Для эффективной подготовки по информатике для каждого задания дан краткий теоретический материал для выполнения задачи. Подобрано свыше 10 тренировочных заданий с разбором и ответами, разработанные на основе демоверсии прошлых лет.
Изменений в КИМ ЕГЭ 2019 г. по информатике и ИКТ нет.
Направления, по которым будет проведена проверка знаний:
Необходимые действия при подготовке :
Длительность экзамена – 3 часа 55 минут (255 минут), полтора часа из которых рекомендовано уделить выполнению заданий первой части КИМов.
Задания в билетах разделены на блоки:
Из предложенных 23 заданий первой части экзаменационной работы 12 относятся к базовому уровню проверки знаний, 10 – повышенной сложности, 1 – высокому уровню сложности. Три задачи второй части высокого уровня сложности, одна – повышенного.
При решении обязательна запись развернутого ответа (произвольная форма).
В некоторых заданиях текст условия подан сразу на пяти языках программирования – для удобства учеников.
1 балл - за 1-23 задания
2 балла - 25.
З балла - 24, 26.
4 балла - 27.
Всего: 35 баллов.
Для поступления в технический вуз среднего уровня, необходимо набрать не менее 62 баллов. Чтобы поступить в столичный университет, количество баллов должно соответствовать 85-95.
Для успешного написания экзаменационной работы необходимо четкое владение теорией
и постоянная практика в решении
задач.
Труд + работа над ошибками + внимательно читать вопрос от начала и до конца, чтобы избежать ошибок = максимальный балл на ЕГЭ по информатике.
Урок посвящен тому, как решать 3 задание ЕГЭ по информатике
3-я тема характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 3 минуты, максимальный балл — 1
* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова
Рассмотрим кратко необходимые для решения 3 задания ЕГЭ понятия.
Структурирование информации - это установление главных элементов в информационных сообщениях и установление связей между ними.
Структурирование выполняется с целью облегчения восприятия и поиска информации.
Структурирование возможно при помощи следующих структур (информационных моделей):
перечисление элементов, собранных по характерному признаку;
Вася, Петя, Коля 1, 17, 22, 55
В множестве упорядочивание элементов не обязательно, т.е. порядок следования не важен.
Важна упорядоченность следования элементов.
В таблицах выделяются объекты
(отдельные записи таблиц) и свойства
(названия столбцов или названия строк):
Рассмотрим родственные отношения в дереве:
Корень
– узел без предков (A).
Лист
– узел без потомков (D, E, F, G).
Высота
– наибольшее расстояние от корня до листа (количество уровней).
Допустим, на жестком диске компьютера имеются следующие папки (каталоги) с файлами:
Получим дерево:
Иногда очень трудно структурировать информацию описанными структурами из-за сложных «взаимоотношений» между объектами. Тогда можно использовать графы:
– это набор вершин и связей между ними, называющихся рёбрами:
Граф, отображающий дороги между поселками
– это граф, между любыми вершинами которого существует путь.
Дерево — связный граф без циклов
У взвешенных графов указан «вес ребра»:
Из взвешенных графов получается весовая матрица, обратное преобразование тоже возможно.
Определение кратчайшего пути между пунктами A и D
3_3: Решение 3 задания ЕГЭ по информатике (контрольный вариант № 1 экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):
Между населенными пунктами A , B , C , D , E , F построены дороги, протяженность которых приведена в таблице (если ячейка пуста — дороги нет).
A | B | C | D | E | F | |
A | 7 | 3 | ||||
B | 7 | 2 | 4 | 1 | ||
C | 3 | 2 | 7 | 5 | 9 | |
D | 4 | 7 | 2 | 3 | ||
E | 1 | 5 | 2 | 7 | ||
F | 9 | 3 | 7 |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F .
Результат: 11
Видеоразбор задания:
3_4: Решение 3 задания ЕГЭ по информатике (11 вариант ГВЭ по информатике 2018 года):
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.
A | B | C | D | E | F | |
A | 3 | 7 | 6 | |||
B | 3 | 4 | 4 | |||
C | 7 | 5 | 9 | |||
D | 4 | 5 | 5 | |||
E | 6 | 4 | 8 | |||
F | 9 | 5 | 8 |
Определите длину кратчайшего пути
между пунктами A
и F
при условии, что передвигаться можно только по указанным в таблице дорогам.
Результат: 12
3_5: Решение 2* задания ЕГЭ по информатике 2018, вариант 10 (ФИПИ, «ЕГЭ информатика и ИКТ, типовые экзаменационные варианты 2018», С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина):
Между населенными пунктами A , B , C , D , E , F , Z построены дороги с односторонним движением. В таблице указана протяженность каждой дороги (отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет).
A | B | C | D | E | F | Z | |
A | 3 | 5 | 14 | ||||
B | 2 | 8 | |||||
C | 2 | 7 | |||||
D | 1 | 4 | 4 | ||||
E | 1 | 5 | |||||
F | 12 | 1 | 9 | ||||
Z |
Сколько существует таких маршрутов из A в Z , которые проходят через пять и более населенных пунктов? Пункты A и Z при подсчете учитывайте. Два раза проходить через один пункт нельзя.
* в новых учебниках задания 2 и 3 поменяли местами: теперь 2 — Поиск кратчайшего пути, а 3 — Алгебра логики
Результат: 6
3_2: 3 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика (ФИПИ):
На рисунке схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о протяжённости каждой из этих дорог (в километрах).
Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова протяжённость дороги из пункта А в пункт Г . В ответе запишите целое число – так, как оно указано в таблице.
Результат: 6
Подробное решение данного 3 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:
3_1: ЕГЭ по информатике 2017, задание из сборника Ушакова Д.М, 1 вариант:
На рисунке схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).
|
Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населенных пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе.
Определите, какова длина дороги из пункта Д
в пункт К
.
В ответе запишите целое число — так, как оно указано в таблице.
Результат: 20
Кроме того, Вы можете посмотреть видео решения этого задания ЕГЭ по информатике:
3_6: Разбор 3 задания ЕГЭ вариант № 1, 2019 Информатика и ИКТ Типовые экзаменационные варианты (10 вариантов), С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина:
На рисунке изображена схема дорог Н-ского района, в таблице звездочкой обозначено наличие дороги из одного населенного пункта в другой, отсутствие звездочки означает, что такой дороги нет. Каждому населенному пункту на схеме соответствует его номер в таблице, но неизвестно, какой именно номер.
|
Определите, какие номера населенных пунктов в таблице могут соответствовать населенным пунктам D и E на схеме? В ответе запишите эти два номера в возрастающем порядке без пробелов и знаков препинания.
1 | 2 | A | H | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | * | * | * | |||||
2 | * | * | * | |||||
A | * | * | ||||||
H | * | * | * | * | * | * | ||
5 | * | * | * | |||||
6 | * | * | * | |||||
7 | * | * | * | |||||
8 | * | * | * |
B,G | B,G | A | H | 5 | 6 | 7 | 8 | |
B,G | * | * | * | |||||
B,G | * | * | * | |||||
A | * | * | ||||||
H | * | * | * | * | * | * | ||
5 | * | * | * | |||||
6 | * | * | * | |||||
7 | * | * | * | |||||
8 | * | * | * |
B,G | B,G | A | H | 5 | 6 | F,C | F,C | |
B,G | * | * | * | |||||
B,G | * | * | * | |||||
A | * | * | ||||||
H | * | * | * | * | * | * | ||
5 | * | * | * | |||||
6 | * | * | * | |||||
F,C | * | * | * | |||||
F,C | * | * | * |
Разбор 3 задания ЕГЭ 2017 года по информатике из проекта демоверсии. Это задание базового уровня сложности. Примерное время выполнения задания 3 минуты.
Проверяемые элементы содержания: умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).
На рисунке справа схема дорог Н-ского района изображена в виде графа; в таблице слева содержатся сведения о протяжённости каждой из этих дорог (в километрах).
Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова протяжённость дороги из пункта Б в пункт В. В ответе запишите целое число – так, как оно указано в таблице.
Ответ: ________
Строке П5 должна соответствовать вершина из которой выходит 4 дуги.
Такой вершиной является В
П5 - В
Строке П6 должна соответствовать вершина из которой выходит 2 дуги.
Такой вершиной является А
П6 - А
Дороги из пункта А ведут в пункт Б и пункт В.
Очевидно что из пункта А в пункт В протяженность 7 км, следовательно в пункт Б — 5 км.
Значит строке П1 соответствует вершина Б .
П1 - Б
В задании требуется определить длину дороги из пункта Б в пункт В.
По таблице определяем что путь из Б в В равен 8 .
Информатика. ЕГЭ
Задание 3
Разбор типовых задач:
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F при условии, что передвигаться можно только по указанным в таблице дорогам.
Задача решается преобразованием табличной модели в дерево:
Рассмотрим первую строку (столбец) таблицы. Очевидно, что из точки А мы можем попасть в точки В, С, D , F . Получим следующую схему:
Рассмотрим вторую строку (столбец) таблицы: из пункта В можно попасть в пункт А (путь АВ уже нанесен на схему и повторно рисовать его нет необходимости, т.к. это дорога «назад» и такой маршрут не будет кратчайшим). Таким образом, на схему необходимо нанести одну дорогу(из В в D , длиной 5).
Анализируя 3 строку (столбец) таблицы, добавляем на схему еще одну дорогу: из С в D длиной 2.
Анализ 4 строки (столбца) таблицы добавляет на нашу схему еще две дороги (из D в E и F ), так как дороги BD , CD , AD уже присутствуют на схеме. Так как точка D на схеме нарисована 3 раза, то от каждой точки D проведем два пути: DE и DF . Получим схему
Согласно 5 строке (столбца) таблицы нанесем на схему дорогу EF :
По схеме выпишем маршруты из А в F и посчитаем их протяженность:
AF – 14
ADF – 7+8=15
ADEF – 7+5+1=13
ACDF – 4+2 +8 =14
ACDEF – 4+2+5+1 = 12
ABDF – 3+5+8 = 16
ABDEF – 3+5+5+1 = 14
Кратчайший путь равен 12.
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.
Сколько существует таких маршрутов из А в F , которые проходят через пять и более населённых пунктов? Пункты А и F при подсчёте учитывайте. Два раза проходить через один пункт нельзя.
Строим древовидную схему аналогично №1. Отличие от предыдущего задания заключается в том, что нас не интересует длина маршрутов и на схему мы будем наносить все пункты, в которые можно попасть из данного пункта не нанесенные нами по данной ветке ранее:
Четыре маршрута (обозначены на схеме синим цветом) оказались тупиком, так дальнейшее движение по ним ведет к повторному посещению пунктов А или D . Выписываем маршруты, приводящие в пункт F (на схеме обозначены красным) и подсчитываем количество населенных пунктов, через которые проходит каждый маршрут:
AF – 2
ADF – 3
ADEF – 4
ACDF – 4
ACDEF – 5
ABDF – 4
А BDEF – 5
Количество маршрутов, отвечающих условию задачи – 2.
В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую таблице.
4)
Анализируя таблицу по строкам (по столбикам) получаем: на схеме должны присутствовать 4 дороги: АВ(4), А D (5), BC (3), BD (6). Из четырех схем только одна схема (последняя) удовлетворяет этому условию. Ответ: 4 схема.
На рисунке справа схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).
Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова длина дороги из пункта В в пункт Е. В ответе запишите целое число – так, как оно указано в таблице.
Задание заключается в установлении соответствия нумерации населенных пунктов на графе и в таблице.
Проанализируем граф: согласно схеме в пункты А, Б, Д и К ведет по 2 пути, в пункт Г – 3 пути, В – 5 путей, Е - 4 пути. Сопоставляя с таблицей, получим: Г – это П2 в таблице, В – П6, Е – П4. Заменим заголовки строк и столбцов в таблице на соответствующие буквы: