Пять мифов о пиратах, в которые все верят. Кто такие пираты

C начала ХХI века пиратским нападениям подверглись суда 62 стран мира. Морским разбоем занимаются более ста группировок. Почему их до сих пор не могут победить?

Что это за явление такое - пираты в XXI веке? Почему базой современных пиратов стало государство Сомали? Рассказывает старший научный сотрудник Института Африки РАН, преподаватель МГИМО (У) МИД РФ Ренат Ирикович Беккин. Недавно он вернулся из научной командировки в Сомали.

- Почему пираты XXI века облюбовали именно Сомали?

На самом деле международный морской разбой сегодня имеет место не только у берегов Сомали. Джентльмены удачи из Юго-Восточной Азии не в пример их сомалийским коллегам отличаются крайней жестокостью. Сомалийцы по сравнению с пиратами, «работающими» в Малаккском проливе, - безобидные овечки, благородные рыцари. А в территориальных водах Индонезии пиратством занимаются профессиональные банды. Не брезгуют пиратством и партизаны-сепаратисты, а также моряки и рыболовы, потерявшие работу. Пираты активно вовлечены в контрабандную деятельность.

Но в мире не так мало бедных стран. В той же Африке. Почему пиратство получило распространение именно в Сомали? Ведь с начала года сомалийскими пиратами было захвачено свыше 30 морских судов. Существуют ли какие-нибудь исторические предпосылки для распространения пиратства в Сомали?

Можно говорить скорее о географических, чем исторических предпосылках. Суда, идущие из Красного моря в Индийский океан и обратно, через узкий Баб-эль-Мандебский пролив, не могут миновать Аденский залив и представляют лакомый кусок для долговязых смуглых джентльменов из Сомали. Через Аденский залив пролегает путь из Европы в Южную и Восточную Азию, Австралию. Не меньше возможностей для пиратов открывает упоминавшийся Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии - один из самых оживленных морских путей. А разбросанные во внутренних морях Индонезии многочисленные острова - рай для пиратских баз. Да и в Африке Сомали - далеко не единственное место, где орудуют пираты. Среди мест их наибольшей активности я бы выделил побережье Нигерии и юг континента.

- Что заставляет людей идти в пираты? Кто он, типичный сомалийский пират?

Что бы мы ни говорили о пиратской романтике, в основе пиратства лежит бедность. Не будем забывать и о том, что большая часть когда-то единого государства Сомали находится во власти вождей различных кланов и племен.

Сотрудники ООН жалуются: отправляют груз с гуманитарной помощью в Сомали, но прежде чем он достигает цели, его перехватывают представители других кланов, оставшихся обделенными при распределении продовольствия.

Большинство сомалийских пиратов - это молодые люди, не имеющие возможности найти хорошую работу. Для них пиратство окутано ореолом романтики. Возможность ввязаться в интересное приключение и заработать при этом огромные деньги, сравнимые с рождественскими докризисными бонусами топ-менеджеров с Уолл-стрит, толкает молодежь в ряды джентльменов удачи. По имеющимся у меня данным, среди пиратов нет выходцев из Сомалиленда - де-факто независимого государства на севере Сомалийского полуострова. Сомалиленд живет в мире и относительном благополучии по сравнению с другими частями когда-то единого государства Сомали с 1991 г., и потому профессия пирата не пользуется здесь большой популярностью. Большинство пиратов - выходцы из кланов маджертан и хавийе, из Пунтленда - буферного квазигосударства на северо-востоке Сомалийского полуострова.

Сомалийские пираты стараются не проливать крови захваченных экипажей, обращаются с ними человечно. И это притом что низкий уровень медицинского обслуживания приучил людей спокойно относиться к перспективе собственной преждевременной кончины или смерти близких людей. Кстати, в качестве одного из оправданий пиратства сомалийцы приводят следующий довод: иностранные суда безвозмездно пользуются территориальными водами Сомали, а народ не получает от этого ничего. Что касается корабля «Фаина», то, по просочившейся в СМИ информации, он перевозил оружие, предназначавшееся мятежникам в Южном Судане, то есть грубейшим образом нарушил нормы международного права. Если эта информация подтвердится, то можно говорить о том, что одни преступники захватили других.

- А привычное для поклонников Голливуда Карибское море?

Карибское море, как, впрочем, и весь Американский континент, согласно небезызвестной доктрине Монро, - это зона стратегических интересов США. Поэтому поставленный на широкую ногу пиратский промысел в этом районе не имеет шанса на существование. Хотя отдельные пиратские вылазки имеют место и у берегов Южной Америки.

Картинка захвата корабля «Фаина» поражает современного телезрителя. Сомалийские пираты на катерах и утлых лодочках берут на абордаж огромное судно, борт которого превышает на 6-8 метров всю флотилию джентльменов удачи. «Фаина» могла бы разогнаться, и у пиратов не было бы ни одного шанса ее остановить, почему этого не произошло? Какими новейшими пиратскими технологиями обладают флибустьеры из Сомали?

Когда я ездил по Сомали, я встречал людей, которые вполне могли бы быть пиратами. В обычной жизни они могут быть мирными гражданами, иметь мирную профессию, а в свободное время промышлять пиратством. Сомалийцы - удивительный народ, я не встречал таких позитивно настроенных людей. У человека нет ничего, кроме ветхого жилья из плетеных веточек и доллара на питание в день, но он светится улыбкой. Скептики говорят, что причиной тому кат - наркотическая трава, которую сомалийцы жуют поголовно. Пожуешь этот кат, и весело и беззаботно становится на душе. А если серьезно, то уверенности пиратам, безусловно, придает тот факт, что команды захватываемых ими судов, как правило, не оказывают им никакого сопротивления. Потому что морские разбойники действуют молниеносно. Неожиданно атакуют корабль и активно обстреливают его из гранатометов и пулеметов. Но даже в тех случаях, когда удается обезвредить пиратов, их вскоре отпускают. (Многие эксперты считают, что представители местных властных структур и полиции покрывают пиратов, т.к. те делятся с ними своей добычей. - Прим. ред.)

Особое отношение в Сомали к россиянам. В 70-80-е гг. в Сомали строили местную модель социализма, и между нашими странами выстроились неплохие отношения. Особенно до сомалийско-эфиопской войны 1977 г., где Советскому Союзу пришлось принять сторону Эфиопии. Многие сомалийцы учились в СССР. Я встречал их во время своей поездки в Сомали. Это, безо всякого преувеличения, белая кость, прослойка наиболее образованных людей в стране.

В июле этого года ООН приняла документ, разрешающий военному флоту третьей страны входить в территориальные воды Сомали и пресекать деятельность пиратов. Есть ли сейчас сила, способная навести в Сомали порядок и покончить с пиратством?

Как показали недавние события, Союз шариатских судов Сомали доказал свою способность навести порядок и обуздать преступность. Но как только им удалось укрепиться и начать объединение юга Сомали, в ситуацию вмешались США, которые руками Эфиопии помешали объединительному процессу в стране. Интерес США - не допустить создания единого и сильного исламского государства в Сомали. Эфиопия также не заинтересована в возрождении сомалийской государственности. После гибели более 130 миротворцев ООН и потери около 3 млрд долл. в 1993 г. в ходе операции «Возрождение надежды» никакого желания ввязываться в разборки между кланами у мирового сообщества нет.

1 октября посол фактически не существующего государства Сомали объявил о том, что правительство Сомали в ближайшее время признает Южную Осетию и Абхазию. Как вы оцениваете данный шаг?

С точки зрения тактики, возможно, это неплохой ход, но с точки зрения стратегии - несусветная глупость. Мотивы руководства Сомали понятны. Оно делает этот жест доброй воли в надежде получить поддержку со стороны Москвы. Если Сомали признает Абхазию и Южную Осетию, то у США не будет никаких оснований не признать тот же Сомалиленд, где у американцев есть определенные интересы. И тогда на единстве Сомали можно будет поставить большой жирный крест.

* К моменту подписания номера у нас не было новой информации о судьбе «Фаины» и экипажа.

Пиратские захваты судов в XXI веке

По данным Международного центра по борьбе с пиратством, с начала XXI века нападениям подверглись суда 62 стран мира* в прибрежных морях 56 стран. Морским разбоем занимаются более ста группировок.

По классификации Международной морской организации современные пиратские группы условно делятся на три вида:

1. Малочисленные группы (до 5 человек), вооруженные ножами и пистолетами. Нападают на суда в гавани или открытом море, используя фактор внезапности. Грабят судовую кассу и пассажиров, перегружают на свои катера и лодки часть груза. Общая численность - от 8-10 тысяч человек по всему миру.

2. Банды (до 30 человек), вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, часто убивают экипаж захваченного судна, забирают корабль и груз. Общая численность - около 300 тысяч человек по всему миру.

3. Международные организованные группы, захватывают корабли с особо ценным грузом (сегодня это нефть и нефтепродукты). Они имеют современную спутниковую навигацию и средства связи, агентурную сеть, прикрытие во властных структурах. Чаще всего грабят танкеры, сухогрузы, контейнеровозы. Иногда нападают на частные яхты. В 2001 г. произошел скандал - пираты на Амазонке убили обладателя Кубка Америки, яхтсмена Питера Блейка. Эксперты считают, что из ворованных кораблей синдикаты пиратов организовали сеть морских перевозок с оборотом около 5 млрд долларов в год.

География действия пиратов XXI века - прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки.

Основные районы нападений:

1. Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд).
2. Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана), Индийский океан, Восточная Африка (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания).
3. Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).

Самое «популярное» место нападений - прибрежные воды Индонезии.

Ежегодный ущерб от пиратства по всему миру - 40 млрд долларов.

По материалам ежегодных докладов Международного морского бюро:

В 2000 г. в мире было совершено 469 пиратских нападений на морские суда
в 2001 г. - 344
в 2002 г. - 370
в 2003 г. - 344
в 2004 г. - 329
в 2005 г. - 276
в 2006 г. - 239
в 2007 г. - 263

Статистика по российским судам искаженная, так как 60% кораблей ходит под флагами других стран мира, то есть попросту сдается в аренду вместе с российской командой.

* Эта цифра не является окончательной, так как многие судовладельцы боятся заявлять в полицию о нападении пиратов, опасаясь мести преступников, коррумпированных чиновников и полицейских прибрежных стран.

Последние трагедии на море

Грузовой теплоход «Капитан Усков» под флагом Камбоджи вышел 15 января 2008 г. из российского порта Находка в Гонконг, но в порт назначения не прибыл. Экипаж теплохода состоял из 17 россиян, в том числе 22-летняя буфетчица Екатерина Захарова, которая вышла в свое первое плавание. На борту судна находилось 4,5 тыс тонн металла. К поискам корабля и экипажа подключился Международный центр по борьбе с пиратством, который распространил по всему миру информацию с его описанием. Даже если судно перекрасили, сменили название и флаг, его можно узнать по индивидуальным характеристикам. Надежды на успех невелики.

1 февраля 2008 г. у берегов Сомали пиратами был захвачен ледокольный буксир «Свицер Корсаков», который шел из Санкт-Петербурга на Сахалин под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. В составе команды - один англичанин, один ирландец, четверо граждан России. За судно и экипаж похитители получили выкуп - 700 тысяч долларов. Его заплатила компания «Свицер Вайсмюллер», которой принадлежит буксир. Переговоры с пиратами велись с 1 феврали по 18 марта 2008 г.

Как бороться

16 ноября 1994 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, в соответствии с которой все государства в максимально возможной степени должны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны.

В 1991 г. Международная торговая палата создала Центр по борьбе с пиратством в столице Малайзии Куала-Лумпур.

В Калифорнии (США) работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Он тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда.

В Морской доктрине РФ, утвержденной президентом Путиным 21 июля 2001 г., отмечается: «Активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством» - одно из направлений деятельности государства.

На пленарном заседании Госдумы 1 октября 2008 г. палата одобрила протокольное поручение Комитету по безопасности запросить в соответствующих министерствах и ведомствах информацию «о мерах, принимаемых для решения проблемы международного пиратства, обеспечения безопасности международных торговых путей, в том числе совместно с другими членами международного сообщества».

23 сентября 2008 г. Россия отправила из Балтийского моря в прибрежные воды Сомали эсминец «Неустрашимый». В Заявлении командования ВМФ РФ говорится, что это было сделано «в ответ на участившиеся случаи пиратства в регионе, жертвами которого становятся также граждане России». «Неустрашимый» пока не предпринимает активных действий, так как идут переговоры с пиратами.

Случались победы…

В 2005 г. круизный лайнер «Сиборн спирит» был атакован пиратами у берегов Сомали. Они появились неожиданно на быстроходных катерах, вооруженные автоматами и гранатометами, и обстреляли судно.

Остроумный капитан использовал нетрадиционное средство борьбы - акустическую пушку. Она оглушила пиратов. Судно успело уйти на безопасное расстояние.

В мае 2006 г. у берегов Сомали произошло настоящее морское сражение: пираты открыли огонь по военным кораблям ВМФ США. Ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалес» ответили залпами ракетных установок. В результате спецоперации было задержано 12 пиратов, в их числе 5 раненых. Поражает наглость флибустьеров, вступивших в бой с современными военными кораблями.

Само по себе слово «пират» в первую очередь ассоциируется с образами 17-века, полными удалых приключений, ходьбой по доскам, сражениями на мечах и сундуками с сокровищами. Но кто бы мог подумать, что в последние десятилетия морское пиратство вновь возродится? Только вот современные пираты совсем не похожи на тех, к которым мы так привыкли в кино. Настоящие пираты – жестокие преступники, а не романтические герои, сражающиеся за любовь и дружбу.

Современные морские бандиты чаще всего орудуют в Индийском океане, Красном море, в районе побережья Сомали и в Малаккском проливе. Они часто вооружены винтовками AK-47 и гранатометами. Плавают пираты теперь не на старинных парусниках, а на быстроходных лодках и захватывают торговые корабли, яхты и другие суда, часто забирая в плен заложников, и требуя за них выкуп. Современное пиратство представляет собой серьезную проблему для мирного населения – ежегодно происходят грабежи товаров на миллионы долларов, кровавые убийства и вероломные похищения. Перед вами 10 самых шокирующих случаев.

10. Яхта Квест (Quest)

Фото: Mass Communication Specialist Seaman Jesse L. Gonzalez

В 2011 году 4 американца отправились на каникулы своей мечты в путешествие вокруг света на яхте под названием Квест. К сожалению, плавание совсем скоро превратилось в настоящий кошмар, когда на них напали сомалийские пираты в 305 км от побережья Омана. В ответ ВМС США отправили в эту зону свой авианосец Энтерпрайз (USS Enterprise) и три других военных корабля, чтобы высвободить заложников.

В течение нескольких дней военные добрались до месторасположения Квеста, который пираты пытались отогнать к берегу Сомали. В процессе переговоров об освобождении американских граждан на борт Стеретт (USS Sterett), американского эсминца с управляемыми ракетами, поднялось 2 парламентера со стороны пиратов. Представители ВМС предложили пиратам обмен заложников на целую яхту, но бандиты отказались от такой сделки, считая, что за пленных можно получить куда как более значительный выкуп.

Пока пираты-переговорщики отплывали назад, кто-то из сомалийских бандитов выстрелил с борта Квест в американский эсминец реактивной гранатой. К счастью, они промахнулись. Следом за гранатой с палубы Квеста последовала стрельба, и американцам пришлось реагировать - команда морских котиков США получила приказ отбить яхту и спасти заложников от агрессоров. Произошло непродолжительное сражение, в ходе которого 2 пирата было убито (один был застрелен, другой - заколот ножом). Остальные бандиты сдались. К величайшему сожалению, все 4 заложника были убиты пиратами – в них стреляли, и они скончались от полученных ранений.

Американские военные также обнаружили тела еще 2 пиратов, которые были убиты ранее при неизвестных обстоятельствах. Возможно, во время изначального захвата яхты Квест американские туристы дали достойный отпор бандитам. До сих пор не ясно, что именно заставило пиратов расстрелять своих пленных. Эта история – напоминание всем путешественникам об опасностях, которые скрываются в водах удаленных морей.

9. Танкер Шомон (Chaumont)

По мнению экспертов одна из самых серьезных опасностей, связанных с современным пиратством, – это риск экологической катастрофы. Когда пираты захватывают торговые суда, они чаще всего связывают экипаж, и оставляют корабли без управления. Иногда такие суда продолжают свое движение на полном ходу по неконтролируемой траектории.

Самая ужасная ситуация – это когда захваченный корабль с промышленным грузом лишают управления в узком проливе. Это грозит почти 100% вероятностью того, что корабль разобьется, и все его содержимое (часто это нефть и резервуары с химическими жидкостями) выплеснется в . Именно это едва не произошло в 1999 году в Малаккском проливе между Малайзией и Индонезией, когда был захвачен французский танкер Шомон.

Пираты были вооружены мачете и атаковали танкер рано утром, быстро получив над судном полный контроль. После обездвиживания всех членов экипажа, бандиты опустошили сейф и покинули борт. Связанным морякам не удавалось высвободиться еще 35 минут, в течение которых танкер плыл на полном ходу вдоль узкого канала. Многие до сих пор считают, что это настоящее чудо, что Шомон не столкнулся с другим кораблем или с подводными скалами. Он даже не сел на рифы, выстилающие все побережье региона.

8. Сэр Питер Блэйк (Sir Peter Blake)

В 2001 году мировая общественность была шокирована убийством сэра Питера Блэйка, знаменитого мореплавателя из Новой Зеландии. Он считался одним из самых выдающихся моряков всех времен. Блэйк дважды выигрывал Кубок Америки, самый престижный трофей в яхтенном виде спорта, и поставил целый ряд мировых рекордов на своем судне. В 2001 году он начал свое путешествие по реке Амазонка в рамках исследовательской экспедиции для проверки экологического состояния реки.

В ночь на 5 декабря Блэйк и еще 14 членов экипажа на борту яхты Симастер (Seamaster) спустил якоря в пригороде Макапы (Macapa), когда на судно пробралось 8 пиратов, вооруженных огнестрельным оружием и ножами. Пока бандиты выкрикивали свои требования, Питер схватил винтовку и застрелил одного из злоумышленников. Началась перестрелка, в которой легендарный мореплаватель был убит. Бандиты обогатились на небольшой двигатель и несколько пар часов. Это и стало ценой жизни Блэйка.

Пиратство в водах Амазонки – очень распространенное явление. Многие считают, что проблема усугубилась особенно в последние годы, и что в этом районе у местных властей нет никакого влияния. На Амазонке полный беспредел. Трагическое убийство сэра Питера Блэйка наглядно демонстрирует все уродство современного пиратства. Оно происходит по всему миру, и опасаться разбойников стоит не только в бескрайних водах океанов, но и в других более мелких водоемах.

7. Похищение Теббутт (Tebbutt)

В сентябре 2011 года британские верноподданные Джудит Теббутт и ее муж Дэйвид (Judith Tebbutt, David) отдыхали на элитном курорте побережья Кении. Они были единственными гостями изолированного курорта, что Джудит сразу не понравилось. На вторую ночь их пребывания в отеле пару разбудили вооруженные пираты. Жену насильно посадили на борт лодки и увезли в Сомали, где ее держали в заложницах в тесном убежище.

Во время пленения женщина узнала, что ее мужа убили в ночь нападения, когда Дэйвид попытался оказать сопротивление одному из разбойников. Предположительно эти пираты были связаны с исламистской военной группировкой Аль-Шабааб (Al-Shabaab). В марте 2012 года пираты освободили Джудит после 6 месяцев заключения. Судя по всему, это произошло только потому, что родственники Теббут заплатили немалый выкуп.

6. Корабль Маерск Алабама (Maersk Alabama)


Фото: Petty Officer 2nd Class Jon Rasmussen, US Navy

Речь пойдет о торговом судне Маерск Алабама, ставшим особенно известным благодаря фильму «Капитан Филлипс» (Captain Philips), снятому по мотивам случившегося. В 2009 году к этому американскому кораблю было привлечено внимание всей мировой общественности из-за нападения на него пиратов. Судно пересекало Индийский океан, направляясь в кенийский порт Момбаса (Mombasa), когда на него напали сомалийские бандиты, приплывшие на маленькой моторной лодке. Несмотря на сопротивление экипажа, пиратам удалось подняться на борт торгового корабля.

В течение нескольких минут бандиты захватили капитана корабля, Ричарда Филлипса (Richard Phillips), но им не удалось схватить всех членов команды в числе 21 человека. Многие из моряков смогли запереться в укрепленной каюте. Экипажу удалось выключить двигатели судна, не позволив пиратам взять полный контроль над кораблем. Более того, моряки активно сопротивлялись, они даже устроили засаду и схватили в плен одного из пиратов.

Разбойники быстро поняли, что они не контролируют ситуацию и покинули корабль. Три пирата решили попробовать скрыться на спасательной шлюпке Маерск Алабамы, взяв с собой капитана Филлипса для прикрытия своих тылов во время отплытия назад в Сомали.

Шлюпку преследовало сразу несколько военных кораблей США, ведших с пиратами переговоры об освобождении капитана. Через несколько дней бесплодных переговоров и после одной неудачной попытки бегства капитана Филлипса, снайперы из числа морских котиков расстреляли всех троих пиратов. Капитан был спасен, он и его экипаж были признаны героями за их храбрость и находчивость.

5. Угон лайнера Ахилле Лауро (Achille Lauro)


Фото: D.R. Walke

Происшествие случилось в 1985 году. Ахилле Лауро был итальянским лайнером, курсирующим по Средиземному морю с 700 пассажирами на борту. 7 октября корабль пристал к берегу в Александрии. Здесь многие гости лайнера сошли на берег, чтобы посетить знаменитые пирамиды. В это самое время на корабль пробралось 4 палестинских боевика, связанных с Палестинским освободительным фронтом. Размахивая винтовками, они захватили лайнер, отдав приказ покинуть порт вместе с 400 человеками на борту, в числе которых были и отдыхающие, и экипаж. И хотя многие считают этих захватчиков террористами, технически они скорее пираты.

Вооруженные боевики требовали освободить 50 палестинских заключенных, находящихся в израильских тюрьмах. Власти Израиля отказывались отвечать на эти требования. Пираты направили Ахилле Лауро в сирийский порт Тартус (Tartus), но правительство Сирии запретило им заплывать на свою территорию. Рассерженные отказом пираты в ответ застрелили 69-летнего американского еврея на инвалидной коляске, и выбросил его тело за борт. Предположительно выбор пал именно на него по религиозным соображениям.

Затем лайнер отправился в Египет, где угонщики обратились к местным властям, освободили заложников в обмен на беспрепятственный доступ к аэропорту и получили в свое расположение самолет, на котором они собирались скрыться в неизвестном направлении. Тем не менее, после того как воздушное судно поднялось в воздух, по приказу президента США Рональда Рейгана (Ronald Reagan) его перехватили американские истребители. Рейс был вынужден приземлиться на базе НАТО в Италии, где местные власти и арестовали пиратов-угонщиков.

4. Корабль Нахам 3 (The Naham 3)


Фото: Columbia Pictures / Unproduced Screenplays

Нахам 3 был рыболовецким судном, промышлявшим в Индийском океане в 2012 году, когда на него напали сомалийские пираты. Экипаж состоял из 29 человек родом из разных азиатских стран, включая Китай, Вьетнам и Филиппины. Моряков увезли в Сомали, где их держали в пустыне. Захватчики требовали огромные за возвращение пленников целыми и невредимыми.

По словам рыбаков, во время плена их часто избивали, и им приходилось есть крыс и жуков, чтобы выжить. Два члена экипажа умерло от болезней, еще один был застрелен. Спустя 4 с половиной года пираты получили за пленников значительно меньшую сумму и все-таки отпустили 26 оставшихся заложников домой. Всего они пробыли в плену 1672 дня…

3. Судно Хай Миеко (Hye Mieko)

Хай Миеко был торговым кораблем, принадлежавшим сингапурской компании, совершавшим рейс из Сингапура в Камбоджу в 1995 году, когда на него было совершено нападение. Корабль, груженный сигаретами и другими товарами на 2 миллиона долларов, так никогда и не добрался до Камбоджи. Согласно предположениям властей, Хай Миеко был захвачен китайской береговой охраной. Вероятно, экипаж вынудили проплыть еще тысячи километров через международные воды до Южного Китая.

Когда судно прибыло на место, вместе с грузом его распродали. До сих пор не известно, кто и кому продал все добро, и куда ушли все деньги. Официальный Китай отказался признать свою причастность к случившемуся, несмотря на то, что его не раз обвиняли в связях с пиратами. Что интересно, так это то, что корабль успел подать сигнал бедствия, во время которого экипаж сообщил о нападении пиратов, но никто не пришел им на помощь.

Участие местных властей в пиратских рейдах – не самое распространенное явление, но в этом случае оно было почти очевидным.

2. Нападение на лайнер Сибурн Спирит (Seabourn Spirit)


Фото: Ivan T.

В 2005 году круизный лайнер Сибурн Спирит плавал в 160 км от берега Сомали, когда на него напали пираты. Две лодки с серьезно вооруженными бандитами покружили вокруг корабля с 300 пассажирами на борту, а затем открыли огонь. Судно обстреляли из пулеметов и гранатометов несколько раз. Два сотрудника службы безопасности лайнера Майкл Гроув и Сом Багадур Гурунд (Michael Groves, Som Bahadur Gurung) предприняли попытки отразить нападение разбойников с помощью шланга высокого давления и высокотехнологичной звуковой пушки типа LRAD.

Во время схватки Гурунд был ранен осколком от взрыва гранатомета, но Гроуву удалось оттащить его в безопасное место, а после этого он продолжил бой с морскими бандитами под тяжелым обстрелом. Через полчаса пираты наконец-то сдались и отступили, а лайнер Сибурн Спирит смог отплыть дальше в море на безопасную дистанцию. За проявленную смелость Гроув и Гурунд были награждены почетными медалями из рук самой королевы Англии.

1. Грузовое судно Эрриа Инге (Erria Inge)

Австралийское грузовое судно Эрриа Инге было взято в аренду китайской компанией в 1990 году. Через несколько месяцев и владелец корабля, и компания-арендатор потеряли связь с судном и его экипажем. Считалось, что на Эрриа Инге напали пираты. Затем по ряду косвенных доказательств стало ясно, что судну дали новое название, и по поддельным документам краденый корабль использовался для доставки незаконных грузов. Пираты поступают так довольно часто, зная, что никто из простых судоходных компаний не кинется рисковать жизнью и возвращать назад свои корабли.

Загадочная история Эррии Инге получила свое продолжение в 1992 году, когда сотрудники нового владельца корабля, купившего его на металлолом, совершили необычное открытие. В давно неиспользуемой морозильной камере они обнаружили останки 10 сожженных тел. Было абсолютно неясно, кем были эти жертвы или что с ними случилось, но в участии пиратов не оставалось почти никаких сомнений. Шокирующее открытие, сделанное на борту угнанного судна Эрриа Инге, - это жуткое напоминание об опасности, которая до сих пор присутствует в современных морях.

Пиратами восхищались массы людей на протяжении сотен лет. Будучи идеализированным в художественной литературе, образ пирата облёкся в форму бородатого, одноногого человека с забавной шляпой и, возможно, попугаем на плече.

Пират был почти низведён в категорию странного давнего увлечения, пока компания «Дисней» не возродила этих головорезов, превратив аттракцион Диснейленда в многосерийный фильм стоимостью в несколько миллиардов долларов. Главную роль в этих фильмах играет Джонни Депп, разыгрывающий из себя Кита Ричардса из группы "Rolling Stones", или, как написал однажды Роберт Эберт, «изображающий пьяного гомика с обводкой вокруг глаз, семенящей походкой на суше и нечленораздельной речью». С учётом всего этого, в данной статье мы рассмотрим десять удивительных мифов, фактов и ложных представлений, связанных с пиратами.

3. Пираты были составной частью обычной экономики

В многосерийном фильме «Пираты Карибского моря» пираты были в буквальном смысле бессмертными духами, которые не испытывали никакой потребности в остальном человечестве. Существует миф, что пираты были изгоями и париями, но любому преступнику, как в прошлом, так и в настоящем, нужно продавать свою добычу. Хотя пираты действительно захватывали золото и бриллианты, эти вещи были далеко не единственной их добычей. Большинство пиратов брали всё, что могло быть на кораблях, например, воду, продовольствие, мыло, лесоматериалы, солёную рыбу и запасы для колоний Нового Света. Лекарства были самой желанной добычей.

Поскольку пиратам нужно было где-то продавать все эти товары, было много портов (пиратских и обычных), которые поощряли торговлю с пиратами. Зачастую пиратов поддерживали их родные страны, как в случае с английскими каперами, и их «каперские патенты» давали им законное право захватывать корабли вражеских стран. В связи с этим, они могли легально продавать свою добычу в портах своей страны. Каперство, которое было похоже на современную версию военных подрядчиков, «стимулировало рост городов на побережье Атлантического океана, от Чарльстона до Дюнкерка. Однако пираты, которые не имели поддержки определённой страны, также не испытывали недостатка в посредниках и контрабандистах, которые забирали у них тонны солёной рыбы и продавали её на местных рынках.

5. Пираты носили драгоценности для улучшения зрения

Те смельчаки, которые с твёрдой земли взошли на борт хрупкого корабля, чтобы праведно бороздить бурные моря, всегда были суеверным народом. Бананы являются под запретом в открытом море, и считается, что они приносят смерть всем, кто находится на борту. Настоящие моряки всегда будут как можно быстрее выбрасывать бананы за борт.

Моряки также суеверны и в отношении талисманов, приносящих удачу. Чёрные коты, которые обычно приносят неудачу на земле, являются талисманом удачи на море, и моряки часто заводят черного кота на борту корабля. Некоторые даже заставляют своих жён заводить чёрных котов дома для обеспечения двойной дозы удачи. Пираты не являются исключением в отношении морских суеверий. Согласно «Журналу Американской ассоциации оптометрии», пираты массово прокалывали уши в надежде, что это улучшит их зрение.

7. Пиратские корабли были демократичными

В фильмах пираты часто изображаются как мафиози, главный из которых управляет кораблем железной рукой. В реальной жизни пиратские корабли представляли собой удивительно демократичные микромиры. В золотой век пиратства, более чем за 100 лет до утверждения демократии в Америке, моряки законных кораблей немногим отличались от рабов. Капитан контролировал всё, а в британском военно-морском флоте дела обстояли ещё хуже. Моряки жили в ужасных условиях. Условия жизни на кораблях были такими плохими, что единственным способом получения новых членов команды были принудительная вербовка или похищение невинных людей в любой гавани, в которую заходил корабль.

Эта жизнь бледнела в сравнении с пиратскими кораблями, где процветала демократия. Пираты не только делили между собой награбленное, но и имели право голоса во всём. Они голосовали по поводу того, куда плыть, на кого нападать, что делать с пленниками, и даже по поводу выражения недоверия и смещения капитана.

9. Пиратская медицинская страховка

Сотни лет назад мореплавание было трудным делом. Пиратство, которое было связано с сильным сопротивлением и редкой добычей, было ещё труднее. Если пираты не страдали от плохого питания или цинги, им приходилось иметь дело с обычными рисками семи морей, например, штормами и новыми тропическими болезнями. Будучи преступниками, они также не имели военной организации или государства, на которые можно было бы положиться. Поскольку пираты занимались своей деятельностью вместе, они часто помогали друг другу во всём, что касалось здоровья. В случае получения травмы на борту корабля или во время захвата другого судна пираты могли рассчитывать друг на друга в плане денежной поддержки.

В Карибском море действовала группа под названием Братство или Береговое братство (оно упоминается в «Пиратах Карибского моря»). Одним из наиболее известных пиратских капитанов этой группы был Генри Морган. Морган предлагал следующую компенсацию за травмы: правая рука стоила 600 песо, левая рука стоила 500 песо, правая нога стоила 500 песо, левая нога стоила 400 песо, и глаз стоил 100 песо. В 1600 году один песо был равен примерно 50 современных фунтов стерлингов, так что правая рука тогда оценивалась в 30000 фунтов стерлингов. Даже сумасшедший бич Карибского моря, Чёрная Борода, так заботился о своей команде, что захватил в плен трёх французских хирургов для обеспечения медицинской помощи.

11. Пираты грабили не только корабли

Согласно определению в словаре Merriam-Webster, пиратом является человек, занимающийся пиратством или грабежом в открытом море, то есть водным воровством. Но будучи настоящими бродягами, пираты не ограничивались грабежом на море. Когда они имели такую возможность, пираты могли также нападать на наземные объекты.

Было много вторжений, совершённых пиратами. Один пиратский военачальник, Эдвард Мансфилд, управлял пиратской армией из 1000 человек

В 1663 году она высадилась на сушу и совершила нападение на испанцев, которое стало известно как Ограбление Кампече (сейчас это город в Мексике). Пират Генри Морган повёл другую пиратскую армию вглубь суши на 50 миль для нападения на Пуэрто-Принсипе (сейчас это город Камагуэй в центральной Кубе). Если добыча была достаточно большой, пираты без проблем покидали свои корабли для грабежа наземных тюфяков.

13. Пиратство не было постоянным занятием

В «Пиратах Карибского моря» пираты были обречены на чистилище, вечно плавая по семи морям, но реальные пираты были менее постоянными. Пиратство часто рассматривалось как способ укрепления своего положения в обычном обществе. Люди тратили несколько лет на это чрезвычайно опасное занятие, а затем забирали свою добычу и улучшали своё благосостояние и благосостояние своей семьи.

По крайней мере, так было с Вудсом Роджерсом (это щеголеватый джентльмен справа на изображении выше). Он плавал по миру, грабя по пути корабли. Он даже успел спасти Александра Селькирка, шотландского моряка, который стал прототипом главного героя романа «Робинзон Крузо», написанного английским писателем Даниэлем Дефо. Вернувшись домой, он перестал заниматься пиратством и стал губернатором Багамских островов, и его пиратское прошлое не помешало ему в борьбе с местными пиратами. Конечно, не все пираты становились политиками, но многие из них умело использовали нечестно заработанные состояния для обеспечения себе безбедной жизни в обычном обществе.

15. Пиратские тропы

Современное слово для обозначения пирата не имело стандартного написания даже в XVIII веке. В исторических архивах океанские грабители, или те, кого мы называем пиратами, обозначались словами "pirrot", "pyrate" или "pyrat", что, вероятно, объясняет ассоциирование попугаев с пиратами. Закапывание пиратами своих сокровищ стало ещё одним художественным тропом, который Роберт Льюис Стивенсон создал в своём романе «Остров сокровищ» в 1883 году.

В 1950-х годах в одноимённом фильме производства кинокомпании «Дисней» также появилось то, что мы сейчас знаем как пиратский разговор. Для этого фильма Роберт Ньютон, игравший в нём роль пирата, использовал гиперболизированную версию диалекта, на котором говорили в его родном городе. У пиратов также не было деревянных ног, а флаг с черепом и перекрещёнными костями был лишь одним из многих флагов, использовавшихся в пиратской истории.

Пиратство в современном мире совсем не редкость. Ущерб от их деятельности по всему миру в год достигает 40 млрд $. Современные корсары нападают на торговые корабли, частные яхты, рыболовецкие суда. Настоящий «джекпот» для них – завладеть нефтяным танкером или круизным лайнером.

География действия пиратов XXI века

Учитывая сегодняшнюю известность сомалийских пиратов, нетрудно назвать самый популярный район нападения. Это прибрежные воды Западной и Восточной Африки. Здесь нет исторических предпосылок для появления пиратства. Причины распространения морских разбойников – географические и экономические. Всё дело в Аденском заливе, расположенном близ Йемена и Сомали. Это основной морской путь для перевозки грузов между Европой и Африкой. Естественно, об этом знают пираты, которые не прочь поживиться в этих водах.

Что касается западного побережья этого континента, то здесь господствуют нигерийские пираты, которые промышляют вблизи Гвинейского залива. Почему же многие люди в Африке занимаются пиратством? Ответ очевиден: бедность и невозможность найти работу.

Опасным из-за пиратства считаются воды Юго-Восточной Азии и Южно-Китайского моря. Особенно Малаккский пролив, соединяющий воды Тихого и Индийского океанов. В отличие от своих «коллег» из Сомали, здешние пираты отличаются особой жестокостью. В Малаккском проливе совершают морские набеги и грабежи около сотни вооружённых банд. Все они имеют отличные и быстроходные суда, а также качественное навигационное оборудование. Захват крупных грузовых кораблей для пиратов этих мест почти обыденное дело.

В водах Латинской Америки (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа) также регулярно фиксируются случаи пиратства. Береговая линия занимает сотни километров, на которых расположено много заливов и устьев рек, где легко могут укрыться бандиты и спланировать очередной захват судна.

Источник: get.whotrades.com

Быть моряком – опасная профессия

Современные моряки постоянно подвергают себя опасности. Во многом по причине оказаться в плену у пиратов, пострадать при их нападении на судно. Встреча с морскими разбойниками вполне может закончиться летальным исходом или ранением. За подобный риск морякам положена доплата.Если курс лежит через потенциально опасные воды, где замечена активная деятельность пиратов, то денежное довольствие экипажу судна увеличивается.

Большинство европейских стран до сих пор придерживаются договора, заключённого в Сингапуре в 2008 году. Согласно ему бонус морякам за прохождение пиратоопасных районов составляет 100% от месячной заработной платы. В России далеко не все организации готовы на такие траты. Чаще всего размер выплат за риск повстречаться с пиратами определяется договорённостью между судоходными компаниями и профсоюзами рабочих.

Российские моряки, которые входят в команду иностранных судов или кораблей, действующих под «удобным флагом», вправе рассчитывать на двойное увеличение жалованья.

Как можно защититься от пиратов?

Обезопасить судно от набегов морских разбойников довольно непросто. Предугадать действия пиратов удаётся не каждому экипажу и капитану. Дело вот в чём: «Пираты непредсказуемые. Попутно они занимаются контрабандой и продажей наркотических веществ, которые также употребляют сами. Будучи в состоянии наркотического опьянения они не чувствуют боли, готовы на безумные и отчаянные поступки. Например, после боя один из пиратов был сильно ранен. Пуля задела шею и переднюю часть лица, оголив зубы и скулы. Кровь шла фонтаном. Однако он вёл себя так, будто абсолютно ничего не случилось. Ходил и пытался почесать себе зубы» , – рассказывает подполковник Андрей Ежов, командир группы морской пехоты Тихоокеанского флота. Современные джентльмены удачи действуют быстро, атакуют корабль неожиданно, обстреливают его из автоматов или гранатомётов. Их цель – напугать капитана, заставить снизить скорость или остановиться. Поэтому при встрече с пиратами, необходимо дать максимальный ход и маневрировать, чтобы не позволить лодкам подойти вплотную к борту.

Неплохо помогает колючая проволока, устанавливаемая по периметру судна. На неё подаётся высокое напряжение, которое не даёт взобраться на палубу морским бандитам при абордаже. В последнее время многие владельцы кораблей обращаются к услугам охранных предприятий, чьи сотрудники будут сопровождать судно весь путь и применять оружие для его защиты.

01. 19 сентября во всем мире широко отмечается «International Talk Like A Pirate Day»! Буквальный перевод названия праздника – «международный день, в течение которого нужно разговаривать как пират». Два молодых человека из Орегона очень уж любили пиратский слэнг – например, «Ahoy, matey!» вместо скучного «привет!». Маялись дурью лет десять, пока вдруг круто не попали на ТВ, где и предложили общественности каждое 19 сентября пить ром, грязно материться и, по возможности, менять свои конечности на деревянные протезы и железные крюки.

Кстати, «йо-хо-хо» – это один из матросских речитативов вроде нашего «раз-два-взяли»

Какой же праздник без песен! Правда, из пиратского фольклора у нас только – «Пятнадцать человек на сундук мертвеца», да и то – авторства писателя Стивенсона. Кстати, «Сундук мертвеца» – это вовсе не деревянный ящик, а название острова, куда легендарный Черная Борода высадил мятежников, поднявших на корабле бунт. А во-вторых, «йо-хо-хо» – это один из матросских речитативов вроде нашего «раз-два-взяли». Все вместе это называется морскими песнями шанти, с которыми легче и якорь поднять, и шкоты травить.

03. Пиратство – одна из древнейших профессий. Еще Гомер (не Симпсон!) в своей «Одиссее» писал о морских разбойниках. Правда, античные пираты нападали не на корабли, а на прибрежные города и села – добычей было мирное население, которое потом продавалось в рабство.

04. Собственно, и само слово «пират» – из древнегреческого языка. В переводе это что-то вроде «пытающий счастье» или «джентльмен удачи», что свидетельствует о том, что в те времена пиратов не особенно отличали от мирных мореплавателей. Иначе говоря, уже до нашей эры сей промысел был вполне обычным делом. Хотя и не самым законным.

05. Ты наверняка слышал/смотрел/читал о капитане Бладе. Отважный, благородный, красавец-мужчина! На самом же деле, Сабатини писал своего героя с Генри Моргана. Добрейшей души был человек! Разграбил и спалил дотла Панаму, что по закону должно было стоить ему жизни. Но полсотни мулов, нагруженных золотом, и несколько сотен рабов чудесным образом повлияли на решение суда: вместо виселицы пират получил титул сэра и пост вице-губернатора и главнокомандующего ВМС Ямайки.

06. Вообще, пираты были всегда и везде. Даже в Африке. Например, берберы несколько веков держали в страхе всю Европу, и однажды наехали (точнее, наплыли) даже на Америку! Правда, получили достойный отпор, зато какая дерзость! Кстати, именно берберы могли бы называться корсарами, ибо «корсо» – это лицензия на право грабить белых неверных соседей с севера.

07. На севере тоже были свои пираты. Например, виталийские братья, которые «держали» всю Балтику. В средние века товары, выброшенные на берег после кораблекрушения, автоматически становились собственностью того, кому принадлежал этот участок берега. Но с условием, что никого из команды затонувшего судна не оставалось в живых. Вот виталийская братва и помогала кораблям садиться на мель, а морякам отправляться в мир иной. Неудивительно, что от желающих вступить в братство отбоя не было.

08. У нас тоже были пираты. Ушкуйники. Они ходили по Оби, Каме, Оке, по Волге. Не щадили никого. Иногда даже татарам и шведам перепадало. А Кострому почистили так, что город пришлось переносить на новое место. Центр русского пиратства находился в Новгороде, где до 15 века разбой и захват новых земель было делом государственной важности. Подготовка, оснащение и вооружение были соответствующими – бывало, в рейд выходило по две-три сотни ушкуев!

09. У них, у заграничных пиратов, вообще все было предельно скромно – никаких флотилий, только одиночные небольшие суденышки. Дело в том, что долгое время даже у военных кораблей не было никакого вооружения на корме. Поэтому даже самая хлипкая пиратская развалюха была способна захватить большой корабль – главное, зайти с тыла. Потом на корме тоже появились пушки. Но и пираты стали отважнее. Побеждает наглейший!

10. Да, дорогой друг, настоящие пираты вовсе не были похожи ни на веселых персонажей «Острова сокровищ», ни, тем более, на Джонни Деппа. В реальности пираты – это отборные гопники. Четкие пацаны. Правда, и с четкой дисциплиной. Преступность у них была крайне организованной. Все сурово и по понятиям. И никакой тебе романтики.

11. Бандитским понятиям порой завидовали королевские матросы. Например, по неписаным законам пираты выплачивали своим товарищам компенсации за ранения и увечья. Не бросали и ветеранов, списанных на берег – на пенсию морских волков отправляли с солидным выходным пособием. Впрочем, до «дембеля» дотягивали немногие. Вредная все-таки работа...

12. Со временем, некоторые морские державы частично легализировали пиратскую деятельность, превратив разбойничий беспредел в серьезный бизнес. Самые достойные получали так называемую каперскую грамоту – официальное разрешение грабить и уничтожать врагов государства, выдавшего данный документ. Не за красивый глаз, конечно. Но было за что продаваться властям. За небольшой процент такой пират мог совершенно легально сбывать награбленное!

13. Самый яркий пример пирата в законе – Френсис Дрейк. По заказу Елизаветы Первой освобождал испанцев от лишних кораблей, золота и серебра. После одного из таких походов капитан пополнил государственную казну суммой, равной двум годовым бюджетам Англии. За что был удостоен рыцарского звания и возведен в ранг национального героя. Обделался лишь раз в жизни. Причем, в буквальном смысле – умер от дезентирии. Не по-пиратски как-то…

14. То ли дело мадам Вонг! Персонаж столь безупречный в плане дерзости и везения, что так и непонятно – а была ли девочка-то? Когда родилась, когда умерла, и умерла ли вообще – неизвестно. В лицо атаманшу тоже никогда не видели. Только в советском кино. Но кто-то ведь крышевал территорию, равную целому государству; кто-то держал десятки ресторанов и публичных домов; кто-то руководил целым флотом от Персидского залива до Шанхая! Даже если мадам Вонг никогда и не было, ее стоило придумать. Как идеал пиратского ремесла.

15. А вот точно реальная фигура: китайская разбойница Чжэн Ши. Может, на каком-то судне женщина и олицетворяет беду, но только не на двух тысячах кораблей этой мадам. А ведь начинала рядовой проституткой! Затем удачно вышла замуж – за известного пирата. Прямо китайские Бонни и Клайд! Тот, правда, вскоре погиб, но место отца занял сын, с которым Ши достигла еще больших успехов в пиратском бизнесе. На пенсии, чтобы не скучать, она открыла публичный дом и притон для азартных игр.

16. Кстати, об азартных играх. Говорят, что пиратский кодекс строго-настрого запрещал их на судне. А какие еще развлечения могут быть в море? Так, по легенде, появились бег в мешках и «конные бои». Мешков на любом корабле навалом, а в качестве коней, как правило, использовали пленников, которых у пиратов тоже всегда было в достатке. Вот, оказывается, откуда пошли «Веселые старты»!

17. Киношный пират просто немыслим без попугая на плече! Эту шикарную деталь придумал Роберт Стивенсон. Нет, попугаи, конечно, были. Но запросто посадить на плечо такое богатство с крыльями – это вряд ли. У разбойников не было времени и желания заниматься дрессировкой попугаев.

18. Еще одна деталь, без которой немыслим настоящий пират – повязка на глазу. Было дело. Но откуда такой повышенный глазной травматизм? А не было никакого травматизма. Повязка была нужна для того, чтобы один глаз всегда был готов к темноте, особенно в бою, когда пираты врывались в каюты и трюмы. Может, это и байка, но других версий никто еще не предлагал. Да и «Разрушители мифов» как-то проверили пиратское ноу-хау. Сработало.

19. «Ненавижу докторишек!» – любил повторять пират и злой разбойник Бармалей. А ведь именно люди в белых халатах придумали черный флаг с черепушкой и костями. Из добрых побуждений, разумеется. Это был сигнальный флаг: «Близко не подплывать! На корабле – эпидемия!» Так что пираты поначалу просто маскировались и подстраховывались – а вдруг предполагаемая жертва окажется хитрее?

20. А вот бутылка рома – это уже для красного словца, ибо пьяный за штурвалом не менее опасен, чем пьяный за рулем. Да и дороговат был напиток, чтобы глушить его литрами, как это нам показывают в пиратских фильмах и мультфильмах. Но ром на борту всегда был. В качестве лекарства – для дезинфекции или как обезболивающее.