Восстановление регулятора оборотов дрели. Ремонт регуляторов скорости от RaX-а

Валкодер на панели управления автомагнитолы

Разбирать валкодер стоит аккуратно без применения излишней силы. Главная задача – добраться до внутренних контактов и почистить их от грязи и окислов. Можно слегка отогнуть подвижные контакты, чтобы они лучше контактировали с фиксированными контактами при скольжении.

Чистку контактов лучше производить специальными средствами. Для этого можно использовать, например, спрей-очиститель DEGREASER . Он легко наноситься на поверхность, быстро испаряется не оставляя следов, хорошо очищает от застывшей канифоли, окислов, грязи и мелкодисперсной пыли. Спрей лучше нанести на зубную щётку в небольшом количестве и затем аккуратно почистить поверхность внутренних контактов валкодера. После этого проводим сборку валкодера и впаиваем в печатную плату.

Обычно, после проведения такой чистки валкодер работает стабильно и неисправность с хаотичной регулировкой громкости больше не проявляется.

При перегрузке (сверлении большого числа отверстий в бетоне например) у электродрели FIT часто выходит из строя регулятор скорости, совмещённый с кнопкой включения. Для его ремонта необходимо сначала аккуратно разобрать дрель, извлечь из неё регулятор и отключить от него провода, предварительно записав, какой провод к какому контакту подключен.

Разбирается корпус регулятора отгибанием боковин и выводом крышки из фиксаторов, без клея. Надо соблюдать осторожность и неторопливость - там находятся 2 пружинки, которые соскучились по свету и полётам))).

С механикой всё несложно - чистим контакты и промываем спиртом от грязи. Плату со схемой легко вынимаем, предварительно выдвинув из пазов медные квадратики зажимов-контактов. Единственный элемент схемы, который выходит из строя - симистор. Находим его и "обезвреживаем", выпаяв подходящие к нему проводники (хороним на месте).

От управляющего электрода делаем отвод тонким многожильным проводком (чтобы вместился под крышку) и выводим при сборке в существующее отверстие. Обратная сборка регулятора проблем не составляет (при наличии аккуратности и неторопливости!). От зажимов регулятора (не от фазного) делаем 2 доп. отвода гибким проводом, для подключения симистора. Он становится вынесенным элементом регулятора. (места в ручке, для его расположения, вполне достаточно).

Читатели часто задают вопросы по ремонту диммеров своими руками.

Поэтому я решил эту информацию дополнить и выделить в отдельную статью. Которую вы читаете сейчас.

Как всегда, будет много фотографий с пояснениями, ведь лучше один раз увидеть!

Будет показан пример, как я ремонтировал диммер своими руками. Будет и самокритика, и полезные советы.

Причины поломки диммеров

Чаще всего причиной поломки может быть превышение максимально допустимой нагрузки либо короткое замыкание в нагрузке. Превышение нагрузки бывает, когда например, любители хорошего освещения вкрутят слишком мощные лампы в люстры. Либо через диммер подключают несколько светильников, в сумме потребляющих слишком большую мощность.

К слову, при выборе диммера следует мощность выбирать с запасом 30…50%. Как повысить мощность диммера, будет рассказано и показано в этой статье.

Короткое замыкание возможно не только из-за неисправной проводки. Бывает, когда лампочки перегорают, в них происходит короткое замыкание (КЗ), в природу которого углубляться не будем.

Неисправности диммеров на симисторе

В результате КЗ и перегрузки, как правило, выходит из строя симистор . Это основная неисправность, она встречается в 90% случаев поломки.

Симистор – это главный элемент. Его отличительные особенности – три вывода и к корпусу прикручен радиатор. Наиболее часто встречаются модели ВТ137, BT138, BT139.

Неисправность симистора можно выявить мультиметром. Если прозвонить в режиме омметра сопротивление между выводами А1 и А2 (или Т1 и Т2, первый и второй вывод), будет от нуля до несколько ом. Вывод – симистор однозначно сгорел.

Бывает другой случай – симистор звонится нормально (бесконечное сопротивление), а диммер однако не работает (лампа не горит во всех положениях регулятора). Тут поможет только проверка, т.е. включение в реальную схему.

О замене симистора будет подробно сказано ниже.

Креме неисправного симистора, встречаются другие неисправности диммера:

  1. Выгорают силовые дорожки печатной платы. Это – следствие основной неисправности. Дорожки придётся восстанавливать перемычками.
  2. Нарушается механическая целостность регулятора (потенциометра, или переменного резистора). От частого и интенсивного использования, тут пояснений не надо.
  3. В диммерах, в которых есть предохранитель, перед ремонтом надо в первую очередь проверить его. Часто производитель прикладывает запасной, который хранится там же, в диммере, где и рабочий. Разумное решение. Был бы он в отдельном кулечке – обязательно бы потерялся.
  4. Механическое нарушение контактов и пайки печатной платы. В первую очередь – пайка контактов, куда прикручиваются провода. Так же бывает, что электронные элементы просто плохо пропаяны производителем.
  5. Неисправности отдельных элементов. В первую очередь – динистор, затем резисторы и конденсаторы.

Схема диммера

Прежде, чем ремонтировать, посмотрим на схему диммера. По сравнению с про диммер, схему я немного переработал и уточнил. В прошлой статье схему оставил прежней. А в новой нумерацию деталей менять не стал, чтобы не вносить путаницу.

Диммер, который будем ремонтировать, имеет именно такую схему.

А что там свежего в группе ВК СамЭлектрик.ру ?

Подписывайся, и читай статью дальше:

Порядок ремонта диммера

Теперь приведу пример, как заменить симистор своими руками, применяя дрель, паяльник, и обычную зубочистку.

Симистор можно заменить, открутив радиатор и выпаяв симистор из платы. Но радиатор сейчас приклёпывают. Заклёпка гораздо технологичнее и дешевле в массовом производстве.

Поэтому берём в руки дрель со сверлом диаметром 3,5…5,5 мм.

Стрелкой показано направление сверла.

2 Снимаем радиатор с симистора

Радиатор снят, теперь надо аккуратно выпаять плохой симистор, минимально повредив плату. Рекомендуемая мощность паяльника – 25 или 40 Вт.

3 Выпаиваем симистор из платы. Обозначены выводы симистора – Т1, Т2, Gate.

Плюс к паяльнику, нужен опыт и сноровка.

Паяльником мощностью 60 Ватт и более можно запросто повредить плату.

Площадки слиплись, но это пока не важно.

А вот и друзья-симисторы, рядом динистор DB3:

Симисторы (BT139, BT138, BT137) на фото все на напряжение 800 Вольт, максимальный рабочий ток соответственно 16, 12, и 8 Ампер.

Даташит можно будет скачать в конце статьи.

Теперь в эти сквозные отверстия вставляем новую деталь:

9 Обрезаем ноги (выводы))

Перемычка неудачная, надо было использовать проводок потоньше…

Внимательно проверяем пайку, чтобы не было замыкания между контактными площадками.

Теперь остаётся проверить работу в реальной схеме включения. Напоминаю, диммер включается точно так же, как обычный выключатель:

Для схемы проверки использую лампочку любой мощности в патроне, провод со штепселем, и клеммник .

Ещё два диммера. Внешний вид печатных плат.

Бонусом – ещё фото:

Резисторы обозначены цветовой маркировкой. Выучили, как ?

Схема диммера. Нестандартная?

Скачать справочную информацию по симисторам для диммеров:

/ Даташит, pdf, 183.12 kB, скачан:8915 раз./

/ Даташиты, pdf, 150.55 kB, скачан:11810 раз./

Если будете покупать симистор, то на АлиЭкспресс в Китае такие стоят копейки, в данном случае по 10 руб/шт.

Ещё нужно учесть преимущество симисторов BTA перед BT – у BTA фланец (радиатор) изолирован от токоведущих частей, а это повышает безопасность!

Сходство диммеров и блоков защиты ламп

Блоки защиты ламп, которые плавно включают яркость ламп, я подробно описал в своих статьях про и таких блоков.

Отличие диммеров и БЗ – только в способе управления. В блоках защиты симистором управляет контроллер по программе. А программа может быть любой, вплоть до волнообразного изменения яркости. Может быть управление любым аналоговым или цифровым сигналом. Был бы спрос.

Если Вам интересно , подписывайтесь на

Если у вас сгорел регулятор скорости не спешите его выбрасывать в мусорное ведро возможно его ещё можно починить. Я расскажу как ремонтировать такие устройства на примере TURNIGY Multistar 20A SBEG4A.

Для начала откроем регулятор, для этого нужно аккуратно разрезать термоусадку по всей длине

После этого достаём плату из термоусаадки и снимаем радиатор

Здесь деталей достаточно:) Для того чтобы разобратся что к чему привожу блок схему (схемочично)


Для понятности выделил цветом на плате в соответствии с блок схемой


После того как вскрыли регулятор начинаем диагностику. Для начала проверяем визуальным осмотром на сколы деталей, гарь, копоть транзисторов, замыкания, металлической стружки, плохого пропая, криво установленых деталей. Если такие дефекты наблюдаются то устранить их, взможно это и являлось причиной поломки, но не спешите его включать! Возможно есть ещё горелые детали. Чаще всего у них выгорают управляющие транзисторы (ключи) у меня их 6 штук. (Синий цвет) По 3 с каждой стороны. Они как правило сгорают от перегрузки или от короткого замыкания. В интернете много информации о том как их проверить. Но можно быстро проверить их на наличие пробоя между стоком и истоком, стоком и затвором. Если такие имеются заменить такими же или найти аналоги согласно их параметрам. Проверить надо все! Как правило они выгорают в паре с одной и с другой стороны. У меня сгорели все 6:) Пока на радостях не включаем! вожможно если пробой был между стоком и затвором выгорели другие элементы.
Далее проверяем SBEG (голубой цвет) На нём должно быть напряжение 5.4 - 5.6 вольт. Обратите внимание там не ровно 5 вольт! так что будте бдительны когда будете питать SBEG-ом другие устройства SBEG это импульсный стабилизатор. Если напряжение не выдерженно то проверяем его компоненты. Он состоит из задающего генератора (микросхема из 8 ног) и полевика (микросхема 6 ног). Надо проверить полевик на наличие пробоя, защитный диод (прямоугольник левее фильтра) и электролит (жёлтый прямоугольник).
Схема SBEG-а из даташита (на примере LM3485)


Далее смотрим стабилизатор для ATmega8a (оранжевый цвет) Это обычный стабилизатор на 5 вольт на микросхеме LM2931 (8 ног). Проверяем напряжение должно быть в пределах 4.9 - 5.1 вольт. Если не так - заменить.
Смотрим в даташит (в бонус ещё и распиновка)

Следующий шаг это стабилизатор на 12 вольт на базе 78L12 (розовый цвет) . Измеряем напряжение должно быть в пределах 11.9 - 12.1 вольт. В случае чего заменям деталь.
Схема по даташиту


Инвентор (серый цвет) состоит из 3 транзисторов и 3 диодов которые надо тоже проверить на пробой.
Ну и заключительный этап это микросхема ATmega8a (фиолетовый цвет) . Китайцы решили сэкономить и вместо ATmega8 вставили ATmega8a которая в разы дешевле. Для её проверки нужно проверить выводы на наличие пробоя. В включенном состоянии на выводах микросхемы идущих напрямую через ограничивающие резисторы на ключи должны быть логические нули. А выводы идущие через инвентор должны быть логические еденицы. Если не так возможно микросхема вышла из строя. Также при наличии специального оборудования полезно проверить кварц на 16 MHz (полосатый прямоугольник).

С диагностикой разобрались у меня вышло 6 горелых транзисторов которые лечатся заменой я заменил 30 амперниками из материнки, выглядит далеко не эстетично (размер большой у транзисторов) зато работает.



По поводу выпайки не обязательно иметь паяльный фен, главное больше припоя и флюса. Я паял обычным 40 ваттным паялом:)
В заключении даже если не получится наладить регулятор в любом случае его можно оставить на детали для ремонта других регуляторов.
И ещё хотелось бы сказать что у меня регулятор сгорел после заливания прошивки kda для multistar. При включении он пропищал т.е. загрузился при подаче газа он задымился:(Может кто скажет что я сделал не так.
Всем удачного дня!
RaX

В начале марта удалось приобрести отличный игрушечный радиоуправляемый джип, имеющий мощный мотор 380-й серии и серво с плавной регулировкой поворота, после чего данный девайс гонялся и в снег, и дождь, и пыль с песком. Причём испытания авто на более чем 30 заездах показали следующее: ему всё нипочём! Уже и водой заливали по уши, и песком забивался, и мокрым снегом облеплен был с головы до ног, и летел кувырком по асфальту с трамплина - а упорно ездил (если не считать пару раз отрывавшихся проводов на разъёме моего самодельного 2S аккумулятора, ).

Но вот и на старуху нашлась гнилуха - сгорел регулятор скорости на общем блоке управления. А дело было так: есть у этого джипа режим суперскорости, включаемый только через поворот ключа в пульте. Такая себе защита от детей, ведь тогда 2-х килограммовая машинка превращается в тяжёлый снаряд, который может снести малыша при столкновении.

Иногда включал эту супер-скорость по асфальту, а тут надумал запустить её по затрудняющей движение траве. И конечно получил перегрев мосфетов управления мотором в мостике на второй минуте заезда. Машинка перестала ездить вперёд (да и назад ехала только сразу на максимальной скорости).

Сначала отчего-то подумалось на пульт - вдруг там кнопочка где заела или контакт в переключателе пропал. Наивные мысли! ПДУ работал без проблем (это определяется косвенно по изменению тока его потребления во время разных нажатий).

Собираем пульт и переходим к сложной части - разборке блока управления серво и мотора, именуемом FY-RX01.

Схема регулятора RC

Это блочок, содержащий внутри радиоприёмник 2,4 ГГц, управление серво и ШИМ контроллер электромотора (путём 4-х полевых транзисторов).

Схему найти точную не удалось, да это особо и не требуется. Скорее всего сгорели какие-то из мосфетов, так как если проблема в микросхемах - можно сразу сливать воду и искать в продаже готовый модуль (да простят меня за эту ересь труЪ радиолюбители).

Транзисторы виновники торжества нашлись легко, так как были пробиты накоротко, но учитывая их безымянность встал вопрос с поиском аналога.

Вот только особо тут думать не нужно: согласно информации с блогов ремонтников этих модулей, сюда прекрасно подходят MOSFET от ШИМ питания процессоров и видеокарт ПК. Их ток примерно 30-40А, чего более чем достаточно для мотора потребляющего 5-10А.

Но есть одна проблема - выпаять их обычным паяльником, пусть и 100 ваттным, практически нереально. Они припаяны тугоплавкими припоями и скорее всего результат будет как у меня:

Пришлось задействовать паяльную станцию (термофен), после чего дело пошло и замена сгоревших полевиков успешно выполнилась. Далее смотрите на испытания радиоуправляемой машины после ремонта (а заодно испытания недавно купленной видеокамеры SONY HDR-250, так как дальше снимать видео для ютуб-канала телефоном 0,3 мегапикселя просто стыдно).

Видео

Как вы заметили, дополнительно решено было поставить светодиодные фары на 2-х LED 3 В, 300 мА подключенных через резистор 20 Ом 1 Вт к АКБ. Подключение последовательное с заниженным током 100 мА, чтоб не перегревались. Так становится понятно что авто включено, да и по тёмной улице с ними гонять превеликое удовольствие!

В общем всё работает после починки как надо, поэтому вывод делаем такой: практически все ШИМ регуляторы RC моделей построены на мосфетах и при их сгорании просто впаиваем транзисторы с плат старых нерабочих видеокарт с материнками, коих у вас должно быть немало. Всем спасибо за внимание!

Обсудить статью РЕМОНТ РЕГУЛЯТОРА СКОРОСТИ RC МОДЕЛИ