Международной таблицы подачи сигналов бедствия. Как правильно подавать сигналы бедствия. Световые сигналы бедствия

ФИО: Мистрюкова Алёна Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №1 с.Сарыг-Сеп

Должность: Преподаватель -организатор ОБЖ

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 6

Урок № 15

Тема: Сигналы бедствия

УМК: учебник: Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа. 2014

Цель: Познакомить учащихся с международными сигналами бедствия

Цели урока:

Образовательные :

Актуализация теоретических знаний о способах подачи сигналов бедствия

Порядок и правила поведения в условиях автономного существования

Развивающие:

Развивать навыки устной речи (монологическая речь), чтения текста с охватом общего содержания, умения извлекать из текста информацию и последующего её анализа.

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитательные:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства товарищества у подростков;

Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование мотивации изучения ОБЖ;
Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их. уметь извлекать необходимую информацию при чтении текста. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Предметные результаты

Ученики научатся:

Подавать международные сигналы бедствия, принимать решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

Ученики получат возможность научиться:

делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

комментировать факты из прочитанного текста, кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией. Р аботать в паре, логически излагать свои мысли.

Тип урока: открытие новых знаний.

Используемые технологии: технология работы в сотрудничестве.

Используемые приемы и методы работы: прием «толстых и тонких вопросов», метод «зигзага», прием взаимообучения и самооценивания, фронтальная работа (работа с текстом), индивидуальная работа (монологические высказывания), групповая работа.

Оборудование: доска, раздаточный материал, проектор, ноутбук.

Структура и ход урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Время

1.Организационный момент

приветствие, фиксация отсутствующих;

Проверка подготовленности классного помещения;

Организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

. «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Садитесь. Прежде чем приступить к уроку я предлагаю вам дать себе установку: «Я нахожусь на уроке ОБЖ, готов к восприятию, изучению, пониманию учебного материала, а все остальное я смогу сделать позже!»

Включаются в деловой ритм урока.

2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

А теперь давайте попробуем все вместе понять чем же мы будем с вами заниматься на уроке?

Представьте себе, что вы оказались на острове. Вокруг красивая природа, море, тепло, поют птички. У вас прекрасное настроение! НО ОКАЗАЛОСЬ ЧТО ЭТОТ ОСТРОВ НЕОБИТАЕМ, А У ВАС С СОБОЙ НЕТ СОРЕДСТВ СВЯЗИ С ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ. Вдруг вы увидели в небе над островом самолет.

Давайте попробуем выяснить вместе с вами, что поможет нам привлечь внимание летчиков (пассажиров самолета) к себе?

Вспоминают, воспроизводят уже имеющиеся знания (разведение костра, добыча пищи, обеспечение водой, сооружение временного жилища и т.д)

отвечают на вопросы, делают выводы

Ученики воспроизводят имеющиеся знания; делают вывод, что знаний по данной теме недостаточно.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы .

Тема: Сигналы бедствия

Цель: умение подавать сигналы бедствия

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4.Открытие нового знания.

ХОРОШЕЕ НАЧАЛО!

Кто вспомнит чем мы можем подать сигналы
Костер, дым, башни рации, телефоны и т.д.

Таким образом - можно воспользоваться сигнальным костром.
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения.
Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного.
И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - виден издалека.

Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 м.

Как правильно сложить сигнальный костёр? Основа любого сигнального костра - самый обыкновенный костёр «колодец». Но следует учесть,что ваш костёр должен иметь достаточно большой размер: не менее одного квадратного метра. В основании «колодца» разумнее положить толстые брёвна. Между брёвнами лучше всего сложить «шалаш»: он обеспечит высокую температуру пламени для разгорания «колодца».


А как поступить, если Вы находитесь в лесу?

Дым от костра – тоже хорошее средство для подачи сигнала. В пасмурную погоду хорошо заметен темный дым, который получается, если добавить в костер куски резины, покрышек, пластик, зеленые листья, ельник. А светлый дым хорошо различим в ясную погоду – для его получения нужно добавить мокрый мох, траву, ветки в разгоревшийся уже костер.

Американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе в 1835 г. изобрёл удивительно простую систему связи - азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трёх символов: точка, короткое тире и длинное тире. И лишь в 1851 г. на конференции европейских стран все коды были переведены на два знака: точка и тире. Буквы SOS не имеют никакой расшифровки. Они просто были выбраны Международной радиотелефонной конвенцией как наиболее простая, быстрая и отчётливая комбинация (три точки, три тире, три точки).

Итак, давайте приступим. Попробуем прохлопать сигнал (слайд … --- …). - (2-3 раза). Как видим – ничего сложного он не представляет.

СИГНАЛ S0S МОЖНО ВЫЛОЖИТЬ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ ЛЮБЫМИ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ Длина символа должна быть не менее 6м, ширина – не менее 0,5м.

Помимо сигнала бедствия SOS существуют еще и сигналы бедствия передаваемые жестами их 12 .

А также международные символы бедствия.

5.Первичное осмысление и закрепление знаний

Конечно для проверки как в ы усвоили новую тему предлагаю решить ситуационные задачи. печатный вариант выдается каждому учащемуся.

Выполняют задание в группе.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают в дневник домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.

7.Рефлексия

Ученикам предлагается подвести итог урока. Организует самооценку учебной деятельности.

Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

Сегодня на уроке я узнал?

мне было трудно?

Наш урок подходит к концу. я думаю, что с поставленной целью мы с вами справились. ну и конечно главным итогом нашего с вами урока являются не оценки которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

Размышляют, отвечают, слушают.

Групповая работа

Вариант № 1.

А) Б) В)

Г) Д)

А) Б) В) Г)

А)Нужны продукты и вода

Б) Идем в этом направлении

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Нужны медикоменты

Д) Не понял

Вариант № 2.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач

Б) Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения

В) Вас не понял, повторите сигнал

Г) Требуется оружие и боеприпасы

Д) Пытаемся взлететь

Вариант № 3.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма

Б) Требуются карта и компас

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Судно серьёзно повреждено

Д) Требуется карта и компас

1.Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач- Лежащая фигура человека лицом к верху

2.Нужны продукты и вода- Сидящая на корточках фигура человека

3.Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения- Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперед руками на уровне плеч

4.Идем в этом направлении- Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперед на уровне плеч в направлении движения

5.Здесь можно совершить посадку- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх и разведены несколько в стороны

6.Здесь садиться нельзя, опасно -Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята кверху и несколько отведена в сторону, другая рука опущена вниз вдоль туловища и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N - «нет».

7.Вас не понял, повторите сигнал.- Стоящая в полный рост фигура человека, руки подняты кверху и сложены крестообразно

8.Вас понял, выполняю- Стоящая в полный рост фигура человека, правая рука на уровне плеча вытянута в сторону, левая опущена вниз вдоль туловища

9.Требуются карта и компас- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз вдоль туловища

10.Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки на уровне плеч вытянуты в стороны

11.Нужны медикаменты- Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперед

12.Нужна радиостанция, питание к ней- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены

Всем туристам, и не только, хоть раз да может не повезти: отстал от группы, заблудился в лесу, сбился с маршрута, получил травму и не в состоянии самостоятельно передвигаться. Поэтому, каждому из Вас не мешало бы знать общепринятые сигналы бедствия, которые помогут Вам привлечь к себе внимания в чрезвычайной ситуации или даже распознать эти сигналы и оказать помощь другим.

Типы сигналов бедствия:

- Визуальные на открытой местности: отражение солнца от блестящей поверхности - «солнечный зайчик» может быть отражен от зеркала, фольги, конфетной обертки, консервной банки и т.д. Свет фонарика (ночью), вспышка фотоаппарата, огонь от костра (ночью), дым от костра (днем), сигнальная ракета, выложенные на земле знаки из веток или камней, развешанные по деревьям яркие вещи или пакеты.

- Визуальные на воде: разные красители, окрашивающие воду.

- Звуковые: свист (лучше, если есть свисток), выстрелы из огнестрельного или сигнального оружия, крик, и т.д.

- Радиосигналы: радиостанция (рация), мобильник, пеленгатор, и т.д.

Существуют универсальные сигналы бедствия. Для гор это сигнал типа 6-1, то есть, 6 коротких сигналов подряд, потом длинная пауза. Сигналы подаются любыми средствами, например, 6 коротких свистков, пауза, или 6 коротких бликов фонаря, пауза и т.д.

В других условиях (не в горах) применяется сигнал типа 3-1 (три коротких - пауза).

Для того, что бы Ваш сигнал был распознан как сигнал бедствия, он должен быть обязательно тройным – будь то, три блика фонарем, три свистка, три костра. Если сигналы динамические (свисток, фонарик, и т.д.), между ними нужно делать минутную паузу, а затем повторять их снова.

Сигнальные костры нужно разжигать в виде каких-либо фигур, а не как попало, при чем расстояние между ними должно быть около 30-50 метров. Международным сигналом бедствия будут распознаны костры выложенные три в одну линию , либо образующие треугольник правильной формы . В то же время 5 костров в виде буквы Т, будут означать безопасное место для посадки.

Для визуальных сигналов, выложенных на земле, существуют специальные знаки, приведенные в таблице ниже. Знаки выкладываются из подручных средств (веток, камней, вещей и т.д.). Их размер должен быть достаточно большим, для того, что б их было хорошо видно с воздуха.

Также существуют специальные сигналы, которые показывают руками пилотам спасателям (в руках желательно иметь яркие, хорошо заметные с воздуха, вещи):

1) Прошу взять на борт
2) Требуется техпомощь
3) Здесь удобно сесть
4) Всё в порядке
5) Вас понял, выполняю
6) Располагаю радиостанцией
7) Здесь садиться опасно
8) Не могу двигаться. Необходима медпомощь.
9) Готов принять вымпел, сообщение.
10) Да
11) Нет.

Международные сигналы - этообщепризнанные сигналы просьбы о помощи. Сигналы бедствия нужны для того, что бы сообщить, что людям или транспортному средству (чаще всего их передают корабли) требуется помощ или угрожает опасность. Сигналом бедствия, как уже было написано выше, может быть звуковой, радиосигнал, пиротехнический, световой или дымовой сигнал. Вот некоторые из них:

- SOS (...---...) с помощью азбуки Морзе передается так: 3 точки, 3 тире, 3 точки (три длинных сигнала – пауза – три коротких – пауза – три длинных). От английского "Спасите наши души (Save Our Souls). Именно эти буквы были общепризнанны из-за довольно легкой последовательности

- CQD (-.-.--.--..) В переводе санглийского "Приходите немедленно, опасность (Come Quickly, Danger!). Официальное его значение - "Всем постам, тревога!

Международные радиосигналы выглядят следующим образом:

- Mayday! Mayday! Mayday! (Мэйдэй! Мэйдэй! Мэйдэй!) Повторяется три раза. С французкого переводится как (m"aidez) - помогите. Используют его при серьезной опасности.

- Pan-pan, Pan-pan, Pan-pan (Пан-пан, пан-пан, пан-пан) Повторяется три раза. С французского переводится как (panne) - поломка. Используют его при менее серьезной опасности чем Mayday!

Международные морские сигналы бедствия:

Если Вы сами увидели сигнал о помощи, то нужно сделать все что в Ваших силах, что бы помочь попавшим в беду людям. К месту бедствия нужно отсылать самых опытных членов Вашей группы, так как случайные и необдуманные действия малоопытных могут привести к увеличению числа людей, которым нужна помощь. Оставшиеся члены группы должны подготовить «аварийный» лагерь: поставить палатки, разжечь костер, вскипятить воду, приготовить имеющиеся аптечки и установить сигналы бедствия вокруг лагеря.

ЗАПОМНИТЕ! Сигнал о помощи нужно подавать ТОЛЬКО в безвыходной ситуации, если есть реальная угроза жизни или здоровью людей!!!

Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Например, сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету. Если летчик заметить и поймет ваш сигнал, то должен качнуть крылом, либо просигнализировать зелеными огнями. Если летчик не понял вашы сигналы, но вас заметил, то возможно он зайдет на второй круг.

Подача сигналов бедствия

Сигналы бедствия, подаваемые руками (жесты)

Спасательные сигналы, подаваемые жестами, заметны для низколетящих самолетов и вертолетов, а также близко проходящих судов. Для большей заметности с воздуха лучше соорудить спасательные сигналы на земле достаточных размеров. Это могут быть знаки на песке, на снегу, яркие, порезанные лоскуты от парашюта, яркой ткани и.т.д. Ниже приведены спасательные сигналы, подаваемые летчиками при авиационном крушении.

Международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли.

Расшифровка сигналов бедствия:

1 - нужен врач

2 - необходимы медикаменты

4 - Необходима вода и еда

5 - Необходимо оружие и боеприпасы

6 - Необходимы карта и компас

7 - Нужа сигнальная лампа и батареи

8 - Укажите направление к спасению

9 - Мы двигаемся в этом направлении

10 - Пробуем взлететь

11 - Самолет поврежден

12 - Здесь безопасная посадка

13 - Необходимо масло и пища

14 - Все в норме

17 - Не понял

18 - Необходим инженер

19 - мы нашли всех людей

20 - Судно повреждено

Также для подачи спасальных сигналов можно использовать костер с дымом, сигнальные ракеты, фонари, сигнальное зеркальце, свисток.

Три костра, разведенные в виде треугольника являются сигналом бедствия по международным нормам. Как вариант, котстры можно развести на одной линии на расстоянии примерно 25 м друг от друга. Приготовьте три костра, но разожгите один, и как только понадобится, подпалите два остальных. Это позволит в ожидании помощи поддерживать горение одного костра, а не сразу трех. Ведь ждать возможно придется довольно долго.

Световые сигналы подаются с частой 6 вспышек в минуту, т.е раз в 10 сек., потом минута ожидания, и дальше 6 сигналов.

Звуковые сигналы подаются аналогично световым - 6 сигналов в минуту.

Если же в вашем распоряжении или распоряжении группы имеется радиопередатчик, то у вас есть возможность передавать сигнал бедствия. Сообщение подается в следующей последовательности:

Международный сигнал бедствия - "Мэйдэй, Мэйдэй"

Позывной, если есть

Местонахождение

Количество людей в группе

Координаты посадки

Запрос о медицинской помощи, если необходимо

Как варинт, можно передавать сигналы о помощи азбукой Морзе. Дальность таких сигналов на порядок выше. В отдельной статье мы подробней рассмотрим правила радиобмена и подачи сигналов бедствия по радио.

Согласно предписаниям, люди, попавшие в экстремальную ситуацию, не должны уходить из района происшествия. Шансы на спасение возрастут, если они останутся на месте и будут подавать сигналы бедствия тем, кто занимается поисками. Спасателям нужно будет разглядеть знаки с большого расстояния, поэтому они должны быть видны с земли, воды и воздуха. Особенно это важно, когда пострадавшему требуется медицинская помощь.

Разновидности сигналов

Сигналы бедствия по ОБЖ изучают в школе с 6 класса. Они могут подаваться различными способами как с использованием технических средств, так и без них.

Сигналы делятся на следующие разновидности:

  1. Световые. Подаются с помощью источников света или светоотражающих предметов.
  2. Дымовые. Используются столбы дыма от зажженных костров.
  3. Жестовые. Применяются, если пострадавший видит вертолет, приблизившийся к земле.
  4. Информационные. Если людям пришлось уйти с места, они оставляют такие знаки, чтобы указать направление.
  5. Водные. В воде растворяют ярко светящиеся краски.
  6. Звуковые. Крики, свистки, хлопушки, выстрелы.
  7. Радиосигналы. Используются технические средства: рации, сотовые телефоны и пеленгаторы.

Если планируется экспедиция, в которой существует риск попасть в аварийную ситуацию, ее участникам следует взять с собой набор, с помощью которого можно подать сигнал. В него входят:

    Свисток. Его слышно на дальнем расстоянии. Свисток пригодится в местах, где сильно рассеивается звук: голос там будет не слышен.

  1. Радиостанция. Этот прибор действует только на равнине.
  2. Палочка-фонарик. Работает часов 10. Свет виден только вблизи.
  3. Сигнальный буй. Нужен, если бедствие произошло на воде.
  4. Водный маркер. От него вода становится насыщенно-зеленой или оранжевой.
  5. Зеркало-гелиограф. Пускает очень мощных солнечных зайчиков. С воздуха такой сигнал можно увидеть на расстоянии в 20 000 метров.

Отсутствие технических средств

У людей, случайно попавших в экстремальную ситуацию в диких местах, может и не быть с собой средств для подачи сигнала бедствия. В этом случае следует воспользоваться подручными материалами. Так, при отсутствии гелиографа можно использовать все, что отражает свет: карманное зеркальце, фольгу, жестянку, часы. Можно использовать азбуку Морзе и подавать сигнал с ее помощью. Этот способ пригоден, если ярко светит солнце.

Разжигание костров

Костры использовали еще древние люди. Это просто и доступно. Выбирается удобное открытое место, которое хорошо видно со всех сторон. Огонь разводят на лесных полянах, широких просеках, в поле или на холме. Если имеются пострадавшие, то сигналы лучше подавать возле их лагеря.

По международным нормам, нужно развести три костра на расстоянии в полсотни метров . Можно их вытянуть в линию или расположить треугольником. Если зажечь пять костров буквой «Т», спасатели поймут, что здесь может сесть самолет или вертолет.

Дрова для костров собирают сразу после выполнения первых необходимых действий в экстремальной ситуации. Топливо укрывают от дождя. Если земля мокрая, делают настил из бревен.

Чтобы запалить костры быстро, рядом с ними стоит дежурный. Он поддерживает небольшие костерки. Горящими бревнами или углями можно поджечь сигнальные костры сразу после того, как появится самолет, корабль или автомобиль.

Дымовой столб

В безветренную ясную погоду хорошо заметен столб дыма. Для увеличения дымообразования в костры добавляют свежую траву, мох и зеленые ветки, которые заготавливают заранее. В зимнее время и в плохую погоду будет лучше заметен темный дым. Для его создания в огонь бросают резину и пластик, подливают автомобильное масло.

После заката внимание лучше привлечет яркий свет . Летчик сможет его увидеть с 20 000 метров. Если огонь всего один, его рекомендуют прикрывать густыми ветками лапника или кусками ткани, чтобы создать пульсирующий свет. Так можно и подать сигнал азбукой Морзе. Мигающий свет быстрее привлечет внимание спасателей, чем ровный огонь.

В пустыне наполняют песком бочки и поливают их бензином или соляркой. Ночью зажигают костер из сухой травы и веток.

Международные коды

Для помощи пострадавшим разработаны международные сигналы бедствия, понятные спасателям всех стран, на каком бы языке они ни говорили. Это знаки кодовой таблицы. Важно правильно их расположить: сигнал должен быть виден и с земли, и с воздуха.

Символы не должны быть меньше 300 см в ширину и 1000 см в длину . Пробельное пространство между знаками - не менее 300 см. Символы выкладывают любыми подручными предметами, которые хорошо видно на земле. Подойдут яркая одежда, палатки, спасжилеты.

Сигналы международного кода выкладывают и дерном, который срезают ножом или лопатой. Чтобы увеличить ширину символов, перевернутый темной стороной кверху дерн укладывают рядом с траншеей. На снегу для изготовления знаков используют еловый лапник. Также их вытаптывают обувью или рисуют золой.

В пустынях знаки можно изобразить с помощью песка. Его нагребают в небольшие валы. Такие символы хорошо видны утром и вечером, когда солнце находится низко над горизонтом. Песчаные валы отбрасывают густые тени, отчетливо заметные с воздуха.

Чтобы знаки бедствия были видны издалека, они должны резко контрастировать с фоном, на котором выложены. На светлой поверхности символы делают темными, а на темной - светлыми.

Самый известный и наиболее часто используемый сигнал бедствия - «S.O.S.» . Его передают, используя азбуку Морзе или другие частотные сигналы, выкладывают любыми подручными средствами, которые заметны на Земле. Другой экстренный международный радиосигнал - это «Mayday», который означает «Помогите!». В качестве сигнала бедствия используют оранжевый дым, непрерывный звуковой сигнал или перевернутый государственный флаг.

Авиационные и информационные знаки

Люди, попавшие в аварийную ситуацию, должны стараться подавать как можно больше сигналов бедствия. Так, если летчик спасательного воздушного судна уловит блеск светового сигнала, он может внимательно приглядеться и увидеть сигнальный дым. Снизившись, он заметит выложенные знаки кодовой таблицы, а также самих пострадавших.

Чтобы легче быть замеченными с воздуха, людям нужно надеть цветную одежду, по возможности оранжевую, а потерпевшим бедствие в пустыне - белую. Им следует выйти на открытое пространство и размахивать кусками цветной ткани, а в ночное время факелами или фонариками.

Если спасательный самолет снизился, ему подают знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.

Летчик воздушного судна может дать следующий ответ:

  1. «Вас вижу». Круг над местом обнаружения пострадавших или ракета зеленого цвета.
  2. «Ожидайте помощи, скоро прибудет вертолет». Красная ракета или горизонтальная восьмерка.
  3. «Двигайтесь в указанном направлении». Желтая ракета или полет над людьми по направлению движения.
  4. «Вас понял». Белая ракета или покачивание крыльями. Ночью летчик может включить и выключить навигационные огни или посадочные фары. Если такие знаки не подаются, это означает, что спасатель не принял сигнал, поданный с земли.
  5. «Вас не понял». Самолет движется змейкой или выпускает две красные ракеты.
  6. «Обозначьте место приземления». Воздушное судно пикирует с последующим входом в вираж или выпускает две сигнальные ракеты.

Если же потерпевшим необходимо срочно покинуть лагерь или район бедствия, они оставляют хорошо различимые с воздуха и земли информационные знаки из кодовой таблицы.

Кроме того, из камней или кусков льда на видном месте сооружают достаточно высокую и заметную издалека башенку (тур). В нее вставляют палку длиной 1,5−2 м с прикрепленным на конец ярким куском ткани, фольгой или надетой консервной банкой.

Рядом с туром или внутрь него помещают плотно закупоренную емкость, в которую кладут бумагу с данными потерпевших аварию, их адресами, причинами бедствия. Также перечисляется, какое имущество и продукты остались у группы. Рядом выкладывается стрелка, указывающая направление движения.

Маршрут, по которому движется группа, нужно помечать определенными символами из международной кодовой таблицы, а также вырезать стрелки на стволах деревьев, обламывать ветки, оставлять туры. Все метки должны быть в пределах видимости одна от другой.

Чем больше аварийных сигналов оставят потерпевшие, тем выше надежда на спасение . Но может быть так, что их знаки не заметят, особенно если их специально никто не ищет. Поэтому, отправляясь в поход в места с высокой степенью риска, нужно тщательно подготовиться к возможной экстремальной ситуации.

Для потерпевших бедствие лишенных аварийных и подачи сигналов о помощи, придуман еще один способ подать сигналы бедствия — международная кодовая таблица сигналов бедствия.

Кодовая таблица включает в себя общепринятые сигналы, которых выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах — на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов.

Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 метров в длину, 3 метра в ширину и 3 метра между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 метров. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет — чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят. К примеру, я собственными глазами в одном из путешествий смог наблюдать знак с размерами сторон, намного превышающими сто метров. Правда, это был не знак бедствия, а скорее символ человеческой глупости. Кто-то не поленился, ободрал склон возвышающегося над окружающей местностью холма для того, чтобы увековечить одно очень короткое, но емкое русское слово, которое я здесь по цензурным соображениям процитировать не могу.

Местные летчики не без гордости утверждали, что это титаническое сооружение любителей русской словесности используется для наведения самолетов на родной аэропорт и запросто читается даже из космоса. Так что содержание содержанием, а пример того, что чем больше — тем лучше, очень наглядный. Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего. Из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды, спасжилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря — из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей.

Можно сигнал не выкладывать, а например выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину. На снегу сигнал рисуется с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. Только, вытаптывая траншеи на снегу, не надо топтаться рядом с ними, чтобы вместо четко читаемого сигнального знака не получить бессмысленный узор из десятков идущих в разные стороны дорожек и тропинок. Подходить к строительной площадке следует только с одной стороны и только по одной, заранее обозначенной тропинке.

Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной — светлыми. В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак работает два раза в сутки — утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом.

Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо читаются с воздуха. Но еще лучше развесить на кольях, вбитых в песок, полотнища ткани или даже плотной бумаги. Сама ткань может быть любой окраски, даже желтой, потому что рисовать сигнал будут не полотнища, а отбрасываемая ими тень. При отсутствии ткани подобный теневой сигнал можно попытаться соорудить из связанных в длинные жгуты и растянутых между кольев в метре от земли растений.

Кодовая таблица сигналов бедствия включает в себя знаки которые имеют одно единственное известное пилоту поискового самолета значение. Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS. Я долго сомневался, стоит ли рассказывать читателю еще об одном способе аварийной сигнализации. С одной стороны, он до смешного прост и потому доступен всякому человеку, не требует никаких дополнительных технических приспособлений, действен — сплошные весомые плюсы.

С другой — наносит объективный урон окружающей природе — по нынешним временам минус очень серьезный. А ну как люди, увлекшись, начнут его применять, где надо и где не надо? Но потом подумал, что уж лучше он, чем «сигнальный» . К тому же этот способ достаточно трудоемкий, чтобы человек брался за него только скуки или шалости ради. Суть данного способа сигнализации заключается в том, что потерпевшие всеми доступными им способами стараются изменить естественный вид окружающей местности. Выжигают, вытаптывают на земле геометрические фигуры большого размера, вырубают в густолесье искусственные просеки.

Конечно, удобнее не валить большие деревья, такая работа слишком трудоемка, а, например, подрезать низкий кустарник на опушках леса или берегах водоема. Размер знака (круга, треугольника и т.п.) должен быть 20 метров и более, ширина полосы — 3 — 4 метра. Вблизи такой знак почти не виден, а вот с высоты в несколько сот метров он сразу бросается в глаза. Вообще надо заметить, что в аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного-двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если можно так выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального , летчик более внимательно осмотрит местность, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру.

Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит самих людей. Кстати, последние должны позаботиться о том, чтобы их было хорошо видно. Надеть яркую, лучше оранжевую, а в степи белую одежду, выйти из тени деревьев на солнечное, открытое место, размахивать над головой яркими кусками ткани, ночью — факелом или фонариком.

Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация.

Но еще лучше, если потерпевшие бедствие будут знать международную авиационную аварийную жестовую сигнализацию, используемую для передачи информации пилотами поисково-спасательных самолетов и вертолетов.

1. Прошу взять на борт.
2. Требуется техническая помощь.
3. Здесь удобно произвести посадку.
4. Всё в порядке.
5. Вас понял, выполняю.
6. Располагаю радиостанцией.
7. Здесь приземляться опасно.
8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь.
9. Готов принять вымпел, письменное сообщение.
10. Да.
11. Нет.

Для той же самой цели — сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации — используется еще одна форма сигнализации. Только уже не международная, а наша, отечественная, принятая в ВВС. С кем придется потерпевшим общаться в условиях аварии — с нашими или не нашими авиаторами и кто из них какой жестовой системы придерживается, заранее сказать невозможно, так что лучше, на всякий случай, знать обе.

1. «Произошло происшествие, имеются пострадавшие» — лежащий на земле человек, или круг из ткани (расправленный парашют), в середине которого фигура лежащего человека.

2. «Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании» — сидящий на земле человек, или треугольник из ткани.

3. «Покажите, в каком направлении идти» — человек с поднятыми и немного разведенными в стороны руками, или тонкий, длинный треугольник из ткани в виде стрелы.

4. «Здесь можно произвести посадку» — человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, или квадрат из ткани.

5. «Приземляйтесь в указанном направлении» — стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочное «Т» из ткани.

6. «Здесь садиться нельзя» — стоящий человек с перекрещенными над головой руками или крест из ткани.

Упрощенные сигналы бедствия и универсальный сигнал SOS.

Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств. Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS, или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет — три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. — лишь бы сигнал был тройным.

Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала — минута отдыха — и снова три сигнала. Международный сигнал бедствия, принятый в горах, выглядит несколько иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор сигнала.

Действия при обнаружении чужих сигналов бедствия.

Если во время похода или путешествия вы заметили чужой сигнал бедствия — примите все меры для оказания помощи. В первую очередь зафиксируйте место подачи сигнала — снимите с помощью пеленг, заметьте ориентиры в указанном направлении. Если пострадавшие находятся в труднодоступном месте, на помощь им должны выйти несколько наиболее опытных путешественников. Недопустимо отправлять спасательную команду налегке — без палатки, теплых вещей, питания. Уходящие спасатели должны быть полностью автономны, даже если терпящие бедствие находятся в нескольких сотнях метров.

Оставшиеся (страхующая группа) немедленно должны приступить к оборудованию аварийного лагеря. Разбить палатки, построить убежища, развести костры, вскипятить воду, установить знаки-сигналы вокруг лагеря и по направлению движения спасательной группы, организовать промежуточные лагеря. Если возможно, надо немедленно поставить в известность о происшедшем спасательные службы, органы власти и далее действовать согласно их указаниям. При работе штатных спасателей самостоятельные, не согласованные с ними действия недопустимы. Продолжать маршрут можно только с разрешения соответствующих служб после окончания спасательной операции.

Аварийная сигнализация, сигналы бедствия и общечеловеческая этика.

Последний совет касается не столько технологии аварийной сигнализации, сколько общечеловеческой этики. Всякая спасательная операция отвлекает большое число людей от основной работы, подвергает их жизни повышенному риску, не считая крупных финансовых затрат. Поэтому прежде чем решиться подать сигнал бедствия, надо семь раз подумать. Любой сигнал бедствия следует применять только в истинно критической ситуации, непосредственно угрожающей жизни или здоровью людей.

Несколько десятков километров, которые предстоит пройти, стертые ноги или несоблюдение сроков похода, я уж не говорю о таких меркантильных причинах, как боязнь опоздать из отпуска, пропадающие авиационные билеты и прочее — не повод для подачи аварийного сигнала и развертывания крупномасштабных спасательных операций.

С той же целью после благополучного завершения аварии следует снять все аварийные сигналы или, если это невозможно, известить местные власти, спасательные службы, авиаторов, что в указанных районах сигналы (указать, какие конкретно) «нерабочие». К сожалению, известны случаи, когда путешественники уже много дней как были дома, а спасательные отряды, поднятые по тревоге, продолжали прочесывать местность в поисках пострадавших.

По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях».
Ильин А.

Действия потерпевших бедствие, если они решили не дожидаясь помощи спасателей, выбираться к людям, в населенные места, самостоятельно.