Правила пропуска трафика в сетях электросвязи. Об утверждении правил присоединения и взаимодействия сетей телекоммуникаций. Присоединение к телефонной сети общего пользования

"Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия"

(в редакции, актуальной с 6 октября 2018 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст ,
согласно постановлениям Правительства РФ: от 30.06.2005 г. № 408
от 29.12.2005 г. № 828, от 12.10.2007 г. № 666, от 16.02.2008 г. № 93,
от 13.10.2008 г. № 761, от 23.11.2013 г. № 1060, от 09.04.2015 г. № 331,
от 08.08.2015 г. № 824, от 30.05.2016 г. № 483, от 25.09.2018 г. № 1138)

В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О связи " Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила присоединения сетей.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. № 1254 "Об утверждении Правил присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 44, ст. 5016).

3. Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации представить в установленном порядке до 1 июля 2006 г. в Правительство Российской Федерации правила присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Председатель Правительства Российской Федерации

М. Фрадков

Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия, порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, а также существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.

2. Сеть связи общего пользования включает в себя:

1) телефонные сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации (далее - сети электросвязи, определяемые географически);

2) телефонные сети электросвязи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации (далее - сети электросвязи, не определяемые географически);

3) иные сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.

3. Сети электросвязи, определяемые географически, и сети электросвязи, не определяемые географически, образуют телефонную сеть связи.

4. Телефонная сеть связи включает в себя:

1) сети фиксированной телефонной связи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и использующие ресурс нумерации географически определяемых зон нумерации;

2) сети подвижной радиосвязи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и использующие ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации;

3) сети подвижной радиотелефонной связи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и использующие ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации;

4) сети подвижной спутниковой радиосвязи, не определяемые географически и использующие ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации.

5. Сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи, включают в себя:

1) сети передачи данных;

2) телеграфные сети связи (включая сети "Телекс");

3) сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

6. Требования к построению сетей электросвязи, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защите от несанкционированного доступа и передаваемой посредством их информации, применяемым средствам связи, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, условиям взаимодействия, оказанию услуг связи устанавливает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Допускается использование одного и того же средства связи и (или) линии связи в составе нескольких сетей связи по договору между операторами связи с разграничением зон ответственности.

7. Используемые в настоящих Правилах понятия обозначают следующее:

"вызов " - действия, совершаемые пользователем в целях установления соединения (сеанса связи) своего пользовательского (оконечного) оборудования с пользовательским (оконечным) оборудованием другого пользователя, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи;

"зона нумерации " - ресурс нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, идентифицируемый кодом географически определяемой или географически не определяемой зоны нумерации;

"код географически определяемой зоны нумерации " - часть символов цифровой структуры номера, определяющая местоположение пользовательского (оконечного) оборудования в пределах территории субъекта Российской Федерации;

"код географически не определяемой зоны нумерации " - часть символов цифровой структуры номера, определяющая вид услуги электросвязи или сеть электросвязи, функционирующую в пределах всей территории Российской Федерации или ее части;

"присоединение сетей электросвязи " - установление технико-технологического взаимодействия средств связи 2 сетей связи, при котором становится возможным пропуск трафика между этими сетями минуя другие сети связи;

"смежные узлы связи " - 2 узла связи, связанные между собой общей линией связи;

"точка присоединения " - средства связи, входящие в состав одной сети электросвязи, с помощью которых осуществляется физическое подключение средств связи другой сети электросвязи и обеспечивается возможность пропуска трафика между этими сетями;

"узел связи " - средства связи, выполняющие функции систем коммутации;

"уровень присоединения " - обозначение совокупности точек присоединения, обладающих идентичными функциональными возможностями при их использовании для оказания услуг присоединения сетей электросвязи и услуг по пропуску трафика.

II. Порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия

8. Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие осуществляется с соблюдением требований, установленных настоящими Правилами, и на основании договоров о присоединении сетей электросвязи (далее - договор о присоединении), заключенных между операторами сетей связи, операторами сетей связи и владельцами сетей связи специального назначения.

8.1. Оператор сети местной телефонной связи осуществляет присоединение сети связи специального назначения к своей сети связи на основании договора о присоединении.

В случае присоединения сети связи специального назначения к сети связи оператора связи, указанные стороны обеспечивают пропуск трафика в направлении на (от) свои сети связи в рамках исполнения договора о присоединении.

В случае поступления вызова из сети связи оператора связи в сеть связи специального назначения вызов завершается в этой сети связи специального назначения.

9. Оператор сети междугородной и международной телефонной связи оказывает услуги присоединения сетей электросвязи (далее - услуги присоединения) операторам:

2) сетей фиксированной зоновой телефонной связи и сетей подвижной связи (далее - сети зоновой телефонной связи).

10. Оператор сети зоновой телефонной связи оказывает услуги присоединения операторам:

1) сетей междугородной и международной телефонной связи;

3) сетей местной телефонной связи;

4) сетей передачи данных.

11. Оператор сети местной телефонной связи оказывает услуги присоединения владельцам сетей связи специального назначения, а также операторам:

1) сетей местной телефонной связи;

2) сетей передачи данных;

3) сетей зоновой телефонной связи.

12. Оператор сети передачи данных оказывает услуги присоединения операторам:

1) сетей передачи данных;

2) сетей зоновой телефонной связи;

3) сетей местной телефонной связи.

13. Оператор сети телеграфной связи оказывает услуги присоединения операторам сетей телеграфной связи.

14. Операторы сетей электросвязи обязаны организовать точки присоединения, при этом:

1) оператор сети междугородной и международной телефонной связи создает точки присоединения в каждом субъекте Российской Федерации;

2) оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи, за исключением оператора, сеть связи которого функционирует на территории г. Москвы или г. Санкт-Петербурга, создает точки присоединения в административном центре и в каждом муниципальном районе субъекта Российской Федерации, на территории которого функционирует эта сеть связи;

3) оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи, сеть связи которого функционирует на территории г. Москвы, создает точки присоединения в пределах каждого из административных округов г. Москвы;

4) оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи, сеть связи которого функционирует на территории г. Санкт-Петербурга, создает точки присоединения в пределах каждого из районов г. Санкт-Петербурга;

5) оператор сети подвижной радиосвязи или подвижной радиотелефонной связи создает точки присоединения в каждом административном центре того субъекта Российской Федерации, на территории которого функционирует эта сеть;

6) оператор сети подвижной спутниковой радиосвязи создает точку (точки) присоединения в пределах территории Российской Федерации;

7) оператор сети местной телефонной связи создает точки присоединения в каждом муниципальном образовании, на территории которого функционирует эта сеть.

15. Договором о присоединении (помимо иных положений) должны быть предусмотрены:

1) права и обязанности операторов связи при присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии;

1.1) права и обязанности владельцев сетей связи специального назначения при присоединении сетей связи специального назначения к сети связи общего пользования и их взаимодействии;

2) существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, указанные в разделе настоящих Правил;

3) порядок рассмотрения споров между операторами связи, между операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.

4) ответственность сторон за несоблюдение условий договора о присоединении.

16. Оказываемая оператором сети связи услуга присоединения включает в себя:

1) согласование проектно-сметной документации, необходимой другому оператору для реализации установленных договором о присоединении условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика;

2) монтаж и наладка средств связи, образующих точку присоединения;

3) присоединение сети связи;

4) подпункт исключен согласно постановлению Правительства РФ от 12 октября 2007 г. № 666 с 1 марта 2008 г .

17. В договоре о присоединении должно быть достигнуто согласие в отношении всех существенных условий присоединения сетей электросвязи, предусмотренных в разделе настоящих Правил.

18. К отношениям операторов сетей связи по поводу заключения договора о присоединении, за исключением случаев, когда одним из них является оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, применяются правила направления оферты и получения акцепта, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации.

19. При вводе в действие новых средств связи, внедрении новых технологических решений в своей сети электросвязи, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи, что существенно влияет на условия присоединения других сетей электросвязи и (или) пропуска трафика, соответствующий оператор связи, владелец сети связи специального назначения обязан заблаговременно оповестить об этом операторов взаимодействующих сетей связи.

20. Оператор сети междугородной и международной телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика:

1) между сетями зоновой телефонной связи, функционирующими в различных субъектах Российской Федерации;

2) между сетями зоновой телефонной связи и сетями связи общего пользования иностранных государств.

21. Оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика:

1) между сетями междугородной и международной телефонной связи и функционирующими в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации сетями местной телефонной связи;

2) между сетями зоновой телефонной связи различных зон нумерации, функционирующими в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации;

3) между сетями местной телефонной связи одной зоны нумерации, функционирующими в различных муниципальных образованиях в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации, за исключением пропуска трафика между сетями местной телефонной связи одной зоны нумерации, функционирующими в различных муниципальных образованиях в пределах территории города федерального значения;

4) между сетями зоновой телефонной связи и сетями передачи данных, функционирующими в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации.

21.1. Оператор сети подвижной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика на (от) своей сети связи.

22. Оператор сети местной телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика:

1) между сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения;

2) между сетями передачи данных и сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения.

3) между сетями зоновой телефонной связи, функционирующими в пределах территории субъекта Российской Федерации, и сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования.

23. Оператор сети междугородной и международной телефонной связи в соответствии с выбором оператора, имеющего намерение получить услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, обязан обеспечить возможность взаимодействия сети междугородной и международной телефонной связи с сетью такого оператора либо с использованием технологии коммутации каналов или технологии коммутации пакетов информации.

24. Оператор телеграфной сети связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика между присоединенными телеграфными сетями связи.

25. Оператор сети телефонной связи обязан вести учет услуг по пропуску трафика повременно. Продолжительность каждого соединения учитывается с первой секунды его установления.

26. Операторы телеграфных сетей связи и сетей передачи данных самостоятельно определяют перечень услуг по пропуску трафика и ведут учет этих услуг, исходя из объема переданной информации или величины полосы пропускания линии связи, соединяющей взаимодействующие сети связи.

26.1. Операторы взаимодействующих сетей связи взаимно обязаны передавать на возмездной основе базу данных об абонентах, содержащую информацию, необходимую операторам связи для осуществления расчетов за услуги связи и рассмотрения претензий.

26.2. Операторы взаимодействующих сетей связи обязаны уведомлять друг друга, а также владельцев сетей связи специального назначения, присоединенных к их сетям, об окончании срока действия лицензии на право осуществления деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия) за 10 дней до истечения указанного срока, а также о приостановлении действия или аннулировании лицензии в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления от лицензирующего органа или решения суда.

В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 35 Федерального закона "О связи ", операторы взаимодействующих сетей связи обязаны уведомлять друг друга, а также владельцев сетей связи специального назначения, присоединенных к их сетям, о прекращении действия лицензии по истечении 10 дней с даты прекращения ее действия.

Владельцы сетей связи специального назначения обязаны уведомлять операторов взаимодействующих сетей связи об изъятии у них выделенного ресурса нумерации в течение 10 дней после получения соответствующего уведомления, если они являются другой стороной договора о присоединении.

26.3. При взаимодействии сетей подвижной радиотелефонной связи оператор подвижной радиотелефонной связи обязан обеспечить пропуск трафика:

1) от сетей фиксированной зоновой телефонной связи на сеть другого оператора подвижной радиотелефонной связи, функционирующую в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации, если в качестве вызываемого используется абонентский номер из ресурса нумерации, выделенного оператору подвижной радиотелефонной связи, указанному в абзаце первом настоящего пункта, используемый другим оператором подвижной радиотелефонной связи для оказания услуг связи абоненту, который принял решение о сохранении абонентского номера при заключении договора об оказании услуг связи с этим другим оператором подвижной радиотелефонной связи;

2) от сетей междугородной и международной телефонной связи на сеть другого оператора подвижной радиотелефонной связи, функционирующую в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации, если в качестве вызываемого используется абонентский номер из ресурса нумерации, выделенного оператору подвижной радиотелефонной связи, указанному в абзаце первом настоящего пункта, используемый другим оператором подвижной радиотелефонной связи для оказания услуг связи абоненту, который принял решение о сохранении абонентского номера при заключении договора об оказании услуг связи с этим другим оператором подвижной радиотелефонной связи;

3) от установленного в транспортном средстве устройства вызова экстренных оперативных служб, которое зарегистрировано в сети подвижной радиотелефонной связи данного оператора связи, на обеспечивающую функционирование Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" сеть связи, функционирующую в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации, при передаче информации о дорожно-транспортном и ином происшествии на автомобильной дороге в Российской Федерации;

4) от обеспечивающей функционирование Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" сети связи, функционирующей в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации, на установленное в транспортном средстве устройство вызова экстренных оперативных служб, которое зарегистрировано в сети подвижной радиотелефонной связи данного оператора связи.

III. Порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования

27. Предусмотренные Федеральным законом "О связи " и настоящим разделом особенности заключения договора о присоединении применяются в отношении операторов, включенных в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования (далее - реестр), ведение которого осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций в соответствии с положением о ведении реестра, утвержденным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

28. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.

28.1. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для владельцев сетей связи специального назначения.

29. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливает условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика отдельно на территории каждого субъекта Российской Федерации.

30. Цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию.

Порядок регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, устанавливается Правительством Российской Федерации.

31. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, обязан в срок, не превышающий 90 дней с даты получения им уведомления о включении его в реестр, установить условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, в том числе условия использования задействуемого в ходе исполнения договора о присоединении имущества (включая линейно-кабельные и иные сооружения связи). Такие условия устанавливаются для всех услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, указанных в приложениях № и соответственно, за исключением тех услуг, оказание которых ведет к нарушению нормативных правовых актов, определяющих требования к построению и функционированию единой сети электросвязи Российской Федерации.

32. В течение 7 дней после установления условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, публикует указанные условия в отраслевых средствах массовой информации и направляет их в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

33. В случае если Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций самостоятельно или по обращению операторов связи, владельцев сетей связи специального назначения обнаружит несоответствие условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, установленных оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, настоящим Правилам или иным нормативным правовым актам в сфере связи, указанная Служба направляет оператору, занимающему существенное положение в сети связи общего пользования, мотивированное предписание об устранении обнаруженных несоответствий.

34. В течение 30 дней с даты получения предписания Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, обязан установить и опубликовать новые условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика.

35. Оператор связи, имеющий намерение получить услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, при направлении такому оператору оферты о заключении договора о присоединении не вправе предлагать условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, отличные от опубликованных условий.

36. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, получивший оферту о заключении договора о присоединении, направляет в срок, не превышающий 30 дней с даты ее получения, оференту акцепт, содержащий проект договора о присоединении, или мотивированный отказ от заключения такого договора.

37. Отказ оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, от заключения договора о присоединении не допускается, за исключением случаев, если осуществление присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия противоречит условиям лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи Российской Федерации.

IV. Существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия

38. Существенные условия присоединения сетей электросвязи включают в себя технические, экономические и информационные условия.

39. Технические условия присоединения сетей электросвязи должны содержать:

1) уровни присоединения;

2) местонахождение точек присоединения каждого уровня присоединения сетей электросвязи;

3) технические параметры точек присоединения сетей электросвязи;

4) объем, порядок и сроки выполнения работ по присоединению сетей электросвязи и их распределение между операторами сетей связи, а также между операторами сетей связи и владельцами сетей связи специального назначения;

5) порядок пропуска трафика по сетям электросвязи;

6) порядок взаимодействия систем управления сетями электросвязи;

7) порядок эксплуатационно-технического обслуживания средств связи и линий связи;

8) порядок принятия мер по обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях.

40. Экономические условия присоединения сетей электросвязи операторов связи должны содержать:

1) перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, а также цены на них;

2) порядок расчетов за услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.

41. Информационные условия присоединения сетей электросвязи операторов связи должны содержать:

1) состав информации об абонентах (база данных об абонентах, вносимые в нее изменения и номер абонента, инициирующего вызов), необходимой оператору связи для осуществления расчетов за услуги связи и рассмотрения претензий, а также порядок передачи указанной информации;

2) требование о необходимости соблюдения конфиденциальности передаваемой информации.

V. Порядок прекращения присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия

42. Прекращение оказания услуг присоединения и взаимодействие сетей электросвязи осуществляются со дня прекращения действия договора о присоединении.

43. Договор о присоединении, одной из сторон которого является оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, может быть досрочно расторгнут в одностороннем порядке этим оператором в случае аннулирования либо прекращения действия лицензии, наличие которой являлось обязательным условием заключения договора о присоединении, хотя бы у одного из операторов связи, являющихся сторонами договора о присоединении, а также в случае изъятия выделенного ресурса нумерации у владельца сети связи специального назначения, если он является другой стороной договора о присоединении.

Приложение № 1


электросвязи и их взаимодействия

Перечень услуг присоединения сетей электросвязи

1. Услуги присоединения сетей электросвязи (далее - услуги присоединения), оказываемые оператором сети междугородной и международной телефонной связи:

услуга присоединения на международном уровне присоединения;

услуга присоединения на междугородном уровне присоединения.

2. Услуга присоединения, оказываемая оператором сети зоновой телефонной связи:

3. Услуги присоединения, оказываемые оператором сети местной телефонной связи:

услуга присоединения на местном уровне присоединения;

4. Услуги присоединения, оказываемые оператором телеграфной сети связи:

услуга присоединения на федеральном уровне присоединения;

услуга присоединения на зоновом уровне присоединения.

5. Услуги присоединения, оказываемые оператором сети передачи данных:

услуга присоединения на зоновом (узловом) уровне присоединения;

услуга присоединения на абонентском уровне присоединения.

Приложение № 2

к Правилам присоединения сетей
электросвязи и их взаимодействия

Перечень услуг по пропуску трафика, оказываемых оператором сети телефонной связи

1. Услуги завершения вызова на сеть другого оператора связи:

а) услуга международного завершения вызова (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на международном уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи оператора, находящегося за пределами территории Российской Федерации);

б) услуга междугородного завершения вызова (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на междугородном уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи);

в) услуга зонового завершения вызова (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на зоновом уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи);

г) услуги местного завершения вызова (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на местном или абонентском уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи):

услуга местного завершения вызова на узле связи;

услуга местного завершения вызова на смежном узле связи;

услуга местного завершения вызова на сеть связи с одним транзитным узлом;

услуга местного завершения вызова на сеть связи с 2 и более транзитными узлами.

2. Услуги завершения вызова на сеть оператора связи (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения к сети оператора связи к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи того же оператора):

а) услуги зонового завершения вызова на сеть оператора связи:

услуга зонового завершения вызова на сеть оператора фиксированной телефонной связи;

услуга зонового завершения вызова на сеть оператора подвижной радиосвязи;

услуга зонового завершения вызова на сеть оператора подвижной радиотелефонной связи;

услуга зонового завершения вызова на сеть оператора подвижной спутниковой радиосвязи;

б) услуги местного завершения вызова на сеть оператора связи:

услуга местного завершения вызова на узле связи оператора связи;

услуга местного завершения вызова на смежном узле связи оператора связи;

услуга местного завершения вызова на сеть оператора связи с одним транзитным узлом;

услуга местного завершения вызова на сеть оператора связи с 2 и более транзитными узлами.

3. Услуги транзита вызова (деятельность оператора связи, направленная на обеспечение пропуска через его сеть связи трафика между сетями связи 2 других операторов связи или между различными частями сети связи одного оператора связи):

а) услуги международного транзита вызова:

услуга международного транзита вызова, не предназначенного для завершения на территории Российской Федерации;

услуга международного транзита вызова, предназначенного для завершения на территории Российской Федерации;

б) услуга междугородного транзита вызова;

в) услуга зонового транзита вызова;

г) услуга местного транзита вызова.

4. Услуги инициирования вызова (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от пользовательского (оконечного) оборудования, подключенного к сети связи данного или другого оператора связи, до точки присоединения к сети данного оператора связи при предоставлении доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами сетей фиксированной телефонной связи или операторами сетей передачи данных):

а) услуга междугородного инициирования вызова;

б) услуга зонового инициирования вызова;

в) услуги местного инициирования вызова:

услуга местного инициирования вызова на узле связи;

услуга местного инициирования вызова на смежном узле связи;

услуга местного инициирования вызова с одним транзитным узлом;

услуга местного инициирования вызова с 2 и более транзитными узлами.

Опосредствованное подключение (присоединение) Абонентов к электрическим сетям

Документы для справок и примененные термины:

  • Федеральный Закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон).
  • Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее Правила присоединения) .
  • Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 N 1044 "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее Постановление).
  • Абонент - это юридическое либо физическое лицо, потребитель электрической энергии, энергоустановки которого присоединены к сетям энергоснабжающей организации.
  • Субабонент - это юридическое либо физическое лицо, являющееся третьим звеном в цепочке "Энергоснабжающая организация - Абонент - Субабонент", т.е. имеющий опосредованное присоединение к электрической сети Энергоснабжающей организации. Таким образом, Субабонент заключает договор с Энергоснабжающей Организацией по передаче ему электроэнергии опосредованно через электрическую сеть, принадлежащую Абоненту при согласии Абонента.

Под собственно опосредствованным присоединением (подключением) понимают присоединение потребителя к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки других потребителей — производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые присоединены к непосредственно .

В соответствии со ст. 26 п. 4 Закона владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики (далее Абонент), ранее технологически присоединенного в соответствии с Правилами присоединения по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить (подключить) к своим сетям иного владельца (Субабонента) объекта электроэнергетики (иного потребителя ) при условии соблюдения выданных ранее технических условий.

Способы опосредствованного присоединения к сетям

Ниже кратко описаны способы опосредствованного присоединения к электросетям в зависимости от технических возможностей и статуса «Абонента». Опосредствованное подключение может быть осуществлено следующим образом:

1. К объектам лиц непосредственно присоединенных к сетям сетевого оператора, не осуществляющих услуги по передаче электрической энергии (мощности). В этом случае говорят о перетоке электроэнергии (мощности).

Согласно п. 6 Правил доступа Абонент не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Однако, он имеет право получить разрешение на передачу электроэнергии за плату. Для этого ему необходимо обратиться в соответствующий орган для получения тарифов на передачу электроэнергии. Однако, в этом случае отношения между конечным потребителем (Субабонентом) и таким Посредником (Абонентом) будут регулироваться пунктами Правил доступа, применяемыми к сетевым организациям (абз.2 п. 6 Правил доступа).

2. К объектам лиц непосредственно присоединённых к сетям сетевого оператора и имеющих избыточную мощность, которую они могут перераспределить в пользу иного потребителя. В этом случае говорят о перераспределении мощности.

С кем заключать договор при опосредствованном присоединении

Если подключение производится к Абонентам, не осуществляющим услуг по передаче электроэнергии, или бесхозяйным объектам, конечный потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки Абонента (п. 5 Правил доступа). Порядок присоединения регулируется ФЗ №34, Правилами доступа, Правилами присоединения.

Если присоединение производится к Абоненту, осуществляющему передачу электроэнергии перетоком или перераспределением максимальной мощности, договор о техническом присоединении заключается между ним и конечным потребителем по установленным ФЗ № 34, Правилами доступа, Правилами присоединения основаниям.

Ограничения по присоединению с перераспределением и перетоком мощности

Постановлением Правительства от 30.09.2015 г. внесено изменение в наименование главы IV Правил присоединения. Изменение действительно значимое, поскольку удаление из заголовка словосочетания «между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями», снимает формальные ограничения на возможность опосредствованного технологического присоединения к электросетям, если в качестве Посредника (Абонента) выступает частное лицо. Таким образом, возможности присоединить к своим объектам иных потребителей на условии перераспределения имеющейся максимальной мощности могут следующие лица:

  • физические лица, мощность энергопринимающих устройств которых свыше 15 кВт и которые присоединены к сетевой организации не позже 1 января 2009 г.;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, мощность энергопринимающих устройств которых превышает 150 кВт и которые присоединены к сетевой организации не позже 1 января 2009 г.;.

Абонентом-посредником не могут выступать:

  • предприятия, ИП, физические лица, мощность объектов энергохозяйства которых ниже указанной ;
  • Абоненты , имеющие лишь временное технологическое присоединение;
  • Абоненты, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения объектов к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
  • Абоненты не внесшие или внесшие не в полном объеме плату за технологическое присоединение к электросетям.

Не допускается присоединение Субабонентов, электроснабжение которых должно производиться по 1 и 2 , к сетям Абонентов, электроснабжение которых производится по 3 .

Распространяются ли требования Постановление № 161 от 28.03.2005 г. "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия" на правоотношения между оператором связи РФ и Оператором связи Белоруссии?

Ответ

Да, распространяются.

В отношении иностранных юридических лиц применяется законодательство России, за исключением случаев, прямо оговоренных в законодательстве. Так как иное в законе не сказано, то Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 № 161 распространяется на указанные правоотношения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

Гражданский кодекс РФ

«Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством

1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом*.

2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.»

В Минкомсвязи решили внести изменения в некоторые НПА, регулирующие взаимодействия операторов в вопросах присоединения, пропуска трафика и оплаты этих услуг. В опубликованном проекте постановления правительства внимание многих привлекли исключения для операторов передачи данных для целей передачи голосовой информации. В ответ на заявления "Skype обижают" последовал ответ Минкомсвязи, что для IP-операторов ничего не меняется. Предлагаю сравнить действующие "Правила присоединения сетей электросвязи..." и предложенные изменения.​

В сопроводительном документе "Сводный отчет в отношении нормативного правового акта" есть обязательная информация о проблеме, которая может быть устранена благодаря предлагаемым изменениям, вносимым в действующие законы и подзаконные акты. Поэтому предлагаю сначала "выслушать" разработчиков, перед тем как вы ознакомитесь с таблицей, которая позволит выяснить, что же на что меняется.

В данном случае, проблемы в кратком виде следующие: "Есть требования по иерархическому построению сетей телефонной связи и пропуску трафика только между сетями одного уровня или через сети верхнего уровня иерархии. Действующее регулирование приводит к использованию неоптимальных маршрутов пропуска трафика между сетями операторов связи и, как следствие, возникновению неоправданных издержек операторов связи. Необходимость выравнивания экономических условий взаимодействия операторов фиксированной телефонной связи и операторов подвижной радиотелефонной связи ".

То есть авторы изменений нацелены изменить ситуацию, о которой операторы говорят уже несколько лет — избыточность и неоптимальность путей пропуска трафика из-за требований взаимодействия местных телефонных сетей только через присоединение к зоновым и МГ/МН сетям. Эти требования по присоединению сетей и пропуска трафика — "только так" — позволяли телефонным госмонополиям в прошлом получать дополнительные доходы от альтернативных операторов. Была и другая причина введения именно такого присоединения и пропуска трафика — это наличие на тот момент более развитой (с точки зрения географического охвата) и более мощной магистральной сети у тех, к кому присоединялись местные операторы.

Время шло, происходили изменения, появились другие операторы, получившие МГ/МН-лицензии и построившие свои магистральные сети, расширяли свой бизнес региональные/местные операторы и всё чаще возникали ситуации, когда было понятно, что есть технически возможные и экономически более выгодные способы организации взаимодействия операторов, в которых зоновые сети — "лишнее звено".

"Отсутствие решения данной проблемы приводит к тому, что операторы связи несут дополнительные расходы на оплату услуги зонового завершения вызова либо на строительство собственных зоновых сетей, что в конечном итоге перекладывается на абонентские тарифы ", — "Сводный отчёт в отношении нормативного акта".

Что предлагается изменить в действующих сейчас НПА:
а) разрешить дополнительные варианты присоединения сетей местной телефонной связи к сетям подвижной радиотелефонной связи и сетям междугородной и международной телефонной связи в субъекте Российской Федерации;
б) ввести новые услуги межоператорского взаимодействия такие как, "завершение вызова в субъекте", "инициирование вызова в субъекте", которые объединяют в себе услуги завершения на местном и зоновом уровне и инициирование на местном и зоновом уровне соответственно;
в) объединение услуг вводится для введения единой цены на зоновое и местное завершение вызова.

Предлагаемые изменения могут, так или иначе, затронуть большое количество операторов связи — около 10 тысяч телеком-компаний, по оценке авторов новой редакции НПА.

В качестве аргумента ссылаются на то, как построено взаимодействие операторов в других странах: "В странах Европейского союза и Соединенных Штатах Америки чаще встречается двухуровневая система построения сетей телефонной связи ". То есть дополнительно подтверждается необязательность (или ненужность) зоновых сетей в иерархии российских сетей связи.

Для удобства сравнения я подготовил таблицу, в которой отмечены (выделены жирным шрифтом) дополнения или удаление слов (зачеркнутый текст).

Изменение под условным номером 1 действительно содержит "новацию" — между МГ/МН сетью и местной телефонной сетью может быть организовано прямое соединение (присоединение).

В изменениях под номерами 2 и 3 (и далее в других пунктах "Правил...") авторы проекта НПА предлагают разделять с точки зрения данного НПА сети передачи данных для целей оказания услуг связи по передаче данных и сети передачи данных для целей передачи голосовой информации. В одном случае предусмотрена услуга присоединения, для других — исключена.

Честно говоря, если учитывать только эти изменения и в том виде, в котором они предложены, совершенно непонятно каким образом должны функционировать сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, если они оказываются вне "Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", содержащих нормы для сетей разного уровня иерархии, для операторов местной, зоновой, междугородной и международной связи.

В пунктах 6-8 описаны изменения, относящиеся к пропуску трафика, с учётом появления присоединения оператора местной телефонной связи к оператору МГ/МН-связи. В пункте 6, предположу, разработчики изменений также учитывают возможность появления услуги "переносимость номера" в сетях фиксированной телефонии (по аналогии с MNP). Или тут что-то другое?

В пунктах 9 и 10 описывается взаимодействие операторов подвижной радиотелефонной связи при наличии присоединения сети местной телефонной связи.

Основные изменения в Приложении №2, на которые я обратил внимание, связаны с идеей введения новой услуги "завершение вызова в субъекте", "инициирование вызова в субъекте" (за счёт объединения услуги завершения на местном и зоновом уровне и инициирование на местном и зоновом уровне соответственно). Кроме этого, услуга "транзита вызова внутри субъекта Российской Федерации" заменит/объединит услуги зонового транзита вызова и местного транзита вызова.

Обновлён будет не только текст "Правил...". Изменения в перечне услуг и изменение названий будут и в тексте Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2005 г. № 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования".

Источники, которые использовались для сравнительной таблицы: "Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 N 161 (ред. от 08.08.2015) "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия" " на сайте "Консультант Плюс" и законопроект "О внесение изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части взаимодействия сетей электросвязи" на сайте regulation.gov.ru.

20 мая в "Коммерсанте" опубликовали статью "Абонентов Skype замкнут внутри сети", в которой автор акцентировал внимание на невозможность присоединения сети передачи данных для целей передачи голосовой информации после вступления изменений в силу.

Реакция участников рынка (цитаты из статьи):

  • "Для нас критично, если мы не сможем предоставлять пользователям возможность звонить на мобильные и фиксированные телефоны: это один из методов монетизации ", — сообщил "Коммерсанту" источник в одном из IP-операторов.
  • В Минкомсвязи отказались развернуто комментировать проект, лишь оговорились, что "никаких запретов для IP-операторов он не накладывает ".
  • В "МегаФоне" говорят, что проект необходимо обсуждать. В "Вымпелкоме" и МТС не стали комментировать проект.
  • Предлагаемые решения в области правил тарификации, как считают в МТТ, "могут существенно перекроить межоператорский и конечный рынок, предоставив необоснованные преференции существенному оператору, и фактически привести к монополизации рынка фиксированной связи ".

Вечером того же дня ТАСС опубликовало

Подключение тех или иных объектов недвижимости к электросетям осуществляется в рамках договоров технологического присоединения. Их заключение регулируется на уровне федеральных правовых актов. Каковы ключевые положения данных источников права? Каковы нюансы подключения к электросетям объектов, принадлежащих физическим и юридическим лицам?

нормативное регулирование

То, каким образом должны осуществляться технологические присоединения к электрическим сетям, регулируется отдельным правовым актом — постановлением правительства России № 861, принятым 27.12.2004 года. Данный нормативный источник установил ряд правил:

О недискриминационном доступе лиц к услугам по передаче электричества, по диспетчерскому управлению, а также оказываемых администратором торговой инфраструктуры в рамках оптового рынка;

О технологическом присоединении устройств по приему энергии, принадлежащих потребителям и иных объектов.

В целом совокупность данных норм формирует правила по технологическому присоединению. Рассмотрим особенности данной процедуры подробнее.

В каких случаях осуществляется технологическое присоединение?

Технологические присоединения к электрическим сетям могут осуществляться, если:

Устройства по приему электроэнергии вводятся в эксплуатацию впервые;

Мощность ранее присоединенной инфраструктуры соответствующего типа увеличивается;

Изменены данные о категориях надежности снабжения устройств, точки присоединения, виды экономической деятельности потребителей электроэнергии, вследствие чего произведены корректировки в схеме внешнего снабжения устройств по приему электроэнергии.

Технологическое присоединение — процедура, которая осуществляется на основании договора между поставщиком — сетевой компанией, и заявителем в статусе физлица, ИП или организации. Технологические присоединения к электрическим сетям осуществляются в рамках нескольких этапов. Рассмотрим их.

Этапы технологического присоединения

Технологические правила присоединения к электрическим сетям предполагают осуществление данной процедуры в рамках таких этапов, как:

Подача заявки на присоединение;

Подписание договора с поставщиком;

Выполнение обязательств по контракту;

Получение разрешения на допуск объектов в эксплуатацию;

Фактическое присоединение и подача напряжения;

Составление акта о присоединении и сопутствующих ему документов.

Изучим специфику отмеченных этапов подробнее.

Этапы присоединения: подача заявки

Итак, в первую очередь в целях осуществления технологического присоединения тот или иной субъект правоотношений подает заявку поставщику — сетевой компании, которая расположена на ближайшем расстоянии к территории заявителя. При необходимости контактные данные поставщика могут быть предоставлены муниципальным органом власти.

Заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям направляется заказчиком лично или же через доверенное лицо. Можно также направить соответствующий документ в сетевую компанию письмом. В некоторых случаях поставщики просят заранее согласовать процедуру оформления заявки по телефону. Но в любом случае рекомендуется заранее связаться с сетевой компанией и узнать, какой из способов передачи документа будет оптимальным.

Подписание договора

После того как заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям обработана поставщиком, соответствующая организация составляет и направляет заказчику проект договора, а также технические условия в качестве приложения к нему. Подготовить и отправить контракт заказчику сетевая компания должна в общем случае в течение 30 дней с момента получения заявки.

Если партнера не устроят условия по договору, то он вправе направить в адрес поставщика мотивированный отказ в заключении контракта, а также предложения по его корректировке. В случае если в течение 60 дней с момента получения проекта договора заказчик не подтвердит свое согласие заключить его либо не изъявит желания внести в него изменения — заявка на присоединение аннулируется. Но как только подписанный заказчиком экземпляр будет получен сетевой компанией, то договор между ней и потребителем считается заключенным.

Выполнение условий договора

Технологическое присоединение к электрическим сетям — это правоотношение, в котором предполагается возникновение прав и обязанностей сторон. Их перечень прописывается в договоре, который оформляется и заключается поставщиком электроэнергии и потребителем на предыдущем этапе. После того как контракт подписан, стороны должны осуществить мероприятия, предусмотренные им. Их перечень может быть представлен в достаточно широком спектре — но в основном данные мероприятия направлены на подготовку необходимой инфраструктуры для запуска объектов в эксплуатацию.

Разрешение от органов власти

Технологические присоединения к электрическим сетям могут быть осуществлены только в случае, если допуск тех или иных объектов в эксплуатацию будет разрешен компетентным федеральным органом власти, который осуществляет технологический надзор. Отметим, что в Правилах присоединения, утвержденных законодательно, могут прописываться случаи, при которых получение соответствующего разрешения не требуется для отдельных категорий заявителей.

Фактическое присоединение и подача электричества

После того как разрешение на технологическое присоединение получено, может осуществляться фактическое подключение объектов заказчика к электрическим сетям. В рамках данной процедуры могут осуществляться различные технические мероприятия, связанные с настройкой инфраструктуры заявителя и подведением к ней электричества. После того как будут проверены необходимые параметры сети и будет разрешена их активация — подается электроэнергия.

о присоединении

Завершающий этап процедуры технологического присоединения — подписание акта о ее осуществлении. Кроме того, составление данного документа может сопровождаться формированием ряда иных источников. В частности, таких как акт о разграничении баланса, об эксплуатационной ответственности, согласования технологической либо аварийной брони.

Рассмотрим более подробно то, какие конкретно мероприятия реализуются в рамках такой процедуры как технологическое присоединение к электрическим сетям. постановление правительства РФ № 861 также регламентирует их перечень.

Мероприятия при присоединении

Соответствующие мероприятия включают в себя:

Подготовку технических условий;

Разработку проектной документации;

Выполнение технических условий;

Осмотр устройств по приему электроэнергии;

Фактическое присоединение и активацию коммутационной инфраструктуры.

Рассмотрим специфику указанных мероприятий подробнее.

Мероприятия при технологическом присоединении: подготовка технических условий

Правила присоединения к электрическим сетям предписывают выполнять данное мероприятие Кроме того, данная компания должна согласовать также с системным оператором — лицом, которое осуществляет оперативно-диспетчерские функции в электроэнергетических системах, а также со смежными организациями, которые оказывают услуги по поставке электроэнергии, в установленных законом случаях.

Разработка проектной документации

Разработку соответствующей документации осуществляет как сетевая компания, так и заказчик присоединения. При этом первый субъект правоотношений должен следовать обязательствам, которые прописаны в технических условиях. Заказчик осуществляет разработку данной документации, в частности если осуществляется технологическое присоединение к электрическим сетям земельного участка. В этом случае в ней нужно отразить границы соответствующей территории. Отметим, что в некоторых правоотношениях разработка заказчиком проектной документации не осуществляется.

Выполнение технических условий

Следующее мероприятие, которое должно быть проведено в рамках процедуры технологического присоединения — выполнение утвержденных технических условий. В данном случае задачи возлагаются, опять же, как на сетевую компанию, так и на ее заказчика. Первый субъект правоотношений, в частности, отвечает за подключение устройств по приему электроэнергии к инфраструктуре, обеспечивающей противоаварийное срабатывание автоматики.

Рассматриваемое мероприятие также предполагает проведение сетевой компанией проверки выполнения заказчиком технических условий. Результаты данной процедуры технологические правила присоединения к электрическим сетям предписывают фиксировать в отдельных актах. Данная проверка не осуществляется, если:

Максимальная мощность принадлежащих заявителям устройств по приему электроэнергии не превышает 150 кВт в рамках временного присоединения;

Заявитель является физическим лицом, и его оборудование имеет мощность, не превышающую 15 кВт.

Обследование устройств

Данное мероприятие, в свою очередь, должен проводить представитель компетентного федерального органа власти, который отвечает за проведение государственного надзора в сфере поставок электроэнергии. Кроме того, в обследовании могут участвовать также сетевая компания и собственник устройств по приему электричества. В некоторых случаях к рассматриваемому мероприятию подключается представитель организации, осуществляющей оперативно-диспетчерские функции.

Фактическое присоединение

Данное мероприятие фактически соответствует одному из рассмотренных нами выше этапов, которые устанавливают правила технологического подключения к электрическим сетям. Так, предполагается присоединение объектов заказчика к электросетям, после — активация коммутационной инфраструктуры. Аналогично, как только соответствующее мероприятие завершено, подписываются акты: о присоединении, разграничении баланса, эксплуатационной ответственности, согласования брони.

Важнейший аспект правоотношений, в рамках которых осуществляется технологическое присоединение объектов к электросетям — оплата услуг поставщиков электроэнергии. Рассмотрим его подробнее.

Оплата услуг поставщиков электроэнергии

Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям - МРСК или другого поставщика, - осуществляется в соответствии с утвержденными соответствующей организацией тарифами, ставками за единицу мощности, а также формулами платы. Кроме того, заказчику может потребоваться оплатить расходы, которые с точки зрения законодательства не входят в плату за присоединение. Перечни данных издержек обычно фиксируются в отдельных правовых актах, принимаемых органами власти российских регионов.

Можно отметить, что заказчиками услуг сетевых компаний во многих случаях являются бюджетные организации. В этом случае им нужно корректно отразить в бухгалтерском балансе расходы на технологическое присоединение к электрическим сетям. КОСГУ — Классификатор операций сектора госуправления, предписывает бюджетным учреждениям фиксировать данные издержки в рамках подстатьи 226.

Определенными нюансами характеризуется подключение к сетям частных жилых домов. Рассмотрим их подробнее.

Подключение к электросетям частных домов

Правила присоединения в целом базируются на тех же нормах права, что регулируют соответствующую процедуру, участниками которой являются юридические лица. Алгоритм решения задачи по подключению к электросетям дома физическим лицом предполагает осуществление им следующих основных действий:

Обращения в сетевую компанию — ближайшую к земельному участку,

Подачи в соответствующую организацию заявки, плана расположения устройств по приему электроэнергии,

Копий документов, удостоверяющих право собственности на частный дом и участок,

Получения и выполнения технических условий — самостоятельно в пределах участка, при содействии сетевой компании — вне его,

Организации осмотра оборудования сетевой компаний и фактического его подключения.

В целом действия владельца дома, очевидно, схожи с теми, что характеризуют задачи организации-заказчика услуг сетевой компании, которые мы рассмотрели выше в контексте мероприятий по технологическому присоединению. В этом смысле подходы законодателя к регулированию данной процедуры характеризуются единообразием.

Вместе с тем вполне возможно, что то или иное правило присоединения электроустановок к электрическим сетям, сформулированное определенным образом в законодательстве, на практике может трактоваться по-разному в контексте решения задач, характеризующих подключение корпоративных и частных объектов. Поэтому в целях проведения процедуры технологического присоединения в полном соответствии с требованиями законодательства владельцу дома желательно обратиться за консультацией к компетентным специалистам.

Стоимость услуг по подключению к электросетям жилых домов обычно базируется на расчетах, в основе которых — тариф за 15 кВт подключаемой мощности. Также имеет значение расстояние жилого дома до ближайшего объекта Если оно превышает установленные законом показатели, то технологические присоединения к электрическим сетям осуществляются на основе тарифа, определяемого распоряжениями региональных органов власти. Например, службой по тарифам или энергетической комиссией.

Сроки присоединения жилых домов к электросетям не должны превышать 6 месяцев, если энергетическая инфраструктура поставщика находится на расстоянии до 300 метров до объекта недвижимости заказчика в городе, или же в пределах 500 метров — в сельской местности. Данный срок увеличивается до 1 года, если расстояние превышает указанные значения.

По завершении подключения дома к электросетям подписываются, как и в случае правоотношений с участием юрлиц, акты — о технологическом присоединении, разграничении баланса и эксплуатационной ответственности заказчика и поставщика.