Специалисты по беспилотным летательным аппаратам. Профессия — пилот дронов. Зарплаты, обучение, вакансии. Где обучают профессии оператора

Дрон среди ясного неба

Развитие беспилотной авиации в России находится на подъеме. Проанализировав опыт стран НАТО и привнеся в него свои ноу-хау, в Минобороны сумели добиться того, что опыт и тактику использования беспилотников теперь начали перенимать у нас. В России подготовкой специалистов и изучением теории и практики применения БПЛА занимается Государственный центр беспилотной авиации Минобороны России. Корреспондент «МК» пообщался с курсантами и преподавателями расположенного под Коломной центра.

Совершенствованию применения беспилотной авиации в Минобороны России уделяется пристальное внимание. Можно констатировать факт, что в этой области сделан существенный скачок. Если в 2011 году в Вооруженных силах было 180 беспилотных систем, то на конец 2015 года их стало почти в 10 раз больше. Кроме того, опыт выполнения боевых задач в Сирии показал, что они незаменимы в ходе боевых действий. На сегодня роты беспилотной авиации созданы в каждом военном округе, а уже к концу этого года будет сформировано аналогичное подразделение на Северном флоте. В Государственном центре беспилотной авиации готовят операторов дронов, изучают перспективные образцы техники и даже занимаются теорией применения БПЛА.

Жесткий отбор

Сейчас, с увеличением задач, которые выполняют беспилотники, очень остро стоит вопрос о подготовке грамотных операторов, знающих свои машины, что называется, от «а» до «я». Это и призван осуществлять центр. Кроме того, он выполняет задачи по воздушной разведке, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведению войсковых испытаний комплексов с беспилотными летательными аппаратами до их принятия на вооружение, а также проводит научные исследования. В прошлом году центр подготовил более 1100 специалистов по применению комплексов с беспилотными летательными аппаратами. В ближайшей перспективе планируется оснащение центра автоматизированной информационно-обучающей системой и создание филиалов в военных округах. Вскоре помимо военнослужащих Минобороны за парты сядут специалисты из других ведомств - МВД, ФСБ, МЧС.

Учатся в Коломне только контрактники, имеющие образование не ниже среднего специального. Для того чтобы получить направление в центр, военнослужащий сначала проходит ряд квалификационных испытаний у себя в части. В начале учебы курсанты проходят курс теоретической подготовки, сдают зачеты, получают навыки управления БПЛА на тренажерах и после получения необходимых допусков уже приступают к практике.

Как рассказал «МК» начальник центра Валерий Фролов, сдают экзамены далеко не все: около 10–15 процентов курсантов отсеиваются уже в первые недели обучения.

Отбор жесткий: одна «двойка» на экзаменах - и права пересдачи уже нет, военнослужащий отправляется в ту часть, откуда прибыл.

Курс подготовки зависит от того, на какой тип беспилотников обучаются курсанты. Если это комплексы малой дальности и ближнего действия, типа беспилотников «Гранат» от первой до четвертой модификации, «Элерон», «Застава» и др., то учеба длится 2,5 месяца; на комплексы среднего действия, типа БПЛА «Форпост», учатся около четырех месяцев.

После окончания учебы военнослужащие отправляются в свои воинские части.


Лейтенант морской пехоты Александр Житенев рассказывает: для того чтобы попасть на учебу в центр, нужно пройти серьезный отбор в частях.

Операторы будущего

На площадке перед плацем стоят беспилотники, на которых сейчас обучаются курсанты. Вот линейка БПЛА «Гранат». Самый миниатюрный из них - «Гранат-1». Он собирается за пять минут, запускается с руки и может вести разведку на дальности до 15 км. Комплекс «Гранат-2» - уже побольше. Он может вести наблюдение на дальностях более 20 км. Оснащается как фото-, так и видеокамерой. Дальность «Граната-3» - более 40 километров, а комплекс «Гранат-4» может работать уже на дальностях более 100 км. Этот аппарат может использовать и тепловизор.

Чуть подальше стоят уже «большие» БПЛА - к примеру, комплекс «Орлан-10». Этот аппарат работает на дальности до 150 км. Предназначен для ведения разведки с фото- и видеофиксацией. Оснащен инфракрасной камерой и УКВ-пеленгаторами. Высота его полета - до 5 тысяч метров. Может выдавать корректировки и передавать данные в режиме реального времени на командный пункт. Способен находиться в воздухе до 10 часов.

В учебных классах кипит работа. Возле мониторов сидят курсанты центра, а в середине класса - инструктор, который следит за выполнением поставленных задач.

При достижении высоты 100 - выпуск парашюта, - дает вводную инструктор. - На посадке ветер 120.

Принял, - отвечает курсант. - К посадке готов.

Лейтенант морской пехоты Александр Житенев обучается в центре уже давно. Он рассказывает, что его направили на учебу из части, которая находится неподалеку от озера Байкал. Сам он оканчивал Рязанское автомобильное училище и отправился по распределению в Центральный военный округ, однако, узнав о наборе в центр, решил сменить квалификацию и стать оператором БПЛА. Сейчас он осваивает «Орлан-10».

В войсках операторы беспилотников очень востребованы, - объясняет свой выбор офицер. - Вот решил переквалифицироваться. На самом деле у меня все родственники - военные летчики, я сам пытался поступить в авиационное училище, но не прошел по здоровью. Сейчас мне, можно сказать, предоставился второй шанс попасть в авиацию.

Александр говорит, что хотя учеба и непростая, но пока никаких замечаний у него не было.

После окончания учебы вернусь обратно к себе в часть, на Байкал, - делится планами офицер. - Большинство моих сослуживцев хотят понимать, что такое беспилотник, знать о них побольше. Это тоже побудило пойти в операторы дронов. Сейчас целое поколение новых машин появляется - считай, что я одним из первых освою эту профессию…

Житенев рассказывает: для того, чтобы попасть на учебу в центр, нужно пройти серьезный отбор в частях. Просто так, для «галочки», сюда учиться не отправляют. Кроме того, в центре тоже обучение идет в три этапа. Сначала проверяют знание компьютеров, профпригодность, а уже потом начинается изучение азов профессии.

В сухопутных подразделениях используют легкие беспилотники, поэтому я изучаю здесь их тактико-технические характеристики, - рассказывает Александр. - В дальнейшем я хочу освоить всю линейку беспилотной авиации, изучить в том числе и тяжелые дроны. Это очень интересно и перспективно.

В классах курсанты изучают топографию, тактико-специальную подготовку, связь; кроме этого, оператор БПЛА должен быть уверенным пользователем компьютера. Большое внимание уделяется технической составляющей дрона. Изучается работа всех типов двигателей - и бензиновых, и электрических.

В идеале оператор дрона должен знать свою машину, что называется, до винтика, - говорит офицер. - Он должен уметь устранить в ней мелкие неполадки. В принципе ничего сложного здесь нет.

Наверстать упущенное

На полигонах отрабатывается на практике то, что зазубривалось в классах. Курсанты под присмотром инструкторов самостоятельно запускают дроны в небо и выполняют учебные задачи. Причем непогода на практические занятия никак не влияет. Беспилотники поднимаются и в снегопад, и в дождь.

Действительно, сейчас нет отбоя от желающих направиться на учебу в центр. Здесь самая современная учебная база и опытные наставники. Для обмена опытом в центр приезжают даже из летных училищ. Помимо непосредственно обучения курсантов специалисты центра ведут разработку программных и уставных документов по применению комплексов с беспилотными летательными аппаратами и использованию воздушного пространства БПЛА. Причем российская тактика применения БПЛА признается сейчас лучшей в мире. Здесь огромная заслуга руководства центра, которое сумело почти с нуля создать уникальный объект, способный подготовить специалистов мирового уровня.

Конечно, отставание у России по созданию боевых дронов пока существует. Если в Советском Союзе это направление считалось одним из приоритетных, и мы были одними из лидеров, то в 90-е годы отрасль провалилась в яму, которая длилась около 20 лет. Сейчас промышленность активно наверстывает упущенное.

Появились перспективные тяжелые БПЛА, способные нести ударное вооружение, разрабатываются дроны вертолетного типа. Они не уступают передовым образцам иностранных государств по дальности и продолжительности полета, эффективности ведения воздушной разведки, выполнению специальных задач. Все эти машины в обязательном порядке будут проходить испытания в центре.

Оператор дронов — опытный авиатор, который отвечает за наземное управление БПЛА. Он выполняет управление, составляет план полета, принимает данные с дрона, занимается их обработкой. Профессия подходит тем, кого интересует физика и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

За последние 50 лет наука шагнула вперед, благодаря чему были созданы смартфоны, компьютеры, БПЛА (беспилотные летательные аппараты). Изобретение новых видов техники стало причиной появления интересных профессий: программисты, IOS-разработчики, операторы дронов. Последняя профессия в России официально появилась в 2017 году, к людям, претендующим на эту вакансию, выдвигаются очень строгие требования:

  • высшее или среднее техническое профильное образование, связанное с авиацией;
  • понимание принципов работы летательной техники;
  • технический склад ума.

Дроны широко используются во всех сферах нашей жизни, но подготовленных специалистов, которые способны управлять БПЛА, мало, поэтому профессию можно считать очень перспективной и полезной. БПЛА используют для поисковых и военных операций, в киноиндустрии, рассмотрим другие сферы применения:

  • частная видеосъемка (свадьбы, дни рождения, концерты и другое);
  • научные исследования (метеорология, зоология и другие);
  • оказание помощи населению во время наводнений, пожаров, торнадо и других природных катастроф;
  • промышленность, разработка новых месторождений полезных ископаемых и т. д.;
  • доставка грузов.

Областей применения очень много, в перспективе дроны смогут осуществлять транспортировку людей, животных, крупногабаритных грузов.

Особенности профессии

Оператор дрона — технический специалист, имеющий профессиональную подготовку и узкую специализацию. Эксперты считают, что эта профессия всего через несколько десятков лет потеряет свою популярность, ведь людей заменит автоматика. В обязанности оператора БПЛА входит выполнение таких работ:

  • подготовка дрона к полету;
  • создание полетных заданий;
  • контроль технического состояния беспилотника;
  • получение и обработка данных;
  • прикрепление к БПЛА разных видов цифровой техники;
  • принятие решений во время нештатных ситуаций;
  • техобслуживание беспилотников;
  • выполнение несложных ремонтных работ;
  • анализ полученных цифровых материалов, их обработка;
  • ведение документации.

У оператора, работающего с дронами, должна быть отличная моторика, быстрая реакция и мышление, ведь он обязан мгновенно принимать решения во время непредвиденных ситуаций, предупреждая человеческие жертвы, разрушения, материальные потери.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Редкая профессия, поэтому операторы очень востребованы.
  2. Дроны — это будущее, поэтому спрос на операторов постоянно будет расти.
  3. Работа с современной техникой и программами.
  4. Интересный и социально полезный труд.
  5. Солидная заработная плата.
  6. Постоянное обучение и саморазвитие.
  7. Работа неопасная.
  8. Возможность получить новую специализацию для авиаторов любого возраста.

Минусы

  1. Оператор несет огромную ответственность.
  2. Халатность приведет к материальным потерям и человеческим жертвам.
  3. Работа сидячая, активным людям она может показаться монотонной.

Важные личные качества

Оператор дронов — это увлеченный и талантливый человек, который отличается сдержанностью, невероятной педантичностью, техническим складом ума, логическим и аналитическим мышлением, стрессоустойчивостью. Эту профессию выбирают люди, которые имеют базовую подготовку и хорошо знакомы с авиацией, они влюблены в разные виды летательных аппаратов.

Обучение на оператора дронов

Профессия была официально признана недавно, поэтому сегодня различные учебные заведения предлагают людям, имеющим профильное образование в сфере авиации, пройти курсы переподготовки. Но изначально необходимо получить образование, абитуриент может пойти по одному из нижеописанных путей:

  • поступление в летное училище или колледж, куда можно подавать документы после 9-11 класса;
  • поступление в авиационный вуз после школы или профильного училища.

При поступлении необходимо сдавать экзамены по математике и русскому языку, физике, перечень зависит от вуза, в который вы будете подавать документы. Заметим, что к поступлению в авиационные вузы студент должен хорошо подготовиться, ведь оцениваются не только его знания, но и физическое состояние (рост, вес, выносливость и другие параметры).

После обучения в вузе необходимо пройти курсы профессиональной дополнительной подготовки, где студентов познакомят с особенностями дронов, дадут возможность поработать с симуляторами.

Учебный центр ZALA AERO

В учебном центре ожидают студентов, которые в перспективе желают стать операторами дронов. Группы состоят не более чем из 15 человек, помещения центра великолепно оборудованы: новейшая техника, программы-тренеры, симуляторы, автопарк, необходимый для проведения занятий на открытой местности. Среднее время обучения составляет 2-3 недели, в программе теория и очень много практики, ведь студенты получат возможность управлять дронами в разное время суток, при сложных погодных условиях. Авиаторы, пройдя обучение, получают сертификат, который даст им возможность работать оператором БПЛА.

Летные училища

  1. Егорьевский авиационный технический колледж.
  2. Сетуньский вечерний авиационный техникум.
  3. Жуковский авиационный техникум имени В.А. Казакова.
  4. Авиационно-транспортный колледж.
  5. Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётного состава им. В. П. Чкалова‎.
  6. Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени М. М. Расковой‎.
  7. Омский летно-технический колледж имени А. В. Ляпидевского.
  8. Калужское летно-техническое училище.

Высшее образование

  1. Московский авиационный институт.
  2. Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана.
  3. Военный авиационный инженерный университет.
  4. Челябинский военный авиационный институт штурманов.
  5. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

Место работы

Дроны используются в разных сферах нашей жизни, поэтому оператор БПЛА сможет найти работу в военных структурах, частных компаниях и коммерческих организациях, занимающихся промышленностью, торговлей, научно-исследовательской работой. Операторы могут работать на себя, снимая свадьбы, концерты, сотрудничая с киностудиями, рекламными агентствами и другими компаниями, которым необходимы качественные фотоснимки и видеозаписи.

Оплата труда

Профессия новая и перспективная, поэтому оператор дронов, имеющий профильное образование и сертификат, может получать очень высокую зарплату. Размер оклада зависит от компании, в которой оператор работает, региона проживания, уровня технической подготовки.

Заработная плата в Москве

  • 50000-120000 руб.

Заработная плата в России

  • 40000-100000 руб.

Профессиональные знания

Уровень профессиональных знаний должен быть безупречным. Часто оператор производит мелкий ремонт БПЛА, контролирует его состояние, поэтому он обязан быть отличным инженером, хорошо разбираться в физике, географии. Плюсом станет наличие водительских прав, знание технического иностранного языка, необходимого для изучения сопроводительной документации и исследований зарубежных ученых.

  1. Использование современных систем навигации и управления.
  2. Техника безопасности при эксплуатации дрона.
  3. Устройство дрона, умение выполнять мелкий ремонт.
  4. Теоретическая механика.
  5. Автоматизированное проектирование.
  6. Прикладная гидро- и аэродинамика.

Новая профессия «оператор дрона» появилась в России: ее уже официально зарегистрировали. И теперь все любители аэронавтики и управления беспилотниками, являющиеся гражданами РФ, смогут стать профессионалами и получать за свое хобби официальную зарплату, причем неплохую. Так, вознаграждение за работу оператора беспилотника предположительно оценивается сегодня в сумму от 60 до 120 тыс. рублей. Стандарты профессиональной подготовки и переподготовки будущих специалистов уже отправлены в министерство Труда РФ Ассоциацией разработчиков беспилотных авиационных систем.

Как стать оператором дронов?

Как сообщил вице-президент НП «ГЛОНАСС» по авиационно-космическим системам и сервисам, действительный член Российской академии космонавтики, руководитель группы по реализации и разработке дорожной карты AeroNet Национальной технологической инициативы Сергей Жуков, после одобрения стандартов будут утверждены образовательные программы по подготовке будущих операторов дронов. Для приобретения новой профессии потребуется пройти обучение, или переобучение, на специальных курсах и получить документ, подтверждающий квалификацию.

Обучение профессии оператора беспилотных летательных аппаратов на новых курсах предполагает не только теоретические лекции, которые можно будет прослушать, в том числе и дистанционно (необходимая онлайн-платформа уже создана и проходит тестирование), но и практические занятия по специальности, прогнозируемые для проведения на базе Московского авиационного института (МАИ). Росавиация будет выдавать дипломы закончившим курсы и успешно сдавшим экзамены. Ставший оператором специалист получит возможность управлять летательным аппаратом, вес которого не превышает 30 кг.

Суть будущей специальности

Обучающийся перспективной специальности будущий оператор дронов — это кибер-, или удаленный от своего объекта управления, пилот, который может находиться на значительном расстоянии от летательного устройства и тем не менее руководить его полетом.

Само английское слово drone переводится как жужжать, гудеть, а также как трутень или бездельник. Этот жужжащий бездельник, или БПЛА (беспилотный летающий аппарат), изначально задумывался как отдельный вид военной техники и предназначался для военных целей и задач, трудновыполнимых для человека. Поэтому, несмотря на все перспективы использования дронов в сельском хозяйстве, туристическом бизнесе и других гуманитарных областях, основная востребованность данной профессии, безусловно, предполагается в военно-воздушных войсках. И скоро на эту специальность будет такой же конкурс, как в военные училища, Вузы и академии.

Военная специфика профессии

В американских войсках недавно уже испытали отряд военных мини-дронов, созданных специально для подавления противовоздушной обороны или нападения на позиции противника. Мини-беспилотники — устройства одноразового действия, их печатают на 3D-принтере и запускают с воздушного шара, а также из специального контейнера с борта гражданского самолета, бомбардировщика или истребителя, не по одному, а целым роем.

Дроны могут находиться в специальной кассете на борту самолета и запускаться оператором на исполнение поставленной боевой задачи простым нажатием кнопки. Противодействовать такому дрону имеющимися на вооружении сегодня средствами будет очень сложно, потребуется новое радиоэлектронное оружие, которое нужно начать разрабатывать одновременно с появившимся современным видом военной техники.

Перспективный БПЛА уже получил немного странное для российского уха имя Perdix, или Пердикс, что по латински означает «куропатка». Полученный диплом позволит выпускнику становиться оператором дронов, летающих на малых высотах, которые смогут быть использованы и как средство разведки, и как оружие для нападения на вражеские объекты. Поскольку на разработку защиты от беспилотников потребуются значительные затраты, немалое количество средств будет вложено в новую профессию, так как обучаемый станет частью военной системы.

3D-печать сильно удешевляет процесс производства Perdix и его возможного ремонта, поэтому посадочного устройства у дрона нет. Эта специфика конструкции приводит к повреждению лопастей, крыльев и корпуса при посадке. Одновременно пока не решена задача возвращения беспилотника на свою исходную позицию, то есть в самолет, из которого он был запущен. Нападающие дроны должны иметь возможность, работая «в стае», во избежание столкновений действовать в режиме «общей сети», ориентируясь друг на друга. Соответственно и обучавший будущего оператора тренажер должен быть оснащен новейшими алгоритмами военных разработок и последними обновлениями программного обеспечения.

Пока еще в нашей стране глубоко этой темой не занимались, однако для реализации подобных замыслов нужны серьезные государственные инвестиции. И чем раньше они будут найдены и вложены в новый, перспективный и уже испытывающийся американцами вид вооружения, тем дешевле России это в итоге обойдется. Прежде всего, вложения средств потребуются в разработку необходимых алгоритмов «стаи». Общая стоимость таких работ может превзойти все затраты на создание материальной части БПЛА.

Профессиональные перспективы

Перспективность новой профессии очевидна: необходимость в освоении навыков пилотирования беспилотными средствами назрела во многих областях науки и техники. Ожидается, что дроны смогут усовершенствовать и упростить процесс доставки маломерных грузов, в особенности на далекие расстояния и в труднодоступные для других средств перемещения места. Кроме того, существуют планы, по которым БПЛА смогут передавать сигналы морским судам и гражданским лайнерам.

В настоящий период российские специалисты анализируют возможные варианты использования беспилотных летательных аппаратов: от создания сети дронов для трансляции сигналов гражданским самолетам до передачи грузов, особенно медикаментов и быстро портящихся биологических материалов.

С месяц назад провел курсы операторов беспилотных летательных аппаратов. Отчитываюсь.

Готовим аппарат к учебному запуску

Вообще-то провожу обучение по использованию дронов, обработке данных аэрофотосъемки регулярно, даже в родном госуниверситете спецукурс раз в году для студентов кафедры ГИС провожу. Но вот с выдачей официальной бумаги - такое первый раз.

Формально курс представляет собой повышение квалификации в объеме 72 часа. Подобный учебный курс может проводить любое образовательное учреждение с лицензией (типа, как куры на какой-нибудь Excel). В нашем случае "корочки" выдавал ДОСААФ, а ваш покорный работал преподавателем дисциплин: от порядка эксплуатации дрона самолетного типа, до обработки данных аэрофото.

Учебный самолет - летающее крыло на основе (читай - с корпусом) Skywalker X5 Pro, с полетным контроллером Pixhawk , и фотоаппаратом Sony ILCE 5000. Т.е. летать, снимать для последующего получения ортофотопланов и цифровых моделей - умеет, может и даже практикует. Подробно о теххарактеристиках самолета напишу как-нибудь попозже. Если честно, они не выдающиеся в плане практического использования, но для учебных задач типа взлетел с катапульты, отлетал полетное задание и приземлился на парашюте вполне годиться.

Катапультный старт - наше все для учебного дрона.

Что делали "курсанты"? В основном - тренировались использовать летающую технику, сделанную на основе полетного контроллера с открытой архитектурой. Понятно, что за неделю с небольшим, с нуля все не освоить, однако самим выполнять простейшие полеты уже можно.

Посадка была успешной!

Еще обрабатывали снятые лично данные (ну, понятно, и из своих запасов тоже выдавал), фотограмметрический минимум с помощью Agisoft Photoscan освоили: цифровую модель местности от модели рельефа отличают, хы.

Сделал полетное задание - проверь, выполнимо ли оно на практике.

Куры очень дешевые, сберегают пару единиц летающей техники, которые в случае самостоятельного обучения пришлось бы израсходовать, хы. Так что обращайтесь, тем более поскольку корочки официальные, то оплату всего недельного с хвостиком удовольствия может (и должен!) спонсировать работодатель.

Взлет возможен и без катапульты.

Небольшая воздушная акробатика - вне учебной программы, по просьбам слушателей. Ну нельзя вот так взять и не полетать:

На официальной странице компании "Съемка С Воздуха ", организовавшей курсы, с расписанием занятий, описанием учебных разделов. Geodrone-L , учебный аэрофотосъемочный комплекс, на котором проводились занятия.

PS. Еще заранее похвастаюсь, официальный статус обучения сподвиг на написание официальных учебных материалов. Руководство по дрону самолетного типа на Pixhawk готово, и за одним учебные материалы в стиле делай раз-делай два- получай цифровую модель, т.е. по обработке данных аэрофотосъемки в фотограмметрическом пакете Photoscan и ERSI Arcgis. В свободный доступ такое пока рано, а может и никогда, только только в бумажном виде.