Буксирное устройство. Буксирные и сцепные устройства. Смотреть что такое "буксирный гак" в других словарях

Буксирное устройство, устанавливаемое на буксирных и спасательных судах, предназначено для буксировки несамоходных судов и плавсредств, а также самоходных судов, потерявших возможность двигаться своим ходом.

Выбор типа буксирного устройства зависит от назначения буксира и способа буксировки. При морских буксировках на длинном тросе применяют кильватерный способ; буксировку в порту и на рейде чаще выполняют лагом (борт о борт), а также в кильватер на коротком тросе (длиной до 100 м). Для буксировок по внутренним водным путям характерны как первые два способа, так и способ толкания, распространившийся после создания речных и озерных толкачей. Особым образом проводят буксировку во льдах: нос буксируемого судна вводят в углубление в корме буксира, надежно швартуют и в таком положении буксируют, судно.

В состав буксирного устройства входят буксирная лебедка (устанавливаемая только на морских буксирах и буксирах внутреннего плавания), трос, гак, или направляющий блок, буксирная дуга, арки, буксирный клюз и ограничители буксирного троса.

Буксирная лебедка предназначена для регулирования в процессе буксировки длины и натяжения буксирного троса. Длину обычно изменяют только во время буксировки судов по внутренним водным путям; в условиях извилистого фарватера, при проходе быстрин, перекатов и других мест, когда приходится уменьшать расстояние между буксиром и судном. Натяжение троса необходимо регулировать только при морской буксировке в условиях волнения, когда трос попеременно то ослабляется, то чрезмерно натягивается.

Буксирная лебедка имеет барабан, позволяющий принимать до 300 м троса на речных судах и до 900 м на морских. Различают буксирные лебедки простого действия на буксирах внутреннего плавания и автоматические -- на морских буксирах. При буксировке речных и озерных судов трос с буксируемого судна направляют на барабан лебедки простого действия, заторможенный ленточным тормозом (при неожиданных рывках срабатывает амортизатор в составе ленточного тормоза и барабан лебедки проворачивается). Конструкция лебедки позволяет стравливать буксирный трос на ходу судна и стопорить барабан лебедки при неработающем приводе с помощью тормоза.

Возникающие на взволнованном море неоднократные рывки смягчаются специальным следящим автоматическим устройством , стравливающим трос при чрезмерном его натяжении и выбирающим его при появлении слабины. Во избежание спутывания троса на буксирных лебедках обязательно предусматривают тросоукладчик.

Буксирные лебедки имеют электрический или, реже, паровой привод с тяговым усилием от 6 до 100 тс. Для подачи и выбирания буксирных тросов и выполнения швартовных операций на буксирах, не имеющих специальных лебедок, используют электрические лебедки или лебедки-вьюшки.

Буксирные тросы , применяемые для буксировки, бывают стальные, растительные (пеньковые, манильские, сизальские) и синтетические (капроновые, нейлоновые, куралоновые). Последние имеют преимущества перед стальными и растительными тросами: они легче, эластичнее, однако из-за искрообразования при их разрыве применять тросы из искусственного волокна при буксировке судов, перевозящих нефтепродукты первого разряда, как правило, не разрешается.

Буксирный гак служит для закрепления буксирного троса и его отдачи при буксировке без помощи специальной лебедки. На буксирах, имеющих буксирные лебедки, гак является резервным средством. Буксирные гаки бывают откидные и не откидные, открытые и закрытые, с амортизатором или без него, с механическим или гидравлическим затвором, с автоматической, дистанционной или ручной отдачей. Правила Регистра требуют, чтобы на морских буксирах применялись откидные закрытые гаки с амортизаторами, имеющие надежную и быстродействующую систему отдачи, что очень важно для безопасности буксира при достижении им опасного крена трос должен быть немедленно отдан.

Буксирные гаки снабжают пружинными амортизаторами, предназначенными для поглощения энергии ударных волн, возникающих в тросе при буксировке. На некоторых буксирах ограниченного района плавания применяют буксирный направляющий блок, через который пропускают трос от лебедки к буксируемому судну. Направляющий блок крепят аналогично буксирному гаку на буксирной дуге или (на буксирах внутреннего плавания) стационарно.

Буксирную дугу устанавливают в районе ЦТ судна по длине и как можно ниже. Она предназначена для крепления буксирного гака к корпусу буксира с таким расчетом, чтобы он мог перемещаться в горизонтальной плоскости (у портовых буксиров не менее чем на угол 180°).

Буксирные арки из труб или круглой кованой стали располагают в кормовой части буксира (две-три арки) для защиты установленного на палубе оборудования и находящихся на.ней людей от повреждения тросом. Кроме того, буксирные арки обеспечивают возможность плавного перехода буксирного троса с борта на борт.

Кормовой буксирный клюз предназначен для ограничения перемещения буксирного троса в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Клюзы бывают глухие, с откидывающейся наметкой, и с роульсами. В связи и тем, что в глухие клюзы трудно заводить буксирный трос, их применяют только на небольших портовых и рейдовых буксирах. Более распространены клюзы с наметкой, а на больших буксирах с роульсами.

Бортовые ограничители буксирного троса предотвращают занос его в горизонтальной плоскости в нос на угол, больший допускаемого угла горизонтального перемещения буксирного гака.

Перечисленные детали буксирного устройства применяют при буксировке судов кильватерным способом. Для буксировки лагом используют швартовные кнехты и шпили.

Предназначенные для толкания толкачи, также как и толкаемые суда или баржи, оборудуют счальными устройствами , обеспечивающими жесткую счалку толкаемого состава (толкачбаржа), эластичность при ударах и, при необходимости, быструю отдачу. Существует немало различных типов счальных устройств, но наибольшее распространение получил двухопорный счал из двух вертикальных сварных стальных балок коробчатого сечения и целой системы тросов, а также двух опорные счальные устройства с автоматическим сцепным замком, обеспечивающим автоматическое сцепление толкача с баржей и дистанционно управляемое расцепление в течение 2030 секунд.

Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта, осо­бенно крупнотоннажного судна, при маневрировании в пор­тах и узкостях в помощь буксировщику придаются один или два вспомогательных буксира.

Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксиро­вать другие суда (либо иные плавсредства) или идти на бук­сире самому.

В состав буксирного устройства транспортных судов входят: буксирные тро­сы, буксирные кнехты (битенги), буксирные клюзы, вьюшки и банкеты для хране­ния буксирных тросов. Помимо этого используются элементы якорного и швартов­ного устройств (шпили, якорные цепи, кнехты и т. п.).

Наиболее простым и в то же время наиболее распространенным способом буксировки является буксировка с гака. В этом случае суда соединяются длинным гибким тросом, который подается с кормы буксирующего судна на нос буксируе­мого. Портовые буксировки часто производятся лагом, когда буксир несколькими швартовными концами закрепляют у борта. При таком способе буксировки дости­гается хорошая управляемость, что очень важно в условиях ограниченной аквато­рии порта.

Основными деталями буксирного устройства при буксировке с гака являют­ся буксирный трос и гак. В качестве буксирных тросов применяют как раститель­ный, так и стальной трос.

Буксирный трос крепят на специальном гаке. Буксирные гаки необходимы для того, чтобы можно было в любой момент быстро отдать буксирный трос. Бук­сирные гаки бывают простые, полуавтоматические, автоматические. Простой гак неудобен тем, что трос можно отдать только при наличии слабины. Но часто при­ходится отдавать буксирный трос под натяжением в момент рывка, когда он направлен под углом к диаметральной плоскости и вызывает большой крен букси­ра, что может привести к опрокидыванию последнего. Быстрая отдача натянутого троса обеспечивается применением автоматических и полуавтомати­ческих гаков.

Гак закрепляют на буксирной дуге, расположенной в горизонтальной плос­кости. Параллельно буксирной дуге часто устанавливают погон, на котором лежит гак, имеющий значительную массу. Гак к буксирной дуге крепят через пружинные амортизаторы.

Большое влияние на мореходные качества буксира оказывает место установ­ки буксирной дуги. Обычно ее устанавливают примерно посередине длины судна на высоте 1- 1,5 м от верхней палубы. Такое положение дуги обеспечивает хоро­шую поворотливость буксира и удобное обслуживание буксирного устройства, но при боковом натяжении троса может вызвать опасный крен судна. Поэтому при морских буксировках, чтобы избежать боковых рывков, буксирный трос, идущий от гака, проводят через кормовой буксирный клюз. Если его нет, то трос раскреп­ляют оттяжками или на него накладывают цепной стопор.



Рис. Неудачная буксировка

Для защиты кормовой части палубы от буксирного троса устанавливают не­сколько буксирных арок. Высоту арок выбирают в зависимости от положения бук­сирного гака.

Многие морские буксиры имеют автоматическую буксирную лебедку. В этом случае буксирный трос закрепляют не на гаке, а на барабане лебедки. Лебедка имеет специальное устройство, автоматически регулирующее натяжение троса. В случае увеличения тягового усилия, а также при различных рывках лебедка по­травливает немного трос, чем достигается смягчение рывков. При уменьшении тя­гового усилия трос автоматически подбирается.

К буксирному устройству следует также отнести битенги и кранцы. Битенг - чугунная или стальная тумба, предназначенная для крепления буксирных тросов и имеющая усиленное крепление к палубе. Установка вдоль каждого борта двух -трех битенгов или прочных кнехтов обеспечивает надежное закрепление тросов при буксировке лагом. Мягкие кранцы, расположенные на носу и корме буксира, позволяют избежать вмятин обшивки судна при подходе буксира к борту.

Способы крепления буксирного каната. Вынужденные буксировочные опе­рации по спасению аварийных судов выполняются транспортными судами или буксирами-спасателями. На транспортных судах буксирное устройство устанавли­вается на случай аварийных буксировок и поэтому запрещается использовать бук­сирный трос для иных целей.

Для морской буксировки применяется стальной гибкий трос. Недостаток стального троса ‑ его малая эластичность. Поэтому морские буксировки производят при большой длине буксира (400-500 м) или в трос включают две - три смычки якорной цепи. Благодаря большой длине и значительной массе трос провисает и смягчает рывки. Большой эластичностью также отличаются тросы из синтетиче­ского волокна, поэтому их целесообразно использовать при морских буксировках.

На транспортных судах выбор способа крепления буксирных тросов определяется в зависимости от размеров и особенностей устройства судов, наличия средств для крепления буксирных тросов, а при вынужденных буксировках ‑ ещё и от погодных условий. Во всех случаях должно быть обеспечено надежное крепле­ние тросов и предусмотрена возможность изменения длины буксирного троса и его немедленной отдачи.

Крепление буксирного троса на буксируемом судне. Самым простым спосо­бом является крепление буксирного троса непосредственно на кнехтах. Такой способ можно использовать при буксировке небольших судов на короткое расстояние в стесненных условиях плавания, где требуется часто выбирать и по­травливать буксир. Но в этом случае необходимо тщательно осмотреть кнехты, и если они не особенно надежны, то их надо подкрепить.

Рис. Крепление буксирного троса к якорной цепи: 1 - буксирный трос; 2 - якорная скоба; 3 - удлиненное звено; 4 - якорная цепь; 5 - соединение троса с цепью с помощью скобы (вариант А или В); 6 - стальной трос; 7 - крепление цепи талрепом с раздвоенным гаком (переносной стопор).

Иногда целесообразно буксирный трос закрепить прямо за якорь. Наличие тяжелого якоря значительно улучшает работу буксирной линии в целом. Но в этом случае необходимо продумать способ соединения с якорем, так как про­стое набрасывание огона троса на лапы якоря не обеспечивает надежности соеди­нения из-за возможности перетирания троса об острые края головной части якоря.

Если нельзя использовать якорные цепи, то приходится заводить брагу. Бра­га ‑ стальной трос, который заводят за жесткие корпусные конструкции (рубки, комингсы грузовых люков) с распределением нагрузки на возможно большее число точек, причем без резких перегибов троса. На углах под брагу крепят деревянные брусья. Для экстренной отдачи браги используется глаголь-гак.

При морской буксировке на дальние расстояния используется способ креп­ления буксирного троса к двум или одной якорным цепям.

Рис. Варианты крепления буксирного троса за становой якорь: 1 - буксирный трос; 2 - становой якорь; 3 - якорная цепь; 4 - стальной проводник

Рис. Крепление буксира за брагу на буксируемом судне:
1 - проводник; 2 - якорная скоба;
3 - скобы-зажимы; 4 - брага;
5 - деревянные брусья на углах комингса люка;
6 - такелажная скоба;
7 - струбцины; 8 - буксирный трос

Крепление буксирного каната на буксирующем судне . На корме должна быть предусмотрена возможность легкой и надежной отдачи бук­сирного каната в случае вынужденной остановки в море и опасного сближения с буксируемым судном, а также внезапной угрозы столкновения.

Данным способом удобнее крепить буксирный канат на равнопалубных су­дах, проводя брагу вокруг комингса кормового трюма. На кнехт следует наклады­вать такое число шлагов браги, которое допускается его нагрузкой. Оставшаяся часть тягового усилия должна быть передана на комингс грузового люка или на другие прочные конструкции, расположенные на палубе судна. Трос браги следует брать такой прочности, как и буксирный, или делать его из нескольких шлагов.

По достижении судами полной скорости буксировки необходимо осмотреть буксирное устройство. На корме буксирующего и на носу буксируемого судов должна быть установлена вахта для наблюдения за работой буксирного устройства. У места, где возможна отдача буксирного троса, должен быть инструмент, позво­ляющий или перерубить буксирный трос, или привести в действие отдающее устройство.

Все суда, когда они идут на буксире, рыскливы. Предотвратить рыскание при помощи руля возможно лишь в том случае, если скорость рыскания позволяет рулевому удерживать судно на курсе.

Буксировка судов во льдах ледоколами . В тяжелых ледовых условиях или при повреждении проводимых судов может возникнуть необходимость буксировки их ледоколом.

Рис. Буксировка транспортного судна

Подготовка проводимого судна к буксировке заключается в следующем. Якоря убирают на палубу, что необходимо для продевания буксирного стропа ледокола через якорные клюзы, а также во избежание поломки якорей и повре­ждения борта ледокола. Суда при плавании в ледовых условиях должны быть всегда готовыми к поднятию якорей на палубу.

На баке судна готовят в достаточном количестве бросательные концы и тросы-проводники со скобами для приемки буксира с ледокола.

Заранее готовят все необходимое для принятия и крепления «усов» на палубе судна, для чего через клюзы заводят стальные тросы-проводники со скобами, предназначенные для присоединения их к концам «усов», которые будут про­таскиваться через клюзы на палубу.

Необходимо предусмотреть быструю отдачу буксирного стропа, поданного с ледокола. Один из способов крепления стропа заключается в том, что выходя­щие через якорные клюзы на палубу огоны «усов» связывают манильским или пеньковым тросом. Для отдачи буксира этот найтов рубят. Чтобы это можно было сделать без малейшей задержки, под найтов плотно подкладывают дере­вянный брус. При буксировке нужно вблизи найтова выставить вахтенного матроса, снабженного топором.

При ледовой проводке в сплоченном тяжелом или торосистом льду приме­няют буксировку ледоколом вплотную. При этом способе буксировки ледокол под­тягивает проводимое судно вплотную в свой кормовой вырез. Для буксировки вплотную используется специальный буксир «усы» - короткий стальной трос с огонами на концах, которые пропускаются через якорные клюзы буксируемого судна.

Буксируемое судно должно идти строго в диаметральной плоскости ледоко­ла. На резких поворотах во льду ледокол должен сбавлять скорость, чтобы избе­жать обрыва буксирного стропа. При буксировке судов большого водоизмещения или большой длины ледокол управляется плохо. В этих случаях при поворотах на буксируемом судне необходимо класть руль в противоположную сторону и пере­ходить к нормальному управлению, как только ледокол начнет выправляться на канале или на курсе.

Рис. Буксирное устройство на ледоколе: 1 - лебедка; 2 - стопор Булливана; 3 - буксирная серьга; 4 - блок Николаева; 5 - бензель

Рис. Крепление буксирного троса на буксируемом судне: а) - два стропа пропущены через клюзы и соединены при помощи бревна; б) - огоны стропа соединены бензелем; в) - строп пропущен через блок Николаева; г) - блок Николаева 1 - якорная скоба; 2 - бревно; 3 - ветви стропа; 4 - буксирный трос; 5 - бензель

При буксировке в тяжелых льдах нельзя крепить буксирные тросы за швар­товные кнехты или брашпиль, которые не рассчитаны на большие нагрузки и при приложении такой нагрузки будут срезаны или выворочены.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тема 3.5. Буксирное устройство.
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Назначение : обеспечение возможности судну буксировать другой плавучий объект либо самому быть буксируемым.

Способы буксировки .

Рис. 3.5.1 Способы буксировки:

а – кильватерный; б – лагом; в – толканием.

В морских условиях используется кильватерный способ (рис. 3.5.1, а), при котором буксируемое судно следует за буксирующим на буксирном тросœе. В открытой акватории буксировка в кильватер осуществляется на длинном канате. Засчёт значительного провисания каната при этом возможны взаимные перемещения буксира и буксируемого объекта͵ что позволяет проводить буксирование на волнении. Недостатком этого способа является плохая управляемость. Кратковременная буксировка в порту и буксировка в ледовых условиях производится на коротком канате – данный способ обеспечивает хорошую маневренность.

При сложной обстановке в акватории порта применяют буксировку лагом (рис. 3.5.1, б) – при этом буксируемое судно крепят к буксирующему швартовными канатами, а между бортами помещают кранцы.

При способе буксировки толканием (рис. 3.5.1, в) буксирующее судно располагается за буксируемым. Этот способ используется на внутренних водных путях.

Конструкция буксирного устройства .

Следует иметь в виду существенную разницу между буксирными устройствами транспортных судов и судов-буксиров.

Общесудовое буксирное устройство состоит из ограниченного числа элементов и включает буксирный канат, хранящийся на вьюшках или банкетах, буксирные кнехты и буксирные клюзы. По одному такому набору размещают в носу и корме судна. Схему общего расположения общесудового буксирного устройства выбирают таким образом, чтобы использовать вспомогательные барабаны палубных механизмов других устройств.

Буксирное устройство специализированных судов-буксиров представлено на рисунке 3.5.2.

Основным элементом БУ является буксирная лебёдка 7 с барабаном, позволяющим наматывать буксирный трос в несколько слоёв. Буксирные лебёдки подразделяют на простые и автоматические (поддерживающие постоянное натяжение буксирного каната). Применение автоматических лебёдок актуально при морских буксировках, когда буксирная лебёдка и канат испытывают сильные рывки на волнении. Специальное следящее устройство включат лебёдку на режим травления при чрезмерном натяжении троса и на режим выбирания при уменьшении нагрузки.

Канат должен поступать на лебёдку под близким к прямому углом относительно оси барабана.

Лебёдка используется при буксировке в кильватер на длинном канате.

Для буксировки в кильватер на коротком канате используется буксирный гак 8. Буксирный гак обеспечивает надёжное закрепление и быструю отдачу буксирного каната͵ а так же изменение направления буксирного каната в широком диапазоне углов по горизонтали и вертикали и поглощение энергии рывков при буксировке. Буксирный гак на морских буксирах располагается на расстоянии 0,35¸0,5 длины буксира от кормового перпендикуляра и закрепляется на буксирной дуге, его осœевая линия располагается так, чтобы гак мог перемещаться с борта на борт.

Рис. 3.5.2. Расположение буксирного устройства на морском буксире:

1 – буксирный клюз; 2 – швартовный кнехт; 3 – швартовный шпиль; 4 – буксирная арка; 5 – вьюшки с тросом; 6 – битенг; 7 – буксирная лебёдка; 8 – буксирный гак; 9 – буксирная дуга; 10 – ограничитель буксирного троса.

При буксировке на гаке канат постоянно перемещается над участком палубы, находящимся в корму от гака. Для обеспечения безопасности находящихся на этом участке палубы людей и защиты размещённого там оборудования устанавливают буксирные арки 4 (от одной до трёх), которые поддерживают и направляют буксирный канат, обеспечивая его плавный переход с борта на борт.

Кормовые буксирные клюзы 1 предназначены для ограничения перемещения буксирного каната и обеспечения его перехода через фальшборт.

Буксирная дуга 9 предназначена для крепления буксирного гака и направляющих блоков.

Ограничители буксирного каната 10 препятствуют его горизонтальным перемещениям на угол, больший допускаемого угла перемещения гака.

В случае если нет крайне важно сти в использовании буксирной лебёдки или гака, канат должна быть закреплён на одном из буксирных битенгов 6. Носовой битенг является одиночным и жёстко связан с брештоком, бортовые битенги выполняют парными и соединяют кницами с фальшбортом и палубой. Кормовой битенг выполняют парным и размещают на верхней палубе в ДП в корму от буксирной лебёдки. В случае если кормовой битенг также выполняет роль ограничителя перемещений идущего от лебёдки каната͵ то его располагают перпендикулярно ДП судна. Носовой и бортовые битенги используются в основном при непродолжительных буксировочных операциях в закрытых акваториях, кормовой битенг может использоваться и в более сложных ситуациях.

Требования к буксирному устройству .

Требования содержатся в Правилах классификации и постройки морских судов РМРС (том 1, раздел III ʼʼУстройства, оборудование и снабжениеʼʼ, п.5 ʼʼЯкорное устройствоʼʼ). Некоторые общие требования:

1. Длина и разрывное усилие буксирного троса определяются по специальной таблице Правил в соответствии с характеристикой снабжения для данного судна. Формула для характеристики снабжения приведена в теме 3.3.

2. Буксирные тросы бывают стальными, растительными или синтетическими. Требования для каждого из этих типов тросов аналогичны требованиям для швартовных тросов.

3. Число и расположение буксирных кнехтов и клюзов принимается исходя из конструктивных особенностей, назначения и общего расположения судна.

4. Требования к буксирным кнехтам аналогичны требованиям к швартовным кнехтам.

5. Нефтеналивные суда, газовозы и химовозы дедвейтом 20000 т и более должны быть оборудованы в носу и в корме специальным устройством для аварийной буксировки, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно обеспечивать быстрое развёртывание и соединœение с буксирующим судном при отсутствии на буксируемом судне энергии.

5.1. Устройство включает в себя следующие элементы: проводник, буксирный трос, цепное устройство, буксирный клюз, устройство крепления, роульс (при крайне важно сти), типовая схема приведена на рис. 3.5.3.

Рис. 3.5.3 Типовое устройство для аварийной буксировки

5.2. Длина буксирного троса у буксирного клюза должна быть по крайней мере в 2 раза больше высоты надводного борта в балласте плюс 50 м. Внешний конец буксирного троса должен иметь огон с коушем для соединœения со стандартной скобой.

5.3. Крепление внутреннего конца буксирной линии должно осуществляться посредством стопора, бракета или иного приспособления эквивалентной прочности. Устройство крепления буксирной линии должна быть спроектировано таким образом, чтобы составлять единое целое с буксирным клюзом.

5.4. Размеру буксирных клюзов должны обеспечивать свободный проход наиболее крупных звеньев цепной вставки, буксирного троса и проводника. Отношение диаметра клюза к диаметру троса должно быть не менее чем 7:1. Буксирный клюз должен располагаться по возможности ближе к палубе и так, чтобы цепная вставка между устройством крепления и клюзом была параллельна палубе.

5.5. Цепное устройство должно быть установлено в носовой (и, исходя из конструкции, в кормовой) оконечности. В качестве цепного устройства должна быть использована цепная вставка, представляющая собой якорную цепь. Длина цепной вставки должна быть достаточной для того, чтобы конец буксирного троса находился с внешней стороны клюза в течение всœей буксирной операции, для чего внешняя часть цепной вставки, выходящая из клюза, должна иметь длину не менее 3 м.

5.6. Один из концов цепной вставки должен иметь необходимые детали, обеспечивающие лёгкое и надёжное соединœение с устройством крепления. Другой конец должен быть снабжён стандартным звеном для соединœения со стандартной скобой.

5.7. Устройство для аварийной буксировки должно обеспечивать приведение его в действие в портовых условиях: предварительно проверенное и собранное - в течение 15 минут, предварительно не проверенное и не собранное – в течение часа.

6. Из требований к специальному устройству на буксирах можно привести следующие:

6.1. Буксирные гаки должны быть откидными и иметь устройство для отдачи буксирного троса, надёжно срабатывающее во всём диапазоне нагрузок на гак и при любом возможном отклонении буксирного троса от диаметральной плоскости. Устройство должно управляться как с места у гака, так и с ходового мостика.

6.2. Буксирные гаки должны иметь амортизаторы, предельная нагрузка амортизирующего действия которых должна быть не менее 1,3 номинальной тяги на гаке.

6.3. Требования к буксирным лебёдкам содержатся в Правилах классификации и постройки морских судов РМРС (том 2, раздел IX ʼʼМеханизмыʼʼ, п.6.5 ʼʼБуксирные лебёдкиʼʼ).

6.4. Длина троса на буксирной лебёдке должна быть не менее 700 м при мощности главного двигателя буксира 2200 кВт и более и не менее 500 м при мощности 1470 кВт и менее. При мощности от 1470 кВт до 2200 кВт длина троса на лебёдке определяется линœейной интерполяцией.

Тема 3.5. Буксирное устройство. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 3.5. Буксирное устройство." 2017, 2018.

Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плавсредства) или идти на буксире самому.

В состав буксирного устройства транспортных судов входят:

Буксирные тросы;

Буксирные кнехты;

Буксирные клюзы;

Вьюшки и банкеты для хранения буксирных тросов.

Помимо вышеперечисленного используются элементы якорного и швартовного устройств (шпили, якорные цепи, кнехты и т. п.).

Наиболее простым и в то же время наиболее распространенным способом буксировки является буксировка с гака. В этом случае суда соединяются длинным гибким тросом, который подается с кормы буксирующего судна на нос буксируемого. Портовые буксировки часто производятся лагом, когда буксир несколькими швартовными концами закрепляют у борта. При таком способе буксировки достигается хорошая управляемость, что очень важно в условиях ограниченной акватории порта.

Вынужденные буксировочные операции по спасению аварийных судов выполняются транспортными судами или буксирами-спасателями. В этом случае капитан буксирующего судна на месте решает все вопросы организации и проведения буксировки, а также проводит необходимые расчеты. Требования к буксирным устройствам судов указаны в «Правилах классификации и постройки морских судов», том 1, раздел 5.

Основные детали буксирного устройства специальных судов − буксировщиков.

Буксирное устройство судна − буксировщика:

1 – буксирный трос; 2 – буксирный клюз; 3 – мягкий кранец; 4 – буксирная арка; 5 – битенг; 6 – буксирная лебедка; 7 – буксирный гак; 8 – погон; 9 - буксирная дуга

Основными деталями буксирного устройства при буксировке с гака являются буксирный трос и гак. В качестве буксирных тросов применяют как растительный, так и стальной трос.

Растительным обычно пользуются при портовых буксировках. Для морской буксировки применяется стальной гибкий трос. Недостаток стального троса - его малая эластичность.

Поэтому морские буксировки производят при большой длине буксира (400 − 500 м) или в трос включают две-три смычки якорной цепи. Благодаря большой длине и значительной массе трос провисает и смягчает рывки. Большой эластичностью отличаются тросы из синтетического волокна. Поэтому их целесообразно использовать при морских буксировках.

Буксирный трос крепят на специальном гаке. Буксирные гаки необходимы для того, чтобы можно было в любой момент быстро отдать буксирный трос. Буксирные гаки бывают простые, полуавтоматические, автоматические.

Простой гак неудобен тем, что трос можно отдать только при наличии слабины. Но часто приходится отдавать буксирный трос под натяжением в момент рывка, когда он направлен под углом к диаметральной плоскости и вызывает большой крен буксира, что может привести к опрокидыванию последнего.

Быстрая отдача натянутого троса обеспечивается применением автоматических и полуавтоматических гаков. Как те, так и другие имеют откидную часть, которая удерживается в рабочем положении, упираясь в специальную щеколду. При сдвиге щеколды поворотная часть освобождается, гак открывается и буксирный трос соскальзывает с него.

У полуавтоматического гака щеколда сдвигается вручную при помощи спускового тросика, проведенного на мостик. Щеколда автоматического гака удерживается от сдвига специальной пружиной, отрегулированной на определенное усилие. В том случае, когда натяжение буксирного троса превышает расчетное усилие, щеколда сдвигается и гак автоматически открывается.

а) - простой; б) - полуавтоматический; в) - автоматический

Гак закрепляют на буксирной дуге, расположенной в горизонтальной плоскости. Параллельно буксирной дуге часто устанавливают погон, на котором лежит гак, имеющий значительную массу. Гак к буксирной дуге крепят через пружинные амортизаторы.

Большое влияние на мореходные качества буксира оказывает место установки буксирной дуги. Обычно ее устанавливают примерно посередине длины судна на высоте 1 − 1,5 м от верхней палубы.

Такое положение дуги обеспечивает хорошую поворотливость буксира и удобное обслуживание буксирного устройства, но при боковом натяжении троса может вызвать опасный крен судна. Поэтому при морских буксировках, чтобы избежать боковых рывков, буксирный трос, идущий от гака, проводят через кормовой буксирный клюз. Если его нет, то трос раскрепляют оттяжками или на него накладывают цепной стопор.

Для защиты кормовой части палубы от буксирного троса устанавливают несколько буксирных арок. Высоту арок выбирают в зависимости от положения буксирного гака.

Многие морские буксиры имеют автоматическую буксирную лебедку. В этом случае буксирный трос закрепляют не на гаке, а на барабане лебедки. Лебедка имеет специальное устройство, автоматически регулирующее натяжение троса.
В случае увеличения тягового усилия, а также при различных рывках лебедка потравливает немного трос, чем достигается смягчение рывков. При уменьшении тягового усилия трос автоматически подбирается.

Буксирное устройство на ледоколе: 1 - лебедка; 2 - стопор Булливана; 3 - буксирная серьга; 4 - блок Николаева; 5 - бензель

К буксирному устройству следует также отнести битенги и кранцы. Битенг − чугунная или стальная тумба, предназначенная для крепления буксирных тросов. Установка вдоль каждого борта двух − трех битенгов или прочных кнехтов обеспечивает надежное закрепление тросов при буксировке лагом.
Мягкие кранцы, расположенные на носу и корме буксира, позволяют избежать вмятин наружной обшивки судна при подходе буксира к борту.

В соответствии с требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, на всех судах должны быть линеметательные устройства для передачи спасательного линя с одного судна на другое, который может также использоваться при передаче буксирного троса в качестве проводника.

Рулевое устройство ) предназначено для управления судном во время движения, обеспечивает поворотливость судна и его устойчивость на курсе. Составными частями рулевого устройства являются руль, румпель, штуртрос, пост управления и штурвал.

Руль - состоит из пера руля (металлической пластины определенной формы) и баллера (стержня, к нижней части которого прикреплена пластина пера руля).

16. Назначение и основные элементы буксирного устройства.

Буксирное устройство – представляет собой комплекс изделий и механизмов, обеспечивающих судну возможность буксировать другие суда или быть буксируемым

В состав буксирного устройства входят:

    Буксирная лебёдка

    Трос ;

    Гак или направляющий блок ;

    Буксирная дуга ;

    Арки;

    буксирный клюз и ограничители буксирного троса .

17. Назначение и основные элементы шлюпочного устройства.

Шлюпка – это открытое беспалубное многоцелевое плавсредство, приводимое в движение веслами, двигателем или парусами.

Шлюпки по назначению делятся на спасательные, рабочие и специальные. Спасательные шлюпки служат только для спасения людей. Они обладают хорошими мореходными качествами и способны оставаться на плаву даже после заливания их водой.Такая плавучесть обеспечивается воздушными ящиками. Рабочие шлюпки используют для выполнения различных работ по сдуну и сообщения с берегом и другими судами. Специальные шлюпки – грузовые, буксирные, водолазные, зверобойные и промерные.

Назначение шлюпок

С их помощью решается широкий круг задач:

 сообщение с берегом и другими кораблями;

 помывка или покраска борта;

 промерные, водолазные и другие работы на воде;

 завоз швартовых, становых и вспомогательных якорей;

 транспортировка различных грузов;

 оказание помощи терпящим бедствие судам;

 подрыв плавающих мин;

 воз десанта;

 доставка разведывательных групп;

 спасение личного состава в случае гибели корабля.

По материалу постройки различают:

Деревянные, стальные, шлюпки из легких сплавов

По конструкции открытые и закрытые.По роду движителя : винтовые (с качалками или с двигателем).

18. Назначение и основные элементы швартовного устройства.

Швартовое устройство представляет собой комплекс изделий и механизмов, предназначенных для закрепления судна к береговым и плавучим причальным сооружениям и другим судам.

С его помощью можно осуществить небольшие перетяжки судна вдоль причала при неработающих двигателях.

Суда снабжаются элементами швартового устройства по Правилам Регистра СССР в зависимости от размеров и назначения судна.

Швартовы – это гибкие канаты, служащие для крепления судна к причалу.

Применяют растительные, синтетические и стальные.

Растительные швартовы – пеньковые, сизальские, манильские.

Применяют в основном на судах перевозящих нефтепродукты и другие взрывоопасные грузы, т.к. при трении они не образуют искр. Длина окружности 115-125 мм.

Синтетические швартовы - капрон, нейлон, пропилен.

Окружность синтетических швартовых достигает 175 мм.

Стальные швартовы свивают из оцинкованной или алюминиевой проволоки, имеют органические сердечники диаметром 35 мм.

Длина швартового конца должна быть на 100% больше длины судна, но не более 200 м.

Все швартовые концы имеют на ходовом конце петлю – огон.