVD видеофильмов. В настоящий момент DTS является официальной частью спецификации DVD, но в качестве альтернативного варианта.

DTS DVD обычно выпускаются на одном языке и с ограниченным числом бонусов. Сейчас на рынке не так много DVD с DTS, хотя наблюдается тенденция увеличения их числа.

DTS - формат хранения цифрового звука. Основным отличием DTS от CD является поддержка многоканальности. DTS-CD не требуют наличия специального плеера для воспроизведения, нужен только обычный цифровой выход.

Digital Theater Systems (цифровые системы для кинотеатров) - его официальное название DTS Digital Surround обычно сокращают до DTS. Подобно Dolby Digital, система DTS позволяет получить в домашних условиях 5.1-канальный окружающий звук. (DTS может также использовать схему каналов 7.1, которая отличается от предыдущей использованием двух дополнительных тыловых акустических систем.)

В формате DTS используется скорость цифрового потока 1"536"000 бит в секунду, что обеспечивает более высокое качество шестиканального звукового сигнала.

Dolby Digital - это уважаемый и всем хорошо известный формат аудио, называемый ещё AC-3 и используемый в обычных DVD; он также является базовым стандартом для дисков Blu-ray. Здесь формат Dolby Digital работает так же, как на DVD-дисках в звуковых схемах от 1.0 до 5.1, но обеспечивает более высокий максимальный поток 640 кбит/с для Blu-ray и звучит, как формат Dolby Digital Plus, закодированный при таком же битрейте. (Однако как вы увидите из описания Dolby Digital Plus, его максимальный битрейт значительно выше, хотя и редко используется.)

Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу Dolby Digital на внешний декодер (bitstream). Когда плееры не могут выдать звуковую дорожку Dolby с высоким потоком, они всегда скатываются к звуку, который называется Dolby Digital core. Дело в том, что в данной версии 5.1 Dolby Digital более высокий поток представлен в виде так называемых расширений, которые ресивер может как правильно декодировать, так и нет. Если расширения будут декодированы некорректно, вы всё ещё получите сжатое аудио (bitstream) в формате Dolby Digital 5.1 с максимальным потоком 640 кбит/с.

Характеристика дорожки Dolby Digital для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - Dolby Digital.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 1.0 (редко, только для старых фильмов), 2.0 (тоже редко, хотя и не для таких старых фильмов) или 5.1 (самый типичный вариант).
  • Данные о чёткости звука не приводятся, хотя в спецификации Dolby Digital указано, что всегда используются 16 бит и 32 КГц, 44,1 КГц (типичная частота для audio CD) или 48 КГц (типично для DVD и Blu-ray дисков).
  • Значение потока, как правило, 640 кбит/с (большинство дисков 5.1), но может быть от 192 кбит/с (1.0) до 448 кбит/с (2.0 и некоторые 5.1). 448 кбит/с - это максимальный поток для обычных DVD.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby Digital.

DTS

DTS - это ещё один уважаемый и хорошо известный аудио-формат, изначально созданный для обычных DVD. Как и Dolby Digital, это формат сжатого звука, поддерживающий каналы от 1.0 до 5.1, где 5.1 наиболее часто применяется для Blu-ray. DTS поддерживает максимальный поток 1,5 Мбит/с, а плееры Blu-ray более чем подходят для работы с такой скоростью передачи. Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу bitstream (закодированного потока) DTS по цифровому интерфейсу и уметь внутренне декодировать, по крайней мере, два канала; огромное число плееров Blu-ray могут декодировать 5.1.

В изначальной спецификации DVD 1997 года не было упоминаний о DTS, поэтому старые DVD-плееры не распознают звуковые дорожки в формате DTS. Все современные DVD-плееры могут внутренне декодировать поток DTS или выводить его на внешний декодер по какому-либо цифровому каналу, однако поток при этом часто снижается до 768 кбит/с. Как и в случае с Dolby Digital, варианты DTS с более высоким потоком построены на DTS core с максимальным потоком 1,5 Мбит/с, так что если расширения декодировать не получится, то базовый звук в формате DTS всё равно будет доступным для обработки или передачи. Если на диске Blu-ray присутствует любая звуковая дорожка DTS, вы можете рассчитывать на базовый уровень звука DTS от плеера Blu-ray.

Характеристика дорожки DTS для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - DTS.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 2.0 (редко, только для старых фильмов), 3.0 (тоже редко, хотя и не для таких старых фильмов) или 5.1 (самый типичный вариант).
  • Данные о чёткости звука не приводятся, хотя в спецификации DTS указано, что может использоваться 16 бит и 24 бит при частоте 48 кГц (типичная частота для DVD и Blu-ray) или 96 кГц.
  • Значение потока обычно 1,5 Мбит/с (для большинства 5.1 Blu-ray дисков), но может быть и 768 кбит/с (типичное значение для большинства обычных DVD, которые содержат аудио сопровождение в формате DTS).

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS.

Dolby Digital Plus (DD+) - это формат сжатого звука, но он поддерживает более высокий поток и более эффективное сжатие для обеспечения лучшего качества звучания. Помимо 5.1-канального звука, DD+ может поддерживать также схему 7.1, но она встречается редко, большинство студий используют 5.1 каналов для коммерческих записей, которые затем попадают в руки потребителей. Как и в случае других дорожек Dolby, стандарт DD+ кодируется в виде расширения к звуковым данным Dolby Digital 5.1. Кроме того, формат DD+ опционален для плееров Blu-ray и не является обязательным требованием, поэтому некоторые плееры могут поддерживать DD+, а другие нет, хотя в любом случае и те, и другие могут выдавать Dolby Digital core на внешний декодер.

Только на очень немногих фильмах Blu-ray указано наличие звуковой дорожки DD+, и PowerSquid не даёт такого списка. На самом деле, среди фильмов с заявленной поддержкой DD+ нам удалось найти только несколько, записанных на HD-DVD: A View From Space With Heavenly Music, "Сорвавшийся с цепи/Unleashed" и т.д. Характеристика дорожки DD+ для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - Dolby Digital Plus.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 5.1 (наиболее типично) или 7.1 (редко); в спецификации сказано, что могут поддерживаться схемы до 13.1, но пока в коммерческих дисках Blu-ray применяется не более 7.1-каналов.
  • Данные о чёткости звука: по спецификации DD+ глубина битов может быть либо 16, либо 24 бит при частоте 44,1 кГц, 48 кГц (типично для DVD и Blu-ray дисков) или 96 кГц.
  • Значение потока может доходить до 6,144 Мбит/с для закодированных данных (что переводится в 13,5 Мбит/с для несжатых данных), но может быть либо 1,5, 4,5, либо 6,144 Мбит/с, в зависимости от того, какой поток студия решит применить к данному типу звуковой дорожки. Диски HD-DVD, поддерживающие DD+, всегда используют поток 1,5 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DD+.

DTS-HD High Resolution

Являясь альтернативой DD+, формат DTS-HD High Resolution (часто называемый просто DTS-HD HR) представляет собой модернизацию простого DTS (как DD+ по отношению к Dolby Digital), обладая более высоким потоком и улучшенными характеристиками сжатия. Как и в случае с Dolby Digital и DD+, DTS-HD HR кодируется в виде расширений к данным DTS core. Точно так же формат DTS-HD HR опционален для плееров Blu-ray, поэтому многие плееры извлекают только поток DTS на 1,5 Мбит/с и игнорируют расширения. Как и в случае с DD+, изучение HD-треков на коммерческих дисках Blu-ray показало, что студии отказались от обоих этих форматов в пользу оригинального core-формата плюс несжатых версий с высоким потоком: Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Очевидно, что они руководствуются поддержкой максимально возможной чёткости на встроенной дорожке 5.1, чтобы оборудование, которое поддерживает несжатый звук, принимало эти потоки, а для другого оборудования предлагать сжатые core-форматы (Dolby Digital и DTS).

Опять же, нам не удалось найти диски Blu-ray с кодированием DTS-HD HR. Хотя некоторые иностранные фильмы HD-DVD от Warner Brothers указывают поддержку данного формата, в обзорах этих дисков говорится, что версии Blu-ray, поддерживающие Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, обеспечивают гораздо более превосходное качество звука по сравнению с аналогами HD-DVD (например, Ghost Rider). Характеристика дорожки DTS-HD HR в фильмах выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - DTS-HD High Resolution.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 5.1 (наиболее типично) или 7.1 (редко).
  • Данные о чёткости звука: по спецификации DTS-HD разрядность может быть 24 бит при частоте 48 кГц (типично для HD DVD) или 96 кГц (могла бы использоваться для Blu-ray, но таких нет).
  • Значение потока может доходить до 6,144 Мбит/с для закодированных данных (что переводится в 13,5 Мбит/с для несжатых данных), но может быть либо 1,5, 4,5, либо 6,144 Мбит/с, в зависимости от того, какой поток студия решит применить к данному типу звуковой дорожки. Диски HD-DVD, поддерживающие DTS-HD, всегда используют поток 1,5 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS-HD High Resolution. Интересно, что несмотря на полное отсутствие фильмов в формате DTS-HD на дисках Blu-ray, многие плееры (включая модели от Panasonic, Onkyo и Samsung) поддерживают DTS-HD, хотя мы не нашли упоминаний о поддержке этого формата Sony, кроме как через обновление прошивки для PS3.

Dolby TrueHD является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray (гораздо больше, чем DD+, который часто отсутствует на дисках Blu-ray). Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами. Стандарт Dolby TrueHD поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц (для максимального несжатого потока 63 Мбит/с!), но для Blu-ray на текущий момент доступно максимум 8 каналов с 24 бит и 96 кГц (или, в качестве альтернативы, 6 каналов с 24 бит и 192 кГц) для максимального сжатого потока 18 Мбит/с. Поиск доступных фильмов в формате Dolby TrueHD на дисках Blu-ray показал, что на сегодняшний день можно получить только половину: 6 каналов с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит (что соответствует несжатому потоку 13,5 Мбит/с и сжатому 9 Мбит/с, например, на дисках с концертами группы Dave Matthews and Tim Reynolds, получивших отличные баллы за качество на сайте Cinema Squid).

Характеристика дорожки Dolby TrueHD для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - Dolby TrueHD.
  • Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, очень редко встречаются 6.1 и 7.1.
  • Данные о чёткости звука часто отсутствуют, но обычно значения следующие: 16 бит при частоте 48 кГц или 24 бит при частоте 48 кГц; для некоторых концертных дисков эти значения составляют 24 бит при частоте 96 кГц.
  • Значение потока, как правило, отсутствует, но обычно составляет 4 608 кбит/с (4,5 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 48 кГц и 16 бит). Самое высокое значение, которое мы видели на коммерческих концертных дисках Blu-ray, составило 9,0 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 96 кГц и 24 бит. Максимальное значение для Blu-ray составляет 18 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby TrueHD.

DTS-HD Master Audio (иногда сокращается как DTS-HD MA) представляет собой второй из двух форматов несжатого звука (сжатого без потери качества), доступных только для оптических HD-плееров. Как и в случае с Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio является опциональным кодеком для плееров Blu-ray, но так же, как Dolby TrueHD и DD+, данный формат гораздо более распространён и поддерживается лучше, чем DTS-HD High Resolution. На самом деле, сравнение числа фильмов в форматах Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio на сайте Cinema Squid показало, что число последних (648) превышает число первых (480) в соотношении 4:3. Возможно, причина в том, что DTS-HD поддерживает переменные потоки на диске Blu-ray - до 24,5 Мбит/с с максимальной частотой дискретизации 192 кГц и разрядностью 24 бит в двухканальном стереорежиме и до 8 каналов с 24 бит и частотой дискретизации 96 КГц.

В соответствии с самой спецификацией DTS-HD, данный формат может включать произвольное количество каналов. Хотя если посмотреть на информацию примерно 700 доступных на данный момент дисков Blu-ray с сопровождением в формате DTS-HD MA, то вы увидите, что большинство обладает 6 (5.1) каналами с частотой дискретизации 48 кГц и разрядностью 24 бит. Вы также найдёте достаточное количество 7.1-канальных дорожек и несколько дисков Blu-ray с 6.1 (и даже 5.0) каналами, где максимальная частота дискретизации составляет 96 кГц для многоканального звука. Максимальный поток для доступных дисков Blu-ray составляет 13,5 Мбит/с (например, фильм "Я легенда/I Am Legend", получивший отличные баллы за качество звука от Blu-ray.com, DVDTown.com и Hi-Def Digest).

В мире звука и видео есть такое понятие, как звук в DTS-формате. Частенько такой аудиодорожкой снабжают фильмы в HD и Full HD-качестве. Однако мало кто понимает на самом деле, какой смысл кроется в аббревиатуре DTS. Это не только название формата, но и имя фирмы-разработчика. Пора уже разъяснить основные понятия о DTS. Что это за штука и зачем она нужна пользователям? Об этом и поговорим в данном материале. Но сначала немного информации о создании DTS и смысле, который разработчики изначально вкладывали в эту аббревиатуру.

DTS. История создания

В 2004 году одна малоизвестная американская компания представила миру новую разработку. Ребята решили назвать ее DTS. многоканальный аудиотракт высокого качества, который можно было бы успешно использовать для озвучки фильмов вместо привычного Dolby Atmos. Главное отличие от последнего в том, что ДТС совершенно все равно, сколько каналов в акустической системе пользователя. Аудиодорожка основывается не на количестве каналов, а на местоположении предмета в пространстве. Поэтому ДТС вполне может прекрасно работать как с акустикой формата 7.1, так и с обычной АС формата стерео. Это действительно прорыв.

ДТС в современных реалиях

В наше время ДТС полностью вытеснил "Атмос" с пользовательских компьютеров. Произошло это потому, что "Атмос" был жестко привязан к конфигурации акустической системы и расположению ее отдельных компонентов. ДТС же лишен этого недостатка. Поэтому его использование предпочтительнее для обычного юзера. Да и звук DTS в наше время куда качественнее, чем тот же "Долби Атмос". Хоть последний до сих пор и используется в кинотеатрах и других увеселительных заведениях похожего типа.

В наше время расклад выглядит таким образом: ДТС куда популярнее устаревшего и весьма требовательного "Долби Атмос". Поэтому даже владельцы развлекательных центров всерьез задумываются о возможности полного перехода на новый стандарт. Что касается пользователей ПК и ноутбуков, то им стоит учесть, что полную поддержку данного формата обеспечивают только операционные системы от "Майкрософт" (начиная с "Виндовс 7") и ОС от Apple - "МакОс". К сожалению, пользователи "Линукс", "Убунту" и прочих "линуксоподобных" систем остаются не у дел. Эти ОС не умеют даже правильно преобразовывать многоканальный ДТС в стерео.

Стоит ли использовать DTS вместо Atmos?

Это неоднозначный вопрос. Теоретически звуковой тракт в ДТС должен быть намного качественнее, так как используется совсем другая степень сжатия. Также не совсем понятно, как быть, если у вас акустическая система, заточенная под "Атмос". Разработчики ДТС заявляют, что их кодеку совершенно все равно, какие колонки у пользователя. Звук DTS способен конвертировать на столько каналов, на сколько необходимо. Поэтому стоит присмотреться к этому формату и кодеку. Куда удобнее и проще использовать его, а не устаревший и технически очень требовательный "Атмос".

Конечно, эти утверждения справедливы для индивидуальных пользователей. А что делать владельцам кинотеатров, которые приобретали акустические системы специально для "Атмос"? Им тоже спокойно можно использовать ДТС, так как он адаптируется к АС. Да и качество звука должно вырасти, так как ДТС использует меньшую степень сжатия аудиотракта. Так что владельцы кинотеатров тоже не останутся внакладе при переходе полностью на этот формат.

Режим ДТС в телефонах

Иногда в современных смартфонах можно найти такую опцию, как "Режим DTS". Что это за штука? Оправдано ли ее использование в мобильных девайсах? В смартфонах недавнего производства громким именем ДТС обзывается обычная "улучшалка" звука, которая способна создавать псевдомногоканальный звук. Однако при использовании наушников такой режим никак не улучшает звук, а наоборот, ухудшает его. Добиться качественного звука в обычном мобильном телефоне технически невозможно (если только аппарат не снабжен выделенным ЦАПом). Поэтому не стоит верить громким названиям. Лучше использовать обычный стереорежим. Звук будет куда качественнее.

Аппараты компании "Хуавей" (начиная с "Хонор 2") часто оснащаются такой "улучшалкой". Как правило, звук в наушниках с включенной опцией ДТС становится объемнее. Но при этом полностью теряется детализированность. Поэтому многие пользователи предпочитают не использовать режим DTS. Что это за улучшение, если звук становится только хуже? Можно, конечно, приобрести наушники с выделенным ЦАПом, но звук от этого вряд ли станет лучше. Мобильные девайсы не созданы для качественного воспроизведения музыки.

Ресиверы с поддержкой ДТС

В наше время почти все компании, выпускающие домашние кинотеатры, отдельные ресиверы и даже многоканальные усилители, снабжают свои устройства не только кодеком "Долби Атмос". DTS-декодер в этих гаджетах тоже присутствует. И это обязательное условие. Более того, большинство брендов уже поняли весь потенциал новой технологии и отдают предпочтение поддержке именно ДТС-формата. Такие мэтры, как Denon, Yamaha, Marantz, Panasonic, Sony, Pioneer и другие, уже поняли прелесть этой технологии. Но это вовсе не значит, что их устройства перестали поддерживать "Долби Атмос". Просто ДТС приоритетнее.

Сейчас даже самый плохонький и дешевый ресивер поддерживает DTS Sound. Что это, если не доказательство популярности формата и декодера? Тем не менее, "Атмос" не собирается сдавать позиции. Его поддержку производители еще пока не отменяли. Хотя такое вполне возможно в недалеком будущем.

Эффекты ДТС

Многие пользователи ПК, ноутбуков и мобильных гаджетов часто замечали в каком-нибудь "продвинутом" плеере такую штуку, как "Эффекты DTS". Что же это такое? Это специальные настройки, которые применяются при воспроизведении того или иного файла. Теоретически они должны правильно интерпретировать многоканальный звук в формате ДТС и преобразовывать его для воспроизведения на акустических системах типа 2.0. Однако на деле это просто настройки программного эквалайзера, которые немного добавляют ясности и объема. И более ничего. Использовать их, конечно, можно. Но злоупотребление такими настройками приведет к искажению звукового тракта. И вместо качественной дорожки получится невменяемая каша.

Использование ДТС в домашних условиях

DTS-декодер умеет подстраивать звук под ту акустическую систему, которая используется конкретным пользователем. Поэтому сей формат более подходит для использования в домашних условиях. "Атмос" жестко привязан к каналам. Но в наших квартирах не всегда есть возможность правильно разместить многоканальную акустику. Чаще всего наши соотечественники используют обычную АС-формата стерео. И кодек ДТС прекрасно справляется с преобразованием многоканального звука в два потока. Для полноценного и высококачественного ДТС достаточно иметь современный ресивер и какие-нибудь качественные колонки формата 2.0. Вовсе не обязательно тратиться на многоканальную акустику.

В заключение

Итак, мы только что разобрали формат звука DTS. Что это высококачественный аудиотракт, который может подстраиваться под конкретную акустическую систему, - понятно. Но это также название компании, которая придумала этот формат и ввела его в обиход, название декодера, использующегося в современных ресиверах, и обозначение кодека, который используется в плеерах видео на компьютерах. ДТС пришел в нашу жизнь для того, чтобы заменить устаревший "Долби Атмос". И у него есть все данные для этого. Многие уже поняли всю прелесть нового формата. Да и HD-контент на торрентах представлен уже только с дорожкой в этом формате. Революция свершилась.