Завод изготовитель самолетное переговорное устройство спу 8. Раздел второй - И. Е. Бондарчук, В. И. Харин. Использование в полете

НАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ

СПУ-7 предназначено для внутрисамолетной телефонной связи между членами экипажа, для выхода их на внешнюю связь, для про­слушивания сигналов специального назначения.

Для членов экипажа, имеющих абонентские ап­параты с выходом на внешнюю связь, переговорное устройство СПУ-7 обеспечивает:

  • двустороннюю телефонную связь между абонен­тами в двух сетях;
  • циркулярный вызов любого абонента (вызов про­изводится голосом);
  • прослушивание внешней связи с пониженной громкостью при работе на внутреннюю связь;
  • прослушивание внутренней связи с пониженной громкостью при работе на внешнюю связь;
  • пуск радиостанций и ведение передачи;
  • быстрый переход с внешней связи на внутрен­нюю, нажимая выносную кнопку «СПУ»;
  • плавное регулирование уровня громкости речи, передаваемой по внутренней и внешней сетям связи.

Кроме того, в сеть СПУ-7 на телефоны поступа­ют сигналы от радиовысотомера, радиокомпасов, станции СЗМ, а также могут прослушиваться сигна­лы наземных маяков аппаратуры РСБН-2С.

Для абонентов, не имеющих выхода на внешнюю связь, переговорное устройство СПУ-7 обеспечи­вает:

  • двустороннюю телефонную связь со всеми або­нентами в двух сетях;
  • циркулярный вызов любого абонента (вызов производится голосом);
  • плавное регулирование уровня громкости речи по внутренней телефонной связи.

Основные ТТД:

  • Питание, В -………………….27;
  • Потребляемая мощность, Вт -…………………………30;
  • Диапазон усиливаемых частот, Гц -…………………….300 -3500;
  • Выходное напряжение на шести парах телефонов типа ТА-56М, В -………45 — 70;
  • Коэффициент усиления по напряжению -……………100;
  • Масса комплекта, кг -………………………….15.

В комплект СПУ-7 входят:

— четыре абонентских аппарата с выходом на внешнюю связь — размещены на рабочих местах членов экипажа (фото 1);

Фото 1

— три упрощенных абонентских аппарата – бортового техника — на верх­нем щитке летчиков (фото 2),


Фото 2

оператора — в грузовой кабине шп. 10-11 справа, выпускающего — в грузовой кабине шп. 33 справа (фото 3);

Фото 3

— два усилителя низкой частоты, размещены — один на этажерке по правому борту шп.7, на рабочем месте ВР (фото 4),


Фото 4

Второй — на стенке шп. 7 за креслом штурмана (фото 5).


Фото 5

— выносные кнопки СПУ и РАЦИИ (ПК2С-2В, ПК2Э-2В) — у летчиков на штурвалах (фото 6,7),

Это слайд-шоу требует JavaScript.

у штурмана и радиста в качестве кнопки РАЦИЯ используются ножные тангенты (фото 8),

Фото 8

Кнопка СПУ размещена на приборной доске, у остальных членов экипажа имеются только выносные кнопки

Для абонента, находящегося при наземной отработке оборудования в хвостовой части самолета, на этажерке за шпангоутом 40 установлены розетка и кнопка СПУ для подсоединения абонентской гарнитуры и ведения связи (фото).

СПУ (у бортового техника – фото 9);

Фото 9

Для подключения внешнего кабеля СПУ-7 на левом борту самолета между шпангоутами 1-1а (у радиоотсека) предусмотрен лючок СПУ (фото 11).


Фото 11

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

На передней панели абонентского аппарата СПУ-7 (фото 1) раз­мещены:

  • переключатель на два положения СПУ — РАДИО — служит для включения гарнитуры абонента в сеть внутренней или внешней связи;
  • переключатель радиосвязей на шесть положений - для подклю­чения гарнитуры абонента к установленным на самолете радиостан­циям и радиокомпасам: УКР — для р/ст Р-863 №1 (Р-802В); СР — не задействовано; КР — для р/ст «МИКРОН»; ДР -для р/ст Р-863 №2 (Р-832М); РК-1 — для АРК-11 №1; РК-2 — для АРК-11 №2, АРК-УД, РСБН-2С;
  • ручка ОБЩАЯ — для регулировки громкости сигналов основной связи, на которую установлен переключатель СПУ — РАДИО;
  • ручка ПРОСЛ. — для регулировки громкости сигналов второсте­пенной связи, прослушиваемых с пониженной громкостью;
  • кнопка ЦВ — обеспечивает ведение передачи по сети внутренней связи , прослушиваемой всеми абонентами с полной громкостью;
  • переключатель СЕТЬ 1-2 — для подключения гарнитуры в первую или вторую сеть внутренней связи.

Кнопка РАЦИЯ — для включения передатчика, на который уста­новлен переключатель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ-7, и подключения к этому передатчику микрофона абонента при усло­вии, что переключатель СПУ-РАДИО на абонентском аппарате уста­новлен в положение РАДИО. Когда этот переключатель находится в положении СПУ, микрофон при нажатии кнопки подключается к уси­лителю СПУ, т.е. при помощи кнопки можно вести передачу по внутрисамолетной сети связи. Эта передача будет прослушиваться абонен­тами, ведущими радиосвязь, с пониженной громкостью.

Кнопка СПУ — для быстрого включения гарнитуры абонента в сеть внутрисамолетной связи, т. о., передачу по внутрисамолетной сети связи можно вести с помощью кнопок СПУ, ЦВ или РАЦИЯ. В по­следнем случае нужно предварительно установить переключатель СПУ-РАДИО в положение СПУ.

Для ведения радиосвязи необходимо переключатель СПУ-РАДИО установить в положение РАДИО и вести передачу при помощи кноп­ки РАЦИЯ.

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Для включения СПУ:

  • включить АЗС СПУ-7 на щите A 3 C радиста;
  • включить выключатели СПУ 1, СПУ 2 на приборной доске ради­ста;
  • установить переключатель СЕТЬ 1-2 в положение 1.

Для ведения внутрисамолетной связи:

  • установить, переключатель СПУ-РАДИО на абонентском аппа­рате в положение СПУ;
  • установить ручкой ОБЩАЯ на абонентском аппарате желаемую громкость сигнала;
  • для ведения передачи нажать кнопку СПУ (РАЦИЯ), для приема отпустить ее.

Для циркулярного вызова нажать кнопку ЦВ на абонентском ап­парате, вызвать нужного абонента на связь и отпустить кнопку. Для приема сигналов навигационных устройств:

  • установить переключатель радиосвязей на абонентском аппарате в положение, соответствующее выбранному навигационному устрой­ству;
  • установить ручкой ПРОСЛ на абонентском аппарате желаемую громкость принимаемых сигналов.

Для выхода на радиосвязь по радиостанциям диапазонов MB , ДМВ и KB :

  • установить переключатель СПУ-РАДИО на абонентском аппа­рате в положение РАДИО;
  • переключатель радиосвязей на абонентском аппарате установить соответственно в положение УКР (ДР, КР);
  • установить ручкой ОБЩАЯ на абонентском аппарате желаемую громкость сигналов;
  • для ведения передачи нажать кнопку РАЦИЯ, для приема отпус­тить ее.

При ведении внешней радиосвязи и прослушивании навигацион­ных сигналов громкость сигналов внутрисамолетной связи регулиро­вать ручкой ПРОСЛ.

При ведении внутрисамолетной связи громкость прослушивания сигналов радиосвязи также регулируется ручкой ПРОСЛ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛЕТЕ

СПУ-7 необходимо включать перед запуском двигателей и выклю­чать только после выключения двигателей.

С помощью ручки ОБЩАЯ, расположенной на абонентском аппа­рате СПУ, регулируется громкость сигналов, прослушиваемых в те­лефонах с полной громкостью но от ее положения зависит также уровень сигналов, прослушиваемых в телефонах с пониженной гром­костью. В связи с этим, перед полетом нужно сначала ручкой ОБЩАЯ установить требуемую громкость связи, на которую установлен пере­ключатель СПУ-РАДИО, а затем ручной ПРОСЛ. отрегулировать уровень сигналов связи, прослушиваемых с пониженной громкостью.

Перед полетом и в полете не следует ручку ПРОСЛ поворачивать против часовой стрелки до крайнего левого положения, т.к. при этом сигналы связи пониженной громкости в телефонах могут совсем не прослушиваться. В дальнейшем это приведет к тому, что при необхо­димости установить внутрисамолетную связь с таким абонентом его нужно будет вызывать при помощи кнопки ЦВ и другие абоненты не смогут в это время вести радиосвязь.

Абонентам, которые в полете ведут радиосвязь, рекомендуется ус­танавливать переключатель СПУ-РАДИО на все время полета в по­ложение РАДИО, а внутрисамолетную связь вести при помощи кноп­ки СПУ. Если абонент, вызываемый на связь при помощи кнопки СПУ, не отвечает, нужно вызвать его с помощью кнопки ЦВ.

Рассмотрим работу и назначение отдельных узлов функциональной схемы СПУ-7 (рис.2) при выходе абонента на различные виды связи.

Выход абонента на внешнюю связь. Для выхода абонента на внешнюю связь необходимо на абонентском аппарате переключатель «СПУ-Радио» установить положение «Радио», а переключатель радиосредств - в положение требуемой радиостанции. При этом телефоны авиагарнитуры абонента подключаются к выходу приемника выбранной радиостанции через обмотку 4-8 трансформатора ТрЗ, контакты 3- реле Р20 и контакты галеты в переключателя радиосредств Пр9. Сигнал приемника будет прослушиваться с номинальной громкостью и регулироваться потенциометром R4 «Общая». Одновременно телефоны подключаются к выходу усилителя СПУ через контакты переключателя «Сеть», контакты 3-5 реле Р2 и понижающий трансформатор ТрЗ. Сигнал внутрисамолетной связи будет прослушиваться с пониженной громкостью и регулироваться потенциометром R5 «Прослушивание»..

При передаче сообщения ларингофоны абонента подключаются к входу передатчика выбранной радиостанции через контакты 1 кнопки «Радио», контакты 2--4 переключателя «СПУ - Радио» и контакты галеты а переключателя радиосредств. По этой же цепи из схемы радиостанции на ларингофоны подастся напряжение питания 3-7,5 В.

Одновременно напряжение -27 В через контакты 1-3 переключателя «СПУ-Радио», контакты 2 кнопки «Радио» и контакты галеты б переключателя радиосредств подается в пусковую цепь выбранной радиостанции и она переводится в режим передачи.

Выход абонента в сеть внутренней связи. Для выхода абонента в сеть внутренней связи переключатель «СПУ-Радио», устанавливают в положение «СПУ», а переключатель «Сеть» - в положение требуемой сети («1» или «2»). При этом напряжение - 27 В подается на реле Р2 и Р20 через контакты 1-5 переключателя «СПУ-Радио» и реле включаются. Телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ выбранной сети через контакты 3 - 4 реле Р20 и контакты переключателя «Сеть». Сигнал внутрисамолетной связи будет прослушиваться с номинальной громкостью и регулироваться потенциометром R4 «Общая». Одновременно на телефоны подается сигнал с выхода приемника радиостанции или навигационного устройства (в зависимости от положения переключателя радиосредств) через контакты галеты в переключателя радиосредств ПР9, контакты 3-4 реле Р2 и трансформатор ТрЗ. Этот сигнал прослушивается с пониженной громкостью и регулируется потенциометром R5 «Прослушивание».

При передаче сообщения нажимается кнопка «Радио» и ларингофоны абонента подключаются к входу усилителя СПУ выбранной сети через контакты 1 кнопки «Радио», контакты 2--6 переключателя «СПУ-Радио» и контакты переключателя «Сеть». По этой цепи из схемы усилителя СПУ на ларингофоны подается напряжение питания 4,5 В. Последние подключаются к входу усилителя СПУ через ограничительные резисторы R1 и Rl3 (180 ом), которые служат для ограничения величины тока, протекающего через ларингофоны, и для уменьшения шунтирующего действия включенных ларингофонов других абонентов.

Переход абонента с внешней на внутреннюю связь с помощью кнопки «СПУ». Кнопка «СПУ» обеспечивает быстрый переход с внешней на внутреннюю связь независимо от положения переключателя рода работ «СПУ-Радио». Поэтому кнопка устанавливается обычно только у пилотов.

При нажатии кнопки «СПУ» ларингофоны абонента подключаются через контакты 1 кнопки к входу усилителя СПУ (той сети, в положении которой установлен переключатель «Сеть»).

Через контакты 2 кнопки «СПУ» напряжение -27 В подается на реле Р2 и Р20, которые срабатывают и подключают телефоны абонента к выходу усилителя СПУ и через трансформатор ТрЗ, к выходу приемника радиостанции или навигационного устройства. Как и в случае выхода в сеть внутренней связи с помощью кнопки «Радио» сигнал внутренней связи будет прослушиваться с номинальной громкостью, а сигнал внешней связи - с пониженной громкостью.

Циркулярный вызов. Циркулярная связь осуществляется путем нажатия кнопки «ЦВ» и обеспечивает передачу сигнала вызова или других сообщений всем членам экипажа независимо от того, какому виду связи соответствует положение переключателей на их абонентских аппаратах.

При нажатии кнопки «ЦВ» напряжение + 27 В подается через контакты 2 кнопки на реле Р8, Р21 и общий провод циркулярной связи, К которому подключены реле Р8 и Р21 всех абонентских аппаратов СПУ -7. При этом во всех абонентских аппаратах срабатывают реле Р8, Р21. При этом напряжение - 27 В через контакты 3-4 реле Р21 подается на реле Р2 и Р20, которые срабатывают и подключают телефоны всех членов экипажа к выходам усилителей СПУ и через понижающие трансформаторы ТрЗ к выходам приемников радиостанций или навигационных устройств. Сигнал циркулярной связи будет прослушиваться с номинальной громкостью, а сигнал внешней связи с понижение громкостью. Контакты 3-4 реле Р8 соединяют параллельно входы обеих усилителей СПУ.

Ларингофоны абонента, нажавшего кнопку «ЦВ», подключаются к входам обоих усилителей СПУ через контакты 1 кнопки «ЦВ», контакты переключателя «Сеть» и контакты 3-4 реле Р8. Этим обеспечивается прослушивание сигнала циркулярной связи в обоих сетях внутренней связи. Кнопка «ЦВ» должна удерживаться нажатой до окончания передачи сообщения.

Цепь сигналов специального назначения. В переговорном устройстве СПУ -7 предусмотрена возможность подачи непосредственно на телефоны абонентов сигналов специального назначения, например опасной высоты, отметки времени и др. Эти сигналыI прослушиваются с максимальной громкостью одновременно с сигналами внешней и внутренней связи.

Сигнал специального назначения подается на абонентские аппараты через разделительный трансформатор. При этом напряжение сигнала, поступающее на телефоны, не должно превышать 40 В, а выходное сопротивление разделительного трансформатора должно бьпь не менее 1 О 000 Ом на частоте 1000 Гц. Трансформатор в комплект СПУ -7 не входит и является принадлежностью устройства, которое служит источником сигнала специального назначения. Выходное устройство сигнала специального назначения должно подключаться к схеме СПУ на время подачи сигнала.

Усилитель СПУ-7

Усилитель СПУ -7 (рис. 3) состоит из двух каскадов, которые выполнены по двухтактной схеме с общим эмиттером и трансформаторной связью между каскадами. Такая схема имеет большой коэффициент усиления и к.п.Д., вносит небольшие нелинейные искажения и обеспечивает устойчивую работу усилителя при изменении температуры окружающей среды в широких пределах.

Первый каскад усилителя собран на маломощных германиевых транзисторах ПП12 и ПП14 типа МП14Б. Напряжение звуковой частоты от ларингофонов подается на базы транзисторов первого каскада через входной трансформатор Тр8, усиливается и через переходной трансформатор Тр21 поступает на второй каскад. Переходный трансформатор согласует большое выходное сопротивление (десятки кОм) первого каскада с малым входным сопротивлением (десятки Ом) второго каскада. Последний собран на мощных германиевых транзисторах ПП26 и ПП27 типа МП4Б. Со второго каскада сигнал подается в схему СПУ через выходной трансформатор Тр35 и контакты 3---4 разъема. для поддержания постоянства выходного напряжения усилителя при изменении величины нагрузки оба каскада охвачены отрицательной обратной связью по напряжению. Напряжение обратной связи подается с трансформатора Тр35 на эмиттеры транзисторов первого каскада через резисторы RЗ1, RЗ2. для уменьшения нелинейных искажений в температурной стабилизации режима транзисторов в обоих каскадах введена глубокая отрицательная обратная связь по току (R17, R18, R29 и R30). Резисторы R13 и R28 несколько уменьшают отрицательную обратную связь по току. Переменный резистор R11 позволяет производи плавную регулировку входного напряжения и шунтирует вторичную обмотку входного трансформатора, уменьшая влияние разброса параметров трансформатора на характеристики усилителя. Резистор

R1 обеспечивает симметрирование плеч схемы и более плавную регулировку усиления, аналогичные функции выполняет резистор R25. Конденсаторы С9, С19 и С34 осуществляют подъем частотной характеристик:", усилителя в области 2200--3000 Гц. Резистор R15 и конденсаторы С16, С38 уменьшают глубину отрицательной обратной связи в области высоких частот, т. е. обеспечивают дополнительный подъем частотной характеристики усилителя. Стабилитрон Д4 является источником напряжения питания ларингофонов (4,5 В). Напряжение с диода Д4 подается на ларингофоны через обмотку 1-3 входного трансформатора, контакт 1 разъема и схему СПУ. Дроссель Др2 и конденсатор СЗ образуют фильтр в цепи питания усилителя. Диод Д1 обеспечивает защиту транзисторов усилителя от случайного изменения полярности напряжений сети питания.

Самолетное переговорное устройство СПУ-7

Самолетное переговорное устройство СПУ-7 является бортовым телефоном и предназначено для осуществления:

· внутрисамолетной связи между членами экипажа в полете

· выхода на внешнюю радиосвязь по командной и связной радиостанциям

· циркуляционного вызова

· прослушивание сигналов радиокомпаса.

· позволяет при работе на внутреннюю связь вести одновременное прослушивание с пони­женной громкостью радиоприемные устройств внешней связи.

Установленный на самолете Ан-2 комплект СПУ-7 включает в себя:

· усилитель СПУ-7,

· три абонентских аппарата,

· многоклеммную монтажную колодку,

· пять четырехконтактных кнопок К-4м (2- СПУ, 2 – РАДИО, 1- у оператора).

Усилитель устанавливается на амортизационном креплении под полом кабины пилотов между шпангоутами № 4 и 5 с левой стороны.

Абонентские аппараты пилотов расположены на кар­касе фонаря кабины пилотов с левого и правоте бортов. Абонент­ский аппарат бортоператора установлен в грузовой кабине на правом борту между шпангоутами № 12 и 13.

Каждый абонентский аппарат летчиков связан с двумя кнопками К-4м, установленными на штурвалах. На левом штурвале правая кнопка СПУ работает в системе внутренней связи, левая кнопка «Радио» - в системе внешней связи. На правом штурвале наобо­рот: правая кнопка - для внешней связи, левая-для внутрен­ней. На колонках штурвалов имеются надписи назначения кнопок. Абонентский аппарат оператора имеет только одну кнопку для внутренней связи, помещенную рядом с ним.



Усилитель питается переменным током напряжения 115 В, частоты 400 Гцот централизованной самолетной сети пере­менного тока. Питание аппаратуры СПУ постоянным током напря­жения 28,5 В осуществляется от бортовой сети самолета.

Абонентские аппараты служат для подключения телефонов и ларингофонов абонента к усилителю СПУ, к связной радиостан­ции, к командной УКВ, для подключе­ния телефонов к радиокомпасу АРК-9.

На самолете Ан-2 все три абонентских аппарата обеспечивают возможность ведения двухсторонних телефонных переговоров по внутрибортовой сети связи, а также позволяют любому члену эки­пажа осуществить циркулярный вызов голосом всех остальных абонентов. Абонентские аппараты летчиков, кроме того, обеспечи­вают возможность ведения двухсторонней внешней радиосвязи через командную и связную радиостанции и прослушивать сигналы от радиокомпаса. Эти же аппараты позволяют при работе по внут­ренней сети одновременно прослушивать с пониженной громкостью приемник той радиостанции, на которую установлен переключатель радиосвязей данного абонентского "аппарата. В абонентский аппа­рат бортоператара провода от средств внешней радиосвязи не за­ведены.

Во всех абонентских аппаратах имеется возможность плавно регулировать уровень громкости сигнала, поступающего по сети как внутренней, так и внешней связи.

Для работы переговорного устройства на внутреннюю связь не­обходимо включить на центральном щитке приборной доски авто­мат защиты сети с надписью СПУ, а также рабочий преобразователь ПО-500. Переключатель «Сеть 1-сеть 2» на або­нентском аппарате должен стоять всегда в положении «Сеть 1», так как на самолете Ан-2 используется только эта сеть внутренней связи СПУ. Переключатель «СПУ-радио» следует поставить в по­ложение СПУ. Громкость сигналов, прослушиваемых в телефонах, регулируется с помощью ручки регулятора громкости «Общая». Ручкой регулятора громкости «Прослушивание» регулируется при этом уровень сигнала пониженной громкости, поступающего с приемного устройства той радиостанции, на которую установлен переключатель вида радиосвязи на абонентском аппарате. Для ве­дения передачи необходимо нажимать кнопку СПУ на штурвале (или около щитка борт-оператора).

Для циркулярного вызова голосом любого члена экипажа нуж­но нажать кнопку ЦВ на абонентском аппарате. При этом в теле­фонах всех абонентов будет прослушиваться голос вызывающего, независимо от положения тумблеров и переключателей на их або­нентских аппаратах.

При использовании абонентских аппаратов летчиков для ведения внешней радиосвязи включение автомата защиты сети СПУ и преобразователя ПО-500 не требуется. Достаточно переключить тумблер «СПУ-радио» на абонентском аппарате в положение «Радио» и поставить переключатель радиосвязей в положение:

УКР при работе на командной радиостанции,

СР при ра­боте по связной радиостанции,

РК-1 при работе радиокомпаса АРК-9,

ДР при работе дополнительной радиостанции (резервной УКВ р/с). Громкость прослушиваемых сигналов в этом случае регулируется с помощью ручки регулятора «Общая». Если при этом работает СПУ, то громкость одновременно прослуши­ваемого сигнала, поступающего по внутренней связи, регулируется ручной регулятора «Прослушивание» Включение передатчиков командной или связной радиостанции производится нажатием кнопки «Радио» на штурвале.

Переговорное устройство СПУ-7 предназначено: для внутривертолётной святи с использованием авиагарнитуры АГ-2 , ГСШ-А-18 или шлемофона между всеми членами экипажа; для выхода пилотов на внешнюю радиосвязь через две радиостанции и два радиокомпаса; для прослушивания сигналов специального назначения от аппаратуры речевых сообщений РИ-65Б; для прослушивания тонового звукового сигнала "ОПАСНОЙ" высоты от радиовысотомера независимо от положения переключателей радиосвязей на абонентских аппаратах; для записи на проволочный звуконоситель магнитофона МС-61 информации и команд, поступающих по линиям радиосвязи и внутренней бортовой телефонной связи вертолёта через абонентский аппарат командира вертолёта.

РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕРЕГОВОРНОГО УСТРОЙСТВА НА ВЕРТОЛЁТЕ:

Усилитель низкой частоты установлен на этажерке за сиденьем второго пилота на шпангоуте 5Н;

Абонентские аппараты пилотов слева и справа от панелей АЗС на потолке кабины лётчиков;

Абонентский аппарат оператора с выключателем "ВКЛ. - ЛАРИНГ. - ВЫКЛ." на левом борту грузовой кабины между ШП 6 и 7;

кнопка-курок "СПУ-1 - РАДИО-2" установлена на каждой ручке циклического шага.

На вертолёте переговорное устройство СПУ-7 работает с двумя переговорными точками:

Одна переговорная точка установлена в проёме двери кабины экипажа в специальной нише справа, предназначена для ведения связи бортмехаником. Она имеет выносную кнопку "СПУ" на кронштейне правой этажерки и переключатель "ПРОСЛУШИВАНИЕ АРК-У2 - АРК-9", расположенной там же;

Вторая дополнительная переговорная точка установлена в грузовой кабине на стенке ШП №1 около сдвижной двери.

Для удобства работы бортмеханика (оператора) с СПУ, работающего с бортовой или внешней подвеской, на вертолёте имеются три удлинительных шнура с 4-х контактными гнездовыми полуразъёмами - в кабине лётчиков на правом борту проёма двери и в грузовой кабине на стенке шпангоута №1.

Второй пилот может вести внутривертолётную связь постоянно (без нажатия кнопки-курка "СПУ-РАДИО" на ручке управления) при постановке переключателя "ЛАРИНГІТ" на правой боковой панели электропульта в положение "ВКЛ".

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Переговорное устройство подключено к аккумуляторной шине через автомат защиты сети АЗС ГК-2 "СПУ-7", на правой панели

АЗС электропульта лётчиков.

Напряжение питания…………………………..... (27±2,7)В.



Потребляемая мощность…………………………50Вт.

Напряжение питания ларингофонов или

усилителей авиагарнитур......................................3-5В.

Коэффициент усиления регулируется переменным сопротивлением на усилителе низкой частоты и

может достигать…………………………………100 раз.

Частотный диапазон……………………………..300...3500Гц.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКТА.

Основными элементами переговорного устройства являются абонентские аппараты. Они служат для подключения микрофонов и головных телефонов к различным средствам связи, а также для коммутации цепей питания пусковых реле радиопередатчиков.

Функциональная схема переговорного устройства приведена на рис. 3., показывает взаимосвязь отдельных каскадов и узлов, связь с другими сопрягаемыми радиосредствами. В функциональной схеме отдельные блоки и каскады обозначены прямоугольниками, каждый из которых имеет вход и выход, показанные стрелками. Коммутационная аппаратура переговорного устройства размещена в распределительной коробке РКСПУ.

Управление переговорным устройством осуществляется с помощью ручек и переключателей, установленных на абонентском аппарате СПУ-7 и кнопок последовательного переключения "СПУ-РАДИО" типа 2КПП, при нажатии на курок которой, до срабатывания первой ступени работа в режиме внутривертолётной связи, а при нажатии до срабатывания второй ступени – работа в режиме "РАДИО" (внешняя связь). Усилитель низкой частоты (УНЧ) необходим только для обеспечения внутривертолётной связи.



Рис.1 Общий вид абонентского аппарата СПУ-7.

1– регулятор громкости прослушивания; 2 – регулятор громкости общий; 3 – переключатель внутренней и внешней радиосвязей; 4 – переключатель радиостанции; 5 – кнопка циркулярного вызова; 6 переключатель усилителей низкой частоты (на вертолёте не задействован).

Переключатель радиостанций (р/ст) подключает авиагарнитуры к различным радиосредствам. Переключатель имеет 6 позиций;

УКР – командная р/ст "БАКЛАН-20"

СР – связанная р/ст "ЯДРО-1А"

КР – не задействована;

ДР – не задействована;

РК-1 – радиокомпас АРК-9;

РК-2 – радиокомплекс АРК-У2 с Р-852.

На вертолёте использован один усилитель низкой частоты, поэтому переключатели "СЕТЬ" на абонентских аппаратах не используются.

Кнопка "ЦВ" служит для передачи всем членам экипажа информации с повышенной громкостью.

Плавное регулирование громкости речи, передаваемой по сетям внутренней или внешней связи осуществляется регулятором громкости "ОБЩАЯ", а уровня прослушивания сигналов сети внутренней связи при работе по внутренней связи и сигналов сети внутренней связи при работе по сети внешней связи – регулятором громкости "ПРОСЛ.". Поэтому ручку "Прослушивание" нельзя устанавливать в левое крайнее положение, поскольку в этом случае сигнал не прослушивается.

Рис.2 Общий вид переговорной точки.

Работа кнопки "ВЫЗОВ" на переговорной точке, аналогична работе кнопки "ЦВ" на абонентском аппарате.

Дополнительные точки бортмеханика (оператора) позволяют вести только внутривертолётную связь, выход на радиосвязь с дополнительных переговорных точек не предусмотрен.

С абонентского аппарата оператора на левом борту кабины возможны не только внутривертолётные переговоры, но и прослушивание радиообмена через командную радиостанцию "БАКЛАН-20" (поз. УКР.).

Звуковой сигнал "ОПАСНАЯ ВЫСОТА" от радиовысотомера поступает на головные телефоны всех членов экипажа независимо от положения переключателей на абонентских аппаратах.

Речевые сообщения об аварийных ситуациях, а также запись звуковой информации на магнитофон осуществляется через абонентский аппарат командира вертолёта (левого лётчика).

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.

Включать до запуска двигателей, питание СПУ-7 в течение всего полёта держать включённым; выключать после посадки и полного останова двигателей.

НОРМАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПЕРЕГОВОРНОГО

УСТРОЙСТВА СПУ-7.

До запуска двигателей включить аккумуляторы, подключить авиагарнитуры к абонентским аппаратам и переговорным точкам.

1. Включить АЗС "СПУ-7" на правой панели АЗС.

2. На абонентском аппарате переключатель СЕТЬ установить в позицию СЕТЬ-1 (или СЕТЬ-2).

3. Для вызова членов экипажа нажимать кнопку "СГГУ-1" или "ЦВ" пилотам, кнопку "СПУ" или "ВЫЗОВ" бортмеханику - передавать сообщения, отпустив кнопки прослушать ответ. Если переключатель СПУ-РАДИО на абонентских аппаратах установлен в положение "СПУ", то при ведении внутренней связи командир воздушного судна и второй пилот одновременно могут прослушивать с пониженной громкостью радиоприём той радиостанции, на которую установлены их переключатели радиосредств. Громкость приёма регулируется ручкой "ПРОСЛУШИВАНИЕ", а громкость внутривертолётной связи регулируется ручкой "ОБЩАЯ".

4. Для ведения радиосвязи переключатель "СПУ-РАДИО" устанавливать в положение "РАДИО"; выбрав переключателем радиостанций нужную радиостанцию для передачи сообщения нажать кнопку-курок до второго упора "РАДИО-2", отпустив кнопку прослушать ответ регулируя его громкость ручкой "ОБЩАЯ".

ПРИМЕЧАНИЕ : При положении переключателя внутренней и внешней радиосвязи в поз. "СПУ" невозможно включение передатчиков радиостанций при нажатии на кнопку "РАДИО". При этом работа кнопки "РАДИО" аналогична работе кнопки "СПУ".

РАБОТА БОРТМЕХАНИКА (ОПЕРАТОРА) С СПУ-7.

1. Для прослушивания сигналов, принимаемых радиокомпасами бортмеханику необходимо переключатель "ПРОСЛУШИВ. АРК- 9 - АРК-У2" поставить в положение "АРК-9" или "АРК-У2". При этом пилоты для вызова бортмеханика нажимают кнопку "ЦВ" на своём абонентском аппарате, а бортмеханик для ответа должен поставить переключатель "ПРОСЛУШИВ." В нейтральное положение и нажать кнопку "СПУ", или оставляя переключатель "ПРОСЛУШИВ." В положении прослушиваемого радиокомпаса, нажать кнопку "ВЫЗОВ" на переговорной точке. Громкость принимаемых сообщений отрегулировать регулятором "ГРОМЧЕ" на переговорной точке.

2. При передаче длительных сообщений (работа с лебёдкой, с внешней подвеской и т. д.) необходимо на дополнительной переговорной точке включить "ЛАРИНГ".

Второй пилот может пользоваться выключателем "ЛАРИНГ" на правой боковой панели электропульта. В положении "ВКЛ" вести внутреннюю связь можно не нажимая кнопку "СПУ- РАДИО" на ручке управления.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СПУ-7, ИХ ПРИЗНАКИ И

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА.

Работа СПУ-7 перед полётом и в полёте определяется чётким прослушиванием и передачей по сетям внешней и внутренней связи, чёткой работой кнопок, переключателей, регуляторов громкости.

ПРИЗНАК: Отсутствует внутренняя и внешняя связь. НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

Проверить включение источника постоянного тока;

Проверить включение АЗСов "СПУ-7", "КОМАНДН. РС", "СВЯЗНАЯ РС";

Проверить положение переключателя "СПУ-ЛАРИНГ" на пульте управления магнитофона МС-61, установить поз. "СПУ";

Установить в нейтральное положение переключатель "ПРОСЛУШИВ. АРК-9 - АРК-У2";

Проверить и при неисправности заменить авиагарнитуру.


30. Основные сведения о радиооборудовании самолета

Установленное на самолете радиооборудование гарантирует бе­зопасность полета и предназначено для решения следующих задач:

обеспечения экипажа внутрисамолетной телефонной связью, а также радиосвязью с самолетами в воздухе и наземными пунктами управления воздушным движением;

определения навигационных элементов полета и ведения ориен­тировки в сложных метеорологических условиях независимо от вре­мени суток и видимости земли;

обеспечения расчета захода и выполнения захода на посадку;

обеспечения экипажа информацией о грозовой деятельности, встречных самолетах и препятствиях по маршруту полета.

Радиооборудование самолета по его назначению и принципу действия делится на радиосвязное, радионавигационное и радиоло­кационное.

К радиосвязному оборудованию относятся самолет­ное переговорное устройство СПУ-7, самолетное громкоговорящее устройство СГУ-15, коротковолновая радиостанция Р-836, средне­волновый передатчик, две ультракоротковолновые радиостан­ции Р-802.

Коротковолновая радиостанция Р-836 в составе передатчика Р-836 и приемника УС-8 устанавливается не на всех самолетах Ан-24. Средневолновый передатчик устанавливается на самолетах, которые летают в высоких широтах. При его наличии он вместе с упомянутым приемником УС-8, имеющим средневолновый диа­пазон частот, образует средневолновую приемо-передающую радио­станцию.

В состав радионавигационного оборудования входят радиовысотомер РВ-УМ, два радиокомпаса АРК-П и само­летное оборудование системы посадки СП-50М (курсовой радиопри­емник КРП-ФМ, глиссадный радиоприемник ГРП-2М и маркерное радиоприемное устройство МРП-56П).

На самолетах первых выпусков взамен радиовысотомера РВ-УМ и радиокомпасов АРК-11 установлены соответственно радиовысотомер РВ-2 с приставкой сигнализации СВР и радиокомпасы АРК-5 с системой электродистанционного управления (ЭДУ).

К радиолокационному оборудованию относится радиолокационная станция РПСН-2 или РПСП-3. Для повышения их эксплуатационной надежности жизненно важные объекты радио­оборудования дублированы. С этой целью установлено по два комплекта командных ультракоротковолновых радиостанций Р-802 и радиокомпасов, а на некоторых самолетах - и два усилителя са­молетного переговорного устройства.

Пульты управления, индикаторные устройства систем радиообо­рудования установлены в кабине экипажа на местах, обеспечиваю­щих экипажу удобство работы с этим оборудованием.

Антенные устройства большинства радиоаппаратуры выполнены в виде антенн закрытого типа и не создают аэродинамического со­противления.

Исключение составляют антенны коротковолновой и средневол­новой радиостанций, а также радиовысотомера.

Питание большинства радиоустройств осуществляется электро­энергией постоянного и переменного однофазного токов от бортовой сети. Радиолокационная станция питается также от бортовой сети трехфазного тока, радиовысотомер - только от сети однофазного тока, устройства СПУ-7 и СГУ-15 - только от сети постоянного тока.

Защита цепей питания радиоаппаратуры осуществляется борто­выми автоматами защиты и плавкими предохранителями типа СП, которые устанавливаются соответственно на щите АЗС, приборной доске радиста и на панели переменного тока. Кроме того , имеются плавкие предохранители на некоторых блоках радиоаппаратуры.

31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство СПУ-7
Абонентская гарнитура обеспечивает внутрисамолетную теле­фонную связь, ведущуюся через СПУ-7, а также внешнюю радиоте­лефонную связь через установленные на самолете радиостанции.

В состав абонентской гарнитуры АГ-2 входят микрофон ДЭМШ-1А с микрофонным усилителем и комплект из двух теле­фонов типа ТА-56М.

Микрофонный усилитель собран на полупроводниковых триодах и усиливает напряжение звуковых частот, создаваемое микрофоном. Усилитель питается от той радиоаппаратуры, через которую ведется связь.

Гарнитура подсоединяется к абонентскому аппарату СПУ по­средством шнура (электропроводов) и четырехштырькового полу­разъема.

Назначение, состав и принцип действия СПУ-7. Самолетное пе­реговорное устройство СПУ-7 предназначено для ведения внутрисамолетной телефонной связи между членами экипажа и подключе­ния их гарнитур к установленным на самолете радиостанциям.

При помощи СПУ-7 члены эки­пажа могут осуществлять:

двустороннюю телефонную связь;

запуск радиостанций и двусто­роннюю связь через эти станции; прослушивание радиокомпа­сов;

прослушивание звукового сиг­нала достижения заданной высо­ты снижения, поступающего на телефоны от радиовысотомера при любых положениях органов управления СПУ;

прослушивание с пониженной громкостью внешней связи при ра­боте на внутреннюю связь;

прослушивание с пониженной громкостью внутренней связи при работе на внешнюю связь;

плавное регулирование громкости в телефонах по внутренней и внешней сетям связи;

ведение связи с использованием выносного кабеля при обслу­живании самолета на земле с абонентом, находящимся вне само­лета.

На самолете в состав СПУ-7 входят: один или два усилителя; три или четыре абонентских аппарата;

кнопки «Радио» и кнопки «СПУ» - по одной с каждым абонент­ским аппаратом;

две соединительные колодки.

Усилитель СПУ служит для усиления напряжения низких (зву­ковых) частот, поступающего от микрофонных усилителей гарнитур при ведении абонентами передачи по внутрисамолетной сети связи. Он собран на полупроводниковых триодах. Один или два усилите­ля установлены на этажерке радиооборудования у шпангоута № 7. На абонентском аппарате СПУ-7 (рис. 25) размещены следую­щие органы управления и регулировок:

переключатель на два положения «СПУ - Радио» для включе­ния гарнитуры абонента в сеть внутренней или внешней связи;

переключатель радиосвязей (галетный) на шесть положений для подключения гарнитуры абонента к установленным на самолете радиостанциям и радиокомпасам;

ручка реостата «Общая для регулировки громкости прослуши­вания связи, на которую установлен переключатель «СПУ - Ра­дио»;

ручка реостата «Проел.» для регулировки громкости прослуши­вания связи, на которую не установлен переключатель «СПУ- Ра­дио», т. е. связи, прослушиваемой с пониженной громкостью;

кнопка «ЦВ» («Циркулярный вызов»), которая обеспечивает по сети внутренней связи ведение передачи, прослушиваемой всеми абонентами с полной громкостью ;

переключатель «Сеть 1-2», положение которого на самолете не имеет значения.

Когда переключатель «СПУ - Радио» находится в положении «СПУ», телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ, поэтому связь, ведущаяся по внутрисамолетной сети, прослу­шивается абонентом с повышенной громкостью, регулируемой при помощи ручки «Общая». Одновременно телефоны абонента через трансформатор абонентского аппарата подсоединены к выходу при­емника, на который установлен переключатель радиосвязей, вслед­ствие чего в телефонах этот приемник прослушивается с понижен­ной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Прослу­шивание». Включить передатчик станции, т. е. вести радиопередачу, абонент не может.

При установке переключателя «СПУ - Радио» в положение «Радио» телефоны абонента подключаются к выходу приемника, на который установлен переключатель радиосвязей, и через трансфор­матор- к выходу усилителя СПУ. В результате этого в телефонах приемник прослушивается с полной, а связь внутренней сети - с пониженной громкостью (при условии, что передача по внутренней сети ведется не с помощью кнопки «ЦВ»). Громкость сигналов при­емника и внутренней связи регулируют соответственно ручками «Общая» и «Прослушивание». Одновременно подготавливаются цепи включения соответствующего передатчика и подключения к нему микрофона абонента с помощью кнопки «Радио».

При нажатии кнопки «ЦВ» микрофон абонента подключается к входу усилителя СПУ, а телефоны всех абонентов - к выходу этого усилителя и одновременно через трансформаторы - к приемникам, на которые установлены переключатели радиосвязей абонентских аппаратов. Все абоненты прослушивают ведущуюся по внутренней сети передачу с полной громкостью и не могут вести радиопередачу. Таким образом, когда хотя бы одним абонентом нажата кнопка «ЦВ», то для всех абонентов это равнозначно тому, что переключа­тели «СПУ - Радио» их абонентских аппаратов установлены в по­ложение «СПУ».

Абонентские аппараты размещены по одному на вертикальных панелях левого и правого пультов и на приборной доске радиста. При наличии на самолете четырех аппаратов один из них устанав­ливается у рабочего места штурмана.

Кнопка «Радио» предназначена для включения передатчика, на который установлен переключатель радиосвязей абонентского аппа­рата, и подключения к этому передатчику микрофона абонента при условии, что переключатель «СПУ - Радио» абонентского аппарата установлен в положение «Радио». Когда этот переключатель находится в положении «СПУ», микрофон при нажитии кнопки подклю­чается к усилителю СПУ, т. е. при помощи , кнопки можно вести передачу по внутрисамолетной сети связи. Эта передача будет про­слушиваться абонентами, ведущими радиосвязь с пониженной громкостью.

Кнопка «СПУ» предназначена для быстрого включения гарни­туры абонента в сеть внутрисамолетной связи. При ее нажатии про­исходят те же подключения, что и во время нажатия кнопки «Ра­дио», когда переключатель «СПУ - Радио» находится в положении «СПУ», но уже независимо от положения этого переключателя. Таким образом, передачу по внутрисамолетной сети связи можно вести с помощью кнопок «СПУ», «ЦВ» или «Радио». В последнем случае нужно предварительно установить переключатель «СПУ - Радио» в положение «СПУ».

Для ведения радиосвязи необходимо переключатель «СПУ - Радио» установить в положение «Радио» и вести передачу при по­мощи кнопки «Радио». Кнопки «Радио» установлены по одной на штурвалах и в ножных тангентах под столиками радиста и штурма­на, а кнопки «СПУ» - по одной на штурвалах, на приборной доске радиста и возле абонентского аппарата СПУ штурмана.

Соединительные колодки служат для электрического соединения усилителей и абонентских аппаратов СПУ, а также для подсоеди­нения СПУ-7 к установленным на самолете радиоустройствам. Они расположены на потолке кабины экипажа слева, у шпангоута № 7.

Для подсоединения выносного кабеля при ведении связи на зем­ле с абонентом, находящимся вне самолета, на правом борту само­лета между шпангоутами № 1 и 2 в лючке установлен четырехштырьковый полуразъем.

С целью обеспечения связи по СПУ при обслуживании обору­дования, расположенного в хвостовом негерметичном отсеке, в этом отсеке на этажерке радиооборудования установлен четырехштырьковый полуразъем, предназначенный для подсоединения абонент­ской гарнитуры.

Питание СПУ-7 осуществляется электроэнергией постоянного тока от аварийной шины приборной доски радиста. Цепи питания защищены двумя АЗС-2 «СПУ», которые расположены на этой при­борной доске, а на самолетах последних выпусков - на верхнем щитке летчиков. СПУ-7 потребляет ток около 0,6 А.

Включение, предполетная проверка, использование СПУ-7. Са­молетное переговорное устройство СПУ-7 необходимо включать пе­ред запуском двигателей и выключать только после полета. Для его включения нужно включить АЗР-6 «Аварийная шина приборной доски радиста» и АЗС-2 «СПУ».

Для проверки работоспособности СПУ-7 следует переключатель «СПУ - Радио» на абонентском аппарате установить в положение «Радио» и с помощью кнопки «СПУ» установить связь с другим абонентом. Затем необходимо убедиться, что громкость этой связи плавно регулируется ручкой «Прослушивание». После этого следует установить двустороннюю связь при помощи кнопки «ЦВ» и удостовериться, что сигналы этой связи прослушиваются с повы­шенной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Об­щая». Во время проверки внутрисамолетной связи переключатель радиосвязей должен находиться в положении, которое соответству­ет включенному в работу радиоприемнику. Сигналы этого приемни­ка должны с надлежащей громкостью прослушиваться в телефонах.

Проверка выхода на внешнюю радиосвязь через СПУ-7 и уста­новленные на самолете радиоустройства осуществляется одновре­менно с предполетной проверкой этих устройств.

Положения переключателя радиосвязей на абонентском аппара­те СПУ-7 соответствуют следующим радиоустройствам самолета:

«УКР» - УКВ-радиостанция № 1;

«СР» - средневолновая радиостанция;

«КР» - коротковолновая радиостанция;

«ДР» - УКВ-радиостанция № 2; .

«РК-1» - радиокомпас № 1;

«РК-2» - радиокомпас № 2.

Установив переключатель «СПУ-Радио» на абонентском ап­парате в положение «Радио», следует проверить включение пере­дающих и прослушивание приемных устройств.

С помощью ручки «Общая», расположенной на абонентском ап­парате СПУ, регулируется в основном громкость сигналов связи, прослушиваемых в телефонах с полной громкостью. Но от ее поло­жения , прослушиваемых в теле­фонах с пониженной громкостью. В связи с этим перед полетом ну­жно сначала ручкой «Общая» установить требуемую громкость связи, на которую установлен переключатель «СПУ - Радио», а затем ручкой «Прослушивание» отрегулировать уровень сигналов связи, прослушиваемых с пониженной громкостью.

Перед полетом и в полете не следует ручку «Прослушивание» поворачивать до крайнего положения против хода часовой стрелки, так как при таком ее положении сигналы связи пониженной гром­кости в телефонах могут совсем не прослушиваться. В дальнейшем это приведет к тому, что при необходимости установить внутрисамолетную связь с. таким абонентом его нужно будет вызывать при помощи кнопки «ЦВ», и другие абоненты не смогут в это время вести передачу по сети внешней радиосвязи.

Абонентам, которые в полете ведут радиосвязь, рекомендуется устанавливать переключатель «СПУ - Радио» на все время полета в положение «Радио», а внутрисамолетную связь вести при помощи кнопки «СПУ». Если абонент, вызываемый на связь с помощью кнопки «СПУ», не отвечает, нужно нажать кнопку «ЦВ» и выз­вать его.

Абонент, получивший циркулярный вызов, должен ручкой «Про­слушивание» увеличить громкость в телефонах или установить пе­реключатель «СПУ - Радио» в положение «СПУ», после чего он бу­дет с достаточной громкостью прослушивать передачу, ведущуюся другими абонентами по внутрисамолетной сети при помощи кнопок «СПУ».

32. Самолетное громкоговорящее устройство СГУ-15
Самолетное громкоговорящее устройство СГУ-15 предназначено для передачи сообщений в пассажирский салон летчиками или борт­проводником, ведения двусторонней телефонной связи летчиками и бортпроводником, а также обеспечивает летчикам прослушивание сигналов внешней и внутрисамолетной связи с использованием громкоговорителей.

Состав и размещение на самолете агрегатов самолетного гром­коговорящего устройства СГУ-15 следующие:

усилитель У-15 - под полом кабины экипажа слева между шпан­гоутами № 5-7;

два усилителя У-2 - в кабине экипажа на этажерке радиообо­рудования у шпангоута № 7;

два щитка летчиков - один на вертикальной панели левого пуль­та и один - на фонаре кабины экипажа справа, возле верхнего щитка;

три микрофона типа ДЭМШ с микрофонными усилителями и кнопками - по одному на пультах летчиков и один - у рабочего места бортпроводника;

15 динамиков - по одному справа и слева на фонаре кабины экипажа и 13 - на панелях по правому и левому бортам пассажир­ского салона;

восемь согласующих трансформаторов - возле громкоговорите­лей;

щиток бортпроводника и микрофонная трубка типа ТАИ-43 - у рабочего места бортпроводника.

Устройство СГУ-15 питается от основной шины бортовой сети постоянного тока и потребляет ток не более 2 А. Цепь его питания защищена АЗС-5 «СГУ», который установлен на щите АЗС и одно­временно служит выключателем. Перед ведением связи через С ГУ-15 необходимо включить его электропитание.

На щитке летчика (рис. 26) имеются ручка «Дин.» для регули­ровки громкости сигналов, прослу­шиваемых через громкоговоритель, и переключатель на три положения: «Пасс», «СПУ» и «БП». С целью обеспечения качественной передачи при пользовании микрофоном СГУ его следует располагать на расстоянии 1-2-см от угла рта и поверну­тым на угол 20-30° относительно лица говорящего.

Для ведения летчиком внешней радиосвязи через СГУ-15 необхо­димо:

на абонентском аппарате СПУ-7 подключиться к нужному радиоустройству;

на щитке летчика переключатель установить в положение «СПУ».

Передачу Можно вести через микрофон гарнитуры, нажимая кнопку «Радио», или через микрофон комплекта СГУ-15, нажимая на нем кнопку.

Связь прослушивается через телефоны и громкоговорители. Громкость в телефонах можно регулировать с абонентского аппа­рата СПУ, в громкоговорителе - ручкой «Дин.» со щитка летчика. Если переключатель «СПУ - Радио» на абонентском аппарате СПУ установить в положение «СПУ», то аналогично можно вести связь по внутрисамолетной сети.

Для оповещения пассажиров летчиком необходимо переключа­тель на щитке летчика установить в положение «Пасс.» и вести пе­редачу через микрофон СГУ. При этом через громкоговоритель про­слушиваются с пониженной громкостью как эта передача, так и связь , ведущаяся по внутрисамолетной и внешней сетям. Одновре­менно, через телефоны гарнитуры связь прослушивается как обыч­но при ее ведении через СПУ.

Когда хотя бы на одном щитке летчиков переключатель нахо­дится в положении «Пасс», бортпроводник отключается от сети оповещения пассажиров.

Для ведения двусторонней связи летчика с бортпроводником не­обходимо:

переключатель «Сеть 1-2» на абонентском аппарате СПУ ус­тановить в положение «Сеть 1»; переключатель на щитке СГУ лет­чика установить в положение «БП»;

вызвать бортпроводника нажатием лампы-кнопки его вызова; вести передачу через микрофон СГУ.

В случае вызова летчика бортпроводником (загорается лампоч­ка «Бортпроводник» на правом пульте) летчик ведет связь с ним аналогично.

Если переключатели на щитках СГУ обоих летчиков находятся в положении «БП» и переключатели радиосвязей на всех абонент­ских аппаратах СПУ установлены в одинаковое положение, то раз­говор по сети летчик - бортпроводник прослушивается в телефо­нах бортрадиста и штурмана без возможности регулировки громкости на их абонентских аппаратах СПУ. Для возможности регулировки необходимо переключатель радиосвязей хотя бы на одном абонентском аппарате СПУ установить в другое положение.

33. Радиоприемное устройство УС-8
Назначение, состав и основные характеристики. Радиоприемное устройство УС-8 предназначается для приема на слух радиотеле­фонных и радиотелеграфных сигналов. Устройство УС-8 вместе с передатчиком Р-836 образует коротковолновую приемопередающую радиостанцию.


Рис. 27. Пульт управления приемником УС-8:

1 - кнопка переключения пультов; 2 - ручка «Настройка»
В состав радиоприемного устройства УС-8 входят приемник, два пульта управления, переключатель пультов и блок питания.

Приемник включает в себя супергетеродинный радиоприемник и основную часть системы дистанционного управления. Пульты уп­равления (рис. 27) по назначению и.устройству аналогичны и пред­назначены для дистанционного управления приемником.

Переключатель пультов представляет собой релейное устройство и обеспечивает переключение управления приемником на один или другой пульт.

Блок питания включает в себя трансформатор и выпрямитель и предназначен для преобразования переменного напряжения 115 В частотой 400 Гц бортовой сети в постоянные и переменные напря­жения, необходимые для питания приемника. Приемник, блок пи­тания и переключатель пультов расположены в кабине экипажа справа между шпангоутами № 4-6.

Радиоприемное устройство УС-8 имеет средневолновый и корот­коволновый диапазоны. Питание устройства осуществляется от основных шин бортовой сети постоянного и переменного однофазного токов. Потребляемый постоянный ток - не более 6,5 А, перемен­ный- около 1,2 А; Цепи питания защищены: по постоянному то­ку - АЗС-2 «ПРМ KB», установленным на щите АЗС, по перемен­ному току - предохранителем СП-2, расположенным на панели переменного тока. Кроме того, на каждом пульте управления уста­новлено по одному предохранителю на 5 и на 2 А, которые защища­ют цепи питания приемника соответственно по постоянному и пере­менному току.

Принцип работы. Приемник УС-8 предназначен для приема ра­диотелефонных амплитудно-модулированных и радиотелеграфных

сигналов.

Он собран по супергетеродинной схеме с одним преобразовани­ем частоты.

Приемник амплитудно модулированных сигналов выполняет следующие основные функции:

из всех принятых антенной сигналов выделяет сигнал той поло­сы частот, на которую он настроен;

усиливает выделенное напряжение до величины, которая необ­ходима для нормальной работы детектора;.

детектирует усиленное напряжение, т. е. выделяет из него на­пряжение низких (звуковых) частот;

усиливает напряжение звуковых частот до величины, необходи­мой для нормальной работы выходного устройства (в простейшем случае - телефонов или громкоговорителя).

Таким образом, основными функциями приемника являются вы­деление полезного сигнала и его усиление.

Для характеристики свойства приемника выделять сигнал, на частоту которого он настроен, пользуются понятием избирательно­сти приемника. Избирательность обеспечивается колебательными контурами.

Усиление колебаний в приемнике осуществляется при помощи усилителей, собранных на электронных лампах или полупроводни­ковых триодах.

Для того чтобы приемник обеспечил прием малых сигналов и, следовательно , связь на большие расстояния, он должен обладать возможно лучшей избирательностью и большим усилением. Однако получить хорошую избирательность с помощью контуров, настроен­ных на сравнительно высокую частоту принимаемого сигнала, а также обеспечить нужное усиление высокочастотного напряжения технически трудно. В связи с этим в большинстве приемников осу­ществляют преобразование частоты, т. е. преобразуют напряжение высокой частоты принятого сигнала в напряжение более низкой, так называемой промежуточной частоты. При этом модуляция колеба­ний сохраняется, т. е. полезный в конечном счете сигнал остается неизменным. Радиоприемник, в котором применено преобразова­ние частоты, называется супергетеродинным.

Рассмотрим назначение элементов структурной схемы приемни­ка УС-8 (рис. 28). Входная цепь представляет собой колебательный контур и обеспечивает


Рис. 28. Структурная схема приемника УС-8
предварительную избирательность, т. е. час­тично подавляет помехи, выделяя полезный сигнал. Последова­тельно с антенной и входной цепью включен конденсатор перемен­ной емкости. Величина емкости конденсатора изменяется при помощи нажимного переключателя «Подстройка антенны», уста­новленного на пульте управления, и электродвигателя, который рас­положен в приемнике и вращает ротор конденсатора. В зависимо­сти от того, в какую сторону нажат переключатель, изменяется направление вращения ротора электродвигателя, что обеспечивает увеличение или уменьшение емкости конденсатора. Этим осуществ­ляется подстройка входа приемника, которая необходима в связи с тем, что параметры антенны зависят от ее длины и частоты прини­маемого сигнала.

Таким образом, при перестройке приемника по частоте следует подстраивать также его вход.

Усилитель напряжения высокой частоты (УВЧ) усиливает на­пряжение принятого сигнала и одновременно его контуры улучша­ют избирательность приемника.

Гетеродин и смеситель представляют собой преобразователь частоты. Гетеродин является автогенератором. На вход смесителя поступают колебания гетеродина и принимаемого сигнала, в резуль­тате чего на его выходе получается напряжение их разностной, т. е. промежуточной частоты.

Усилитель напряжения промежуточной частоты (УПЧ) предназ­начен для усиления этого напряжения. Его контуры обеспечивают основную избирательность приемника по соседнему каналу , т. е. избирательность относительно помех, которые по частоте близки к принимаемому сигналу. Контуры УПЧ при настройке приемника не перестраиваются, так как промежуточная частота остается неиз­менной. Это достигается тем, что при настройке на одинаковую ве­личину перестраиваются контуры высокой частоты (входной цепи и УВЧ) и гетеродина, поэтому разность их частот настройки (про­межуточная частота) не изменяется.

Детектор сигнала выделяет напряжение звуковых частот, кото­рым амплитудно модулировано напряжение промежуточной часто­ты. Усилитель низкой частоты (УНЧ) усиливает колебания звуковых частот, которые поступают от детектора, по напряжению и мощ­ности. С выхода УНЧ через пульт приемника и абонентский аппа­рат СПУ напряжение подается на телефоны.

Второй гетеродин предназначен для приема на слух («озвучива­ния») телеграфных тонально не модулированных сигналов и явля­ется автогенератором. Разность его и промежуточной частот равна низкой (звуковой) частоте. Когда второй гетеродин включен, его напряжение подается на вход детектора сигнала, куда также по­ступает (во время приема посылки - «точки» или «тире») напря­жение промежуточной частоты. В результате сложения двух напря­жений получаются колебания, амплитуда которых изменяется с разностной частотой сложенных колебаний, т. е. со звуковой часто­той. Детектор выделяет это напряжение звуковой частоты и после усиления оно подается на телефоны. Таким образом, тон звуковой частоты прослушивается в телефонах только во время приема сиг­нала корреспондента.

Система автоматической регулировки усиления (АРУ) предназ­начена для поддержания практически неизменным по величине на­пряжения на выходе приемника (громкости в телефонах) незави­симо от величины принимаемого сигнала. Принцип действия АРУ состоит в том, что она автоматически изменяет усиление, принятого сигнала приемником (УВЧ и УПЧ) в зависимости от величины это­го сигнала на выходе УПЧ и, следовательно, - на входе приемника. Если, например, принимаемый сигнал увеличится, то напряжение на выходе УПЧ (на входе АРУ) станет больше заданного уровня. В результате АРУ уменьшит усиление напряжения каскадами УВЧ и УПЧ , поэтому напряжение на выходе УПЧ станет опять практи­чески равным его установленному значению. При уменьшении при­нимаемого сигнала произойдет процесс, обратный описанному.

Система АРУ изменяет усиление напряжения каскадами УВЧ и УПЧ путем изменения напряжения смещения на управляющих сет­ках ламп этих каскадов. В приемнике УС-8 используется АРУ с задержкой. Такая АРУ включается автоматически и.начинает дей­ствовать только когда напряжение на выходе УПЧ (сигнал на вхо­де приемника) превысит заданный уровень.

Наличие АРУ исключает необходимость ручной регулировки громкости в телефонах, которая изменялась бы при удалении от передатчика или приближении к нему, а также уменьшает колеба­ния громкости в телефонах за счет затуханий радиоволн, происхо­дящих при некоторых условиях распространения этих волн.

В приемнике предусмотрена возможность переключения на ра­боту с ручной регулировкой усиления (без АРУ), что необходимо в связи с тем, что его настройка на нужную частоту осуществля­ется по максимуму выхода, т. е. по максимальной громкости в теле­фонах. Если во время настройки будет включена АРУ, то при не­больших расстройках контуров она поддерживает напряжение на выходе приемника неизменным по величине, и громкость в телефо­нах не будет изменяться. Только при значительной расстройке кон­туров, когда они уменьшат полезный сигнал до уровня выключения (задержки) АРУ, громкость в телефонах уменьшится. Таким обра­зом, точность настройки приемника при включенной АРУ будет пло­хой, поэтому его нужно настраивать в режиме с ручной регулиров­кой усиления («Без АРУ»). Однако при наличии затухания радио­волн (резких изменений громкости в телефонах) приемник рекомендуется настраивать в режиме «С АРУ».

Система электродистанционного управления (ЭДУ) обеспечива­ет полное дистанционное управление приемником с пульта управ­ления.

Настройка и управление. Органы управления приемни­ком расположены на его пульте управления (см. рис. 27). Переклю­чатель режимов работы имеет пять положений:

«Выкл.» - для выключения приемника;

«ТЛФ с АРУ» и «ТЛФ без АРУ» - для включения режима при­ема радиотелефонных и радиотелеграфных тонально модулированных сигналов с автоматической («С АРУ») или ручной («Без АРУ») регулировкой их усиления приемником;

«ТЛГ с АРУ» и «ТЛГ без АРУ» - для работы в режиме приема радиотелеграфных тонально не модулированных сигналов с авто­матической или ручной регулировкой их усиления; при этих поло­жениях переключателя включается второй гетеродин приемника.

Ручка «Per. тона» («Регулировка тона») служит для изменения частоты второго гетеродина, что приводит к изменению высоты то­на в телефонах. Это ручка потенциометра, входящего в систему, которая называется реактивной лампой и позволяет изменять час­тоту гетеродина.

Ручка «РГ» и «РУ» («Регулировка громкости и регулировка уси­ления») укреплена на общей оси реостата и потенциометра. В ре­жиме «С АРУ» реостат включается последовательно с телефонами и это дает возможность регулировать громкость в телефонах. В ре­жиме «Без АРУ» включается потенциометр, при помощи которого регулируется усиление приемника, что тоже приводит к изменению громкости в телефонах.

Нажимный переключатель «Подстр. ант.» («Подстройка антен­ны») служит для управления электродвигателем подстройки входа приемника.

Переключатель «Узк.- Шир.» предназначен для включения уз­кой или широкой полосы пропускания частот приемником. При его положении «Узк.» в один из контуров УГГЧ включается кварцевый частотный фильтр. Узкую полосу включают для защиты от помех и только при приеме радиотелеграфных сигналов (радиотелефонный сигнал по сравнению с радиотелеграфным занимает более широкую полосу частот, поэтому при включенной узкой полосе он через при­емник практически не происходит).

Кнопка «Перекл. пульт.» служит для переключения управления приемником на один или другой пульт. Переключатель поддиапа­зонов имеет пять положений. Частотные поддиапазоны приемника переключаются дистанционно путем переключения катушек индук­тивности контуров.

Ручка «Настройка» служит для плавной перестройки приемника по частоте. Конструктивно она объединяет две ручки, одна из кото­рых обеспечивает быструю , а другая - медленную, но более точную настройку приемника. Углы поворота ручек передаются ротору бло­ка конденсаторов переменной емкости приемника при помощи сельсинной системы.

Частота настройки приемника отсчитывается по шкале, которая имеется над ручкой переключения поддиапазонов.

Перед настройкой приемника необходимо включить АЗС-2 «ПРМ KB» на щите АЗС и подключиться к приемнику с або­нентского аппарата СПУ, после чего органы управления на пульте установить в исходное положение:

переключатель режимов - в положение «ТЛФ Б АРУ» или «ТЛГ Б АРУ» в зависимости от рода работы принимаемого пере­датчика;

ручку «РГ и РУ» - в крайнее правое положение; переключатель «Узк. - Шир.»- в положение «Шир.». Если после включения приемника шкала частот не подсвечива­ется, нужно переключить управление приемником на данный пульт, нажав кнопку «Перекл. пульт.».

Для настройки приемника на заданную частоту необходимо: включить соответствующий поддиапазон;

ручкой быстрой настройки установить приближенно частоту по шкале, а затем ручкой медленного вращения шкалы уточнить час­тоту;

поворотом ручки медленной настройки вправо или влево до­биться максимальной громкости принимаемых сигналов в телефо­нах;

в случае приема телеграфных незатухающих колебаний ручкой «Рег. тона» установить желаемый тон сигналов в телефонах;

переключателем «Подстр. ант.», нажимая его вверх или вниз, добиться максимальной громкости принимаемых сигналов и наи­меньших шумов в телефонах.

Для работы приемника необходимо включить режим «Без АРУ» и ручкой «РГ и РУ» установить нужную громкость сигналов в те­лефонах.

Если в телефонах происходят резкие изменения громкости сиг­налов корреспондента (по причине затуханий радиоволн вследст­вие особенностей их распространения), то настройку рекомендуется производить в режиме работы приемника «С АРУ».

После настройки приемника (перед полетом) следует поворотом ручек «РГ и РУ» и «Per. тона» убедиться в плавности соответст­вующих регулировок. При наличии помех радиоприему нужно пере­ключатель «Узк. - Шир.» установить в положение «Узк.», после че­го ручкой «Настройка» подстроить приемник до максимальной громкости принимаемых сигналов.

Включать узкую полосу пропускания частот приемником целе­сообразно при приеме радиотелеграфных сигналов. Ее включение в случае приема радиотелефонной передачи приводит, как правило,

к невозможности приема вследствие уменьшения громкости сигна­лов в телефонах (в результате подавления составляющих боковых частот модулированного сигнала).

Если приемник откажет, нужно проверить включение АЗС-2 «ПРМ KB» на щите АЗС и заменить предохранитель СП-2 с такой" же надписью на панели переменного тока. При невозможности ра­боты с одного или обоих пультов управления следует заменить пре­дохранители соответственно на одном или обоих пультах.