В связи с тем, что, как выяснилось, многие люди вообще не понимают, что такое мультиампинг, каков его принцип, как он вообще делается и зачем, мне пришлось написать эту коротенькую разъяснительную статью.
Для начала небольшой схематический рисунок – объяснения ниже:
Любое устройство, предназначенное для эффективного излучения звука в окружающее пространство, содержит в себе несколько громкоговорителей (динамиков), встроенных в то или иное акустическое оформление (корпус), а также пассивную электрическую схему, называемую переходными фильтрами (кроссовером). Эта схема (состоящая из катушек индуктивности, емкостей и резисторов) включается перед широкополосным входным сигналом (т.е. после клемм АС, но до динамиков) и обеспечивает то, чтобы на каждый громкоговоритель в АС поступало напряжение только тех частот, на которые они рассчитаны и которые призваны воспроизводить. Исключение составляют лишь широкополосные АС, в которых разделение входного сигнала на «полосы» полностью отсутствует – прямо на клеммы (обычно одного) динамика подается вся ширина полосы целиком.
Поскольку никакой реальный фильтр не может обеспечить абсолютного обрезания напряжения на заданной частоте, его рассчитывают на определенную частоту разделения, за пределами которой фильтр обеспечивает выбранную величину затухания сигнала, выражаемую в децибелах на октаву. В общем случае «октава» – это удвоение или ополовинивание частоты. Величина затухания называется «крутизной» и зависит от схемы построения фильтра. Не углубляясь в подробности, можно сказать, что простейший фильтр – так называемый фильтр 1-го порядка – состоит всего из одного реактивного элемента – емкости (при необходимости обрезать НЧ сверху) или индуктивности (при необходимости обрезать ВЧ снизу) и обеспечивает крутизну в 6дБ/окт. Говоря по-простому, это значит, что если, например, в двухполосной АС выбрать частоту раздела 2кГц и первый порядок фильтрации обоих динамиков, то сигнал басовика на частоте 4кГц должен ослабнуть вдвое, а на частоте 8кГц – вчетверо и т.д. Аналогично с пищалкой – только на частотах 1кГц и 500Гц соответственно. Вдвое большую крутизну – 12дБ/окт. – обеспечивают фильтры второго порядка, содержащие по два реактивных элемента в цепи. Затухание в 18дБ/окт. Обеспечивают фильтры третьего порядка, содержащие по три реактивных элемента и т.д. Фильтры более высоких порядков применяются достаточно редко.
Другим аспектом проблемы является то, что отдельные динамики, которые нужно «связать» воедино в рамках целостной АС, характеризуются различными чувствительностями, т.е. проще говоря, все они при одном и том же подводимом напряжении звучат с разной громкостью . Соответственно этому возникает задача снижения громкости звучания более чувствительных динамиков до уровня наименее чувствительного в системе. Это обеспечивается включением в переходные фильтры резисторов, на которых происходит дополнительное падение напряжения, т.е. аттенюация сигнала (ослабление по общему уровню, вне зависимости от частоты).
Переходные фильтры, встроенные в АС штатным образом, – вещь фиксированная и не всегда выполненная идеальным образом. Особенно это касается выравнивания чувствительности различных динамиков между собой. Поэтому в ряде случаев (но далеко не всегда) возможно улучшение штатной разработки путем полного отключения пассивных фильтров, освобождения клемм динамиков и заведения на них сигнала напрямую – с отдельных усилителей мощности (по одному на каждую пару идентичных динамиков АС). Это и называется мультиампингом. Таким образом, для двухполосных АС потребуется 2 отдельных УМ, а для трехполосных – 3 УМ. Для широкополосников это неактуально – там всегда 1 УМ. Чрезвычайно важно при этом, чтобы все применяемые УМ были либо строго одинаковы, либо имели возможность регулировки входной чувствительности. Это необходимо для того, чтобы при одном и том же напряжении на входе каждого УМ на выходе (в идентичную нагрузку) также было строго одно и то же напряжение.
Здесь закономерно возникает вопрос: хорошо, взяли АС, выкинули из них штатные кроссоверы, оставили одни корпуса да динамики, каждый из которых запитали от своего УМ – как широкополосный сигнал-то подать на 2-3 усилителя??? Вот для этой цели и служит внешний электронный регулируемый кроссовер. Такое устройство имеет один вход для подключения предварительного усилителя-коммутатора и несколько выходов на усилители мощности. При этом электронный кроссовер позволяет гибкое разделение полос – в широких пределах регулируется все: частоты перехода, крутизна среза и глубина аттенюации в каждой полосе. Иными словами, электронный кроссовер включается в разрыв между предварительным усилителем и усилителями мощности .
Вот, например, образец великолепного электронного кроссовера от Pioneer на 4 полосы:
Таким образом, в руках пользователя оказывается мощнейший инструмент для прецизионного согласования полос в АС. Серьезная проблема на пути всего одна – делать настройки на слух категорически нельзя. Необходимы серьезные акустические измерения. Я пользуюсь одним из лучших измерительных комплексов в мире – MLSSA. Ответы на любые вопросы касательно технических характеристик и возможностей этой измерительной системы (как меряет, что меряет, чем меряет и т.д.) можно найти на сайте производителя .
Обычно перевод АС в мультиампинг производится следующим образом. Во-первых, выбираются АС, которые позволяют не уродовать корпуса, а изначально обеспечивают прямой доступ к динамикам:
Во-вторых, производится первичное согласование динамиков по критерию максимально ровной осевой (безэховой АЧХ). И, наконец, АС устанавливаются на должные места в комнате и производится fine-tuning под конкретное помещение и зону прослушивания. Вот и все.
Сколько отпущено жизни car audio, столько будут правильных людей мучить правильные вопросы. Правильные люди - это те, для которых звук в автомобиле измеряется все-таки прежде всего в герцах, децибелах, ваттах, потом - в литрах и миллиметрах, затем - в часах и неделях (зависит от производительности труда) и уж совсем потом - в баксах и этих, как их там... ну, на которых Большой театр нарисован.
А правильные вопросы? Они меняются с течением времени. Сначала - «что поставить, чтобы играло?», потом - «что лучше, Crunch или HiFonics?». И, наконец, «как рассчитать сабвуфер, который будет играть как надо?» Вот с этой ноты и начнем. Законы природы требуют в беспокойном внутреннем пространстве автомобиля хорошего, мощного баса. Так положено, и слава богу. Деликатное басовое попукивание, уместное в домашней ламповой системе, в машине останется просто незамеченным в силу известных особенностей этой среды прослушивания. На практике, однако, мощным бас в машине оказывается чаще, чем хорошим. А так не положено.
Домоседам легко живется: частотная характеристика колонок, снятая в свободном пространстве и опубликованная в солидном издании, более или менее точно будет перенесена и в уютную домашнюю обстановку. Ну, там плюс-минус поближе к стене, подальше, это уже мелкие брызги. Акустика автомобильного салона влияет на воспроизведение басов самым фундаментальным образом. На уровне способа их воспроизведения, не побоимся такого сильного утверждения.
Все дело здесь в том, что басовая акустика, излучающая могучие низкочастотные звуки внутрь салона, работает в пространстве, размеры которого сравнимы с размерами излучаемых звуковых волн. И это в корне меняет акустическую реакцию внутрисалонного пространства, частью которого являемся и мы, многогрешные, ибо сидим в его пределах.
От неучета этого сильнейшего эффекта или хотя бы от недостаточного внимания к нему на раннем этапе сознательной деятельности «правильного человека» возникает желание сделать сабвуфер, который по всем расчетам будет играть аж до 20 Гц ровненько, как по линейке. Когда случается такому проекту быть реализованным (к счастью, не часто, это тоже не просто), результат становится сильнейшим разочарованием для его создателя. Акустическое чудо, перенесенное в салон, превращается в акустическое чудище в тот самый момент, когда захлопывается дверь машины или крышка багажника. Alles, господа, десять заповедей тут больше не действуют. В самом тяжелом, пиковом случае на этом этапе приходит понимание: автомобильный сабвуфер должен изначально проектироваться с учетом той нагрузки, на которую он будет работать. Чаще, волею аллаха, понимание происходит раньше, чем заметное количество дорогостоящих пиломатериалов изведено на мертвый проект.
Так что давайте разберемся. Для тех, кому эта публикация попалась на взлете, растолкуем, что есть «передаточная функция салона».* (*Вообще-то, правильное название ее - «акустическая характеристика звукопередачи». Но термин «передаточная функция» уже как-то прижился, так что плюнем на ГОСТ и будем пользоваться тем, что привычнее)
Тем, кто уже в полете, попытаемся ответить на больной вопрос: какую передаточную функцию закладывать в расчеты и насколько полученному теоретическому прогнозу можно доверять. Каждому свое, так сказать.
Итак, что происходит, когда в салоне реального автомобиля тяжко трудится громкоговоритель? На средних частотах (рис. 1) длина звуковой волны, излучаемая им, меньше даже самого малого линейного размера салона (как правило, высоты). Акустические волны, излучаемые громкоговорителем, распространяются внутри салона, как бегущая волна, отражаются от границ замкнутого пространства, возвращаются в излучателю, в общем - происходит веселая круговерть волн. На каких-то частотах волны становятся стоячими (это когда размер салона оказывается кратным длине волны), там возникают узлы и пучности звукового давления, но речь сейчас не о них. С понижением частоты приближается момент, когда даже половина длины волны излучаемого сигнала оказывается больше, чем самый протяженный размер салона (обычно, сами понимаете, длина). Вот этот момент и называется границей компрессионной зоны, в которой акустический отклик меняется радикально.
рис. 1
1. Мечтать о том, чтобы раздобыть где-нибудь настоящую, правильную, окончательную передаточную функцию своего автомобиля больше не нужно - выбирайте из меню. Меню не длинное, но, может, что подберете...
2. ...только смысла в этом особого нет. Не станете же вы рихтовать АЧХ сабвуфера в надежде попасть в особенности кривой передаточной функции?
3. На практике теоретической зависимостью пользоваться можно. Более того, можно упростить себе жизнь, ограничив себя одной-единственной кривой передаточной функции, на все случаи жизни. С таким подходом в пределы площадки, пользуясь спортивной терминологией, вы попадете. А точнее не попадете, какой бы индивидуальной ни была примененная вами кривая. Ведь именно там, где она начинает быть индивидуальной, начинается болтанка АЧХ, вызванная множеством факторов, не входящих в теорию компрессионной зоны.
4. На самых низких частотах ваша реальная АЧХ «отпадет» от теоретической и пройдет ниже. Насколько ниже - зависит от особенностей кузова и даже от его технического состояния. Повлиять на эту характеристику почти невозможно, ведь речь идет не о вибродемпфировании (вы ведь об этом подумали, признавайтесь), а о механической жесткости. А жесткость - это другая история. Посмотрите на боевые SPL-машины с их каркасами, стеклами на болтах и прочим. Посмотрите и забудьте. Доверьтесь судьбе.
5. Границы «болтанки» АЧХ на границе компрессионной зоны в большинстве случаев совпадает с областью деления полос между сабвуфером и мидбасами. Там-то и предстоят основные бои. Предстоит поиграть и месторасположением сабвуфера, и его ориентацией, не говоря уже о подборе частот разделительных фильтров. Поблагодарите тогда конструкторов кроссоверов, которые не поленились сделать ФВЧ и ФНЧ с раздельной регулировкой.
6. Басовый эквалайзер, когда он есть в усилителе, больше всего был бы нужен не на частотах 40 - 50 Гц, как чаще всего бывает, а на 25 - 40 Гц. Вот здесь с его помощью реально исправить АЧХ, проседающую от потерь на деформацию и утечки. Так что, если увидите такой (встречаются) - возьмите на заметку.
И в заключение. Если вы пользуетесь программами расчета сабвуферов, где передаточная функция салона задается в виде частоты точки перегиба, берите 63 Гц и ни о чем больше не думайте. Точнее все равно не станет. Если частоты и добротности - берите частоту такую же, а добротность - от 0,7 («наша кривая») до 0,9 (кривая Тома Нюзена). Кому больше доверяете.
И, наконец, если у вас есть программа, где акустика интерьера задается по точкам (например, JBL Speaker Shop или Bass Box от Harris Technologies), перенесите туда опорные точки передаточной функции по таблице внизу, а потом кликните дважды на 125 Гц для нормализации кривой.
Акустическая система (Общие понятия и наиболее часто задаваемые вопросы)
1. Что такое акустическая система (АС)?
Это устройство для эффективного излучения звука в окружающее пространство в воздушной среде, содержащее одну или несколько головок громкоговорителей (ГГ), необходимые акустическое оформление (АО) и электрические устройства, как то переходные фильтры (ПФ), регуляторы, фазовращатели и т.п.
2. Что такое головка громкоговорителя (ГГ)?
Это пассивный электро акустический преобразователь, предназначенный для преобразования сигналов звуковой частоты из электрической формы в акустическую.
3. Что такое пассивный преобразователь?
Это такой преобразователь, который НЕ увеличивает энергию электрического сигнала, поступающего на его вход.
4. Что такое акустическое оформление (АО)?
Это конструктивный элемент, обеспечивающий эффективное излучение звука ГГ. Иными словами, в большинстве случаев АО - это корпус АС, который может иметь вид акустического экрана, ящика, рупора и т.д.
5. Что такое однополосная АС?
Фактически то же самое, что и широкополосная. Это АС, все ГГ которой (обычно одна) работают в одном и том же диапазоне частот (т.е.фильтрация входного напряжения при помощи ПФ, равно как и сами фильтры отсутствуют).
6. Что такое многополосная АС?
Это АС, ГГ которой (в зависимости от их числа) работают в двух или более разных диапазонах частот. Однако непосредственный подсчет количества ГГ в АС (особенно выпуска прошлых лет) может ничего не сказать о реальном числе полос, поскольку на одну и ту же полосу может выделяться несколько ГГ.
7. Что такое АС открытого типа?
Это такая АС, в которой влияние упругости воздуха в объеме АО пренебрежимо мало, а излучения передней и тыльной сторон подвижной системы ГГ не изолированы друг от друга в области НЧ. Представляет собой плоский экран или ящик, у которого задняя стенка или полностью отсутствует, или же имеет ряд сквозных отверстий. Наибольшее влияние на частотную характеристику АС с АО открытого типа оказывают передняя стенка (в которой смонтированы ГГ) и ее размеры. Вопреки распространенному мнению, боковые стенки АО открытого типа влияют на характеристики АС крайне мало. Таким образом важен не внутренний объем, а площадь передней стенки. Даже при сравнительно небольших ее размерах воспроизведение НЧ значительно улучшается. Вместе с тем в области СЧ и, особенно, ВЧ экран уже не оказывает существенного влияния. Существенным недостатком таких систем является их подверженность акустическому «короткому замыканию», которое приводит к резкому ухудшению воспроизведения НЧ.
8. Что такое АС закрытого типа?
Это такая АС, в которой упругость воздуха в объеме АО соизмерима с упругостью подвижной системы ГГ, а излучения передней и тыльной сторон подвижной системы ГГ изолированы друг от друга во всем диапазоне частот. Иными словами, это АС, корпус которой выполнен герметично закрытым. Преимущество таких АС в том, что задняя поверхность диффузора не излучает и, таким образом, акустическое «короткое замыкание» полностью отсутствует. Но закрытые системы имеют другой недостаток - при колебаниях диффузора он должен превозмогать дополнительную упругость воздуха в АО. Наличие этой дополнительной упругости приводит к тому, что повышается резонансная частота подвижной системы ГГ, в результате чего ухудшается воспроизведение частот, лежащих ниже этой частоты.
9. Что такое АС с фазоинвертором (ФИ)?
Стремление получить достаточно хорошее воспроизведение НЧ при умеренном объеме АО довольно хорошо достигается в так называемых фазоинверсных системах. В АО таких систем делается щель или отверстие, в которое может быть вставлена трубка. Упругость объема воздуха в АО резонирует на какой-то частоте с массой воздуха в отверстии или трубке. Эта частота называется резонансной частотой ФИ. Таким образом, АС в целом становится состоящей как бы из двух резонансных систем - подвижной системы ГГ и АО с отверстием. При правильно выбранном соотношении резонансных частот этих систем воспроизведение НЧ значительно улучшается по сравнению с АО закрытого типа с таким же объемом АО. Несмотря на очевидные преимущества АС с ФИ, очень часто такие системы, изготовленные даже опытными людьми, не дают ожидаемых от них результатов. Причина этого в том, что для получения необходимого эффекта ФИ должен быть правильно рассчитан и настроен.
10. Что такое bass-reflex?
То же самое, что ФИ.
11. Что такое кроссовер?
То же самое, что переходной или разделительный фильтр.
12. Что такое переходной фильтр?
Это пассивная электрическая схема (обычно состоящая из катушек индуктивности и емкостей), которая включается перед входным сигналом и обеспечивает то, чтобы на каждую ГГ в АС поступало напряжение только тех частот, которые они должны воспроизводить.
13. Что такое «порядки» переходных фильтров?
Поскольку никакой фильтр не может обеспечить абсолютного обрезания напряжения на заданной частоте, ПФ рассчитывают на определенную частоту разделения, за пределами которой фильтр обеспечивает выбранную величину затухания, выражаемую в децибелах на октаву. Величина затухания называется крутизной и зависит от схемы построения ПФ. Не углубляясь особо в подробности, можно сказать, что простейший фильтр - так называемый ПФ первого порядка - состоит всего из одного реактивного элемента - емкости (при необходимости обрезать НЧ) или индуктивности (при необходимости обрезать ВЧ) и обеспечивает крутизну в 6дБ/окт. Вдвое большую крутизну - 12дБ/окт. - обеспечивает ПФ второго порядка, содержащий по два реактивных элемента в цепи. Затухание в18дБ/окт. обеспечивает ПФ третьего порядка, содержащий по три реактивных элемента и т.д.
14. Что такое октава?
В общем случае - это удвоение или ополовинивание частоты.
15. Что такое рабочая плоскость АС?
Это плоскость, в которой расположены излучающие отверстия ГГ АС. Если ГГ многополосной АС расположены в разных плоскостях, то за рабочую принимается та, в которой расположены излучающие отверстия ГГ ВЧ.
16. Что такое рабочий центр АС?
Это точка, лежащая на рабочей плоскости, от которой производится отсчет расстояния до АС. В случае однополосных АС за него принимают геометрический центр симметрии излучающего отверстия. В случае многополосных АС за него принимается геометрический центр симметрии излучающих отверстий ГГ ВЧ или проекций этих отверстий на рабочую плоскость.
17. Что такое рабочая ось АС?
Это прямая, проходящая через рабочий центр АС, и перпендикулярная рабочей плоскости.
18. Что такое номинальное сопротивление АС?
Это заданное в технической документации активное сопротивление, которым замещают модуль импеданса АС при определении подводимой к нему электрической мощности. Согласно стандарту DINминимальное значение модуля импеданса АС в заданном диапазоне частот не должно быть менее 80% от номинального.
19. Что такое импеданс АС?
Без углубления в основы электротехники можно сказать, что импедансом называется ПОЛНОЕ электрическое сопротивление АС (включая и кроссоверы, и ГГ), в состав которого в виде довольно сложной зависимости входит не только привычное всем активное сопротивление R (которое можно измерить обычным омметром), но также и реактивные компоненты в лице емкости C (емкостное сопротивление, зависящее от частоты) и индуктивности L (индуктивное сопротивление, также зависящее от частоты). Известно, что импеданс является комплексной величиной (в смысле комплексных чисел) и, вообще говоря, предствляет собой трехмерный график (в случае АС он часто похож на «поросячий хвост») в координатах «амплитуда-фаза-частота». Именно по причине его комплексности, когда говорят об импедансе как о численной величине, говорят о его МОДУЛЕ. Наибольший интерес с точки зрения исследований представляют проекции «поросячьего хвоста» на две плоскости: «амплитуда-от-частоты» и «фаза-от-частоты». Обе этих проекции, представленные на одном графике, носят название «графика Боде». Третья проекция «амплитуда-от-фазы» носит название «графика Найквиста».
С появлением и распространением полупроводников усилители звуковой частоты стали вести себя более менее как источники «постоянного» напряжения, т.е. они, в идеале, должны поддерживать на выходе одно и то же напряжение вне зависимости от того, какая нагрузка на него повешена, и какова потребность в токе. Поэтому если предположить, что усилитель, приводящий ГГ АС в движение, представляет собой источник напряжения, то импеданс АС четко покажет, каков будет потребляемый ток. Как уже было сказано, импеданс не только реактивен (т.е. характеризуется ненулевым углом сдвига фаз), но еще и изменяется с частотой. Отрицательный угол сдвига фаз, т.е. когда ток опережает напряжение, обусловлен емкостными свойствами нагрузки. Положительный угол сдвига фаз, т.е когда ток отстает от напряжения, обусловлен индуктивными свойствами нагрузки.
Каков же импеданс типичных АС? Стандарт DIN требует, чтобы величина импеданса АС не отклонялась от указываемого номинала более чем на 20%.Однако на практике все обстоит гораздо хуже - отклонение импеданса от номинала составляет в среднем +/-43%! До тех пор, пока усилитель характеризуется низким выходным сопротивлением, даже такие отклонения не привнесут каких либо слышимых эффектов. Однако как только в игру вводится ЛАМПОВЫЙ усилитель с выходным сопротивлением порядка нескольких Ом(!), результат может быть весьма плачевным- окраска звучания неизбежна.
Измерение импеданса АС является одним их наиболее важных и мощных диагностических средств. По графику импеданса можно очень много сказать о том, что представляют собой данные АС, даже не видя их в глаза и не слыша. Имея перед глазами график импеданса, можно сходу сказать, какого типа данные АС- закрытого (один горб в области баса), фазоинверторного или трансмиссионного (два горба в области баса) или же какой либо разновидности рупорных (последовательность равномерно разнесенных пиков). Судить о том, насколько хорошо будет воспроизводиться бас (40-80Гц) и самый нижний бас (20-40 Гц) теми или иными АС можно по форме импеданса в этих областях, равно как и по добротности горбов. «Седло», образованное двумя пиками в низкочастотной области, типичными для фазоинверторной конструкции, указывает на частоту, на которую «настроен» фазоинвертор, каковая обычно является частотой, на которой отдача НЧ ГГ падает на 6дБ, т.е. приблизительно в 2 раза. Из графика импеданса можно также понять, есть ли в системе резонансы, и каков их характер. К примеру, если проводить измерения с достаточным разрешением по частоте, то, возможно, на графике появятся своего рода «зарубки», свидетельствующие о наличии резонансов в акустическом оформлении.
Ну и, пожалуй, самое важное, что можно вынести из графика импеданса, это то, насколько тяжела будет эта нагрузка для усилителя. Поскольку импеданс АС реактивен, ток будет либо отставать от напряжения сигнала, либо опережать его на фазовый угол. В худшем случае, когда фазовый угол составляет 90 градусов, от усилителя требуется выдать максимальный ток в то время как напряжение сигнала стремится к нулю. Поэтому знание «паспортных» 8 (или 4) Ом в качестве номинального сопротивления НЕ дает ровным счетом ничего. В зависимости от фазового угла импеданса, который будет на каждой частоте разным, те или иные АС могут оказаться тому или иному усилителю «не по зубам». Также очень важно отметить, что БОЛЬШИНСТВО усилителей НЕ кажутся нам не справляющимися с АС лишь потому, что на ТИПИЧНЫХ уровнях громкости, допустимых в ТИПИЧНЫХ домашних условиях, ТИПИЧНЫЕ АС НЕ требуют от ТИПИЧНОГО усилителя «пропитания» более чем всего несколько Ватт.
20. Что такое номинальная мощность ГГ?
Это заданная электрическая мощность, при которой нелинейные искажения ГГ не должны превышать требуемые.
21. Что такое максимальная шумовая мощность ГГ?
Это электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую ГГ длительно выдерживает без тепловых и механических повреждений.
22. Что такое максимальная синусоидальная мощность ГГ?
Это электрическая мощность непрерывного синусоидального сигнала в заданном диапазоне частот, которую ГГ длительно выдерживает без тепловых и механических повреждений.
23. Что такое максимальная кратковременная мощность ГГ?
Это электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую ГГ выдерживает без необратимых механических повреждений в течение 1с (испытания повторяют 60 раз с интервалом в 1 мин.)
24. Что такое максимальная долговременная мощность ГГ?
Это электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую ГГ выдерживает без необратимых механических повреждений в течение 1 мин. (испытания повторяют 10 раз с интервалом в 2 мин.)
25. При прочих равных, АС с каким номинальным сопротивлением является более предпочтительной -4, 6 или 8Ом?
Более предпочтительной в общем случае является АС с более высоким номинальным сопротивлением, поскольку такая АС представляет собой более легкую нагрузку для усилителя и, следовательно, гораздо менее критична к выбору последнего.
26. Что такое импульсная характеристика АС?
Это ее отклик на «идеальный» импульс.
27. Что такое «идеальный» импульс?
Это мгновенный (время нарастания равно 0) рост напряжения до некоторого значения, «застревание» на этом постоянном уровне на короткий промежуток времени (скажем, доли миллисекунды) и затем мгновенный же спад обратно до 0В. Ширина такого импульса обратно пропорциональна ширине полосы частот сигнала. Если бы нам захотелось сделать импульс бесконечно коротким, то для того, чтобы передать его форму в полной неизменности, нам потребовалась бы система с бесконечной полосой пропускания.
28. Что такое переходная характеристика АС?
Это ее отклик на сигнал типа «ступенька». Переходная характеристика дает наглядное представление о поведении всех ГГ АС во времени и позволяет судить о степени когерентности излучения АС.
29. Что такое сигнал типа «ступенька»?
Это когда напряжение на входе в АС мгновенно нарастает от 0В до некоторого положительного значения и остается таким продолжительное время.
Фигурантами уголовного дела о взятке стали двое высокопоставленных сотрудников прокуратуры Башкирии, в том числе первый зампрокурора. Следователи считают, что они получили 10 млн руб.
Олег Горбунов (Фото: Прокуратура Республики Башкортостан)
Следственный комитет возбудил уголовное дело о взятке в отношении первого заместителя прокурора Башкирии Олега Горбунова и заместителя начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью Артура Шаретдинова. Об этом говорится в сообщении , опубликованном на сайте Следственного комитета.
По данным следствия, оба фигуранта, действуя в составе группы и по предварительному сговору, получили взятку в размере 10 млн руб. от первого заместителя главы администрации города Уфы. Эти деньги были платой за отмену постановления о возбуждении уголовного дела в связи со злоупотреблениями чиновников городской администрации при переселении людей из аварийного жилья. В деле были замешаны также трое посредников, фамилии которых в сообщении не названы. В СК уточнили, что следователями совместно с ФСБ удалось пресечь попытку Горбунова выехать из России через аэропорт Шереметьево.
Ранее источник, близкий к аппарату правительства республики, рассказал РБК, что в Башкирию приехала команда следователей из Москвы. «Идет доследственная проверка по факту получения взятки, — рассказал он. — Следственный комитет проверяет информацию, что в регионе действовала преступная группировка, глубоко интегрированная в провластные структуры». Представители этой группировки были связаны с прокуратурой, судьями, полицией, отметил собеседник.
Антикоррупционную кампанию в прокуратуре Башкирии одобрил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, рассказал РБК источник, знакомый с материалами проверки в отношении руководства прокуратуры. «В обысках в кабинете заместителя прокурора Олега Горбунова принимали участие следователи из Москвы», — отметил он. По информации источника, проверка началась после того, как с поличным на взятке в размере 5,5 млн руб. был задержан прокурор Советского района Уфы Рамиль Гарифуллин.
В четверг днем правоохранители также провели обыски в квартире и на даче зампрокурора, сообщало «РИА Новости» со ссылкой на источник. В сообщении агентства говорилось, что оперативные мероприятия были связаны с расследованием уголовного дела в отношении районного прокурора, задержанного при получении взятки от уфимского бизнесмена, который тоже стал фигурантом дела о посредничестве во взяточничестве и теперь дает показания следователям.