Техника безопасности работы с компьютером для детей. Техника безопасности и правила работы с компьютером. Что делать во время аварийных ситуаций

Ключевые понятия: персональный компьютер, глобальная вычислительная сеть Интернет, угроза безопасности, информационная безопасность, программа – фильтр,культура безопасности, политика информационной безопасности, здоровьесберегающая технология.

Цели и задачи : обеспечить охрану здоровья ребенка при работе с компьютером, обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет, привлечь родителей к решению данных проблем.

Результаты : организация оптимального режима работы детей при работе с компьютером, соблюдение санитарно - гигиенических норм учащимися при работе с компьютером, обеспечение доступа только к образовательным ресурсам Интернет во время урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышение уровня информационной культуры учащихся и учителей.

Критерии оценивания результатов:

  • наличие уголков безопасности в каждом кабинете с установленными компьютерами;
  • режимы работы кабинетов с установленными компьютерами;
  • количество детей, прошедших инструктаж по информационной безопасности при работе в Интернет;
  • количество родителей учащихся, осведомленных о проблемах информационной безопасности детей в Интернет;
  • наличие общественного Совета за соблюдением доступа детей к образовательным ресурсам Интернет;
  • количество компьютеров, подключенных к Интернет, с установленными программами-фильтрами.

На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Многообразие источников и видов информации не должна стать препятствием для развития конкретного ученика, а, наоборот, благодатной почвой для развития информационной компетентности.

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Всё большее количество детей получает доступ к компьютеру в раннем возрасте – дома, у друзей, в кружках. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников. Да и современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. А ведь в настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.

Благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:

  1. Увеличивается активностьучащихся на уроке.
  2. Появляется возможность оперативного тестирования учащихся.
  3. Экономится время и предоставляется возможность решения большего числа задач.
  4. При проведении урока с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у детей.

С другой стороны, стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования. Современные школы уже подключены к Интернет, и преподавание информатики начинается со второго класса. Компьютер и Интернет, как всякие сложные технологические продукты, наряду с неоспоримыми преимуществами могут нанести серьезный вред ребенку. Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка. При современном уровне развития техники вредными для детей и, вообще, пользователей любых возрастов, являются скорее не излучения, а умственное и нервное переутомление.

Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых "Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать", вышедшей в издательстве "София": «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен".

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете, это все равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Когда ребенок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же самое – скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: работу по ограничению вредного воздействия компьютера на ребенка можно разделить на две составляющие:

  1. соблюдение санитарно – гигиенических норм (временной режим работы за компьютером, своевременные перерывы, гимнастика) для сохранения здоровья детей;
  2. обеспечение информационной безопасности.

Выполнение этих условий необходимо выполнить не только школой, но и родителями дома.

I этап

Организация режима работы на компьютере:

  • разработка и утверждение режима работы кабинетов с компьютерами (Приложение 1 );
  • проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности в кабинетах с установленными персональными компьютерами (Приложение 2 );
  • оформление уголков безопасности с размещением в них всех инструкций, физических упражнений и упражнений для глаз при работе за компьютером (Приложение 3 );
  • организация и проведение физкультминуток при проведении занятий (Приложение 4 );
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму работы детей за компьютером.

II этап

Организация режима доступа к образовательным ресурсам Интернет:

  • проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам Интернет;
  • разработка методического пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса»;
  • установка программ-фильтров на школьные компьютеры;
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам;
  • памятка родителям «Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернет».

Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля. Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

  1. ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
  2. блокировать доступ к некоторым сайтам,
  3. блокировать доступ к другим интернет-сервисам,
  4. запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

III этап

Обеспечение информационной безопасности работы в Интернет.

Видеть в современной технике только добро или только зло – это крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует определенной техники, а точнее – культуры безопасности.

При всей важности технических средств, понятно, что они являются всего лишь частью осуществления политики информационной безопасности. Она включает воспитательные и образовательные мероприятия.

В проведении политики информационной безопасности школы принимают участие все заинтересованные в этом лица: педагоги, учащиеся, их родители. Документально политика использования ресурсов сети Интернет зафиксирована в «Правилах использования сети Интернет в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №13» (Приложение 5 ).

В школе создан Общественный Совет по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете, в состав которого входят представители администрации школы, учителя, учащиеся, родители. Основная функция Совета – контроль использования учащимися ресурсов сети Интернет.Разработан пакет документов, регламентирующий работу Совета:

  1. Положение об Общественном совете школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете (Приложение 6 );
  2. Инструкция для сотрудников средней общеобразовательной школы №13 и членов Общественного Совета школы о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет (Приложение 7 ).

В помощь классным руководителям для проведения классных часов и родительского лектория разработаны:

  1. Памятка учащимся «О чем надо знать при работе в Интернет (Приложение 8 )
  2. Памятка родителям по управлению безопасностью детей в Интернет.

В помощь учителям-предметникам разработаны методические рекомендации:

  1. Памятка по оформлению методических материалов для размещения на сайте;
  2. Памятка по составлению мультимедийной презентации.

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.

Ключевые понятия: персональный компьютер, глобальная вычислительная сеть Интернет, угроза безопасности, информационная безопасность, программа – фильтр,культура безопасности, политика информационной безопасности, здоровьесберегающая технология.

Цели и задачи : обеспечить охрану здоровья ребенка при работе с компьютером, обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет, привлечь родителей к решению данных проблем.

Результаты : организация оптимального режима работы детей при работе с компьютером, соблюдение санитарно - гигиенических норм учащимися при работе с компьютером, обеспечение доступа только к образовательным ресурсам Интернет во время урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышение уровня информационной культуры учащихся и учителей.

Критерии оценивания результатов:

  • наличие уголков безопасности в каждом кабинете с установленными компьютерами;
  • режимы работы кабинетов с установленными компьютерами;
  • количество детей, прошедших инструктаж по информационной безопасности при работе в Интернет;
  • количество родителей учащихся, осведомленных о проблемах информационной безопасности детей в Интернет;
  • наличие общественного Совета за соблюдением доступа детей к образовательным ресурсам Интернет;
  • количество компьютеров, подключенных к Интернет, с установленными программами-фильтрами.

На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Многообразие источников и видов информации не должна стать препятствием для развития конкретного ученика, а, наоборот, благодатной почвой для развития информационной компетентности.

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Всё большее количество детей получает доступ к компьютеру в раннем возрасте – дома, у друзей, в кружках. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников. Да и современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. А ведь в настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.

Благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:

  1. Увеличивается активностьучащихся на уроке.
  2. Появляется возможность оперативного тестирования учащихся.
  3. Экономится время и предоставляется возможность решения большего числа задач.
  4. При проведении урока с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у детей.

С другой стороны, стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования. Современные школы уже подключены к Интернет, и преподавание информатики начинается со второго класса. Компьютер и Интернет, как всякие сложные технологические продукты, наряду с неоспоримыми преимуществами могут нанести серьезный вред ребенку. Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка. При современном уровне развития техники вредными для детей и, вообще, пользователей любых возрастов, являются скорее не излучения, а умственное и нервное переутомление.

Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых "Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать", вышедшей в издательстве "София": «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен".

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете, это все равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Когда ребенок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же самое – скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: работу по ограничению вредного воздействия компьютера на ребенка можно разделить на две составляющие:

  1. соблюдение санитарно – гигиенических норм (временной режим работы за компьютером, своевременные перерывы, гимнастика) для сохранения здоровья детей;
  2. обеспечение информационной безопасности.

Выполнение этих условий необходимо выполнить не только школой, но и родителями дома.

I этап

Организация режима работы на компьютере:

  • разработка и утверждение режима работы кабинетов с компьютерами (Приложение 1 );
  • проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности в кабинетах с установленными персональными компьютерами (Приложение 2 );
  • оформление уголков безопасности с размещением в них всех инструкций, физических упражнений и упражнений для глаз при работе за компьютером (Приложение 3 );
  • организация и проведение физкультминуток при проведении занятий (Приложение 4 );
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму работы детей за компьютером.

II этап

Организация режима доступа к образовательным ресурсам Интернет:

  • проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам Интернет;
  • разработка методического пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса»;
  • установка программ-фильтров на школьные компьютеры;
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам;
  • памятка родителям «Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернет».

Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля. Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

  1. ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
  2. блокировать доступ к некоторым сайтам,
  3. блокировать доступ к другим интернет-сервисам,
  4. запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

III этап

Обеспечение информационной безопасности работы в Интернет.

Видеть в современной технике только добро или только зло – это крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует определенной техники, а точнее – культуры безопасности.

При всей важности технических средств, понятно, что они являются всего лишь частью осуществления политики информационной безопасности. Она включает воспитательные и образовательные мероприятия.

В проведении политики информационной безопасности школы принимают участие все заинтересованные в этом лица: педагоги, учащиеся, их родители. Документально политика использования ресурсов сети Интернет зафиксирована в «Правилах использования сети Интернет в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №13» (Приложение 5 ).

В школе создан Общественный Совет по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете, в состав которого входят представители администрации школы, учителя, учащиеся, родители. Основная функция Совета – контроль использования учащимися ресурсов сети Интернет.Разработан пакет документов, регламентирующий работу Совета:

  1. Положение об Общественном совете школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете (Приложение 6 );
  2. Инструкция для сотрудников средней общеобразовательной школы №13 и членов Общественного Совета школы о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет (Приложение 7 ).

В помощь классным руководителям для проведения классных часов и родительского лектория разработаны:

  1. Памятка учащимся «О чем надо знать при работе в Интернет (Приложение 8 )
  2. Памятка родителям по управлению безопасностью детей в Интернет.

В помощь учителям-предметникам разработаны методические рекомендации:

  1. Памятка по оформлению методических материалов для размещения на сайте;
  2. Памятка по составлению мультимедийной презентации.

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.

1. Общие требования охраны труда при работе с компьютером и другой оргтехникой

1.1. К самостоятельной работе с компьютером, ноутбуком, принтером, ксероксом, сканером, плазменной панелью, LCD-экраном и другой оргтехникой допускаются лица, достигшие 18 летнего возраста, прошли медицинский осмотр, инструктаж по охране труда, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Во время работы на компьютере и другой оргтехнике на учителя могут влиять следующие опасные и вредные факторы:

  • электроток и излучение;
  • перенапряжение зрения во время работы с электронными устройствами, монитором, особенно при нерациональном размещении экрана по отношению к глазам.

1.3. Осветительные установки должны обеспечивать равномерное освещение и не должны образовывать ослепляющих отблесков на клавиатуре, а также на экране монитора по направлению глаз.

1.4. При работе с компьютером, принтером, ксероксом и другой периферийной техникой не допускается расположение рабочего места в помещениях без естественного освещения, без наличия естественной или искусственной вентиляции.

1.5. Рабочее место с компьютером и оргтехникой должно размещаться на расстоянии не меньше 1м от стены, от стены с оконными проемами - на расстоянии не менее 1,5 м.

1.6. Угол наклона экрана монитора или ноутбука по отношению к вертикали должен составлять 10-15 градусов, а расстояние до экрана - 500-600 мм.

1.7. Угол зрения к центру экрана должен быть прямым и составлять 90 градусов.

1.8. Для защиты от прямых солнечных лучей должны предусматриваться солнцезащитные устройства (пленка с металлизированным покрытием, регулируемые жалюзи с вертикальными панелями и др.).

1.9. Освещение должно быть смешанным (естественным и искусственным).

1.10. В помещении кабинета и на рабочем месте необходимо поддерживать чистоту и порядок, проводить систематическое проветривание.

1.11. Обо всех выявленных во время работы неисправностях оборудования необходимо доложить руководителю, в случае поломки необходимо остановить работу до устранения аварийных обстоятельств. При обнаружении возможной опасности предупредить окружающих и немедленно сообщить руководителю; содержать в чистоте рабочее место и не загромождать его посторонними предметами.

1.12. О несчастном случае очевидец, работник, который его обнаружил, или сам потерпевший должны доложить непосредственно руководителю учреждения и принять меры по оказанию медицинской помощи.

1.13. Лица, виновные в нарушении требований, изложенных в данной инструкции, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования безопасности перед началом работы с компьютером (ноутбуком) и другой оргтехникой

2.1. Осмотреть и убедиться в исправности оборудования, электропроводки. В случае обнаружения неисправностей к работе не приступать. Сообщить об этом руководителю и только после устранения неполадок и его разрешения приступить к работе.

2.2. Проверить освещение рабочего места, при необходимости принять меры к его нормализации.

2.3. Проверить наличие и надёжность защитного заземления оборудования.

2.4. Проверить состояние электрического шнура и вилки.

2.5. Проверить исправность выключателей и других органов управления персональным компьютером и оргтехники.

2.6. При выявлении любых неисправностей, компьютер и оргтехнику не включать и немедленно поставить в известность директора школы об этом.

2.7. Тщательно проветрить помещение с персональным компьютером и оргтехникой, убедиться, что микроклимат в помещении находится в допустимых пределах: температура воздуха в холодный период года - 22-24°С, в теплый период года - 23-25°С, относительная влажность воздуха - 40-60%.

2.8. Включить монитор и проверить стабильность и четкость изображения на экране, убедиться в отсутствии запаха дыма от компьютера и оргтехники.

3. Требования безопасности во время работы с компьютером, ноутбуком, принтером, ксероксом, сканером, плазменной панелью, LCD-экраном и другой оргтехникой

3.1. Включайте и выключайте компьютер, ноутбук и любую оргтехнику только выключателями, запрещается проводить отключение вытаскиванием вилки из розетки.

3.3. Не допускать к компьютеру и оргтехнике посторонних лиц, которые не участвуют в работе.

3.4. Запрещается перемещать и переносить системный блок, монитор, принтер, любое оборудование, которое находится под напряжением.

3.6. Запрещается любое физическое вмешательство в устройство компьютера, принтера, сканера, ксерокса во время их работы.

3.8. Запрещается класть предметы на компьютерное оборудование, мониторы, экраны и оргтехнику.

3.9. Строго выполнять общие требования по электробезопасности и пожарной безопасности.

3.10. При работе на ксероксе и принтере во избежание поражения электротоком при устранении блокировки бумаги отключайте аппараты от сети. Отключайте оборудование от сети при длительном простое.

3.11. Самостоятельно разбирать и проводить ремонт электронной и электронно-механической части компьютера, периферийных устройств, оргтехники категорически запрещается. Эти работы может выполнять только специалист или инженер по техническому обслуживанию компьютерной техники.

3.12. Суммарное время непосредственной работы с персональным компьютером и другой оргтехникой в течение рабочего дня должно быть не более 6 часов, для педагогов - не более 4 часов в день.

3.13. Продолжительность непрерывной работы с персональным компьютером и другой оргтехникой без регламентированного перерыва не должна превышать 2-х часов. Через каждый час работы следует делать перерыв продолжительностью 15 мин.

3.14. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления следует выполнять комплексы упражнений для глаз или организовывать физкультурные паузы.

3.15. Компьютер, любые его периферийные устройства, оргтехнику необходимо использовать в строгом соответствии с эксплуатационной документацией к ним.

3.16. Во время выполнения работы необходимо быть внимательным, не обращать внимание на посторонние вещи.

3.17. Обо всех выявленных неисправностях и сбоях в работе аппаратуры необходимо сообщить непосредственно инженеру по обслуживанию компьютерной техники или директору школы.

4. Требования безопасности после окончания работы с компьютером, принтером, ксероксом, сканером и другой оргтехникой

4.1. Отключить компьютер, ноутбук, телевизор, плазменную панель, LCD-экран, принтер, ксерокс, сканер, колонки и другую оргтехнику от электросети, для чего необходимо отключить тумблеры, а потом вытащить штепсельные вилки из розетки.

4.2. Протереть внешнюю поверхность компьютера чистой влажной тканью. При этом не допускайте использование растворителей, одеколона, препаратов в аэрозольной упаковке.

4.3. Убрать рабочее место. Сложить диски в соответствующее место сохранения.

4.4. Тщательно проветрить помещение с персональным компьютером и другой оргтехникой.

5. Требования техники безопасности и безопасности жизнедеятельности в аварийных ситуациях при работе с компьютером и другой оргтехникой

5.1. Если на металлических частях оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), заземляющий провод оборван - отключить оборудование немедленно, доложить руководителю о неисправности электрооборудования и без его указания к работе не приступать.

5.2. При прекращении подачи электроэнергии отключить оборудование.

5.3. При появлении непривычного звука, запаха палёного, непроизвольного отключения компьютера и оргтехники немедленно остановите работу и поставьте об этом в известность руководителя.

5.4. При возникновении возгорания немедленно отключить оборудование, обесточить электросеть за исключением осветительной сети, сообщить о пожаре всем работающим и приступить к тушению очага загорания имеющимися средствами пожаротушения.

5.5. При несчастном случае необходимо в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора, обратиться в медпункт, сохранить по возможности место травмирования в том состоянии, в котором оно было на момент травмирования. При освобождении пострадавшего от действия электротока следите за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением.

Трудовой кодекс обязывает работодателей обеспечить безопасные условия и охрану труда работников на каждом рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Посмотрим, каковы требования техники безопасности при работе за компьютером и в целом правила работы за компьютером.

Техника безопасности при работе с ПК

Важно, что к работе на персональном компьютере допускаются лишь те работники, которые прошли обучение безопасным методам труда, вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте (п. 1.1 Типовой инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01 ). Объясняется это тем, что при эксплуатации компьютера на человека воздействует электромагнитное излучение, статистическое электричество, он работает в среде с пониженной ионизацией воздуха, долго находится в одном физическом положении. Кроме того, происходит перенапряжение зрительных анализаторов человека (п. 1.2 ТОИ Р-45-084-01 ).

Требования к организации рабочего места при работе за компьютером

Техника безопасности за компьютером вводит определенные требования к организации рабочих мест с компьютерами (пп. 1.4-1.6 ТОИ Р-45-084-01 ). Рабочие места с компьютерами должны размещаться так, чтобы между боковыми поверхностями мониторов было не менее 1,2 м, а расстояние между экраном и тылом двух мониторов было не менее 2,0 м. Монитор надо размещать так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Оконные проемы в помещениях с компьютерами должны быть оборудованы жалюзи, занавесками и прочими средствами защиты от яркого естественного света.

Правила безопасности при работе с компьютером

Инструкция устанавливается требования безопасности перед началом работы (разд. 2 ТОИ Р-45-084-01 ), а также непосредственно правила работы за компьютером (разд. 3 ТОИ Р-45-084-01 ). В частности, работникам запрещено при включенном компьютере прикасаться к задней панели системного блока или переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств.

С целью охраны здоровья работников запрещено непрерывно работать с компьютером более 2-х часов (п. 3.2 ТОИ Р-45-084-01 ). В принципе работникам, работающим за компьютером, положены регламентированные перерывы в течение рабочего дня, которые входят в рабочее время. Подробно мы рассказали об этом .

Иные правила работы за компьютером

Еще один документ, регулирующий требования безопасности при работе с ПК - это СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 , утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 03.06.2003 N 118. Этот документ устанавливает:

  • требования к компьютерам;
  • требования к помещениям для работы на компьютере;
  • требования к микроклимату на рабочих местах с компьютером;
  • требования к уровню шума и вибрации, освещению на рабочих местах с компьютером и т.д.

Выполнение требований указанного СанПиН возложено в том числе на работодателей, осуществляющих эксплуатацию персональных компьютеров (

Сегодня компьютер прочно вошел в нашу жизнь. А для современных детей он и вовсе стал чем-то привычным, обыденным, тем, что было и будет всегда. Поэтому полностью оградить дошкольника от компьютера не получится. Да это и не нужно!

Компьютер – это полезная для ребенка вещь. Нужно только правильно им пользоваться. Об этих правилах и о том, как минимизировать вредное воздействие компьютера, мы и поговорим в этой статье.

Многие взрослые на своем опыте знают, как устают глаза после многочасового сидения за компьютером. Действительно, компьютер – это огромная нагрузка на зрение, а для ребенка она особенно чувствительна. Что можно сделать в этой ситуации?

следите за временем, которое ребенок проводит за монитором. Для детей 3-4 лет

это время не должно превышать 25 минут в сутки. В 5-6 лет продолжительность компьютерных сеансов можно увеличить до 35 минут в сутки, а 7-8 летний ребенок может без вреда для здоровья проводить за компьютером не более 45 минут;

каждые 10-15 минут делайте перерыв, гимнастику для глаз;

подберите правильное освещение. Нельзя сидеть за компьютером в полной

темноте, но в то же время избегайте прямого освещения монитора, бликов (от настольной лампы или из окна);

подберите ребенку специальные очки для работы за компьютером;

расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 50 сантиметров.

Увлекшись игрой, ребенок может и не заметить, что сидит в неудобной, стесненной позе, что мышцы уже затекли или болит спина. Статичная поза затрудняет дыхание. В будущем все это может «аукнуться» сутулостью, проблемами с позвоночником и даже болезнями внутренних органов (в стесненной позе нарушается нормальная циркуляция крови).

Какие же меры принять?

обязательно регулируйте высоту компьютерного кресла под рост ребенка;

кисти рук ребенка должны находиться на уровне локтей, локти – лежать на столе;

во время перерывов делайте несложные физические упражнения на

расслабление мышц шеи, спины, кистей рук;

ребенок должен много двигаться в течение дня (занятия спортом, прогулки, подвижные игры).

Почему ребенка так привлекает компьютер? В первую очередь - различными играми. С одной стороны, игры тренируют быстроту реакции, мелкую моторику, логическое мышление и внимание. И эти же игры могут стать причиной перевозбуждения нервной системы. Он уходит в игру и перестает замечать то, что происходит вокруг, не может контролировать свои эмоции . Поэтому тщательно подбирайте игры для Вашего ребенка.

Скажите твердое «нет» различным «стрелялкам», играм на высокой скорости и с поиском мелких предметов. Отдайте предпочтение развивающим играм (чтение, счет, развитие интеллекта, познание окружающего мира).

Если ребенок уже пользуется Интернетом, следите за тем, какие сайты он посещает. Поставьте фильтры и блокировки на ту информацию, которая нежелательна и вредна для детской психики.

Конечно, компьютер не является источником радиации , но он создает высокочастотные электромагнитные поля. В современных моделях такое излучение наиболее сильно сзади и вверху монитора, а впереди незначительно. Поэтому нельзя наклоняться над монитором, ставить его лучше задней стенкой к стене. Нейтрализовать излучение компьютера можно, например, с помощью системного адаптера «Светлица-Лад».

Также компьютер создает электростатическое поле высокой напряженности. Оно действует на расстоянии полуметра от экрана, разгоняет осевшие на экран пылинки до высоких скоростей и отрицательно влияет на кожу и глаза сидящего перед монитором. Вы замечали, что нигде пыль не скапливается так быстро, как перед компьютером?

Здесь Вам на помощь придут различные кондиционеры, ионизаторы, а также влажная уборка и проветривание комнаты. Полезно умывание холодной водой сразу после занятия на компьютере.

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!