Какие бывают всероссийская научная конференция определение. Как подготовиться к научной конференции? Понятие и виды конференций

Коко Шанель – выдающаяся женщина-модельер, основательница Дома моды, доказавшая, что элегантность невозможна без удобства. Ее дизайнерской фантазии принадлежат маленькое черное платье, брючный женский костюм, сумочка на цепочке и другие фирменные вещи, создающие изысканный стиль.

Духи «Шанель №5» являются лидерами продаж, а издательство «Time» включает имя Великой Мадемуазель в сотню наиболее влиятельных людей модной индустрии. Какая жизненная история скрывается за брендом, чей логотип – две скрещенные буквы «С» – известен всему миру? Об этом поведает биография Коко Шанель.

Детство и юность в монастыре

Габриэль Бонер Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во французском городке Сомюр. Девчушка родилась под знаком зодиака «лев», впоследствии она украсит свой интерьер фигурами царя зверей и использует «львиный» мотив в фурнитуре.

«Львам» характерно стремление к успеху, но легко ли было его достичь?

Детство Габриэль было трудным, ее можно отнести к категории людей, которые «сделали себя сами» вопреки обстоятельствам.

Свою мать Жанну Габриэль помнила плохо, или, как признавалась в мемуарах, помнить не хотела. 19-летняя Жанна влюбилась в Альберта, отца Габриэль, и забеременела. Парень сбежал, беглец был найден спустя месяцы: Альберт работал ярмарочным торговцем и не сидел подолгу на одном месте. Жанна приехала к своему горе-возлюбленному и на следующий день родила.

Когда через три месяца она снова забеременела, сожитель посоветовал ей «идти работать». Молодая женщина «в положении» и с младенцем на руках бродила от дома к дому, предлагая помощь по хозяйству.

Рождение второго ребенка, Габриэль, не привело к свадьбе родителей, узаконить отношения помогли 5 000 франков, приданое Жанны. У Габриэль появляются младшие сестра и братья, но мать из-за слепой страсти к мужу мало уделяет внимания детям.

С отцом у Габриэль связаны более приятные воспоминания, его появления в семействе ждали, как праздника. Габриэль утверждала, что отец был красивым и передал по наследству свою внешность: белозубую улыбку, глаза с веселым блеском и густые волосы.

После смерти жены в возрасте 33 лет, Альберт отдает сыновей Альфонса и Люсьена «батрачить» фермерам, а дочерей вверяет заботам сестер монастыря Обазина. Габриэле шел 13-ый год, больше отца она не видела.

Мое одиночество сделало меня сильной личностью Coco Chanel

ОБИТЕЛЬ ДОБРА

В Обазине Габриэль жилось тоскливо, многочисленные запреты довлели над юной бунтаркой: просыпаться, засыпать и начинать трапезу следовало по команде дежурной сестры. Годы в сиротском приюте наложили глубокий отпечаток на ее мировоззрение.

Спустя много лет, Шанель прикажет своему архитектору повторить в ее доме каменную лестницу из монастыря, по которой в детстве ей запрещали бегать: хоть на своей вилле она будет ходить так, как пожелает!

Габриэль носила статус «сироты» при большом количестве родственников: ее дед и бабка по папиной линии произвели на свет 19 детей! Это документальный факт: только дед и тетка Луиза забирали девочку погостить к себе на каникулах.

Тетю Андриенну, младшую папину сестру, из-за маленькой разницы в возрасте Габриэла называет «сестрой». Она тоже была в Обазине, и общие романтические мечты о богатом женихе и свободе объединяют девочек. Когда Андриенну решают выдать замуж за старого нотариуса, Габриэла уговаривает ее бежать из монастыря.

Денег хватает ненадолго и незадачливые беглянки возвращаются. Их быстро определяют в другое заведение «строгого режима» – пансион института Богоматери города Мулена. Там Габриэль находится два года, с 18 до 20 лет. Вспоминая эти годы, Шанель заявит в интервью, что «отсидела свое», а на вопрос удивленного журналиста «за что», уточнит – «за инакомыслие».

Выпускницы пансиона должны были быть готовыми к самостоятельной жизни, поэтому их обучали шитью. Эти навыки пригодятся будущему дизайнеру одежды.

Молодость и Этьен Бальсан

После пансиона Габриэль и Андриенна работают у четы Грампер в магазине, реализовывавшем приданое для невест. Девушка также занимается мелкой починкой платьев светских дам: пришивает оборки, дотачивает кружева.

Не тогда ли у Габриэль возникает к цветочным духам неприязнь, о которой она вспомнит, создавая собственный аромат? Ведь состоятельные дамы не любили мыться, и чтобы избавиться от исходящего амбре, щедро обливали себя цветочными парфумами.

Габриэль решается взломать код судьбы и поменять сферу деятельности.

Если хотите иметь то, чего никогда не имели, придётся делать то, чего никогда не делали Coco Chanel

Девушка задумывается, что может ей принести известность? Мулен был гарнизонным городком, в котором квартировался 10-й конный егерский полк. В кафе «Ротонда», наблюдая за певицами, Габриэль решает, что поет не хуже них, и заявляет директору заведения, что готова подписать контракт!

Эффект неожиданности и самоуверенность обеспечивают девушке желаемое. После церковных гимнов, Габриэль легко справляется с опереточными куплетами, и знакомые-кавалеристы не скупятся на овации.

Большим успехом пользуются у местных военных ее «петушиные» куплеты, с припевом «ко-ко-ри-ко». Вызывая девушку на «бис», публика скандирует «ко-ко». Этому прозвищу предстоит стать ее псевдонимом.

Успех Габриэлы вызывает язвительные замечания коллег-соперниц, за мальчишескую фигурку ее дразнят «голодающей из Индии».

Завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым. Coco Chanel

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Популярности певицы гарнизонного Мулена не достаточно Габриэле. Ее приятель Этьен Бальсан, сын промышленника и страстный поклонник скачек, ссужает девушку деньгами.

Так в 1905 году она отправляется покорять город минеральных вод Виши. Разливая воду курортникам, Габриэль собирает деньги на уроки вокала. Но занятия не помогают получить ангажемент, и она возвращается в Мулен.

Неужели для заработка снова придется взяться за швейные иголки и нитки? Но жизнь ставит перед ней другой, более сложный выбор.

С курортного города, помимо разочарований, она привозит незапланированную беременность. Девушка панически боится повторить путь матери. Убежденная, что рождение ребенка в ее положении равносильно смерти, Габриэль выбирает жизнь: «Если бы я не поступила так, не было бы Коко Шанель».

СМЕШАЛИСЬ КОНИ, ЛЮДИ, ШЛЯПКИ

У 22-летней Габриэль начинается новая история – совместное проживание с Этьеном Бальсаном. Девушка просится поехать в его поместье в Руайо в качестве ученицы, Бальсан берет ее с собой и обучает в имении конной езде. Но не только: девушка становится его удобной запасной любовницей. Сама Шанель не считает себя кокоткой Бальсана, ведь не берет ни денег, ни подарков.

Однажды содержанка Бальсана Эмильенна д’Алансон, гостившая в Руайо, просит Коко переделать ей шляпку – так же, как та переделала ее для себя. Вскоре головные уборы, измененные Коко, носят все приятельницы Бальсана.

Шанель стремиться к независимости от мужчин, а успех авангардных шляп подсказывает юной модистке идею собственного магазина. Коко получает разрешение Бальсана занять его парижские апартаменты и продолжает там дизайнерские эксперименты.

Первый магазин в столице Шанель открывает в 1910 году на улице Камбон 21, в течение года она переезжает в дом №31 по этой же улице. Там и сейчас, напротив отеля «Ritz», находится магазин Шанель.

Артур Кейпел и курортный бизнес

В 1909 году в Испании Шанель знакомится с английским военнослужащим Артуром Кейпелом, которого все называют Боем. Зеленоглазый брюнет покоряет Габриэль с первого взгляда.

Он не только финансово поддерживает ее дело, но и помогает Шанель раскрыться, как личности. Бой предлагает девушке расширить бизнес в морском курорте Довиле, где в 1913 году Шанель открывает бутик.

Коко с сожалением наблюдает за «бедными богачками»: из-за нелепых нарядов курортницам недоступны конные поездки в мужском седле, вождение машины, занятия теннисом и прочий активный отдых.

Корсетные «пленницы» медленно дефилируют под солнцезащитными зонтиками и обливаются потом. Модные каталоги того периода диктуют обязательные элементы гардероба: огромные шляпы с вуалями, пышные турнюры, утягивающие корсеты, длинные шлейфы.

По мнению Шанель, элегантность без удобства невозможна! Она начинает не одевать, а раздевать женщин. Ее одежда дает приоритет удобству. Все больше дам расхаживают по Довилю в простых головных уборах, которые можно самостоятельно снимать и надевать – «в полном безобразии», как окрестит новомодные шляпы авторитетный модельер Поль Пуаре.

Пришедшая во Францию Первая Мировая война отражается на курортном Довиле; отдыхающие разъезжаются, владельцы бутиков заколачивают ставни. Но Габриэль не закрывает ателье. Но какая мода может быть в военное время? Все та же – удобная мода Шанель.

Город наполняется приезжими: из прифронтовых поместий съезжаются аристократы, появляется военный госпиталь. Суждения дизайнера о простоте и функциональности одежды приходятся по душе дамам, помогающим в лазарете: в корсетах и шляпах ухаживать за ранеными невозможно! Дела идут в гору. Следующим городом, упавшим к стильным туфелькам мадемуазель Коко, становится Биарриц.

В Биаррице, роскошном бальнеологическом курорте, Бой помогает арендовать виллу для нового ателье. Там на Шанель работает сотня портних, а общая численность работниц с учетом бутиков в Довиле и Париже, достигает 300!

К сотрудникам мадемуазель Шанель предъявляет высокие требования, избавляясь от лентяек и бракоделов. Выпускаемая Шанель продукция отличается отменным качеством и стоит не дешево. На вопрос Боя, почему ТАК дорого, Габриэль, имевшая предпринимательское предвидение, отвечает – чтобы воспринимали всерьез.

Шанель не рисует предварительных набросков моделей, вместо выкроек намечает силуэт булавками и отрезает лишнюю ткань прямо на манекенщице.

В журнале «Harper’s Bazaar» появляется первая публикация ее модели – платье без талии, с завязанным на бедрах шарфом и жилетом на манер мужского.

В Париже Шанель становится по-настоящему популярной всего за неделю – так гласит легенда. Однажды дама, одевавшаяся у модельера Пуаре, ссорится с ним и решает переметнуться к Коко Шанель.

Даму зовут баронесса Диана де Ротшильд. Скупив десяток платьев, новая клиентка рекомендует кутюрье родственницам, и те в кратчайшие сроки делают Шанель известной. Деньги текут рекой.

Коко рассчитывается с Боем: возвращает каждый франк, вложенный в дело. Артур Кейпел удивлен: он думал, что дарит Габриэль игрушку, а оказалось – свободу.

Я ЕГО СШИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО

Деловую хватку Коко проявляет и тогда, когда из-за военных действий на складах заканчивается текстильное сырье. В начале 1916 года становится не из чего шить!

Джерси преподносит Шанель «сюрпризы»: плотное вязаное полотно не ложится складками, не подчеркивает изгибы фигуры, сковывает движения.

Нарушительница модных правил упраздняет складки, перестает акцентировать талию и укорачивает юбки так, что можно разглядеть икры ног!

Бой в шутку умоляет Коко не оголять барышням колени, ведь мужчины примутся хватать их «даже в ресторанах».

Я НЕ СДАМСЯ БЕЗ БОЯ

В те времена процветают классовые предрассудки. Шанель замечает, что Бой стыдится ее. И это тогда, когда журналы посвящают ей хвалебные статьи, а в бутиках толпятся именитые клиентки!

В знак протеста (Бою нравятся ее роскошные длинные волосы) Шанель обрезает локоны. Ее появление в театре с прической «под мальчика» производит фурор. Стрижка а-ля гарсон набирает популярности, гармонично дополняя практичный образ «от Шанель».

Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть Coco Chanel

Шанель узнает, что ждет ребенка, но сообщить об этом Артуру не успевает. Честолюбивый Бой делает предложение дочери лорда и огорошивает Коко информацией о свадьбе.

Шанель спрашивала потом, что изменилось бы, сообщи она первой свою новость? Но пример матери убеждал ее, что мужчину нельзя привязывать ребенком. Коко не суждено стать матерью и на этот раз. 9-летний роман заканчивается трагично, в декабре 1919 года Артур Кейпел погибает в автокатастрофе.

Знакомство с творческой элитой и меценатство

Из депрессии Коко выводит знакомство с Сертом, каталонским художником-декоратором, и его супругой Мисей. Дружба с этой женщиной продлится более 20 лет, Габриэль сознается, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой».

Серты вводят Шанель в высшие круги творческой элиты, у нее появляется шанс наблюдать за рождением гениальных картин и стихов. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди.

Мися знакомит Коко с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов». За кулисами балета Шанель наблюдает за танцорами, которые «выкладываются» на каждой тренировке. У русских Коко научилась работать – это собственное признание той, которая сама достойна звания «трудоголик»!

Шанель протежирует культурные проекты, помогает творческим людям. Для постановки «Весны священной» она вручает Дягилеву 300 000 франков, композитора Игоря Стравинского приглашает с семьей пожить на свою виллу, обустраивая «полный пансион» для его жены и четверых детей. Меценатство вдохновляет Шанель: в недалеком прошлом нищая сирота, теперь она делает вклад в искусство!

Влияние русской культуры модельер распространяет и на профессиональную деятельность: открывает набор в ателье для русских эмигранток, разбиравшихся в рукоделии, открывает мастерскую по ручной вышивке, привносит в модели славянские мотивы.

Не обходится и без романа с русским: ее новым милым другом становится князь Дмитрий Павлович. Кузен Николая II моложе ее на 8 лет, красив и беден. Он поддерживает Шанель морально, она его – с помощью кошелька.

Когда Дмитрий через год уезжает в Америку, пара сохраняет дружеские чувства. Шанель называет князя «гением полезных знакомств», именно он знакомит ее с создателем собственного аромата – парфюмером Бо.

«Шанель № 5» и маленькое черное платье

Новая женщина в одежде от Шанель не могла пахнуть по-старому, фиалкой, розой или гортензией: Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна.

Эрнест Бо, работавший ранее при царском дворе в Петербурге, экспериментирует с палитрой запахов и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Шанель образцы духов нравятся.

Для их выпуска в промышленных масштабах, она начинает сотрудничать с братьями Вертхаймерами. Создается фирма «Шанель Парфам», в которую модельер привносит рецепт и имя и получает 10% акций. Про это распределение она впоследствии пожалеет, Вертхаймеры оформят на подставные лица новые фирмы и будут скрывать объемы продаж.

– Куда нужно наносить духи?

– Туда, где хотите, чтобы вас поцеловали, – скажет их создательница.

Что повлияло на то, что релиз новинки становится сенсацией?

Успеху парфума поспособствовала и Мэрилин Монро, кокетливо признавшаяся, что на ночь одевает «только пару капель Chanel №5». После ее заявления раскупаются миллионы бутылочек духов.

Духи популярны и сейчас, по данным Forbes парфум входит в ТОП-8 наиболее подделываемых вещей, наряду с часами Rolex и 50-евровой купюрой.

В 1925 году на флаконе духов появляется фирменный знак Шанель. По одной из версий, эмблема – это инициалы Коко Шанель (Coco Chanel), по другой – символ удачи «двойная подкова», изображенный на эскизе Врубеля.

ФОРД, СОЗДАННЫЙ ШАНЕЛЬ

За революцией в парфюмерной индустрии следует очередной вызов обществу. Однажды, находясь в театральной ложе, Шанель искала глазами кого-то из знакомых. Созерцая толпу, ей приходит мысль об излишней пестроте нарядов: в глаза бросаются не лица, а цветастые платья.

Так в 1926 году появляется воплощение идеи аскетизма – маленькое черное платье. Декорированное простым полукруглым вырезом, оно подчеркивает фигуру, оттеняет белизну кожи, и само при этом практически незаметно.

«Доброжелатели» заявляют, что дизайнер заставляет клиенток разделить ее скорбь по Бою – ранее черный носили только в трауре. Но женщинам платье понравилось.

Без украшений оно подходило для деловой обстановки, а с жемчужными бусами, золотым браслетом или брошью смотрелось вечерним нарядом.

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление Coco Chanel

Журнал «Vogue» в заметке 26-го года отмечает, что платье «сравнялось по популярности с автомобилем Ford!».

Герцог Вестминстерский

В Монте-Карло Шанель знакомится с герцогом Вестминстерским – Вендором, как его называли. Он заваливает Коко роскошными букетами, лично подстреленной дичью, драгоценностями. Шанель покорена, но только в той мере, в которой себе это позволяет: она «отдаривает» герцога запонками стоимостью в автомобиль!

С Вендором дизайнер много времени проводит в замке Итон-Холл. Рассматривая форменную одежду слуг, Шанель черпает идеи для создания женских жакетов. Она открывает для себя новую ткань – мягкий английский твид. В ее творчестве прослеживаются английские тенденции.

Пресса «женит» красивую пару, но Шанель понимает, что став замужней «мадам», ей придется покинуть Дом моды. Герцогиня-портниха – для той эпохи это немыслимо!

Когда приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин Coco Chanel

Идею брака Шанель все же рассматривала – если подарит герцогу наследника, который займет высокое положение в обществе. Но 46-летней Шанель не суждено стать матерью. Она отказывает Вендору, ведь герцога нельзя назвать образцом верности.

Однажды в ее присутствии он пригласил на яхту очередную красотку, а после пытался откупиться от Шанель огромным изумрудом. Габриэль вышвырнула драгоценный камень за борт.

БИЗНЕС НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

В 1931 году князь Дмитрий представляет Шанель Сэма Голдвина, создателя американского кинематографа. Голдвин мечтает и в фильмах, и в жизни одеть кинозвезд в одежду «от Шанель» и предлагает контракт на миллион долларов.

Дизайнеру требовалось дважды в год навещать Голливуд и разрабатывать костюмы. Но Габриэль колеблется, ведь ранее она создавала свои модели, а не потакала вкусам капризных актеров и актрис.

Благодаря уговорам нового любовника, художника Поля Ириба, Шанель подписывает контракт и пересекает океан. Там ее ждет радушный прием: для поездки по стране ей предоставляют выкрашенный в белый цвет поезд, пресса восторженно величает «Великой Мадемуазель», а на перроне выстраиваются селебрити во главе с Гретой Гарбо.

Хотя на следующий год партнеры не продлевают контракт, Шанель получает неоценимый опыт в работе для массового потребителя.

Ровесник Поль Ириб становится последней надеждой Шанель на семейное счастье. Но снова происходит трагедия: он умирает на теннисном корте на глазах у Габриэль.

Может, я и стала Великой Мадемуазель, потому что мне некого кормить ужином? Coco Chanel

Летом 1936 году Париж охватывает забастовка. Работники, подстрекаемые коалицией левых политических партий, требуют повышения зарплаты и договоров с профсоюзами.

Шанель чувствует себя преданной – портнихи не пускают ее в собственный дом моды! А ведь она хорошо им платит и предоставляет летом 2-недельный отдых!

Разъяренной Шанель приходится идти с коллективом на мировую, чтобы не сорвать выставку новой коллекции.

Вторая Мировая война

С началом Второй Мировой войны в 1939 Шанель закрывает салоны, оставляя магазин, реализовывавший духи. Когда сын старшей сестры попадает в плен, модельер обращается за помощью к атташе немецкого посольства, немцу по национальности барону фон Динклаге.

Он вызволяет ее племянника, и у 56-летней Шанель завязываются с ним отношения. Когда вспомнят ее связь с немцем, Шанель так прокомментирует личную жизнь: Мне столько лет, что когда в мою постель попадает любовник, я не спрашиваю у него паспорт!

Непримиримая, храбрая, упорная – такой была Коко Шанель, женщина, создавшая маленькое черное платье и покорившая в нем весь мир. Предлагаем Вам погрузиться в историю жизни великого дизайнера.

Коко Шанель была инноватором по призванию – она первая обстригла волосы в мальчишеское каре, надела брюки и твидовый пиджак, дополнив его ниткой жемчуга. С нее началась новая эпоха в мире моды, ознаменовавшая концепцией «простой роскоши».

Именно Коко Шанель, всю свою жизнь оставаясь мадмуазель, доказала, что женщина многого стоит сама по себе, без влиятельного мужчины за спиной. Она всегда мечтала вырваться на свободу – а вырвавшись, уже не могла позволить себе ее потерять.

Детство

Габриель Шанель родилась в бедной семье торговца и дочери плотника в 1883 году, в городе Сомюре. Денег в семье не хватало, и вскоре после смерти матери отец отдал 12-летнюю Габриэль вместе с сестрами в приют при монастыре.

В будущем Шанель будет изо всех сил стараться забыть о своем бедном детстве и даже придумает себе новую историю: долгие годы она будет говорить всем, что родилась в 1893 году в Оверни, чем окончательно запутает биографов.

И все же детство серьезно повлияло на ее творчество: простые, удобные наряды в темных тонах напоминают сиротские платья, которые она носила на протяжении долгого периода своей жизни.

Шесть лет жизни в монастыре и отсутствие минимального набора необходимой одежды привели к тому, что единственной мечтой Шанель стало желание любым способом вырваться из нищеты, добиться успеха и получить возможность жить в роскоши.

Начало карьеры

Покинув монастырь, 18-летняя Габриель Шанель устраивается продавцом в магазин одежды. В стремлении к лучшей жизни она подрабатывает в кабаре, чаще других исполняя две песенки из своего репертуара — «Ko Ko Ri Ko» и «Вы не видели Коко», за которые и получает свое прозвище.

Горделивая Коко, надеясь добиться большего, соглашается стать любовницей Бальзана и переезжает в его особняк. Позже она будет пытаться вычеркнуть из памяти, что когда-то за нее платили – и станет оплачивать чужие счета сама.

Сначала Бальзан воспринимает Шанель как очередную свою утеху, однако вскоре влюбляется в непокорную девушку и даже предлагает ей замужество. Габриель отказывает ему: в тот момент она уже познакомилась с другом Бальзана, англичанином Артуром Кейпелом, носившим прозвище Бой.

Через несколько лет Шанель уходит от Бальзана и заводит роман с Боем, однако предпочитает жить одна в маленькой парижской квартирке и старается вести самостоятельную жизнь. Так или иначе, тогда она еще не могла обходиться без посторонней помощи, и Бой оплачивал ее счета.

Новые отношения поглощают ее: Шанель без памяти влюбляется в Кейпела, и их отношения приводят к прорыву в творчестве модельера. Из очередной поездки на побережье она привозит рыбацкую тельняшку, а также примеряет на себя свитера, рубашки и брюки возлюбленного.

В новом образе Шанель отправлялась гулять по городу: на чудаковатую девушку в мужских брюках все посматривали с нескрываемым удивлением. Но вскоре ее имя стало приобретать популярность в мире моды: в 1910 году Коко открывает свой первый магазин в Париже, а спустя три года – во французском городке Довиле.

Женщина-предприниматель

Расцвет ее карьеры пришелся на период первой мировой войны. Магазин в Довиле пустовал, а Коко Шанель работала санитаркой в госпитале для раненых.

В трудные военные годы Шанель настигает вдохновение: она понимает, что сейчас женщинам нужна практичная одежда из недорогих немнущихся тканей. И начинает творить.

Обратив внимание на рабочую одежду продавщиц, она создает удобное платье с карманами. Черные носки на светлой обуви, так популярные до сих пор, также были придуманы из соображений целесообразности, ведь черный цвет меньше марается.

Война закончилась, и, казалось бы, все пошло на лад: новые модели начали продаваться с удвоенной силой, возлюбленный Бой вернулся с фронта живым и невредимым. Однако счастье продлилось недолго: уже в 1918 году Бой Кейпел погибает, врезавшись в дерево на своем автомобиле Форд.

Для Шанель наступил период черного. Это был ее способ выразить скорбь по погибшему возлюбленному: носить траур ей было не положено, ведь они не были женаты, поэтому она просто перекрасила всю повседневную одежду в черный. А затем, сама того не желая, переодела в черный весь мир.

Несколько лет подряд все ее коллекции состояли сплошь из черного цвета. Оттенок, раньше считавшийся пригодным лишь для траура, стал самым модным цветом десятилетия. Так начался, пожалуй, самый успешный период в жизни Коко Шанель.

Любовница, но не жена

Как признавалась потом сама Шанель, Бой Кейпел был единственной настоящей любовью в ее жизни. После смерти Боя Шанель погружается в череду как коротких, так и длинных любовных романов, ни один из которых не привел ни к чему большему.

В 1918 году она знакомится с российским князем Дмитрием Романовым, с которым у нее случается непродолжительная интрижка. Этот период в творчестве Шанель тесно связан с русскими мотивами в одежде.

После Романова Шанель близко общается с композитором Игорем Стравинским, а затем с поэтом Пьером Реверди. Но никто не пробуждает в ней давно угасшего чувства

Почти до замужества дошли ее отношения с герцогом Вестминстерским. Она поставила ему твердое условие, что не намерена больше оставаться любовницей – только женой. Великий герцог поставил обратный ультиматум: если 46-летняя Шанель сможет подарить ему наследника, он женится на ней.

Долгие попытки лечения не дали никаких результатов, и спустя 8 лет взаимных упреков пара рассталась. Все дальнейшие романы Коко Шанель никогда больше не заводила так глубоко. На первом месте раз и навсегда оказалась работа, задвинув личную жизнь на второй план.

Годы без работы

С началом второй мировой войны Шанель закрывает все свои магазины, посчитав, что в эти тяжелые времена нет места моде. В ее жизни случается еще одно испытание: единственный племянник модельера, Андре Паласе, оказывается в плену у немцев.

В бесплотных попытках освободить его Шанель пробует все методы и, наконец, находит решение: обратившись к своему знакомому, барону фон Динклаге, служащему немецкого консульства, она возвращает племянника, а сама на время войны вступает в любовную связь с немецким бароном.

Эта связь дорого ей обойдется: после окончания войны ее обвинят в пособничестве фашизму. Согласно документам заведенных на нее дел, она состояла на службе у германской разведки и регулярно передавала противникам информацию о французском правительстве.

В 1944 году ее арестовывают по подозрению в шпионаже, однако почти сразу же освобождают – с условием, что она покинет страну. Так 61-летняя Шанель уезжает за пределы своей любимой Франции и переезжает в Швейцарию.

Новое начало. Возвращение в мир моды

Спустя десятилетие, когда шумиха вокруг произошедшего скандала была забыта, Коко Шанель возвращается в Париж и находит столицу мировой моды полностью изменившейся. На подиумах правит утрированная женственность от Dior: те самые пышные юбки, кринолины и подчеркнутая талия, которые Коко так ненавидела.

С презрением к новой моде она подготавливает свою первую послевоенную коллекцию в старых традициях. И терпит полнейший крах: женщины, за годы войны изголодавшиеся по показному богатству и роскоши, отказывались носить простые и аскетичные наряды от Шанель.

В то время мадмуазель Шанель уже исполнился 71 год. Мир моды считал ее отломанным ломтем, списанным товаром, но никак не конкурентом. Однако всего через три модных сезона ее дизайнерские идеи вновь получают признание.

Шанель совершает очередной прорыв, предлагая женщинам заменить неудобный ридикюль на функциональную, но элегантную сумочку на цепочке. Вскоре в ее коллекциях появляется ювелирная линия, приносящая Дому Шанель огромный доход.

Ее твидовый костюм, ставший классикой на все времена, был надет на Жаклин Кеннеди в день убийства Джона Кеннеди в 1963 году. Розовый жакет с брызгами крови президента навсегда остался запечатлен в журналисткой хронике и благодаря этому приобрел еще большую популярность.

Последние годы и смерть

Мадмуазель Шанель всегда славилась своим непростым, сварливым характером, а к концу жизни стала просто невыносима. Она остро воспринимала критику и была очень ревнива к конкурентам.

Именитые модельеры закрывали глаза на язвительные высказывания Шанель об их новых коллекциях. Но словам дело не ограничивалось: рассказывают, что однажды, увидев наряд Живанши на модели, разъяренная Шанель бесцеремонно распорола его прямо на бедной девушке.

Скептически она относилась и к чужой личной жизни: когда одна из моделей забеременела, Коко Шанель выгнала ее, порекомендовав «телиться в другом месте». В глубине души Шанель вспоминала свои неудачи, ведь после долгих попыток она так и не смогла завести детей.

В последние годы Шанель переехала в отель Ритц, где доводила служащих и гостей отеля. Среди ночи она могла выйти из номера и отправиться в прачечную или вовсе бродила по коридорам отеля с закрытыми глазами. Персонал боялся ее до дрожи.

Умерла эта потрясающе сильная женщина в 1971 в возрасте 88 лет. В платяном шкафу она оставила всего три наряда, а в мире моды – великолепное наследие в виде духов, сумочки 2.55 и маленького черного платья. День ее смерти стал завершением великой эпохи.

Вдохновившись мужской модой и дорогой простотой, Габриэль — вошедшая в историю как великая Коко — навсегда перевернула мир высокой моды и вошла в список ста самых влиятельных людей XX века по версии журнала «Тайм». Сложно переоценить вклад, который внесла эта француженка в мировую моду и гардероб каждой отдельно взятой женщины. АиФ.ru вспомнил культовые изобретения Шанель.

1. Духи Chanel № 5

Первое, что приходит в голову при упоминании имени Коко Шанель , это, конечно же, . Аромат, изобретённый в 1921 году выходцем из Российской Империи Эрнестом Бо (на счету этого парфюмера известные духи императрицы «Букет Екатерины»), стал настоящей революцией в истории парфюмерного искусства и самым популярным парфюмом в мире. Кстати, Chanel № 5, как потом говорил Эрнест Бо, были навеяны воспоминаниями о России.

В чём же была уникальность аромата для того времени? До появления Chanel № 5 духи делались преимущественно из природных компонентов растительного или животного происхождения путём эмпирического смешения. Появление синтетических компонентов, которые усиливали стойкость запаха и заставляли его «вибрировать», перевернуло парфюмерный рынок.

Коко предложила Бо создать искусственный аромат, и парфюмер, экспериментировавший с альдегидами, предложил ей целую серию ароматов. Из них великая Шанель и выбрала аромат № 5.

Мировой триумф Chanel № 5 обеспечили новизна аромата, который не вызывал ассоциаций ни с одним из знакомых цветов, и простой флакон в форме параллелепипеда в противовес модным тогда фантазийным пузырькам.

2. Маленькое чёрное платье

История создания маленького чёрного платья овеяна множеством легенд. Биографы Габриэль пишут, что любящую простоту и аскетизм законодательницу моды раздражало обилие ярких и пышных творений Поля Пуаре . Излишне нарядных дам она называла «ряжеными» и приняла решение переодеть всех в чёрное.

По другой версии, Шанель создала простое траурное платье в память о погибшем в автокатастрофе возлюбленном Бое Кейпеле . Появившись на свет в 1926 году, маленькое чёрное платье навсегда «поселилось» в гардеробах женщин.

Узкое прямое изделие из крепдешина с тщательно подогнанными рукавами американский Vogue окрестил «„фордом“ среди платьев».

Коко подхватила эту мысль: «Я создаю «форды», а не „роллс-ройсы“». Позволить себе маленькое чёрное платье могла даже дама со скромными доходами.

3. Сумка 2.55

Культовая сумка 2.55 увидела свет в феврале 1955 года — дата «рождения» и дала название этому аксессуару. Её популярность, несмотря на труднодоступность и высокую цену, растёт год от года, и даже во французских бутиках не продают больше одной сумочки 2.55 в одни руки в месяц.

До её появления дамам приходилось носить с собой в руках различные ридикюли, которые доставляли много неудобств. Коко Шанель избавила женщин от этих проблем, подарив им небольшую стёганую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке.

Модель 2.55 можно было удобно носить на плече. Изначально Шанель придумала сумочку в своём любимом чёрном цвете, но позднее появились другие версии — самых разных оттенков и фактуры.

4. Твидовый костюм

Твид и джерси считались грубыми тканями, подходящими исключительно для пошива мужских костюмов. Но Шанель разрушила этот стереотип и создала женский твидовый костюм, который стал воплощением роскоши и элегантности.

В него с удовольствием облачились «звёзды» кино и сцены и даже жёны президентов, например, Джеки Кеннеди — известная законодательница моды. Кстати, идея шить женские костюмы из грубой ткани возникла у Коко благодаря тому самому Бою Кейпелу , который заинтересовал её «английским стилем».

Несмотря на безусловную популярность, твидовый костюм из приталенного жакета и узкой юбки, который Коко презентовала в 1923 году в салоне на Рю Камбон, был встречен журналистами крайне холодно. Своё второе рождение он пережил в 1954 году — женщинам пришлись по душе простота кроя и элегантность линий.

5. Двухцветная обувь

Габриэль Шанель была причастна не только к созданию культовой одежды. Благодаря её безупречному вкусу появился и такой тренд, как двухцветная обувь, которая стала ещё одним признаком фирменного стиля французского дома моды.

Мадемуазель предпочитала удобную обувь на небольшом каблуке, а сочетание бежево-чёрной гаммы считала одним из самых удачных. Обувь с бежевой основой и мысом из чёрной лакированной кожи решала две задачи: привлекала внимание и визуально уменьшала длину стопы и удлиняла ноги.

Сегодня дизайнеры всего мира активно используют эту идею, предлагая свои смелые и оригинальные сочетания цветов. Но бежевые босоножки с чёрным мысом и эластичной стяжкой, охватывавшей пятку, остаются нестареющей классикой от Chanel.

6. Аксессуары и жемчуг

Шанель ненавидела вычурные и яркие наряды, предпочитая простоту и аскетичность. Но аксессуары, которых, по утверждению Коко, должно быть как можно больше, были её настоящей страстью.

Сама великая мадемуазель всегда носила их в большом количестве, начиная от нитки жемчуга и заканчивая головными уборами. Так, лаконичная нить жемчуга может дополнить как маленькое чёрное платье и твидовый костюм, так и матросскую тельняшку.

Она сделала жемчуг демократичным и модным, хотя раньше он считался достоянием только высшего круга. Более того, Коко показала, как можно без ущерба для репутации объединять драгоценности и бижутерию, которую до неё считали дешёвой подделкой. Достоинства бижутерии — доступность и возможность носить с повседневными нарядами — быстро сделали идею Коко популярной.

7. Короткие стрижки

Коко Шанель, как пишет в биографической книге Анри Гидель , «упрямо насаждает короткие волосы». До Шанель женщины не носили стрижек, а по волшебному мановению её руки, француженки начинают нещадно стричь свои пышные шевелюры. У поселившегося на той же знаменитой Рю Камбон куафёра Антуана , создателя причёски «a la garcon», наблюдался постоянный аншлаг.

Новые тенденции в женских причёсках привели к появлению и нового фасона шляп в виде колокольчика. Этот головной убор надвигали до самых бровей, передний край прикрывал глаза. Так носила шляпку сама Коко и многочисленные поклонницы этого стиля.

Коко Шанель (Coco Chanel) – фигура индустрии мировой моды, которая не нуждается в лишних представлениях. Тем не менее, явно не будет лишним знать о том, что Габриель Бонёр Шанель родилась в 1883 году, в одном из небольших французских городков с названием – Сомюр.

Это была обычная девочка, каких во Франции проживали тысячи – ничем не примечательная, совершенно безразличная к моде. Однако в перспективе Коко ожидали времена совершенно иные. Времена создания известного мирового бренда – Chanel.

Будучи тринадцати лет отроду, девочке пришлось стать обитательницей одного из французских приютов. Это случилось в 1895 году, когда после смерти матери, отец отдал дочку в специальное заведение. На протяжении пяти лет Коко проживала в приюте и постигала мастерство шитья у монахинь, которые исполняли роль своеобразных воспитателей. Немного повзрослев, девушка покинула приют и устроилась работать в магазин, принадлежащий фабрике Au Sans Pareil. Фабрика специализировалась на изготовлении чулочно-носочных изделий, а магазин, где госпожа Шанельработала продавцом, продавал продукцию фабрики.

Интересной является история прозвища, какое «прилипло» к Шанель в тот момент времени, когда она предпринимала попытки получить профессию певицы. Девушка пела в ночных кабаре и, однажды, случай свёл её с Этьеном Бальзаном. Это был человек, обладающий высоким статусом, имевший хорошие связи. Именно благодаря этой фигуре, Шанель удалось создать свой бизнес. Говорят, Этьен любил девушку, но она не ответила взаимностью. Позже мужчина трагически погиб, а Коко, то ли испытывая чувство неловкости, то ли по каким-то иным причинам, но так и не вышла замуж, всю свою жизнь перебивалась кратковременными романами.

Первую собственную торговую точку – магазин шляпок – она открыла в 1910 году на парижской улице Rue Cambon. Чуть позднее были открыты ещё два торговых заведения, где помимо дамских шляпок, также продавались предметы одежды.

В основе своей это были платья. Коко перекраивала старые вещи и на основе этих вещей создавала собственные модели. Посетителям нравились продукты творчества Шанель. Через десять лет деятельность молодой француженки отметилась созданием женских духов – «Chanel №5». А ещё через пять лет весь мир восторгался оригинальными костюмами, облегающими женскую фигуру.

По тем временам, творения Chanel характеризовались как необыкновенный творческий прорыв. Французское общество сравнивало эффект, полученный от коллекций дизайнера, с эффектом французской революции. Действительно, используя некоторые заимствования из мужского гардероба, Коко создавала вещи реально необычные, оригинальные, уникальные. Именно тогда стали резко отходить в прошлое неудобные корсеты и юбки, а удобная и комфортная одежда от Шанель прочно осваивалась на первых позициях модного ассортимента.

Отдельно стоит упомянуть маленькое чёрное платье. Этот предмет женского гардероба, созданный французским модельером, перечеркнул все негативные отношения к черному цвету. Аристократия торжествовала, а популярность женщины-дизайнера стремительно поднималась вверх.

На волне успеха Коко стала получать заказы от именитых личностей. Она проектировала для Ballets Russes и Жана Кокто, параллельно совмещая собственное творчество с организацией новых любовных романов. Участниками романов были, к примеру, такие люди, как русский композитор Игорь Стравинский и герцог Вестминстерский.

Успешно развивающийся бизнес Шанель дрогнул в 1930-ом. Тот период времени отметился экономическим кризисом, плюс к этому на горизонте уже маячили отблески взрывов Второй мировой. На время военных действий все магазины французской модельерши решено было закрыть. Однако вторую часть своего бизнеса – любовные романы, женщина решила не закрывать. Весь период немецкой оккупации Франции, она провела в обществе немецкого офицера - Ганса Гунтера фон Динклаге. Французское общество не смогло простить такого поступка своей фаворитке. После завершения войны,Шанель испытывала сильное давление, обвинения в предательстве, и потому вынуждена была покинуть Францию. Следующие несколько лет жизнь её переместилась на территорию Швейцарии.

Очередное признание общества, семидесятилетней французской модельерше удалось получить в конце 60-х. Возвращение в лоно высокой моды было встречено критиками разных мастей не очень выгодно для Коко. Однако чуть позже она сумела вновь завоевать любовь граждан, предлагая элегантные женственные модели одежды.

Правда, времени вновь творить чудеса, жизнь отвела немного. Коко Шанель ушла из жизни в 1971. Говорят, многие из тех, кто пришёл проститься с великой королевой моды, были одеты в те самые модели одежды, которые некогда были созданы французским дизайнером. Сегодня известный бренд продолжает существовать под предводительством дизайнера - Карла Лагерфельда. Эта личность также хорошо известна в мире моды.