Состоящей из 146 идущих подряд цифр 5. Выполнение алгоритмов для формальных исполнителей (B14)

Разбор 14 задания ЕГЭ 2016 года по информатике из демоверсии. Это задание на умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд (уметь интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов). Это задание повышенного уровня сложности. Примерное время выполнения задания 6 минут.

Задание 14:

Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её. Редактор может выполнять две команды, в обеих командах v и w обозначают цепочки цифр.
А) заменить (v, w).
Эта команда заменяет в строке первое слева вхождение цепочки v на цепочку w. Например, выполнение команды
заменить (111, 27)
преобразует строку 05111150 в строку 0527150.
Если в строке нет вхождений цепочки v, то выполнение команды заменить (v,w) не меняет эту строку.
Б) нашлось (v).
Эта команда проверяет, встречается ли цепочка v в строке исполнителя Редактор. Если она встречается, то команда возвращает логическое значение «истина», в противном случае возвращает значение «ложь». Строка исполнителя при этом не изменяется.

Цикл
ПОКА условие
последовательность команд
КОНЕЦ ПОКА
выполняется, пока условие истинно.
В конструкции
ЕСЛИ условие
ТО команда1
ИНАЧЕ команда2
КОНЕЦ ЕСЛИ
выполняется команда1 (если условие истинно) или команда2 (если условие ложно).

Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке, состоящей из 68 идущих подряд цифр 8? В ответе запишите полученную строку.

НАЧАЛО
ПОКА нашлось (222) ИЛИ нашлось (888)
ЕСЛИ нашлось (222)
ТО заменить (222, 8)
ИНАЧЕ заменить (888, 2)
КОНЕЦ ЕСЛИ
КОНЕЦ ПОКА
КОНЕЦ

Ответ: ________

Разбор 14 задания ЕГЭ 2016:

Программа работает до тех пор, пока в строке есть цепочка цифр 222 или цепочка цифр 888.

Если встречается 222, то заменяем 8.
Если в строке нет цепочки 222, но встречается цепочка 888, то заменяем ее на 2.

В нашей строке 68 идущих подряд цифр 8.

1) меняем первые 888 на 2 и получаем
2 и (65 цифр 8)

2) меняем следующие 888 на 2 и получаем
22 и (62 цифр 8)

3) меняем следующие 888 на 2 и получаем
222 и (59 цифр 8)

4) теперь у нас появилась цепочка 222, поэтому мы должны заменить ее на 8
получаем (60 цифр 8)

Получилось следующее, за 4 шага мы заменили 9 восьмерок на 1 (или удалили 8 восьмерок). Становится понятно, что за каждые 4 шага мы будем удалять по 8 восьмерок.

60-8=52
52-8=44
44-8=36
36-8=28
28-8=20
20-8=12
12-8=4 (останется цепочка 8888)

На последнем шаге заменяем первые 3 восьмерки на 2 и получаем 28 .

Задание проверяет умение анализировать алгоритм действий формального исполнителя. Обратим внимание, что мы имеем дело с циклическим алгоритмом, в котором количество итераций цикла заранее не известно и будет зависеть от значения переменных перед началом цикла. При этом можно предположить, что количество итераций цикла может оказаться достаточно большим и полное формальное исполнение алгоритма является нерациональным.

С другой стороны в подобных алгоритмах, как правило, можно найти закономерность, связанную с тем, что некоторое количество идущих подряд итераций цикла осуществляют преобразование объекта таким образом, что могут быть заменены на одно действие. Тогда задача сводится к следующему методу решения:

  1. Проанализировать первые несколько итераций и определить период изменения обрабатываемого объекта так, что некоторую последовательность итераций можно заменить одним действием над объектом.
  2. С помощью деления с остатком исключить из рассмотрения большую часть итераций цикла, оставив только несколько последних итераций.
  3. Формально выполнить эти последние итерации, тем самым определив значение искомой переменной после завершения программы.

Рассмотрим применение предложенного метода на примере приведенного условия.

  1. Сформулированный алгоритм реализует обработку строки. Проанализируем его. Сначала исполнитель пытается найти последовательность цифр «3333», рассматривая строку слева направо. Если такая последовательность нашлась , она будет заменена на «88» и обработка начнется заново . Если последовательность «3333» не найдена , но найдена последовательность «8888», то она будет заменена на «33» и обработка строки опять же начнется заново . Если в строке не осталось последовательностей «3333» или «8888», то выполнение программы завершится. Подчеркнем, что исполнитель всегда сначала будет искать последовательность «3333», и если найдет, то заменять ее последовательностью «88», после чего опять анализировать строку сначала. И только если в строке нет последовательности «3333», будет пытаться искать и заменять последовательность «8888».
  2. Рассмотрим первые несколько итераций алгоритма. Для удобства, будем обозначать последовательности из N идущих подряд цифр M как N{M}.
    • Исходная строка может быть обозначена как 69{8}. Исполнитель не найдет в ней последовательность «3333», но найдет последовательность «8888» и заменит на ее на «33». Следовательно, после первой итерации мы получим строку 2{3}65{8}.
    • На второй итерации по-прежнему исполнитель не найдет последовательность «3333», но найдет последовательность «8888», которую также заменит на «33». В результате, после второй итерации мы получим строку 4{3}61{8}.
    • На третьей итерации исполнитель найдет последовательность «3333» и заменит ее на «88». Таким образом, после выполнения этой итерации мы получим строку 63{8}. Заметим, что в результате выполнения трех итераций мы опять получили строку, состоящую только из цифр «8», причем их количество уменьшилось на 6.
  3. Получается, что каждая последовательность из трех итераций цикла фактически заменяет первые 8 цифр «8» на 2 цифры «8». Обратим внимание, что это почти всегда эквивалентно тому, что из строки, состоящей только из цифр «8» удаляют первые 6 цифр. Но следует отметить, что это будет справедливо, только если в строке на момент удаления не менее восьми цифр «8» и соответственно после удаления может остаться не менее двух цифр «8».
  4. Поделим 69 на 6 с остатком. Получим 11 и 3 в остатке. Поскольку остаток не меньше 2, можно сделать вывод, что на предыдущем шаге была строка не менее чем из 8 цифр «8», шесть из которых удалили. Полученная в результате строка «888» не содержит последовательностей «3333» или «8888», следовательно, цикл обработки завершится и ответом на задание будет «888».

Рассмотрим еще два примера, немного меняя исходное условие:

  1. Предположим, что по условию задания программа применялась к строке, состоящей из 67 цифр «8». Тогда если поделить с остатком 67 на 6, получится 11 и 1 в остатке. Остаток меньше 2, но строка из одной цифры «8» не могла быть получена. Следовательно, нужно рассмотреть 67 как 10*6+7. Тогда на очередной итерации цикла была получена строка 8888888, то есть строка, состоящая из семи цифр «8». Ее дальнейшее преобразование будет выглядеть следующим образом: 8888888 → 33888. И ответом на такую формулировку задания будет «33888».
  2. Предположим, что по условию задания программа применялась к строке, состоящей из 66 цифр 8. Остаток от деления 66 на 6 равен нулю. Отметим, что 66=6*10+6. Это значит, что после 10 удалений должна получиться строка 888888. Тогда после очередной итерации цикла она преобразуется: 888888 → 3388. Дальнейшее преобразование невозможно и программа завершится. Следовательно, ответом на такую формулировку задания будет «3388».

В этой задаче используется, в основном, описание алгоритмов на псевдокоде (условном алгоритмическом языке, включающем в себя и элементы языка программирования, и элементы обычного естественного языка).

Основные конструкции псевдокода описаны перед текстом задачи.

Исполнитель чертежник

Пример 1.

Ис­пол­ни­тель Чертёжник пе­ре­ме­ща­ет­ся на ко­ор­ди­нат­ной плос­ко­сти, остав­ляя след в виде линии. Чертёжник может вы­пол­нять ко­ман­ду сме­стить­ся на (a , b ), где a , b – целые числа. Эта ко­ман­да пе­ре­ме­ща­ет Чертёжника из точки с ко­ор­ди­на­та­ми (x , y ) в точку с ко­ор­ди­на­та­ми (x + a ; y + b ).

На­при­мер, если Чертёжник на­хо­дит­ся в точке с ко­ор­ди­на­та­ми (4, 2), то ко­ман­да сме­стить­ся на (2, -3) пе­ре­ме­стит Чертёжника в точку (6, -1).

ПО­ВТО­РИ число РАЗ

КОНЕЦ ПО­ВТО­РИ

озна­ча­ет, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд будет вы­пол­не­на ука­зан­ное число раз (число долж­но быть на­ту­раль­ным).

Чертёжнику был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий ал­го­ритм (бук­ва­ми n , a , b обо­зна­че­ны не­из­вест­ные числа, n >1):

НА­ЧА­ЛО

сме­стить­ся на (60, 100)

ПО­ВТО­РИ n РАЗ

сме­стить­ся на (a , b )

сме­стить­ся на (33, 44)

КОНЕЦ ПО­ВТО­РИ

сме­стить­ся на (13, 200)

сме­стить­ся на (-1, 60)

Ука­жи­те наи­боль­шее воз­мож­ное зна­че­ние числа n , для ко­то­ро­го най­дут­ся такие зна­че­ния чисел a и b , что после вы­пол­не­ния про­грам­мы Чертёжник воз­вра­тит­ся в ис­ход­ную точку.

Решение :

В результате выполнения алгоритма Чертежник переместится

по оси х на:

60 + n*a + n*33 + 13 – 1

по оси y на:

100 + n*b + n*44 + 200 + 60

Известно, что в результате перемещения Чертежник вернулся в исходную точку, т.е. перемещение по оси х равно нулю, и перемещение по оси y равно нулю:

60 + n*a + n*33 + 13 – 1 = 0

100 + n*b + n*44 + 200 + 60 = 0

n*(a + 33) = -72

n*(b + 44) = -360

Наибольшее n – это наибольший общий делитель чисел -72 и -360. Это число 72.

Ответ: 72

Исполнитель робот

Пример 2 .

Си­сте­ма ко­манд ис­пол­ни­те­ля РОБОТ, «жи­ву­ще­го» в пря­мо­уголь­ном ла­би­рин­те на клет­ча­той плос­ко­сти:

При вы­пол­не­нии любой из этих ко­манд РОБОТ пе­ре­ме­ща­ет­ся на одну клет­ку со­от­вет­ствен­но (по от­но­ше­нию к на­блю­да­те­лю): вверх , вниз ↓, влево ←, впра­во →.

Че­ты­ре ко­ман­ды про­ве­ря­ют ис­тин­ность усло­вия от­сут­ствия стены у каж­дой сто­ро­ны той клет­ки, где на­хо­дит­ся РОБОТ (также по от­но­ше­нию к на­блю­да­те­лю):

ПОКА < усло­вие >

по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд

КОНЕЦ ПОКА

В кон­струк­ции

ЕСЛИ < усло­вие >

ТО ко­ман­да1

ИНАЧЕ ко­ман­да2

КОНЕЦ ЕСЛИ

вы­пол­ня­ет­ся ко­ман­да1 (если усло­вие ис­тин­но) или ко­ман­да2 (если усло­вие ложно)

Если РОБОТ начнёт дви­же­ние в сто­ро­ну на­хо­дя­щей­ся рядом с ним стены, то он раз­ру­шит­ся и про­грам­ма прервётся.

Сколь­ко кле­ток ла­би­рин­та со­от­вет­ству­ют тре­бо­ва­нию, что, начав дви­же­ние в ней и вы­пол­нив пред­ло­жен­ную про­грам­му, РОБОТ уце­ле­ет и оста­но­вит­ся в за­кра­шен­ной клет­ке (клет­ка F6)?

НА­ЧА­ЛО

ПОКА снизу сво­бод­но ИЛИ спра­ва сво­бод­но ПОКА спра­ва сво­бод­но

впра­во

КОНЕЦ ПОКА

вниз

КОНЕЦ ПОКА

Решение :

В дан­ной про­грам­ме РОБОТ сначала про­ве­ря­ет, сво­бод­на ли клет­ка спра­ва или снизу от него. Если это так, то РОБОТ пе­ре­хо­дит к пер­во­му дей­ствию внут­ри цикла. В этом цикле пока у пра­вой сто­ро­ны клет­ки, в ко­то­рой на­хо­дит­ся РОБОТ, нет стены, он про­дол­жа­ет дви­гать­ся впра­во. Как толь­ко это усло­вие пе­ре­ста­нет вы­пол­нять­ся, он пе­ре­хо­дит ко вто­ро­му дей­ствию внут­ри цикла. Вто­рое дей­ствие, за­клю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем: РОБОТ пе­ре­дви­га­ет­ся на одну клет­ку вниз. После чего воз­вра­ща­ет­ся к на­ча­лу внеш­не­го цикла.

Про­ве­рив последовательно все клет­ки по пра­ви­лу дви­же­ния РО­БО­ТА вы­яс­ня­ем, что число кле­ток, удо­вле­тво­ря­ю­щих усло­вию за­да­чи равно 15 (вся пер­вая строч­ка, весь стол­бец F, клет­ки D2, E2, D4, D6, E4).


Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Исполнитель редактор

Пример 3.

Ис­пол­ни­тель Ре­дак­тор по­лу­ча­ет на вход стро­ку цифр и пре­об­ра­зо­вы­ва­ет её. Ре­дак­тор может вы­пол­нять две ко­ман­ды, в обеих ко­ман­дах v и w обо­зна­ча­ют це­поч­ки цифр.

А) за­ме­нить (v, w).

Эта ко­ман­да за­ме­ня­ет в стро­ке пер­вое слева вхож­де­ние це­поч­ки v на це­поч­ку w. На­при­мер, вы­пол­не­ние ко­ман­ды за­ме­нить (111, 27) пре­об­ра­зу­ет стро­ку 05111150 в стро­ку 0527150. Если в стро­ке нет вхож­де­ний це­поч­ки v, то вы­пол­не­ние ко­ман­ды за­ме­нить (v, w) не ме­ня­ет эту стро­ку.

Б) на­шлось (v).

Эта ко­ман­да про­ве­ря­ет, встре­ча­ет­ся ли це­поч­ка v в стро­ке ис­пол­ни­те­ля Ре­дак­тор. Если она встре­ча­ет­ся, то ко­ман­да воз­вра­ща­ет ло­ги­че­ское зна­че­ние «ис­ти­на», в про­тив­ном слу­чае воз­вра­ща­ет зна­че­ние «ложь». Стро­ка ис­пол­ни­те­ля при этом не из­ме­ня­ет­ся.

ПОКА усло­вие

по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд

КОНЕЦ ПОКА

вы­пол­ня­ет­ся, пока усло­вие ис­тин­но.

В кон­струк­ции

ЕСЛИ усло­вие

ТО ко­ман­да1

ИНАЧЕ ко­ман­да2

КОНЕЦ ЕСЛИ

вы­пол­ня­ет­ся ко­ман­да1 (если усло­вие ис­тин­но) или ко­ман­да2 (если усло­вие ложно).

Какая стро­ка по­лу­чит­ся в ре­зуль­та­те при­ме­не­ния при­ведённой ниже про­грам­мы к стро­ке, со­сто­я­щей из 68 иду­щих под­ряд цифр 8? В от­ве­те за­пи­ши­те по­лу­чен­ную стро­ку.

НА­ЧА­ЛО

ПОКА на­шлось (222) ИЛИ на­шлось (888)

ЕСЛИ на­шлось (222)

ТО за­ме­нить (222, 8)

ИНАЧЕ за­ме­нить (888, 2)

КОНЕЦ ЕСЛИ

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

Решение :

Обозначим строку из 68 восьмерок - 68«8»,

строку из двойки и 65 восьмерок – 1«2»65«8» и т.д.

Отработаем 4 первых цикла программы:

68«8» → 1«2»65«8» → 2«2»62«8» → 3«2»59«8» → 60«8»

В результате количество восьмерок уменьшилось на 8. Не сложно понять, что строка будет уменьшаться на 8 восьмерок каждые 4 итерации. В результате останется строка из 4 восьмерок. Доработаем программу:

…→ 4«8» → 1«2»1«8» = 28

Ответ: 28

Исполнитель черепашка

Пример 4.

Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:

Вперед n , где n – целое число, вызывающее передвижение черепашки на n шагов в направлении движения.

Направо m , где m – целое число, вызывающее изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.

Запись Повтори 5 [Команда1 Команда2] означает, что последовательность команд в скобках повторится 5 раз.

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:

Какая фигура появится на экране?

Решение :

Последовательность действий Вперед 40 Направо 90 рисует отрезок длиной 40 шагов, а затем меняет направление на 90 градусов по часовой стрелке. Тогда последовательность Повтори 4 [Вперед 40 Направо 90] нарисует квадрат, а направление вернется в исходное.

Затем выполняется команда Направо 120 , она изменит направление на 120 градусов от исходного.

Если повторить все рассмотренные действия 5 раз:

Повтори 5 [Повтори 4 [Вперед 40 Направо 90] Направо 120] , то будет 5 раз нарисован квадрат. Причем каждый следующий повернут вокруг вершины относительно предыдущего на 120 градусов. Не сложно заметить, что 4-й квадрат будет нарисован поверх первого (120*3 = 360, сделан поворот на целый круг, возврат в исходное положение), а 5-й поверх второго.

Результат изображен под номером 3.

Ответ: 3

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2020 году

«Выполнение алгоритмов для исполнителя Робот» - тема задания 14 ЕГЭ по информатике. Часть его вариантов подразумевает исполнителя Чертежник, и условие задачи в этом случае может звучать так: «Чертежник перемещается на координатной плоскости по команде «Сместиться на (a, b)», перемещаясь при этом из точки (x,у) в точку (x+а, у+b). Чертежник дважды повторяет алгоритм «Команда Z - Сместиться на (3, 2) - Сместиться на (2, 1)», затем следует команда «Сместиться на (-6, -4), и он возвращается в свою исходную точку. Какая команда подразумевается в условии под Командой Z?».

Другие варианты задания 14 ЕГЭ по информатике посвящены циклам с операторами «пока» и «если», а также нестандартным алгоритмам. Вот пример «нестандартной» задачи: «В записях пирата кладоискатель прочел следующие указания по обнаружению спрятанного клада: «60 шагов на юг, 30 шагов на восток, 30 шагов на север и 60 шагов на юг» и нашел карту острова с указанием свободных и непроходимых участков местности. Определить – в какой точке на карте должен находиться клад, если место, где должен стоять кладоискатель перед тем, как начать выполнять указанную последовательность действий, на схеме не указано».

Исполнитель МАШИНКА «живет» в ограниченном прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости, изображенном на рисунке. Серые клетки - возведенные стены, светлые - свободные клетки, по которым МАШИНКА может свободно передвигаться. По краю поля лабиринта также стоит возведенная стенка с нанесенными номерами и буквами для идентификации клеток в лабиринте.

Система команд исполнителя МАШИНКА:

При выполнении любой из этих команд МАШИНКА перемещается на одну клетку соответственно (по отношению к наблюдателю): вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится МАШИНКА (также по отношению к наблюдателю):

ПОКА < условие > команда

При попытке передвижения на любую серую клетку МАШИНКА разбивается о стенку.

Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, стартовав в ней и выполнив предложенную ниже программу, МАШИНКА не разобьется?

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <справа свободно> вправо

Решение.

Начав движение из любой клетки столбца А, клеток В7, В8, С7, С8 Машинка разобьется, выполняя команду вправо. Стартовав из клеток В1−В3, Машинка уцелеет. Начав движение из любой клетки первых двух строк, начиная со столбца С и до столбца I, Машинка разобьется. Стартовав из любой клетки столбца J, Машинка разобьется, выполняя команду вверх. Начав движение из любой клетки столбца K, L, M, N Машинка разобьется, выполняя команду вправо.

Проанализировав «пещеру» (участок лабиринта в центре, из которого только один выход), приходим к выводу, что Машинка не разобьется, стартовав из столбцов D и E, H, I. В каждом из них по три клетки, а в столбце I - 2. Следовательно, ответ 3 + 9 + 2 = 14.

Ответ: 14

ПОКА <условие> команда

выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку.

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

Решение.

Стартовав из любой клетки столбцов A, B, D, I, K, M, N, O и клеток F1−F2, G1−G2, I2−N2 кораблик разобьётся, выполнив команду вверх. Начав из любой клетки столбца С клетки E8 и клеток F4-F8, I4-I8, J4, G4 и H4, кораблик не разобьётся. Таким образом, число клеток, стартовав из которых кораблик не разбивается, равно 17.

Ответ: 17

Исполнитель КОРАБЛИК «живет» в ограниченном прямоугольном водоеме-лабиринте, разделенном на клетки и изображенном на рисунке (вид сверху). Серые клетки - скалистые берега, светлые - свободное пространство, безопасное для передвижения КОРАБЛИКА. По краю водоема-лабиринта также находятся скалы с нанесенными на них номерами и буквами для удобства идентификации клеток.

Система команд исполнителя КОРАБЛИК:

При выполнении любой из этих команд КОРАБЛИК перемещается на одну клетку соответственно (по отношению к наблюдателю): вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится КОРАБЛИК (также по отношению к наблюдателю):

ПОКА <условие> команда

выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку. При попытке передвижения на любую серую клетку КОРАБЛИК разбивается о скалы.

Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, стартовав в ней и выполнив предложенную ниже программу, КОРАБЛИК не разобьется?

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

Решение.

Эффективным приёмом решения является проверка клеток группами. Начав движение из любой клетки столбца А, клеток В7, В8 Кораблик разобьется, выполняя команду вверх. Стартовав из любой клетки первой строки, Кораблик разобьется, выполняя команду вверх. Начав движение из любой клетки столбцов C, D, E, G, H, J, K, L, M, I Кораблик разобьется, выполняя команду вверх.

Начав движение из клетки F8 Кораблик не разобьется. Начав движение из клеток N7, N8, O7, O8 Кораблик не разобьется.

Ответ: 5

Исполнитель КОРАБЛИК «живет» в ограниченном прямоугольном водоеме-лабиринте, разделенном на клетки и изображенном на рисунке (вид сверху). Серые клетки - скалистые берега, светлые - свободное пространство, безопасное для передвижения КОРАБЛИКА. По краю водоема-лабиринта также находятся скалы с нанесенными на них номерами и буквами для удобства идентификации клеток.

Система команд исполнителя КОРАБЛИК:

При выполнении любой из этих команд КОРАБЛИК перемещается на одну клетку соответственно (по отношению к наблюдателю): вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится КОРАБЛИК (также по отношению к наблюдателю):

ПОКА < условие > команда

выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку.

При попытке передвижения на любую серую клетку КОРАБЛИК разбивается о скалы.

Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, стартовав в ней и выполнив предложенную ниже программу, КОРАБЛИК не разобьется?

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

Решение.

Алгоритм работает так: пока сверху свободно, то двигается вверх. Когда появится препятствие сверху, то проверяет свободное место слева. Если такое есть, то двигается до препятствия слева. А потом совершает последовательные действия: шаг наверх и один шаг влево.

Эффективным приёмом решения является проверка клеток группами. Если Кораблик начнет движение из клеток H6, I6, D7, D8 он не разобьется. Начав движение из любой другой клетки, Кораблик разобьется, выполняя последние две команды: вверх, влево.

Ответ: 4

Исполнитель КОРАБЛИК «живет» в ограниченном прямоугольном водоеме-лабиринте, разделенном на клетки и изображенном на рисунке (вид сверху). Серые клетки - скалистые берега, светлые - свободное пространство, безопасное для передвижения КОРАБЛИКА. По краю водоема-лабиринта также находятся скалы с нанесенными на них номерами и буквами для удобства идентификации клеток.

Система команд исполнителя КОРАБЛИК:

При выполнении любой из этих команд КОРАБЛИК перемещается на одну клетку соответственно (по отношению к наблюдателю): вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится КОРАБЛИК (также по отношению к наблюдателю).