6п14п и 6н1п усилитель однотактный. Схемы, справочники, даташиты

Свою схему трехполосного высококачественного УМЗЧ Г. Мудрецов (МРБ-1974) предварил пространными рассуждениями о необходимости разделения частот на каналы. В одних усилителях это разделение осуществляется на выходе: усилитель усиливает всю полосу частот, а на две полосы сигнал разделяется только громкоговорителями. В других усилителях разделение происходит на входе или перед оконечным каскадом.

Когда усиление разделено на несколько полос, низшие частоты усиливаются одним каналом усиления, высшие - другим. В этом случае даже при нелинейных искажениях на выходе каждого канала наиболее вредных комбинационных частот не возникнет.

При разделении частот на выходе усилителя уменьшаются только комбинационные частоты, возникающие в громкоговорителях, а искажения, созданные усилителем, полностью остаются. Поэтому разделение частотного диапазона на входе усилителя дает более высокое качество звучания, так как уменьшаются комбинационные частоты, возникшие не только в громкоговорителе, но и в усилителе. Однако не следует думать, что применение разделенных громкоговорителей при однополосном усилении малоэффективно. Прежде всего, значительно расширяется диапазон воспроизводимых частот. Если построить усилитель на широкий диапазон частот, например, 40...10000 Гц нетрудно, то воспроизвести такую полосу частот одним громкоговорителем невозможно.

Применение нескольких громкоговорителей уменьшает искажения, вызванные эффектом Доплера. При воспроизведении одним громкоговорителем одновременно низших и высших частот сигнала диффузор медленно колеблется с большой амплитудой на низших частотах и в то же время совершает быстрые колебания с мало амплитудной на высших частотах. Высокочастотное звучание по частоте оказывается промодулированным низкочастотным. Подобная частотная модуляция воспринимается на слух подобно нелинейным искажениям.

Многополосные системы воспроизведения звука эффективно уменьшают наиболее вредные виды искажений - комбинационные частоты и частотную модуляцию от эффекта Доплера в громкоговорителях.

При трехполосном усилении отпадает необходимость в особом регуляторе тона; регулировка частотной характеристики в широких пределах осуществляется обычным регулятором усиления на входе низкочастотного и высокочастотного каналов. Отсутствие отдельного регулятора тона заметно упрощает схему. По сравнению с двухполосным усилителем, у которого оба канала имеют одинаковую мощность и одинаково высокое качество воспроизведения, в трехполосном добавлены всего два каскада канала высших частот. Высокое качество воспроизведения, удобство регулировки при незначительном усложнении - таковы преимущества трехполосного усилителя.

Принципиальная схема трехполосного усилителя приведена на рис.53. Первый каскад усиления, выполненный на левой (по схеме) половине лампы Л1, о6щкй для всех трех каналов; он усиливает всю полосу частот. После него происходит разделение диапазона усиливаемых частот на три полосы. Частота разделения каналов низших и средних частот 300 Гц, средних и высших - 2500 Гц. При таких частотах раз деления на каждый канал приходится одинаковая полоса частот (в логарифмическом масштабе частотной шкалы).

В канале высших звуковых частот (лампы Л2 и Л3) для ослабления низших и средних частот переходные конденсаторы С1 и С3, а также конденсатор в цепи смещения первого каскада С2 имеют емкость значительно меньше обычной величины. Оконечный и предоконечный каскады охвачены отрицательной обратной связью, напряжение которой подается в цепь катода второго каскада.

Канал средних частот имеет два каскада усиления напряжения, выполненных на правой половине лампы Л1 и лампе Л4 и двухтактный оконечный каскад на лампах Л5 и Л6. Цепь частотного разделения имеет здесь наиболее сложную задачу: необходимо ослабить низшие и высшие частоты при хорошем усилении средних частот. Ослабление низших частот достигается за счет уменьшения емкости переходных конденсаторов С11 и С14 и конденсатора цепи смещения C13, т. е. такими же средствами, как в канале высших частот, но емкости конденсаторов здесь больше. Ослабление высших частот достигнуто за счет шунтирующего действия конденсаторов С12 и С15. Фазоинверсный каскад выполнен по схеме с заземленной сеткой на правой половине лампы Л4. Такая схема обладает хорошей симметричностью и удобна для введения обратной связи. Напряжение обратной связи подается на сетку правого триода лампы Л4.

Может показаться, что при такой схеме обратная связь будет действовать только на правый триод лампы Л4. Однако это не так. Правый и левый триоды лампы Л4 включены совершенно симметрично. На сетку левого триода подается прямой сигнал; из-за сопротивления связи между каскадами он действует и на сетку правого триода. Глубина обратной связи зависит от соотношения величин сопротивлений R22 и R24.Конденсатор С20 предотвращает возникновение высокочастотной генерации. Для подъема низших и высших частот усиление среднечастотного канала в несколько раз занижено делителем напряжения R14, R15. Чем больше ослабление этого делителя, тем выше может быть относительный подъем частотной характеристики в области высших и низших частот.

Обозначение на схеме Количество витков Марка и диаметр провода, мм Сердечник
Тр1
I 1500 ПЭЛ 0.14 Ш-12х12
II 41 ПЭЛ 0,74
ТР2
I 1000х2 ПЭЛ 0.14 Ш-16х24
II 40+5 ПЭЛ 0,74
ТР3
I 1500х2 ПЭЛ 0.14 Ш-20х30
I 45+45 ПЭЛ 0,74
Тр4
I 286 ПЭЛ 0,68 Ш-25х64
II 44 ПЭЛ 0,68
III 285 ПЭЛ 0,68
IV 44 ПЭЛ 0.68
V 600 ПЭЛ 0,41
VI 18 ПЭЛ 2,1
Др1 1200 ПЭЛ 0,34 Ш-16х 24

Канал низших частот выполнен по аналогичной схеме, за исключением цепи частотного разделения. Для ослабления высших и средних частот в первом каскаде канала (лампа Л7а) введена отрицательная обратная связь, напряжение которой подается с анода на сетку лампы Л7а через конденсаторы С23, С24, С22. Кроме того, вход второго каскада (лампа Л8а) зашунтирован конденсатором С28.

Выпрямитель (рис.54) имеет фильтр для оконечных каскадов низших и средних частот и всех остальных каскадов усиления.

Детали усилителя расположены на монтажных платах (рис.55). Данные трансформаторов и дросселей приведены в таблице.

Высококачественный УМЗЧ Н. Зыкова (Р-4/66) использует совместно регуляторы тембра низших и высших частот и регуляторы тембра на три фиксированные средние частоты (каждая из которых отличается от предыдущей приблизительно на октаву f = 2f2= 4f3), что позволяет получить практически любую частотную характеристику канала звуковоспроизведения, а также значительно увеличивает возможную степень коррекции характеристики усилителя на высших и низших частотах (до 30-40 дБ). Кроме того, использование регуляторов средних частот значительно упрощает разработку и конструирование акустических систем для высококачественного воспроизведения звука.

Номинальная выходная мощность усилителя 8 Вт. Максимальная чувствительность с гнезд звукоснимателя – 100200 мВ, с линейного выхода -0,5 В, с трансляционной линии -10 В. Усилитель воспроизводит полосу звуковых частот от 40 Гц до 15 кГц с неравномерностью на краях диапазона 1,5 дБ (без регуляторов тембра).

Коэффициент нелинейных искажений на частоте 1 кГц при номинальной выходной мощности – 0,5 % ; при выходной мощности 6 Вт – 0,2 %. Активное сопротивление нагрузки усилителя – 4 Ома, уровень шумов – 60 дб. Выходное сопротивление усилителя – 0,3…0,5 Ом. Усилитель может питаться от сети переменного тока напряжением 110, 127 и 220 В, потребляемая мощность от сети 120 Вт.

На вход усилителя включено коммутирующее устройство (см. рис.27), с помощью которого к нему могут подключаться приемник П (100 мВ), телевизор Т (100 мВ), звукосниматель, линейный выход магнитофона М (0,5 В), трансляционная линия Л (10…30 В), а также вход магнитофона (к линейному выходу усилителя ЛВ).

Первый каскад усилителя собран на лампе Л1а, он используется для усиления сигналов, поступающих с гнезд звукоснимателя, приемника П или телевизора Т. В последующие два каскада, собранные на лампе Л2 включены типовые регуляторы тембра низших и высших частот II типа (потенциометры R7 и R10) и регулятор тембра средних частот (потенциометры R22, R23 и R 24).

Для уменьшения уровня шумов, соединенные последовательно накальные цепи ламп Л1 и Л2 питаются от низковольтного выпрямителя.

На лампе Л3 смонтирован усилитель предоконечного каскада и фазоинвертор. Хорошая симметрия при минимальных искажениях в случае больших управляющих сигналов достигается применением сравнительно низкоомной анодной и катодной нагрузки фазоинвертора.

Оконечный каскад усилителя двухтактный, он собран по ультралинейной схеме. Три последних каскада усилителя охвачены глубокой отрицательной обратной связью, напряжение которой снимается со вторичной обмотки выходного трансформатора и подается в катодную цепь лампы Л3.

Силовой трансформатор Тр1 собран на сердечнике из пластин Ш20, толщина набора 45 мм. Сетевая обмотка содержит 2х(50+315) витков провода ПЭЛ 0,38, повышающая – 700 витков провода ПЭЛ 0,29. Обмотка низковольтного выпрямителя состоит из 45 витков того же провода, а обмотка накала ламп – 17+4 витка провода ПЭЛ 1,0.

Дроссель фильтра Др1 индуктивностью 4 Гн намотан на сердечнике из пластин УШ16, толщина набора 15 мм, его обмотка содержит 2300 витков провода ПЭЛ 0,25. Катушка L1 = 6,5 – намотана на сердечнике из пластин УШ12, толщина набора 18 мм, обмотка его состоит из 3100 витков провода ПЭЛ 0,14. Катушки L2 и L3 выполнены на броневых сердечниках типа СБ-4а. Катушки намотаны внавал на цилиндрических каркасах из эбонита или текстолита и содержат 2200 витков провода ПЭВ-2 0,1 (индуктивность 0,35…0,4 Гн).

Выходной трансформатор Тр2 собран на сердечнике из пластин Ш19 толщиной набора 45 мм. На рис.28 показаны схема и вариант расположения его обмоток. Первичная обмотка 1-6 наматывается проводом ПЭВ-2 0,18 и содержит 3000 витков, вторичная 7-12 – проводом ПЭВ-2 0,57, 180 витков. Выводы располагаются так, чтобы сделать короткими перемычки выводов 3-4, 7-9-11, 8-10-12. На выводы нужно надеть трубки и распаять их на монтажных колодках, установленных на трансформаторе.

Прибор, принципиальная схема которого приведена на рис. 1, представляет собой звуковой генератор, работающий в диапазоне частот от 23 гц до 32 кгц. Весь диапазон частот разбит на четыре поддиапазона 23— 155 гц, 142— 980 гц, 800— 5500 гц, 4.9— 32 кгц. В приборе имеется индикатор выходного напряжения, а также делители плавный и ступенчатый, с помощью которых можно регулировать выходное напряжение от 10 мв до 10 в. Коэффициент нелинейных искажений ие превышает 3%. Точность измерения выходного напряжения 3%.

Принципиальная схема

Как видно из рис. 1, звуковой генератор состоит из двухкаскадиого возбудителя Л1, катодного повторителя Л2, выходного устройства и выпрямителя.

Возбудитель собран по схеме с реостатно-емкостной настройкой и представляет собой двухкаскадный усилитель низкой частоты с положительной обратной связью. Первый каскад усиления собран иа левом триоде лампы Л1 с нагрузкой в виде резистора R17. Второй каскад усиления собран на правом триоде лампы Л1.

В качестве нагрузки используется резистор R18. Связь между каскадами осуществляется через конденсатор С6. Необходимая для возникновения колебаний положительная обратная связь подается из анодной цепи правого триода на управляющую сетку левого триода через конденсатор большой емкости С5 и делитель, состоящий из двух участков: резистора R14, соединенных последовательно конденсаторов С1, С2 и резистора R7 и соединенных параллельно конденсаторов С3, С4.

Напряжение, воздействующее на управляющую сетку левого триода Л1, снимается с параллельного участка делителя R7. С3, С4. Применение частотнозависимого делителя позволяет получить условия самовозбуждения только для одной частоты, при которой сдвиг фаз между напряжением положительной обратной связи на управляющей сетке левого триода (делителе R7, СЗ, С4) и аноде правого триода Л1 равен нулю. Это позволяет получить с помощью такого генератора синусоидальные колебания.

Для изменения частоты генерации необходимо изменять параметры элементов, входящих в цепочки делителя. В данной схеме плавное изменение частоты осуществляется изменением емкости сдвоенного конденсатора СІ, С4, а скачкообразное — переключателем В1, который изменяет величины резисторов, входящих в цепочки делителя (R5, R6 и R12, R13; R3, R4 и R10, R11; R1, R2 и R8, R9).

Как показывают расчеты, при любой частоте и а управляющую сетку левого триода лампы Л1 будет всегда поступать достаточно большое напряжение, поэтому каскады усилителя из-за перегрузки будут вносить большие искажения. Уменьшения этих искажений добиваются с помощью отрицательной обратной связи, цепь которой состоит из переменного резистора R15, постоянного резистора R16 и включенных в левый катод лампы ламп накаливания Л3, Л4.

Цепь отрицательной обратной связи стабилизирует также выходное напряжение, которое сравнительно сильно меняется при изменении частоты. При увеличении выходного напряжения возбудителя увеличивается глубина отрицательной обратной связи, снижающей коэффициент усиления первого каскада генератора. Таким образом, выходное напряжение генератора окажется стабилизированным по диапазону.

Наименьшие искажения на выходе возбудителя будут тогда, когда напряжение, снимаемое с параллельной ветви делителя, близко к напряжению отрицательной обратной связи, величина которой при регулировке прибора устанавливается с помощью переменного резистора R15.

С выхода возбудителя через переходной конденсатор С7 напряжение звуковой частоты подается на вход катодного повторителя, собранного на лампе Л2. Нагрузкой лампы служит потенциометр R23. Делителем, состоящим из резисторов R22, R21, устанавливается необходимый режим работы этого каскада. Резистор R20 ограничительный. Применение катодного повторителя, имеющего большое входное сопротивление, позволяет уменьшить реакцию нагрузки на частоту генератора и величину искажений, вносимых выходным каскадом.

Выходное устройство состоит из плавного (R23) и ступенчатого (R26, R27; R28,. R29) делителей и обычного диодного вольтметра, в котором используется гальванометр со шкалой 50 мка. Резисторы R24, R25 установочные. Применение резистора R30 позволяет получить лучшую линейность шкалы.

Детали

Выпрямитель собран по обычной двухполупериодной схеме удвоения напряжения. Питание прибора может осуществляться от сети переменного тока с напряжением 110. 127 и 220 в.

Расположение деталей на шасси показано иа рис. 2. Шасси размером 180X X 170x63 мм изготавливают из алюминия толщиной 2 мм. К нему прикреплена передняя панель размером 150Х 180 мм. Вид со стороны передней панели показан на рис. 3, со стороны монтажа — на рис. 4. Возможно и другое расположение деталей, однако следует стремиться, чтобы трансформатор питания Тр1 был максимально удалей от сеточных цепей лампы Л1.

Переключатель В1 двухплатный на четыре положения. Вторая плата использована для крепления отдельных резисторов частотно-зависимого делителя.

Лампы Л3, Л4 использованы от кинопроектора «Луч» (110 в, 8 вт). Можно применить одну лампу иа 220 в мощностью 10— 25 вт. Трансформатор питания от приемника «Рекорд-53М». Можно использовать трансформаторы и от приемников «Москвич-В», «Волна», АРЗ-52 и др.

Для удобства налаживания прибора ветви частотно-зависимого делителя составляются из двух последовательно соединенных резисторов (R1, R2, R8, R9 и т. д.). Налаживание генератора начинают с проверки работы выпрямителя. Под нагрузкой напряжение на выходе выпрямителя должно быть равно 280—320 в. Ток, потребляемый прибором от выпрямителя, должен лежать в пределах 30—35 ма.

После этого к выходу генератора (1/1—Гн1) подключают осциллограф н добиваются иа самом низкочастотном поддиапазоне устойчивых колебаний и отсутствия искажений. На форму кривой генерируемых колебаний в значительной степени влияет величина отрицательной обратной связи. При слабой отрицательной обратной связи (R15 велико) получаются более устойчивые колебания, но с заметными искажениями формы.

При сильной связи колебания срываются. Поэтому подбором величины отрицательной обратной связи (R15) находят компромиссное решение: глубину обратной связи выбирают такой, при которой обеспечивается достаточно устойчивая генерация на всем диапазоне частот и хорошая форма кривой.

Для градуировки шкалы генератора можно воспользоваться измерителем частоты или генератором звуковых частот. В последнем случае градуировка каждой из четырех шкал осуществляется с помощью фигур Лиссажу, наблюдаемых иа экране трубки осциллографа. Градуировка индикатора выхода производится с помощью лампового образцового вольтметра, который подключается между точками а— б схемы.

Изменение напряжения, подаваемого иа вход делителя (или индикатора), осуществляется потенциометром R23, иа котором выделяется переменная составляющая напряжения порядка 13 в. Установив напряжение на образцовом вольтметре 10 в переменным резистором R24, добиваются, чтобы стрелка индикатора отклонилась на всю шкалу. Устанавливая по образцовому вольтметру потенциометром R23 напряжение, соответствующее 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 в, каждый раз делают соответствующие пометки иа шкале индикатора цА.

Следует указать, что наличие постоянной емкости С2 в верхней ветви делителя значительно улучшает условия возникновения колебаний на высоких частотах и способствует выравниванию амплитуды колебаний возбудителя при любом положении блока конденсаторов переменной емкости. При отсутствии лампы 6П14П ее можно заменить лампами типа 6П15П, 6П18П или 6Ж5П.

Делитель напряжения при точном выборе значений, указанных иа схеме резисторов, никаких подгонок не требует. Следует лишь учесть, что необходимое ослабление, которое дает делитель, будет иметь место лишь в том случае, если со,-противление нагрузки в несколько раз превышает сопротивление делителя, к которому эта нагрузка присоединяется.

6Н8С + 6П3С - одна из наиболее популярных классических комбинаций ламп, поэтому мой выбор остановился на ней. В мире происходит много вещей, которые кажутся случайными, но в целом все закономерно. Случайный (интуитивный) выбор ламп и схемотехники дал в итоге потрясающий результат! Верьте в себя и полагайтесь на свою интуицию!

Cхема Сталкера

Схема так проста, что не требует особых пояснений. В качестве выходных трансформаторов применены ТВЗ-1-9, извлеченные из старых ламповых телевизоров. Нижняя частота среза составляет примерно 40 Гц. Трансформаторы с большим Ктр применены специально для получения желаемого спектра искажений.

Все маломощные резисторы - МЛТ, остальные - современные китайские пятиваттные. Конденсаторы фильтров имеют аналогичное происхождение, разделительные конденсаторы - БМТ-2 на рабочее напряжение 400 В. Вместо БМТ-2 можно было применить более качественные (герметичные, по крайней мере) МБГП, но в то время я не придал этому особого значения. Вообще, я руководствовался принципом, что лучше поставить сегодня то, что лежит в тумбочке, чем завтра - то, что нужно еще где-то приобрести. Скорость сборки иногда тоже имеет значение! Особенно при дефиците энтузиазма:)

Лампы можно заменить на 6SN7 (6Н8С) и 6L6 (6П3С).

С блоком питания отдельная история.

Высоковольтный выпрямитель построен по схеме удвоения напряжения, т.к. в качестве силового трансформатора применен ТС-160, имеющий сравнительно низковольтные вторичные обмотки. ТС-160 был изъят из телевизора "Березка" :)

В усилителе отдано предпочтение RC фильтрам по той простой причине, что дроссели имеют немаленький размер и солидный вес. Я хотел сделать аппарат минимального размера и веса, поэтому от более эффективных LC фильтров пришлось отказаться. Электронные фильтры имеют для меня меньшую привлекательность, т.к. их применение нарушает принцип максимальной простоты, которым я стараюсь руководствоваться при проектировании своих схем.

Для задержки анодного напряжения вначале применялась следующая схема:

Время задержки - приблизительно 40 с. Летом 2008 года этот таймер был демонтирован, т.к. без него звук усилителя немного более чистый. Элементарный выключатель анодного напряжения, кроме того, лучше соответствует принципу максимальной простоты. Параллельно контактам выключателя подсоединен резистор 100к (2Вт) для предотвращения самоотравления катодов ламп, которое происходит, если при подключенном накале лампы долго остаются без положительного потенциала на анодах.

Электролитические конденсаторы не шунтированы ничем. Настроить низковольтную часть блока питания было несколько сложнее...

Я перепробовал все популярные методы борьбы с фоном. Результат с объективной т.з. был отличный (уровень шума -90 дБ), но субъективно звук был немного грязноват. Поэтому для питания накалов применен стабилизатор напряжения. Максимально допустимый ток для LM317T составляет 1.5 А, поэтому использовано праллельное включение 2-х микросхем. Такой вариант совершенно безопасен, т.к. LM317T имеет встроенный датчик температуры кристалла, который выключает стабилизатор при перегрузке. Обе микросхемы установлены на радиатор от процессора Athlon.

Однополупериодный выпрямитель (ОППВ) накала - единственная большая ошибка, допущенная при проектировании (по причине невнимательности). Дело в том, что ОППВ сильно нагружает силовой трансформатор за счет протекания постоянного тока через его вторичную обмотку. В результате вибрация трансформатора сильно повышается, что дает в итоге более грязный звук за счет микрофонного эффекта 6Н8С.

Диод КД203Г установлен на небольшой радиатор.

Подстроечным резистором R9 можно регулировать напряжение накала в небольших пределах: примерно от 5.7 до 6.5 В. Звучание усилителя при этом немного меняется. Этот интересный эффект можно использовать для тонкой настройки звуковой сигнатуры схемы.

Емкость конденсатора C6 - критичная величина. При увеличении емкости сигнатура усилителя немного менялась, причем субъективно не в лучшую сторону.

Летом 2008 года ОППВ заменен диодным мостиком, который установлен на отдельном небольшом радиаторе. Емкость C6 пришлось уменьшить до 1500 мкФ (для сохранения правильной сигнатуры):

Усилитель Сталкер S001

После завершения сборки усилитель был подключен к АС, роль которых играли ящики от радиол. Этот вариант был намного лучше, чем применение современных дешевых ширпотребных АС. Тем более, что в радиолах стояли довольно неплохие динамики 4ГД-28.

После завершения экспериментов я уже хорошо представлял себе, какой звук можно получить от ламп разных типов. После многочисленных сравнительных прослушиваний мой выбор остановился на комбинации 6Н14П + 6П6С. Усилитель, построенный на этих лампах должен был иметь предельно чистый прозрачный звук (т.е. высокую детальность). Кроме того, спектр искажений должен был получиться предельно нейтральным. Позднее выяснилось, что 6Н1П тоже прекрасно работает в данной схеме.

Полностью уверенный в выборе ламп и собственных силах, я приступил к выбору схемотехники усилителя. Как обычно, схема была получена экзистенциально-сюрреалистическим методом. Т.е. мне трудно объяснить, почему это сделано так, а это - вот так...

Усилитель Сталкер S002 схема

Секрет исключительно высокой нейтральности звучания - в комбинации ламп, светодиода и батарейки. И, разумеется, в качественных выходных трансформаторах.

Трансформаторы намотаны на железе ШЛ 16х32. Первичная обмотка состоит из 3-х секций по 635 витков провода ПЭТВ-2 0.23, соединенных последовательно. Вторичная обмотка - 2 секции по 54 витка провода ПЭЛ 0.74, включенные параллельно. Толщина немагнитной прокладки - 0.06 мм. При том, что нижняя частота среза усилителя составляет 38 Гц, субъективные впечатления о качестве баса положительные.

Резисторы, как обычно, МЛТ и современные китайские пятиваттные. Межкаскадные конденсаторы - МБГП. Электролитические конденсаторы не шунтированы ничем.

Усилитель Сталкер S002 - блок питания

Силовой трансформатор - от радиолы Урал, излишки напряжения накальных обмоток (7.0 В) гасятся резисторами (на схеме не показаны). Дроссели самодельные: железо ШЛ 12х25, 1850 витков провода ПЭТВ-2 0.23.

Фон достаточно сильный, т.к. не применяются никакие методы его подавления. Несмотря на это (как это ни парадоксально) шум совершенно не мешает комфортному прослушиванию музыки, даже на очень малой громкости.

Для тестирования использовалась акустика 6АС-519 от электрофона Ноктюрн. Звук более чем хороший для акустики такого уровня. Намного лучше, чем у ящиков от советских радиол I - II классов.

При самостоятельном повторении конструкции придерживайтесь описания, приведенного здесь. В таком случае Вы получите классический по сигнатуре ламповый звук, но со значительно меньшими искажениями. Вместо 6Н1П можно поставить 6Н14П (внимание, другая цоколевка), режим при этом следующий: Ua = 100 В, Ia = 7.0 мА, Ug = -1.5 В. 6П6С можно заменить на 6П1П, лампы с индексами В и ЕВ в данной схеме работают хуже (уменьшается детальность звучания).

Для полного контроля над звуком нужны самодельные высококачественные АС, идеально согласованные с собственными усилителем, комнатой, музыкальными предпочтениями. Без правильных АС Top-End система невозможна.

В настоящее время используется трехполосная несимметричная АС, построенная на динамиках 4ГД-28 и 4ГД-36. Внешнее оформление - щит. Остальное - секрет фирмы:)
Усилитель Сталкер в сочетании с АС моей собственной конструкции - это моя Top-End система, т.к. звук абсолютно нейтральный, ЭМОЦИИ передаются хорошо и я на 100% удовлетворен достигнутым результатом. Опыты в стиле Audio High-End завершены, теперь можно плотно заняться ламповыми регенеративными приемниками.

Ну, вот и дошли руки написать о моём первенце. Схема на 6н3п(в моём случае 6н1п)+6п14п пережёвана вдоль и поперёк, поэтому ничего нового здесь узнать вряд ли удастся, просто захотелось рассказать и показать как это было. Постараюсь описать всё с чувством, толком, расстановкой))
Угадайте с чего началось моё увлечение ламповиками?.... – с микросхемы !!!
Искал я значит в бескрайних просторах интернета хорошую схему на этой микрушке, и товарищ Гугль выдал в поиске название «Усилитель hi-fi класса за 1$» название интригующее.. К сожалению, хотя, нет…к счастью эта схема была недоступна для посторонних глаз, а для того чтобы посмотреть нужно было зарегистрироваться. Делать нечего, зарегался, а пока ждал одобрения решил посмотреть что ещё есть интересного на этом сайте. Зашел в раздел ламповых усилителей, посмотрел, понравился вид, свечение ламп и что-то зацепило.
Показал это нашему учителю физики и то ли он решил вспомнить времена лихой молодости, или ещё по какой причине, в общем решили А почему бы и нет! К нашей скромной компашке присоединился ещё один товарищ-радиолюбитель Семён и процесс медленно, но верно тронулся с места. Получилось у нас такое трио: голова физика, руки мои и детали Семёна. Смешно сказать, но на тот момент я даже не знал где анод, а где катод и чем они отличаются от сетки))
Наряду с этой рассматривались схемы двухтактников, и даже схема на 6п44с, но, если честно сразу побоялся замахиваться на двухтакт т.к. опыт в постройке ламповых усилителей был 0% опыт в перемотке трансов также 0%, а в двухтактной схеме без перемотки выходного трансформатора было не обойтись. Схему нашел на форуме датагора немного измененную и упрощённую Манаковым, а БП был взят из другой схемы.
Можно заметить отличия от Манаковской в номиналах используемых деталей, вполне вероятно, что эти отличия не в лучшую сторону, зато честно))


На роль силового был взят вот этот не кошерного вида трансик ТСШ 170-3. Как говориться «с лица воду не пить» главное рабочий, а то что не очень красивый, так в корпусе всё равно не видно будет.


Так как сразу было известно, что усилитель не претендует на hi-fi класс, а собирался просто чтобы услышать как звучат лампы, подбиралось всё по типу «чем проще, тем лучше». В выпрямителе диодный мостик кц405а и один конденсатор 150+30Мкф, 30 до дросселя и 150 после.
А вот так выглядел тестовый стенд:)


Всё это дело собрал автор этих строк, но включать было страшновато. Тут как раз пришёл Семён, допаяли БП и пошел отсчет до запуска. Сначала на пол секунды в розетку, потом подольше. Кондеры холодные, предохранитель целый, значит взрыва не будет))
Воткнули лампы и пошел звук, только очень тихо…крутили, вертели, меняли лампы, с 6н2п немного громче, но это явно не похоже на обещанные 4ватта. На следующий день при подробном осмотре платы увидел, что я забыл припаять вывод 9 ноги выходной лампы к плюсу. По сути играл один предусилитель)) Когда всё присоединил, эта конструкция запела в полный голос. Фон был ужасный…ни экрана ни ООС, но даже в таком виде звук был неплохой.
Гетинакса или текстолита не было, поэтому монтаж производился на старой печатке.


Навесным тоже не было возможности выполнить, т.к. панелек нормальных под рукой не оказалось, а то что было в скором времени оказалось в мусоре. Получилось страшно красиво (нужное подчеркнуть), но и в таком виде он проработал пару недель с горем пополам - контакт в панельках был плохой, чем загубил одну 6п14п.
Пришло время для отделки корпуса, и когда раскрутил его даже испугался. Провода оплавились и чуть-чуть не случилось КЗ со всеми вытекающими.


Вместе с одтелочными работами, перепаял печатку, теперь уже нормально, на текстолите. Получилось может и не очень хорошо для бывалого глаза, но во всяком случае намного лучше предыдущего варианта. ТВЗ тоже подмотал – 58витков, но либо у меня акустика слишком фиговастенькая либо уши неправильные, в общем разницы не услышал….совсем. Даже на ходу подключал/отключал дополнительную обмотку и ничего((Кстати хочу поблагодарить AlexD за помощь в борьбе с фоном и за терпение:)
Ну, теперь немного о корпусе. Вот он после покрасочно-отрезочных работ.

Как по заказу идеально подошел корпус от старого приёмника. Низ фанера, верх пластмасса. Чёрная ступенька металлическая играет, играющая роль экрана силового транса, в прошлом ящичек с болтами тоже как будто специально был сделан для этой функции. Ручки регуляторов громкости позаимствовал у китайской автомагнитолы, их даже красить не понадобилось – были уже серебристые. Ну и тумблер анодного питания. В общем с коробочкой получилось всё гораздо лучше, чем с её содержимым.

Немного о звуке. Мне нравится. Низов, конечно, хотелось бы по больше, но в остальном всё устраивает. Слушать музыку одно удовольствие (сравниваю с транзисторами и микросхемами не премиум класса), фона абсолютно нет, в колонках полная тишина, даже непривычно как-то, только силовой транс гудит, хоть и стоит он на резиновых ножках, а всё равно хорошо слышно. Кроме данного уся есть ещё на 6ф3п, но этот почему-то нравится больше. В общем советую его на роль первого, для тех, кто хочет услышать хороший, на сколько это позволяют данные лампы звук, и не разочароваться.