Рисование мягкой или твердой кистью в фотошоп. Настройка кисти для рисования в фотошопе

«Кисть» – самый востребованный и универсальный инструмент Фотошопа. При помощи кистей выполняется огромный спектр работ – от простого окрашивания объектов до взаимодействия с масками слоев.

Кисти имеют очень гибкие настройки: меняются размер, жесткость, форма и направление щетины, для них также можно задать режим наложения, непрозрачность и нажим. Обо всех этих свойствах мы и поговорим в сегодняшнем уроке.

Данный инструмент располагается там же, где и все остальные – на левой панели инструментов.

Как и для других инструментов, для кистей при активации включается верхняя панель настроек. Именно на этой панели настраиваются основные свойства. Это:

  • Размер и форма;
  • Режим наложения;
  • Непрозрачность и нажим.

Значки, которые Вы можете видеть на панели, выполняют следующие действия:

  • Открывает панель тонкой настройки формы кисти (аналог – клавиша F5);
  • Определяет непрозрачность кисти силой нажима;
  • Включает режим аэрографа;
  • Определяет размер кисти силой нажима.

Три последних кнопки в списке работают только в графическом планшете, то есть их активация не приведет ни к какому результату.

Размер и форма кисти

Данная панель настроек определяет размер, форму и жесткость кистей. Размер кисти настраивается соответствующим ползунком, либо квадратными кнопками на клавиатуре.

Жесткость щетины настраивается ползунком, расположенным ниже. Кисть с жесткостью 0% имеет максимально размытые границы, а кисть с жесткостью 100% — максимально четкие.

Форма кисти определяется набором, представленным в нижнем окне панели. О наборах поговорим чуть позднее.

Режим наложения

Данная настройка определяет режим наложения создаваемого кистью контента на содержимое данного слоя. Если слой (участок) не содержит элементов, то свойство распространится на подлежащие слои. Работает аналогично режимам наложения слоев.

Непрозрачность и нажим

Очень похожие между собой свойства. Они определяют интенсивность наносимой за один проход (клик) окраски. Чаще всего пользуются «Непрозрачностью» , как более понятной и универсальной настройкой.

При работе с масками именно «Непрозрачность» позволяет создавать плавные переходы и полупрозрачные границы между оттенками, изображениями и объектами на разных слоях палитры.

Тонкая настройка формы

Эта панель, вызываемая, как уже было сказано выше, кликом по значку в верхней части интерфейса, либо клавишей F5 , позволяет тонко настроить форму кисти. Рассмотрим наиболее часто применяемые настройки.

Это были основные настройки, остальные применяются редко. Их можно встретить в некоторых уроках, один из которых приведен ниже.

Наборы кистей

Работа с наборами уже подробно описана в одном из уроков на нашем сайте.

В рамках данного урока можно только сказать, что большинство наборов качественных кистей можно найти в свободном доступе на просторах интернета. Для этого нужно ввести в поисковике запрос вида «кисти для фотошопа» . Кроме того, можно создавать собственные наборы для удобства работы из готовых или определенных самостоятельно кистей.

Урок по изучению инструмента «Кисть» завершен. Информация, содержащаяся в нем, носит теоретический характер, а практические навыки работы с кистями можно получить, изучая другие уроке на . Подавляющее большинство обучающего материала включает в себя примеры использования данного инструмента.

Очень часто случается, что некачественная, плохая работа кисти вызвана неправильной настройкой графического планшета. Иногда, люди, только что купившие планшет, полагают, что его достаточно подключить, и он будет готов к работе. Но, увы, они заблуждаются. На самом же деле сначала необходимо подобрать правильную (именно для вас) настройку планшета и кисти. Необходимо, чтобы перо соответствовало и подходило вашему стилю рисования. В этом уроке я расскажу вам о параметрах, настройках кистей для удобной работы, которая будет доставлять вам удовольствие при рисовании.

Библиотека кистей Фотошопа

Чтобы получить доступ к библиотеке кистей Фотошопа для начала вам необходимо открыть окно the Brush Preset Picker (Наборы кистей). Выберите любую понравившуюся вам кисть. Теперь в этом окне щелкните по черной стрелочке (вверху справа). Таким образом, вы увидите огромное количество кистей, предоставленных Фотошопом. Выберите любой вид кистей и ознакомьтесь с ними.


Примечание: В версии Photoshop CC (2014) для того что бы перейти в Brush Presets (Наборы кистей) нужно выбрать через меню (Окно - Наборы кистей).

Обычно используемые кисти Фотошопа

Если Вы не в настроении создавать собственные кисти, то Вы можете воспользоваться кистями, которыми очень часто пользуются художники. Natural Brush (Природные кисти) - это один из самых удобных видов кистей, которые входят в стандартный набор. Их не требуется настраивать, так как изначально у них правильные параметры, обеспечивающие качественную работу.

Настройки кистей

Иногда новички удивляются тому, что кисть не реагирует на давление и наклон пера. Но для этого сначала необходимо настроить некоторые параметры кисти. Чтобы получить доступ к настройкам, откройте окно Window (Окно) и выберите Brushes (Кисти). Таким образом, должно открыться окно Brush Presets (Наборы кистей). В следующих шагах я объясню и расскажу вам, для чего предназначена каждая из настроек кистей.


Сохранение измененных параметров кисти

Представьте, что вы уже подобрали удовлетворяющие вас параметры кисти, но теперь необходимо их сохранить. Как же это сделать? Итак, мы снова открываем окно Brush Preset Picker (Наборы кистей), щелкаем по стрелочке в правом верхнем углу, выбираем пункт New Brush Preset (Новый набор параметров кисти). Имейте в виду, если вы не сохраните измененные настройки кисти, то кисти вернутся к настройкам по умолчанию.

Известные настройки кистей

Вообще, при рисовании, многие художники используют кисть Hard Round brush (Жесткая круглая) с настройкой Pen Pressure (Нажим пера). Выберите данную кисть, откройте окно Brush Presets (Наборы кистей), выберите Other Dynamics (Другая динамика - Photoshop CS3 / Transfer (Передача) - начиная с CS5). Затем установите Opacity Jitter (Колебание непрозрачности) на Pen Pressure (Нажим пера). Как вы видите, я буду рисовать картину параллельно с моими объяснениями. Однако я не буду объяснять вам в подробностях о том, как я рисовал свой рисунок, так как главное для нас сейчас – понять, насколько важны настройки кистей. А моя картина продемонстрирует вам возможности кистей. На сей момент, используя именно эту кисть, я нарисовал грубый скетч.


Примечание: Имя раздела Other Dynamics (Другая динамика) начиная с версии Photoshop CS5 изменено на Transfer (Передача).


Текстура кисти

Используя библиотеку кистей Фотошопа, вы можете добавить текстуру вашей кисти. Для этого выберите Window (Окно), затем Brushes (Кисть). В открывшемся окне выберите пункт Textures (Текстура). Теперь вам осталось только выбрать желаемую текстуру. После этого, вы можете поиграть с параметрами Depth (Глубина) и Scale (Шкала), используя предоставленные ползунки.

Инструмент кисть является одним из самых часто употребляемых в фотошопе. Не говоря о том, что и другие рисующие инструменты имеют с кистью практически идентичные настройки. В процессе написания статей для блога я столкнулся с тем, что приходится постоянно описывать одни и те же действия по настройке , это не есть эффективно.

Поэтому решил написать отдельный пост, в котором на примере инструмента Кисть показать большинство настроек характерных для рисующих и ретуширующих (к примеру ) инструментов программы Photoshop. К стати клавишу F1 еще никто не отменял и более исчерпывающую справку по параметрам кисти вы можете получить там.

Настройка курсора кисти и рисующих инструментов

Еще в самом начале работы в программе, сейчас тоже не поздно, в настойках фотошопа доступных по пути Редактирование – Настройки – Курсоры (Edit – Preferences – Cursors) желательно установить следующие настройки:

Painting Cursors (Рисующие курсоры) – Normal Brush Tip (Нормальный кончик кисти), установка этого параметра позволит вам видеть реальный размер инструмента и представить область его воздействия. Во время работы при необходимости можно переключится на представление Precise (Точный) нажав клавишу Caps Lock.

Other Cursors (Остальные курсоры) переключаем на Standard, настойка позволяет видеть какой инструмент у вас в руках, из не рисующих например « » (L), очень удобно при переключении между ними при помощи «горячих» клавиш.

Brash Preview (Предварительный просмотр) – в «обычной» работе не используется наличие его никак не проявляется. Однако при изменении размера и жесткости всех рисующих инструментов дает возможность увидеть размер и растушёвку области воздействия. Именно поэтому в качестве параметра есть только один вариант Color дающий возможность установить цвет, которым будет подсвечиваться область воздействия во время изменения размера. Как правило настройку менять не нужно цвет по умолчанию вполне подходит для этой цели.

Когда настройки в закладке Cursors проведены жмем на ОК переходим к «водным процедурам», работе с кистью.

Для тренировки откроем какую-либо картинку. В палитре инструментов возьмём «Brash» Кисть (горячая клавиша V).

Изменение размеров, жесткости и непрозрачности кисти по ходу работы

Наиболее частая операция по настройке - это изменение размеров, жесткости краёв и непрозрачности инструмента. Причем во время работы изменять эти параметры нужно часто, быстро, и желательно не отвлекаясь. Сделать это можно следующим образом:

Просто нажмите правую кнопку мыши – откроется диалог выбора параметров в котором можно изменить практически всё. Перед вами откроется практически тот же диалог выбора параметров что и при использовании соответствующего пункта на панели инструмента.

Можно изменить форму кисти, выбрать нужную кисть из установленных используя окошко просмотра отпечатков. Загрузить новый набор кистей, уменьшить либо увеличить размеры миниатюр, эти и другие настойки доступны после клика по иконке шестерёнки.

Наиболее часто изменяемые во время работы: Size (Размер) – больше значение параметра больше кисть и наоборот. Hardness (Жёсткость) – аналогично первому параметру, больше значение жёстче кисть, более «грубые» у неё края. Эти два параметра на мой взгляд удобнее изменять следующим образом:

Нажимаем Alt, кисть переключится в режим выбора цвета, курсор примет форму пипетки. Зажимаем правую кнопку мыши (как правило верхнюю кнопку пера планшета), при горизонтальном перемещении вправо-влево размер увеличивается – уменьшается. При перемещении вверх – вниз жесткость меньше – больше. Теперь становится понятен смысл настройки Brash Preview.

Рядом на панели параметров инструмента находится выпадающий список режимов наложения Mode схожий с аналогичным из палитры слоёв. Разница между ними в том, что первый относится непосредственно к выбранному инструменту и позволяет работать им с разными режимами наложения на одном слое. При этом конечно слой должен быть пиксельный. Опробуем в реальных условиях эту возможность. У меня есть картинка с горным пейзажем, сделаю небо более ярким.

Беру кисть с мягкими краями подходящего размера и цвета, в списке Mode режим наложения Soft Light (Мягкий Свет) обрабатываю кистью небо.

Теперь добавлю несколько светлых солнечных пятен на траву, изменяю цвет кисти режим наложения на Overlay (Перекрытие) и вперёд.

Такой способ обработки картинок довольно неплох жаль только после его применения нельзя ничего ослабить как в случае с использованием отдельных слоёв. Зато скорректировать силу воздействия кисти можно до её применения. Этой цели служат два параметра идущие следом за списком режимов наложения:

Opacity (Непрозрачность) – регулирует интенсивность цвета краски. В реальной жизни можно сравнить с работой каской только что из банки100% и постепенно разбавленной до практически полного растворения 1%. Flow (Нажим) – регулирует интенсивность схода краски с кисти за один проход. Действие этих параметров почти одинаково, однако разница всё же есть увидеть её можно невооружённым глазом. Для её выявления самостоятельно проделайте следующий эксперимент:

Кистью с непрозрачностью в 40% любого цвета проведите линию от одного края картинки до другого так чтобы начальная и конечная точка была явно видна. Чтобы получить прямую линию во время работы зажмите клавишу Shift. Верните значение непрозрачности к 100% измените нажим 40% проведите такую же линию, как говорится найдите отличия между ними.

Я продолжу обработку своей картинки, поставлю на пригорок текст, соответствующий случаю.

Конечно нельзя сказать, что он стоит на пригорке, скорее парит над ним, исправлю эту ситуацию при помощи кисти имитирующей пучки травы, а заодно рассмотрим целую палитру настроек инструмента.

Палитра параметров кисти Brash

Вызвать эту палитру можно пройдя по пути Window – Brush (Окно – Кисть) или тиснув на волшебную клавишу F5. Откроется палитра, состоящая из двух вкладок Brush, к ней вернемся чуть позже и Brush Presets (Наборы Кистей), особо интересного в ней ничего нет за исключением того, что превьшки кистей представлены не одним отпечатком, а линией. Выберем кисть для имитации травы 112 «волшебным» образом после этого параметр размера Size изменится на 112 пикс. (это просто фантастика).

Вернемся на вкладку Brush прейдём выберем пункт Brush Tip Shape (Форму отпечатка кисти ) здесь вам практически всё знакомо кроме параметра Spacing (Интервалы) задающего расстояние между отпечатками кисти в линии в процентах от размера инструмента. Так как трава не растёт сплошным забором установлю этот параметр в 24%. Контролировать изменения, вызванные той или иной настройкой можно по оконцу предварительного просмотра ниже параметров.

Перейдем на пункт Shape Dynamics (Динамика формы) позволяющая меняться форме отпечатков кисти во время работы. Меня интересуют следующие параметры: Size jitter (Колебание размера), так как в одном пучке трава, которую собираюсь имитировать не бывает одного размера установлю значения для этого параметра в 100% что позволит изменятся размерам от 0 до реально установленного. Параметр имеет пункт установки режима управления (Control) выберу Pen Pressure (нажим кисти) чем сильнее давим на перо планшета, тем быстрее изменяется размер.

Значение минимального диаметра (Minimum Diameter) от которого начнутся колебания размера устанавливаю в 4%. Так как травинки торчат из земли под разным углом изменю параметр Angle jitter (Колебание угла) укажу 8%, процент высчитывается от полной окружности в 360 градусов. Управлять параметром не буду (Control — Off).

Так же по причине неоднородности формы травинок изменю параметр Roundness jitter (Колебание формы ). Изменения происходят в процентах от реального диаметра. Так же, как и в предыдущих случаях есть возможность установления управления и задания начального значения изменений.

Перейдём на Scattering (Рассеивание) параметр, позволяющий установить рассеивание отпечатков кисти относительно «центральной линии». Изменю следующие настройки Scatter (Рассеивание) 20%. Значения задаются в процентах от размера отпечатка. Чекбокс Both Axes (Обе оси) говорит сам за себя рассеивание происходит в двух осях (X Y).

Count (Счетчик) устанавливает количество разбрасываемых отпечатков, для травинок думаю 6 будет вполне достаточно. Count jitter (Колебания счетчика) – процентное отношение, позволяющее динамически изменять количество образующихся отпечатков, 93% мне вполне подойдёт. Параметр управления для обоих параметров отключен off.

Настраивая кисть удобно создать пустой временный слой и пройтись ею по нему после изменения каждого параметра. Это даёт возможность протестировать инструмент в «боевых условиях». По завершении настройки временный слой просто удаляется.

Следующая настройка Color Dynamic (Динамика цвета) которая позволит мне изменять цвет во время работы от цвета переднего плана до фонового, установленных на панели инструментов программы. Познакомимся с установками этой настройки: Параметр Foreground/Background Jitter ставлю 100%, почему написал выше. Управление параметром отдам нажиму кисти Pen Pressure.

Колебания Hue (Тон) высчитывается из цвета переднего плана в 9%. Насыщенности (Saturation) считается между цветом переднего плана и белым – 19%. Яркости (Brightness) заботливо высчитанной между черным и цветом переднего плана – 15%. Почему такие настройки я вам не скажу, ставил на глаз может будет хорошо. Параметр Purity (Чистота) влияющий на насыщенность цвета оставил без изменений. Для обеспечения гладкой линии при быстром перемещении инструмента установлю флажок Smoothing (Сглаживание)

Теперь, когда настройка кисти для имитации травы закончена перейду к картинке взяв образцы цвета для переднего плана и фона со светлых и темных участков травы обработаю кистью основание надписи, не забыв при этом установить адекватный размер инструмента. В процессе работы можно (даже нужно) менять размер отпечатка и цвета, в результате получилось вот что:

Коль так споро продвигается работа добавлю еще несколько элементов в композицию, для начала создам новую кисть, о том как это сделать читайте ниже.

Создание собственной кисти в фотошопе

Пользоваться в программе можно не только предустановленными кистями, специально загруженными из интернета наборами, но и кистями собственного изготовления. Делается это следующим образом: Выбираем подходящую картинку, адекватного размера и задачам использования. У меня есть такая.

А дальше начинается «черная магия» — произносим заклинание «Трах – Тибидох — Тибидох», идём по пути Edit – Define Brush Presets (Редактирование – Определить набор кистей) откроется диалог задания имени новой кисти в текущим наборе. Даём имя жмём ОК.

Новая кисть, «хвала кочерге», доступна в текущем наборе.

Настройки параметров я использовал те же что и для травы, правда параметры немного изменил какие? Подумайте, они все показаны в статье. Цвет переднего плана установил #e411ab фон белый. В результате получилась такая картинка:

На этом опус заканчиваю надеюсь он был полезен для вас.

Практическое использование

Познакомиться с практическим использованием инструмента можно в материале

Форма отпечатка кисти (Форма кисти,Brush Tip Shape)

Радует то,что настройки кисти практически не изменились ещё с шестой версии программы. Два параметра в этом окне дублируют рассмотренные ранее, а именно возможность выбора формы кисти и ее размера. Если размер кисти ранее был изменен, то можно установить размер по умолчанию, нажав кнопку Use Sample Size (Использовать размер образца). Рассмотрим остальные параметры: Angle (Угол). Определяет угол наклона кисти. Естественно, этот параметр можно использовать со всеми кистями, кроме круглых. Roundness (Форма,Округлость). Кисть можно не только вращать вокруг своей оси, но и сжимать (данный параметр вводится в процентах и характеризует соотношение начального и конечного радиусов). Несомненным достоинством является то, что угол наклона и величину сжатия можно устанавливать на глаз, изменяя вид кисти в небольшом окне, расположенном справа.Менять можно как цифры в полях ввода,так и перетягивая
маркеры мышкой,как показано на рисунке

Hardness (Жесткость). С помощью этого параметра регулируется жесткость краев проведенной линии. Здесь можно получить как предельно жесткие и четкие края, так и мягкие, плавно переходящие в фон. Spacing (Интервал). Линия, которую вы видите при рисовании каким-либо инструментом, использующим кисть, образуется многократными повторениями отпечатков (одиночный отпечаток получается при однократном нажатии на левую кнопку мыши без ее перемещения). Расстояние между отпечатками определяется в процентах относительно размера кисти. Чтобы получить возможность менять величину пробела между отпечатками кисти, необходимо установить флажок рядом с именем этого параметра. Тогда станет доступно числовое поле, в котором можно ввести значение в процентах, и линейка с бегунком для задания интервала на глаз. Если установить значение Spacing (Интервал) равным 100 %, то каждый отпечаток будет следовать за предыдущим без пробела. Сравните первое и второе изображения на рисунке внизу: на первом интервал равен 1 на втором - 100 %. Если же параметр Spacing (Интервал) отключить, то линия получится неоднородной - такой, как в третьем варианте на рисунке внизу. Такой эффект получается оттого, что отпечатки повторяются через определенные промежутки времени. Если вести кисть медленно, то линия получится сплошная, как на первом изображении, если быстро, то прерывистая. А так как скорость движения руки непостоянна, особенно на закруглениях, то и линия получается неравномерная. Регулируя величину пробела, можно создавать различные эффекты. Максимальное значение данного параметра - 1000%.

Динамика формы (Динамика кисти,Shape Dynamics)

Данное диалоговое окно, представленное на появляется после щелчка мышью на одноименной строке в палитре Brush Presets (Установки кистей).

Варьируя параметры в этом окне, можно из обычной кисти получить динамическую, то есть изменяющую свои свойства с течением времени. Это позволяет получать очень необычные результаты.

Колебание размера (Size Jitter,Вариации размера). Здесь задается максимальное отклонение размера кисти от исходного в пределах от 0 до 100 %. На рисунке внизу показан пример динамического изменения размера.

Теперь рассмотрим параметры в окошке Управление,находящееся под ползуном Колебание размера.По умолчанию там стоит "Выкл"

  • Off (Выключен) - кисть не претерпевает никаких изменений;
  • Fade (Затухание,Переход) - кисть постепенно изменяет свои свойства;
  • Реn Pressure (Сила нажима) - данный параметр, как и все последующие в этом списке, становится доступным при работе с графическим планшетом. Если он установлен, кисть реагирует на силу нажима пера;
  • Pen Tilt (Наклон пера) - зависимость от наклона манипулятора;
  • Thumbwheel (Прокрутка) - зависимость от прокрутки;

Минимальный диаметр(Minimum Diameter). Здесь можно установить минимальный диаметр отпечатка кисти, ограничив тем самым нижний порог вариаций размера.
Колебание угла (Tilt Scale, Масштаб наклона) степень возможного изменения скоса относительно вертикальной оси Колебание формы(Roundness Jitter ,Вариации округлости) - при активизации данного параметра изменения коснутся также и силы сжатия кисти.
Минимальная форма (Minimum Roundness ,Минимальная округлость) этот параметр ограничивает минимальное значение округлости.

Рассеивание (Scattering)

Здесь задаются параметры разбрызгивания кистей из «пульверизатора».

Обе оси (Both Axes). Если установлен данный флажок, то смещение отпечатков происходит по обеим осям, в противном случае только по вертикальной оси. Рассеивание (Scatter). Здесь задается амплитуда рассеивания, Счётчик(Count ,Количество). Данным значением определяется количество разбрасываемых элементов. Чем больше это значение, тем больше элементов «распыляется» за один щелчок мыши. Колебания счётчика (Count Jitter,Вариации количества). Это еще одна динамическая настройка, которая позволяет реализовать переменное во времени количество разбрасываемых элементов. В результате их концентрация будет неравномерной.

Текстура (Texture)

Текстуры можно выбирать готовые или загружать свои. Кроме того, можно изменять следующие пара¬метры. Шкала(Scale, Масштаб). Здесь задается масштаб накладываемой текстуры, то есть устанавливается соотношение между размерами отпечатков кисти и элементов текстуры. Текстурировать каждый отпечаток (Текстурировать каждый наконечник, Texture Each Tip). Установка данного флажка позволяет на-страивать дополнительные параметры, что дает большую свободу действий. Режим наложения (Mode). Режим наложения текстуры. Глубина (Depth). Это значение определяет, насколько четко будет проглядываться текстура. Для достижения более наглядного результата следует увеличить данный параметр, если же вы хотите получить лишь слегка текстурованные отпечатки кисти, то уменьшите его. Минимальная глубина (Minimum Depth). Параметр, определяющий самую плохую видимость текстуры. Это необходимо при активизации динамического режима работы. Колебания глубины (Depth Jitter ,Вариации глубины). Здесь можно задать пределы изменения видимости структуры в динамическом режиме.

Двойная кисть (Dual Brush)

Это очень интересный и порой незаменимый параметр.Рекомендую обратить на него особое внимание.Предлагаемые здесь возможности позволяют смешать две разные кисти. За основу берется кисть, установленная в основном окне палитры Brush Presets (Установки кистей), а вторая (накладываемая) настраивается в данном окне. Можно задать следующие параметры наложения кистей. Диаметр (Diameter). Диаметр накладываемой кисти, Интервал (Spacing). Если вы хотите сделать отпечатки кисти более редкими, то воспользуйтесь этим параметром. Обе оси (Both Axes). Этот параметр регулирует направление накладывания отпечатков. Рассеивание (Разброс, Scatter). Для неравномерного наложения отпечатков следует увеличить силу разброса. Счётчик(Количество, Count). Количество (концентрация) накладываемых элементов.

Динамика цвета (Color Dynamics)

Цвет переднего и заднего плана (Foreground/Background Jitter). Пределы изменения цветов переднего и заднего плана. Цветовые вариации (Hue Jitter). Диапазон изменения цвета. Вариации насыщенности (Saturation Jitter). Устанавливает предельные значения насыщенности отпечатков. Вариации яркости (Brightness Jitter). Диапазон изменения значений яркости. Purity (Чистота). Степень возможного отклонения цвета от нейтрального.

Шум (Noise)

При установке данного флажка в отпечаток кисти добавляется монохромный шум, который несколько напоминает действие одноименного фильтра, только распространяется не на все изображение, а лишь на след кисти. На рисунке внизу была использована одна и та же кисть, только изображение слева получено без внесения шума, а справа - при включенном флажке Noise (Шум).

Влажные края(Размытые края, Wet Edges)

Следующий параметр палитры кистей, который нам предстоит рассмотреть, Wet Edges (Размытые края). Такое название он получил потому, что результат его применения несколько напоминает акварельный рисунок, хотя сходство далекое. Проведем две линии одной и той же кистью с выключенным и включенным пара¬метром Wet Edges (Размытые края). В первом случае линия будет одинакова по всей своей толщине, тогда как во втором, в середине, она окажется более прозрачна, а по краям затемнена. Отличия хорошо заметны при увеличении изображения:

Прочие параметры палитры кистей

Другая динамика (Other Dynamics). В этом пункте можно задать динамику для таких понятий, как Opacity (Прозрачность) и Flow (Поток). Аэрограф (Airbrush). Раньше аэрограф был отдельным инструментом, но сейчас разработчики решили включить его в рассматриваемую палитру как модификацию кисти. Он представляет собой распылитель, который разбрызгивает не отдельные отпечатки кисти, а краску по форме последнего, Чем дольше будете держать нажатой кнопку мыши, тем сильнее будет его действие и тем больше отпечаток (однако он не превысит установленный максимальный размер кисти). Сглаживание (Smoothness). Данный флажок позволяет сделать действие кисти более мягким и плавным. Защитить текстуру (Protect Texture). Если этот флажок установлен, рисунок текстуры, используемой в настройках кисти, не будет подвергаться изменениям.

Одно из самых больших преимуществ Фотошоп – это возможность настраивать кисти. В интернете можно найти и скачать тысячи и тысячи разных кистей, а создание своей собственной – очень просто.

Кисти могут быть использованы не только для рисования с помощью инструмента Кисть (Brush tool), но также могут использоваться в качестве ластика, инструментов размывания, горения и уклонения.

РАБОТА С КИСТЯМИ:

Кисти Photoshop очень хороши, но их настройки для кого-то покажутся слишком сложными. Будет полезно, как мне кажется, переключить режим просмотра кистей на Большой список (Large List), где можно будет видеть описательное название всех кистей рядом с их иконками. Это облегчит поиск нужной кисти. Чтобы сделать это, кликните на область рядом с выбранной кистью, откроется новое окно – кликните на маленькую кнопку в правом верхнем углу и выберите Большой список (Large List). Можете также выбрать Образец (Stroke Thumbnail), которая дает возможность видеть, как будет выглядеть на полотне та или иная выбранная кисть.

Также, здесь же можно загрузить новые кисти (Загрузить Кисти) (Load Brushes). Очень легко загружать кисти одну за другой до тех пор, пока станет невозможным найти нужную в таком большом количестве кистей, даже в списке с описательными именами. Лучше всего Заменять Кисти (Replace Brushes). Это позволит удалить выбранную кисть из вашего списка и заменить ее новой. Проблема возникает, когда у вас очень много кистей, которые вы хотите использовать в одной какой-то картине, и вам постоянно приходится загружать и удалять эти кисти заново. Лучше всего сделать так: если у вас есть определенный набор кистей, которыми вы пользуетесь постоянно, лучше объединить их в одну группу. Для этого используйте Менеджер Установок (Preset Manager), и загружайте и удаляйте кисти до тех пор, пока не найдете идеальную для себя группу кистей. Затем обязательно Сохраните Кисти (Save Brushes) под новым именем.

ПАРАМЕТРЫ КИСТИ:

В окне КИСТИ (BRUSHES) (доступен на панели Окна – Windows или на маленькой панели Переключателя Кистей – Toggle Brushes в верхнем правом углу) находятся все различные методы, с помощью которых вы можете контролировать то, как выглядит и работает ваша кисть. Вот краткий обзор различных возможностей:

Форма кончика Кисти (Brush Tip Shape):
Здесь вы можете настраивать диаметр кисти (который также можно контролировать в процессе рисования с помощью клавиш [ - для уменьшения диаметра, и ] – для его увеличения), поворачивать кисть и устанавливать его угол.

Внизу данного окна расположена графа Интервал (Spacing). Она контролирует то, как далеко друг от друга будут располагаться точки кисти – чем меньше число, тем более плавной и единой будет линия; чем число больше, тем более отдаленными будут друг от друга точки.

Практическое применение: если хотите создать прерывистую или точечную линию, установите высокий уровень интервальности.

Вариации интервала одной и той же кисти, от 1 до 500%:

Динамика Формы (Shape Dynamics):
Когда на этом пункте стоит галочка, активируется Динамика Формы (Shape Dynamics). В этом разделе можно регулировать Колебание Размера (Size Jitter), которое меняет размер каждого отдельного пятна кисти, что создает уникальную линию кисти. Если Регулирование (Control) отключено (Off), размер точек кисти будет зависеть от числа, указанного на слайдере. Если установить параметр Нажима Пера (Pen Pressure), а слайдер поставить на отметку 0, то от нажима вашего пера будет зависить размер кисти – сильный нажим – более крупные точки. Минимальный Диаметр (Minimum Diameter) устанавливает возможный наименьший диаметр кисти.

Колебание Размера (Size Jitter) 100%, Регулирование – Откл. (Controll – Off), Минимальный диаметр (Minimum Diameter) 0%:

Колебание Размера (Size Jitter) 0%, Регулирование – Нажим Пера (Control – Pen Pressure), Минимальный диаметр (Minimum Diameter) 0% (нажим от слабого до сильного – слева направо):

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Другая полезная опция – Колебание Угла (Angle Jitter), которая, как уже понятно из названия, регулирует угол наклона точек кисти. Как и в случае с Колебанием Размера (Size Jitter), если Регулирование (Control) отключено (Off), оно будет регулироваться слайдером. Интересный результат получится, если установить Регулировку (Control) на Направление (Direction), а слайдер поставить на отметку 0. Угол наклона будет повторять движение вашей кисти.

Практическое применение: Если вы хотели создать шаблон в виде кольчуги или волны, установите колебание угла на 0, его регулировку на направление кисти и проведите линии слева направо и справа налево.

Колебание угла (Angle Jitter) 0%, Регулировка (Control) – Направление (Direction) (элементы кисти ложатся по направлению движения кисти):

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Рассеивание (Scattering):
Когда эта функция включена, включается возможность рассеивания кисти. Эта функция регулирует то, насколько широко рассеиваются элементы кисти. Разница между этой функцией и Интервалом Кисти (Brush Spacing) в пункте Форма Кончика Кисти (Brush Tip Shape) заключается в том, что Рассеивание (Scattering) происходит в разных направлениях, тогда как Интервал Кисти (Brush Spacing) держит точки кисти в одной линии. Количество (Count) группирует ваши точки в маленькие пучки, чем больше это число, тем больше групп.

Рассеивание (Scatter) 90%, Регулирование (Control) – Откл. (Off), Количество (Count) – 1:

Рассеивание (Scatter) 700%, Регулирование (Control) – Откл. (Off), Количество (Count) – 5:

Текстура (Texture):
Когда включена данная функция, возможна Текстуризация (Texture) кисти. Существует множество шаблонов, которые можно скачать в интернете, чтобы использовать их для текстуризации своих кистей. Может понадобиться поиграть с настройками Режимов (Modes), чтобы добиться необходимого результата – некоторые работы отлично смотрятся в режиме Наложения (Overlay), другие – в Мягком Свете (Soft Light), и т.д. Важно помнить, что как и у любой текстуры, края шаблона могут слишком сильно выделяться. Чтобы избежать этого, подергайте слайдер Масштаба (Scale), чтобы изменить размер шаблона. Размер вашей кисти НЕ влияет на размер шаблона текстуры, только на ту область, где касается кисть.

Один и тот же размер кисти, Веб текстура (Web texture) 15%, 60%, и 150% Масштаба:

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Двойная кисть (Dual Brush):
Когда включена эта функция, становится возможным комбинация кисти, которую вы выбрали, с другой кистью. Вторая кисть будет накладываться на первую. В этой графе вы можете регулировать Диаметр (Diameter), Интервал (Spacing), Рассеивание (Scatter) и Количество (Count), которые будут регулировать степень влияния второй кисти на первую.

Примеры Двойной Кисти (Dual Brush):

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Динамика Цвета (Color Dynamics):
Когда включена данная функция, вы можете регулировать цвета вашей кисти. Колебание Переднего и Заднго фона (Foreground/Background) позволяет комбинировать цвета переднего и заднего фона, чем больше степень смешивания, тем более смешанным становятся цвета. Колебания Тона (Hue), Насыщенности (Saturation), и Яркости (Brightness) усиливают вариации этих показателей.

Цвет переднего фона – зеленый, заднего – бледно-голубой. Колебание всех уровней установлен на 80%.

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Динамика Других показателей (Other Dynamics): (CS4) или Режим Переноса (Transfer Mode) (CSS):
Надо поставить переключатель на ВКЛ. (ON), если хотите, чтобы ваша кисть реагировала на нажим пера – для того, чтобы линии кисти сужались на концах, и чтобы прозрачность линий зависела от нажима вашего пера. В большинстве случаев вам надо будет устанавливать Регулировку Непрозрачности (Control of Opacity) и Поток (Flow) на позицию Нажим Пера (Pen Pressure). Если ваша кисть работает не так, как должна, удостоверьтесь, что на данном пункте стоит галочка. Конечно, иногда вам надо будет, чтобы эта функция была Отключена (OFF), например, когда вы хотите, чтобы ваша кисть выступала больше как штамп, нежели как кисть.

Другие пункты:

Эти пункты я не так часто использую, но все же стоит их назвать.

Шум (Noise): добавляет еще больше неровностей.

Мокрые Края (Wet Edges): делает линии прозрачными, а края насыщенными, как при рисовании акварелью.

Аэрограф (Airbrush) : делает кисть похожей на Аэрограф при помощи подбора определенных оттенков.

Смягчение (Smoothing): образует мягкие линии на мазках кисти.

Защита текстуры (Protect texture): эта функция позволит применять те же шаблоны текстур и параметров кистей, которые имеют текстуру. Полезна, если вы хотите добиться эффекта плотной текстуры при рисовании с помощью нескольких кистей.