Компьютер из "терминатора". Технические характеристики Atari Portfolio

Год назад, 8 апреля 2012 года, в возрасте 83 лет скончался Джек Трамел – американский предприниматель польско-еврейского происхождения. Его долгая жизнь была насыщена событиями – в том числе и такими, которые оказали значительное влияние на зарождение и развитие индустрии домашних компьютеров.

Будущий Джек появился на свет в декабре 1928 года в городе Лодзи – по одним сведениям, звали его при этом Идек Трамельски, а по другим – Яцек Шмель (польск. Trzmiel). Как бы там ни было, после начала Второй мировой войны на долю мальчика выпали немалые испытания: вместе со своими родителями и со всеми остальными евреями, составлявшими почти треть от 600-тысячного населения Лодзи, он был перемещен сначала в переполненное гетто, а затем и в концлагерь Освенцим. Лично Йозеф Менгеле признал Идека и его отца годными к физическому труду, и, избежав немедленного уничтожения, они работали на строительстве бараков, а вскоре были переведены в другой концлагерь, находившийся под Ганновером. Здесь Трамельски-старший погиб от истощения и от опытов, которые нацисты проводили над заключенными, а его сын после пяти лет пребывания в лагерях был освобожден наступавшей с запада американской армией в апреле 1945 года.

Вернуться назад в Польшу Идек так и не решился, а оставался поначалу в оккупированной американцами Западной Германии, занимаясь всем, чем только придется. В 1947 году, женившись на такой же, как и он сам, бывшей заключенной концлагеря, он отправился в США – имея при себе только билет в одну сторону, оплаченный еврейской иммиграционной организацией, и выданные ею же 10 долларов на все возможные расходы. Попав в Новый свет, Джек Трамел (так он решил себя теперь называть – с ударением на втором слоге) недолго раздумывал о своем будущем: через несколько месяцев он уже числился рядовым ВС США. В американской армии Трамелу пришлось прослужить почти четыре года, так как положенная демобилизация была отсрочена из-за начавшейся Корейской войны. К счастью, Джеку в очередной раз повезло – на фронт он не попал, зато получил и специальность, и опыт в области техники: последней его должностью в армии было заведование мастерской по ремонту офисного оборудования .

После окончания службы Трамел устроился в такую же мастерскую по ремонту печатных машинок в Бронксе. Получаемых 50-ти долларов в неделю явно не хватало – и, чтобы прокормить жену и уже троих сыновей, по ночам ему приходилось подрабатывать еще и таксистом. И тут на помощь снова пришла американская армия: демобилизованным предоставлялась возможность взять банковский кредит в $25 тысяч под гарантию от государства. Джек, который не раз признавался, что после концлагеря ему уже ничто не казалось слишком рисковым и пугающим, решает основать собственное дело – и открывает сначала свою мастерскую, а затем и целую фабрику по производству пишущих машинок. Правда, для этого ему пришлось перебраться в Канаду, где жили родственники его жены, где конкуренция была поменьше и где было легче наладить импорт и экспорт в Европу, в том числе и Восточную. Так что в 1955 году в Торонто на свет появилась Commodore Business Machines. «Так как я служил в армии, то мне хотелось назвать свою компанию «Генералом», – объяснял позднее Трамел, – но в США было уже столько «генералов»: General Electric, General Motors…» «Адмирал» тоже был занят – так что пришлось довольствоваться званием коммодора ».


Печатная машинка марки Commodore

С дальнейшим развитием своего предприятия в 60-е годы Трамел не только перебрался назад в США, на этот раз в Калифорнию, но и наловчился радикальным образом обновлять ассортимент своей продукции: печатные машинки сменились сначала суммирующими машинами (простейшей разновидностью механических калькуляторов), а затем и собственно калькуляторами – уже электронными. Сам Джек никогда не был инженером и в современной технике особо не разбирался, но как бизнесмен прославился своим чутьем на новинки и умением выводить таковые на рынок в самые кратчайшие сроки. Но у популярности его продукции была и обратная сторона: например, в 1975 году компания Texas Instruments, производившая микросхемы для калькуляторов Commodore, решила сама выпускать собранные устройства, а потому установила на комплектующие такие цены, которые превышали стоимость самого калькулятора.


В качестве выхода из ситуации Трамел приобрел собственную компанию по разработке и производству процессоров – MOS Technology. В 1976 г. последняя превратилась в подразделение Commodore Semiconductor Group, во главе которого был поставлен главный разработчик MOS – Чак Педдл . В течение нескольких лет до этого Педдл служил в компании Motorola, где занимался созданием процессора 6800, но был вынужден уволиться после того, как начальство отвергло его предложения по разработке как можно более дешевого ЦПУ. К счастью, Трамел был более дальновидным руководителем: когда Паддл стал рассказывать ему о том, что калькуляторы – это день вчерашний, а будущее принадлежит микрокомпьютерам, Джек сразу же поручил ему сконструировать такой компьютер самому – дав ему всего шесть месяцев срока и своего сына Леонарда в помощники.

Разработчикам удалось все сделать вовремя: в январе 1977 года на выставке Consumer Electronics Show в Чикаго за закрытыми дверями был представлен персональный компьютер по имени Commodore PET (красивая аббревиатура по желанию расшифровывалась как Personal Electronic Transactor). Новинка была построена на процессоре MOS Technology 6502 – он был выпущен еще до вхождения его авторов в состав компании Трамела, а потому исправно служил и в ЭВМ конкурентов, таких как Apple II. ЦПУ работал на частоте 1 МГц и отдельно стоил всего $25 – в противоположность тем $175, которые Motorola просила в то время за свой 6800. Объем ОЗУ насчитывал 4 (опционально 8) КБ, а 9-дюймовый черно-белый монитор выводил символы в режиме 40х25. Но изюминкой PET был дизайн – впервые пользователям предлагался компьютер «все в одном»: в корпус была встроена не только клавиатура, но и монитор, и кассетный магнитофон, служивший в то время основным средством хранения данных .


Но главной особенностью VIC была цена: всего 299 долларов! Джек Трамел и его новый помощник Майкл Томчик, который руководил разработкой этого компьютера, ориентировались при этом на дальневосточные бизнес-стратегии. «Японцы наступают, – объяснял своим сотрудникам Трамел, – а значит, мы тоже должны стать японцами!» – иначе говоря, производить массовые и недорогие продукты (но, конечно, не в ущерб качеству). VIC-20 действительно частично разрабатывался в Стране восходящего солнца, при участии Тони Токаи, руководителя Commodore Japan (президентом которой, скорее номинальным, был старший сын Джека – Сэм Трамел). Еще одним достойным внимания нововведением VIC-20 было наличие отдельного блока функциональных клавиш: эта ныне привычная часть клавиатуры до того практически не употреблялась на Западе, в отличие от стран Азии с их иероглифическим письмом .


К 1982 году VIC-20 был уже наиболее популярным домашним компьютером – первым из этого класса устройств, достигшим числа продаж в миллион экземпляров и на несколько месяцев обогнавшим по этому показателю более ранний Apple II. И все же самый феноменальный успех пришелся на долю следующего, уже третьего компьютера компании Трамела – Commodore 64, выпущенного в том же году. Цифра в названии означала объем ОЗУ: Джек сам настоял, чтобы новинка снабжалась 64 КБ в расчете на дальнейшее снижение цен на микросхемы памяти – и оказался прав. Процессором служил MOS Technology 6510 – новейшая разработка и на этот раз Commodore-эксклюзив, в отличие от 6502. Разрешение экрана при работе в 16-цветном режиме достигало 320х200, но чуть ли не самой примечательной изюминкой новинки был звуковой генератор собственной разработки MOS Technology SID: продвинутый по тем временам трехканальный звук во многом способствовал как успеху С64, так и появлению на свет целой субкультуры демосцены. Простейший интерпретатор языка BASIC был зашит в ПЗУ.

Благодаря почти полному контролю над всей вертикалью производства С64 и его комплектующих себестоимость нового ПК составляла для Commodore Business Machines примерно 135 долларов – так что в розницу новинка поступила с ценником $595. Примерно равный по производительности Apple IIe обходился домашнему пользователю ровно в два раза дороже, а Atari 800 с 48 КБ ОЗУ вместо 64-х стоил 900 долларов. В результате Commodore 64 оказался доныне непревзойденным рекордсменом: производство достигало 400 тысяч машин в месяц, а всего Трамелу удалось продать не менее 17 миллионов экземпляров этой модели своего компьютера. Разумеется, так же бойко шли продажи и самой разнообразной периферии, среди которой к концу 80-х насчитывалась уже несколько моделей мониторов, принтеров, модемов, внешних НГМД и даже цветного плоттера.


Трамел объявил решительную войну не только другим домашним ПК, но и видеоприставкам: в январе 1983 года стартовала акция по возмещению суммы в 100 долларов любому покупателю, сдавшему после покупки Commodore 64 какую-нибудь старую консоль или ЭВМ. Некоторые дилеры даже додумались предлагать устаревшие консоли «в нагрузку» к С64 – долларов так за 10, в виде скрытой скидки на новинку Трамела: не удивительно, что производители приставок разорялись десятками. Своего рода «личной местью» стало для Джека успешное вытеснение с рынка домашних ПК компании Texas Instruments, которая десятью годами ранее чуть было не добилась банкротства Commodore как производителя калькуляторов .

Однако, тем временем, и совершенно неожиданно, переменилась судьба самого Джека Трамела. Поскольку все его агрессивные бизнес-новации требовали немалых капиталовложений, он уже давно не был крупнейшим акционером своей компании. В январе 1984 года, когда уровень годового дохода от продаж только-только превысил миллиард долларов, Джек был вынужден уйти из основанной им Commodore, не сойдясь во взглядах на стратегию дальнейшего развития с финансистом и инвестором Ирвингом Гулдом .


Впрочем, унывать Джек никак не собирался: вместе с сыновьями и некоторыми другими экс-коммодоровцами он сразу же основал новую компанию – Tramel Technology. А уже в июле 1984 года приобрел у Warner Communications потребительское подразделение по имени Atari Inc. – , с которой, уже бывшей в составе Warner, так долго сражался возглавляемый Трамелом Commodore. Сумма сделки составила 50 долларов наличными и 240 миллионов акциями и векселями, но сама Atari к тому времени, по причине кризиса всей индустрии видеоигр, приносила своим владельцам один только убыток: по миллиону долларов в день.

И все же, верный своему боевому духу, Трамел переименовал свою компанию в Atari Corporation () и настроился завоевать рынок ПК еще один раз. Удача была на его стороне: юристы обнаружили в архивах свежекупленной корпорации договор, по которому Джей Майнер, ушедший из Atari еще в 1982 году, но получивший от нее финансирование , обязывался представить новый прогрессивный чипсет в уже прошедшем июне 1984 года. Джей Майнер тем временем, несколько напуганный перспективами преследования со стороны нового руководства Atari, продает свою компанию не кому-нибудь, а Commodore. Следует серия судебных разбирательств – но в выигрыше, по большому счету, остаются Atari и Джек Трамел, успевшие представить ПК следующего поколения ранее конкурентов.

Новинка называлась Atari ST – от сокращения Sixteen/Thirty-two, указывавшего на внутреннюю и внешнюю разрядность процессора Motorola 68000 (не путать со старым 6800). Впрочем, самой интересной в новом ПК была даже не столько начинка, сколько ориентация на использование графического интерфейса – еще до выхода компьютер получил прозвище «Джекинтош», как намек на желание Трамела переплюнуть последнее создание Стива Джобса. Впрочем, если Macintosh мог похвастаться лишь черно-белой графикой, то Atari ST обладал палитрой в максимум 512 цветов. Любопытно, что Билл Гейтс предлагал Трамелу портировать на его ПК свою ОС Windows, но Джека не устроили сроки разработки Microsoft, и в качестве основы была выбрана среда Graphical Environment Manager от компании Digital Research не менее знаменитого в истории операционных систем Гэри Килдалла .


На фоне своих основных конкурентов середины 80-х годов Atari ST выглядела очень даже неплохо – и не только по цене, что было традиционным для компьютеров Джека, но и по техническим возможностям. Лишь Amiga, выпущенная Джеем Майнером под крылом Commodore, на голову превосходила новый ПК Трамела (и всех остальных) по своим мультимедийным возможностям, особенно в плане графики. Зато ST оказался первым домашним компьютером со встроенным портом MIDI, что привлекло к нему внимание не только любителей, но и профессионалов электронной музыки. А графический и одновременно монохромный видеорежим высокого для того времени разрешения способствовал выпуску и распространению такого ПО для Atari ST как различные виды CAD и системы издательской полиграфии – особенно в Европе, что тоже всегда было характерно для продукции Трамела.

Домашние ПК: основные игроки рынка в 1985 году

Atari ST IBM PC AT Apple Macintosh Plus Commodore Amiga 1000
ЦПУ Motorola 68000, 8 МГц Intel 80286, 8 МГц Motorola 68000, 8 МГц Motorola 68000, 7,16 МГц
Базовый объем ОЗУ, КБ 512 512 1024 256
Дисковод 1 х 3,5″ 1 х 5,25″ 1 х 3,5″ 1 х 3,5″
Кол-во цветов 512 16 4096
Разрешение в ч/б режиме 640 х 400 720 х 350
(с опциональной ч/б платой)
512 х 342
Разрешение в полно-цветном режиме 640 х 200(4 из 512) и 320 х 200 (16 из 512) 640 х 200 320 х 200 (и 640 х 200 @16 цветов)
Звук, кол-во каналов 3 + MIDI 1 4 4
Розничная цена, $ 1000 (800 за ч/б модель) 4675 2599 1295

И все же Atari ST стал последним проектом Джека Трамела. В конце 1980-х он постепенно отходит от дел, уступая руководство компанией своим сыновьям. А они оказываются все же менее способными предпринимателями, чем их отец. На рынке ПК и наследники ST, и представители враждебного им семейства Amiga проигрывают бой открытой архитектуре IBM PC и его бесчисленным подражателям. С переменным успехом компания пытается вернуться на рынок консолей: Atari 7800 1986 года была еще очень даже популярной, в отличие от провальной Atari Jaguar (1993 г.) и одной из первых портативных игровых систем Atari Lynx, которая хотя и была цветной, но проиграла бой черно-белому GameBoy – не в последнюю очередь по причинам чисто маркетингового характера.

В 1996 году Джек Трамел продает Atari компании JTS (Jugi Tandon Storage) – производителю недорогих жестких дисков. Последние годы жизни он проводит вдали от большого бизнеса, занимаясь, кроме прочего, делами основанного им Американского музея Холокоста. Тем не менее, память о его старых компьютерах жива до сих пор. BASIC в исполнении для Commodore 64 является ныне почти что стандартом для всех ностальгирующих , а сам этот популярнейший в мире компьютер переживает в последние годы неожиданное возрождение. Раз уж находятся люди, готовые платить немалые деньги за машины не такие уж и мощные, но выполненные в памятном классическом дизайне 8-битного домашнего ПК , – значит, дело Джека Трамела по-своему продолжает жить.

Речь пойдёт о первом, в своём роде уникальном для 8-ми битных Atari, компьютере Atari 800, без всяких там приставок XL или XE, это будет позже, а сей час просто 800.

Процессор : 6502C(SALLY - поздние модели), NTSC: 1.7897725 МГц, PAL: 1.773447 МГц

ОЗУ : 8 Кб - 48Кб, расширяется за счёт дополнительных плат, устанавливаемых самим пользователем в соответствующие слоты.

ПЗУ : AtariOS 10 Кб (Бейсик отсутствует).

Видео : ANTIC ("Alpha-Numeric Television Interface Circuit")/ GTIA ("Graphics Television Interface Adapter") текстовый режим 40 x 24, графика до 320 x 192 (14 графических режима + различные комбинации графики и текста).

Разъемы : питания 9 Вольт, SIO (универсальный последовательный интерфейс), ВЧ видео, S-Video и НЧ видео (“Monitor”-DIN5 разъём),4 системных слота расширения доступных пользователю и один внутренний, 2 слота для картриджей, 4 порта джойстиков.

Звук : POKEY - четырехканальный, 8-ми битный звуковой синтезатор, встроенный динамик.

Внешний блок питания 9В переменного напряжения (трансформатор).
Начало продаж: 1979 год

Познакомился я с изделиями Atari в игровых залах, коих в 90-х было превеликое множество. Расположены они были в самых разных местах; в закутках различных магазинов, на вокзалах и просто в отдельных помещения. В качестве игровых там использовались обычные домашние компьютеры Atari, Commodore или ZX Spectrum. Из Atari были распространены более поздние варианты XL и XE, а описываемую модель впервые увидел уже «путешествуя» по интернету. Дома был самодельный клон Sinclair 48Кб («Зоновский» вариант) и денег на покупку чего-либо фирменного просто не было. Вот регулярно и ходил в игровые залы заглядывался там на всякую «фирму », с гораздо более красочной графикой и постоянно грохочущей музыкой, а не «чириканьем» спикера ZX Spectrum`а. Разбираться с тем, как это работает стал только сейчас,когда обзавёлся данным экземпляром, но на русском технической документации мало (может кто поделится?). Много на английском, даётся с большим трудом и пока толком не осилил. Вероятно, будут неточности, но если кто-то поправит, то буду только благодарен за это.

На волне успеха своей игровой консоли VCS 2600, в Atari решили выйти на рынок персональных (домашних) компьютеров. Нолан Бушнелл, основатель фирмы и создатель Pong, тогда пребывавший в должности председателя совета директоров Atari, принадлежащей Warner Inc, был против подобного решения. Он считал, что надо продолжать развивать идею домашней игровой консоли, а не соваться на рынок компьютеров. В 1978 году его исключили из состава директоров. Первые компьютеры Atari вышли в конце 1979 года.
В продажу Atari 800 поступил вместе со своим младшим братом Atari 400. Atari 400 имел дешёвую мембранную клавиатуру, один слот для картриджа и, как предполагалось изначально, 4Кбайта ОЗУ. Отсюда индекс модели 400. Подключение к телевизору только через антенный вход. Позиционировался он как дешёвый домашний компьютер, или, скорее как домашняя игровая приставка с возможностями компьютера. Но к моменту выхода модели в продажу цены на память упали и на заводе сразу стали устанавливать 8Кбайт ОЗУ.

В то время как Atari 800 причисляли к полноценным компьютерам. Он имел корпус бо льшего размера, чем Atari 400, клавиатуру с механическими клавишами, возможность последующего наращивания памяти от начальных 8Кбайт до максимальных 48Кбайт.
Описываемые модели были единственными компьютерами Atari, у которых было 4 разъёма для джойстиков, у всех остальных только 2. Atari 800, ко всему прочему, была единственная модель с двумя слотами для картриджей (Left Cartridge, Right Cartridge), у последующих один (Left Cartridge), и единственная с 4-мя системными слотами расширения. Более поздние модели не содержали их вовсе.

Для доступа к слотам картриджей, необходимо потянуть на себя клавишу (на фото она видна как прямоугольник над верхним рядом клавиш) фиксирующую крышку этого отсека. При этом происходит отключение питания компьютера. Что бы добраться до слотов расширения придётся открутить два, достаточно длинных, винта (видны сверху в углах металлического кожуха) и, потянув на себя верхнюю крышку, снять её.

Слоты не равнозначны и имеют различное назначение. При этом, каких либо внешних отличий между ними нет, и что гораздо хуже, нет «ключа», который бы не позволил воткнуть плату наоборот. Вероятно, это решалось тем, что изначально платы были упакованы в пластиковые корпуса, но из-за перегрева микросхем от них пришлось отказаться. Для исключения соприкосновения бескорпусных плат установлен разделитель, небольшая чёрная пластиковая деталь с горизонтальными прорезями. Ближний к клавиатуре слот предназначен для установки платы ПЗУ с AtariOS, без Basic`а — он появится в поздних моделях. В остальные можно устанавливать карты расширения памяти по 8 или 16 Кбайт.

Сторонние фирмы выпускали и другие платы.

Имеется некоторое количество внешних разъёмов.

Четыре штуки для подключения джойстиков.

Остальные разъёмы расположены на этой панели.

По порядку, слева на право:


  • “MONITOR” - для подключения монитора и вывода звука.

Монитор может быть подключен с использованием двух типов видеосигнала:

Композитный (COMPOSITE VIDEO - контакт 4)

S-VIDEO (COMPOSITE LUMINANCE- контакт 1 и COMPOSITE CHROMA - контакт 5)

AUDIO OUTPUT - линейный выход звука.


  • “PERIPHERAL” - 13-ти контактный. Для подключения различной периферии (магнитофон, дисковод и т.п.) по универсальному последовательному интерфейсу SIO.


  • 2-CHAN-3 - переключатель телевизионных радиоканалов для внутреннего ВЧ-модулятора. Коаксиальный кабель выводится через отверстие в задней части корпуса. Отсоединить его можно после снятия корпуса. Разъём расположен на плате блока питания, рядом с самим модулятором.


  • POWER ON OFF - клавиша включения/выключения компьютера.


  • POWER IN - разъём для подключения внешнего блока питания, 9В переменного напряжения, 27Вт.

В данном экземпляре есть платы расширения:


  • ПЗУ 10Кб, содержит AtariOS



  • ОЗУ 16Кб

Эти платы производства самой Atari.

Кроме них имеется ещё две платы сторонних производителей.

ОЗУ 32Кб AXLON INC.


Забавно нанесён серийный номер платы; нацарапан от руки прямо поверх лака на дорожке.


  • Плата алфавитно-цифрового (текстового) видео контроллера Full-View 80 фирмы Bit3 Computer Corporation


Предназначена плата для вывода текста 80х25. Без неё Atari может отображать текст 40х24. Данную плату поддерживало несколько текстовых редакторов. Выводит Full-View 80 монохромное изображение через свой композитный видеовыход, реализованный в виде плоского 4-х жильного кабеля, как IDE шлейф, с распаянными на конце двумя разъёмами, видны внизу под платой. Один, это RCA (колокольчик) гнездо. Второй, DIN5 вилка, как в «советских» магнитофонах. Похоже это было нужно для подключения к различным моделям мониторов того времени.

Она же без корпуса.




Основная плата, плата блока питания и процессорная плата доступны только при полной разборке аппарата.

Снята нижняя крышка и слева видна плата блока питания и разъёмов, а по центру, частично прикрытая металлической пластиной, основная плата. Справа внизу расположен динамик, который издаёт звуки при нажатии клавиш. В играх, к счастью, он молчит, звук при этом выводится через внешний разъём “Monitor” или через ВЧ-модулятор.

Нечто коричневое в правом нижнем углу - это молекулярный клей (так он вроде назывался, в гранулах, разогревается паяльником). Корпус не выдержал переезда через океан и треснул. Пришлось заклеить. Материал верхней части корпуса оказался весьма интересным, он многослойный. За основу взят обычный пластик, как в нижней части. Сверху него располагается слой из синтетических волокон, поверх которого нанесён слой пластика, придающий корпусу шершавую фактуру ("шагрень").

Снята верхняя часть корпуса.







Как не трудно заметить, примерно четверть (слева) корпуса совершенно пустая. Видимо пошли на такие затрата в угоду дизайну. Да и потом, мощный, современный и не дешёвый компьютер просто не может быть маленьким и лёгким! :-)

Клавиатура производства “Mitsumi”. Для возврата клавиши используется пружина.


В центре каждой клавиши имеется, судя по всему силиконовый, эластичный элемент с выступом посередине. Именно он осуществляет нажатие на соответствующее место на плёночной части клавиатуры.

Плёночная, контактная, часть клавиатуры. Плёнка используется только одна. На неё нанесены дорожки и контактные площадки чем-то чёрным матовым, токопроводящим. Изолирование от нижнего слоя, гетинаксовая печатная плата, выполнено нанесением белого, резиноподобного покрытия на всё ту же плёнку. Контактные площадки для клавиш оставлены открытыми.

Снята основная плата. Большое серое, зияющее дырами - это экранирующий кожух, весит 1кг. Он был необходим для выполнения требований FCC (Federal Communications Commission —американское Федеральное агентство по связи) по уровню радиопомех.

Плата внутреннего блока питания.

На ней расположены:


  • Внутренние преобразователи напряжения, выполненные на линейных стабилизаторах 7805 (+5В),78М12 (+12В). Простейший параметрический стабилизатор, на стабилитроне, выдаёт напряжение -12В, необходимое для работы микросхем динамического ОЗУ. Поскольку с внешнего трансформатора поступает переменное напряжение только 9В, то для обеспечения работы стабилизаторов на +12В и -12В, применяется ёмкостной удвоитель напряжения.

  • Высокочастотный ТВ модулятор. Прямоугольная коробка с белым кружком, примерно посередине платы. Позволяет подключить компьютер к телевизору через антенное гнездо. Видики тогда только-только начинают появляться и у телевизоров нет других входов, кроме антенного.

  • Четыре системные клавиши, в левой части платы; “START”, “ SELECT”, “OPTION” и “SYSTEM RESET”, по порядку слева на право.

  • Выключатель питания, срабатывающий при открывании крышки отсека картриджей. Расположен чуть выше модулятора.

  • Внешние разъёмы и выключатели, в самом низу по краю платы, описанные ранее.

Основная плата с установленной в неё процессорной платой (закрывается силуминовым кожухом)

Разъём висящий на проводах предназначен для подключения к основной плате 4-х системных клавиш.

Сама основная плата.

Как видно, все четыре слота расширения совершенно одинаковые внешне. Пятый, самый верхний, заметно больше, но он не доступен без полной разборки компьютера. В него устанавливается только процессорная плата.

На плате имеются две большие микросхемы. Та, что расположена выше - POKEY:CO12294, ниже - PIA 6520:CO14795.

Процессорная плата

Чипы, присутствующие на плате, слева на право: GTIA,NTSC:CO14805; ANTIC 400/800,NTSC:CO12296; SALLY:CO14806. SN74LS244NDS - буферный элемент-защёлка с 3-мя состояниями на выходе. Является стандартным компонентом, в отличие от предыдущих, заказных.

Зелёное и круглое, это переменный резистор. Он установлен в RC-цепи GTIA для временно й коррекции сигнала цветности относительно синхронизации.

Три чёрных резиновых кружка не дают плате соприкасаться с металлическим корпусом кожуха, внутри которого она расположена.

При проектировании новой модели в Atari справедливо рассудили, что для повышения производительности, необходимо разгрузить основной процессор и поручить часть работы дополнительному специализированному процессору. Кое что уже было реализовано ранее в Atari 2600 с её TIA. В результате появился на свет набор LSI-чипов(large-scale integration - высокой степени интеграции): ANTIC, CTIA/GTIA, POKEY . SALLY появился чуть позже, специально доработанный для Atari процессор 6502C.Один стандартный большой чип - PIA 6520.

ANTIC "Alpha-Numeric Television Interface Circuit" (Алфавитно-цифровая телевизионная интерфейсная схема) - это полноценный специализированный видео процессор со своим набором инструкций по формированию изображения на экране. Набор инструкций необходимый для описания всего экрана называется Display Llist (DL,список отображения или дисплейная программа) и выполняется в ходе каждого цикла обновления экрана. Одна инструкция описывает состояние целой строки на экране. Там указывается, откуда получать информацию для отображения, в каком режиме должна отображаться строка - в графическом или текстовом и в каком месте экрана она будет отображаться, есть ли скроллинг (scrolling - прокрутка) изображения и будут ли прерывания. ANTIC обрабатывает немаскируемые прерывания (NMI), которые происходят при нажатии клавиши “SYSTEM RESET”, VBI - обратный ход луча, генерируется по окончании отображения ТВ кадра и DLI - прерывание по дисплейной программе, когда прекращается выполнение основной программы и выполняется пользовательский набор инструкций. Происходит в момент отображения строки на экране. Горизонтальная и вертикальная прокрутка, выполняются без применения копирования прокручиваемых данных. Раздельное программирование каждой строки позволяет получать различные комбинации графических и текстовых режимов, добиваясь достаточно сложных визуальных эффектов. Инструкции и данные для своей работы ANTIC получает из памяти, предварительно помещённые туда центральным процессором, самостоятельно через DMA (Direct Memory Access - прямой или непосредственный доступ к памяти). Именно для этого понадобилось дорабатывать процессор 6502, вводить сигнал HALT (приостановка). До этой модификации того же результата добивались использованием 4-х микросхем. Меньше деталей - дешевле аппарат.
Приостановка процессора требуется для предотвращения конфликта на шинах при одновременном доступе к памяти CPU и ANTIC. В каждый момент времени только кто-то один должен обращаться к ОЗУ. Можно программно выключить ANTIC. При этом экран погаснет, но возрастёт, примерно на треть, быстродействие CPU, поскольку не приходиться простаивать в ожидании, когда ANTIC позволит ему обратиться к памяти.

GTIA(/CTIA) Graphics Television Interface Adapter" (/"Color Television Interface Adapter") чип телевизионного интерфейса. ANTIC и GTIA, по сути, представляют собой единый видеопроцессор, состоящий из двух чипов. ANTIC выполняет высокоуровневые инструкции и в реальном времени передаёт уже обработанные, более простые, инструкции на исполнение GTIA. Большинство функций GTIA непосредственно управляется ANTIC`ом. Но в некоторых случаях, в его работу может вмешиваться CPU и управлять некоторыми функциями. GTIA преобразует команды ANTIC (или 6502) в телевизионные сигналы (цветность, синхронизация). Также GTIA управляет спрайтом игрока, или «ракеты», в терминологии Atari (player-missile graphics), производит обнаружение коллизий (столкновений) «ракеты» с другими объектами и приоритет (кто будет на переднем плане, а кто на заднем) с которым будет взаимодействовать с другими изображениями на экране, определяет цвет объектов. Особенность работы GTIA (по сравнению с CTIA), кроме трёх дополнительных видеорежимов, ещё и в том, что изображение сдвигается на половину точки экрана. Поэтому для одной и той же программы, между GTIA и CTIA может возникнуть расхождение в цвете, за то данный сдвиг позволяет перекрываться «игрокам» и «полям».
Было выпущено две модификации Atari 800 (и 400). Первая, с конца 1979 по начало 1981, с чипом CTIA и процессором 6502B(более скоростная версия 6502A). И вторая, выпускавшаяся до снятия модели с производства в 1983 году. Там уже были установлены GTIA и 6502C(SALLY). Впоследствии только ANTIC подвергся некоторой модификации в XL-XE, а остальные чипы устанавливались во все модели 8-ми битных Atari, вплоть до 1992 года, когда был прекращён их выпуск.
После выхода моделей с GTIA чипами, Atari предложила своим покупателям, у кого ещё осталась гарантия на компьютер, произвести бесплатную замену старых плат с CTIA на новые, содержащие GTIA. Есть, по меньшей мере, два варианта, почему первый выпуск Atari 800 произошёл с не самым совершенным чипом.
Первый - GTIA чип ещё не был готов к моменту выхода на рынок компьютеров в 1979 году, но прототипы компьютера разрабатывались сразу с использованием этого чипа. Всё было готово только к 1981 году.
Второй - чип GTIA таки был готов к 1979 году, но руководство компании, видимо опасаясь не успеть в срок, заранее разместило заказ на производство 100 000 штук разработанных ранее CTIA. Не имея желания закатывать в асфальт (а такое уже было с картриджами для приставки 2600, в которых содержалась игра с множеством ошибок) выпущенные и уже оплаченные чипы, было принято решение запустить их в производство.

POKEY - сокращение от POtentiometer (потенциометр - переменный резистор) и KEYboard - клавиатура. Производит опрос клавиатуры. Позволяет использовать для управления переменный резистор (разрешение оцифровки 8 бит), размещённый в аналоговом игровом манипуляторе (paddle). Подключается к 5 и 9 контактам разъёмов джойстиков. Осуществляет обмен данными с внешними устройствами по последовательному каналу, используется в SIO. В нём же расположен четырехканальный, 8-ми битный звуковой синтезатор. Каналы можно объединят в пары, образуя два 16-ти битных, или два 8-ми битных и один 16-ти битный. Имеется возможность изменять громкость, частоту и степень искажения сигнала. Есть режим фильтрации, полиномиальные счётчики 4, 5 и 17-разрядные. Для генератора псевдослучайных чисел используется 17-разрядный полиномиальный счётчик. Его можно использовать для генерации шума в звуковых эффектах. Имеются таймеры. Так же осуществляется управление маскируемыми прерываниями (IRQ) по запросам, приходящим от периферийных устройств, таймеров и клавиатуры.

PIA - Peripheral Interface Adapter (адаптер сопряжения с периферийными устройствами) - Предоставляет 20 параллельных линий ввода-вывода. Выполнены в виде 2-х 8-разрядных двунаправленных портов (обозначаемых PA и PB), с возможностью объединения в один 16-ти разрядный порт. Направления передачи данных для всех линий (PA0-7, PB0-7) могут быть запрограммированы независимо. Четыре управляющих лини могут быть запрограммированы, чтобы генерировать прерывания, автоматически генерировать сигналы квитирования при обмене данными для устройств на портах I/O или просто передавать состояние своих линий (1 или 0, высокий или низкий уровень сигнала).
В компьютерах Atari 800/400 к линиям портов (PA0-7, PB0-7) подключены 4 джойстика, а во всех последующих моделях PortB (адрес порта 0xD301) используется для переключения банков памяти. Четыре управляющие линии используются для реализации общения по последовательному протоколу SIO, в частности одна из линий управляет включением-выключением мотора магнитофона. Две лини используются для генерации прерывания от внешних устройств, подключенных к разъёму SIO (“PERIPHERAL”).

Если включить Atari 800(400) без картриджей и без других накопителей, то на экране появиться светло-голубая надпись на синем фоне: “ATARI COMPUTER - MEMO PAD”.

Можно набирать текст с использованием псевдографики, инверсии и вообще всего, что доступно с клавиатуры. Но вот для чего эта «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА»?

Не имея Basic`а или DOS невозможно что-либо сохранить. Или предлагается использовать вместо бумажек на холодильнике, оставляя различные ЦУ (ценные указания) для домашних? Не понятно.

Если в течение минут 10 не нажимать клавиш, то экран перейдёт в режим пониженной яркости с периодической сменой цветов. Это screensaver, для предотвращения выгорания люминофора на кинескопе, если ушёл и забыл выключить компьютер. Забавненько так.
Компьютер подключил к ЖК телевизору по S-Video через разъём“Monitor”. Это оказалось очень удобно, поскольку так же подключается и 65XE, и после незначительной переделки в Commodore C16 (установки одной перемычки и удаления одного предохранителя), его то же можно подключать этим же кабелем. Как выяснилось, при таком способе подключения, у данного экземпляра Atari есть проблемка. Изображение «дрожит» - строки хаотично смещаются по горизонтали на один пиксель. Что несколько раздражает. Похоже, проблема связана с плохим согласованием уровней видеосигнала. Однажды заполнив экран инверсными пробелами, почти весь экран стал светлым, обнаружил, что дрожание пропало.

Ну и напоследок, небольшое сравнение габаритов первого и последнего (65XE) поколений 8-битных Atari.



Atari XE/XL
Тип Персональный компьютер
Форм-фактор Клавиатурный моноблок
Дата выпуска 1979
Выпускался по 1992
Аппаратная платформа
Процессор MOS Technology 6502C
Оперативная память 16-128 КБ
Постоянная память 10-32 КБ
Аудио
Видео
Периферия
Интерфейсы
Носители данных Аудиокассеты, картриджи, дискеты
Электропитание
Размеры, вес
Предшественник
Последователь
Разработчик Atari (США)

Atari XE/XL - серия 8-разрядных домашних компьютеров, которые выпускались компанией Atari с 1979 по 1992 год.

История

В 1979 году фирма Atari, которая до тех пор занималась преимущественно игровыми приставками (такими, как Atari 2600), приняла решение выпустить компьютер для домашнего использования. После целой серии экспериментов и промежуточных моделей, не пользовавшихся популярностью по причине их дороговизны (таких, как Atari 400, 800, 1200XL) компания разработала и представила новый модельный ряд домашних компьютеров, которым было суждено (наряду с Commodore 64) стать одной из самых популярных 8-битных платформ. Это были модели 600XL, 800XL, 1400XL и 1450XLD, поступившие в продажу в 1983 году. Старшие модели этой серии, 1400XL и 1450XLD, которые имели встроенный модем и синтезатор голоса, по разным причинам не получили широкого распространения и их выпуск в скором времени был прекращен. Базовой домашней моделью стала Atari 800XL с 64 Кб оперативной памяти (на 600XL ставились 16 Кб).

Технические характеристики

По сути, все модели Atari, выпускавшиеся с момента выхода 800XL, представляли собой вариацию этой модели. Поэтому следующие характеристики 800XL можно отнести практически ко всем машинам XL/XE.

  • Процессор MOS Technology 6502С ("Custom"), работающий на тактовой частоте 1.77 МГц (PAL) или 1.77 МГц (NTSC);
  • 64 Кб ОЗУ;
  • 16 Кб ПЗУ;
  • Графические режимы от 40×24 до 320x192 (с отображением от 2 до 256 цветов в зависимости от выбранного режима);
  • Сопроцессоры ANTIC и GTIA, отвечающие, в основном, за графику;
  • 4-канальный синтезатор звука POKEY, способный также выводить 8- и 16-разрядные цифровые сэмплы.

В качестве внешнего накопителя использовались: магнитофон, поставляемый в комплекте с компьютером, картриджи (преимущественно с играми) и внешний дисковод.

Следует заметить, что чипсет ANTIC/GTIA/POKEY во многом схож с OCS (Agnus/Denise/Paula), примененный в Amiga 500. Это неудивительно, так как разработкой этих чипсетов занимался один и тот же человек, Джей Майнер , которого зовут "отцом Amiga ".

Модели

  • 400 и 800 (ранние модели, с возможностью установки до 48 Кб ОЗУ)
  • 1200XL (64 Кб, была выпущена в небольших количествах)
  • 600XL и 800XL (16 и 64 Кб ОЗУ соответственно, встроенный BASIC, порт расширения)
  • 65XE и 130XE (64 и 128 Кб ОЗУ, новый корпус, улучшенный порт расширения)
  • XE Game System (улучшенный вариант 65XE, состоящий из "системного блока" и клавиатуры. Внешний вид напоминает Atari ST).

Модели 65XE, 130XE и XE Game System предусматривали возможность расширения ОЗУ до 320 Кб.

Программное обеспечение

Операционная система интегрирована в ПЗУ. Версии: OS Rev. 1 (600XL), OS Rev. 2 (800XL), OS Rev. 3 (130XE) и OS Rev. 4 (XE Game System). Встроенный BASIC (загрузки которого можно избежать, удерживая клавишу Option).

Дисковая операционная система (Atari DOS), загружалась с гибких дисков. Наиболее распространена была версия 2.0S.

Эмуляция

Существует ряд эмуляторов этих компьютеров, наиболее известным из которых является Atari800 и его Windows -версия Atari800Win .

Игры

См. также

Ссылки

  • Сайт, посвященный компьютерам и приставкам оригинальной компании Atari

Добрый день уважаемые читатели. Данный пост является ностальгическим, поэтому тем, кто не родился в период с 75 по 83, читать его будет не интересно.
Сразу хочу предупредить, что никаких заявлений о том что данные игры самые лучшие не будет. Графика в этих играх самая примитивная, звук тоже и по своему общему уровню они не дотягивают даже до уровня 8-битных приставок. Однако, дело тут не в графике а в напоминании о самом необычно периоде детства, когда СССР доживал последние годы, а ветер перемен уже вовсю дул из прохудившихся щелей железного занавеса.

Впервые я познакомился с компьютерными играми в 86 году, когда переехал жить в район РИИЖТа. В местном клубе культуры располагался кинотеатр, в холле которого неожиданно возник салон компьютерных игр. Выглядел он следующим образом, это была небольшая площадка на которой стояло несколько обычных столов с цветными телевизорами отечественного производства и компьютерными приставками марки Atari - http://ru.wikipedia.org/wiki/Atari_XEGS
На каждом из телевизоров стоял кухонный будильник, который заводился на определенное время для игры и оповещал о закончившемся времени душераздирающим звоном (хуже чем звонок на урок). Расценки на игры были весьма драконовскими. Например 10 минут игрового времени стоили 1 рубль. В то время на рубль можно было купить 5 бутылок лимонада «Тархун» или 6 стаканчиков пломбира. Один час игры стоил 6 рублей – сумма для обычного школьника весьма внушительная, учитывая что стоимость билета в кинотеатр составляла максимум 30 копеек.
Этот салон жил свой особенной жизнью, ибо там постоянно находилась детвора, причем различных возрастов. Нужно понимать что альтернативы данным играм не существовало, кроме карманной «Электроники» http://ru.wikipedia.org/wiki/Ну,_погоди!_(электронная_игра) и игровых автоматов по 15 копеек http://ru.wikipedia.org/wiki/Советские_игровые_автоматы .

Правда должен заметить что у некоторых детей папы или мамы работали в лабораториях где имелись компьютеры, но эта категория была редкой. Естественно что нам оставалось лишь завистливо наблюдать за счастливчиками, и в редких случаях самим тратить кровные сбережения в обмен на импортную сказку. В то время соблазнов было много, в том числе и просмотр фильмов в видеосалонах.

Видеосалоны в ту пору представляли собой небольшое помещение, в котором располагался ряд стульев, перед которым стояла тумбочка с самым большим цветным телевизором отечественного производства и мечтой любого советского человека – видеомагнитофоном. Это уже потом, после перестройки на отечественный рынок хлынул мощный поток импортной электроники. А в ту пору видик не только стоил огромных денег, но и был редкостью которую ещё нужно было достать. Если не ошибаюсь средняя стоимость видика колебалась от 2 до 4-х тысяч рублей, примерно как стоимость подержанных Жигулей. Зато за рубль, мы могли посмотреть очередной боевик, ужастик и прочие «элементы сладкой западной жизни». Кроме того на страну надвигался бум жвачек, которые стоили от 50 копеек до 1,5 рублей.

И тем не менее мы тратили деньги на игры в салоне. В моём районе я знал как минимум 4 точки таких салонов, и все они располагались либо в здании кинотеатров, либо в домах культуры. Например один из них был в ДК завода Роствертол. Казалось бы, какой смысл ходить по разным точкам, если цена игры при этом оказывалась одинаковой? А смысл был в том, что в каждом салоне имелись разные игры, что вносило в игровой процесс некоторое разнообразие. Чуть позже на местном рынке радиоэлектроники, появились первые домашние компьютеры ZX Spectrum - http://ru.wikipedia.org/wiki/ZX_Spectrum .

Но стоили они очень дорого, и на моей памяти только двои из моих друзей обладали подобным чудо-девайсом. У Спектрума в отличии от Атари, выбор игр был побольше. Но в отличии от Атари, Спектрум обладал рядом существенных недостатков. Во-первых сам процесс загрузки игры напоминал средневековую пытку на нервах. Игры записывались на аудиокассету, и загружались с помощью обычного магнитофона. Любой незначительный сбой, и приходилось все записывать заново, при этом никто не гарантировал что запись будет полноценной, не говоря уже о раздражающем писке. Во-вторых, игра могла зависнуть просто так, особенно в самый разгар битвы. Ну и в-третьих, наиболее слабым местом были джойстики, которые ломались с периодической регулярностью.

Атари в этом плане отличались стабильностью, но найти их и купить не представлялось возможным. Правда однажды в клубе появился чудо-автомат, который представлял собой большой корпус с индивидуальным сидением, ч/б монитором и встроенным в панель джойстиком и кнопками. Автомат принимал 2- копеечные монеты. Работал он таким образом, за 20 копеек, начиналась игра, и когда заканчивались жизни она прекращалась. Но самое главное что игры в нём были от Атари, поэтому не удивительно что он почти все время был занят толпой более сильных мальчишек. Но не обошлось и без недостатков. Во первых игры менялись очень редко, а во вторых джойстик ломался регулярно. В итоге автомат продержался недолго, а жаль.
Итак, я приступаю к перечислению наиболее популярных игр от Атари с полным наименованием каждой из них. Если кто-то захочет вспомнить свою молодость, то благодаря названию он без труда отыщет её на сайтах с эмуляторами этих игр. Я в свое время загрузил и полностью прошел Мотесуму, ибо мечтал пройти её ещё в детстве. Конечно потом уже появились Денди и их производные, и игры стали намного круче и сложнее, но память о первых играх до сих пор жива в моем сердце.

1. River Raid - видеоигра в жанре скролл-шутера, выпущенная компанией Activision в 1982 году для Atari 2600, а позднее также для Atari 400/800, Commodore 64, ZX Spectrum, а также других игровых приставкок и домашних компьютеров. Игра была создана программистом Carol Shaw, ранее работавшим в Atari.

Это был безусловный хит того времени благодаря простоте управления и увлекательности игрового процесса. Кстати в настоящее время данный шутер появился на платформе андройда, так что его можно закачать на планшет.

2. Zybex - видеоигра жанра шутер, выпущенная в 1989 году британской компанией Zeppelin Games для восьмибитных домашних компьютеров.


Двое повстанцев, Ринсер и Кассалана бегут из интергалактической тюрьмы, чтобы избежать собственной казни. На их головы надеты смертельные обручи, снять которые они не могут, но это может сделать тот, кто их надел. Чтобы заставить его снять их, нужно раздобыть всемогущественный кристал Зибекс с одноимённой планеты. Чтобы преодолеть путь к Зибексу, героям предстоит собрать шестнадцать телепортирующих жетонов, разбросанных по шестнадцати планетам системы Цсокан.

Одна из любимейших мной игр, особенно если играть в неё с кем-то в паре. Прекрасная музыка и выбор оружия.

3. Montezuma’s Revenge (Месть Монтесумы) - это видеоигра для 8-битного семейства Atari, Atari 2600, Atari 5200, Apple II, Colecovision, Commodore 64, IBM PC, Sega Master System и ZX Spectrum (как Panama Joe), созданная Robert Jaeger и изданная в 1984 компанией Parker Brothers. Название игры взято из разговорного американского английского выражения относительно кишечного расстройства (понос), которое может пробрать в Мексике иностранца, пытающегося пить сырую мексиканскую воду (см. Месть Монтесумы (болезнь)). На территории бывшего СССР игра также известна под названиями Монти (Preliminary Monty - так называлась предварительная, широко растиражированная, но не законченная версия игры. В частности в этой версии отсутствовала концовка), Кукарача и Педро в поздемелье.


Montezuma’s Revenge - один из первых платформеров объединяющий охоту на сокровища, блуждание по лабиринту состоящему из множества комнат и решения загадок. Игрок управляет персонажем игры названным «Панама Джо» (также известен как «Педро»), перемещая его из одной комнаты в другую в лабиринтообразном подземелье императора ацтека XVI века Монтесумы II, заполненном врагами, препятствиями, ловушками и опасностями. Цель игры состоит в наборе очков, путем собирания драгоценностей по пути. Панама Джо должен искать ключи для закрытых дверей, собирать и использовать предметы, такие как факелы, мечи, амулеты, и т. д., не теряя свои жизни. Препятствия игры - это лазерные ворота, конвейерные ленты, исчезающие полы и огненные печи. Персонаж игры передвигается прыгая и бегая, а также перемещаясь по шестам, ступенькам и цепям. Враги - черепа, змеи и пауки.
Игра была большим хитом и считалась очень захватывающей, несмотря на сравнительно примитивную графику того времени и двухмерность пространства.

Одна из лучших игр в то время. Заслуженно считалась хитом, благодаря огромному количеству комнат и поиску ключей и сокровищ. Игра на ч/б мониторе считалась верхом мастерства, так как опытный игрок помнил наизусть местонахождение всех ключей имеющих разный цвет.

4. Star Raiders 2 – весьма популярная игра для своего времени. Некоторые игроки подсаживались на неё всерьез и надолго.

5. International Karate – так сказать прообраз «Мортал комбата». В эту игру рубились до посинения, тем более что карате в то время было весьма популярным явлением в СССР.

К этой серии игр относятся также «Karateka», «Bruce Lee» и «Ninja».

Кстати Ниндзя пользовался огромной популярностью, ибо там была возможность драк, и метания звездочками.

6. Henry"s House – игра про чувака который бродит по комнатам замка и собирает разные вещицы. Смысл каждого уровня в том чтобы найти в нем ключ и перейти в новую тематическую комнату. Прохождение игры довольно трудное но и интересное.

7. Boulder Dash либо Rockford - серия культовых[источник не указан 1190 дней] компьютерных игр. Первоначально игра была выпущена в 1984 году для компьютеров Apple II, ZX Spectrum, Commodore 64 и Atari 400/800; позже портирована на NES, Acorn Electron, Amstrad CPC, IBM PC и множество других платформ. Игра была создана Питером Лиепой (Peter Liepa) и Крисом Греем (Chris Gray) и издана компанией First Star Software, которая до сих пор является правообладателем.
Игровой персонаж по имени Рокфорд должен пройти несколько «пещер», собирая алмазы и стараясь избежать встречи с опасными существами, не попасть под падающий камень и не оказаться в безвыходном тупике.

«Boulder Dash» стала одной из немногих игр, которые были портированы с домашних компьютеров на игровые автоматы (обратное происходило довольно часто); было разработано четыре таких автомата тремя разными компаниями.
Игра является клоном игры Digger, вышедшей в 1983 году.
Мы называли эту игру «Муравей». Весьма сложный процесс, требующий внимания, реакции и соображалки. Далеко не каждый мог пройти даже несколько уровней.

8. Alley Cat (англ. alley cat - бездомный кот) это компьютерная игра созданная Биллом Уильямсом и изданная Synapse Software для компьютеров Atari 8-bit / Atari 800 в 1983 году, и позже для PC в 1984 фирмой IBM. Сюжет: кошка хочет выжить на улице.

9. Archon: The Light and the Dark
Archon: The Light and the Dark (рус. «Властелин Света и Тьмы») - это видеоигра, разработанная Free Fall Associates и распространяемая Electronic Arts. Она была первоначально разработана для Atari 8-бит компьютеров в 1983 году, но впоследствии была портирована на ряд других систем того времени, в том числе Apple II, Commodore 64, Amstrad CPC, ZX Spectrum, Amiga, IBM PC, Apple Macintosh, PC-88 и NES. Игра была разработана Павлом Райхом III (который также создал графику для игры) и Джоном Фрименем, программированием занималась Энн Вестфолл.

10. Panther

11. Super Cobra

12. Zorro

13. Spy vs. Spy или MAD Magazine’s Official Spy vs. Spy - компьютерная игра, впервые опубликованная First Star Software в 1984 году для 8-битных компьютеров Atari, Commodore 64 и Apple II. Это была инновационная игра для двух игроков с разделённым экраном, основанная на комиксе журнала MAD Magazine Spy vs. Spy о комических приключениях двух шпионов, пытающихся убить друг друга невероятно сложными и изощрёнными ловушками и вооружением.

Игра была портирована на большое число других платформ, включая ZX Spectrum, Acorn Electron, Atari ST, BBC Micro, Commodore 16, MSX, Amstrad CPC, Amiga, Master System, Game Boy, Xbox, Game Boy Color и Nintendo Entertainment System. Ремейк, включавший ретро-версию, также был выпущен для iOS в 2012 году.

14. Spelunker

15. Moon Patrol

Moon Patrol- игра классического аркадного типа, выпущенная Irem в 1982 году. Для распространения в Северной Америке, она была лицензирована Williams.
Игрок управляет «лунным багги», смотря на него со стороны, и путешествует по поверхности Луны. Необходимо избегать препятствий, таких как кратеры и мины. Багги также атакуют с воздуха неопознанные летающие объекты и с поверхности (танки). Moon Patrol является одни из первых шутеров с прокруткой со стороны. Кроме того, игра отмечается как первая игра такого жанра с параллаксной прокруткой.

16. H.E.R.O.


H.E.R.O. (акроним для англ. Helicopter Emergency Rescue Operation - экстренная операция спасения вертолётом) - однопользовательская игра, опубликованная Activision. Изначально она разрабатывалась для Atari 2600 и была выпущена в марте 1984 года. Игра была портирована на многие домашние компьютеры и игровые приставки того времени. Игрок должен использовать «вертолётный рюкзак» и другие инструменты, чтобы спасти людей, затерявшихся глубоко в шахте.

17. Ghostbusters

18. Draconus




Это конечно далеко не все игры, но я старался подобрать самые популярные игры того времени.
С уважением,
мистер вихлюн