Формирование информационной компетентности учителя. Формирование информационной компетентности на основе заданий Формирование информационной компетентности школьников

Методическая разработка.

Тема: Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе.

Выполнила: Скрябина Н.И.

преподаватель СКИиК

Екатеринбург 2015

Пояснительная записка.

По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное общественное развитие предъявляет всё новые и новые требования к современной личности. Постоянно ускоряющийся ритм и динамика жизни, огромные информационные потоки, различного рода проблемы и требующие немедленного решения комплексные задачи требуют развития новых качеств личности: мобильности личности, креативности, способности самоменеджмента, самоконтроля и саморегуляции. Задача развить личность, которая могла бы быть успешна в современном мире, в полном объеме возлагается на педагогов. Перед учителем поставлена задача научить правильно работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что она соответствует современной государственной образовательной политике, способствует реализации компетентностного подхода и нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение.

Цель: Развитие информационной компетенции учащихся на уроках.

Объект исследования: процесс развития информационной компетенции учащихся.

Методы исследования:

    анализ научной (естественнонаучной, педагогической, биологической) и учебно-методической литературы;

    систематизация и обобщение результатов исследования.

    изучение школьной документации – образовательных программ и рекомендаций к ним, планов работы учителей биологии.

Предполагаемый результат: обосновать возможность и необходимость развития информационной компетенции школьников.

Соотношение понятий

«Компетенция – программа, на основе которой развивается компетентность»
Л.И. Зимняя

Компетентность – комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией на бумажной и электронной основе.

Компоненты информационной компетенции

Компонент

когнитивный

Отражает процессы переработки поступающей информации; формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний;

Разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации;

Генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний;

Организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти;

ценностно-мотивационный

Создание условий, которые способствуют вхождению школьника в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций;

Характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом (выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности);

технико-технологический

Понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации;

Умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;

Понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности;

Знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков;

Технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий)

коммуникативный

Знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

рефлексивный

Осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации.

Свойства информационной компетенции

    дуализм – наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней – самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;

    относительность – знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке;

    структурированность – каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний;

    селективность – не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;

    аккумулятивность – знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» – аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее;

    самоорганизованность – процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний;

    «полифункциональность» – наличие разнообразных предметно- специфических баз знаний.

Функции информационной компетенции

    познавательная - направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;

    коммуникативная , носителями которой являются семантические компоненты, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса;

    адаптивная - позволяет адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

    нормативная - проявляется, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;

    оценочная (информативная) – активизирует умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую информацию, оценивать значимую и второстепенную.

    интерактивная - формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.

Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции:

    интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции решаемой задачи.

    перефразировать мысль, и по необходимости дополнять ее.

    проводить информационно-смысловой анализ текста.

    формулировать аргументированные выводы.

    использовать полученную информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности.

    структурировать информацию и представлять ее в различных формах и на различных носителях.

Информационная компетенция учащихся.

Важнейшим компонентом информационной компетенции является умение извлекать информацию оно непосредственно связано с навыками смыслового чтения.

Российские школьники традиционно много работают с книгой. Можно привести следующие проверяемые умения, навыкии способы деятельности.

Заключение:

Таким образом, в процессе подготовки школьников, формирование информационной компетенции имеет важное значение. Так как при помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает умения деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебном предмете, а также в окружающем мире.

Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием производства. Мы видим, что наибольших успехов добились те государства, которые в качестве генерального направления выбрали путь информационно интеллектуального развития. Осознание этого факта заставляет по-новому взглянуть и на систему подготовки педагогов. Любое образовательное учреждение сегодня выдвигает четкое требование: от учебного заведения оно должно получить качественно подготовленного специалиста, который незамедлительно вольется в трудовой процесс. В течение длительного времени педагогические системы были ориентированы на усвоение студентов готовых знаний, добытых человечеством. Но возможно ли это в наши дни, когда объем знаний растет лавинообразно. Ответ очевиден: ни о каком качестве в подготовке специалиста говорить не приходится. Налицо явная необходимость модернизации системы образования. Практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования системы образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Усвоение готовых знаний должно стать не целью, а одним из вспомогательных средств при подготовке специалиста. Таким образом, современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий творчески решать возникшие проблемы, а также имеющий навыки самообеспечения.

Одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования является компетентностный подход, личностно-ориентированный по своей природе.

Основой глобального процесса информатизации общества является информатизация образования. При этом оно должно опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно в процессе обучения формируются социальные, психологические, общекультурные предпосылки информатизационного общества. Новые потребности общества и личности определили информационную компетенцию как одну из базовых, ключевых.

Кроме того, данная компетентность имеет некоторые отличительные особенности:

1.Приоритетность (все больший внес в состав деятельности современного специалиста приобретает информационная деятельность).

2.Динамизм (при подготовке выпускника недостаточно учитывать только современное состояние информатизации, необходимо ориентироваться на тенденции информационного развития).

3.Оптимальность (в ситуации стремительного развития информационной сферы необходимо готовить выпускника к оптимальной информационной деятельности; компетенции должно быть не много и не мало, а ровно столько, чтобы справляться с поставленными профессиональными задачами).

В процессе информатизации общества и образования постепенно складываются определенные традиции, стереотипы информатизационного поведения, приоритетные источники информации и способы информационного обмена, актуализируются личностные ценности и смыслы; все это отражается на формировании современного уровня информационной культуры.

Тогда можно сделать вывод, что информационная культура – это достаточно широкое и общее понятие, охватывающее значительную область научного и практического информационного знания и опыта. Мы рассматриваем информационную культуру как компонент в структуре культуры личности. Понятие информационной культуры часто отождествляется с понятием информационная грамотность.

Информационная грамотность определяется как «умение будущего специалист идентифицировать вид необходимой информации, произвести ее поиск, осуществить ее отбор и анализ, эффективно использовать в профессиональной деятельности». Таким образом, понятие информационной грамотности охватывает, прежде всего, технологическую сторону работы с информацией. Выбор технологии работы во многом определяется имеющимися техническими средствами. Знания и умения работы с современной компьютерной техникой определяют как компьютерную грамотность (техническая сторона работы). Но основное отличие грамотности от компетентности в том, что грамотный человек владеет знаниями, а компетентный – реально и эффективно может (готов) использовать знания в решении практических задач.

Из вышесказанного можно определить основное содержание информационной компетентности, в котором сочетаются информационно-технологические и информационно-технические компоненты:

§ Владение конкретными навыками по использованию технических устройств (от телефона до компьютера до компьютерных сетей);

§ Способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;

§ Умение извлекать информацию из различных источников (как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и эффективно использовать;

§ Владение основами аналитической переработки информации;

§ Умение работать с различной информацией;

§ Знание особенностей информационных потоков в своей предметной области.

Информационная компетенция многопланова, т.е. для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д. (например, выбор значимой информации требует развития таких личных качеств, как самостоятельность и критичность). Необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и функционировать в них. Следует также подчеркнуть ее полифункциональный характер: формирование информационной компетентности является одной из целей образования, но, в то же время, это ведущее средство процесса обучения.

Так как информационная компетентность является ключевой, то ее формирование происходит на всех уровнях образования, при этом должны выполняться принципы непрерывности и преемственности. Важно выяснить, какие компетенции будут формироваться на каждом этапе образования. То есть необходимо проектирование ключевых, межпредметных и предметных компетенций, тем самым мы сможем определить содержание образования в компетентностном подходе.

Опрос студентов показал, что около 50 % опрошенных легко работают в Интернете с электронной почтой, в то же время, только 20 % свободно работают с клавиатурой и текстовыми документами. Таким образом, уровень подготовленности абитуриентов варьируется от нулевого до профессионального. Кроме того, все ярче проявляется информационное неравенство учащихся: более 60 % студентов имеют компьютер на своем рабочем столе дома, тогда как остальные имеют доступ к этой технике в среднем 1-4 часа в неделю. Из вышесказанного можно сделать вывод, что проектировать информационную компетентность необходимо не по единому сценарию, а исходя из уровня первоначальной подготовки студентов.

Одним из требований при разработке программного обеспечения является интуитивная понятность использования. В результате от пользователя скрывается сущность компьютерного решения проблем профессиональной деятельности, и это формирует у студента ложное чувство того, что компьютер сам все решает. Поэтому не возникает потребности в изучении фундаментальных понятий и методологических подходов в изучении информационных технологий. Таким образом, учебный процесс следует строить не по принципу «нажми на кнопку – получишь результат», а исходя из поставленной задачи, обсуждения возможных методов решения в общем виде, определения оптимального подхода. Выработка этих компетенций невозможна без знаний фундаментальных основ информатики.

Особо необходимо остановиться на роли преподавателя при формировании информационной компетентности студента. Как показал опрос абитуриентов, около 60 % опрошенных считают, что основная причина слабой информационной подготовки – это низкая квалификация преподавателей информатики. Преподаватели информационных дисциплин и преподаватели специальных дисциплин часто «оторваны» друг от друга, т.е. преподаватель информатики имеет слабое представление о предметной области других дисциплин, а преподаватель специальных дисциплин имеет слабую информационную подготовку. Тесному контакту преподавателей мешает и сама система учебного процесса, в основу которого преимущественно положена классно-урочная система. В этом случае преподаватель может передать студенту необходимые знания по предмету, но говорить о компетентностном подходе уже не приходится.

Для получения профессионального уровня информационной компетентности необходимо создать условия для обучения квалификационной работе на ПК. Вполне очевидно, что студент должен иметь навыки работы с самым современным оборудованием и программным обеспечением (соответствующим его будущей профессиональной деятельности).

Важно вовлекать студентов в самостоятельную работу с элементами научно-исследовательской деятельности с активным использованием возможностей информационных технологий.

Требуется также обеспечить выполнение принципа преемственности и последовательности. Необходимо сотрудничество учителей средней школы, преподавателей педучилища.

Для реализации индивидуальных образовательных траекторий в учебных планах следует предусмотреть дисциплины по выбору, связанные с информационным блоком, учитывающие степень подготовленности и выводящие обучаемого на заданный уровень информационной компетентности.

Применяемые информационные технологии должны подчиняться принципу технической адекватности, т.е. в процессе обучения необходимо поддерживать технические и программные средства на современном уровне. Имеющийся информационный ресурс должен эффективно и рационально использоваться.

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу формирования и развития информационной компетентности у учащихся школ. Поставлена задача разобраться в определениях «информационная компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «ИКТ- компетентность», «информационно - функциональная компетентность», и понять какую все таки компетентность необходимо формировать у школьников. Обобщен анализ многих авторитетных ученых-педагогов в определении понятия "информационная компетентность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу формирования и развития информационной компетентности у учащихся школ. Поставлена задача разобраться в определениях «информационная компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «ИКТ- компетентность», «информационно - функциональная компетентность», и понять какую все таки компетентность необходимо формировать у школьников. Обобщен анализ многих авторитетных ученых-педагогов в определении понятия "информационная компетентность". В статье представлены компоненты структуры категории «информационная компетентность» . Сделан вывод о том, что понятие «информационная компетентность» имеет сложную структуру и процесс формирования информационной компетентности происходит поэтапно. Обобщены и уточнены понятия компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность и ИКТ компетентность как основные этапы формирования информационной компетентности. В статье рассмотрена модель информационно-коммуникационной технологической компетентности учащихся, в рамках которого предусмотрен комплекс базовых познавательных умений.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность, «информационная компетентность, информационно-коммуникационная компетентность, ИКТ- компетентность, информационно - функциональная компетентность.

В отечественной педагогической литературе, официальных документах министерства образования и науки и других источниках информации часто используются термины «компьютерная грамотность», «ИКТ грамотность», «информационная компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «ИКТ- компетентность», «информационно - функциональная компетентность». Нами поставлена задача разобраться в этих определениях и понять какую все таки компетентность необходимо формировать у учащихся школ. Компетентностный подход в определении целей и содержания образования, ориентацией на освоение умений, обобщенных способов деятельности является ведущим в работах таких отечественных педагогов, как В.П.Давыдов, А.К.Макаров, А.М.Новиков, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицина, А.В.Хуторской, Г.П.Щедровицкий и других. Необходимо отметить, что на современном этапе развития педагогики понятие "информационная компетентность" определяется неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Тришина С.В. считает, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. В определении структуры категории "информационная компетентность" ею выделены компоненты, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Компоненты структуры категории «информационная компетентность»

Н.Н.Абакумова считает, что информационная компетенция - это умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) . Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности субъекта образовательного процесса по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Кизик О.А. считает, что информационная компетентность включает в себя способности к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей а также готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде. В литературе встречается понятие «информационно- функциональная компетенция» - комплекс различных видов деятельности (когнитивной, ценностно-мотивационной, коммуникативной, технико-технологической, рефлексивной), в процессе которой формируются навыки, способствующие развитию личности учащегося. А также понятие «коммуникационная компетентность» - деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации. Информационно – коммуникационная компетентность школьников в рамках проекта «Информатизация системы образования» определяется, как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа (access) к информации, ее опознание-определение(define), организации(integrate) , обработки(manage), оценки(evaluate), а также ее создания-продуцирования(create) и передачи-распространения(communicate), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях экономики, которая основана на знаниях(know based economy). При этом формирование информационно – коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков, а как способность использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей. Итак, можно сказать, что понятие «информационная компетентность» имеет сложную структуру и процесс формирования информационной компетентности и происходит в несколько этапов:

Рисунок 2. Этапы формирования информационной компетентности

В новых публикациях на эту тему, подготовленных педагогическими сообществами, отмечается, что ИКТ могут использоваться в школах более эффективно. Ведущие теоретики и практики демонстрируют, как это можно и нужно делать. Большинство из них придерживаются того мнения, что широко практикуемое обучение изолированным умениям в условиях особых “компьютерных классов” чаще всего не достигает своей цели. В качестве альтернативы такому методу обучения работе на компьютере они предлагают путь интеграции чисто технических моментов и содержательных задач различного рода. Руководящим принципом тут выступает положение о том, что конечным результатом обучения должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации, организации деятельности, в частности – исследовательской. А это, в свою очередь, влечет за собой существенное изменение общей методики преподавания и конкретных акцентов. Переход от обучения отдельным навыкам работы на компьютере к интегрированному способу выработки информационной компетентности предполагает специальные усилия в этом направлении. Они показали, что для формирования последних необходимо выполнение двух существенных условий: во-первых, эти навыки должны быть непосредственно связаны с конкретной предметной областью и с используемыми учебными заданиями; во-вторых, сами навыки должны быть внутренне интегрированы между собой в рамках общей модели переработки информации. Выработка компьютерной компетентности не должна сводиться к простому перечню тех знаний и умений, которыми учащиеся должны овладеть (знание устройства компьютера, навыки работы с текстовым редактором, умение искать и находить нужную информацию в Интернете). Безусловно подобные знания и умения очень важны, традиционный путь обучения им в изолированном виде не обеспечивает успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний. Таким образом, можно сказать, что понятие «компьютерная грамотность» сводиться к овладению навыками работы с компьютерными технологиями (текстовый редактор, электронные таблицы и т.д.) и средствами коммуникации. Однако, можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни? Исчерпывают ли элементарные навыки работы с текстовым редактором те требования, которые выдвигают современное производство или обучение в высшем учебном заведении? На все эти вопросы нужно ответить отрицательно. Бурмакина В.Ф. и Фалина И.Н. дают определение понятия «информационно - коммуникационная технологическая грамотность» как использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Причем грамотность понимается, как умение учиться и развиваться всю жизнь, то есть ИКТ–грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе. На основе определения ИКТ–грамотности данные авторы переходят к понятию информационно – коммуникационной технологической компетентности (ИКТ–компетентности). Компетентность – понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетентности, например, языковая компетентность. Под ИКТ– компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. При этом акцент делается на формирование симбиоза познавательных, этических и технических навыков. В качестве основы ИКТ - компетентности выступает комплекс умений. Первым шагом на пути превращения наших детей в компетентных пользователей современными информационно - коммуникационными технологиями является описание комплекса базовых познавательных умений, которыми им предстоит овладеть. Бурмакина В.Ф. и Фалина И.Н. определяют модель информационно-коммуникационной технологической компетентности, состоящей из семи познавательных действий, которые в свою очередь состоят из определенных умений, представленный на схеме 1.

Интегрирование информации

Схема 1. Модель информационно-коммуникационной технологической компетентности

Таким образом, формирование ИКТ - компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем. Выработка подлинной ИКТ - компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере. ИКТ - компетентность школьника – это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность в будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникационными компетенциями.

Библиографический список

1. Абакумова Н.Н.Диагностика информационных компетентностей на разных уровнях образования.ТГУ, Томск, 2007 г.

2.Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая семерка (Б7). Информационно –коммуникационно -технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей.М.2007 г.

3. Вербицкий А.А . Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе:проблемы, задачи, перспективы». - М., 2004.

4. Гендина Н.И . Информационная культура личности в контексте формирования общества знаний (htttp://www.eilc2005.c-bit.ru/reg.php?action=get-doctxt&id=44).

5.Кизик О.А. Становление информационной компетентности учащихся в образовательном процессе профессионального лицея: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Петрозаводск, 2004 159 c. РГБ ОД, 61:05-13/334

6.Киселева Т.Г.Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета. Всероссийская интернет-конференция «Современный учитель и Новая школа» - М., 2009.


Формирование информационной компетенции у младших школьников.

« Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать! »

(англ. писатель А́ртур Чарльз Кларк)

Готовясь к очередному уроку, каждый раз учитель задает себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить наших ребят.
В современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.

Под компетенциями понимают совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у обучающегося формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.

Андрей Викторович Хуторско́й ( доктор педагогических наук ) выделил основные ключевые компетенции, в перечень которых входят: 1.ценностно-смысловая ( это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. ) , 2 . общекультурная ( познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека) ; 3. учебно-познавательная (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор) , 4 . информационная ( способность результативно мыслить и работать с информацией) , 5 . коммуникативная (способность общаться и взаимодействовать с людьми). , 6.социально-трудовая ( выполнение роли гражданина, наблюдателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения ) , 7 . личностная компетенция . (направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).

Более подробно я расскажу об информационной компетентности.

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Информационная компетентность характеризуется как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

Информационные компетенции включают в себя:

    владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом;

    самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

    ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

    владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема;

    применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.

Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления, т.к. именно в этой технологии представлены приемы, направленные на формирование информационных компетенций.

На примере урока русского языка.

Одним из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала является:

1.Таблица “З-Х-У” (“Знаю – Хочу знать – Узнал”)

Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Цели ее применения:

1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.

2. Пробуждение интереса к получению новой информации.

3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Пошаговое описание метода.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики “ Знаю”, “Хочу узнать”.

2 шаг : По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу “Узнали”.

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – “источники информации”, “что осталось не раскрыто”.

На уроке обобщения знаний о глаголе используется интерпретация таблицы:

2.Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, “с высоты птичьего полёта”. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала.

Слово “кластер” происходит от английского cluster – гроздь, рой, скопление. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.Важно и то, что построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся, выбора тем учебных проектов.

Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности (особенно у тех, кто плохо вписывается в систему традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения). И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

Возможности использования кластера:

​ При систематизации, повторении материала;

​ При работе с текстом;

​ При повторении в начале урока;

​ При введении в тему;

​ При сборе необходимого языкового материала;

​ При контроле;

Пример: Пользуясь кластером, расскажите о формах глаголов:

Пошаговое описание метода.

​ В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение).

​ По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).

​ Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Вышеописанная технология обучения на основе творческой переработки текста позволяет учить интересно, быстро, качественно и даёт учащимся чувство удовлетворения.

На примере урока окружающего мира.

1) При изучении темы « Земля в космосе», учащимся необходимо прибегнуть к различным источникам информации (Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т.д.), чтобы узнать о планетах солнечной системы – используется информационная компетенция.

2) Урок окружающего мира

Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями, т.е. как сформулировал фр политич. деятель Жак Делор – научиться познавать, делать, жить и жить вместе. Задача образования в информационном обществе – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем. Процессом обучения в информационном обществе становится совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно­образовательной среде. Т.е. роль учителя из ведомого превращается в направляюще­консультирующую, поддерживающую, а роль ученика из ведомого учителем – в роль партнёра в процессе обучения. Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса традиционного обучения в условиях информационного общества преобразуется в ориентирующую, презентационную функцию ­ функцию педагогической поддержки. ФГОС НОО ­ смена образовательной парадигмы ­ Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Внедрение данного подхода – это важное условие повышения качества образования. А одной из главных ключевых компетентностей в подходе является информационная компетентность.  Что такое «информационная компетентность» школьника? Информационная компетентность ­ это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность ­ это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).  Какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах ФГОС? В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.  Как сформировать информационную компетентность у младшего школьника?

Формирование основ информационной компетентности нужно рассматривать как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В своей работе использую большое количество различных форм, приёмов и методов, направленных на формирование данной компетентности. Познакомлю с некоторыми из них. Прием «6­ти вопросов» заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно­популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурируют текст и в дальнейшем опираются на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её. Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием. С помощью этого приема ученики устанавливают соответствие между имеющимся собственным опытом и полученной информацией. Приём «кластер» ­ это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Заключается приём в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны, Данный приём особенно удобен в 1 классе, дети ещё медленно читают, а рисуют хорошо. Приём «синквейн». Это стихотворение из пяти строк, которое строится поопределённым правилам. Этот прием позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем и обеспечивает развитие рефлексивной составляющей. Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» ­ новое, знаком «­» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения. Приём «ведения дневника или бортжурнала» позволяет в ходе изучения темы фиксировать ученикам свои мысли, наблюдения, впечатления. Удобен для урока окружающий мир, групповой работы. Каждая группа определяла в тексте необходимую информацию и озвучивала её классу, остальные учащиеся внимательно слушали и записывали её в бортжурнал. Т.о. ученики представляют информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора оснований, демонстрируют операционно­деятельностную составляющую информационной компетентности. т.е. Приём «водопад» позволяет получить информацию от детей по теме или относительно какого­либо понятия с целью структурирования. Например, на доске слово «сумма».Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется ­ «сумма чисел»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации. Приём «несоответствий» (коллизий) имеет несколько вариантов. Первый ­ между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами. На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Ученики выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет задуматься и заняться поиском дополнительной информации. Второй приём несоответствия между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Во 2 классе на уроке русского языка по теме «Парные согласные» дано задание: «Запишите слово ЛУ[К]». Кто­то записал «луг», кто­то – «лук», а кто­то ­ и «луг», и «лук», объяснив, какая информация при этом потребовалась.

И приём несоответствия между научными знаниями и житейскими, благодаря которому возникает дискуссия. (на 4 класс) Результатом использования этого приема является способность учащихся к формулированию собственной аргументированной позиции, исходя из собственного опыта и полученной информации, что развивает мотивационный и операционно­деятельностный компонент. Приём «Выбор задания». Даётся ряд чисел (слов). ­ Какое задание вы бы предложили? ­Для чего мы его будем выполнять? ­Предложите ещё одно задание с этими числами (словами). Прием позволяет ученикам воспроизводить имеющуюся информацию и использовать её для анализа и ранжирования по самостоятельно заданным основаниям. Приём «Толстые и тонкие вопросы». Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:    проблемно­диалогический; исследовательский; проектный. Проблемно­диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно­диалогическом методе является создание проблемной ситуации. С данным методом мы подробно познакомились на курсах, проводимых Мельниковой Еленой Леонидовной. является применение исследовательского метода обучения. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, который должен быть социально и практически значимым. ("Какие комнатные растения есть у вас дома?""Какие животные и растение занесены в Красную книгу?") Для формирования информационной компетентности важным Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является проектный метод. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Здесь необходимо отметить позволяют поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействуют развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. использование учащимися ИКТ, которые Как измерить сформированность информационной компетентности учащихся начальных За 2 года ведения кружка "Инфознайка" учащиеся познакомились с программами: графический редактор MS Paint, Текстовый редактор MS Word, редактор MS Power Point; MS Excel, научились работать в Интернете. Использование ИКТ открывает новые возможности не только в обучении предмету, но и во внеурочной деятельности. Например, участие в конкурсе "Лидер чтения", презентация класса. В конце года каждый самостоятельно приготовил презентацию и представил классу.  классов? На данном этапе в основном велась работа по формированию информационной компетентности. В 4 классе продолжу работу над этой темой и для диагностики воспользуюсь методикой Е.А.Хасьянова и С.Ю. Прохоровой. Также продолжим работу с помощью "Типовых задач по формированию УУД. Работа с информацией." для 4 класса и "Комплексных работ", которые состоят из текста и 12 заданий, содержательно связанных с текстом. Выполнение заданий, в основе которых использованы сюжеты ситуаций из реальной жизни, поможет ребёнку определить, насколько эффективно он умеет учиться. Информационное пространство каждой работы организовано так, чтобы ученик приобретал опыт не только самостоятельного выполнения заданий, но и контрольно­оценочной деятельности, что обеспечено наличием ответов к заданиям. Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем.