Как считывать данные из файла c. Работа с файлами в языке си

Функция fopen() открывает для использования поток, связывает файл с данным потоком и затем возвращает указатель FILE на данный поток. Чаще всего файл рас­сматривается как дисковый файл. Функция fopen() имеет следующий прототип:

FILE *fopen(const char *имя_файла, const char *режим);

Где режим указывает на строку, содержащую желаемый режим открытия файла. Допустимые зна­чения для режим в Borland С++ показаны в таблице. имя_файла должно быть строкой симво­лов, предоставляющей корректное имя файла операционной системе, и может содержать указа­ние пути.

Функция fopen() возвращает указатель базового типа FILE. Данный указатель идентифицирует файл и используется большинством функций файловой системы. Его никогда не следует изменять самостоятельно. Функция возвращает нулевой указатель, если файл не может быть открыт.

Как показывает таблица, файл может быть открыт или в текстовом, или в двоичном режи­ме. В текстовом режиме при вводе последовательность возврат каретки и перевод строки трансли­руется в символ новой строки. При выводе справедливо обратное: символ новой строки трансли­руется в возврат каретки и перевод строки. В двоичных файлах такого перевода не происходит. Когда в аргументе режима не указаны ни t, ни b, то статус файла текстовый/двоичный определя­ется значением глобальной переменной _fmode, определенной в Borland С++. По умолчанию fmode установлена в О_ТЕХТ, то есть устанавливается текстовый режим. Если установить _fmode в О_BINARY, то файлы будут открываться в двоичном режиме. (Эти макросы определены в fcntl.h.) Естественно, использование явно указанных t или b устраняет эффекты, связанные с переменной _fmode. Кроме этого, _fmode характерна только для продуктов Borland. Она не определена в системе ввода/вывода ANSI С.

Если необходимо открыть файл с именем test на запись, то следует написать:

Fp = fopen ("test", "w") ;

Где fp - это переменная типа FILE *. Тем не менее обычно можно увидеть следующее:

If((fp = fopen("test", "w"))==NULL) {
puts ("Cannot open file.");
exit (1);
}

Данный метод позволяет обнаружить ошибки при открытии файла, например, наличие защиты от записи или отсутствие свободного места на диске.

Если fopen() используется для открытия файла на запись, то любой ранее существующий файл с указанным именем будет удален. Если файла с указанным именем не существует, то он будет создан.

Если необходимо дописать информацию в конец файла, следует использовать режим а (добавления). Если файл не существует, то он будет создан.

Открытие файла на чтение требует наличия файла. Если файл не существует, то будет возвращена ошибка. Если файл открыт для операции чтения/записи, то он не удаляется при наличии, а если файл не существует, то он создается.

Таблица: Допустимые значения режимов

Значение

Открывает файл для чтения. (Открывает по умолчанию как текстовый файл.)

Создает файл для записи. (Открывает по умолчанию как текстовый файл.)

Присоединяет к файлу. (Открывает по умолчанию как текстовый файл.)

Открывает двоичный файл для чтения.

Открывает двоичный файл для записи.

Присоединяет к двоичному файлу.

Открывает файл для чтения/записи. (Открывает по умолчанию как текстовый файл.)

Создает файл для чтения/записи. (Открывает по умолчанию как текстовый файл.)

Присоединяет или создает файл для чтения/записи. (Открывает по умолчанию как текстовый файл.)

Открывает двоичный файл для чтения/записи.

Создает двоичный файл для чтения/записи.

Присоединяет или создает двоичный файл для чтения/записи.

Создает текстовый файл для записи.

Присоединяет к текстовому файлу.

Открывает текстовый файл для чтения.

Создает текстовый файл для чтения/записи.

Открывает или создает текстовый файл для чтения/записи.

Записывать информацию в текстовый файл мы уже научились. – Если не научились смотрите прошлую статью. Там рассказывается и подробно описано

Но что если файл уже существует и нам нужно считать с него информацию для обработки? К счастью это тоже достаточно просто. Напоминаю, что вариантов для реализации этой задачи существует несколько, мною описан только один из. Описан тот, который лично мне почему-то кажется наиболее простым для восприятия.

#include

int main ()
{
char s1 // Переменная будет считывать строку
ifstream in (“C:\\\FromC\\myfile.txt” ); // Открываем файл для считывания информации
in >>s1 ; // считываем строку
in .close () // Закрываем файл

cout <Выводим значение s1 на экран
return 0 ;
}

Вот наипростейшая программа для считывания первой строки из текстового файла, который находится по пути
C:\\\FromC\\myfile.txt –
Так как это продолжение прошлой статьи , то я решил использовать тот файл, который мы там создавали. Трудностей с этим, наверное возникнуть не должно.
Но вернемся к коду. Сначала мы открываем файл для считывания из него информации, для этого используем команду ifstream , в скобках указываем либо название файла, либо путь к файлу, как сделано у меня.(“C:\\\FromC\\myfile.txt” );
Когда мы открыли файл, чтобы считать из него что-то, мы объявили одну переменную типа char –
char s1
Теперь нам осталось только присвоить переменной значение строки из файла. Это мы делаем командой in
Обращаем внимание на угловые скобки in >>
Собственно, как должно быть видно из комментариев к коду программы, то чтобы переменная присвоила считываемое значение, мы должны написать её после in >>
in >>s1 ;

Никакой особо сложной задачей это не представляется, особенно если вы уже прекрасно освоили и научились использовать материал прошлой статьи – всё абсолютно аналогично, только 2 команды другие

Создание файла и запись в него информации С++

ofstream out (Имя файла );
out << (Записываемая строка );
out .close ();
=============================

Чтение текста из файла и вывода текста на экран в C++

ifstream in (Имя файла );
in >> (Считываем строку );
in .close (); (Закрываем файл )
============================
Напишем простую программу, которая будет считывать ввод с клавиатуры текста и записывать его в файл:

#include
#include

int main ()
{
\\ 3 будущие строки
clrscsr (); // Очищаем экран

cout <<“Wwedi pervuu stroku” ; cin >>a ; endl ;
cout <<“Wwedi wtoruu stroku” ; cin >>b ; endl ;
cout <<“Wwedi tretuu stroku” ; cin >>c ; endl ;
clrscr (); //

/*Начинаем работу с файлом*/
ofstream out (“C:\\\FromC\\myfile.txt” ); // Открываем файл для записи
out <Записываем первую строчку
out <Записываем вторую строчку
out <Записываем третью строчку
out .close (); // Закрываем файл

//Обнуляем переменные

for (int i =0 ;i <=255 ;i ++)
{a =*“” ; b =*“” ; c =*“” ;}


ifstream in (“C:\\\FromC\\myfile.txt” );
in >>a >>b >>c ; // Считываем каждую новую строчку в новую переменную
in .close (); // Закрываем файл

/* */

for (i =0 ;a !=*“” ;i ++)
{
if (i >sizeof(a )) break ;
cout <

}
cout <<“\n” ; \\

/* */


{
if (i >sizeof(b )) break ;
cout <
}
cout <<“\n” ; \\ Перевели курсор на новую строчку

/* */

for (i =0 ;с !=*“” ;i ++)
{
if (i >sizeof(c )) break ;
cout <<с ;
}

return 0 ;
}
===================

В приведенных выше примерах есть один такой ОГРОМНЫЙ недостаток. Если мы будем пытаться ввести строчку, содержащую пробелы, то программа будет срабатывать не так как нам нужно. Наверное, на эту ошибку наткнулся не только я, но и многие другие люди. Поэтому я оставляю неверно приведенный код, чтобы было видно с чем можно столкнуться.

Так как книжек дома нет, я снова стал рыскать в интернете и понаходил много всякой мудреной ерунды. Но всё-таки как-то подобрал решение своей проблемы.
Помогло то, что читал о том, что cout поддерживает свои методы. И в интернете все советы идут на использование функции getline К моему счастью как использовать эту функцию я нашел очень быстро и потом использовал ее в коде.
Вообще стоит упомянуть и описать эту функцию, но пока что я не особо её понимаю, просто понимаю, что её нужно использовать и понимаю как, поэтому привожу более правильный пример нашей разрабатываемой программы:

#include
#include

int main ()
{
char a ,b ,c ; \\ 3 будущие строки
clrscsr (); // Очищаем экран

/* Вводим значения для переменных*/

cout <<“Wwedi pervuu stroku” ; cin.getline(a,sizeof(a)); endl ;
cout <<“Wwedi wtoruu stroku” ; cin.getline(a,sizeof(b)); endl ;
cout <<“Wwedi tretuu stroku” ; cin.getline(a,sizeof(c)); endl ;
clrscr (); // После ввода значений очистили экран

/*Начинаем работу с файлом*/
ofstream out (“C:\\\FromC\\myfile.txt”); // Открываем файл для записи
out <
Записываем первую строчку
out <Записываем вторую строчку
out <Записываем третью строчку
out .close (); // Закрываем файл

//Обнуляем переменные

for (int i =0 ;i <=255 ;i ++)
{a =*“” ; b =*“” ; c=*“” ;}

/*Продолжаем работу с файлом*/

if stream in (“C:\\\FromC\\myfile.txt” );
in.getline(a,sizeof(a)); // а
in.getline(b,sizeof(b)); // Считываем строчку в переменную b
in.getline(c,sizeof(c)); // Считываем строчку в переменную c
in .close (); // Закрываем файл

/* Считываем посимвольно первую строку и выводим её на экран*/

for (i =0 ;a !=*“” ;i++)
{
if (i >sizeof(a )) break ;
cout <

}
cout <<“\n” ; \\ Перевели курсор на новую строчку

/* Считываем посимвольно вторую строку и выводим её на экран*/

for (i =0 ;b !=*“” ;i ++)
{
if (i >sizeof(b )) break ;
cout <
}
cout <<“\n” ; \\ Перевели курсор на новую строчку

/* Считываем посимвольно третью строку и выводим её на экран*/

for (i =0 ;с !=*“” ;i++)
{
if (i>sizeof (c )) break ;
cout <<с[i];
}

getch (); \\ Ожидаем нажатия клавиши Enter
return 0 ;
}
===================

В этом материале разобран пример посимвольного чтения информации. Так как я не описывал работу с перемнными типа char , то у начинающих могут возникнуть некоторые неудобства воспринятия кода. Просто я не знал, что тип char имеет какие-то особенности и думал всё проще. Поэтому некоторые непонятные моменты приведенной программы можно прочитать в следующей статье работа с char в C++ для начинающих

В остальном, приведенный пример, как в C++ считать строки из текстового файла должен быть доступен и вполне понятен. Это сейчас не оптимальный вариант реализации, и я упустил некоторые важные моменты, но так как у нас начало изучения языка C++, то этого пока вполне достаточно. Попозже я наверняка дойду до упущенного, а сейчас нужно воспринимать только самое необходимое.

Если мы вместе с вами поняли этот материал, то значит продвинулись на маленький шажок к своему профессионализму.

Примечание:
break ; – Это команда, которая выполняет выход из цикла. У нас если счетчик цикла for становится больше чем объявленный размер переменной char, то мы принудительно выходим из цикла
!= – это поставленное нами условие. Обозначает такое условие неравенство
if(a !=b ) – Читается как если a не равно b

endl ; – Это перевод курсора на новую строку внутри консоли (насколько я понял)
Эта команда похожа на“\n”

– сравнение для выявления равенства либо неравенства.

Практическое назначение перечисления – определение множества различающихся символических констант целого типа.

Пример использования переменных перечислимого типа:

mo=1, tu, we, th, fr, sa, su } days;

puts(“ Введите день недели (от 1 до 7) : ”); scanf(“%d”, &t_day);

w_day = su; start = mo;

end = w_day -t_day;

printf(“\n Понедельник - %d-й день недели, \ сейчас %d-й день. \n\

До конца недели %d дней (дня). ”, start, t_day, end);

Результат работы программы: Введите день недели (от 1 до 7) : 2

Понедельник - 1-й день недели, сейчас 2-й день. До конца недели 5 дней (дня).

18. Файлы в языке Си

Файл – это набор данных, размещенный на внешнем носителе и рассматриваемый в процессе обработки как единое целое. В файлах размещаются данные, предназначенные для длительного хранения.

Различают два вида файлов: текстовые и бинарные. Текстовые файлы представляют собой последовательность ASCII символов и могут быть просмотрены и отредактированы с помощью любого текстового редактора.

Бинарные (двоичные) файлы представляют собой последовательность данных, структура которых определяется программно.

В языке Си имеется большой набор функций для работы с файлами, большинство которых находятся в библиотеках stdio.h иio.h .

18.1. Открытие файла

Каждому файлу присваивается внутреннее логическое имя, используемое в дальнейшем при обращении к нему. Логическое имя (идентификатор файла) – это

указатель на файл, т.е. на область памяти, где содержится вся необходимая информация о файле. Формат объявления указателя на файл следующий:

FILE * указатель на файл;

FILE – идентификатор структурного типа, описанный в стандартной библиотеке

stdio.h и содержащий следующую информацию:

type struct {

– число оставшихся в буфере непрочитанных байт;

обычный размер буфера – 512 байт; как только level=0,

в буфер из файла читается следующий блок данных;

– флаг статуса файла – чтение, запись, дополнение;

– дескриптор файла, т.е. число, определяющее его но-

unsigned char hold;

– непереданный символ, т.е. ungetc-символ;

– размер внутреннего промежуточного буфера;

unsigned char buffer;

– значение указателя для доступа внутри буфера, т.е.

задает начало буфера, начало строки или текущее зна-

чение указателя внутри буфера в зависимости от режи-

ма буферизации;

unsigned char *curp;

– текущее значение указателя для доступа внутри бу-

фера, т.е. задает текущую позицию в буфере для обме-

на с программой;

unsigned istemp;

– флаг временного файла;

– флаг при работе с файлом;

} FILE;

Прежде чем начать работать с файлом, т.е. получить возможность чтения или записи информации в файл, его нужно открыть для доступа. Для этого обычно используется функция

FILE* fopen (char* имя_ файла, char* режим);

она берет внешнее представление – физическое имя файла на носителе (дискета, винчестер) и ставит ему в соответствие логическое имя.

Физическое имя, т.е. имя файла и путь к нему задается первым параметром

– строкой, например, “a:Mas_dat.dat” – файл с именем Mas_dat.dat, находящийся на дискете, “d:\\work\\Sved.txt” – файл с именем Sved.txt, находящийся на винчестере в каталоге work.

Внимание! Обратный слеш (\), как специальный символ, в строке записывается дважды.

При успешном открытии функция fopen возвращает указатель на файл (в дальнейшем – указатель файла). При ошибке возвращаетсяNULL . Данная ситуация обычно возникает, когда неверно указывается путь к открываемому файлу. Например, если в дисплейном классе нашего университета указать путь, запрещенный для записи (обычно разрешенным является d:\work\).

Второй параметр – строка, в которой задается режим доступа к файлу:

w – файл открывается для записи; если файла с заданным именем нет, то он будет создан; если такой файл существует, то перед открытием прежняя информация уничтожается;

r – файл открывается только для чтения; если такого файла нет, то возникает ошибка;

a – файл открывается для добавления в конец новой информации;

r+ – файл открывается для редактирования данных – возможны и запись, и чтение информации;

w+ – то же, что и для r+;

a+ – то же, что и для a, только запись можно выполнять в любое место файла; доступно и чтение файла;

t – файл открывается в текстовом режиме;b – файл открывается в двоичном режиме.

Текстовый режим отличается от двоичного тем, что при открытии файла как текстового пара символов «перевод строки», «возврат каретки» заменяется на один символ: «перевод строки» для всех функций записи данных в файл, а для всех функций вывода символ «перевод строки» теперь заменяется на два символа: «перевод строки», «возврат каретки».

По умолчанию файл открывается в текстовом режиме. Пример: FILE *f; – объявляется указатель на файл f;

f = fopen ("d:\\work\\Dat_sp.cpp", "w"); – открывается для записи файл с логическим именем f, имеющим физическое имя Dat_sp.cpp, находящийся на диске d, в каталоге work; или более кратко

FILE *f = fopen ("d:\\work\\Dat_sp.cpp", "w");

18.2. Закрытие файла

После работы с файлом доступ к нему необходимо закрыть. Это выполняет функция int fclose (указатель файла ). Например, из предыдущего примера файл закрывается так: fclose (f);

Для закрытия нескольких файлов введена функция, объявленная следующим образом: void fcloseall (void );

Если требуется изменить режим доступа к файлу, то для этого сначала необходимо закрыть данный файл, а затем вновь его открыть, но с другими правами доступа. Для этого используют стандартную функцию:

FILE* freopen (char*имя_файла , char *режим , FILE *указатель_файла );

Эта функция сначала закрывает файл, объявленный указателем_файла (как это делает функцияfopen ), а затем открывает файл сименем_файла и правами доступа «режим ».

В языке Си имеется возможность работы с временными файлами, которые нужны только в процессе работы программы. В этом случае используется функция

FILE* tmpfile (void);

которая создает на диске временный файл с правами доступа «w+b», после завершения работы программы или после закрытия временного файла он автоматически удаляется.

18.3. Запись – чтение информации

Все действия по чтению-записи данных в файл можно разделить на три группы: операции посимвольного ввода-вывода; операции построчного вводавывода; операции ввода-вывода по блокам.

Рассмотрим основные функции, применяемые в каждой из указанных трех групп операций.

Посимвольный ввод-вывод

В функциях посимвольного ввода-вывода происходит прием одного символа из файла или передача одного символа в файл:

Построчный ввод-вывод

В функциях построчного ввода-вывода происходит перенос из файла или в

Блоковый ввод-вывод

В функциях блокового ввода-вывода работа происходит с целыми блоками

информации:

int fread (void*p, intsize,

– считывает n блоков поsize байт каждый из фай-

int n, FILE *f)

ла f в область памяти с указателемp (необходимо

int fwrite (void*p, intsize,

заранее отвести память под считываемый блок);

– записывает n блоков по size байт каждый из об-

int n, FILE *f)

ласти памяти с указателем p в файл f.

Форматированный ввод-вывод производится функциями.

Текстовые файлы

Рассмотрим работу с текстовым файлом в Си на примере. Создайте на диске С текстовый файл с именем TextFile.txt. Наберите в этом файле такие строки:

String_1 123 String_11, 456
String_2
String_3

Сохраните файл.

А это код программы на C, которая открывает наш файл и считывает из него строки:

/* *Author: @author Subbotin B.P..h> #include #define LEN 50 int main(void) { puts("Text file operations"); char cArray; FILE *pTextFile = fopen("C:\\TextFile.txt", "r"); if(pTextFile == NULL) { puts("Problems"); return EXIT_FAILURE; } while(fgets(cArray, LEN, pTextFile) != NULL) { printf("%s", cArray); } fclose(pTextFile); return EXIT_SUCCESS; }

Чтоб открыть текстовый файл в C используем функцию fopen:

FILE *pTextFile = fopen("C:\\TextFile.txt", "r");

первый аргумент функции fopen указывает на файл, а второй говорит, что файл открыт для чтения из него.

Строки считываем с помощью функции fgets:

fgets(cArray, LEN, pTextFile);

первый аргумент функции fgets указвает на массив символов, в котором будут сохранятся полученные строки, второй аргумент - это максимальное количество символов для считывания, третий - наш файл.

После завершения работы с файлом, его надо закрыть:

fclose(pTextFile);

Получаем:

Русские буквы в строках тоже проходят.

Кстати, эту программу я сделал в Eclipse. Как работать с C/C++ в Eclipse можно посмотреть .

Итак, мы открыли и считали данные из текстового файла.

Теперь научимся программно создавать текстовый файл и записывать в него данные.

/* Author: @author Subbotin B.P..h> #include int main(void) { FILE *pTextFile = fopen("C:\\TextFileW.txt", "w"); char *cString = "This is a string"; char cNewLine = "\n"; int nVal = 123; if(pTextFile == NULL) { puts("Problems"); return EXIT_FAILURE; } fprintf(pTextFile, "%s%c", cString, cNewLine); fprintf(pTextFile, "%d", nVal); return EXIT_SUCCESS; }

Создаем текстовый файл для записи в него данных:

FILE *pTextFile = fopen("C:\\TextFileW.txt", "w");

если файл уже имеется, то он будет открыт, и все данные из него будут удалены.

C-строка cString, и число nVal записываются программой в текстовый файл. cNewLine - это просто переход на новую строку.

Записываем данные в текстовый файл с помощью функции fprintf:

fprintf(pTextFile, "%s%c", cString, cNewLine);

первый аргумент здесь - наш файл, второй - форматная строка, третий и более - нужное для этого формата количество аргументов.

Теги: Текстовые файлы, fopen, fclose, feof, setbuf, setvbuf, fflush, fgetc, fprintf, fscanf, fgets, буферизированный поток, небуферизированный поток.

Работа с текстовыми файлами

Р абота с текстовым файлом похожа работу с консолью: с помощью функций форматированного ввода мы сохраняем данные в файл, с помощью функций форматированного вывода считываем данные из файла. Есть множество нюансов, которые мы позже рассмотрим. Основные операции, которые необходимо проделать, это

  • 1. Открыть файл, для того, чтобы к нему можно было обращаться. Соответственно, открывать можно для чтения, записи, чтения и записи, переписывания или записи в конец файла и т.п. Когда вы открываете файл, может также произойти куча ошибок – файла может не существовать, это может быть файл не того типа, у вас может не быть прав на работу с файлом и т.д. Всё это необходимо учитывать.
  • 2. Непосредственно работа с файлом - запись и чтение. Здесь также нужно помнить, что мы работаем не с памятью с произвольным доступом, а с буферизированным потоком, что добавляет свою специфику.
  • 3. Закрыть файл. Так как файл является внешним по отношению к программе ресурсом, то если его не закрыть, то он продолжит висеть в памяти, возможно, даже после закрытия программы (например, нельзя будет удалить открытый файл или внести изменения и т.п.). Кроме того, иногда необходимо не закрывать, а "переоткрывать" файл для того, чтобы, например, изменить режим доступа.

Кроме того, существует ряд задач, когда нам не нужно обращаться к содержимому файла: переименование, перемещение, копирование и т.д. К сожалению, в стандарте си нет описания функций для этих нужд. Они, безусловно, имеются для каждой из реализаций компилятора. Считывание содержимого каталога (папки, директории) – это тоже обращение к файлу, потому что папка сама по себе является файлом с метаинформацией.

Иногда необходимо выполнять некоторые вспомогательные операции: переместиться в нужное место файла, запомнить текущее положение, определить длину файла и т.д.

Для работы с файлом необходим объект FILE. Этот объект хранит идентификатор файлового потока и информацию, которая нужна, чтобы им управлять, включая указатель на его буфер, индикатор позиции в файле и индикаторы состояния.

Объект FILE сам по себе является структурой, но к его полям не должно быть доступа. Переносимая программа должна работать с файлом как с абстрактным объектом, позволяющим получить доступ до файлового потока.

Создание и выделение памяти под объект типа FILE осуществляется с помощью функции fopen или tmpfile (есть и другие, но мы остановимся только на этих).

Функция fopen открывает файл. Она получает два аргумента – строку с адресом файла и строку с режимом доступа к файлу. Имя файла может быть как абсолютным, так и относительным. fopen возвращает указатель на объект FILE, с помощью которого далее можно осуществлять доступ к файлу.

FILE* fopen(const char* filename, const char* mode);

Например, откроем файл и запишем в него Hello World

#include #include #include void main() { //С помощью переменной file будем осуществлять доступ к файлу FILE *file; //Открываем текстовый файл с правами на запись file = fopen("C:/c/test.txt", "w+t"); //Пишем в файл fprintf(file, "Hello, World!"); //Закрываем файл fclose(file); getch(); }

Функция fopen сама выделяет память под объект, очистка проводится функцией fclose. Закрывать файл обязательно, самостоятельно он не закроется.

Функция fopen может открывать файл в текстовом или бинарном режиме. По умолчанию используется текстовый. Режим доступа может быть следующим

Параметры доступа к файлу.
Тип Описание
r Чтение. Файл должен существовать.
w Запись нового файла. Если файл с таким именем уже существует, то его содержимое будет потеряно.
a Запись в конец файла. Операции позиционирования (fseek, fsetpos, frewind) игнорируются. Файл создаётся, если не существовал.
r+ Чтение и обновление. Можно как читать, так и писать. Файл должен существовать.
w+ Запись и обновление. Создаётся новый файл. Если файл с таким именем уже существует, то его содержимое будет потеряно. Можно как писать, так и читать.
a+ Запись в конец и обновление. Операции позиционирования работают только для чтения, для записи игнорируются. Если файл не существовал, то будет создан новый.

Если необходимо открыть файл в бинарном режиме, то в конец строки добавляется буква b, например “rb”, “wb”, “ab”, или, для смешанного режима “ab+”, “wb+”, “ab+”. Вместо b можно добавлять букву t, тогда файл будет открываться в текстовом режиме. Это зависит от реализации. В новом стандарте си (2011) буква x означает, что функция fopen должна завершиться с ошибкой, если файл уже существует. Дополним нашу старую программу: заново откроем файл и считаем, что мы туда записали.

#include #include #include void main() { FILE *file; char buffer; file = fopen("C:/c/test.txt", "w"); fprintf(file, "Hello, World!"); fclose(file); file = fopen("C:/c/test.txt", "r"); fgets(buffer, 127, file); printf("%s", buffer); fclose(file); getch(); }

Вместо функции fgets можно было использовать fscanf, но нужно помнить, что она может считать строку только до первого пробела.
fscanf(file, "%127s", buffer);

Также, вместо того, чтобы открывать и закрывать файл можно воспользоваться функцией freopen, которая «переоткрывает» файл с новыми правами доступа.

#include #include #include void main() { FILE *file; char buffer; file = fopen("C:/c/test.txt", "w"); fprintf(file, "Hello, World!"); freopen("C:/c/test.txt", "r", file); fgets(buffer, 127, file); printf("%s", buffer); fclose(file); getch(); }

Функции fprintf и fscanf отличаются от printf и scanf только тем, что принимают в качестве первого аргумента указатель на FILE, в который они будут выводить или из которого они будут читать данные. Здесь стоит сразу же добавить, что функции printf и scanf могут быть без проблем заменены функциями fprintf и fscanf. В ОС (мы рассматриваем самые распространённые и адекватные операционные системы) существует три стандартных потока: стандартный поток вывода stdout, стандартный поток ввода stdin и стандартный поток вывода ошибок stderr. Они автоматически открываются во время запуска приложения и связаны с консолью. Пример

#include #include #include void main() { int a, b; fprintf(stdout, "Enter two numbers\n"); fscanf(stdin, "%d", &a); fscanf(stdin, "%d", &b); if (b == 0) { fprintf(stderr, "Error: divide by zero"); } else { fprintf(stdout, "%.3f", (float) a / (float) b); } getch(); }

Ошибка открытия файла

Если вызов функции fopen прошёл неудачно, то она возвратит NULL. Ошибки во время работы с файлами встречаются достаточно часто, поэтому каждый раз, когда мы окрываем файл, необходимо проверять результат работы

#include #include #include #define ERROR_OPEN_FILE -3 void main() { FILE *file; char buffer; file = fopen("C:/c/test.txt", "w"); if (file == NULL) { printf("Error opening file"); getch(); exit(ERROR_OPEN_FILE); } fprintf(file, "Hello, World!"); freopen("C:/c/test.txt", "r", file); if (file == NULL) { printf("Error opening file"); getch(); exit(ERROR_OPEN_FILE); } fgets(buffer, 127, file); printf("%s", buffer); fclose(file); getch(); }

Проблему вызывает случай, когда открывается сразу несколько файлов: если один из них нельзя открыть, то остальные также должны быть закрыты

FILE *inputFile, *outputFile; unsigned m, n; unsigned i, j; inputFile = fopen(INPUT_FILE, READ_ONLY); if (inputFile == NULL) { printf("Error opening file %s", INPUT_FILE); getch(); exit(3); } outputFile = fopen(OUTPUT_FILE, WRITE_ONLY); if (outputFile == NULL) { printf("Error opening file %s", OUTPUT_FILE); getch(); if (inputFile != NULL) { fclose(inputFile); } exit(4); } ...

В простых случаях можно действовать влоб, как в предыдущем куске кода. В более сложных случаях используются методы, подменяющиее RAII из С++: обёртки, или особенности компилятора (cleanup в GCC) и т.п.

Буферизация данных

Как уже говорилось ранее, когда мы выводим данные, они сначала помещаются в буфер. Очистка буфера осуществляется

  • 1) Если он заполнен
  • 2) Если поток закрывается
  • 3) Если мы явно указываем, что необходимо очистить буфер (здесь тоже есть исключения:)).
  • 4) Также очищается, если программа завершилась удачно. Вместе с этим закрываются и все файлы. В случае ошибки выполнения этого может не произойти.

Форсировать выгрузку буфера можно с помощью вызова функции fflush(File *). Рассмотрим два примера – с очисткой и без.

#include #include #include void main() { FILE *file; char c; file = fopen("C:/c/test.txt", "w"); do { c = getch(); fprintf(file, "%c", c); fprintf(stdout, "%c", c); //fflush(file); } while(c != "q"); fclose(file); getch(); }

Раскомментируйте вызов fflush. Во время выполнения откройте текстовый файл и посмотрите на поведение.

Буфер файла можно назначить самостоятельно, задав свой размер. Делается это при помощи функции

Void setbuf (FILE * stream, char * buffer);

которая принимает уже открытый FILE и указатель на новый буфер. Размер нового буфера должен быть не меньше чем BUFSIZ (к примеру, на текущей рабочей станции BUFSIZ равен 512 байт). Если передать в качестве буфера NULL, то поток станет небуферизированным. Можно также воспользоваться функцией

Int setvbuf (FILE * stream, char * buffer, int mode, size_t size);

которая принимает буфер произвольного размера size. Режим mode может принимать следующие значения

  • _IOFBF - полная буферизация. Данные записываются в файл, когда он заполняется. На считывание, буфер считается заполненным, когда запрашивается операция ввода и буфер пуст.
  • _IOLBF - линейная буферизация. Данные записываются в файл когда он заполняется, либо когда встречается символ новой строки. На считывание, буфер заполняется до символа новой строки, когда запрашивается операция ввода и буфер пуст.
  • _IONBF – без буферизации. В этом случае параметры size и buffer игнорируются.
В случае удачного выполнения функция возвращает 0.

Пример: зададим свой буфер и посмотрим, как осуществляется чтение из файла. Пусть файл короткий (что-нибудь, типа Hello, World!), и считываем мы его посимвольно

#include #include #include void main() { FILE *input = NULL; char c; char buffer = {0}; input = fopen("D:/c/text.txt", "rt"); setbuf(input, buffer); while (!feof(input)) { c = fgetc(input); printf("%c\n", c); printf("%s\n", buffer); _getch(); } fclose(input); }

Видно, что данные уже находятся в буфере. Считывание посимвольно производится уже из буфера.

feof

Функция int feof (FILE * stream); возвращает истину, если конец файла достигнут. Функцию удобно использовать, когда необходимо пройти весь файл от начала до конца. Пусть есть файл с текстовым содержимым text.txt. Считаем посимвольно файл и выведем на экран.

#include #include #include void main() { FILE *input = NULL; char c; input = fopen("D:/c/text.txt", "rt"); if (input == NULL) { printf("Error opening file"); _getch(); exit(0); } while (!feof(input)) { c = fgetc(input); fprintf(stdout, "%c", c); } fclose(input); _getch(); }

Всё бы ничего, только функция feof работает неправильно... Это связано с тем, что понятие "конец файла" не определено. При использовании feof часто возникает ошибка, когда последние считанные данные выводятся два раза. Это связано с тем, что данные записывается в буфер ввода, последнее считывание происходит с ошибкой и функция возвращает старое считанное значение.

#include #include #include void main() { FILE *input = NULL; char c; input = fopen("D:/c/text.txt", "rt"); if (input == NULL) { printf("Error opening file"); _getch(); exit(0); } while (!feof(input)) { fscanf(input, "%c", &c); fprintf(stdout, "%c", c); } fclose(input); _getch(); }

Этот пример сработает с ошибкой (скорее всего) и выведет последний символ файла два раза.

Решение – не использовать feof. Например, хранить общее количество записей или использовать тот факт, что функции fscanf и пр. обычно возвращают число верно считанных и сопоставленных значений.

#include #include #include void main() { FILE *input = NULL; char c; input = fopen("D:/c/text.txt", "rt"); if (input == NULL) { printf("Error opening file"); _getch(); exit(0); } while (fscanf(input, "%c", &c) == 1) { fprintf(stdout, "%c", c); } fclose(input); _getch(); }

Примеры

1. В одном файле записаны два числа - размерности массива. Заполним второй файл массивом случайных чисел.

#include #include #include #include //Имена файлов и права доступа #define INPUT_FILE "D:/c/input.txt" #define OUTPUT_FILE "D:/c/output.txt" #define READ_ONLY "r" #define WRITE_ONLY "w" //Максимальное значение для размера массива #define MAX_DIMENSION 100 //Ошибка при открытии файла #define ERROR_OPEN_FILE -3 void main() { FILE *inputFile, *outputFile; unsigned m, n; unsigned i, j; inputFile = fopen(INPUT_FILE, READ_ONLY); if (inputFile == NULL) { printf("Error opening file %s", INPUT_FILE); getch(); exit(ERROR_OPEN_FILE); } outputFile = fopen(OUTPUT_FILE, WRITE_ONLY); if (outputFile == NULL) { printf("Error opening file %s", OUTPUT_FILE); getch(); //Если файл для чтения удалось открыть, то его необходимо закрыть if (inputFile != NULL) { fclose(inputFile); } exit(ERROR_OPEN_FILE); } fscanf(inputFile, "%ud %ud", &m, &n); if (m > MAX_DIMENSION) { m = MAX_DIMENSION; } if (n > MAX_DIMENSION) { n = MAX_DIMENSION; } srand(time(NULL)); for (i = 0; i < n; i++) { for (j = 0; j < m; j++) { fprintf(outputFile, "%8d ", rand()); } fprintf(outputFile, "\n"); } //Закрываем файлы fclose(inputFile); fclose(outputFile); }

2. Пользователь копирует файл, при этом сначала выбирает режим работы: файл может выводиться как на консоль, так и копироваться в новый файл.

#include #include #include #define ERROR_FILE_OPEN -3 void main() { FILE *origin = NULL; FILE *output = NULL; char filename; int mode; printf("Enter filename: "); scanf("%1023s", filename); origin = fopen(filename, "r"); if (origin == NULL) { printf("Error opening file %s", filename); getch(); exit(ERROR_FILE_OPEN); } printf("enter mode: "); scanf("%d", &mode); if (mode == 1) { printf("Enter filename: "); scanf("%1023s", filename); output = fopen(filename, "w"); if (output == NULL) { printf("Error opening file %s", filename); getch(); fclose(origin); exit(ERROR_FILE_OPEN); } } else { output = stdout; } while (!feof(origin)) { fprintf(output, "%c", fgetc(origin)); } fclose(origin); fclose(output); getch(); }

3. Пользователь вводит данные с консоли и они записываются в файл до тех пор, пока не будет нажата клавиша esc. Проверьте программу и посмотрите. как она себя ведёт в случае, если вы вводите backspace: что выводится в файл и что выводится на консоль.

#include #include #include #define ERROR_FILE_OPEN -3 void main() { FILE *output = NULL; char c; output = fopen("D:/c/test_output.txt", "w+t"); if (output == NULL) { printf("Error opening file"); _getch(); exit(ERROR_FILE_OPEN); } for (;;) { c = _getch(); if (c == 27) { break; } fputc(c, output); fputc(c, stdout); } fclose(output); }

4. В файле записаны целые числа. Найти максимальное из них. Воспользуемся тем, что функция fscanf возвращает число верно прочитанных и сопоставленных объектов. Каждый раз должно возвращаться число 1.

#include #include #include #define ERROR_FILE_OPEN -3 void main() { FILE *input = NULL; int num, maxn, hasRead; input = fopen("D:/c/input.txt", "r"); if (input == NULL) { printf("Error opening file"); _getch(); exit(ERROR_FILE_OPEN); } maxn = INT_MIN; hasRead = 1; while (hasRead == 1) { hasRead = fscanf(input, "%d", &num); if (hasRead != 1) { continue; } if (num >

Другое решение считывать числа, пока не дойдём до конца файла.

#include #include #include #include #define ERROR_FILE_OPEN -3 void main() { FILE *input = NULL; int num, maxn, hasRead; input = fopen("D:/c/input.txt", "r"); if (input == NULL) { printf("Error opening file"); _getch(); exit(ERROR_FILE_OPEN); } maxn = INT_MIN; while (!feof(input)) { fscanf(input, "%d", &num); if (num > maxn) { maxn = num; } } printf("max number = %d", maxn); fclose(input); _getch(); }

5. В файле записаны слова: русское слово, табуляция, английское слово, в несколько рядов. Пользователь вводит английское слово, необходимо вывести русское.

Файл с переводом выглядит примерно так

Солнце sun
карандаш pen
шариковая ручка pencil
дверь door
окно windows
стул chair
кресло armchair

и сохранён в кодировке cp866 (OEM 866). При этом важно: последняя пара cлов также заканчивается переводом строки.

Алгоритм следующий - считываем строку из файла, находим в строке знак табуляции, подменяем знак табуляции нулём, копируем русское слово из буфера, копируем английское слово из буфера, проверяем на равенство.

#include #include #include #include #define ERROR_FILE_OPEN -3 void main() { FILE *input = NULL; char buffer; char enWord; char ruWord; char usrWord; unsigned index; int length; int wasFound; input = fopen("D:/c/input.txt", "r"); if (input == NULL) { printf("Error opening file"); _getch(); exit(ERROR_FILE_OPEN); } printf("enter word: "); fgets(usrWord, 127, stdin); wasFound = 0; while (!feof(input)) { fgets(buffer, 511, input); length = strlen(buffer); for (index = 0; index < length; index++) { if (buffer == "\t") { buffer = "\0"; break; } } strcpy(ruWord, buffer); strcpy(enWord, &buffer); if (!strcmp(enWord, usrWord)) { wasFound = 1; break; } } if (wasFound) { printf("%s", ruWord); } else { printf("Word not found"); } fclose(input); _getch(); }

6. Подсчитать количество строк в файле. Будем считывать файл посимвольно, считая количество символов "\n" до тех пор, пока не встретим символ EOF. EOF - это спецсимвол, который указывает на то, что ввод закончен и больше нет данных для чтения. Функция возвращает отрицательное значение в случае ошибки.
ЗАМЕЧАНИЕ: EOF имеет тип int, поэтому нужно использовать int для считывания символов. Кроме того, значение EOF не определено стандартом.

#define _CRT_SECURE_NO_WARNINGS #include #include #include int cntLines(const char *filename) { int lines = 0; int any; //any типа int, потому что EOF имеет тип int! FILE *f = fopen(filename, "r"); if (f == NULL) { return -1; } do { any = fgetc(f); //printf("%c", any);//debug if (any == "\n") { lines++; } } while(any != EOF); fclose(f); return lines; } void main() { printf("%d\n", cntLines("C:/c/file.txt")); _getch(); }

Ru-Cyrl 18- tutorial Sypachev S.S. 1989-04-14 [email protected] Stepan Sypachev students

Всё ещё не понятно? – пиши вопросы на ящик