Аис и иас совета федерации. Цели информатизации совета федерации и назначение информационно-коммуникационной системы. Общие начала информатизации судебной деятельности

  • § 2. Задачи государственной политики информатизации правовой сферы
  • § 3. Создание единого информационно-правового пространства России и государств - участников снг
  • § 4. Проблема вхождения России в мировое информационное пространство
  • § 5. Информационная безопасность
  • § 6. Государственная информационная политика
  • Литература
  • Глава 3. Правовая информатика в системе наук
  • § 1. Предмет правовой информатики
  • § 2. Интегративная функция правовой информатики
  • § 3. Метод анализа систем
  • Детерминированные и вероятностные системы. Простые и сложные
  • Социальные системы
  • Сложная динамическая система
  • Нормативные системы
  • Кибернетическая система
  • § 4. Автоматизированные информационные системы
  • 1Системы автоматизированных плановых расчетов.
  • § 5. Метод моделирования
  • Логические модели
  • § 6. Метод формализации
  • § 7. Информатика и теория принятия решений
  • § 8. Понятие алгоритма
  • § 9. Методы измерения количества информации
  • Литература
  • Глава 4. Методологические основы правовой информатики
  • § 1. Информатика и проблема искусственного интеллекта
  • § 2. Информатика и кибернетика
  • Основные категории и законы управления
  • Понятие управления
  • Проблема оптимальности
  • Гомеостатика
  • § 3. Об идеях социальной кибернетики
  • § 4. Логическое моделирование структуры правовой нормы
  • 3. Применение логико-семантических средств для клас­сификации правовых норм.
  • 4. Получение из основной модели дополнительных нор­мативных выражений.
  • Примеры
  • § 5. Право и законы логики норм
  • § 6. Математический аппарат
  • Понятие множества
  • Операции над множествами
  • Нечеткие множества
  • Понятие функции
  • Понятие вероятности
  • Теоремы умножения и сложения вероятностей
  • Случайные величины и законы их распределения
  • Стохастические (случайные) процессы
  • § 7. Техническая основа правовой информатики
  • Первое поколение
  • Второе поколение
  • Третье поколение
  • Четвертое поколение
  • Пятое поколение
  • Литература
  • Часть особенная. Основные направления информатизации правовой системы рф
  • Глава 5. Создание Общенациональной системы правовой информации
  • § 1. Структура Общенациональной системы правовой информации
  • § 2. Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах
  • § 3. Автоматизированная система информационного обеспечения - Юстиция
  • § 4. Автоматизированная система информационного обеспечения органов мвд рф
  • Структура Центра криминальной информации
  • Региональный уровень
  • Местный уровень
  • § 5. Автоматизированная система информационного обеспечения органов прокуратуры рф
  • § 6. Государственная автоматизированная система "Выборы"
  • Литература
  • Глава 6. Информатизация правотворческой деятельности
  • § 1. Правовое регулирование информационных процессов в сфере правотворчества
  • § 2. Информационная основа правотворческой деятельности
  • Информация, получаемая в результате экспертизы законопроектов
  • Научная информации
  • Стратегическая информация
  • Информация, содержащаяся в модельных правовых актах
  • § 3. Информатизация деятельности Государственной Думы
  • § 4. Информатизация деятельности Совета Федерации
  • Литература
  • Глава 7. Информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности
  • § 1. Задачи информатизации правоприменительной и правоохранительной деятельности
  • Информатизация судебной системы
  • § 2. Компьютеризация расследования уголовных дел
  • § 3. Следственная тактика и теория игр
  • § 4. Автоматизированное рабочее место юриста
  • Литература
  • Глава 8. Информационный поиск в правовой сфере
  • § 1. Основы теории информационного поиска
  • § 2. Информационно-поисковый язык. Правовой тезаурус
  • Литература
  • Глава 9. Применение математических методов и эвм в судебной экспертизе
  • § 1. Автоматизация судебно-экспертных исследований
  • Системы, созданные в учреждениях Министерства юстиции рф
  • Автоматизированные системы, созданные в Академии управления мвд рф
  • § 2. Формы применения математических методов в судебной экспертизе
  • § 3. Математические основы криминалистической идентификации
  • § 4. Математические методы установления групповой принадлежности объектов
  • Литература
  • Глава 10. Социологическая информация
  • § 1. Математическая фирма представления эмпирических данных
  • § 2. Методы измерения уровня знания права
  • § 3. Методы измерения правовой установки личности
  • § 4. Основные понятия теории распознавания образов
  • § 5. Применение методов распознавания образов
  • Литература
  • Глава 11. Статистическая информация
  • § 1. Понятие статистической информации
  • § 2. Выборочный метод получения эмпирической информации
  • Понятие средней ошибки выборки
  • Определение объема выборки
  • Виды выборки
  • § 3. Методы изучения взаимосвязей социально-правовых явлений
  • § 4. Создание и эксплуатация автоматизированных информационно-поисковых систем (аипс) по статистике
  • Литература
  • Глава 12. Проблемы федерального информационного права
  • § 1. Конституционные и международно-правовые основы федерального информационного права
  • § 2. Юридическая природа федерального информационного права
  • Литература
  • Приложение 1. Нормативные акты Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. № 24-фз*
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Информационные ресурсы
  • Глава 3. Пользование информационными ресурсами
  • Глава 4. Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
  • Глава 5. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации
  • От 19 февраля 1993 г. № 4524-I*
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Система федеральных органов правительственной связи и информации
  • Федеральный закон "о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. № 5-фз*
  • Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. № 85 –фз*
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Правовой режим участия в международном информационном обмене
  • Глава III. Контроль и ответственность при осуществлении международного информационного обмена
  • Глава IV. Заключительные положения
  • Закон Российской Федерации "о государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-I*
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Сведения, относимые к государственной тайне
  • Проект Федерального закона «о государственной автоматизированной системе "Выборы"»
  • Приложение 2. Основные математические понятия и символы, примененные в Курсе
  • 1. Множества
  • 2. Векторы и матрицы
  • 3. Функции
  • 4 Случайные величины и вероятности
  • 5. Сокращенные обозначения некоторых математических операций
  • Приложение 3. Краткий словарь терминов по информатике и вычислительной технике*
  • С 1994 г. ведется трудоемкая работа по созданию инфор­мационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федера­ции. Данная система предназначена для обеспечения индиви­дуальной и коллективной деятельности депутатов и Аппарата. Она призвана:

    повышать эффективность законотворческой деятельности Совета Федерации;

    обеспечивать эффективность принятия стратегических решений, совершенствовать взаимодействие руководства Со­вета Федерации и депутатов с гражданами и органами госу­дарственной власти.

    Информатизация законопроектной деятельности Совета Федерации включает реализацию комплекса взаимосвязанных процессов отслеживания и процедур прохождения законопро­ектов в его комитетах, комиссиях. Это позволяет более опера­тивно планировать законопроектную деятельность, иметь пол­ную и достоверную информацию о прохождении проекта. Задачи ИКС делятся на две части:

    общесистемные - централизованное информационное обес­печение Совета, его аппарата, а также внешних пользователей;

    проблемно-ориентированные - информационное обслу­живание конкретных комитетов, комиссий, депутатов, струк­турных подразделении Аппарата.

    Структура ИКС включает следующие компоненты:

    информационно-справочный центр;

    информационно-коммуникационный центр;

    информационно-аналитический центр;

    ситуационный центр;

    автоматизированная информационная система документо­оборота и делопроизводства;

    информационные системы подразделений, установленные в комитетах и комиссиях;

    электронные офисы руководства и депутатов;

    мобильные информационные системы;

    систему технологического обеспечения заседаний Совета Федерации;

    систему управления, администрирования и информаци­онной безопасности ИКС;

    технологическую систему сопровождения и развития ИКС.

    Специфика базы данных Совета Федерации (как и Госу­дарственной Думы) определяется его главными задачами и функциями. В основе ИКС находится совокупность самых раз­личных баз социальной и правовой информации. Каталог ин­формационных ресурсов Совета Федерации содержит 4 разде­ла: а) нормативно-правовая информация; б) экономическая ин­формация; в) общественно-политическая информация; г) спра­вочная информация. Всего свыше 150 баз данных.

    Каталог включает: наименование базы данных; содержа­ние всех баз; источник информации; средства доступа к базам данных.

    Информационно-аналитическое управление предназначе­но для эффективной и всесторонней информационной и ана­литической поддержки работы Совета Федерации. Основными целями такой поддержки являются:

    справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий, обеспечение членов Совета Фе­дерации аналитическими материалами по вопросам ведения Совета;

    анализ наиболее важных законов, прогнозирование воз­можных последствий их принятия, выработка предложений для законодательной деятельности Совета Федерации;

    подготовка докладов, справочных, аналитических и реко­мендательных материалов по кругу проблем, находящихся в ведении Совета Федерации, подготовка материалов по акту­альным проблемам жизни государства, осуществления реформ, прогнозирование развития общества.

    Рассмотрим информационную структуру справочных баз:

    структура и состав Совета Федерации (список руководи­телей Совета Федерации; состав комитетов и комиссий Совета Федерации; список членов Совета Федерации с возможностью просмотра по фамилии или региону);

    структура Аппарата Совета Федерации:

    регламент Совета Федерации;

    материалы к предстоящему заседанию Совета Федерации;

    информационный фонд Совета федерации;

    постановления Совета Федерации;

    стенограммы заседаний Совета Федерации;

    информация о мероприятиях, проводимых в Совете Фе­дерации в течение текущей недели и текущего месяца:

    информация о мероприятиях, проводимых в Государствен­ной Думе;

    информация комитетов Совета Федерации;

    информация структурных подразделений Аппарата Сове­та Федерации;

    пресс-служба Совета Федерации (бюллетени пресс-службы);

    данные о субъектах Российской Федерации:

    информация о событиях;

    информация о мероприятиях текущего месяца;

    информация о выборах.

    Рис. 21. Структура информационно-коммуникационной системы Совета Федерации

    сообщения информационных агентства (сводки событий в Российской Федерации за неделю, сводки МВД и МЧС);

    информацияоб СНГ.*

    * Продолжается выпуск Аналитических вестников по важнейшим про­блемам ведения Совета Федерации.

    В настоящее время определенное развитие получил про­цесс информатизации парламентов зарубежных стран. Иссле­дуя данную проблему, Е. И. Орлов и В. А. Никитов приходят к следующим выводам:

    1. Широкое внедрение информатизации парламентской деятельности в США, Канаде и государствах Европы являет­ся важнейшим фактором обеспечения их эффективной работы.

    2. Информационно-коммуникационные системы парламен­тов обеспечивают реализацию как собственно "внутрипарламентских" операций, так и информационное взаимодействие их на межпарламентском глобальном уровне.

    3. Информатизация парламентской деятельности реализу­ется как государственными органами, так и коммерческими организациями. При этом единая информационно-техническая политика в этой области проводится под эгидой государствен­ных органов.

    Представительная власть (парламент) нуждается в самой разнообразной информации. Для ее подготовки создаются спе­циальные центры, подчиненные непосредственно парламен­ту. При парламенте может быть создан постоянно действую­щий орган (например, подкомитет) по научной и технической информации, контролирующий действия правительства в этой области и подготавливающий проекты законодательных актов, регламентирующих научно-информационную деятельность в стране.

    Так, библиотека Конгресса - одна из крупнейших биб­лиотек мира; в ее фондах более 100 млн. единиц хранения, в том числе 14,5 млн. книг, более 36 млн. рукописей, 4 млн. карт, 11 млн. изобразительных материалов. Фонды библиотеки воз­растают примерно на 1,3 млн. единиц хранения в год. Юриди­ческая библиотека (свыше 2,7 млн. книг) Конгресса формирует и распространяет в машиночитаемом виде каталоги поступаю­щих в нее изданий. В библиотеке Конгресса используется не­сколько автоматизированных информационно-поисковых сис­тем.

    Компьютерная сеть Конгресса США состоит из компью­терных сетей Сената и компьютерной сети Палаты представи­телей.

    Сеть Сената включает около 5 тысяч компьютеризован­ных рабочих мест. Они подключены к единой сети Конгресса. Компьютерная сеть Сената подключена и к другим базам дан­ных. Так, она имеет выход через главный компьютерный Центр к базе данных библиотеки Конгресса, на информационно-по­исковую систему Министерства юстиции, другие компьютер­ные сети. Централизованная компьютерная сеть Палаты пред­ставителей насчитывает более 7 тыс. пользователей и 3,5-4 тыс. электронных устройств. Они имеют выходы на главные компь­ютеры независимо от того, находятся ли пользователи в Ва­шингтоне или в избирательных округах. База данных Палаты представителей аналогична базе данных Сената. Специальная программа отслеживает нужную для Конгресса информацию (нормативную, запросы избирателей и т. д.). Всего имеется 30 специализированных баз данных.

    Между информационной системой и потребителями (в дан­ном случае таковыми являются депутаты) должно существо­вать промежуточное звено; им являются специальные анали­тические службы. В США это Исследовательская Служба Кон­гресса (ИСК).* Среди ее разнообразных функций (анализ поли­тического курса, поиск юридических документов, история за­конотворчества) главное место занимают специализированные исследования, использующиеся при рассмотрении проектов за­конодательных актов. Исследовательская служба ежегодно выполняет более полумиллиона заказов Конгресса. Она исполь­зует информационные системы технологической поддержки для более эффективной работы по исследованию законодательно­го процесса; анализа законопроектов; анализа бюджетных про­ектов; программ развития. Значительное развитие получила издательская деятельность ИСК. Этот опыт заслуживает изу­чения и использования.

    * В настоящее время исследовательская служба насчитывает 860 сотруд­ников.

    В ряде парламентов функционируют автоматизирован­ные системы контроля прохождения законопроектов, позво­ляющие получать информацию о том, на какой стадии нахо­дится конкретный законопроект, а также документы, сопро­вождающие этот законопроект при выполнении операций (ста­дий) законодательной процедуры, и интегральную статисти­ческую информацию по совокупности законопроектов, нахо­дящихся в обсуждении, принятых или отклоненных на раз­личных стадиях законодательной процедуры, контролировать сроки их стадий.

    В ряде стран (Германия, Швейцария) телекоммуникацион­ное взаимодействие парламентов, региональных электронных офисов парламентариев, правительственных и научных учреж­дений базируется на государственных телефонных сетях (тех­нология ISDN),обеспечивающих передачу цифровых данных.

    Информационно-коммуникационная система создана и в Европейском парламенте. Она является сложным программно-техническим комплексом. Используется система полуавтома­тического перевода, включающая словарь терминов на 11 язы­ках - объемом 60 мегабайт. Все языки равноправны, все за­седания сопровождаются переводом на 11 языков.

    Информатизация в Совете Федерации

    Наталья Дубова

    1994 год знаменателен компьютеризацией деятельности многих серьезных организаций

    На общедоступном Web-сайте Совета Федерации (www.council.gov.ru ) можно получить различные сведения, начиная с истории российского парламентаризма и заканчивая подробным освещением мероприятий и структуры Совета Федерации

    1994 год в отечественной компьютерной истории знаменателен существенным расширением проектов компьютеризации деятельности многих серьезных организаций. В федеральных министерствах, Центризбиркоме, столичной мэрии и Москомимуществе, Центробанке и ряде коммерческих банков разворачиваются крупные проекты по созданию информационных систем. Высшие органы власти, конечно, не могли остаться в стороне от этих процессов.

    Без компьютеров во власти не обходились и в советские времена, но новый российский парламент - двухпалатное Федеральное Собрание - выразил заинтересованность в новых подходах к информатизации и автоматизации своей работы. В самом начале 1994 года, после образования Совета Федерации первого созыва, была начата работа по созданию и постепенному внедрению Информационно-коммуникационной системы.

    Разработку информационного обеспечения Совета Федерации начали практически с нуля, ведь это было новое властное образование в России. У многих специалистов, пришедших в Информационно-техническое управление СФ, за плечами было не одно десятилетие работы по информатизации высших союзных органов власти, информационное обеспечение Съездов народных депутатов СССР и РСФСР, так что специфика этой деятельности была им хорошо знакома. Известны были и вечные проблемы, в частности, несовместимость систем, создаваемых для разных властных структур, невозможность организовать автоматизированный обмен информацией между ними. Евгений Орлов, начальник Информационно-технического управления Аппарата СФ, вспоминает о том, как в советские времена в ходе разработки систем информатизации для Совета министров СССР и ЦК КПСС была предпринята попытка сделать единые формы описателей баз данных. В ЦК и Совмине использовались разные форматы документов, и уговорить пользователей согласиться на унифицированный вид документации так и не удалось.

    Но главная проблема была не в форме. И в бытность СССР, и после отсутствовало главное условие для успешной информатизации государственных органов - ясная концепция государственного управления: при создании автоматизированных систем основной акцент делался на техническое оснащение, а не на содержательную часть. Разработчики Информационно-коммуникационной системы Совета Федерации попытались изменить эту ситуацию.

    Официально начать работы над системой нельзя было без специального указа президента. В конце концов, благодаря настойчивости председателя Совета Федерации первого созыва Шумейко в феврале 1995 года указ был подписан. Технические и коммуникационные вопросы реализации и эксплуатация системы были возложены на Федеральное агентство правительственной связи и информации, а постановщиком задач и разработчиком содержательной части Информационно-коммуникационной системы стал Аппарат СФ.

    Прежде чем приступить к информатизации верхней палаты парламента, разработчики стремились определить законодательный процесс как комплекс взаимосогласованных операций, которые затем можно отразить в информационной инфраструктуре органа власти. В Информационно-коммуникационной системе Совет Федерации представлен многофазной операционной системой, в которой реализуются различные классы парламентских операций. Эти операции интегрируются в функциональные подсистемы. В Совете Федерации постепенно разворачивается мощная территориально распределенная, многопользовательская, многофункциональная инфраструктура, которая поддерживает законодательную деятельность верхней палаты и обеспечивает удаленный доступ к базам данных различных органов власти - на федеральном и на местном уровнях. Совет Федерации имеет возможность оперативно взаимодействовать с Госдумой, администрацией президента и правительством.

    Перечисление основных компонентов системы займет не одну страницу. В задачи системы входит предоставление членам Совета Федерации необходимых данных, поддержка информационных фондов, электронное взаимодействие членов СФ между собой и с внешним миром, прохождение законодательных актов, информационная поддержка необходимой аналитики и принятия решений, документооборот, организация электронных офисов членов СФ, технологическая поддержка заседаний. Информационный фонд системы включает свыше 150 баз данных по правовой, экономической, общественно-политической и справочной информации. Более тысячи рабочих мест оснащено персональными компьютерами, подключенными в локальные сети и имеющими доступ в Internet.

    Сегодня процесс постепенного развертывания Информационно-коммуникационной системы Совета Федерации движется вперед. Но разработчиков системы волнует более глобальная проблема - комплексная информатизация и включение в единое информационное пространство всех органов власти. Однако для этого нужна единая концепция государственного управления, необходим непрерывный процесс формирования целей управления на разных уровнях - от высших до местных органов власти. В условиях, когда нет критериев оценки эффективности принимаемых законов, невозможно говорить и об эффективности информационных систем, поддерживающих деятельность тех или иных органов власти.

    Поэтому создатели Информационно-коммуникационной системы стремятся расширить накопленный опыт на госуправление в целом, представить управление государством как процесс выполнения комплекса операций для достижения государственных целей и на этой основе выработать язык описания таких операций, который позволит решить проблему совместимости систем для разных органов власти. В конечном итоге эффективность информационного обеспечения государственной власти должна определяться через показатели качества государственного управления.

  • 10) Информатизация как информационный процесс.
  • 11) Понятие информационной системы.
  • 12.Информационно-телекоммуникационная сеть как информационная система
  • 13. Глобальная сеть Интернет как технологическая система
  • 14.Понятие информационных технологий
  • 15.Виды и значение наукоемких (высоких) информационных технологий
  • 16.Понятие государственной политики в информационной сфере.
  • 17.Цели и задачи государственной политики в информационной сфере
  • 18.Принципы и направления государственной политики в информационной сфере.
  • 19. Понятие и признаки информационного общества.
  • 20.Проблемы развития информационного общества.
  • 21.Цели, задачи и принципы Стратегии развития информационного общества в России.
  • 22.Основные направления реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»
  • 23. Современное состояние информатизации органов государственной власти.
  • 25.Цели и задачи Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти
  • 27.Обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти.
  • 30.Единая инфраструктура обеспечения электронного взаимодействия
  • 31.Механизм и условия реализации Концепции формирования электронного правительства
  • 34.Цель и задачи создания гас «Управление»
  • 35.Структура гас «Управление»
  • 36.Основные положения Концепции региональной информатизации
  • 37.Условия обеспечения региональной информатизации
  • 1)Совершенствование ее нормативной правовой базы
  • 2) Организационное кадровое и методические обеспечение региональной информатизации
  • 3)Разработку стандартов региональной информатизации
  • 4) Создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию
  • 5) Разработку программ и проектов региональной информатизации
  • 6) Обеспечение мониторинга региональной информатизации
  • 38.Основные положения типовой программы региональной информатизации
  • 39.Этапы развития информатизации избирательных процессов
  • 40.Нормативное правовое обеспечение государственной политики в области информатизации избирательного процесса
  • 41.Структура управления гас «Выборы»
  • 42.Условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием гас «Выборы»
  • 43Современное состояние развития гас «Выборы»
  • 44.Понятие и система информационной безопасности
  • 45.Угрозы информационной безопасности
  • 2 Угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
  • 4 Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
  • 47.Система обеспечения информационной безопасности.
  • 49) Законодательное обеспечение информационной безопасности
  • 50) Понятие и предмет правовой информатики
  • 51) Место правовой информатики в системе юридических знаний
  • 52) Правовая информатика и информационное право: их соотношение и различие
  • 53) Правовая информатика как наука и учебная дисциплина
  • 54) Понятие и сущность правовой информации
  • 55) Свойства правовой информации
  • 56) Виды правовой информации
  • 57) Понятие правовой информатизации
  • 58) Государственная политика в области правовой информатизации
  • 59) Понятие и основные положения правового мониторинга
  • 60. Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации
  • 61.Информационные системы Министерства юстиции Российской Федерации
  • 62.Понятие и краткая история создания справочных правовых систем
  • 63.Общая характеристика справочных правовых систем
  • 64.Особенности использования спс «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»
  • 65.Критериальные особенности справочных правовых систем
  • 66.Общие положения информатизации правотворческой деятельности
  • 67.Особенности информатизации Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • 68.Информационные системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • 69.Общие начала информатизации судебной деятельности
  • 70.Общая характеристика гас «Правосудие»
  • 71.Структура гас «Правосудие»
  • 72) Информационные системы Верховного Суда рф.
  • 73) Информационные системы Арбитражных Судов рф.
  • 74) Информационные системы мировых судей.
  • 75) Общие положения информатизации органов прокуратуры.
  • 76) Информационные системы делопроизводства в органах прокуратуры.
  • 77) Информационные системы обеспечения прокурорского надзора и расследования преступлений.
  • 78) Организационная основа информатизации овд.
  • 79) Единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел.
  • 80) Единая технологическая система учетов в органах внутренних дел.
  • 81) Основные положения Концепции информатизации овд до 2012 года.
  • 68.Информационные системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    В настоящее время Информационно-коммуникационная система Совета Федерации создана и успешно функционирует. ИКС Совета Федерации включает в свой состав взаимосвязанные комплексы, технологические системы, прикладные информационные системы и электронные информационные ресурсы. Комплексы в составе ИКС Совета Федерации включают:

    корпоративную компьютерную сеть

    выделенную сеть для доступа в интернет

    телекоммуникационный узел

    «Бухгалтерский учет»

    «Финансово-экономический учет»

    «Дело – ТСФ»

    «Архив Совета Федерации»;

    «Приемная Совета Федерации»

    «Диспетчерская служба Совета Федерации

    «Материальные и инженерные ресурсы Совета Федерации»

    «Межпарламентское сотрудничество

    Одним из важных видов обеспечения деятельности членов Совета Федерации, комитетов и комиссий Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации являются информационные ресурсы, которые представляются в виде обычных (бумажных) документов и электронных информационных ресурсов. Состав электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации отражен в ежегодно пополняемом «Реестре электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», утверждаемом Руководителем Аппарата Совета Федерации. Электронные информационные ресурсы ИКС Совета Федерации подразделяются на собственные (внутренние) электронные информационные ресурсы и внешние электронные информационные ресурсы. В свою очередь собственные электронные информационные ресурсы делятся на ресурсы общего доступа и ресурсы ограниченного доступа.

    Собственные электронные информационные ресурсы общего доступа размещены на публичном сайте Совета Федерации в сети Интернет, на корпоративном Интернет-сайте Совета Федерации, а также включают в себя информационные ресурсы технологических и прикладных информационных систем общего назначения. К собственным электронным ресурсам ограниченного доступа относятся информационные ресурсы прикладных информационных систем специализированного назначения, таких, например, как система «Кадры», «Бухгалтерский учет» и др. Важную роль в информационном обеспечении Совета Федерации играют электронные информационные ресурсы, предоставляемые внешними организациями.

    Можно выделить следующие основные способы предоставления внешней информации пользователям Совета Федерации: организация доступа к Интернет-сайтам внешних организаций; установка баз данных на корпоративном Интернет-сайте ИКС Совета Федерации с организацией либо клиентского доступа пользователей и обновления с помощью магнитных носителей, CD, DVD дисков или через сеть Интернет; организация удаленного доступа к базам данных.

    69.Общие начала информатизации судебной деятельности

    Информатизация судебной деятельности – организованный процесс создания благоприятных условий для доступа к информации, используемой в судопроизводстве, ее хранения, обработки и передачи в электронной форме на основе ресурсов и услуг судебных информационных систем в целях повышения правосудия.

    Судебные информационные системы представляют совокупность баз данных, обеспечивающих обработку технологий и программно-технических средств, применяемых в судебной деятельности.

    Развиваются по трем направлениям:

    1 информатизация Конституционного Суда РФ, Конституционных судов субъектов РФ

    2 информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также мировых судей субъектов РФ

    3 информатизация системы арбитражных судов РФ

    Внедрение информационных систем в судебную деятельность началось в конце 1980-х гг. До этого времени компьютеры использовались преимущественно в высших судах и отдельных судах областного уровня.

    В условиях постоянно растущей нагрузки на судей, жестких требований по сокращению сроков и повышению качества рассмотрения дел современные информационные системы судебной деятельности становятся жизненной необходимостью для судей. Такие системы способны обеспечивать судьям быстрый доступ к законодательной базе, аналогичным рассматриваемым, и иной необходимой информации, особенно в новых развивающихся областях права. Они обеспечивают высокое качество исполнения судебных документов и оперативности судебного делопроизводства.

    Внедрение современных технологий и информационных систем диктуется также необходимостью расширения информирования лиц, участвующих в деле, и общества о деятельности судов. Это одно из условий открытости судебного разбирательства.

    Важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения судопроизводства, является несовершенство документооборота в ряде районных судов и у мировых судей, где еще сохранилось использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты, что значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения дел.

    Формирование и претворение в жизнь политики информатизации судебной деятельности требует четкого определения и взаимного согласования целей, задач и комплекса мероприятий, реализующих эти задачи в информационной сфере с учетом государственной информационной политики, основных положений Стратегии развития информационного общества в РФ, доктрины информационной безопасности РФ, международных обязательств.

    Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в концепциях информатизации высших судов России

    Цели информатизации судебной системы:

      Полнота и достоверность информации о деятельности судов

      Повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных

      Повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов.

      Формирование необходимой нормативно-правовой базы использования судебных информационных и коммуникационных технологии, основывающихся на правовых актах прямого действия

      Организация финансирования работ по развитию комплексов средств информатизации, поддержание их в работоспособном виде

    Приоритетные направления:

      Реализация проекта электронного обеспечения правосудия в стране

      Формирование необходимой инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия судов

    (Михайловский М. Г.)

    («Информационное право», 2006, N 1)

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВЕТА

    ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    М. Г. МИХАЙЛОВСКИЙ

    Михайловский М. Г., начальник Управления информационного и документационного обеспечения Совета Федерации Федерального Собрания РФ, кандидат экономических наук.

    Информационное обеспечение Совета Федерации — верхней палаты парламента России является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы высшего законодательного органа страны. В основе информационного обеспечения Совета Федерации лежит информационно-коммуникационная система (ИКС) Совета Федерации, которая создавалась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. N 159 «О создании информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания».

    Первая очередь ИКС Совета Федерации была введена в эксплуатацию в 1999 г. В последующие годы осуществлялось ее постоянное развитие, что позволяло постоянно поддерживать информационное обеспечение Совета Федерации на достаточно высоком уровне.

    ИКС Совета Федерации охватывает практически все сферы парламентской деятельности членов Совета Федерации, комитетов (комиссий) Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации. ИКС Совета Федерации является многопользовательской, многофункциональной, территориально-распределенной системой, предназначенной для эффективной поддержки деятельности Совета Федерации и принятия стратегических решений в условиях информационного взаимодействия с информационно-коммуникационными системами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других организаций, как в России, так и в других государствах.

    ИКС Совета Федерации включает в свой состав совокупность взаимосвязанных комплексов, технологических систем, прикладных информационных систем и электронных информационных ресурсов, размещенных в нескольких территориально-распределенных зданиях Совета Федерации (рис. 1).

    В состав комплексов ИКС Совета Федерации входят корпоративная компьютерная сеть, выделенная сеть для доступа в Интернет, телекоммуникационный узел, автоматизированные рабочие места пользователей, программно-технические комплексы (ПТК) Интернет-представительства Совета Федерации и Удостоверяющего центра.

    Технологические системы ИКС Совета Федерации включают технологическую информационную систему делопроизводства и документооборота (ТАИС), технологические системы обеспечения заседаний и мероприятий Совета Федерации, корпоративную электронную почту, систему обеспечения тиражирования и выпуска печатных изданий, систему защиты информации в ИКС Совета Федерации, центр обучения на базе учебного компьютерного класса, организационно-сервисное бюро.

    Прикладные информационные системы делятся на системы общего и специализированного назначения. В настоящее время в составе ИКС Совета Федерации функционирует 17 информационных систем общего назначения и 11 специализированных информационных систем.

    В составе электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации выделяются собственные (внутренние) и внешние информационные ресурсы. Кроме того, электронные информационные ресурсы делятся на ресурсы свободного или ограниченного доступа.

    Рассмотрим более подробно каждую из составных частей ИКС Совета Федерации. Основной составляющей программно-технических комплексов является корпоративная компьютерная сеть. Сетевая инфраструктура корпоративной компьютерной сети в настоящее время имеет более 2200 точек подключения серверов, сетевых рабочих станций, периферийных устройств и строится на базе виртуальных локальных вычислительных сетей (VLAN), работающих по технологии Ethernet с пропускной способностью 100 Мбит/с.

    В магистральной части используется технология передачи данных Fast Ethernet с пропускной способностью 100 Мбит/с. В качестве магистрального коммутатора используется коммутатор Catalist серии 5000 фирмы Cisco, горизонтальное подключение обеспечивают коммутаторы Catalist 2924 и концентраторы различных фирм. Основной сетевой протокол — TCP/IP, т. е. корпоративная компьютерная сеть является сетью Интранет.

    В рамках корпоративной компьютерной сети функционируют четыре серверных зала: основной; два дополнительных, обеспечивающих территориально удаленные объекты; технологический серверный зал, обеспечивающий функционирование технологической информационной системы документооборота и делопроизводства.

    В основном серверном зале установлены высокопроизводительные серверы, обеспечивающие работу официального Интранет-сайта Совета Федерации, корпоративной электронной почты и прикладных информационных систем.

    Большинство серверов представлено марками Fujitsu-Siemens. Имеются серверы фирм Compaq, ALR и «Крафтвей». В качестве операционной системы используется MS Windows NT Server 4.0, которая заменяется на MS Windows 2000 Server. Обмен электронными сообщениями обеспечивается с помощью программного обеспечения электронной почты MS Exchange Server 5.5.

    Создание двух дополнительных серверных залов в двух зданиях обусловлено удаленностью этих зданий Совета Федерации и размещением в них большого количества точек подключения к корпоративной компьютерной сети Интранет. Основное назначение серверов — это обеспечение файлового сервиса и поддержка процессов разработки и отладки прикладного программного обеспечения.

    В составе корпоративной компьютерной сети выделен автономный технический серверный зал, обеспечивающий работу технологической информационной системы делопроизводства и документооборота (ТАИС). В качестве центрального сервера используется система повышенной готовности и надежности на основе комплекса Cluster Kit фирмы Fujitsu-Siemens.

    Автоматизированные рабочие места пользователей ИКС Совета Федерации включают в себя рабочие станции с подключаемым периферийным оборудованием и установленным системным и прикладным программным обеспечением. Рабочие станции в настоящее время строятся на базе компьютеров производства НР, Compaq и Fujitsu.

    Периферийное оборудование включает в себя различного типа принтеры, сканеры, многофункциональные устройства, устройства ввода-вывода информации с различного типа носителей (дисководы, карты памяти и т. д.).

    Рис. 1. Состав информационно-коммуникационной системы Совета Федерации

    Состав существующей информационно-коммуникационной системы Совета Федерации

    Комплексы Технологическая Прикладные Электронные

    система информационные информационные ресурсы

    Корпоративная

    компьютерная

    сеть Технологическая Общего Собственные Внешние электрон —

    информационная назначения (внутренние) ные информационные

    система электронные ресурсы

    Выделенная делопроизводства информацион —

    сеть для и документообо — ные ресурсы

    доступа в рота Специализиро — Общего доступа

    Интернет ванного

    назначения Общего

    доступа Правовые информаци —

    Телекоммуни — Технологические онно-справочные

    кационный системы обес — системы

    узел печения заседа —

    ний и меропри — Официальный

    ятий Совета Интернет — Интернет-сайты

    Программно — Федерации сайт Совета органов государст —

    технический Федерации венной власти

    комплекс

    Интернет — Корпоративная

    представи — электронная Корпоративный Корпоративные сайты

    тельства почта Интранет-сайт органов государст —

    Совета Совета венной власти

    Федерации Федерации

    Система защиты

    информации в Информационные

    Программно — ИКС Совета Информацион — ресурсы сети

    технический Федерации ные ресурсы Интернет

    комплекс технологичес —

    специализи — ких и

    рованной Технологическая прикладных

    информацион — система обеспе — информацион — Ограничение

    ной системы чения тиражиро — ных систем доступа

    «Праламент — вания и выпуска общего и спе —

    ский портал» печатных изделий циализирован —

    в сети ного назначе — Специализированные

    Интернет ния информационно —

    Центр обучения справочные

    на базе учебного системы

    Программно — компьютерного Ограниченного

    технический класса доступа

    комплекс

    Удостоверя —

    ющего центра Организационно — Информацион —

    сервисное бюро ные ресурсы

    прикладных

    информацион —

    ных систем

    специализиро —

    назначения

    В качестве системного программного обеспечения на низкопроизводительных рабочих станциях используется операционная система MS Windows 95, на рабочих станциях высокой производительности с процессором Pentium 3 и 4 — MS Windows 2000 Professional. В качестве прикладного программного обеспечения офисного типа используется пакет MS Office 2000.

    В качестве средств администрирования серверов используются штатные средства MS Windows NT 4.0 Server и MS Windows 2000 Server. Администрирование производится эксплуатирующим персоналом автономно на каждом сервере. Администрирование рабочих станций выполняется также автономно на каждой станции, при возникновении нештатной ситуации. При этом используются штатные средства администрирования операционных систем, установленных на конкретной рабочей станции (MS Windows 95, MS Windows 98, MS Windows 2000).

    Для доступа пользователей Совета Федерации в международную сеть Интернет по прямому каналу связи в рамках ИКС Совета Федерации создана выделенная сеть, которая обеспечивает подключение более 500 рабочих мест пользователей Совета Федерации во всех зданиях Совета Федерации.

    Важным структурным элементом ИКС Совета Федерации является телекоммуникационный узел, который обеспечивает сопряжение сетевой инфраструктуры ИКС Совета Федерации с другими информационными системами федерального и регионального уровней.

    В настоящее время ИКС Совета Федерации тесно интегрирована с информационно-телекоммуникационной системой Государственной Думы, что обеспечивает доступ к Интранет-сайту Государственной Думы, работу объединенной корпоративной электронной почты, совместное сопровождение некоторых прикладных информационных систем.

    По выделенным каналам осуществляется связь ИКС Совета Федерации с Московской городской Думой и мэрией г. Москвы, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации.

    Функционирование официального Интернет-сайта Совета Федерации обеспечивает программно-технический комплекс (ПТК) Интернет-представительства Совета Федерации.

    С функциональной точки зрения ПТК состоит из трех основных составляющих: АРМы, технологический сервер, фронтальный Web-сервер.

    Сектор, включающий АРМы редакторов информационного наполнения сайта и выпускающих редакторов готовых материалов (сотрудники, принимающие решение о возможности публикации подготовленных ранее материалов).

    Сектор, включающий основной технологический сервер, который реализует логику работы системы управления контентом (CMS), и технологический сервер управления интерактивными функциями. На основном технологическом сервере установлена база данных (БД), которая является хранилищем материалов для CMS. Кроме того, на технологическом сервере находится генератор html-страниц, осуществляющий преобразование информации Web-сервера, хранимой в формате БД, в формат html-страниц и графических файлов.

    Сектор, включающий основной фронтальный Web-сервер, предоставляющий информацию пользователям международной сети Интернет, и интерактивный фронтальный сервер, обеспечивающий работу интерактивных функций. На фронтальном Web-сервере также функционирует поисковая система Yandex. Сервер интерактивных сервисов обеспечивает работу программных скриптов, реализующих функции голосования (опросов), подписки, форума и обработки обращений посетителей.

    В целях внедрения электронной цифровой подписи (ЭЦП) в конце 2005 г. начаты работы по созданию Удостоверяющего центра. Соответствующий программно-технический комплекс развернут в здании Совета Федерации.

    Следующим крупным структурным элементом ИКС Совета Федерации являются технологические системы. Одной из основных технологических систем является технологическая автоматизированная информационная система делопроизводства и документооборота (ТАИС). Целями создания и развития ТАИС являются внедрение современных информационных технологий в работу с документами Совета Федерации, обеспечение качественного и оперативного управления этой работой на всех организационных уровнях, переход на внутренний и межведомственный электронный документооборот с применением ЭЦП.

    ТАИС состоит из следующих технологических модулей: регистрации, контроля и отправки корреспонденции; автоматизированной подготовки документов; автоматизированной подготовки стенограмм; выпуска нормативных актов; работы с обращениями граждан; Архива Совета Федерации.

    Часть модулей ТАИС разработана на платформе информационной системы электронного документооборота «Дело-ТСФ». Информационная интеграция остальных модулей ТАИС обеспечивается организационными мероприятиями.

    Программное обеспечение поддерживается в среде Oracle 9.2 и Power Builder 7.0, MS Office 2000, MS Visual Basic 6.0. Рассмотрим более подробно состав и назначение этих модулей.

    Технологический модуль регистрации, контроля и отправки корреспонденции основывается на подсистеме автоматизированного документооборота и делопроизводства «Дело-ТСФ». Технологический модуль обеспечивает работу с документами с использованием членами Совета Федерации и их помощниками, руководителями Аппарата Совета Федерации и его работниками подсистемы «Дело-ТСФ», содержащей электронные образы бумажных документов, электронные документы, а также информацию: о входящих, исходящих и внутренних документах в Совете Федерации; о прохождении документа в Совете Федерации; о контроле исполнения документа по отдельным исполнителям и в целом; о регистрации актов Совета Федерации и организационно-распорядительных документов; о списании документа в архив.

    Технологический модуль автоматизированной подготовки документов обеспечивает автоматизированную подготовку документов, поддерживающую более 250 электронных бланков с единым для Совета Федерации стандартом оформления бумажных и электронных документов с установленными полями, стилями, шапками, колонтитулами. Вид бланков полностью соответствует действующему законодательству. Кроме того, модуль использует технологию сканирования и распознавания материалов, используемых при подготовке документов, структурированное хранение, идентификацию по набору реквизитов и поиск документов, подготовленных с 1994 г., технологию подготовки и печати нормативных актов Совета Федерации на бланках, ведение базы данных «Документы Совета Федерации», позволяющей получать отчеты об объемах работ по подразделениям, исполнителям, видам документов за различные отрезки времени.

    Технологический модуль автоматизированной подготовки стенограмм обеспечивает многоканальную цифровую звукозапись мероприятий, проводимых в здании Совета Федерации, выездных мероприятий с использованием технологической системы цифровой звукозаписи с автоматизированной подготовкой текстов стенограмм, их редакторской и корректорской правки. Технологический модуль автоматизированной подготовки стенограмм обеспечивает расшифровку мероприятий, проводимых в Совете Федерации. Система цифровой звукозаписи обеспечивает одновременную запись на сервере устных выступлений, поступающих в аппаратную звукозаписи по 20 аналоговым каналам передачи в виде цифровых файлов; запись устных выступлений на мобильные конференц-системы в виде цифровых файлов с последующей перезаписью на сервер-системы; прослушивание выделенного звукового фрагмента с использованием периферийного оборудования, подключенного к АРМ системы.

    Технологический модуль выпуска нормативных актов обеспечивает ведение с 1994 г. базы данных «Законы», обеспечивает ввод в нее информации о рассмотрении в Совете Федерации федеральных конституционных и федеральных законов, автоматизированную подготовку сопроводительных писем к законам; подготовку перечней, справок, сводок по законам, технологию подготовки документов о законах для сдачи в Архив Совета Федерации.

    Технологический модуль работы с обращениями граждан обеспечивает работу с письмами и обращениями граждан в Приемной Совета Федерации, в ходе которой формируется с 1994 г. база данных с информацией о письмах и обращениях граждан, в том числе поступивших по сети Интернет, готовятся извещения и ответы заявителям, обращения и напоминания в органы власти, сводки, справки по работе Приемной Совета Федерации.

    Технологический модуль Архива Совета Федерации обеспечивает работу с архивным фондом Совета Федерации, в ходе которой осуществляются:

    — пополнение базы данных о документах архивного фонда за счет ручного ввода;

    — автоматизированная подготовка внутренней описи для документов, сдаваемых в архив;

    — передача информации о текущих документах, сдаваемых в архив, электронные образы документов и сами электронные документы из подсистемы «Дело-ТСФ»;

    — подготовка номенклатуры дел и передача ее из подсистемы «Архив СФ» в подсистему «Дело-ТСФ»;

    — подготовка сдаточной и сводной описи дел;

    — технология поточного сканирования документов архивного фонда;

    — формирование и организация работы с электронным хранилищем;

    — работа читального зала архива.

    Технологические системы обеспечения заседаний Совета Федерации эксплуатируются во всех залах зданий Совета Федерации.

    Зал пленарных заседаний Совета Федерации оборудован информационно-управляющей системой на базе локальной вычислительной сети, электронной системой голосования, системой звукоусиления, конференц-системой, системами технологического телевидения и отображения информации, аудио — и видеотрансляции, системой информационной и документационной поддержки проведения заседаний.

    Малый зал оборудован системой звукоусиления, системой технологического телевидения, системой для демонстрации видеофильмов.

    Зал заседаний Совета палаты оборудован системой звукоусиления, конференц-системой, аудио — и видеотрансляции заседаний Совета палаты в корпоративной компьютерной сети Интранет, системой отображения информации, системой информационной и документационной поддержки проведения заседаний на планшетных компьютерах. С помощью созданного аппаратно-программного комплекса на планшетных компьютерах отображаются: электронные образы повестки заседания Совета палаты и материалов к ней, проект повестки дня заседания Совета Федерации и материалы к нему, информация корпоративного Интранет-сайта Совета Федерации.

    Другие залы оборудованы в различном сочетании системами звукозаписи, конференц-системами, видеопроекционными системами. С указанными системами тесно связана технологическая система цифровой звукозаписи технологического модуля автоматизированной подготовки стенограмм.

    В зданиях Совета Федерации по кабельным сетям обеспечивается трансляция 8 технологических каналов о заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме того, транслируется 17 каналов российского телевидения, принимаемых по телевизионному каналу Московской волоконно-оптической сети, и 4 зарубежных канала, принимаемых по спутниковым каналам связи.

    Для обеспечения безопасного функционирования ИКС Совета Федерации создана система защиты информации, которая строится на основании утвержденных нормативных документов, и проводится реализация комплексного поэтапного перехода к построению полномасштабной системы информационной безопасности ИКС Совета Федерации.

    Корпоративная электронная почта в ИКС Совета Федерации предназначена для обмена сообщениями в электронном виде между пользователями. В состав корпоративной электронной почты Совета Федерации входят центральный почтовый узел и автоматизированные рабочие места пользователей. Центральный почтовый узел обеспечивает временное хранение корреспонденции пользователей и обслуживает их запросы. Для подключения пользователей к корпоративной электронной почте используются корпоративная компьютерная сеть, коммутируемые или выделенные каналы связи. Корпоративная электронная почта функционирует на существующей программно-технической платформе ИКС Совета Федерации и доступна всем пользователям корпоративной компьютерной сети.

    В Совете Федерации создан центр компьютерного обучения на базе учебного компьютерного класса на 15 автоматизированных рабочих мест. Центр позволяет проводить обучение пользователей (членов Совета Федерации, помощников членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации) с разной степенью подготовки по нескольким учебным программам.

    Организационно-сервисное бюро предназначено для предоставления членам Совета Федерации, помощникам членов Совета Федерации и работникам Аппарата Совета сервисных услуг, таких, как: подготовка документов и материалов с использованием средств вычислительной техники и офисного программного обеспечения, их распечатка и копирование в черно-белом и цветном вариантах на бумажный носитель, слайдовую пленку, фотобумагу; сканирование документов и материалов, оптическое распознавание сканированного текста; доступ к электронным информационным ресурсам корпоративного Интранет-сайта Совета Федерации и международной сети Интернет; прием и отправка факс-сообщений.

    Еще одним крупным структурным элементом ИКС Совета Федерации являются прикладные информационные системы. Большинство прикладных информационных систем представляет свою информацию на корпоративном Интранет-сайте Совета Федерации. Как уже отмечалось, прикладные информационные системы делятся на системы общего и специализированного назначения.

    К прикладным информационным системам общего назначения относятся системы общего пользования, например, такие, как Архив материалов заседаний Совета Федерации (постановления Совета Федерации и стенограммы заседаний Совета Федерации); Электронные пакеты материалов к заседаниям Совета Федерации и Совета палаты; Новости Совета Федерации; Аналитические материалы; Обзор-СМИ (новостная лента СМИ); Телефонный справочник Совета Федерации; Электронная версия сборника нормативных правовых актов по вопросам государственной службы и кадровой политики; Модельные законодательные акты МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС; Архив обзоров событий в странах СНГ; Архив социального законодательства Российской Федерации; Данные о торгово-экономической деятельности и торгово-правовой базе сотрудничества субъектов Российской Федерации со странами СНГ и другими иностранными государствами; Мониторинг телевизионных политических, аналитических, информационных и новостных программ, выходящих на основных федеральных каналах телевидения; Архив Верховного Совета РСФСР; Свод законов Российской империи; Налоговая отчетность; правовые информационно-справочные системы.

    Прикладные информационные системы специального назначения обеспечивают работу комитетов, комиссий Совета Федерации и структурных подразделений Аппарата Совета Федерации по предметам их ведения.

    В деятельность Совета Федерации внедрен ряд специализированных прикладных информационных систем ограниченного доступа: Бухгалтерский учет Совета Федерации; Финансово-экономический учет Совета Федерации; Архив Совета Федерации; Приемная Совета Федерации; Диспетчерская служба Совета Федерации; Материальные и инженерные ресурсы Совета Федерации; Межпарламентское сотрудничество.

    Одним из важных видов обеспечения деятельности членов Совета Федерации, комитетов (комиссий) Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации являются информационные ресурсы, которые представляются в виде обычных (бумажных) документов и электронных информационных ресурсов.

    Состав электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации отражен в ежегодно пополняемом «Реестре электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», утверждаемом Руководителем Аппарата Совета Федерации. Количество и спектр информационных ресурсов, которыми в настоящее время располагает ИКС Совета Федерации, позволяют использовать их для решения практически всех задач Совета Федерации.

    Электронные информационные ресурсы ИКС Совета Федерации подразделяются на собственные (внутренние) электронные информационные ресурсы, которые порождаются в Совете Федерации, и внешние электронные информационные ресурсы.

    Собственные электронные информационные ресурсы общего доступа размещены на официальном Интернет-сайте Совета Федерации, на корпоративном Интранет-сайте Совета Федерации, а также включают в себя информационные ресурсы технологических и прикладных информационных систем общего и специализированного назначения.

    На официальном Интернет-сайте Совета Федерации, который в настоящее время размещается на ПТК Интернет-представительства Совета Федерации, осуществляется публикация основной централизованной информации о составе и законодательной деятельности Совета Федерации, новостной информации о событиях в Совете Федерации, аналитических материалов и т. д., а также собственных информационных разделов комитетов (комиссий) Совета Федерации.

    Корпоративный Интранет-сайт Совета Федерации обеспечивает информационную поддержку законодательной деятельности членов Совета Федерации, комитетов (комиссий) Совета Федерации, а также работу структурных подразделений Аппарата Совета Федерации.

    К собственным электронным информационным ресурсам ограниченного доступа относятся информационные ресурсы прикладных информационных систем специализированного назначения, таких, например, как системы Кадры Совета Федерации и др.

    Важную роль в информационном обеспечении Совета Федерации играют электронные информационные ресурсы, предоставляемые внешними организациями.

    Можно выделить следующие основные способы предоставления внешней информации пользователям Совета Федерации: организация доступа к Интранет-сайтам внешних организаций; установка баз данных на корпоративном Интранет-сайте ИКС Совета Федерации с организацией WEB либо клиентского доступа пользователей и обновления с помощью магнитных носителей, CD, DVD-дисков или через сеть Интернет; организация удаленного доступа к базам данных.

    В группу внешних информационных ресурсов общего доступа входят: информационные ресурсы правовых информационно-справочных систем, доступные на корпоративном Интранет-сайте Совета Федерации; информационные ресурсы корпоративных сайтов органов государственной власти (Государственной Думы, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации), доступные с корпоративного Интранет-сайта ИКС Совета Федерации; информационные ресурсы Интернет-сайтов органов государственной власти и открытые информационные ресурсы других сайтов, доступные с автоматизированных рабочих мест выделенной сети для доступа в Интернет.

    Проведенные научные, технические и организационные мероприятия в рамках создания и эксплуатации ИКС Совета Федерации позволяют уже в настоящее время решать важные вопросы автоматизации процесса обработки различного рода информации, необходимой для обеспечения деятельности Совета Федерации, внедрить в повседневную практику прикладные информационные системы, начать реализацию комплекса мер по повышению уровня информационной безопасности, создать условия для эффективной информационной поддержки деятельности Совета Федерации.

    Вместе с тем ИКС Совета Федерации создавалась и развивалась в основном в течение 1996 — 2003 гг. За этот период многие исходные научно-технические решения по структуре, функциям и задачам, решаемым информационной системой, существенно изменились. Это обусловлено интенсивным развитием информационных и телекоммуникационных технологий, ростом информационных потребностей Совета Федерации.

    Проведенное в 2005 г. обследование информационно-технологического обеспечения Совета Федерации определило условия и направления развития ИКС Совета Федерации на основе анализа ее возможностей с учетом современных достижений в области информационных технологий. Результаты и рекомендации проведенного обследования положены в основу разработанной Концепции развития ИКС Совета Федерации до 2010 г. Реализация Концепции позволит вывести информационное обеспечение Совета Федерации на качественно более высокий уровень.

    Литература:

    1. Никитов В. А., Орлов Е. И., Старовойтов А. В., Гиричев Б. И., Шаров Ю. Л. Концепция создания информационно-коммуникационной системы Совета Федерации // Научно-техническая информация. Серия 1. 1995. N 8.

    2. Никитов В. А., Шаров Ю. Л. Информационный Web-сервер Совета Федерации в сети Интернет // Информационные ресурсы России. 2000. N 1.

    3. Шаров Ю. Л. Архитектура парламентских информационных систем (функциональный аспект) // Информационные ресурсы России. 2000. N 4.

    4. Шаров Ю. Л., Толчеев Ю. К., Голубев С. А. Информационный архив Совета Федерации // Открытые системы. 2001. Сент.

    5. Шаров Ю. Л. Вопросы совершенствования информационного взаимодействия Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Аналитический вестник Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. 2002. N 2 (158).

    6. Никитов В. А., Шаров Ю. Л. Интернет как эффективное средство связи между национальным парламентом и обществом: сравнительная перспектива в Европе и в России // Информационные ресурсы России. 2002. N 1 — 2.

    7. Гужов А. В., Толчеев Ю. К., Шаров Ю. Л. Проблемы информационно-технологического сопровождения процесса мониторинга правового пространства и правоприменительной практики в Совете Федерации. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики». Москва, май 2004 г.

    8. Гужов А. В., Толчеев Ю. К., Шаров Ю. Л. Проблемы интегрированной обработки и хранения неструктурированной информации в ИКС Совета Федерации. Сборник трудов II Всероссийской практической конференции «Электронный документооборот и документационное обеспечение в органах власти». Москва, 2 — 4 февраля 2004 г.

    9. Гужов А. В. Концепция создания специализированной информационной системы «Парламентский портал» в сети Интернет. Материалы семинара-совещания на тему «О создании и внедрении специализированной информационной с истемы «Парламентский портал» в сети Интернет». Москва, Совет Федерации, 24 июня 2005 г.

    10. Шаров Ю. Л. О текущем состоянии и перспективах развития Интернет-сайта Совета Федерации. Материалы семинара-совещания на тему «О создании и внедрении специализированной информационной системы «Парламентский портал» в сети Интернет». Москва, Совет Федерации, 24 июня 2005 г.

    ——————————————————————

    Информационное обеспечение работы Совета Федерации возглавляет информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации.

    Информационно-коммуникационной система (ИКС) Совета Федерации предназначена для обеспечения индивидуальной и коллективной деятельности депутатов и Аппарата Совета Федерации.

    Она обеспечивает решение двух задач:

    Централизованное информационное обеспечение Совета, его аппарата, а также внешних пользователей;

    Информационное обслуживание конкретных комитетов, комиссий, депутатов, структурных подразделений Аппарата.

    Структура ИКС состоит из следующих элементов:

    Информационно-справочный центр;

    Информационно-коммуникационный центр;

    Информационно-аналитический центр;

    Ситуационный центр;

    Автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства;

    Информационные системы подразделений, установленные в комитетах и комиссиях;

    Электронные офисы руководства и депутатов;

    Мобильные информационные системы;

    Систему технологического обеспечения заседаний Совета Федерации.

    В основе ИКС находится совокупность самых различных баз правовой и иной социально-политической информации. Каталог информационных ресурсов Совета Федерации содержит 4 раздела:

    а) нормативно-правовая информация;

    б) экономическая информация;

    в) общественно-политическая информация;

    г) справочная информация.

    Всего система информационных ресурсов объединяет более чем 150 баз данных.

    Работники и специалисты Информационно-аналитического управления обеспечивают:

    Справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий Совета Федерации;

    Анализ принятых нормативных правовых текстов и прогнозирование возможных последствий их введения в действие;

    Выработка предложений для законодателей;

    Подготовка различных аналитических докладов, записок и других материалов по наиболее актуальным вопросам общественно-политической жизни.

    Как правило, руководители информационных и аналитических подразделений возглавляют крупные специалисты в области информатики.

    Например, информационно-аналитическое управление возглавлял до недавнего времени профессор Е.И.Орлов, известный специалист в области разработки и принятия управленческих решений.

    Руководитель Аппарата Совета Федерации В.А.Никитов подготовил и опубликовал Словарь терминов и определений по информатике.

    В предмет курса входит изучение проблем информатизации деятельности Администрации Президента РФ.

    В соответствии с Конституцией РФ именно Президент РФ ставит окончательную точку перед выходом в свет закона.

    Бывают случаи, когда он не ставит свою подпись и возвращает закон в Федеральное Собрание. Для того, чтобы преодолеть вето Президента, Государственной Думе необходимо вновь рассматривать закон на пленарном заседании и вновь принимать квалифицированным большинством голосов.


    Одним словом, Президент РФ завершает законотворческий процесс, поэтому в Аппарате Администрации Президента предусмотрены структурные подразделения, которые участвуют в нормотворческой деятельности.

    Например, Государственно-правовое управление, в обязанность которого входит подготовка заключений на принятые законы и другие нормативные правовые акты, в том числе на проекты Указов Президента РФ. Информационным обеспечением Администрации Президента РФ занимаются несколько структурных подразделений, которые по своему характеру аналогичны структурам Федерального Собрания.

    Их объединяют общие функции по обеспечению информатизации:

    Формирование информационных ресурсов;

    Компьютеризация рабочих мест;

    Наладка сетей передачи информации;

    Использование высоких информационных технологий.

    В ходе изучения курса студенты должны иметь представление о проблемах информационного обеспечения деятельности правотворческих органов и усвоить содержание деятельности информационной системы Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.